Яковлева-Чернышева А.Ю. Особенности взаимодействия предпринимательских
структур в рекреационном кластере Дата: 17/01/2011 Номер: (25) УЭкС, 1/2011
Аннотация: Межотраслевые взаимодействия, усиливающиеся процессы
сотрудничества предпринимательских структур, функционирующих в рекреационной системе, создают предпосылки для возникновения и развития рекреационных кластеров. Рекреационный кластер может быть определен как эффективное сосуществование организаций в рекреационной системе, основанное на сочетании различных форм конкуренции и сотрудничества, образующих кластерное взаимодействие между ними.
Abstract: Inter-branch interactions, the increasing cooperation of entrepreneurial structures in the recreational system create the necessary prerequisites for emergence and development of recreational clusters. Recreational cluster can be characterized as an effective co-existence of organizations in the recreational system based on the combination of different types of competition and cooperation, which compose their cluster interactions.
Ключевые слова: предпринимательские структуры, рекреационный кластер,
конкуренция, сотрудничество, кластерное взаимодействие.
Key words: entrepreneurial structures, recreational cluster, competition, cooperation, cluster interactions.
Яковлева-Чернышева Анна Юрьевна кандидат экономических наук Сочинский институт Академии ВЭГУ
Выходные данные статьи: Яковлева-Чернышева А.Ю. Особенности взаимодействия предпринимательских структур в рекреационном кластере // Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 2011. - № 1 (25). - № гос. рег. статьи 0421100034/. - Режим доступа к журн.: http://uecs.mcnip.ru.
Межотраслевые взаимодействия, усиливающиеся процессы развития различных форм сотрудничества, происходящие в совокупности предпринимательских структур, функционирующих в рекреационной системе, создают предпосылки для возникновения и развития рекреационных кластеров.
Формирование рекреационных кластеров позволяет повысить адаптивность поведения предпринимательских структур, содействует росту их конкурентоспособности, инвестиционной и инновационной активности, более интенсивному обмену информацией, взаимодействию и взаимной поддержке.
В связи с этим, представляется актуальным исследование различных аспектов
функционирования рекреационных кластеров, в том числе особенностей взаимодействия предпринимательских структур в них.
Следует отметить, что хотя кластерный подход популярен в экономической теории и практике, до настоящего времени не существует единого подхода к характеристике сущности кластеров, как среди зарубежных, так и среди отечественных ученых.
Согласно одной из трактовок М. Портера, кластеры представляют собой «сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций ... в определенных областях, конкурирующих, но вместе с тем и ведущих совместную работу» [1]. Другая трактовка понятия «кластер», предложенная ученым, определяет его как промышленную группу. «Кластер, или промышленная группа, - это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга» [1].
С. Розенфельд дает определение кластера как концентрации фирм, способных производить положительный синергетический эффект из-за их географической близости и взаимозависимости [2]. Как группу предприятий, принадлежащих одному сектору и действующих в тесной близости друг к другу, характеризует кластер X. Шмитц [3]. Э. Фезер рассматривает кластеры как связанные и поддерживающие институты, которые более конкурентоспособны на основании их взаимосвязей [4]. Г. Суэнн и М. Превезер дают определение кластера как большой группы фирм в связанных отраслях, расположенных в отдельной местности [5].
Д.А. Ялов характеризует кластер как сеть поставщиков, производителей, потребителей, элементов промышленной инфраструктуры, исследовательских институтов, взаимосвязанных в процессе создания прибавочной стоимости [6]. По мнению В.П. Третьяка, «термин «кластер» указывает на отраслевую и географическую концентрацию предприятий, которые производят и продают ряд связанных или взаимодополняемых товаров совместными усилиями» [7]. А.Н. Асаул трактует кластер как «территориально-отраслевое добровольное объединение организаций и предприятий, которые тесно сотрудничают с научными учреждениями и органами местной власти с целью повышения конкурентоспособности собственной продукции и экономического развития отдельного региона» [8].
