Научная статья на тему 'Принудительная социализация с точки зрения социологии права в Китае'

Принудительная социализация с точки зрения социологии права в Китае Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
784
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРИНУДИТЕЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ИСПРАВИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / КЛАССИФИКАЦИОННАЯ СИСТЕМА СОДЕРЖАНИЯ / FORCED SOCIALIZATION / CORRECTIONAL SYSTEM / IMPROVEMENT / CLASSIFICATION SYSTEM OF KEEPING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чжан Цзюэ, Ли Фэнмин

В данной статье проведен глубокий анализ ситуации и проблем процесса принудительной социализации в Китае, выдвинуты предложения по совершенствованию и дальнейшему продвижению процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The deep analysis both of the situation and problems of forced socialization process in China is carries out in this paper; proposals on improving and further advancing in the process are given.

Текст научной работы на тему «Принудительная социализация с точки зрения социологии права в Китае»

Зарубежный опыт

Чжан Цзюэ, Ли Фэнмин

ПРИНУДИТЕЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СОЦИОЛОГИИ ПРАВА В КИТАЕ

В данной статье проведен глубокий анализ ситуации и проблем процесса принудительной социализации в Китае, выдвинуты предложения по совершенствованию и дальнейшему продвижению процесса.

The deep analysis both of the situation and problems of forced socialization process in China is carried out in this paper; proposals on improving and further advancing in the process are given.

Ключевые слова:

принудительная социализация, исправительная система, совершенствование, классификационная система содержания; forced socialization, correctional system, improvement, classification system of keeping.

Идеология принудительной социализации воплощает, прежде всего, принцип гуманности и подразумевает ценность кон -цепции тактичного принуждения уголовного права, что не только благоприятствует профилактике преступности и снижению себестоимости перевоспитания, но и способствует воспитанию в людях толерантного сознания и созданию благоприятной атмо -сферы конституционности, создает здоровую и стабильную среду для гармоничного развития общества. Ее ценность уже выходит далеко за пределы уголовного правосудия, она становится важным стандартом для оценки развития правосудия и уровня социальной культуры.

Чжан Цзюэ — д.ю.н., доцент Нанкинского технического университета, КНР

Ли Фэнмин — д.ю.н., доцент Нанкинского технического университета, КНР

Социализация, повторная социализация и принудительная социализация

Человек является социальным существом, должен участвовать в жизни организованного общества, а общество является единым организмом, который состоит из определенного числа людей. Качественное управление обществом неотделимо от гармоничных взаимоотношений между людьми и обществом. Социализацией (socialization) является процесс перехода от отдельного, физиче -ского (и биологического) человека к человеку социальному. Однако в процессе социализации индивидуальный человек часто теряется и не знает, как поступить, даже вступает в конфликт с обществом, что вызывает серию социальных проблем. Такая ситуация чаще всего возникает в переходном периоде общества. Поэтому необходима повторная социализация, чтобы исправить и преодолеть патологию и нарушение норм общества1.

По сути, повторная социализация (resocialization) означает повторную интеграцию в общество человека, потерпевшего не удачу в процессе социализации, в виде перевоспитания. В отличие от первичной социализации, повторная социализация часто имеет насильственный характер, ее процесс более концентрированный, напряженный и жестокий, чем процесс социализации. Она требует, чтобы человек решительно порвал с прошлым, принял отличный от прошлого образ жизни и подвергся полному перевоспитанию2.

'Чжэн Ханшэн. Система микрорайонного исправления в системе «право — социология» // Вестник Восточно- Китайского университета естественных и научно -технических наук. Сер. Общественные науки, 2004, № 4.

2 В1ит L., Dalah D. В. Социология / пер. с англ. Чжан Цзе, Цянь Цзянхун. — Чэдцу : Сычуаньское народное изд-во, 1991, с. 130.

В концепции наказания и возмездия для того, чтобы воспрепятствовать продолже -нию преступлений или нанесению вреда обществу, в процессе традиционной социа -лизации обычно изолируют преступников от общества в тюрьмах и исправительно -трудовых лагерях, подвергают их трудо -вому перевоспитанию, чтобы они снова не навредили обществу после истечения срока наказания. Поэтому процесс тради -ционной принудительной социализации для реконструкции личности преступника является трудным и болезненным.

