Ю. В. Жилкова,
г. Москва В. В. Бритвина,
г. Москва С. Е. Седенков,
г. Москва
КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД В ТУРИЗМЕ
В статье представлена кластерная концепция, подход с позиции туристского бизнеса и рекреационного девелопмента.
The paper presents the cluster concept, the approach from the perspective of the tourist business and recreational development.
Ключевые слова: туризм, кластерный подход, экономика, доходы, международный туризм.
Keywords: tourism, the cluster approach, the economy, income, international tourism.
Теоретические аспекты кластерного подхода достаточно подробно разработаны М. Портером и его последователями [1]. Существует много видов и определений кластеров, различающихся по масштабам, направленности: об индустриальных кластерах и о региональных кластерах, где он подробно описывает тесные взаимосвязи между кластерным партнерством и конкурентоспособностью фирм и отраслей промышленности. Ученый определяет кластер как «географически сконцентрированную группу взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг фирм в родственных отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (например, университетов, агентств по стандартизации, торговых объединений), конкурирующих, но в целом суть кластеров едина. Кластерная концепция тесно связана с огромным циклом, ведущих совместную деятельность» [2].
- Циклы рыночной экономики.
- Цикл рекреационной индустрии.
- Производственные циклы.
- Непроизводственные циклы.
- Энергопроизводственные циклы.
- Сельскохозяйственные циклы.
- Инфраструктурные циклы.
- Сервисные циклы.
- Туристско-рекреационный кластер.
Кластерный подход в туризме - это подход с позиции туристского бизнеса и рекреационного девелопмента. Это подход предпринимателя, организатора объектов сервиса, инфраструктуры. Рекреационный девелопмент как развитие территории посредством проектирования предприятий туризма и рекреации заинтересован в переходе от создания единичных объектов к формированию их связанной совокупности в форме кластеров [3].
Мировой опыт показывает, что в условиях рынка кластеры -наиболее эффективные и гибкие структуры. В их основе лежат два принципа - кооперация и конкуренция.
Главный тезис М. Портера заключается в том, что перспективные конкурентные преимущества создаются не извне, а на внутренних рынках.
Доминантой туристского кластера может быть как объект инфраструктуры (средство размещения), так и объект туристского интереса (горнолыжный комплекс), но в любом случае главное условие развития туристского кластера - это наличие или появление маршрутов и туристских потоков. Яркими примерами возникающих туристских кластеров является активизация туризма на территории в связи с культурным событием, вызывающим событийные туристские потоки [4]. Кластерный подход применительно к развитию туризма в регионе предполагает следующее:
• проведение собственных разработок по методике оценок дестинаций и т. п.;
• организация временных коллективов для выполнения научно-исследовательских и других работ;
• активное привлечение к решению научных и технологических задач высококвалифицированных специалистов-практиков туризма;
• организация взаимодействия с туристскими и другими предприятиями и организациями сферы туризма через систему договоров;
• привлечение для работы зарубежных специалистов и организаций, развитие на этой основе международного научно-технического сотрудничества и внешнеэкономических связей;
• оказание помощи по обмену передовыми технологиями и научно-техническими достижениями между российскими и иностранными специалистами по вопросам устойчивого развития туризма.
Чтобы получить полную картину воздействия туризма на экономику страны, следует решить четыре последовательные задачи
[5]:
- измерить валовой вклад туризма в национальную экономику, т. е. узнать «валовые экономические выгоды» от него;
- определить валовые экономические издержки от туристской деятельности;
- установить чистый экономический вклад туризма в национальную экономику;
- выявить резервы, повышающие величину этого вклада.
Для решения названных задач необходимо определить показатели, наиболее значимые для менеджмента [6]:
- личные доходы граждан. Туризм оказывает непосредственное воздействие на денежные доходы граждан, обеспечивая их занятость в фирмах, на предприятиях и в организациях. С этим понятием тесно связана занятость населения, выражающаяся количеством рабочих мест на полный или неполный рабочий день;
- коммерческие доходы. Это валовые денежные поступления, образующиеся благодаря расходам посетителей. Чистые доходы являются показателем жизнеспособности фирм, обслуживающих туристов. Они создают средства для капиталовложений и показывают эффективность обслуживания туристов той или иной фирмой;
- государственные доходы. Это поступления в государственную казну, образующиеся в результате туристской деятельности.
Сюда входят налоги и сборы. Кроме того, в ряде стран есть государственные объекты, которые непосредственно обслуживают туристов. Это места размещения туристов, развлекательные заведения и даже магазины. Поступления от продажи товаров и услуг на этих объектах считаются государственными доходами;
- валовой внутренний продукт (ВВП) формируется и от туристской деятельности внутри страны. Можно рассчитать долю поступлений от туризма в ВВП;
- поступления чистой иностранной валюты.
Всегда необходимо помнить, что туризм не волшебство, а серьезная и тяжелая работа тружеников этой сложной и много-
гранной, имеющей свою специфику отрасли, особое содержание трудовых отношений.
Туризм имеет ряд присущих только ему особенностей. Особенности туристской отрасли вытекают из специфических свойств услуг, предоставляемых туристскими предприятиями и организациями.
Достоинством теории кластерного развития является выделение принципиально нового структурного элемента в совокупности субъектов конкуренции, где кластеры представляют собой новый и дополнительный способ организации экономики, ее динамичного развития и принцип проведения государственной политики в регионах. Понимание состояния кластеров в регионе обеспечивает важное видение внутренних свойств производственного потенциала экономики кластеров и ограничений, существующих для их будущего развития.
Примечания
1. Porter M. E. The competitive advantage of nations. New York: The Free Press, 1990. 274.
2. А. И. Зырянов, Мышлявцева С. Э. Туристские объекты, районы, кластеры. М., 2010.
3. Воронов А., Буряк А. Кластерный анализ - база управления конкурентоспособностью на макроуровне // Маркетинг. 2003. № 1. С. 12.
4. Квартальнов В. А. Туризм. М., 2001; Сенин В. С. Организация международного туризма. М., 2001.
5. Портер М. Конкуренция. М.: Вильямс, 2002. 495 с.
6. Жукова М. А. Индустрия туризма: менеджмент организации. М.,
2003.