Научная статья на тему 'Принципы выделения локальных кластеров гостиничных услуг'

Принципы выделения локальных кластеров гостиничных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
102
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принципы выделения локальных кластеров гостиничных услуг»

УДК 33.338.482.224 ББК 65.433

ПРИНЦИПЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЛОКАЛЬНЫХ КЛАСТЕРОВ ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ

Е.В. Печерица

Санкт-Петербургский университет управления и экономики 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр,44, лит.А

Межотраслевые взаимодействия, усиливающиеся процессы развития различных форм сотрудничества, происходящие в совокупности хозяйствующих субъектов, функционирующих в гостиничном бизнесе, создают предпосылки для возникновения и развития гостиничных кластеров.

Формирование гостиничных кластеров позволяет повысить адаптивность поведения хозяйствующих субъектов, содействует росту их конкурентоспособности, инвестиционной и инновационной активности, более интенсивному обмену информацией, взаимодействию и взаимной поддержке.

В связи с этим представляется актуальным исследование различных аспектов функционирования гостиничных кластеров, в том числе особенностей взаимодействия хозяйствующих субъектов в них [1].

Характерная для гостиничного бизнеса высокая эластичность спроса делает соответствующий рынок волатильным. Это обстоятельство вынуждает региональные и муниципальные органы, инвесторов и предпринимателей изыскивать новые формы поддержания и расширения спроса в данном секторе хозяйства. Действующие на рынке гостиничного бизнеса хозяйствующие субъекты сильно разрознены либо представлены небольшими узкоотраслевыми группами; малые размеры ограничивают их способность к самостоятельному инновационному развитию, конкуренции с зарубежными фирмами.

Росту деловой активности в гостиничном бизнесе призвано способствовать комбинирование задействованных в нем хозяйствующих субъектов путем их соединения в своеобразные локальные кластеры, в основе сочетания которых находится финансовый интерес. В такие кластеры могут входить не только организации и частные лица, находящиеся по соседству, но и разделенные большими расстояниями, где организационно-финансовое единство обеспечивается современными информационными технологиями и коммуникациями. Различие функций и экономического качества участников локальных гостиничных кластеров (ЛГК) обусловливает и разные формы объединяющих их связей - как организационно-структурных, так и финансовых. Многополярность внутренних организационно-финансовых отношений участников ЛГК формирует алгоритм его функционирования, характерный для сетевых структур.

По мере укрупнения хозяйствующих субъектов путем сочетания разнообразных представителей гостиничного бизнеса последний обретает функционально-содержательную комплексность и требует системного подхода к исследованию и менеджменту.

Высокая гибкость кластерной формы финансово-экономического ассоциирования участников гостиничного бизнеса сообщает данной системе ряд преимуществ, среди которых: возможность вовлечения в кластер различные хозяйствующие субъекты на основе разных по форме и содержанию договоров; дифференцированный финансовый мониторинг участников ЛГК; реализация локальных инвестиционных (в том числе венчурных) проектов; создание на базе отдельных участников кластера совместных бизнес-структур со сторонними, в том числе иностранными, организациями; организация межкластерных альянсов для получения кредитных линий на финансирование крупных проектов. Открытость (публичность) финансово-экономической деятельности ЛГК призвана обеспечивать их подконтрольность региональным и муниципальным органам, населению, побуждая их к участию в проектах в роли инвесторов.

Неразвитость ассоциативных форм гостиничного бизнеса объясняется несовершенством соответствующего законодательства, прежде всего на региональном и муниципальном уровне. Выборочные исследования показывают, что одной из наиболее веских причин слабого интереса предпринимателей к ассоциированию выступают чрезмерные налоговые и иные обременения.

Согласно современным представлениям, в перспективных стратегиях бизнеса гостиничной сферы больше внимания будет уделяться перестройке организационно-управленческих моделей, поскольку здесь прослеживается особенно тесная зависимость эффекта новых технологий, как и рыночного успеха фирм, от качества и рационального использования нематериальных активов - систем организации, человеческого капитала, стимулов предпринимательства и трудовой деятельности. В соответствии с происходящим в технически развитых странах углублением интеграции материального и нематериального производства следует ожидать, что и в российском гостиничном бизнесе будет происходить углубление межотраслевой интеграции.

