Научная статья на тему 'Кластерный подход ведения туристского бизнеса как инструмент развития туризма в России'

Кластерный подход ведения туристского бизнеса как инструмент развития туризма в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1002
298
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ТУРИСТСКАЯ ИНДУСТРИЯ / ТУРИСТСКИЙ КЛАСТЕР / TOURISM / TOURISM INDUSTRY / TOURISM CLUSTERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зубакова Наталья Николаевна

В статье рассмотрены условия развития внутреннего туризма, проблемы российской туристской индустрии. Современным инструментом развития туризма предложено формирование туристских кластеров. Определена цель создания туристского кластера. Выявлены преимущества кластерной организации туристского сектора экономики. Определены основные проблемы формирования и развития туристских кластеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes conditions of domestic tourism development, problems of Russian tourism industry. Tourism clusters are examined as a modern instrument of tourism development. A goal of a tourism cluster creating is determined. Advantages of cluster organization of tourist sector are revealed. The main problem of tourism clusters development is identified.

Текст научной работы на тему «Кластерный подход ведения туристского бизнеса как инструмент развития туризма в России»

УДК 332.642

КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД ВЕДЕНИЯ ТУРИСТСКОГО БИЗНЕСА КАК ИНСТРУМЕНТ

РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РОССИИ

Зубакова Наталья Николаевна, старший преподаватель, nzubakova@mail.ru,

Волгоградский филиал ФГОУВПО «Российский государственный университет

туризма и сервиса»

The article describes conditions of domestic tourism development, problems of Russian tourism industry. Tourism clusters are examined as a modern instrument of tourism development. A goal of a tourism cluster creating is determined. Advantages of cluster organization of tourist sector are revealed. The main problem of tourism clusters development is identified.

В статье рассмотрены условия развития внутреннего туризма, проблемы российской туристской индустрии. Современным инструментом развития туризма предложено формирование туристских кластеров. Определена цель создания туристского кластера. Выявлены преимущества кластерной организации туристского сектора экономики. Определены основные проблемы формирования и развития туристских кластеров.

Key words: tourism, tourism industry, tourism clusters

Ключевые слова: туризм, туристская индустрия, туристский кластер

На определенном этапе развития экономики, когда потребность в путешествиях резко возросла, появились и производители этих услуг. Это привело к формированию товара особого типа -- туризма, который можно купить и продать на потребительском рынке. Современный туризм является одним из направлений развития экономики в постиндустриальном обществе, позволяющим решать широкий спектр важнейших социально-экономических задач. К ним следует отнести решение проблем расширенного воспроизводства трудовых ресурсов, увеличения занятости населения, роста благосостояния и улучшения качества жизни общества, обеспечения социокультурного развития населения.

Сегодня число туристических компаний сильно увеличивается, растет и жесткая конкуренция между ними. Россия, обладая мощнейшими природно-климатическими, социально-экономическими, культурно-историческими туристскими ресурсами, существенно отстает в развитии туризма от других стран. Доля туристских услуг в

валовом внутреннем продукте России составляет менее 1,5% [3] - 306,4 млрд руб. ($11,3 млрд), в то время как во Франции - примерно $33,5 млрд, Испании - $36,7 млрд, а в США - $80,7 млрд [4].

Неразвитость в России внутреннего туризма автоматически ведет к ограничению возможности приема и зарубежных гостей. Средства размещения, туристская инфраструктура едины для отечественных и зарубежных туристов.

Услуги внутреннего туризма должны быть доступны для всех слоев населения. В этом случае появляется стимул для расширения сектора потребительских услуг, повышения их конкурентоспособности, что позволит обеспечить экономический рост в России не только за счет сырьевых отраслей экономики.

В настоящее время население со средним доходом, сравнив стоимость внутреннего и выездного туризма, выбирают второй по причине оптимального сочетания «цена-качество» туристских услуг, предлагаемых зарубежными фирмами.

По данным Росстата, в 2007 году базовый выездной пакет в страны пляжного отдыха вырос примерно на 5%, а внутренний туристский продукт в среднем подорожал почти на 20%. Перечислим причины значительного постоянного увеличения стоимости туристских услуг в России:

• слабая инфраструктура: недостаточное количество гостиниц, баз отдыха и других средств коллективного размещения туристов;

• монополизм в транспортной сфере и ежегодный рост тарифов на железнодорожные и авиационные билеты;

• узкоспециализированное развитие и понимание роли туристской индустрии: не использованы резервы для развития таких видов туризма, как научный, деловой, образовательный, медицинский, культурно-познавательный;

• недостаточное использование природного потенциала всех регионов России, прежде всего, территории Сибири.

