Педагогика
УДК 81243(045)
кандидат педагогических наук, доцент Кондратьева Татьяна Николаевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» (г. Саранск); кандидат филологических наук, доцент Щемерова Надежда Николаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» (г. Саранск)
ОБУЧЕНИЕ ВТОРОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ С ПРИРОДОЙ РОДНОГО КРАЯ
Аннотация. Целью данной статьи является рассмотрение особенностей обучения детей старшего дошкольного возраста второму языку в процессе ознакомления с природой мордовского края. Раскрыта специфика русско-мордовского двуязычия и средства (сказки, приметы, загадки, праздники, песни и др.), которые позволят обогатить знания старших дошкольников об этнопедагогическом наследии мордовского народа, показать образность, точность, ритмичность и выразительность мордовских языков.
Ключевые слова: двуязычие, природа родного края, этнопедагогическое наследие.
Annotation. The purpose of this article is to consider the features of teaching children of preschool age the second language in the process of familiarization with the nature of the Mordovian region. The specificity of Russian-Mordovian bilingualism and means (fairy tales, signs, riddles, holidays, songs, etc.), which will enrich the knowledge of senior preschoolers about the ethno-pedagogical heritage of the Mordovian people, reveal the imagery, accuracy, rhythm and expressiveness of the Mordovian language.
Keywords: bilingualism, the nature of his native land, ethnopedagogical heritage.
Введение. В условиях языковой ситуации в Республике Мордовия формирование ребенка происходит под влиянием национальных традиций и обычаев, этических норм речевого и неречевого поведения. Первичное овладение языком должно происходить в семье, когда родители используют его для повседневной коммуникации. Однако мордовские (мокшанский и эрзянский) языки сегодня теряют свою коммуникативную направленность.
Обучение мордовским языкам в старшем дошкольном возрасте имеет свои особенности, у детей проявляются индивидуальные различия в уровне речи. К этому времени дошкольники довольно хорошо владеют родным языком. У ребенка предшкольного возраста артикуляционный аппарат привыкает к определенным движениям, характерным для звуков родного языка, его фонетической системы в целом, что создает благоприятные предпосылки для обучения второму языку [4].
Ряд исследований (Ш. А. Амонашвили, А. А. Леонтьев, Н. Н. Поддьяков) доказали, что старший дошкольный возраст является наиболее подходящим для обучения языкам. Ребенок обладает достаточным объемом памяти, необходимым для формирования словарного запаса второго языка.
Формирование представлений о природе, правильного отношения к ней, безопасного поведения на природе происходит на основе знакомства ребенка с объектами родного края. Это отмечают в своих работах западные (Ж. Ж. Руссо, Я. А. Коменский, Ф. Фребель и др.) и отечественные педагоги (Е. Н. Водовозова, Е. И. Тихеева, К. Д. Ушинский и др.). Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек и накопил социальный опыт жизни в своем крае, усвоил принятые в нем нормы поведения, приобщился к миру его культуры. В этой связи имеет огромное значение ознакомление детей 5-7 лет с природным своеобразием Мордовии.
Изложение основного материала статьи. Воспитание ребенка с раннего возраста двуязычным (билингвом) рассматривается в настоящее время во многих странах как важный ресурс для формирования компетентных в разных языках людей. Республика Мордовия - исторически сложившийся билингвальный регион, здесь рядом проживают русские и мордва. Мордовские (мокшанский, эрзянский) языки и русский язык имеют равноправный статус государственных языков Республики Мордовия.
Современные дети развиваются в многонациональной культурной среде и поэтому обучение мордовским (мокшанский, эрзянский) языкам в детском саду необходимо. Знакомство детей с мордовским этносом, приобщение их языку, формирование у ребенка начал национального самосознания, интереса к национальной культуре одно из важных направлений воспитания ребенка. Изучение родного языка способствует сохранению национально-культурной идентичности и самобытности этносов.
Большой популярностью в дошкольных образовательных организациях пользуется кружковая работа. При разработке программ обучения мордовским языкам учитываются следующие принципы:
* принцип развивающего обучения;
* функционально-семантический принцип;
* принцип целостности;
* принцип системности и комплексной реализации задач: образовательных, воспитательных, развивающих;
* принцип личностно-ориентированного подхода;
* принцип интеграции и игрового подхода;
* принцип культуросообразности.