Современная динамика мирового хозяйства свидетельствует о размывании не только отраслевого, но и линейно-функционального подходов в управлении. Этот процесс особенно заметен в туристическом, гостиничном и ресторанном бизнесе, где подавляющая часть организаций функционирует на принципах сетевого менеджмента. Их территориальная координация осуществляется главным образом по линии муниципалитетов через налоги, выделение либо продажу земельных участков, согласование построек и т.п. Потребности активизации инвестиционной деятельности этих организаций вызывают необходимость совершенствования форм их ассоциирования в территориально-предпринимательские кластеры.

Опережающие темпы развития сферы услуг представляют собой закономерное явление, что обусловлено ее высокой чувствительностью к процессам в окружающей среде и мобильностью; эта сфера наиболее восприимчива к научно-техническим новациям и отличается короткими сроками окупаемости инвестиций. Это обстоятельство делает сферу услуг привлекательной

для инвесторов и предпринимателей. А расширение сектора услуг за счет пополнения его производствами продукции сообщает комбинированным структурам кластерного типа дополнительный ресурс инновационного развития.

Относительно экономической категории «кластер» ('Мш1вг - 'гроздь', 'кисть', 'пучок' - но никак не 'дерево') в публикациях встречаются различные толкования, что осложняет проведение исследований и моделирования соответствующих структур и процессов. В современной экономической литературе термином кластер обозначают различные интегративные структуры -горизонтальные, вертикальные, матричные, монопродуктовые, полипродуктовые и др. Такая размытость понятия «кластер» вносит элемент неясности как в общий, так и специальный (региональный, финансовый) менеджмент. Исправить такое положение представляется возможным путем введения более строгого категорирования организационно-финансовой структуры, именуемой термином кластер.

В нашем представлении, принципиальное отличие структуры «гроздь», «кластер» заключается в том, что она являет собой расходящиеся из центра лучи, каждый из которых оканчивается самостоятельным хозяйствующим субъектом (предприятием, домохозяйством и др.), независимым от других субъектов этой системы; здесь нет соподчиненности.

В отличие от вертикально интегрированных структур производственных комплексов, гостиничному кластеру такие связи не свойственны, что обусловлено следующим:

- различиями в организационно-правовой форме и экономическом качестве участников ЛГК;

- отраслевым разнообразием сфер деятельности участников;

- территориальной разбросанностью участников;

- стремлением участников избежать жестких ограничений в хозяйствовании и подконтрольности в менеджменте, характерными для вертикально интегрированных структур;

- высокой изменчивостью спроса на гостиничные услуги;

- восприимчивостью к инновациям как основе успешного бизнеса;

- финансовой гибкостью, податливостью по отношению к различным проектам сбора средств на финансирование инвестиций;

- защищенностью кластера при венчурных инновациях по причине финансовой гибкости и эластичности внутренних организационно-финансовых связей;

- предрасположенностью к межрегиональным и международным контактам.

Кластерная структура принципиально отличается от статических форм, объединяемых термином комплекс. На практике выделение в границах региона либо муниципального образования гостиничного комплекса не несет экономической нагрузки, его участники не имеют явно выраженных финансово-экономических обязанностей. Существующие ассоциации руководите-

лей гостиничных предприятий, как правило, поддерживаются лишь административными рычагами, не представляют экономических целостностей и неспособны к активной функции.

Кластер может иметь как четкие границы, так и быть в форме «безграничной организации», в которой в роли периферийных членов выступают сезонные торговые предприятия, экскурсоводы, туринструкторы, квартиросдатчики и др. Сетевая форма организации кластера обеспечивает хеджирование рисков в венчурных проектах; в нем каждый участник защищен от недобросовестных действий других членов прямым договором с руководством кластера.