Подход к региональному развитию, основанный на кластерах, находит в России сейчас все большее понимание. Организационные и концептуальные принципы формирования кластеров изложены в Концепции кластерной политики в РФ, принятой правительством РФ в 2008 году.

Возникнув в США, первоначально кластерная идеология применялась лишь к отраслям промышленного производства. Основоположниками ее были А. Маршалл и Б.С. Ястремский, но популяризатором идеи отраслевых кластеров для повышения региональной конкурентоспособности стал профессор Г арвардской школы бизнеса Майкл Портер.

С точки зрения М. Портера, «кластер - это сосредоточение в географическом регионе взаимосвязанных предприятий и учреждений в границах отдельной области». Кластеры охватывают значительное количество разного рода предпринимательских структур, важных для усиления конкурентоспособности, а именно: поставщиков

специального оснащения, новых технологий, услуг, инфраструктуры, сырья, дополнительных продуктов и т.п. Кроме того, М. Портер считает, что «...много кластеров включают правительственные и прочие учреждения -- такие, как университеты, центры стандартизации, торговые ассоциации, которые обеспечивают специальное обучение, образование, информацию, исследование и техническую поддержку» [2].

Анализ работ по кластерной тематике показывает эффективность развития кластеров и в непроизводственной сфере: туризме, бизнес-услугах.

Цель создания туристского кластера - повысить конкурентоспособность территории на туристическом рынке за счет синергетического эффекта, в т.ч. повышения эффективности работы предприятий и организаций, входящих в кластер, стимулирования инноваций, стимулирования развития новых направлений.

Центральным понятием кластера являются туристские ресурсы, им принадлежит решающая роль в развитии туризма, потому что они в большей степени являются основным мотивом и причиной участия людей в туристских поездках.

В Законе РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» дается следующая трактовка туристских ресурсов - «это природные, исторические, социально-культурные объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил» [1].

Сущность туристских ресурсов заключается в том, что они являются основой для формирования туристского продукта, и, соответственно, планирования и развития туризма. Определение видов, специфики ресурсов определяет спрос на туристские продукты и опосредованно - на формирование и поддержание всей туристской инфраструктуры. Идентификация туристских ресурсов дает возможность для определения необходимых элементов кластера. Уникальность туристских ресурсов, местные традиции и культура отдыха оказывают влияние на выбор специфики туристского кластера, процесс его формирования и определения основных туристских продуктов.

Создание туристского (или туристско-рекреационного) кластера фактически определяет позиционирование территории и влияет на формирование имиджа региона.

Участниками туристского кластера, кроме предприятий и организаций, обеспечивающих производство и реализацию туристских продуктов и услуг, могут стать

представители администрации, научно-исследовательские институты, образовательные учреждения, профессиональные объединения, представители общественности и т.д.. Туристский кластер может формироваться на локальном (муниципальном) и региональном уровнях. Существуют примеры межрегиональных туристских кластеров.

Развитие туристских кластеров на территории проходит несколько этапов: от проявления инициативы представителей администрации региона, бизнеса, местных жителей до формирования управляющей компании, определения стратегического развития территории (разработка комплексной программы туристского развития региона), осуществления текущего управления, мониторинга и дальнейшего развития на принципах самоорганизации. Управляющая компания представляет собой самостоятельное юридическое лицо, в организационных принципах которой используется государственночастное партнерство, т.е. в управляющей компании представлены администрация региона и бизнес-структуры, общественные организации и т.д.

Подобная модель позволяет учесть интересы всех активных участников туристского кластера, а также обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие территории.

У кластерной организации туристского сектора экономики есть явные преимущества. Для администрации они заключаются в следующем: увеличивается количество налогоплательщиков и налогооблагаемая база (центры управления малым и средним бизнесом, как правило, находятся на той же территории, что и сам бизнес), появляется удобный инструмент для взаимодействия с бизнесом, снижается зависимость от отдельных бизнес-групп, появляются основания для диверсификации экономического развития территории.

С помощью кластеров органы власти могут эффективнее использовать новые рыночные тенденции для социально-экономического развития региона, сочетая оценки внутри кластера (как участник кластера) и понимание внешних макроэкономических факторов, социально-политических тенденций и реалий. Кластерный подход предоставляет органам власти инструментарий эффективного взаимодействия с бизнесом, более глубокого понимания его характерных показателей и тактических задач, дает возможность целенаправленного, реального и мотивированного стратегического планирования ресурсов региона, развития территорий.

Успех кластеров укрепляет и развивает экономическую ситуацию в регионе, содействует экономическому росту региона, поэтому кластеры имеют политическую значимость для органов власти, в первую очередь, в связи с выполнением социальных обязательств перед населением.