Планируя работу по обучению детей второму языку, воспитателю рекомендуется в процессе непосредственно-образовательной деятельности решать речевые задачи в комплексе. Важно учитывать специфику русско-мордовского двуязычия: уровень понимания детьми мокшанского / эрзянского языка, речевую обстановку в семьях и в данной группе. Одновременно педагогом должна проводиться работа над грамматическими, лексическими и фонетическими аспектами языка [5].
Знакомство детей с природой родного края способствует обогащению и активизации словаря; формированию грамматической и фонетической стороны речи; развитию внимания, памяти, связной речи; воспитанию бережного отношения к растительному миру Мордовии. Все это побуждает детей наблюдать, размышлять, рассуждать, высказывать интересные суждения. Так, для закрепления с детьми новых слов и фразовой речи на эрзянском языке можно использовать следующие диалоги:
Те овто? - Да, те овто. (Это медведь? - Да, это медведь.)
Те нумоло? - Аволь, те киска. (Это заяц? - Нет, это собака.)
Те умарь или вишня? - Те вишня. (Это яблоко или вишня? - Это вишня.)
Умаресь кодамо? - Умаресь якстере. Умаресь покш. (Яблоко какое? - Яблоко красное. Яблоко большое.)
Тунда лембе? - Да, тунда лембе. (Весной тепло? - Да, весной тепло.)
Кизна пси? - Кизна пси. (Летом жарко? - Летом жарко.)
Те мезе? - Те чувто. (Что это? - Это дерево.)
Чувтось покш? - Да, чувтось покш. (Дерево большое? - Да, дерево большое.)
Кодамо чувтось? - Покш (сэрей, пиже, вишкине ...). (Какое дерево? - Большое (высокое, зеленое, маленькое...)).
Авторы примерного регионального модуля программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем» рекомендуют: активизировать в речи детей лексический и грамматический материал по темам «Домашние птицы», «Домашние и дикие животные». Продолжать тренировать в использовании имен существительных в единственном и во множественном числе, развивать умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму; расширять словарный запас с усвоением новых слов и фразовых конструкций по теме «Огород»: мокш. валомс, ведарка(ня), граблят, кайме, касомс, панденя, пере, шувомс, коса?, мон (тон) шувондан(ат), валан шуфта, коса касы...; эрз. койме, граблят, пандя (пандине), пире, ведра (ведрыне), чувомс, валомс, касомс, косо?, мон (тон) чуван(ат), косо касы. .[3].
Для детей пятого года жизни важна игровая мотивация. Эффективным для усвоения мордовских слов является использование загадок, считалок, сказок. В мордовском фольклоре довольно много загадок, дающих полную, образную характеристику отдельным животным и растениям, которые вызывают чувство удивления у дошкольников, эти объекты служат основой дальнейшего развития знаний о живых организмах:
Воспитатель: Тельня ашо, кизна серой (Зимой белый, летом серый)
Дети: Нумоло (Заяц)
Воспитатель: Истя, те нумоло (Правильно, это заяц) (показывает игрушечного зайца).
Воспитатель: Шумбракстнеде нумолонть марто! (Поздоровайтесь с зайцем!)
Заяц здоровается с детьми сначала на русском, затем на изучаемом языке.
Далее воспитатель вводит слово нумоло в уменьшительно-ласкательной форме нумолнэ. Закрепление нового слова уже происходит с знакомым приветствием: Шумбрат нумолнэ! Вводятся названия других животных овто / офта (медведь),ривезь / келазь (лиса) и т.д.
В загадках содержится характеристика растений и животных в необычной поэтической форме, что вызывает интерес и радостное желание правильной отгадки. Таинственные силы природы благодаря загадке становятся более близкими и понятными.
Народные загадки, пословицы, поговорки являются своеобразной системой знаний о природе, ее явлениях. Используя их, дети описывают характерные признаки объектов и явлений природы, выявляют разнообразные взаимосвязи между ними.
