А. А. Кочетов
ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В СТАНОВЛЕНИИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЙ
Работа представлена кафедрой социальной политики Читинского государственного университета.
Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор М. Ю. Швецов
В статье рассмотрена история становления уголовно-исполнительной системы РФ, а также период образования уголовно-исполнительных инспекций как структурного подразделения Федеральной службы исполнения наказания, исполняющей наказания, не связанные с изоляцией от общества.
Ключевые слова: пенитенциарная политика, история становления исправительно-трудовой системы, политика государства, виды наказаний без изоляции от общества.
A. Kochetov
STATE POLICY IN THE ESTABLISHMENT OF CRIMINAL EXECUTIVE INSPECTIONS
The article is devoted to the history of development of the Russian penal system. The author analyses the period of forming of penal organisations as departments of the Federal Penal Service, which carries out penalties not connected with isolation from society.
Key words: punishment policy, history of the establishment of the corrective-labour system, state policy, kinds ofpunishments without isolation from society.
В 1917 г. Временное правительство при- полнения наказания. «Главной задачей нака-ступило к выработке новой концепции ис- зания является перевоспитание человека, со-
вершившего преступление, для достижения этой задачи необходимо проявлять гуманность к заключенным, уважать их гражданское достоинство» - А. П. Жижиленко в Приказ № 1 от 08.03.1917 г. Администрации мест лишения свободы предписывалось воздерживаться от применения телесных наказаний и наложения кандалов. В целях переподготовки тюремного персонала для работы «в условиях обновления государственного строя и свободной общественной жизни» (Приказ № 2 от 17.03.1917 г.).
Первым шагом начала трансформации пенитенциарной политики в политику исправительно-трудовую было Положение об исправлении осужденных - главной цели наказания и общественно полезном труде - ведущем средстве исправлений. Именно это легло в основу нового наименования «исправительно-трудовое право».
Постановлением Народного комиссариата юстиции (НКЮ) от 24 января 1918 г. «О тюремных рабочих командах» в тюрьмах вводился общественно полезный труд, который провозглашался одним из основных средств исправления осужденных.
Далее следовала Временная инструкция «О лишении свободы как мере наказания и о порядке отбывания такого», утвержденная постановлением НКЮ от 23 июля 1918 г. Хотя задача исправления осужденных во Временной инструкции прямо не формулировалась, но появившиеся в ней термины «исправительные меры», «воспитательно-трудовые методы» свидетельствовали о том, что она имелась в виду [1].
Заведование применением уголовных наказаний возлагалось на карательный отдел Наркомата юстиции (ст. 6), состоявший из девяти отделений: по выработке воспитательно-трудовых методов и карательных мер; распределительное; техническое; сельскохозяйственное; врачебно-санитарное; снабжения; строительное; конвойное; помощи отбывшим наказание.
Наиболее жизнеспособными оказались трудовые колонии. Первая земледельческая
колония была создана в 1918 г. в Московской губернии, в 1919 г. была открыта первая Петроградская сельскохозяйственная колония. В 1919 г. насчитывалось уже 9 сельскохозяйственных колоний.
В 1992 г. вводится в действие Уголовный кодекс РСФСР, исходя из которого начинается разработка проекта первого Исправительно-трудового кодекса. А затем был принят 16 октября 1924 г. первый в истории России Исправительно-трудовой кодекс. Его задачей провозглашалось осуществление уголовной политики путем организации исполнения лишения свободы и принудительных работ без содержания под стражей, целью которых было общее и специальное предупреждение преступлений. Исполнение наказаний соединялось с применением мер исправительно-трудового воздействия. В Кодексе отмечалось, что исправительно-трудовое воздействие должно проводится путем дальнейшего развития сети трудовых колоний и исправительно-трудовых домов. Все места заключения входили в единую систему исправительно-трудовых учреждений. Таким образом, был провозглашен принцип: от тюрем - к исправительно-трудовым учреждениям. Подробную регламентацию получили режим, труд, культурно-просветительная работа среди заключенных. При местах заключения учреждалась наблюдательная комиссия, контролировавшая исполнение лишения свободы.
Исполнение принудительных работ без содержания под стражей возлагалось на соответствующие бюро при губернской инспекции мест заключения, которые осуществляли учет этой категории осужденных, распределение их на работы, надзор за соблюдением правил отбывания наказания.
При губернских инспекциях создавались распределительные комиссии, которые обладали обширными полномочиями в распределении заключенных по местам исполнения наказания, досрочному освобождению и т. д. Работали они на демократических началах с широким привлечением
Политика государства в становлении уголовно-исполнительных инспекций
специалистов пенитенциарного дела и общественности.
На практике некоторые положения кодекса оказались нежизнеспособными. Так, в связи с переполненностью тюрем и отсутствием необходимых социально-экономических предпосылок не была реализована прогрессивная система отбывания лишения свободы. Постановлением ВЦИК и СНК от 30 октября 1929 г. были ликвидированы распределительные комиссии (с передачей их основных функций наблюдательным комиссиям).
30 октября 1924 г. были приняты Основные начала уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, оказавшие существенное влияние на уголовное и исправительно-трудовое законодательство РСФСР.
22 ноября 1926 г. применяется новый Уголовный кодекс РСФСР, развивший положения союзного закона.