На основании вышеизложенного под локальным гостиничным кластером понимается организационно-финансовая структура в виде горизонтальной интеграции юридически самостоятельных хозяйствующих субъектов, непосредственно или косвенно участвующих в процессе оказания гостиничных основных и дополнительных услуг в целях получения синергетического эффекта и инновационного развития на основе консолидации собственных, привлеченных и заемных финансовых ресурсов [2].

В индустрии туризма находят подтверждение общие закономерности образования и функционирования кластеров, как и специфика их проявления в этой сфере. Как уже отмечалось, сущность кластера раскрывается через взаимосвязи входящих в него фирм, которые предстают в виде цепочек добавленной стоимости и системы накопления стоимости.

Кластеры, в частности гостиничные, являются неотъемлемой частью рыночной экономики. В них воплощаются стихийные силы рынка, которые не подчиняются разумной воле людей. Кластеры не могут быть созданы в приказном порядке, а образуются в соответствии с законами рынка. Государство вместе с другими заинтересованными силами может выступать одним из инициаторов процесса кластерообразования и оказывать поддержку кластерам, но оно не играет решающей роли в их формировании и работе.

Толчком к развитию кластеров может служить принятие стратегического плана диверсификации местной экономики, предусматривающего поддержку гостиничного, ресторанного хозяйства и собственно индустрии туризма. Стратегический план диверсификации должен при этом осуществляться по четырем направлениям:

- маркетинг: создание положительного образа территории и ее продвижение на рынке одновременно в двух разных качествах - как делового центра и как района познавательного туризма; выполнение этой задачи должно возлагаться на специально образованную государственно-частную структуру;

- подготовка и переподготовка кадров;

- совершенствование транспортной инфраструктуры;

- упрощение порядка сертификации и лицензирования гостиничной деятельности.

Развитие гостиничных кластеров сдерживается нехваткой квалифицированных кадров. Эта проблема решается поэтапно и комплексно. Требуется широко освещать возможности карьерного роста в гостиничном бизнесе, должен быть составлен перечень должностных обязанностей, определен уровень знаний и навыков, необходимых для их выполнения, проведена аттестация работников отрасли и разработан учебный план профессиональной подготовки и переподготовки кадров. Установление прочных связей предприятий гостиничного бизнеса с профильным образовательным учреждением - один из факторов роста гостиничных кластеров в Санкт-Петербурге [3].

Таблица 1

Характерные признаки локальных гостиничных кластеров_

Признаки локальных гостиничных кластеров Индикаторы конкурентных преимуществ территории

1. Наличие сильных конкурентных позиций на рынке у некоторой части отелей, входящих в кластер Например, имидж участников локального гостиничного кластера

2. Наличие у территории базирования конкурентных преимуществ для развития кластера, к которым могут быть отнесены: выгодное местоположение, наличие высококвалифицированных кадровых ресурсов, наличие развитой туристской инфраструктуры, наличие поставщиков дополнительных услуг, наличие специализированных учебных заведений (для подготовки кадров) и другие факторы В качестве индикаторов конкурентных преимуществ территории может рассматриваться, в том числе, накопленный объем привлеченных прямых инвестиций

3. Географическая концентрация и близость расположения предприятий и организаций кластера, обеспечивающая возможности для активного взаимодействия В качестве индикаторов географической концентрации могут рассматриваться показатели, характеризующие высокий уровень специализации данного региона

4. Широкий набор участников, достаточный для возникновения позитивных эффектов кластерного взаимодействия В качестве индикаторов могут рассматриваться показатели, характеризующие высокий уровень занятости на предприятиях и организациях, входящих в кластер

5. Наличие эффективного взаимодействия между участниками кластера, включая, в том числе, использование механизмов субконтрактации, партнерство предприятий с образовательными и исследовательскими организациями, практику координации деятельности по коллективному продвижению услуг на внутреннем и внешнем рынках В качестве индикаторов может рассматриваться доля рынка, занимаемая участниками локального гостиничного кластера

Основными категориями участников локального гостиничного кластера являются:

- организации, специализирующиеся на профильных видах деятельности;

