УДК 373
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ STEAM-ТЕХНОЛОГИИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ОСНОВ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
Гришанова Наталья Юрьевна
старший воспитатель,
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Павловский детский сад № 4 «Колокольчик», р.п. Павловка Ульяновской области E-mail: grishanovanatalia@mail. ru
THE USE OF STEAM TECHNOLOGY IN PRESCHOOL EDUCATION IN THE FORMATION OF THE FOUNDATIONS OF NATURAL SCIENCE
IDEAS OF PRESCHOOLERS
Natalia Grishanova
senior educator,
Municipal budget preschool educational institution Pavlovsky kindergarten No 4 "Bell", r.p. Pavlovka of the Ulyanovsk region E-mail: grishanovanatalia@mail. ru
Аннотация. В статье рассматриваются преимущества и актуальность использования STEAM- технологии в работе с детьми дошкольного возраста. Автор статьи знакомит с одним из направлений STEАM-образования в Ульяновской области и спецификой подходов к нему в дошкольной практике региона.
Abstract. The article discusses the advantages and relevance of using STEAM technology in working with preschool children. The author of the article introduces one of the directions of STEAM education in the Ulyanovsk region and the specifics of approaches to it in the preschool practice of the region.
Ключевые слова: инновации, STEAM-технологии, основы естественнонаучных представлений дошкольников, социальные партнеры, творческое объединение «Палитра», творческие виды деятельности.
Keywords: innovations, SESAME technologies, fundamentals of natural science concepts of preschoolers, social partners, creative association "Palette", creative activities.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Павловский детский сад № 4 «Колокольчик» имеет опыт инновационной деятельности в областной программе РИП (развитие инновационных процессов) с 2008 года.
Какова же роль современного педагога во времена инновации? А роль та же: формирование личности, но уже личности, владеющей новой прогрессивной технологией. Что же может заинтересовать такого ребенка?
Мы нашли ответ на этот вопрос - это STEAM-технологии, именно они позволяют нам разнообразить образовательный процесс, сделать его насыщенным и эффективным.
Что такое STEAM?
STEAM-образование основано на слиянии всех пяти направлений в единую схему развития и демонстрирует дошкольникам, как применять науку и искусство в жизнедеятельности, дает детям возможность изучать мир системно, вникать в логику происходящих вокруг явлений, обнаруживать и понимать их взаимосвязь, открывать для себя новое, необычное и очень интересное [2].
Одним из направлений STEAM-образования в Ульяновской области
является: формирование основ естественнонаучных представлений детей дошкольного возраста.
Специфика подходов к STEАM-образованию в дошкольной практике нашего региона состоит в следующем:
1. внедрение технологий социального партнерства, способствующих расширению образовательного развивающего пространства детства и обогащению материально-технической базы для организации образовательной деятельности в рамках формирования основ естественнонаучных представлений дошкольников;
2. разработка направлений парциальной программы в формате творческой лаборатории педагогических работников ДОО.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Павловский детский сад № 4 «Колокольчик» с 2017 года работает в формате творческой лаборатории по направлению «Отражение свойств предметов и явлений окружающего мира в творческих видах деятельности».
Данный инновационный проект направлен на решение одной из задач ФГОС дошкольного образования: создание благоприятных условий развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка и предполагает внедрение в воспитательно-образовательный процесс ДОУ новой STEAM-технологии, обеспечивающей развитие у дошкольников интереса к науке, технике, образованию, культуре, формирования у них творческого мышления, инициативности, способности к принятию нестандартных решений.
Мы считаем, что одним из важных условий повышения качества дошкольного образования является широкое использование образовательных ресурсов социальных партнеров ДОО.
Нашим социальным партнером на протяжении многих лет является муниципальное творческое объединение «Палитра», в которое входят художники, краеведы, поэты, писатели, рукодельницы, музыканты.
Взаимодействие с творческим объединением «Палитра» обеспечивает педагогические условия для знакомства детей со свойствами предметов и явлений окружающего мира в творческих видах деятельности и является великолепным средством, помогающим обеспечить внедрение технологии STEAM-образования в ДОО.