29 марта 1928 г. было принято Постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О карательной политике и состоянии мест заключения», которое подвело определенные итоги в проведении карательной (уголовной) и исправительно-трудовой политики. В постановлении отмечалось необходимость развития дифференцированного подхода к преступникам, исправительного начала в деятельности мест лишения свободы, намечался ряд мер по устранению имеющихся недостатков.
Постановлением ЦИК и СНК СССР от 6 ноября 1929 г. было введено лишение свободы в исправительно-трудовых лагерях в отдельных местностях СССР на срок от 3 до 10 лет. Постановлением СНК СССР от 7 апреля 1930 г. объявляется Положение об исправительно-трудовых лагерях, которое ставило перед ними задачу охраны общества от особо социально опасных правонарушителей путем их изоляции, соединенной с общественно полезным трудом, приспособления их к условиям социалистического общежития. Лагеря находились в ведении Объединенного государственного политического управления (ОГПУ).
Постановлением ВЦИК и СНК от 1 августа 1933 г. в действие был введен новый Исправительно-трудовой кодекс РСФСР, согласно которому задачей уголовной политики считалась защита диктатуры пролетариата от посягательств классово враждебных элементов и нарушений как со стороны деклассированных, так и неустойчивых элементов из среды трудящихся (ст. I). Исходя из этого, были выделены цели исправительно-трудовой политики: ставить осужденных в условия, которые не дают им возможность совершать действия, наносящие ущерб социалистическому строительству; перевоспитывать и приспосабливать к условиям трудового общежития путем управления их труда на общеполезные цели.
Средствами перевоспитания признавались труд и политико-воспитательная работа, а основным типам мест лишения свободы -трудовая колония. Помимо исполнения лишения свободы на срок до 3 лет, Кодекс регламентировал исполнение исправительно-трудовых работ без лишения свобода и ссылки, соединенной с исправительно-трудовыми работами. Исполнение лишения свободы на срок от 3 до 10 лет продолжало регламентироваться Положением об исправительно-трудовых лагерях.
В 1930-х гг. набирает силу тенденция к росту строгости наказаний и отступления от судебного порядка их применения. Так, 5 ноября 1934 г. Постановлением ЦИК и СНК СССР при Народном комиссаре внутренних дел СССР было создано Особое совещание, получившее право без суда назначать ссылку и высылку на срок до 5 лет, заключение в исправительно-трудовой лагерь. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 7 апреля 1935 г. расширилась уголовная ответственность несовершеннолетних, за отдельные деяния она устанавливалась с 12 летнего возраста. 8 августа 1936 г. Постановлением ЦИК и СНК СССР было восстановлено упраздненное ранее тюремное заключение, максимальный срок лишения свободы был увеличен с 10 до 25 лет.
В период с конца 1930-х - начала 1950-х гг. Исправительно-трудовой кодекс РСФСР фактически перестает действовать, законодательная регламентация исполнения наказаний вытесняется ведомственными нормативными актами.
В начале 1950-х гг. начинаются отход от жестокой диктатуры власти и восстановление демократических начал исправительно-трудовой политики. В 1954 г. Советом Министров СССР было одобрено Положение об исправительно-трудовых лагерях и колониях МВД СССР, которое отменило действие многочисленных ведомственных нормативных актов.
25 декабря 1958 г. Верховный Совет СССР утвердил Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик и поручил привести уголовное законодательство союзных республик в соответствие с ними.
27 октября 1960 г. на базе Основ был принят Уголовный кодекс РСФСР. В качестве целей наказания Кодексом назывались: исправление и перевоспитание осужденных в духе честного отношения к труду, точного исполнения законов, уважение к правилам социалистического общежития, а также предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами. В систему наказаний вошли: лишение свободы; ссылка; высылка; исправительные работы без лишения свободы; лишение права за-
нимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; штраф; увольнение с должности; возложение обязанности загладить причиненный вред; общественное порицание; конфискация имущества; лишение воинского или специального звания; направление военнослужащих в дисциплинарный батальон [2].
Предстояло обеспечить регулирование исполнения этой более гуманной системы наказаний новым исправительно-трудовым законом.
Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г. потребовало приведения российского законодательства в соответствии с ее нормами. В ст. 71 Конституции содержалось положение о том, что в ведении Российской Федерации находится уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство. Указанный подход предполагал осуществление перехода от исправительно-трудового к уголовно-исполнительному закону. Это активизировало проводимую одновременно с формированием проекта нового Уголовного кодекса России работу над проектом Уголовно-исполнительного кодекса.
Таким образом, значительное влияние на законотворческую деятельность в этой области оказали конференции, семинары, дискуссии, направленные на выработку идей о реформировании законодательства, регламентирующего исполнение наказаний.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гальперин И. М. Наказание: социальные функции, практика применения. М.: Юридическая литература, 1983. 94 с.
2. Ручкин Ф. В. Перспективы развития службы исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы // Преступление и наказание. 2009. № 5. С. 31.
REFERENCES
1. Gal'perin I. M. Nakazaniye: sotsial'nye funktsii, praktika primeneniya. M.: Yuridicheskaya literatura, 1983. 94 s.
2. Ruchkin F. V. Perspektivy razvitiya sluzhby ispolneniya nakazaniy, ne svyazannykh s lisheniyem svobody // Prestupleniye i nakazaniye. 2009. N 5. S. 31.