- предприятия, оказывающие услуги специализированным клиентам;

- организации, обслуживающие отрасли общего пользования, включая транспортную, энергетическую, инженерную, природоохранную и информационно-телекоммуникационную инфраструктуры;

- организации рыночной инфраструктуры (аудиторские, консалтинговые, кредитные, страховые и лизинговые услуги, логистика, торговля, операции с недвижимостью и т.д.);

- научно-исследовательские и образовательные организации;

- некоммерческие и общественные организации, объединения предпринимателей, торгово-промышленные палаты;

- организации инновационной инфраструктуры и инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства: фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств), акционерные инвестиционные фонды и закрытые паевые инвестиционные фонды, привлекающие инвестиции для субъектов малого и среднего предпринимательства и др.[4].

В гостиничном бизнесе построение кластера связано с необходимостью объединить в рамках одной особой зоны несколько предприятий гостиничного бизнеса.

Собственно объединение их в рамках единой системы управления позволит выстроить опорные институциональные структуры (ядро и хребет) будущего кластера, объединяющего в своей организации несколько предприятий гостиничного бизнеса.

Центральным моментом формирования кластера является не просто территориально-географическое сближение, а резиденциальное объединение хозяйствующих субъектов, между которыми возможна синергия и взаимно функциональные отношения, разработка смежных решений и т.д.) [5].

Исходя из рассмотренных подходов, можно говорить о существовании гостиничных кластеров.

Рассмотрим основные условия, без которых создание и успешное развитие гостиничных кластерных структур практически невозможно. Сущность концепции состоит в обеспечении шести необходимых условий для того, чтобы кластер состоялся как жизнеспособная, самодостаточная, успешная и эффективная организация:

1) инициатива - инициативные и влиятельные люди из числа владельцев и управляющих отелями, представителей власти (КИСП), общественных организаций, учебных заведений (в сфере гостиничного и туристического бизнеса), способные своим авторитетом, знаниями, организаторскими способностями и знаниями сплотить, заинтересовать и на деле доказать полезность кластеров как для самих их членов, так и для региона;

2) инновации - новые технологии в организации производства, сбыта, управления, финансирования, способные открыть новые возможности в конкурентной борьбе;

3) информация - доступность, открытость, обмен знаниями, создание баз данных и интернет-страниц, установка систем бронирования, позволяющие получать преимущества в доступе к рынкам сбыта гостиничных услуг, квалифицированному персоналу и т. п.;

4) интеграция - предусматривает использование новых технологий сотрудничества фирм на отраслевом и территориальном уровнях при поддержке науки и органов власти;

5) интерес - обеспечивает основное условие жизнедеятельности хозяйствующего субъекта, которое обязательно предполагает наличие заинтересованности участников кластерных объединений и получение ими экономической выгоды;

6) инвестиции - обеспечивают оптимизацию развития отрасли и возможность продвижения новых проектов (рис. 1).

Рис. 1. Необходимые условия создания кластеров [6]

С точки зрения взаимодействия участников, гостиничный кластер может быть определен как форма эффективного сосуществования организаций в гостиничном бизнесе, основанная на конкуренции и сотрудничестве между ними (модель гостиничного кластера см. рис. 2.).

Основную группу участников гостиничного кластера образуют хозяйствующие субъекты гостиничного бизнеса, которые постоянно взаимодействуют со своими потребителями (гостями), конкурентами, органами управления, образовательными учреждениями и другими организациями, входящими во внешнюю предпринимательскую среду.

Исходя из этого, под кластерным взаимодействием хозяйствующих субъектов гостиничного бизнеса гостиничном кластере следует понимать совокупность деловых контактов, которые они устанавливают с другими участниками гостиничного кластера и воспроизводят в процессе своей хозяйственной деятельности.

Содержание кластерного взаимодействия обусловлено деловыми интересами разных его участников, которые могут быть взаимными и противоположными, то есть сочетать разные формы сотрудничества и конкурентного противодействия.

