Научная статья на тему 'Система уголовных наказаний Китая в начале XXI века: взгляд со стороны'

Система уголовных наказаний Китая в начале XXI века: взгляд со стороны Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
400
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УГОЛОВНЫЕ НАКАЗАНИЯ / ТЮРЕМНАЯ СИСТЕМА КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ / РЕФОРМА ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ / PRISON SYSTEM OF THE PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA / CRIMINAL SANCTIONS / PRISON REFORM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Реент Юрий Арсенович

статья знакомит с оценками зарубежных и отечественных обозревателей характера уголовно-исполнительной системы Китая, содержит анализ современных тенденций ее развития и реформирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM OF CRIMINAL SANCTIONS OF CHINA AT THE BEGINNING OF THE XXI CENTURY: LOOK FROM OUTSIDE

the article provides the estimations of foreign and domestic observers on character of penal system of China, analyses the modern trends of its development and reforming.

Текст научной работы на тему «Система уголовных наказаний Китая в начале XXI века: взгляд со стороны»

УДК 343.24 ББК 67.408(5Кит) Р33

Yu.A. REENT

SYSTEM OF CRIMINAL SANCTIONS OF CHINA AT THE BEGINNING OF THE XXI CENTURY:

LOOK FROM OUTSIDE

Аннотация: статья знакомит с оценками зарубежных и отечественных обозревателей характера уголовно-исполнительной системы Китая, содержит анализ современных тенденций ее развития и реформирования.

Ключевые слова: уголовные наказания, тюремная система Китайской НароднойРеспублищ реформа пенитенциарной системы.

ЮРИИ АРСЕНОВИЧ РЕЕНТ*

СИСТЕМА УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ КИТАЯ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА: ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ

* Доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры философии и истории (Академия ФСИН России). E-mail: editor62@vandex.ru.

Annotation: the article provides the estimations of foreign and domestic observers on character of penal system of China, analyses the modern trends of its development and reforming.

Key words: criminal sanctions, prison system of the People's Republic of China, prison reform.

Совокупность учреждений, исполняющих уголовные наказания, составляет важнейшее звено правоохранительной системы любого развитого государства. С этой аксиомой не поспоришь, как и с тем, что нормативно-правовые и организационно-административные основы их деятельности в разных странах существенно отличаются. В период комплексногореформирования уголовно-исполнительной системы России многие практические деятели и научные работники обращают свой взор на организацию тюремного дела в Америке и Западной Европе. Это вполне закономерно и оправданно, посколькуиногда подобный опыт бывает чрезвычайно ценен. Однако из поля зрения наших исследователей выпал очень интересный и бурно развивающийся объект - пенитенциарная система Китайской Народной Республики.

Дефицит внимания к этой проблематике, на наш взгляд, сформировался под воздействием целого ряда взаимосвязанных причин. Долгое время Китай воспринимался как огромное, но отсталое государство, руководящая элита которого старалась перенять наработки западных ученых и инженеров, а отчасти - и политических институтов. Будто бы истинное величие собственных идей и свершений осталось в далеком прошлом. Современные успехи Поднебесной империи развеяли старые стереотипы в экономическойсфере, но в области формирования и реализации уголовно-исполнительного законодательства они еще остались. Отчасти это связано с наличием в рассматриваемой отрасли пережитков времен культурной революции. Но в гораздо большей мере это результат край-

со ш "О

е

!

О" ^

Сс

о

О"

•Q С

о

>3 «Q

И &

00

ней закрытости тюремного ведомства не только от зарубежных наблюдателей, но и от собственной общественности.

Названные причины существенно ограничивают возможности комплексной оценки рассматриваемого феномена. Рамки краткого обзора также не позволяют претендовать на полноценный анализ. Существенную сложность вызывает недостаток источников исследования. Основную их часть мы почерпнули из действующего Уголовного кодекса КНР (1997) и Закона КНР «О тюрьмах» (1994)1. Разобраться в данной проблеме представляется возможным только при активном привлечении материалов из средств массовой информации, в первую очередь отечественных и зарубежных интернет-сайтов. Непосредственные контакты с представителями пенитенциарной науки и тюремной системы КНР пока чрезвычайно редки.

Не так давно делегация Центрального института исправительной полиции Китая посетила Владимирский институт ФСИН России. Гостей интересовали буквально все аспекты деятельности современных пенитенциарных учреждений. К сожалению, ответы на встречные вопросы были достаточно уклончивы. Как было отмечено в пресс-релизе, «строгий профессиональный регламент делает работу сотрудников китайской уголовно-исполнительной системы очень закрытой - даже с коллегами-специалистами гости общаются осторожно - в основном на общие темы»2.