Для закрепления словаря и развития связной речи можно использовать дидактические игры: «Угадай, какое животное», «Назови слово», «Кто в домике живет?». Например, дидактическую игру «Веселый огород».
Цель игры: учить понимать вопросы на эрзянском языке и правильно отвечать на них.
Ход игры:
Детям надевают шапочки с изображением фруктов и овощей (яблоко, помидор, репа, огурец, вишня). Встают в круг. Под музыку дети пляшут. Музыка заканчивается - дети закрывают глаза. Воспитатель накрывает колпаком или платком ребенка в шапочке репы и спрашивает: Кто спрятался?
Дети: Репсэсь. (Репа)
Воспитатель: Кодамо репсэсь? (Какая репа?)
Дети: Репсэсь ожо (Репа желтая)
Игра продолжается.
Использование мордовских сказок с природоведческим содержанием «Мейс верьгизтнэ кармасть кундсеме нумолотнень» («Почему волки стали охотиться на зайцев»), «Кода кискась вешнесь ялга» («Как собака друга искала») содействует овладению знаний о животных и растениях ближайшего окружения и формированию познавательного отношения к природе родного края [1].
Сказки «Почему курица и коршун в ссоре», «Свинка» и др. помогут понять и осознать закономерности в жизни растений и животных родного края, природных явлениях. Они увлекательны и доступны для детей старшего дошкольного возраста.
Впечатления, полученные на прогулках и экскурсиях, можно подкреплять чтением природоведческой литературы: Ф. Атянин «Ласточка», Ф. Бобылев «Странный кот», Ф. Ежов «Плутовка-пустоголовка».
В подготовительной к школе группе для развития речевой деятельности детей инсценируются сказки «Репка», «Теремок», «Колобок» на мордовских языках. Во время инсценировки сказки «Репка» закрепляются названия домашних животных и членов семьи. Дети уже знают содержание сказки, часто ее рассказывали. Воспитатель предлагает послушать сказку на изучаемом языке и помочь в рассказывании.
Сказка «Теремок». На стол выставляются атрибуты сказки «Теремок». Воспитатель говорит: «Посмотрите, дети, какие звери пришли к нам в гости. Кто эти зверушки, и из какой сказки они пришли? (Ответы детей.) «Да, они живут в сказке «Теремок». Мы с ними сейчас поиграем».
Дети инсценируют сказку на изучаемом языке: кто становится «мышкой-норушкой», кто «лягушкой-квакушкой» и т. д.
Ответы на вопросы: Тон кие? - Мон чеерне. (Ты кто? - Я мышка.)
А тон кие? - Мон каткине. (А ты кто? - Я котенок.) и др.
Колыбельные песни, потешки, прибаутки знакомят детей старшего дошкольного возраста с миром природы, с повадками зверей и птиц:
Удок, удок, катоняй - на мокшанском языке (Спи, спи, котеночек)
Удок, кукинесь, удок и озяскесь балясь - на эрзянском языке (Спи, спи, кукушонок, спи и воробушек уснул)
Тон, нумолнэ, косолить? - на эрзянском языке (Ты, зайчонок, где был?)
Косо тон ульнить, раужо баран? - на эрзянском языке (Где ты был, черныйбаран?)
Большим успехом пользуются заклички, приговорки - обращения к различным явлениям природы (ветру, солнцу, дождю), насекомым, птицам, которые устанавливают закономерную последовательность природных явлений в связи со сменой времен года:
Пувак, пувак, вармине (Подуй, подуй, ветерочек)
Чипайне, лиссть, лиссть (Солнышко, выйди, выйди)
Киза, киза, кизоня - на мокшанском языке (Лето, лето, летонька)
Кизэ, сак, сак! - на эрзянском языке (Лето, приди, приди) и др.
Рекомендуется во время непосредственно-образовательной деятельности, наблюдений и труда в природе, в детских играх и досуговой деятельности подмечать совместно с дошкольниками особенности изменения растений и животных и приспособление их к среде обитания.