власть

- о

р п еД

м и и

к я

с и

еч б а Р ц к е

г те и аи рц п с н и

та я

с ар и тр а н

с р

м ис а

ян ж

ии о

цм п

,р о

е вм з д

н та а

и кт ое н б е

п р

т т

е о

т п

и с

м о о №

оК

Самостоятельные предприятия -члены кластера

Предприятия общественного питания

консультационно-информационное обслуживание компьютерных сетей и программного обеспечения, бухгалтерский учет

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1

Клининг, ремонт, благоустройство территории, уход за насаждениями, и т.д.

н

н

о

я

Я

- 2

я

н

И

и

о

а

Я 2

я

Я

и

п

и

са

я

м

-

2

я

о

и

т

>>

Гостиничные услуги

Рис. 2. Модель локального гостиничного кластера

Формы сотрудничества между взаимодействующими предпринимательскими структурами в рекреационном кластере можно классифицировать по ряду признаков:

- принадлежность участников к той или иной отрасли (внутриотраслевое и межотраслевое взаимодействие);

- виды взаимодействия (формальное взаимодействие на договорной основе, кооперация, интеграция);

- направления сотрудничества (вертикальное, горизонтальное, смешанное);

- категория участников (крупные, средние и малые организации);

- характер взаимосвязей (самостоятельные и родственные хозяйствующие субъекты);

- стабильность взаимосвязей (стабильное и неустойчивое взаимодействие);

- функциональные области взаимодействия (технологический процесс оказания гостиничных услуг, менеджмент, маркетинг, финансы и др.);

- типы взаимодействия (технологическое, финансово-экономическое, административное);

- количество участников и взаимосвязей между ними (двусторонние или множественные связи между участниками);

- модели взаимодействия (франчайзинг, аутсорсинг, стратегический альянс);

- субъекты взаимодействия (поставщик-покупатель; кредитор-заемщик; учредитель - учрежденная структура) и др.

В первую очередь, формы кластерных взаимодействий между хозяйствующими субъектами гостиничного бизнеса в гостиничном кластере могут быть проанализированы с точки зрения классификационной принадлежности участников. Данный критерий позволяет разделить формы взаимодействия на межкластерные и внутрикластерные.

В пределах одного кластера или межкластерного взаимодействия в гостиничном кластере можно выделить следующие виды сотрудничества:

- формальное взаимодействие между участниками на договорной основе (например, договоры гостиничных организаций с организациями коммунальной инфраструктуры, муниципальными учреждениями здравоохранения об оказании медицинских услуг в экстренных случаях и т.п.);

- кооперация, включающая временные соглашения об объединении финансовых, трудовых ресурсов в целях реализации какого-либо проекта (например, создание учебных центров повышения квалификации кадров на базе рекреационных организаций), договоренности о согласованной маркетинговой политике на рынке рекреационных услуг (совместные стенды участников на туристских выставках под единым брендом) и др.;

- интеграция, связанная с объединением предпринимательской деятельности участников (например, создание санаторно-курортных объединений или гостиничных сетей, контролируемых одним собственником).

По признаку направления взаимодействия в процессе обслуживания клиентов можно выделить вертикальные, горизонтальные и смешанные формы сотрудничества.

Основным признаком вертикальных форм сотрудничества в гостиничном кластере являются тесные технологические или снабженческо-сбытовые связи между участниками. С помощью вертикальных форм сотрудничества участники гостиничного кластера стремятся снизить затраты, связанные с оказанием гостиничных услуг, трансакционные издержки, повысить качество обслуживания клиентов.

Примерами вертикального сотрудничества являются договоры с поставщиками продуктов питания, агентские соглашения с туристскими фирмами и др. Участники гостиничного кластера, взаимодействующие по вертикали технологического процесса обслуживания клиентов, одновременно могут сотрудничать с несколькими партнерами по одному и тому же виду хозяйственной деятельности. При этом участник гостиничного кластера, не способный стать надежным партнером, постепенно вытесняется из кластера, а надежный партнер, в результате своей деятельности усиливает свои конкурентные позиции.