По мере углубления представления о правах человека такая концепция нака зания и возмездия уже не соответствует обстановке. Необходимо придерживаться принципа: «думать, прежде всего, о чело -веке», делать упор на идеологическое перевоспитание преступников в процессе наказания, использовать различные соци альные элементы для коррекции и рестав рации личности преступника, чтобы он смог возвратиться в общество.

Анализ ценности принудительной социализации в Китае

Цель принудительной социализации состоит в том, чтобы вернуть преступни ков в общество. Она содержит концепцию гуманитарной заботы, воплощает разу мную ценность уголовного права.

1. Человеческая ценность принудительной социализации. Принудительная соци -ализация базируется на социальной при роде человека. Человек является субъектом социальной структуры, и уважение к человечности и принцип: «думать, прежде всего, о человеке» становится основной концепцией и источником прогрессив ного развития современного общества. Хотя наказание, безусловно, должно сопровождать преступление, но оно также должно основываться на человеч ности, по мере возможности проявлять снисхождение и не выходить за пределы достоинства человека. Суть человечно -сти наказания заключается в гуманизме. «Гуманизм наказания означает признать самостоятельность человека, его основ ная идея в том, что преступник, по сути, является человеком, поэтому нужно принимать его как человека, а не как средство»1. В процессе исполнения нака -

1 Цюй Синьцзю. Дух и категория уголовного права. — Пекин : Изд-во Китайского политико -юридического университета, 2000, с. 539.

зания нужно принимать преступника как человека, всемерно уважать его челове -ческое достоинство и обеспечивать его законные права. Принудительная социа лизация исходит не только из гуманности наказания, но также из уважения личных свобод и прав преступников, что способ ствует признанию народом уголовного права и осознанию необходимости пра вовой системы.

2. Культурная ценность принудительной социализации. В процессе развития Китая в течение тысячелетий соблюдается тра -диционная социальная конструкция, которая состоит из семьи, общества и го сударства. Они не отделены друг от друга. «Управление на основе правил риту -ала», «гуманная политика», «моральное управление» и другие подобные полез ные законы и меры традиционной юри дической культуры в настоящее время постоянно подчеркиваются или заново используются в построении законода тельства. Конфуцианская школа настаи -вает на управлении государством, урегу лировании разных социальных отноше ний и нормализации поведения членов общества на основе правил ритуала. Такие тезисы, как «соединение ритуала и закона», «соединение милости и нака зания», «ритуал — главное, а наказание — вспомогательное» уже стали типичными чертами китайской традиционной куль -туры. В отношении с правонарушителями Китай всегда упорно настаивает на прин ципах «воспитания, морального влия ния, спасения» и «соединения наказания и перевоспитания, обучения и труда» и старается «связать строгость с добротой». Но на практике стремление к тяжкому наказанию пользуется популярностью, тяжкое наказание больше подчеркивает воздаяние. Социальная реформа тюрьмы не только способстствует исправлению на основе доктрины воздаяния и тяжкого наказания, возвращению к коренной цели права, но и одновременно является полезным исследованием в сфере улуч шения системы исполнения наказаний с китайской спецификой.

3. Экономическая ценность принудительной социализации. В качестве важного инструмента контроля преступлений в современном обществе наказание играет незаменимую роль в сохранении благо приятного социального порядка и сдер живании преступности. Однако для этого

требуются инвестиции и значительный расход социальных ресурсов. Высокая себестоимость строительства и содержа ния тюрем является тяжелой нагрузкой на бюджет. Поэтому применение наказа ния имеет цену, и его нужно применять благоразумно и эффективно. По расчетам стандартных расходов тюрем, проведен ным совместно Министерством финан -сов и Министерством юстиции Китая, национальная система тюрем каждый год расходует почти 21 млрд юаней, и, со ответственно, расходы на заключение и перевоспитание 1 преступника уже состав ляют более 10 тыс.юаней1, что превышает годовой доход крестьянина или годовые расходы 1 студента. Однако такая боль шая сумма затрат не дает удовлетвори тельного эффекта исправления. С одной стороны, из за массового применения тюремного заключения расходы государ ственных судебных ресурсов очень велики. Большинство тюрем Китая переполнены, для них характерен низкий уровень снабже -ния, не обеспечивается право на лечение, получение образования. С другой стороны, из за исключения тюрем из социальной трудовой системы работа тюрем оторвана от общества, и общество изолировано от управления тюрьмами, поэтому эконо мическое давление не может облегчаться с помощью общества. Полагаем, что при нудительная социализация может эффек тивно разрешить эту проблему. С одной стороны, принудительная социализация максимально способствует возвращению преступников в общество и понижает воз можность повторного преступления, т.е. повышается эффективность наказания; с другой стороны, принудительная социали зация способствует снижению расходов по наказанию, например поощряется внетю ремное наказание, что может эффективно сократить расходы на содержание тюрем. В итоге принудительная социализация может и снизить расходы на осуществле ние наказания, и одновременно повысить его эффективность.