Совместная работа с ТО «Палитра» является прекрасным средством для развития творческого потенциала детей.
Творческие виды деятельности - стихи, проза, картины членов творческого объединения «Палитра» способствуют развитию интереса детей к объектам и явлениям окружающего мира, к родному краю, малой Родине; способствуют развитию любознательности и познавательных действий.
В период с 2018 г. по 2021 г. творческой группой педагогов нашего учреждения были разработана, экспериментально проверена и внедрена парциальная программа для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста по формированию естественнонаучных представлений у детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия педагогических коллективов ДОО с социальными партнерами.
Содержание литературных и художественных произведений членов творческого объединения «Палитра» о природном окружении используется в образовательной программе с целью формирования у детей основ естественнонаучных представлений, знакомства воспитанников со свойствами предметов и явлений окружающего мира.
Особенностью содержания программы является опора на художественные средства, особенно произведения местных художников, поэтов и писателей о родном крае, его достопримечательностях.
По просьбе педагогов ДОО члены творческого объединения «Палитра» сочиняют для детей новые стихи и рассказы о природных явлениях и достопримечательностях нашей Малой Родины. Так, например, для ознакомления старших дошкольников с понятием «круговорот воды в природе» Л.В. Жилина, поэтесса, музыкант, мастер декоративно-прикладного творчества,
член ТО «Палитра» сочинила стихотворение «Капелька», в котором просто и доступно для дошколят раскрывается это непростое понятие.
Педагоги, дети, родители воспитанников создают проекты, участвуют в акциях, организуют выставки, виртуальные экскурсии.
В процессе апробации программы были созданы и напечатаны три книги:
- «Книга о природных явлениях», проиллюстрированная детьми средней и старшей групп МБДОУ Павловский детский сад № 4 «Колокольчик»; этот проект возник спонтанно: педагог читал дошколятам сказку о путешествии капельки, а после прочтения дети попросили посмотреть книгу и были расстроены, что в такой замечательной книге совсем нет иллюстраций. Так родилась идея о создании книги о воде и природных явлениях с детскими иллюстрациями;
- «Книга стихов поэтов Павловского края», в которую вошли произведения поэтов-павловчан - членов творческого объединения «Палитра» и были проиллюстрированы воспитанниками МБДОУ Павловский детский сад № 4 «Колокольчик»;
- «Золотая книга первых стихов и сказок», в которую вошли произведения, написанные и проиллюстрированные воспитанниками МБДОУ Павловский детский сад № 4 «Колокольчик».
Эти книги относятся к методическому обеспечению нашей программы «Отражение свойств предметов и явлений окружающего мира в творческих видах деятельности».
Каждый день мы с детьми познаем: новое, неизведанное, вместе ищем ответы на вопросы, дети превращаются в маленьких ученых и совершают свои первые открытия. Лучшие проекты воспитанники представляют на конкурсах и занимают призовые места.
Таким образом, совместная работа с ТО «Палитра» является прекрасным средством для развития творческого потенциала детей, помогающим обеспечить внедрение технологии STEAM-образования в ДОО при формировании основ естественнонаучных представлений дошкольников.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Байкова Т.В., Захарова Л.М., Майданкина Н.Ю. Формирование у дошкольников естественнонаучной картины мира // Инновационная деятельность в дошкольных образовательных организациях: материалы научно -методического семинара, посвященного 25-летнему сотрудничеству преподавателей кафедры дошкольного и начального общего образования УлГПУ им. И.Н.Ульянова с региональными инновационными площадками / под ред. Л.М. Захаровой. - Ульяновск: Издатель Качалин Александр Васильевич, 2019. - С. 17-20.
2. Волосовец Т.В., Маркова В.А., Аверин С.А. STEM образование для детей дошкольного и младшего школьного возраста: парциальная модульная программа развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество. -М.: [б.и.], 2017. - 112 с.
3. Крылова Н.Б. Культурология образования. - М.: Народное образование, 2000. - 272 с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. - URL: https ://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj -obrazovatelnyj -standart-doshkolnogo-obrazovaniya/.
5. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989. - 560 с.