Научная статья на тему 'Принципы – важнейший структурный компонент теории социально-культурной деятельности'

Принципы – важнейший структурный компонент теории социально-культурной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
695
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
принципы социально-культурной деятельности / теория социально-культурной деятельности. / principles of social and cultural activity / theory of social and cultural activity.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А А. Жаркова

Статья посвящена функциям как важнейшему структурному компоненту теории социально-культурной деятельности. Автор статьи рассматривает принципы социально-культурной деятельности как закономерности, отражающие реальные зависимости и связи между педагогическими явлениями, что является фундаментом дальнейшего развития теории. Принципы социально-культурной деятельности находятся в динамике. Как отражение развития жизни, изменение характера общественных отношений, достижения науки и педагогической практики, так и принципы соответствующим образом будут следовать этому процессу. Принципы социально-культурной деятельности опираются на фундаментальную теорию психологии и педагогики, заключающуюся в признании динамики межфункциональных связей сознания. Эта теория составляет сущностную основу структуры личности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES ARE THE MOST IMPORTANT STRUCTURAL COMPONENT OF THE THEORY OF SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITY

The article is dedicated to functions as the most important structural component of the theory of social and cultural activity. The author of the article considers principles of social and cultural activity as regularities reflecting real dependencies and connections between pedagogical phenomena, which is the foundation for further development of the theory. The principles of social and cultural activity are in dynamics. Both the reflection of the development of life, the change in the nature of social relations, the achievements of science and pedagogical practice, and the principles will follow this process accordingly. The principles of social and cultural activity are based on the fundamental theory of psychology and pedagogy, which are reflected in recognition of the dynamics of inter-functional connections of consciousness. This theory forms the essential basis of personality structure.

Текст научной работы на тему «Принципы – важнейший структурный компонент теории социально-культурной деятельности»

Библиографический список

1. Рябков В.М. Функции культурно-просветительной и социально-культурной деятельности: их анализ в педагогической литературе (вторая половина ХХ - начало XXI века. Вестник МГУКИ. Москва: МГУКИ, № 1.

2. Киселева Т.Г, Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: учебник. Москва: МГУКИ, 2004.

3. Каган М.С. Мир общения. Проблема межсубъектных отношений. Москва: Политиздат, 1988.

4. Гусев С.О., Тульчинский ГЛ. Проблема понимания в философии. Москва, 1985.

5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Москва, 1967.

6. Пономарев Я.А. Психология творческого мышления. Москва, 1960.

References

1. Ryabkov V.M. Funkcii kul'turno-prosvetitel'noj i social'no-kul'turnoj deyatel'nosti: ih analiz v pedagogicheskoj literature (vtoraya polovina XX - nachalo XXI veka. Vestnik MGUKI. Moskva: MGUKI, № 1.

2. Kiseleva T.G., Krasil'nikov Yu.D. Social'no-kul'turnaya deyatel'nost': uchebnik. Moskva: MGUKI, 2004.

3. Kagan M.S. Mir obscheniya. Problema mezhsub'ektnyh otnoshenij. Moskva: Politizdat, 1988.

4. Gusev S.O., Tul'chinskij G.L. Problema ponimaniya v filosofii. Moskva, 1985.

5. Vygotskij L.S. Voobrazhenie i tvorchestvo v detskom vozraste. Moskva, 1967.

6. Ponomarev Ya.A. Psihologiya tvorcheskogo myshleniya. Moskva, 1960.

Статья поступила в редакцию 05.12.19

УДК 371.72 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10133

Zharkova A.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Cultural and Leisure Activities, Moscow State Institute of Culture (Moscow, Russia),

E-mail: [email protected]

PRINCIPLES ARE THE MOST IMPORTANT STRUCTURAL COMPONENT OF THE THEORY OF SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITY. The article is dedicated to functions as the most important structural component of the theory of social and cultural activity. The author of the article considers principles of social and cultural activity as regularities reflecting real dependencies and connections between pedagogical phenomena, which is the foundation for further development of the theory. The principles of social and cultural activity are in dynamics. Both the reflection of the development of life, the change in the nature of social relations, the achievements of science and pedagogical practice, and the principles will follow this process accordingly. The principles of social and cultural activity are based on the fundamental theory of psychology and pedagogy, which are reflected in recognition of the dynamics of inter-functional connections of consciousness. This theory forms the essential basis of personality structure.