Следует отметить, что действующий Уголовный кодекс КНР (1997) по сравнению с предыдущим включил в себя целый ряд правовых новелл. В нем не только появились новые главы, такие как «Преступления против интересов национальной обороны» (гл. 7), «Коррупция и взяточничество» (гл. 8), «Преступления военнослужащих против служебного долга» (гл. 10), но и видоизменилась структура ряда глав: часть из них была подразделена по разновидностям преступлений. Так, гл. 6 «Преступления против порядка общественного управления» объединяет теперь 9 параграфов.

Иерархия наказаний за совершенные преступления включает в себя пять основных форм. Наиболее мягкой из них является направление под надзор полиции, далее по восходящей: арест, заключение на определенный срок, пожизненное заключение. Высшей мерой остается смертная казнь, которая применяется с отсрочкой исполнения на 2 года. Нельзя не отметить, что по количествуприведенных к исполнению смертных приговоров Китай является абсолютным

мировым лидером, если такое определение возможно применить. Ежегодно по приговору лишают жизни несколькотысяч осужденных. Точная статистика недоступна, поскольку является государственнойтайной. Но практически все обозреватели сходятся во мнении о том, что число казненных в Китае превышает их суммарное количество во всем мире3.

В ряде случаев практикуются публичные расстрелы, проводимые не только в специализированных учреждениях, но и на стадионах: в настоящее время планируется расстрелы полностью заменить введением смертельных инъекций как более гуманной формы казни. До 2011 г. УК КНР содержал 68 составов преступлений, предусматривавших высшую меру наказания. Затем их число сократилось до 55, что позитивно отразилось на частоте ее применения. По сведениям организации «Hands off Cain», за 2009 и первую половину 2010 г. в Китае были казнены около 5 тыс. человек. Предполагается, что уже в 2011 г. число казней сократилось, как минимум, на 10 %. К преступлениям, заслуживающим казни, законодательство относит: нанесение урона национальной безопасности, распространение или хранение наркотиков, взяточничество, подделку денежных знаков, хранение или хищение оружия или взрывчатых веществ, финансовые махинации, организацию побега из-под стражи, насильственные преступления. Наряду с ними наказывается сокрытие налогов, продажа поддельных лекарств, сутенерство, порча электропроводов, несанкционированные раскопки древних захоронений, дорожно-транспортные происшествия, совершенные пьяным водителем и повлекшие за собой смерть людей.

Лишение и ограничение свободы также имеют свою специфику. Так, срок наказания при осуждении к надзору не может превышать 3 лет, к краткосрочному аресту - 1 года, к срочному лишению свободы - 20 лет (ст. 69 УК КНР). Если во время отбытия срока осужденный совершил другое преступление, то окончательное наказание по обоим приговорам засчитывает отбытую часть наказания в срок, определенный новым приговором (ст. 70 УК КНР). Вместе с тем рецидив преступлений в Китае на удивление низок. Причина этого видится в чрезвычайно строгом режиме содержания таких заключенных и реальной угрозе получить высшую меру наказания. Что касается заключенных, твердо вставших на путь исправления, то им созданы благоприятные условия для условно-досрочного освобождения.

Большинство наказаний, связанных с преступлениями против общественной безопасности (гл. II, ст. 114-139 УК КНР), предусматривают лишение свободы от 3 до 7-10 лет. Преступления, связанные с нарушением порядков социалистического рынка, тоже могут быть наказаны лишением свободы до 10 лет, но в большинстве случаев заменяются крупными штрафами до 500 тыс. юаней (гл. III, ст. 140-231 УК КНР). Большая часть преступлений против права граждан на жизнь и демократические права граждан (гл. IV УК КНР) предусматривают наказание в виде штрафа, ареста или лишения свободы на срок от 3 до7 лет, если только они не повлекли за собой смерть человека.

Исполнение лишения свободы в начале ХХ в. претерпело в Китае серьезные преобразования. На 11-й сессии Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей 8-го созыва 20 декабря 1994 г. был утвержден Закон КНР «О тюрьмах»4, серьезно изменивший ста -тус и организацию этих учреждений. С 1999 г. управление тюремными учреждениями было передано из органов общей полиции специальным департаментам, что позволило обеспечить более высокий уровень безопасности тюрем. Принятые меры позволили укрепить социальную стабильность как в местах заключения, так и в обществе в целом.

