Научная статья на тему 'Особенности кластерного взаимодействия в санаторно-курортной сфере'

Особенности кластерного взаимодействия в санаторно-курортной сфере Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
272
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / CLUSTER INTERACTION / САНАТОРНО-КУРОРТНАЯ СФЕРА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ENTREPRENEURSHIP / КОНКУРЕНЦИЯ / COMPETITION / СОТРУДНИЧЕСТВО / COOPERATION / HEALTH RESORT SPHERE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яковлева-Чернышева Анна Юрьевна

В статье исследуются особенности кластерного взаимодействия в санаторно-курортной сфере как форма эффективного сосуществования организаций, основанная на конкуренции и сотрудничестве между ними.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of cluster interactions in health resort sphere

The article examines the characteristics of cluster interaction in health resort sphere as a form of effective co-existence of organizations, based on competition and cooperation between them.

Текст научной работы на тему «Особенности кластерного взаимодействия в санаторно-курортной сфере»

Научно-практический журнал “Управление и экономика вXXI веке" № 2/2014

Яковлева-Чернышева А.Ю.

ОСОБЕННОСТИ КЛАСТЕРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В САНАТОРНО-КУРОРТНОЙ СФЕРЕ

С точки зрения взаимодействия участников, кластер может быть определен как форма эффективного сосуществования организаций, основанная на конкуренции и сотрудничестве между ними.

Взаимодействие участников кластера позволяет получить ряд выгод, основанных на более эффективном использовании ресурсов и преимуществ каждого их них, реализации совместных проектов с целью завоевания стратегического преимущества в конкурентной борьбе, выхода на новые рынки, снижения трансакционных издержек и т.д.

Основу кластера образуют предпринимательские организации, которые постоянно взаимодействуют с потребителями, поставщиками, конкурентами, органами управления, образовательными учреждениями и другими участниками кластера. Исходя из этого, под кластерным взаимодействием в санаторно-курортной сфере следует понимать совокупность деловых контактов, которые устанавливают и воспроизводят предпринимательские организации с другими участниками.

Содержание кластерного взаимодействия обусловлено деловыми интересами разных его участников, которые могут быть взаимными и противоположными. Взаимность интересов участников кластерного взаимодействия в санаторно-курортной сфере заключается в том, что все они одинаково заинтересованы в эффективности предпринимательской деятельности. Противоположность их интересов состоит в том, что все участники кластерного взаимодействия преследуют собственные цели. Это приводит к несовпадению деловых интересов и порождает конкурентное противостояние. Таким образом, кластерное взаимодействие в санаторно-курортной сфере сочетает взаимность и противоположность деловых интересов его участников.

Мотивы, побуждающие предпринимательские организации вступать в кластерное взаимодействие с теми или иными участниками, различаются по конкретному содержанию, определяемому их стратегическими, тактическими и оперативными установками. Совокупность используемых при этом способов организации кластерного взаимодействия образует каналы взаимодействия. Иначе говоря, каналы кластерного взаимодействия включают совокупность действий предпринимательских организаций в отношении других его участников, включающих сочетание разных форм сотрудничества и конкурентного противодействия.

Формы сотрудничества между взаимодействующими участниками кластерного взаимодействия в санаторно-курортной сфере можно классифицировать по ряду признаков:

- отраслевая принадлежность участников (внутриотраслевое и межотраслевое взаимодействие);

- виды сотрудничества (формальное взаимодействие на договорной основе, кооперация, интеграция);

- направления взаимодействия (вертикальное, горизонтальное, смешанное);

- масштаб участников (крупные, средние и малые организации);

- теснота взаимосвязей (самостоятельные и родственные организации);

23

ISSN 2312-9778

- устойчивость взаимосвязей (стабильное и неустойчивое взаимодействие);

- функциональные области взаимодействия (технологический процесс оказания санаторно-курортных услуг, маркетинг, финансы, управление и др.);

- типы взаимодействия (технологическое, финансово-экономическое, административное);

- количество участников и взаимосвязей между ними (двусторонние или множественные связи между участниками);

- модели взаимодействия (например, франчайзинг, аутсорсинг, стратегический альянс);

- субъекты взаимодействия (поставщик-покупатель; кредиторзаемщик; учредитель - учрежденная структура и т.п.) и др.

В первую очередь, формы кластерных взаимодействий между организациями в санаторно-курортной сфере могут быть проанализированы с точки зрения отраслевой принадлежности участников. Данный критерий позволяет разделить формы взаимодействия на внутриотраслевые и межотраслевые.

