Научная статья на тему 'Кластерный подход в туризме'

Кластерный подход в туризме Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
882
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД / ЭКОНОМИКА / ДОХОДЫ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ / TOURISM / CLUSTER APPROACH / ECONOMY / INCOME / INTERNATIONAL TOURISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жилкова Юлия Валерьевна, Бритвина Валентина Валентиновна, Седенков Сергей Евгеньевич

В статье представлена кластерная концепция, подход с позиции туристского бизнеса и рекреационного девелопмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper presents the cluster concept, the approach from the perspective of the tourist business and recreational development.

Текст научной работы на тему «Кластерный подход в туризме»

Ю. В. Жилкова,

г. Москва В. В. Бритвина,

г. Москва С. Е. Седенков,

г. Москва

КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД В ТУРИЗМЕ

В статье представлена кластерная концепция, подход с позиции туристского бизнеса и рекреационного девелопмента.

The paper presents the cluster concept, the approach from the perspective of the tourist business and recreational development.

Ключевые слова: туризм, кластерный подход, экономика, доходы, международный туризм.

Keywords: tourism, the cluster approach, the economy, income, international tourism.

Теоретические аспекты кластерного подхода достаточно подробно разработаны М. Портером и его последователями [1]. Существует много видов и определений кластеров, различающихся по масштабам, направленности: об индустриальных кластерах и о региональных кластерах, где он подробно описывает тесные взаимосвязи между кластерным партнерством и конкурентоспособностью фирм и отраслей промышленности. Ученый определяет кластер как «географически сконцентрированную группу взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг фирм в родственных отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (например, университетов, агентств по стандартизации, торговых объединений), конкурирующих, но в целом суть кластеров едина. Кластерная концепция тесно связана с огромным циклом, ведущих совместную деятельность» [2].

- Циклы рыночной экономики.

- Цикл рекреационной индустрии.

- Производственные циклы.

- Непроизводственные циклы.

- Энергопроизводственные циклы.

- Сельскохозяйственные циклы.

- Инфраструктурные циклы.

- Сервисные циклы.

- Туристско-рекреационный кластер.

Кластерный подход в туризме - это подход с позиции туристского бизнеса и рекреационного девелопмента. Это подход предпринимателя, организатора объектов сервиса, инфраструктуры. Рекреационный девелопмент как развитие территории посредством проектирования предприятий туризма и рекреации заинтересован в переходе от создания единичных объектов к формированию их связанной совокупности в форме кластеров [3].

Мировой опыт показывает, что в условиях рынка кластеры -наиболее эффективные и гибкие структуры. В их основе лежат два принципа - кооперация и конкуренция.

Главный тезис М. Портера заключается в том, что перспективные конкурентные преимущества создаются не извне, а на внутренних рынках.

Доминантой туристского кластера может быть как объект инфраструктуры (средство размещения), так и объект туристского интереса (горнолыжный комплекс), но в любом случае главное условие развития туристского кластера - это наличие или появление маршрутов и туристских потоков. Яркими примерами возникающих туристских кластеров является активизация туризма на территории в связи с культурным событием, вызывающим событийные туристские потоки [4]. Кластерный подход применительно к развитию туризма в регионе предполагает следующее:

• проведение собственных разработок по методике оценок дестинаций и т. п.;

• организация временных коллективов для выполнения научно-исследовательских и других работ;

• активное привлечение к решению научных и технологических задач высококвалифицированных специалистов-практиков туризма;

• организация взаимодействия с туристскими и другими предприятиями и организациями сферы туризма через систему договоров;

• привлечение для работы зарубежных специалистов и организаций, развитие на этой основе международного научно-технического сотрудничества и внешнеэкономических связей;

• оказание помощи по обмену передовыми технологиями и научно-техническими достижениями между российскими и иностранными специалистами по вопросам устойчивого развития туризма.

Чтобы получить полную картину воздействия туризма на экономику страны, следует решить четыре последовательные задачи

[5]:

- измерить валовой вклад туризма в национальную экономику, т. е. узнать «валовые экономические выгоды» от него;

- определить валовые экономические издержки от туристской деятельности;

- установить чистый экономический вклад туризма в национальную экономику;

- выявить резервы, повышающие величину этого вклада.

Для решения названных задач необходимо определить показатели, наиболее значимые для менеджмента [6]:

- личные доходы граждан. Туризм оказывает непосредственное воздействие на денежные доходы граждан, обеспечивая их занятость в фирмах, на предприятиях и в организациях. С этим понятием тесно связана занятость населения, выражающаяся количеством рабочих мест на полный или неполный рабочий день;

- коммерческие доходы. Это валовые денежные поступления, образующиеся благодаря расходам посетителей. Чистые доходы являются показателем жизнеспособности фирм, обслуживающих туристов. Они создают средства для капиталовложений и показывают эффективность обслуживания туристов той или иной фирмой;

- государственные доходы. Это поступления в государственную казну, образующиеся в результате туристской деятельности.

Сюда входят налоги и сборы. Кроме того, в ряде стран есть государственные объекты, которые непосредственно обслуживают туристов. Это места размещения туристов, развлекательные заведения и даже магазины. Поступления от продажи товаров и услуг на этих объектах считаются государственными доходами;

- валовой внутренний продукт (ВВП) формируется и от туристской деятельности внутри страны. Можно рассчитать долю поступлений от туризма в ВВП;

- поступления чистой иностранной валюты.

Всегда необходимо помнить, что туризм не волшебство, а серьезная и тяжелая работа тружеников этой сложной и много-

гранной, имеющей свою специфику отрасли, особое содержание трудовых отношений.

Туризм имеет ряд присущих только ему особенностей. Особенности туристской отрасли вытекают из специфических свойств услуг, предоставляемых туристскими предприятиями и организациями.

Достоинством теории кластерного развития является выделение принципиально нового структурного элемента в совокупности субъектов конкуренции, где кластеры представляют собой новый и дополнительный способ организации экономики, ее динамичного развития и принцип проведения государственной политики в регионах. Понимание состояния кластеров в регионе обеспечивает важное видение внутренних свойств производственного потенциала экономики кластеров и ограничений, существующих для их будущего развития.

Примечания

1. Porter M. E. The competitive advantage of nations. New York: The Free Press, 1990. 274.

2. А. И. Зырянов, Мышлявцева С. Э. Туристские объекты, районы, кластеры. М., 2010.

3. Воронов А., Буряк А. Кластерный анализ - база управления конкурентоспособностью на макроуровне // Маркетинг. 2003. № 1. С. 12.

4. Квартальнов В. А. Туризм. М., 2001; Сенин В. С. Организация международного туризма. М., 2001.

5. Портер М. Конкуренция. М.: Вильямс, 2002. 495 с.

6. Жукова М. А. Индустрия туризма: менеджмент организации. М.,

2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.