Перечень пенитенциарных учреждений КНР в значительной мере соответствует имеющимся в Российской Федерации: это тюрьмы, трудовые исправительные колонии (в том числе для несовершеннолетних преступников), изоляторы для арестованных, дома принудительной реабилитации, дома для душевнобольных и т. д. Отмечается, что департаменты тюремной полиции рассматривают заключенных тюрем и колоний как некий информационный «банк данных криминальных преступлений» или «библиотеку информации»5. Активизируя работу с заключенными, тюремная администрация старается получить сведения о преступлениях и преступниках, находящихся на свободе. Подчеркивается, что в этом направлении достигнут заметный успех.

Согласно материалам, приведенным в Википе-дии, которые не могут рассматриваться как абсолютно достоверные, но характеризуютобщую направленность, печальное первенство по количеству заключенных в настоящее время остается за США - более 2,1 млн человек. В КНР их число составляет 1,5 млн, но нельзя не учитывать, что население этой страны превысило 1,3 млрд человек. В таком случае более точным индикатором

следует признать число заключенных на 100 тыс. населения. В США этот показатель составил 730 человек(1-е место), в Российской Федерации - 486 человек (8-е место), а в Китае - только 282 человека, что соответствует 43-му месту в мире6.

Признаем, что не все согласны с такими цифрами, и в первую очередь из-за наличия в КНР большого количества трудовых лагерей, в которые граждане страны попадают внесудебным порядком. Известно, что провинциальная администрация и полиция могут отправить человека в исправительно-трудовой лагерь на срок до четырех лет без каких-либо правовых процедур. В целях трудового перевоспитания в КНР действует более 300 таких лагерей, где содержится около 260 тыс. заключенных.

Многим обозревателям такая статистика видится чрезвычайно заниженной. Известный испанский адвокат Карлос Иглесиас в недавнем официальном интервью утверждал, будто в китайских трудовых лагерях находятся миллионы невинных людей: «Некоторыеиз них политические диссиденты, но большинство - это различные религиозные верующие. Эти люди лишены самых основных прав человека и прав на обжалование, и вынуждены выполнять тяжелую работу каждый день. Их жестоко пытают и даже убивают, а их органы иногда удаляют еще тогда, когда они живы и продают, чтобы получить огромные прибыли»7.

Вероятно, здесь больше эмоций, но есть и немало фактов. По утверждению американской газеты «The Oregonian», недавно в коробке с продукцией, изготовленной в КНР, были найдены письма с мольбой о помощи от заключенного из исправительно-трудового лагеря Масаньцзя. Сообщение привлекло общественное внимание к системе принудительного труда в Китае. Авторы полагают, что бесплатный рабский труд там распространен во всей уголовно-исполнительной системе, включая центры заключения, исправительно-трудовые лагеря и тюрьмы. Действительно, тюремные учреждения КНР в основном содержатся по принципу самоокупаемости.

Согласно закону в центрах заключения содержат подозреваемых либо людей, совершивших незначительные преступления. «Поскольку они не были осуждены, юридически они не должны подвергаться «исправлению посредством принудительного труда». Тем не менее задержанных в центрах заставляют работать на износ. Существует даже поговорка «работать как в Хункоу», то есть до смерти. Высказывание относится к интенсивному принуди-

со ш

го

е

!

0" ^

Сс

о 0"

тельному труду в центре заключения Хункоув Шанхае»8. В Центре заключения Баошань (Шанхай) заключенные ежедневно более 12 ч работают и принимают пищу в помещениях, где воздух переполнен токсичными испарениями и пылью.

Нередко в тюрьмах расположены и крупные предприятия, например, тюрьму г. Дэян в провинции Сычуань называют фабрикой N° 95; женскую тюрьму провинции Шаньси - химическим заводом, а тюрьму Баодин (тюрьма № 1 провинции Хэбэй) - станкостроительным заводом. Авторы расследования утверждают, что принудительный труд является экономической основой пенитенциарной системы в Китае. Для того чтобы узаконить программы по перевоспитанию в тюрьмах и исправительно-трудовых лагерях, был выдвинут лозунг «Грех очищается работой»9. Правда, 7 января 2013 г. министр общественной безопасности Китайской Народной Республики Мэн Цзяньчжу сделал чрезвычайно важное заявление о том, что исправительно-трудовые лагеря все же скоро будут ликви-дированы10.