Особенностью санаторно-курортной сферы является активное межотраслевое взаимодействие организаций, обусловленное комплексным характером формирования санаторно-курортных услуг. Оно сочетается с процессами взаимодействия между участниками кластера, относящимися к одной отрасли.

В пределах одной отрасли или межотраслевого кластерного взаимодействия в санаторно-курортной сфере можно выделить следующие виды сотрудничества:

- формальное взаимодействие между участниками на договорной основе (например, договоры санаторно-курортных предприятий с коммунальными организациями, муниципальными учреждениями здравоохранения и т.п.);

- кооперация, включающая временные соглашения об объединении финансовых, трудовых ресурсов в целях реализации какого-либо проекта (например, создание учебных центров повышения квалификации кадров на базе санаторно-курортных предприятий), договоренности о согласованной маркетинговой политике на рынке санаторно-курортных услуг (совместные стенды участников на туристских выставках под единым брендом) и др.;

- интеграция, связанная с объединением предпринимательской деятельности участников (например, создание санаторно-курортных объединений или гостиничных сетей, контролируемых одним собственником).

По признаку направления взаимодействия в процессе оказания санаторно-курортных услуг можно выделить вертикальные, горизонтальные и смешанные формы сотрудничества.

Основным признаком вертикальных форм сотрудничества в санаторно-курортной сфере являются тесные технологические или снабженческо-сбытовые связи между участниками кластерного взаимодействия. С помощью вертикальных форм сотрудничества участники кластера стремятся снизить затраты, связанные с оказанием санаторно-курортных услуг, трансакционные издержки, повысить качество обслуживания.

Предпосылками формирования вертикального направления сотрудничества являются:

24

Научно-практический журнал “Управление и экономика вXXI веке" № 2/2014

- стремление санаторно-курортных организаций влиять на процессы реализации их услуг через разные каналы сбыта;

- необходимость создания эффективно управляемой взаимосвязанной системы оказания и реализации санаторно-курортных услуг;

- потребность обеспечить процесс санаторно-курортного обслуживания надежными источниками снабжения материальными ресурсами и т.д.

Вертикальные формы сотрудничества, как правило, отличаются низкой интенсивностью конкурентной борьбы и конфликтности. Основное внимание в данном случае уделяется повышению рентабельности оказания санаторно-курортных услуг. Примерами вертикального сотрудничества являются договоры с поставщиками продуктов питания, агентские соглашения с туристскими фирмами и др.

Участники кластера, взаимодействующие по вертикали технологического процесса санаторно-курортного обслуживания, одновременно могут сотрудничать с несколькими партнерами по одному и тому же виду предпринимательской деятельности. При этом участник, не способный стать надежным партнером, постепенно вытесняется из кластера, а надежный партнер, в результате своей деятельности усиливает свои конкурентные позиции.

Основным признаком горизонтального сотрудничества является экономическое равноправие участников кластерного взаимодействия, которые, как правило, относятся к одной отрасли, юридически самостоятельны, близки по масштабам деятельности и поддерживают друг друга. Это достаточно гибкая модель, влияющая на результаты предпринимательской деятельности и систему управления входящих в нее организаций. Участники на взаимовыгодных условиях координируют свои действия, привлекают новых партнеров и конкурируют между собой. Вариантами горизонтального вида сотрудничества является заключение договоров о совместной деятельности, создание некоммерческих объединений организаций.

По масштабу участники кластерного взаимодействия в санаторно-курортной сфере делятся на крупные, средние и малые организации. Основу кластера составляют, в основном, крупные и средние санаторно-курортные организации, вокруг которых группируются контрагенты, в том числе значительное количество малых предприятий. В частности, большое количество малых предприятий функционирует в сфере материального снабжения санаторно-курортных организаций (поставщики бытовой химии, мягкого и хозяйственного инвентаря, продуктов питания), и оказания различного рода услуг (концертное обслуживание, услуги, связанные с благоустройством парковой зоны, техническое обслуживание оборудования и др.).

Характеризуя устойчивость взаимосвязей между участниками кластера, следует отметить, что наиболее нестабильную форму взаимодействия представляют собой горизонтальные формы сотрудничества. Зачастую они основаны на объединении капиталов, ключевых компетенций и иных возможностей осуществляющих предпринимательскую и иную деятельность организаций для реализации какого-либо проекта. Организованные таким образом формы сотрудничества имеют тенденцию к распаду по мере достижения единой цели взаимодействующих организаций, либо в их деятельности наблюдается цикличность, связанная с сезонными колебаниями спроса на рекреационные услуги.

25

ISSN 2312-9778

Например, договоры о совместной деятельности, связанные с санаторно-курортным обслуживанием, зачастую заключаются только на период «высокого сезона», в связи с нерентабельностью реализации подобных проектов при снижении объемов санаторнокурортного спроса.