В рамках кластера органы власти могут повысить эффективность инициатив по стимулированию активизации частного сектора экономики. Например, субсидирование программ подготовки и переподготовки кадров открывает новые возможности перед предпринимателями, рабочими и специалистами; для бизнеса -- возможность реального обеспечения конкурентоспособности бизнеса в будущем (улучшается кадровая инфраструктура, появляется инфраструктура для исследований и разработок, снижаются издержки, появляются возможности для более успешного выхода на международные рынки), возможность делиться положительным опытом и снижать затраты, совместно используя аналогичные услуги и поставщиков.

Снижение затрат происходит вследствие эффекта масштаба, который проявляется при кооперации производителей и потребителей. Этот эффект используется и вне кластерных образований, однако глубина координации, тесные партнерские связи участников кластера позволят извлечь значительно больше выгоды в аналогичные временные периоды. Кластеры стимулируют значительное повышение производительности труда и внедрение инноваций.

Постоянное взаимодействие способствует формальному и неформальному обмену знаниями, сотрудничеству между организациями с взаимодополняющими активами и профессиональными навыками.

Для малых и средних предприятий кластер может существенно снижать барьер выхода на рынки сбыта продукции и поставок сырья и материалов, рабочей силы. Используя репутацию кластера, предприятия малого и среднего бизнеса получают новые возможности доступа к финансовым ресурсам. Имидж кластера переносится внешними по отношению к кластеру партнерами и на отдельные предприятия.

Кластер предоставляет предпринимателям новые возможности для систематизации возникающих проблем, выбора путей их преодоления. Используя влияние и авторитет кластера, бизнес и региональные власти совместно могут искать пути наиболее эффективного продвижения своих инициатив через федеральные структуры, включая подготовку законопроектов и лоббирование на федеральном уровне прохождения региональных и отраслевых инициатив.

В качестве основных проблем формирования и развития туристских кластеров по мнению Н.В. Шабалиной, заместителя декана, доцента кафедры рекреационной географии и туризма, МГУ имени М.В. Ломоносова, сегодня можно выделить следующие:

• отсутствие профессиональных туристских кадров, способных понимать все

преимущества и выгоды от подобной формы кооперации;

• низкая восприимчивость руководящих работников к инновациям;

• отсутствие практики стратегического планирования туристской деятельности на основе государственно-частного партнерства;

• проблемы с региональной инфраструктурой и транспортной доступностью регионов РФ;

• достаточно длительный период «запуска» туристского кластера (в среднем, около 3 лет) [5].

Наличие нормативно-законодательной базы формирования кластеров существенно упрощает процедуру организации подобных образований на локальном, региональном и на стартовом уровнях. Успех кластеров укрепляет и развивает экономическую ситуацию в регионе, содействует экономическому росту региона, поэтому кластеры имеют политическую значимость для органов власти, в первую очередь, в связи с выполнением социальных обязательств перед населением и созданием благоприятных возможностей для экономического развития региона.

Таким образом, развитие современной экономики в условиях глобализации стимулирует появление все новых форм кооперации и интеграции как внутри национальных границ, так и за их пределами. Поиск адекватных быстро изменяющимся условиям способов организации производства и экономического взаимодействия нацелен на оптимизацию использования материальных и нематериальных ресурсов, повышение эффективности производства и рост конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках.

Разворачивание новых форм производства и его организации в условиях формирования экономики знаний и глобализации обусловлено совокупностью изменений в системе мирового устройства экономики, политики, культуры и усиления соответствующих взаимодействий на глобальном, субрегиональном, национальном и локальном уровнях. К активно развивающимся формам экономической организации и социального взаимодействия относятся туристские кластеры. В туристской отрасли четко прослеживается такое явление экономики как кластеризация. Туристские кластеры формируются на базе туристских активов в регионе и состоят из предприятий различных секторов, связанных с обслуживанием туристов, например, туристских операторов, гостиниц, сектора общественного питания, производителей сувенирной продукции, транспортных предприятий.

Литература

1. Федеральный закон от 24 ноября 1996 года № 132-Ф3 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»

2. Портер М. Конкуренция. Пер. с англ. М.: Изд. дом «Вильямс», 2001.

3. Россиян в период кризиса будут приучать к внутреннему туризму // http://travel.newsru.com/article/02Feb2009/rusinnerturbiz

4. Самые туристические страны в 2007 году // http://rating.rbc.ru/article.shtml?2007/03/29/31421401

5. Шабалина. Н.В. Введение в туристскую кластеризацию // http://bzm.cc/?page id=34

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.