Основным признаком горизонтального сотрудничества является экономическое равноправие участников гостиничного кластера, которые, как правило, относятся к одной отрасли, юридически самостоятельны, близки по масштабам деятельности и поддерживают друг друга. Это достаточно гибкая модель, влияющая на результаты деятельности и систему управления входящих в нее организаций. Участники на взаимовыгодных условиях координируют свои действия, привлекают новых партнеров и конкурируют между собой.

Вариантами горизонтального вида сотрудничества является заключение договоров о совместной деятельности, создание некоммерческих объединений хозяйствующих субъектов.

По масштабу участники кластерного взаимодействия в гостиничном кластере делятся на крупные, средние и малые организации. Основу гостиничного кластера могут составлять как крупные, так и средние и мелкие гостиничные предприятия, вокруг которых выстраиваются вспомогательные предпринимательские структуры и организации-контрагенты.

Характеризуя устойчивость взаимосвязей между хозяйствующими субъектами в гостиничном бизнесе, следует отметить, что наиболее нестабильную форму взаимодействия представляют собой горизонтальные формы сотрудничества. Зачастую они основаны на объединении капиталов, ключевых компетенций и иных возможностей хозяйствующих субъектов для реализации какого-либо проекта. Организованные таким образом формы

сотрудничества имеют тенденцию к распаду по мере достижения единой цели взаимодействующих организаций, либо в их деятельности наблюдается цикличность, связанная с сезонными колебаниями спроса на гостиничные услуги.

Например, договоры о совместной деятельности, связанные с организацией обслуживания гостей, могут заключаться только на период «высокого сезона», в связи с нерентабельностью реализации подобных проектов при снижении объемов клиентского спроса. Классификация форм взаимосвязи между хозяйствующими субъектами в гостиничном кластере в зависимости от функциональных областей и типов взаимодействия предполагает выделение следующих видов связей: технологические, организационные, финансово-экономические, юридические, социально-психологические и др.

Технологические связи, как правило, характеризуются взаимодействием гостиничных организаций со вспомогательными хозяйствующими субъектами, обеспечивающими осуществление тех или иных стадий технологического процесса. Например, распространенным является заключение договоров между гостиницами и предприятиями питания, организациями, оказывающими медицинские услуги, организациями культурно-развлекательного направления, услуги по безопасности и т.д. Организационные связи обусловлены особенностями взаимодействия хозяйствующих субъектов с подразделениями в организационной структуре гостиничных предприятий. Например, взаимодействие гостиничных предприятий с турагентствами осуществляется через соответствующие службы маркетинга, бронирования и реализации путевок, заключение и мониторинг исполнения обязательств по договорам с поставщиками материальных ресурсов - через отделы снабжения, контакты с организациями, осуществляющими техническое обслуживание инженерных систем и различного оборудования - через эксплуатационные службы и т.д.

Экономические связи определяются движением финансовых ресурсов и экономической взаимозависимостью между хозяйствующими субъектами, основанной на условиях заключенных договоров. Юридические связи обеспечиваются соответствующими документами, подтверждающими намерения участников ГК о ведении совместной деятельности, связывающих их договорных отношениях и т.п. Социально-психологические связи объясняются наличием неформальных контактов между руководством, сотрудниками взаимодействующих хозяйствующих субъектов.

Характерной чертой гостиничного кластера является активное неформальное взаимодействие между сотрудниками конкурирующих гостиничных предприятий по всем направлениям хозяйственной деятельности и на всех уровнях управления. Подобное взаимодействие способствует постоянному обмену информацией, обменом знаниями, взаимному обогащению накопленным опытом, активизации инновационных

процессов, связанных с совершенствованием технологии обслуживания гостей, управленческих технологий и др.

Классификация форм взаимодействия по количеству участников и взаимосвязей между ними означает, что участники гостиничного кластера могут взаимодействовать с одним хозяйствующим субъектом при наличии простых двусторонних связей или находиться в сложной системе взаимосвязей с множеством организаций различной величины.