Таким образом, изучение научной литературы показывает, что кластеры рассматриваются со следующих основных точек зрения, а именно как:
• географически локализованные совокупности взаимосвязанных предпринимательских структур и организаций;
• сети предпринимательских структур и организаций, участвующих в единой технологической цепочке;
• высоко агрегированные отрасли или секторы экономики (например, агропромышленные, автомобильные, строительные, туристские и другие виды кластеров);
• системы предпринимательских структур и организаций, способных производить положительный синергетический эффект и повышать свою конкурентоспособность на основе существующей взаимосвязи.
Исходя из рассмотренных подходов, на наш взгляд, можно говорить о существовании
Рекреационный кластер - это система географически локализованных взаимосвязанных конкурентоспособных предпринимательских структур, непосредственно или косвенно участвующих в технологическом процессе оказания рекреационных услуг на базе эффективного использования рекреационного потенциала, тесно взаимодействующих с органами управления, общественными организациями, образовательными, научными учреждениями и т.д.
С точки зрения взаимодействия участников, рекреационный кластер может быть определен как форма эффективного сосуществования организаций в рекреационной системе, основанная на конкуренции и сотрудничестве между ними.
Основную группу участников рекреационного кластера образуют предпринимательские структуры, которые постоянно взаимодействуют со своими потребителями, поставщиками, конкурентами, органами управления, образовательными учреждениями и другими организациями, входящими во внешнюю предпринимательскую среду. Исходя из этого, под кластерным взаимодействием предпринимательских структур в рекреационном кластере следует понимать совокупность деловых контактов, которые они устанавливают с другими участниками рекреационного кластера и воспроизводят в процессе своей предпринимательской деятельности.
Содержание кластерного взаимодействия обусловлено деловыми интересами разных его участников, которые могут быть взаимными и противоположными, то есть сочетать разные формы сотрудничества и конкурентного противодействия.
Формы сотрудничества между взаимодействующими предпринимательскими структурами в рекреационном кластере можно классифицировать по ряду признаков:
- отраслевая принадлежность участников (внутриотраслевое и межотраслевое взаимодействие);
- виды сотрудничества (формальное взаимодействие на договорной основе, кооперация, интеграция);
- направления взаимодействия (вертикальное, горизонтальное, смешанное);
- масштаб участников (крупные, средние и малые организации);
- теснота взаимосвязей (самостоятельные и родственные предпринимательские структуры);
- устойчивость взаимосвязей (стабильное и неустойчивое взаимодействие);
- функциональные области взаимодействия (технологический процесс оказания рекреационных услуг, маркетинг, финансы, управление и др.);
- типы взаимодействия (технологическое, финансово-экономическое, организационное (административное));
- количество участников и взаимосвязей между ними (двусторонние или множественные связи между участниками);
- модели взаимодействия (франчайзинг, аутсорсинг, стратегический альянс);
- субъекты взаимодействия (поставщик-покупатель; кредитор-заемщик; учредитель -учрежденная структура) и др.
В первую очередь, формы кластерных взаимодействий между предпринимательскими структурами в рекреационном кластере могут быть проанализированы с точки зрения отраслевой принадлежности участников. Данный критерий позволяет разделить формы взаимодействия на межотраслевые и внутриотраслевые.
В пределах одной отрасли или межотраслевого взаимодействия в рекреационном
кластере можно выделить следующие виды сотрудничества:
- формальное взаимодействие между участниками на договорной основе (например, договоры рекреационных организаций с организациями коммунальной инфраструктуры, муниципальными учреждениями здравоохранения об оказании медицинских услуг в экстренных случаях и т.п.);
- кооперация, включающая временные соглашения об объединении финансовых, трудовых ресурсов в целях реализации какого-либо проекта (например, создание учебных центров повышения квалификации кадров на базе рекреационных организаций), договоренности о согласованной маркетинговой политике на рынке рекреационных услуг (совместные стенды участников на туристских выставках под единым брендом) и др.;
- интеграция, связанная с объединением предпринимательской деятельности участников (например, создание санаторно-курортных объединений или гостиничных сетей, контролируемых одним собственником).
По признаку направления взаимодействия в процессе обслуживания рекреантов можно выделить вертикальные, горизонтальные и смешанные формы сотрудничества.