Принудительная социализация в Китае: существующее положение и анализ имеющихся проблем

1 Го Цзяньань. Система микрорайонно-го исправления: реформа и совершение; Чэнь Синьлян. Рецензия об уголовном праве. — Пекин : Изд во Китайского политико юридического уни верситета, 2004, с.320.

В Китае принудительная социализация началась позднее по сравнению с демо кратическими конституционными госу дарствами, поэтому у нее еще сохраняются некоторые недостатки.

Принудительная социализация в Китае возникла в результате последней тюрем ной реформы и является продуктом демо -кратического сознания, концепции гуман -ности, идеологии воспитания наказанием, принципа экономности наказания и подобных современных концепций2. Но в Китае с древности укоренилась традиция тяжкого наказания: «в лихолетьях прини -мается тяжкое наказание». И эта тради -ция влияет не только на руководителей и исполнителей уголовных наказаний, но и ошибочно дает простому человеку завы шенные ожидания относительно сдержи -вающей функции наказания. Хотя китай -ское правительство старается продвигать принцип принудительной социализации, консервативные общественные воззрения и идеологическая традиция еще влияют на степень открытости тюрем и применение способа исполнения внетюремного нака -зания3.

В последние годы китайские тюрьмы провели эксперимент в сфере открытого воспитания преступников (например, «поездка к родным»). Большинство тюрем соблюдают традиционную форму управ ления, и их средства исполнения нака зания характеризуются замкнутостью, экстенсивностью и упрощенчеством, от сутствием сообщения и взаимодействия с внешним обществом.

Западные страны начали принудитель -ную социализацию ранее и уже получили значительные результаты. В этих странах обычно назначаются меры, заменяющие тюремное наказание, например принуди тельные работы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенным видом деятельности, обще ственные работы, трудовое перевоспита -ние, семейный надзор, электронный над зор и т.д., применяется классификацион -ная или прогрессивная система (progressive system) содержания преступников. В Китае установленные Уголовным кодексом виды внетюремного наказания очень ограни

2 Ди Сяохуа. Об обобществлении наказания // Вестник Нанкинского университета, 2003, № 4.

3 Чжан Чуаньвэй. Тенденция системы микро -районного исправления в Китае. — Пекин : Изд-во Китайской прокуратуры, 2006, 113.82.3.

чены, их только 3 типа: надзор, условное наказание и условно досрочное освобож дение, но даже они мало применяются на практике. Большинство преступников приговариваются к тюремному заключе -нию, что не только повышает себестои мость наказания, но и препятствует пере воспитанию преступников и возвращению в общество.

Иерархия полномочий в системе испол -нения наказаний и связь между органами исполнения наказаний является институ циональной гарантией принудительной социализации. В Китае современное поло жение системы исполнения наказаний сильно сдерживает применение системы внетюремного наказания, а отсутствие законодательства приводит к недостатку единства нормативности и авторитетно сти системы исполнения наказаний.

Нерациональность размещения тюрем непосредственно влияет на реализацию принудительной социализации. Многие тюрьмы находятся вдали от городов, транс -портная инфраструктура отсутствует, что мешает семьям навещать заключенных, а общественным силам — осуществлять вспомогательное образование.

Предложения по совершенствованию принудительной социализации в Китае

Критерием оценки успеха или неудачи принудительной социализации является то, может ли оно способствовать преду -преждению преступлений, перевоспита нию и исправлению преступников, воз вращению преступников в общество и экономии средств на их перевоспитание.

В древнем обществе люди рассматри -вали наказание как единственное сред ство противодействия преступлению из за отсутствия правильного и всестороннего познания сущности преступления. Но по мере непрерывного прогресса общества люди постепенно осознали, что преступле -ние является не только личной проблемой преступника, но и проблемой социальной. Наказание является основным средством противодействия преступлению, но функ ция наказания ограничена. Целью наказа ния является предупредить преступление, помочь преступникам исправить пороч -ные склонности, искоренить дурные при вычки и вернуться в общество. Поэтому нужно оторваться от оков традиционных представлений о необходимости тяжкого наказания, всемерно поощрять тактичное

принуждение и умеренность уголовного права, учитывать как пользу перевоспита -ния, так и возмездие, использовать опти мальный эффект наказания для предупре ждения преступлений.