Важно отметить межведомственную организацию деятельности мест лишения свободы. Внешняя охрана пенитенциарных учреждений и конвоирование заключенных осуществляются силами специализированных подразделений Народной вооруженной милиции Китая, которые наряду с Народной освободительной армией Китая являются составной частью Вооруженных сил республики11. Они находятся в двойном подчинении у Госсовета и Центрального военного совета. Организацией всей жизнедеятель-

ности внутри мест лишения свободы заняты представители тюремной милиции (современное название - исправительная полиция), которые подчиняются Министерству юстиции страны. Его управления в провинциях, автономных районах и городах руководят деятельностью тюрем в пределах соответствующихадминистративных единиц. На практике выработкой общей пенитенциарной доктрины занято и Министерство общественной безопасности КНР.

Перед полицией исправительных учреждений поставлены задачи по исполнению уголовных наказаний, воспитанию и исправлению преступников, сохранению стабильности общества. В последние годы Министерством юстиции КНР приняты серьезные меры, нацеленные на совершенствование как морально-политических и профессиональных качеств сотрудников, так и материально-технического обеспечения тюремных учреждений. Большой интерес для нас представляет система подготовки и пере-подготовкислужащих исправительной полиции. По данной проблеме предполагается подготовить отдельный обзор. Что касается оценок технической оснащенности тюрем Китая, то следует отметить качественный прорыв в решении связанных с этим проблем.

До последнего времени большинство пенитенциарных учреждений КНР представляли собой совокупность малоэтажных корпусов, окруженных мощными заборами. Тюремные помещения обычно рассчитаны на одновременное содержание в тесной камере нескольких десятков человек. Но в последнее время ситуация меняется. На китайском интернет-порта-

ле «MOP.com» появилась богато иллюстрированная фотографиями статья под заголовком «Наши тюрьмы - лучше наших школ». И действительно, многие пенитенциарные новостройки выглядят лучше вузов. В частности, было отмечено, что таких больших баскетбольных площадок нет ни при одном китайском университете. К сожалению, этот пост был удален из сети по требованию возмущенных читателей, справедливо указывающих на то, что огромное число законопослушных граждан Поднебесной живут в худших условиях, чем осужденные преступники. Однако мы несколько фотографий сохранили и представляем вашему вниманию.

В завершение хотелось бы отметить, что обращение к зарубежному опыту позволяет

сравнить отечественную правовую систему с аналогичными системами других государств, а это дает информацию не только для размышлений, но и для позитивных преобразований. Согласимся с мнением о том, что процессы глобализации затрагивают все сферы жизнедеятельности человеческогосообщества Мир стал един. Формируется все большая взаимозависимость людей, которые живут в других государствах. В силу этого даже простое сосуществование требует, чтобы мы «открыли наши окна» и внимательнее присмотрелись к зарубежным правовым системам, в частности, к новому опыту в области развития и реализации уголовного и уголовно-исполнительного права в Китайской Народной Республике.

Список использованнойлитературы

1 См.: УголовныйкодексКитайской НароднойРеспублики/ пер. с кит. Д.В. Вичикова; под ред. А.И. Коробе-ева СПб., 2001.

2 Племедялэ И. В китайском ФСИНе служат любопытные люди: отчет пресс-бюро ФСИН России URL: http://www.poisk33.ru/obschestvo/00003446.php.

3 http://www.memoid.ru/node/Smertnaya_kazn'_v_sovremennom_Kitae.

4 http ://russian. china. org.cn/russian/3 3371 .htm .

5 Полицейскаяслужба КНР. Министерство общественной безопасности Китая / пер. Е.В. Кравченко Владивосток, 2002.

6 Статистические данные на 2010-2012 годы представлены Международнымцентром тюремных исследований (ICPS). URL: http://ru.wikipedia.org.

7 Интервью с адвокатом Карлосом Иглесиасом. Испанская национальная радиостанция «Cadena Ser», выход в эфир - 20 января 2013 года.

8 Принудительныйтруд в тюремной системе Китая // Минхуэй Шанхай. 2013. 5 марта.

9 http://en.minghui.org/html/articles/2013/1/23/137216p.html.

10 http://enminghui.orghtml/articles/2013/2/20/138209.html; http://www.newsru.com/world/07jan2013/camp.html.

11 Ранее в РоссийскойФедерации аналогичные функции выполняли Внутренние войска МВД Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1995 г. они были освобождены от задач по охране учрежденийУИС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.