Key words: principles of social and cultural activity, theory of social and cultural activity.

А.А. Жаркова, д-р пед. наук, проф., Московский государственный институт культуры, г. Москва, E-mail: [email protected]

ПРИНЦИПЫ - ВАЖНЕЙШИЙ СТРУКТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья посвящена функциям как важнейшему структурному компоненту теории социально-культурной деятельности. Автор статьи рассматривает принципы социально-культурной деятельности как закономерности, отражающие реальные зависимости и связи между педагогическими явлениями, что является фундаментом дальнейшего развития теории. Принципы социально-культурной деятельности находятся в динамике. Как отражение развития жизни, изменение характера общественных отношений, достижения науки и педагогической практики, так и принципы соответствующим образом будут следовать этому процессу. Принципы социально-культурной деятельности опираются на фундаментальную теорию психологии и педагогики, заключающуюся в признании динамики межфункциональных связей сознания. Эта теория составляет сущностную основу структуры личности.

Ключевые слова: принципы социально-культурной деятельности, теория социально-культурной деятельности.

В современном состоянии теорию социально-культурной деятельности следует рассматривать как открытую систему.

А.Д. Жарков считает, что в «теории социально-культурной деятельности понятие «принцип» отражает устоявшиеся и проверенные практикой общественные ориентиры, закономерные связи, взаимосвязи и взаимозависимости в виде теоретического обобщения. Принципы социально-культурной деятельности включают философские, политические, нравственные установки общества, отражают коренные устои его образа жизни» [1, с. 63].

Важнейшим принципом системности социально-культурной деятельности является ее сущностная характеристика, соблюдение функций и закономерностей функционирования в условиях динамического изменения. Функциональные системы взаимодействия с системами принципов обеспечивают наиболее оптимальное движение всего инновационного комплекса функций и принципов в теории социально-культурной деятельности.

Функции и принципы в теории социально-культурной деятельности находятся постоянно взаимосвязанными, то есть в состоянии развития. В каждом историческом этапе это необходимое условие развития функций и принципов реализуется в актах подготовки и проведения социально-культурных программ и постоянной предметной деятельности в коллективах художественной самодеятельности, клубах по интересам и любительских объединениях.

В историческом контексте единство функций и принципов, построенных на общесистемном принципе преемственности, становится базовой предпосылкой развития теории социально-культурной деятельности.

Базисной схемой согласования функций и принципов является деятельность.

На фундаментальное значение деятельности в развитии, воспитании и формировании личности, где всегда возникают элементы нового в бесконечном разнообразии реальности, указывал А.Н. Леонтьев, обосновывая это тем, что «осуществленная деятельность богаче, истиннее, чем предваряющее ее сознание» [2; с. 129].

Это свидетельствует о том, что социально-культурная деятельность объективна, и стремление профессионалов и любителей, в ней участвующих, богаче, чем они думают, ибо выходит за пределы ее потенциала.

Безусловно, эффективность функций и принципов социально-культурной деятельности определяется атмосферой общества. Это значит, что общественное сознание характеризуется высокой позитивной перцепцией к инновационным изменениям.

Социально-культурная деятельность является специализированной областью общественной практики, поэтому в соответствии с функциями и принципами она становится реальным пространством-временем.

Обеспечивая внутрисистемное пространство-время, субъекты социально-культурной деятельности повышают сложившийся стереотип отношения практического проявления к функциям и принципам. В последнее время обращает на себя характер внесистемного отрицания направленности на социально-культурную деятельность. Ученые стали больше обращать внимание на мотивационные состояния постоянных участников коллективов и посетителей, что оказывает влияние на результативность социально-культурной деятельности.

Мотивация, как и сама социально-культурная деятельность, является сложной схемой, механизмом развития личности в учреждениях социально-культурного типа. Это особенно ценно понимать всем субъектам в процессе коллективных творческих дел, в технологиях социально-культурной деятельности. Каждое коллективное творческое дело - это проявление конкретной заботы о личности посредством ее участия во всех структурах учреждения социально-культурного типа для получения практической пользы.

Учреждения социально-культурной деятельности в рамках системной диагностики прилагают активные формы педагогического регулирования процессом формирования отношений людей в условиях досуга. В этой ситуации самостоятельность личности становится основой для всех видов деятельности.