Одной из моделей взаимодействия хозяйствующих субъектов в гостиничном кластере является франчайзинг, в соответствии с которым крупная организация, обладающая известным брендом, выдает лицензию на осуществление хозяйственной деятельности под ее маркой структурам, действующим в гостиничном кластере.

Франчайзинг объединяет в себе преимущества крупных международных организаций (экономия на управленческих расходах, рекламе, затратах на внедрение новых технологий и видов услуг, обучении персонала) и локального предпринимательства (наличие локальных контактов, знание местной специфики). В настоящее время модель франчайзинга активно используют гостиничные сети мирового уровня (Аккор, Холидей Инн и др.), внедряющиеся на рынок гостиничных услуг, оказываемых в гостиничном кластере.

Еще одна модель взаимодействия, получающая все более широкое распространение на современном этапе в гостиничном кластере, - аутсорсинг и аутстаффинг. Договоры аутсорсинга и аутстаффинга, являются основой долгосрочного сотрудничества, ориентированного на создание и поддержание партнерских отношений, базирующихся не только на юридическом оформлении имеющихся договоренностей, но и на связях неформального характера между гостиничными и вспомогательными предприятиями. В настоящее время основными направлениями применения аутсорсинговых и аутстаффинговых услуг гостиничными предприятиями в гостиничном кластере являются:

- бухгалтерский учет в мини-отелях;

- организация питания гостей;

- консультационно-информационное обслуживание имеющихся локальных компьютерных сетей и программного обеспечения;

- обеспечение безопасности пребывания гостей на территории и сохранности имущества силами частных охранных предприятий;

- техническое обслуживание систем охранной, пожарной сигнализации;

- клининг;

- благоустройство территории, уход за зелеными насаждениями;

- ремонтно-профилактические работы, обеспечивающие бесперебойную работу технологического оборудования;

- проведение культурно-зрелищных мероприятий и др.

Среди наиболее прогрессивных форм кластерного взаимодействия, перспективных для развития гостиничного кластера, следует выделить

стратегические альянсы. Стратегические альянсы являются ключевым фактором стратегии обеспечения конкурентных преимуществ участниками кластерного взаимодействия. Как правило, стратегические альянсы представляют собой взаимодействие двух или более конкурирующих хозяйствующих субъектов, объединяющих свои ресурсы и компетенции в целях реализации инновационного или инвестиционного проекта. В рамках таких альянсов хозяйствующие субъекты сохраняют отношения соперничества наряду с сотрудничеством, так как участники сохраняют независимость.

Можно выделить следующие факторы, способствующие формированию стратегических альянсов в гостиничном кластере:

- доступ к новым сегментам гостиничного спроса, новым рынкам сбыта гостиничных услуг (снижение трансакционных издержек, связанных с получением необходимой информации о новых рынках сбыта, ведением рекламной кампании; возможность более быстрого, чем вне стратегического альянса, проникновения на более выгодных условиях и т.п.);

- доступ к необходимым для развития ресурсам и повышение эффективности их использования (повышение эффективности деятельности предпринимательской структуры за счет привлечения партнеров в целях внедрения новой технологии обслуживания, модернизации материально-технической базы, позволяющей перейти на качественно новый уровень оказания рекреационных услуг, и др.);

- наращивание интеллектуального потенциала персонала, получение знаний, необходимых для сохранения и упрочения позиций в конкурентной борьбе (например, на основе заключения долговременных договоров с учреждениями образования, позволяющего, с одной стороны, производить повышение квалификации и пополнение кадрового состава, а с другой стороны, повышать качество обучения специалистов за счет стажировки на базе хозяйствующих субъектов).

Формы кластерного взаимодействия определяются также участвующими в нем субъектами. Наиболее распространенными формами являются отношения между поставщиками и покупателями, кредиторами и заемщиками, конкурирующими организациями, учредителями и учрежденными предпринимательскими структурами. Для того чтобы проанализировать кластерное взаимодействие между участниками гостиничного кластера с точки зрения построенных между ними связей, необходимо рассмотреть потоки, используемые во взаимоотношениях хозяйствующих субъектов. Они характеризуют силу взаимодействия организаций внутри гостиничного кластера. Силу взаимосвязи можно оценить путем проведения анализа интенсивности контактов между хозяйствующими субъектами в определенный период времени по потокам.