Основным признаком вертикальных форм сотрудничества в рекреационном кластере являются тесные технологические или снабженческо-сбытовые связи между участниками. С помощью вертикальных форм сотрудничества участники рекреационного кластера стремятся снизить затраты, связанные с оказанием рекреационных услуг, трансакционные издержки, повысить качество обслуживания рекреантов.
Примерами вертикального сотрудничества являются договоры с поставщиками продуктов питания, агентские соглашения с туристскими фирмами и др. Участники рекреационного кластера, взаимодействующие по вертикали технологического процесса обслуживания рекреантов, одновременно могут сотрудничать с несколькими партнерами по одному и тому же виду предпринимательской деятельности. При этом участник рекреационного кластера, не способный стать надежным партнером, постепенно вытесняется из кластера, а надежный партнер, в результате своей деятельности усиливает свои конкурентные позиции.
Основным признаком горизонтального сотрудничества является экономическое равноправие участников рекреационного кластера, которые, как правило, относятся к одной отрасли, юридически самостоятельны, близки по масштабам деятельности и поддерживают друг друга. Это достаточно гибкая модель, влияющая на результаты предпринимательской деятельности и систему управления входящих в нее организаций. Участники на взаимовыгодных условиях координируют свои действия, привлекают новых партнеров и конкурируют между собой.
Вариантами горизонтального вида сотрудничества является заключение договоров о совместной деятельности, создание некоммерческих объединений предпринимательских структур.
По масштабу участники кластерного взаимодействия в рекреационном кластере делятся на крупные, средние и малые организации. Основу рекреационного кластера составляют, в основном, крупные и средние рекреационные организации, вокруг которых выстраиваются вспомогательные предпринимательские структуры и организации-контрагенты, в том числе значительное количество малых предприятий.
В частности, большое количество малых предприятий функционирует в сфере материального снабжения рекреационных организаций (поставщики бытовой химии,
мягкого и хозяйственного инвентаря, продуктов питания), и оказания различного рода услуг (концертное обслуживание, услуги, связанные с благоустройством парковой зоны, техническое обслуживание оборудования и др.).
Характеризуя устойчивость взаимосвязей между предпринимательскими структурами, следует отметить, что наиболее нестабильную форму взаимодействия представляют собой горизонтальные формы сотрудничества. Зачастую они основаны на объединении капиталов, ключевых компетенций и иных возможностей предпринимательских структур для реализации какого-либо проекта. Организованные таким образом формы сотрудничества имеют тенденцию к распаду по мере достижения единой цели взаимодействующих организаций, либо в их деятельности наблюдается цикличность, связанная с сезонными колебаниями спроса на рекреационные услуги.
Например, договоры о совместной деятельности, связанные с организацией обслуживания рекреантов, могут заключаться только на период «высокого сезона», в связи с нерентабельностью реализации подобных проектов при снижении объемов рекреационного спроса.
Классификация форм взаимосвязи между предпринимательскими структурами в рекреационном кластере в зависимости от функциональных областей и типов взаимодействия предполагает выделение следующих видов связей: технологические, организационные, финансово-экономические, юридические, социальнопсихологические и др.
Технологические связи, как правило, характеризуются взаимодействием рекреационных организаций со вспомогательными предпринимательскими структурами, обеспечивающими осуществление тех или иных стадий технологического процесса. Например, распространенным является заключение договоров между рекреационными организациями и предпринимательскими структурами, обеспечивающими питание рекреантов, оказание определенных видов медицинского обслуживания, организацию культурного досуга, охрану и т.д.
Организационные связи обусловлены особенностями взаимодействия предпринимательских структур с подразделениями в организационной структуре рекреационных организаций. Например, взаимодействие рекреационных организаций с турагентствами осуществляется через соответствующие службы маркетинга, бронирования и реализации путевок, заключение и мониторинг исполнения обязательств по договорам с поставщиками материальных ресурсов - через отделы снабжения, контакты с организациями, осуществляющими техническое обслуживание инженерных систем и различного оборудования - через эксплуатационные службы и т.д.
Экономические связи определяются движением финансовых ресурсов и экономической взаимозависимостью между предпринимательскими структурами, основанной на условиях заключенных договоров.