Классификация форм взаимосвязи между участниками кластера в зависимости от функциональных областей и типов взаимодействия предполагает выделение следующих видов связей: технологические, организационные, финансово-экономические, юридические, социально-психологические и др.

Технологические связи, как правило, характеризуются взаимодействием санаторнокурортных и других организаций, обеспечивающим осуществление тех или иных стадий технологического процесса. Например, распространенным является заключение договоров на обеспечение питания отдыхающих, оказание определенных видов медицинского обслуживания, организацию культурного досуга и т.д.

Организационные связи обусловлены особенностями взаимодействия участников кластера с отдельными подразделениями в организационной структуре санаторно-курортных организаций. Например, взаимодействие санаторно-курортных организаций с турагентствами осуществляется через соответствующие службы маркетинга, бронирования и реализации путевок, заключение и мониторинг исполнения обязательств по договорам с поставщиками материальных ресурсов - через отделы снабжения, контакты с организациями, осуществляющими техническое обслуживание инженерных систем и различного оборудования - через эксплуатационные службы и т.д.

Экономические связи определяются движением финансовых ресурсов и экономической взаимозависимостью между организациями, основанной на условиях заключенных договоров.

Юридические связи обеспечиваются соответствующими документами, подтверждающими намерения участников кластера о ведении совместной деятельности, связывающих их договорных отношениях и т.п.

Социально-психологические связи объясняются наличием неформальных контактов между руководством, сотрудниками взаимодействующих организаций.

Характерной чертой кластера в санаторно-курортной сфере является активное неформальное взаимодействие между сотрудниками конкурирующих санаторно-курортных организаций по всем направлениям предпринимательской деятельности и на всех уровнях управления. Подобное взаимодействие способствует постоянному обмену информацией, переливу знаний, взаимному обогащению накопленным опытом, активизации инновационных процессов, связанных с совершенствованием технологии обслуживания отдыхающих, управленческих технологий и др.

Классификация форм взаимодействия по количеству участников и взаимосвязей между ними означает, что участники кластера могут взаимодействовать с одной организацией (простые двусторонние связи) или находиться в сложной системе взаимосвязей с множеством организаций различной величины.

Одной из моделей такого взаимодействия, получающей все более широкое распространение на современном этапе, является аутсорсинг. Договоры аутсорсинга, как правило, являются основой долгосрочного сотрудничества, ориентированного на соз-

26

Научно-практический журнал “Управление и экономика вXXI веке" № 2/2014

дание и поддержание партнерских отношений, основанных не только на юридическом оформлении имеющихся договоренностей, но и на связях неформального характера между санаторно-курортными организациями и их контрагентами.

Основные направления применения аутсорсинговых услуг санаторно-курортными организациями в настоящее время включают организацию питания отдыхающих, проведение культурно-зрелищных мероприятий, клининговые услуги, услуги частных охранных предприятий и др.

Аутсорсинг позволяет сосредоточиться на ключевых аспектах функционирования санаторно-курортных организаций, что создает предпосылки для роста производительности труда и увеличения рентабельности их предпринимательской деятельности. Также одно из основных преимуществ аутсорсинга в том, что специализированная аутсорсинговая организация оперативно знакомится с нововведениями, в результате чего появляется возможность своевременного внедрения инноваций в сфере ее специализации.

Среди наиболее прогрессивных форм кластерного взаимодействия, перспективных для развития в санаторно-курортной сфере, следует выделить стратегические альянсы.

Стратегические альянсы являются ключевым фактором стратегии обеспечения конкурентных преимуществ участниками кластерного взаимодействия. Как правило, стратегические альянсы представляют собой взаимодействие двух или более конкурирующих организаций, объединяющих свои ресурсы и компетенции в целях реализации инновационного или инвестиционного проекта. В рамках таких альянсов предпринимательские организации находятся в отношениях соперничества, наряду с сотрудничеством, так как участники сохраняют независимость.

Стратегические альянсы нацелены на достижение долгосрочных конкурентных преимуществ в соответствии с глобальными стратегическими планами участников кластерного взаимодействия. Они могут выступать в различных организационных формах, например, соглашений о совместной деятельности, долгосрочных контрактов с поставщиками и потребителями услуг, взаимного представления каналов продаж санаторно-курортных услуг и др. Основным критерием характеристики альянсов как стратегических является их роль в создании конкурентных преимуществ организаций. Если взаимоотношения с партнером существенно влияют на развитие участника кластерного взаимодействия, позволяют привлекать потребителей, успешнее взаимодействовать с конкурентами на долгосрочной основе, то они могут считаться стратегическими. Это отличает их от обычных долговременных контрактов и тактических форм сотрудничества.