Основные потоки, анализируемые с целью установления взаимосвязи хозяйствующих субъектов в гостиничном кластере, включают финансовые потоки, потоки услуг, потоки материальных ресурсов, потоки трудовых ресурсов и информационные потоки. Взаимодействие по рассматриваемым потокам основано на взаимном обмене теми или иными ресурсами. В частности, это может быть движение финансовых ресурсов в обмен на гостиничные или сопутствующие услуги (взаимодействие «потребитель -гостиничное предприятие») или в обмен на материальные ресурсы (взаимодействие «поставщик - гостиничное предприятие»).

Взаимодействие, происходящее без привлечения финансовых ресурсов, может быть связано с тем, что гостиничное предприятие предоставляет гостиничные услуги в обмен на материальные ресурсы или какие-либо услуги, которые может оказать партнер в соответствии со своей специализацией. Также существуют взаимодействия между хозяйствующими субъектами на уровне обмена квалифицированным персоналом и т.д.

Таким образом, во взаимодействии участников гостиничного кластера присутствуют одновременно взаимность и противоположность их деловых интересов и, как следствие, сочетание конкурентного противодействия с разными формами сотрудничества. Связи, устанавливаемые между хозяйствующими субъектами в процессе взаимодействия, осуществляются посредством потоков ресурсов, которые объединяют различные организации. Чем чаще происходят обращения к потокам, тем сильнее кластерное взаимодействие между хозяйствующими субъектами. Исходя из этого, путем анализа использования потоков ресурсов можно оценить интенсивность кластерного взаимодействия между участниками гостиничного кластера [1].

Кластер на сегодняшний день - это эффективный инструмент управления экономикой в условиях глобальной конкуренции. Он не только способствует повышению конкурентоспособности и эффективности предприятий, но и одновременно является основой инновационного развития экономики. Ключевые понятия кластера: концентрация, интеграция, кооперация и конкуренция - во взаимосвязи дают синергический эффект, при котором даже конкурирующие организации повышают эффективность, существуя и развиваясь в рамках одного кластера. При этом хотелось бы отметить тот факт, что локализация гостиничных кластеров вторична к локализации промышленных кластеров и туристских дестинаций. Стимулирование развития гостиничного хозяйства невозможно без развития промышленности и туристской отрасли в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Яковлева-Чернышева А.Ю. Особенности взаимодействия предпринимательских структур в рекреационном кластере // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2011. № 1 (25). URL: http://www.uecs.ru/economika-truda/item/313-2011-03-25-10-00-43 (дата обращения 04.08.2011).

2. Попов А. Управление инвестиционными ресурсами курортно-рекреационных кластеров в условиях экономической нестабильности (на материалах Краснодарского края и Республики Адыгея). Автореф. дис. ...канд. экон. наук. СПб, 2011.

3. Центр международного туризма. Микрогеография индустрии туризма. [Электронный ресурс]. URL: http://worldwidetour.ru/content/7/8/ (дата обращения 15.07.2011)

4. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации. Разработаны Министерством экономического развития Российской Федерации в декабре 2008 года и направлены Главам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях координации мер по реализации кластерной политики и распространения лучшей практики [Электронный ресурс]. URL: http://www.economy.samregion.ru/Klaster/kl iniciativi/27828/ (дата обращения 04. 03 2011)

5. Громыко Ю. Что такое кластеры. М.: Вильямс, 2001.

6. Санжин Б. Б. Формирование и развитие туристического кластера в республике Бурятия на основе государственно-частного партнерства // Экономическое возрождение России [Электронный ресурс]. URL: http://www.e-v-r.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=632:2011-04-04-06-25-07&catid=331:2011-03-01-08-07-11&Itemid=121 (дата обращения 04. 08 2011)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.