Китайские тюрьмы обычно применяют способ изолированного надзора и пре -небрегают обучением и подготовкой пре -ступников к социальной реинтеграции, вследствие чего преступники после осво бождения из тюрьмы часто сталкиваются со многими проблемами. Поэтому способ исполнения наказания нужно привести в соответствие с концепцией принудитель -ной социализации.

Нужно использовать опыт европейских стран и США, привлекать неправитель -ственные народные силы к реализации права выбора исполнения наказания, при влекать общественных добровольцев, со здавать рабочий архив деятельности добро -вольцев, проводить регулярное обучение и активно расширять сферу общественного вспомогательного обучения, учреждать различные формы вспомогательного обу чения, такие как семейное вспомогатель ное обучение, вспомогательное обучение для трудоустройства, профессиональное юридическое и психологическое обучение и т.д., чтобы общественные силы смогли всесторонне участвовать в исполнении наказания и лучше реализовать принуди тельную социализацию.

Нужно установить открытую (или квази -открытую) классификационную систему содержания преступников на основе дей ствующей системы содержания, разре -шать преступникам, которые включены в разряд открытого содержания, участвовать в организованной тюрьмами социальной подрядной работе или других социальных работах1. Современное разделение нали -чествующих категорий содержания пре ступников в Китае не дает четкой картины различия между ними. Основной элемент системы содержания — зависимость от сте -пени тяжести преступной деятельности — плохо играет свою роль. Это касается воз -можности переписки, встреч, управления и других подобных элементов различия

1 В 1991 г. в опубликованном Министерством юстиции «Мнении о экспериментальном введении раздельного надзора, управления и воспитания по отношению к преступникам» методы содержания преступников разделяются на 3 категории: сво бодное, обычное и жесткое содержание.

в содержании преступников, что сильно снижает эффективность содержания.

По мере возникновения теории при нудительной социализации в Китае по степенно создавалась система внетюрем ного исправления. Однако понятие вне тюремного исправления было внесено в Уголовный кодекс Китая только в 2011 г., поэтому здесь еще существует много недо -статков и проблем. Необходимо обобщить удачный опыт, накопленный в процессе эксперимента, и использовать достиже -ния России, Европы и Америки, чтобы стимулировать развитие процесса внетю ремного исправления.

В Китае в настоящее время основным наказанием все еще является лишение свободы, а применяемое в соответствии с уголовным правом внетюремное исправ ление имеет только 3 вида: надзор, услов -ное наказание, досрочное освобождение, коэффициент эффективности которых очень низок из за ограниченной сферы применения, сложной процедуры и жест ких условий. Автор считает, что внетюрем -ное исправление необходимо совершен ствовать в следующих направлениях:

1) расширять и совершенствовать вне тюремные виды наказания;

2) преобразовать надзор в наказание через общественные работы;

3) расширить условия применения условного наказания и досрочного осво бождения.

Принудительная социализация явля ется систематическим процессом. Китай должен учиться на примере России учреж

дению единого кодекса исполнения нака -зания. На современном этапе можно при -ступить к разработке поправок к закону о тюрьме и разработке закона о внетюрем ном исправлении: сначала решается про -блема исполнения наказания через лише -ние свободы, а затем — путем внетюрем -ного наказания. Таким образом, можно объединить тюремное наказание и вне -тюремное исправление в единую систему исполнения наказаний и тем самым под -готовиться к учреждению кодекса об исполнении наказания.

Заключение

Принудительная социализация стано -вится основной тенденцией не только потому, что она соответствует совре -менной концепции защиты прав чело -века и снижения затрат на содержание тюрем, но и главным образом потому, что в процессе принудительной социализа -ции можно полностью выявить и развить различные социальные силы, которые на основе уважения интересов и прав чело века и заинтересованности в воспита тельной деятельности смогут произвести переворот в умах и душах преступников и в корне перевоспитать их.

Статья является исследовательским проектом в области гуманитарных наук Министерства образования КНР (№ 1(ШЛ820130) и

государственного фонда общественных наук «Исследование традиции и современности в исполнении наказаний в Китае» (11CFX013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.