Юридические связи обеспечиваются соответствующими документами, подтверждающими намерения участников РК о ведении совместной деятельности, связывающих их договорных отношениях и т.п.
Социально-психологические связи объясняются наличием неформальных контактов между руководством, сотрудниками взаимодействующих предпринимательских
структур.
Характерной чертой рекреационного кластера является активное неформальное взаимодействие между сотрудниками конкурирующих рекреационных организаций по всем направлениям предпринимательской деятельности и на всех уровнях управления. Подобное взаимодействие способствует постоянному обмену информацией, переливу знаний, взаимному обогащению накопленным опытом, активизации инновационных процессов, связанных с совершенствованием технологии обслуживания рекреантов, управленческих технологий и др.
Классификация форм взаимодействия по количеству участников и взаимосвязей между ними означает, что участники рекреационного кластера могут взаимодействовать с одной предпринимательской структурой с наличием простых двусторонних связей или находиться в сложной системе взаимосвязей с множеством организаций различной величины.
Одной из моделей взаимодействия предпринимательских структур в рекреационном кластере является франчайзинг, в соответствии с которым крупная организация, обладающая известным брендом, выдает лицензию на осуществление предпринимательской деятельности под ее маркой структурам, действующим в рекреационном кластере.
Франчайзинг объединяет в себе преимущества крупных международных организаций (экономия на управленческих расходах, рекламе, затратах на внедрение новых технологий и видов услуг, обучении персонала) и локального предпринимательства (наличие локальных контактов, знание местной специфики).
В настоящее время модель франчайзинга активно используют гостиничные сети мирового уровня (Рэдиссон, Хилтон и др.), внедряющиеся на рынок рекреационных услуг, оказываемых в рекреационном кластере.
Еще одна модель взаимодействия, получающая все более широкое распространение на современном этапе в рекреационном кластере, - аутсорсинг.
Договоры аутсорсинга, как правило, являются основой долгосрочного сотрудничества, ориентированного на создание и поддержание партнерских отношений, основанных не только на юридическом оформлении имеющихся договоренностей, но и на связях неформального характера между рекреационными и вспомогательными организациями.
В настоящее время основными направлениями применения аутсорсинговых услуг рекреационными организациями в рекреационном кластере являются:
- организация питания рекреантов;
- консультационно-информационное обслуживание имеющихся локальных компьютерных сетей и программного обеспечения;
- обеспечение безопасности пребывания рекреантов на территории и сохранности имущества силами частных охранных предприятий;
- техническое обслуживание систем охранной, пожарной сигнализации;
- клининг;
- благоустройство территории, уход за зелеными насаждениями;
- ремонтно-профилактические работы, обеспечивающие бесперебойную работу технологического оборудования;
- проведение культурно-зрелищных мероприятий и др.
Среди наиболее прогрессивных форм кластерного взаимодействия, перспективных
Стратегические альянсы являются ключевым фактором стратегии обеспечения
конкурентных преимуществ участниками кластерного взаимодействия. Как правило, стратегические альянсы представляют собой взаимодействие двух или более
конкурирующих предпринимательских структур, объединяющих свои ресурсы и компетенции в целях реализации инновационного или инвестиционного проекта. В рамках таких альянсов предпринимательские структуры сохраняют отношения
соперничества, наряду с сотрудничеством, так как участники сохраняют
независимость.
Можно выделить следующие факторы, способствующие формированию стратегических альянсов в рекреационном кластере:
- доступ к новым сегментам рекреационного спроса, новым рынкам сбыта рекреационных услуг (снижение трансакционных издержек, связанных с получением необходимой информации о новых рынках сбыта, ведением рекламной кампании, возможность более быстрого, чем вне стратегического альянса, проникновения на более выгодных условиях и т.п.);
- доступ к необходимым для развития ресурсам и повышение эффективности их использования (повышение эффективности деятельности предпринимательской структуры за счет привлечения партнеров в целях внедрения новой технологии обслуживания, модернизации материально-технической базы, позволяющей перейти на качественно новый уровень оказания рекреационных услуг, и др.);
- наращивание интеллектуального потенциала персонала, получение знаний, необходимых для сохранения и упрочения позиций в конкурентной борьбе (например, на основе заключения долговременных договоров с учреждениями образования, позволяющего, с одной стороны, производить повышение квалификации и пополнение кадрового состава, а с другой стороны, повышать качество обучения специалистов за счет стажировки на базе предпринимательских структур).