Можно выделить следующие факторы, способствующие формированию стратеги- • ческих альянсов в санаторно-курортной сфере:

- доступ к новым сегментам санаторно-курортного спроса, новым рынкам сбыта санаторно-курортных услуг (снижение трансакционных издержек, связанных с получением необходимой информации о новых рынках сбыта, ведением рекламной кампании, возможность более быстрого, чем вне стратегического альянса, проникновения на более выгодных условиях и т.п.);

- доступ к необходимым для развития ресурсам и повышение эффективности их использования (повышение эффективности предпринимательской деятельности за счет привлечения партнеров в целях внедрения новой технологии обслуживания, модернизации

27

ISSN 2312-9778

материально-технической базы, позволяющей перейти на качественно новый уровень оказания санаторно-курортных услуг, и др.);

- наращивание интеллектуального потенциала персонала, получение знаний, необходимых для сохранения и упрочения позиций в конкурентной борьбе (например, на основе заключения долговременных договоров с учреждениями образования, позволяющего, с одной стороны, производить повышение квалификации и пополнение кадрового состава, а с другой стороны, повышать качество обучения специалистов за счет стажировки на базе санаторно-курортных организаций).

Формы кластерного взаимодействия определяются также участвующими в нем субъектами. Наиболее распространенными формами являются отношения между поставщиками и покупателями, кредиторами и заемщиками, конкурирующими организациями, учредителями и учрежденными предприятиями.

Кластерное взаимодействие в санаторно-курортной сфере предоставляет его участникам следующие основные преимущества:

- увеличение совокупного объема санаторно-курортных и сопутствующих услуг, создание условий для большей их дифференциации;

- усиление монопольной власти на рынке санаторно-курортных услуг;

- повышение эффективности организации управления и обслуживания отдыхающих в результате передачи накопленного опыта, объединения усилий управленческого персонала и квалифицированных специалистов;

- усиление позиций при проведении переговоров с контрагентами и снижение затрат, связанных со снабженческо-сбытовой деятельностью;

- рост финансового потенциала и распределение рисков в случае привлечения заемных средств при реализации инновационных и инвестиционных проектов;

- упрощение доступа к информации, необходимой для осуществления предпринимательской деятельности и др.

Таким образом, кластерное взаимодействие в санаторно-курортной сфере позволяет его участникам совместно достигать более высоких результатов, но также ставит и новые задачи. Возможности решения этих задач определяются направлениями оптимизации взаимодействия участников.

При рассмотрении направлений оптимизации кластерного взаимодействия санаторно-курортных организаций, по нашему мнению, целесообразно выделить следующие основные группы участников:

- потребители;

- конкурирующие организации;

- поставщики услуг и материальных ресурсов;

- органы управления различного уровня;

- учреждения образования и науки.

Определение возможных подходов к совершенствованию взаимодействия с ними может быть проведено на основе исследования его особенностей по каждому из указанных направлений. При проведении такого исследования важно учесть те аспекты взаимодействия, которые оказывают наиболее существенное влияние на предпринимательскую деятельность организации.

28

Научно-практический журнал “Управление и экономика вXXI веке" № 2/2014

Литература

1. Третьяк, В. Кластеры предприятий: пути создания и результативность функционирования / В.П. Третьяк. - М., 2006.

2. Чесноков, Ю. Проблемы управления рекреационным комплексом Краснодарского края: монография / Ю.В. Чесноков. - М., 2008.

3. Ферова, И. Кластерный подход: от концепции к промышленной политике региона / И.С. Ферова. - Красноярск: КрасГУ, 2005.

4. Яковлева-Чернышева А. Особенности взаимодействия предпринимательских структур в рекреационном кластере / А.Ю. Яковлева-Чернышева // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2011. - №1(25).- Режим доступа: http://uecs.mcnip.ru.

5. Яковлева-Чернышева А. Теоретико-методологические подходы к формированию рекреационного кластера / А.Ю. Яковлева-Чернышева // Российское предпринимательство. - 2011. - №1 (1). - С. 130-134.

6. Яковлева-Чернышева А. Формирование системы критериев и показателей оценки эффективности функционирования предпринимательских структур в рекреационном кластере / А.Ю. Яковлева-Чернышева // Общество. Среда. Разви-тие. - 2011. - №1(18).-С. 42-46.

7. Ялов, Д. Кластерный подход как технология управления региональным экономическим развитием / Д.А. Ялов. Фонд ЦСР «Северо-Запад». - СПб, 2006.

29

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.