Комплексное решение практических, образовательных, воспитательных и развивающих задач обучения дошкольников эрзянскому языку возможно лишь при условии не только воздействия на сознание ребенка, но и проникновения в его эмоциональную сферу.
Разучивая стихотворение или песенку, ребенок легко запоминает рифмованный текст, содержащий большое количество новых слов и предложений. Рифмованный текст является полезным фонетическим упражнением, а также материалом для запоминания слов. Значение рифмовки в развитии выразительности и эмоциональности речи огромно. Поэтому заучивание стихотворений, песенок к праздникам способствует ознакомлению дошкольников с языком мордовского народа. Например, праздники «День Нового года» («Од кизонь ши» / «Од иень чи»), «Праздник урожая», «Велень озкс» и др. При их проведении важно использовать песенный фольклор, в котором встречается богатый лексический материал (названия растительного и животного мира): келу / килей (береза); пиче (сосна), тума / тумо (дуб) [1].
Эффективной формой обучения второму языку детей старшего дошкольного возраста и приобщения их к знаниям природоведческого характера являются экскурсии. Народные пословицы, которые используются в процессе проведения экскурсий, помогают знакомить детей с явлениями окружающей природы: казьсак модать весть, сон тонъ - кемоньксть (вознаградишь землю один раз, она тебя - десять раз), тундась сай -сембось живондай (весна придет - все оживет).
Дошкольники учатся определять изменения погоды по ряду признаков: по движению туч, поведению насекомых, птиц. Из содержания пословиц, примет дошкольники узнают, что, если «осень короткая - зима будет долгая», «зима богата снегом, лето - зерном», «ласточки низко летают - к ненастью». Народная мудрость, наблюдательность проявляется в народных приметах и пословицах [2].
Особо интересной для дошкольников является игра-путешествие «По лесным тропинкам» с использованием мордовского фольклора, где прививается любовь к природе, бережное отношение ко всему живому, детей знакомят с Красной книгой Мордовии. Участники делятся на две команды: «Келу» («Березка») и «Куз» («Ёлка»), каждая из которых готовит представление.
Команда «Куз»
И летом, и зимой Кизонек-тялонек
Все в одежде одной Фкя щамса (панарса) щавкаряф. (Куз)
Команда «Келу»
На опушке леса девушка на выданье, Вирь траваса максома стирь,
Каждую весну плачет. Эрь тунданя аварди (Келу).
Педагог рассказывает, что о березе сложено много песен, стихов на мордовских языках. Они совместно их вспоминают, поют и рассказывают.
Выводы. Итак, можно сделать вывод, что мордовская детская художественная литература и устное народное творчество экологической направленности, раскрывают образность и выразительность языков, ритмичность мордовской речи, точность слов мордовских языков. Обучение второму языку детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с природой родного края позволит обогатить их знания об этнопедагогическом наследии мордовского народа; развить эколого-эстетическое отношение к природе родного края; сформировать умения и навыки по сохранению и улучшению природной среды Мордовии.
Литература:
1. Кондратьева Т. Н. Этноэкологическое образование детей старшего дошкольного возраста (На материале Республики Мордовия): дис. ... канд. пед. наук / Кондратьева Татьяна Николаевна. - Москва, 2006. - 193 с.
2. Кондратьева Т.Н. Формирование экологической культуры у детей 5-6 лет в процессе природоведческих экскурсий / Т.Н. Кондратьева, О.И. Смирнова сборник: «Проблемы формирования экологического мышления в современном обществе» материалы Международной научно-практической интернет-конференции. 2014. С. 81-83.
3. Мы в Мордовии живем: регион. образов. модуль дошк. образования / О.В. Бурляева [и др.]. -Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2015. - 84 с.
4. Щемерова Н.Н. Методические аспекты обучения дошкольников мордовским языкам / Н.Н. Щемерова // В мире научных открытий. - 2015. - № 3.9(63). - С. 4171-4178.
5. Щемерова Н.Н. Развитие речевого общения дошкольников на мордовских языках: мет. пос. / Н.Н. Щемерова; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2013. - 86 с.