Формы кластерного взаимодействия определяются также участвующими в нем субъектами. Наиболее распространенными формами являются отношения между поставщиками и покупателями, кредиторами и заемщиками, конкурирующими организациями, учредителями и учрежденными предпринимательскими структурами.
Для того чтобы проанализировать кластерное взаимодействие между участниками рекреационного кластера с точки зрения построенных между ними связей, необходимо рассмотреть потоки, используемые во взаимоотношениях предпринимательских структур. Они характеризуют силу взаимодействия организаций внутри рекреационного кластера. Силу взаимосвязи можно оценить путем проведения анализа интенсивности контактов между предпринимательскими структурами за определенный промежуток времени по потокам.
Основные потоки, анализируемые с целью установления взаимосвязи предпринимательских структур в рекреационном кластере, включают финансовые потоки, потоки услуг, потоки материальных ресурсов, потоки трудовых ресурсов и информационные потоки. Взаимодействие по рассматриваемым потокам основано на взаимном обмене теми или иными ресурсами. В частности, это может быть движение финансовых ресурсов в обмен на рекреационные или сопутствующие услуги (взаимодействие «потребитель - рекреационная организация») или в обмен на материальные ресурсы (взаимодействие «поставщик - рекреационная организация»).
Взаимодействие, происходящее без привлечения финансовых ресурсов, может быть связано с тем, рекреационная организация предоставляет рекреационные услуги в
обмен на материальные ресурсы или какие-либо услуги, которые может оказать партнер в соответствии со своей специализацией. Также существуют взаимодействия между предпринимательскими структурами на уровне обмена квалифицированным персоналом и т.д.
Таким образом, в кластерном взаимодействии участников рекреационного кластера присутствует одновременно взаимность и противоположность их деловых интересов и, как следствие, сочетание конкурентного противодействия с разными формами сотрудничества.
Связи, устанавливаемые между предпринимательскими структурами, в процессе взаимодействия, осуществляются посредством потоков ресурсов, которые объединяют различные организации. Чем чаще происходят обращения к потокам, тем сильнее кластерное взаимодействие между предпринимательскими структурами. Исходя из этого, путем анализа использования потоков ресурсов можно оценить интенсивность кластерного взаимодействия между участниками рекреационного кластера.
Библиографический список.
1. Портер, М.Э. Конкуренция: Пер. с англ./ М.Э. Портер - М.: Издательский дом «Вильямс», 2006.
2. Rosenfeld, S. Backing into Clusters: Retrofitting Public Policies, paper available at www.oecd.org.
3. Schmitz, H. On the clustering of small firms, in: IDS Bulletin, vol. 23, No. 3, July, 1992.
4. Feser, E. Old and New Theories of Industry Clusters, in Steiner, M. (ed) Clusters and Regional Specialization, Pion Limited, London, 1998.
5. Swann, P., Prevezer, M. and Stout, D. (eds) The Dynamics of Industrial Clustering: International Comparisons in Computing and Biotechnology, Oxford University Press, Oxford.
6. Ялов, Д.А. Кластерный подход как технология управления региональным экономическим развитием/ Д.А. Ялов.- Фонд ЦСР "Северо-Запад".- СПб, 2006.
7. Третьяк, В.П. Кластеры предприятий: пути создания и результативность функционирования/ В.П. Третьяк. - М., 2006.
8. Асаул, А.Н. Объединение строительных организаций - основа для интеграции// Современное экономическое и социальное развитие: проблемы и перспективы. -СПб, 2002.
№ гос. рег. статьи 0421100034/
Это статья Журнал ВАК :: Управление экономическими системами: электронный научный
журнал http ://uecs.mcnip.ru
URL этой статьи: http://uecs.mcnip.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=303