Педагогика
УДК: 373.2(045)
кандидат педагогических наук, доцент Кондратьева Татьяна Николаевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» (г. Саранск); кандидат филологических наук, доцент Щередина Наталья Ивановна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» (г. Саранск)
ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА К РУКОВОДСТВУ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИМИ РАБОТАМИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Аннотация. В данной статье раскрыта актуальность применения проектно-исследовательской деятельности в дошкольных организациях; рассмотрены теоретические и практические аспекты подготовки педагога к руководству проектно-исследовательскими работами дошкольников экологической направленности. Представлены практико-ориентированные мастер-классы для педагогов и родителей.
Ключевые слова: проектная деятельность, экологический проект, проектно-исследовательские работы, дошкольники, дошкольная образовательная организация, экологическое образование, мастер-класс.
An^tatton. This article reveals the relevance of the application of project and research activities in preschool organizations; the theoretical and practical aspects of teacher training to guide the environmental orientation project and research work in preschool. Practice-oriented master classes for teachers and parents are presented.
Keywords: project activities, environmental project, design and research works, preschoolers, preschool educational organization, environmental education, master class.
Введение. Интенсивные изменения в содержании образования, стремление к повышению его качества создают педагогам условия для внедрения более эффективных средств обучения и воспитания на основе современных методов и новых инновационных технологий, постоянно повышая уровень своего профессионального развития. Одним из эффективных инновационных методов работы с дошкольниками является метод проектной деятельности, который основан на понимании роли личности ребенка в системе дошкольного образования [5].
Научить ребенка проектированию с успехом может педагог, владеющий методом проектов как технологией и как деятельностью по самоорганизации профессионального пространства. Проектная деятельность имеет важное место в процессе экологического образования дошкольников. Поскольку основная цель экологического образования - не просто формирование теоретических знаний, а формирование определенного отношения к природе, экологического сознания [1].
Проектно-исследовательская деятельность экологической направленности является действенным инструментом формирования знаний, умений и навыков правильного отношения к природе, которое формируется исходя из личного опыта ребенка. Воспитание основ экологической культуры у дошкольников во многом зависит от экологической и методической грамотности педагога, умения создавать условия для такой работы, увлечь детей, что позволит эффективно руководить проектно-исследовательскими работами экологической направленности.
Формулировка цели статьи. В настоящее время в практике дошкольного обучения детей отсутствует четкая система педагогического руководства организацией и проведением проектно-исследовательских работ. Не менее серьезным недостатком является незнание большинством педагогов детских садов разновидностей работ проектно-исследовательского характера, структуры, динамики их усложнения. Педагоги ощущают потребность в специальных методических разработках и рекомендациях по данному вопросу; испытывают большие затруднения в осуществлении рационального сочетания репродуктивной и творческо-познавательной деятельности детей. Целью статьи является ознакомление педагога дошкольных образовательных организаций с рациональными методами руководства процессом проектно-исследовательской деятельности экологической направленности.
Изложение основного материала статьи. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предъявляет к познавательному развитию дошкольника высокие требования и предполагает у него «развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира» [4].
В настоящее время принято много нормативно-правовых документов, в которых изменяются подходы к экологическому образованию дошкольников. Образовательная область «Познание» включает экологическое образование дошкольников. Мы полагаем, что одной из предпосылок всестороннего развития личности дошкольника является организация проектно-исследовательской деятельности ребенка экологической направленности, так как именно в дошкольном возрасте дети воспринимают природу эмоционально. Важно, чтобы ребенок получил систему экологических представлений в детстве, научился правильно взаимодействовать с природными объектами, стремился защищать все живое, необходимо сформировать высокий уровень экологической ответственности у дошкольника, способность осознавать последствия собственных действий по отношению к живой природе своего родного края. Организация и проведение познавательно-исследовательской деятельности экологической направленности является интегративным видом деятельности и основана на активном и самостоятельном выполнении ребенком дошкольного возраста целого комплекса действий по решению важных экологических проблем. На начальном этапе взрослый вместе с ребенком формулирует гипотезу, определяют проблему исследования, а затем ребенок самостоятельно учится определять способы решения.
Структура выполнения проектно-исследовательских работ экологической направленности дошкольников имеет много общего со структурой творческих работ.