Принципы социально-культурной деятельности вбирают в себя философские, политические, нравственные, эстетические признаки общества, отражают все стороны уклада жизни, широко опираются на данные смежных с педагогикой наук: социологии, психологии, биологии с учетом цивилизационных изменений.

Ведущим принципом, на наш взгляд, становится принцип общественно-ценной целевой направленности социально-культурной деятельности. Этот принцип требует направить всю воспитательную деятельность на готовность населения к участию в устройстве общества, внедрения в его жизнь демократических начал.

Целеустремленность в содержании и организации социально-культурной деятельности позволяет определить потребности, мотивацию, психологические устремления, запросы, досуговые предпочтения. И уже на этой основе уяснить всю систему взглядов на мир в целом, на отношение человека к обществу, природе, самому себе.

Как и в функции, так и в принципе общественно ценной целевой направленности необходим взгляд на окружающий мир общепланетарного масштаба. В этом случае знания людей о мире скрепляют в единое целое их духовность. В соответствии с данным принципом социально-культурная деятельность должна опираться на науку, ибо каждое событие, явление, тенденцию в обществе необходимо анализировать в единстве и взаимосвязи с социальными, политическими, экономическими и природными процессами.

Важным принципом социально-культурной деятельности является ее целостность в подходе ко всем процессам взаимодействия различных видов, форм, методов, средств деятельности. Целостность самой социально-культурной деятельности заключается в естественных связях интеллектуальной, практической и эмоциональной составляющими с общественными потребностями, общественно значимыми мотивами поведения, окружающими людьми. Все многообразие связей учреждений социально-культурного типа позволяет им в своих программах и в репертуаре творческих коллективов формировать в сознании личности единую картину мира.

В планах учреждений социально-культурного типа целостность характеризуется тем, что все виды социально-культурной деятельности взаимосвязаны, один дополняет другой. Поскольку каждый вид, тип и форма деятельности стимулируют другие, то критерием учреждения становится форма целостностей, с фазами идентичности, циклами, единой основой, входящей во все фазы, циклы, и цикличность целого. Постепенно социально-культурная деятельность формирует в себе образно-знаковые системы.

Принцип целостности в социально-культурной деятельности выражает объективную связь развития, воспитания, формирования и жизни.

В связи с этим все большее значение приобретает принцип связи социально-культурной деятельности с жизнью. На практике он реализуется посредством связи содержания, развития, воспитания, формирования и образования с общественными процессами. Соединение социально-культурной деятельности с жизнью осуществляется наиболее интенсивно, когда соединяются конкретные формы с процессами организации общественной деятельности. В учреждениях социально-культурного типа может одновременно осуществляться производственная деятельность.

Однако самой популярной не только в нашей стране и во всем мире, наиболее значимой и эффективной является акция «Бессмертный полк» как образец связи социально-культурной деятельности с жизнью.

Здесь реализуются общепланетарные идеи борьбы людей за право на жизнь, свободу, справедливость, то есть идеи, за которые погибло свыше 20 миллионов людей только в нашей стране. В современное время более чем в 65 странах мира люди выходят в День Победы с портретами своих предков, олицетворяя тем самым смысл жизни людей на земле, их стремление максимально объективно продемонстрировать, что существует взыскивающее око справедливой чести человечества.

Следующий принцип называется гармонией интеллектуально-эмоционального, эмоционально-волевого и действенно-практического в деятельности учреждений социально-культурного типа, который предполагает одновременно формирование каждой личности в соответствии с общественными потребностями и требованиями.

Сегодня важнейшей задачей социально-культурной деятельности является поиск гармонии. История развития социально-культурной деятельности в нашей стране свидетельствует о том, что взаимодействие социального и культурного является фундаментальным основанием, консолидирующим фактором в обществе, обеспечивающим многообразие исторического опыта населения, воспитания его сознания.

Принцип гармонии в социально-культурной деятельности состоит в том, чтобы обеспечить возможность проявления сущностных сил всех людей, имеющих отношение к учреждениям социально-культурного типа. Целостное проявление всех сущностных сил личности в гармонии придает ей уверенность в том, что самосознание, включающее в себя ценностные ориентации, может стимулировать противоречивые влияния.

По С.Л. Рубинштейну, знания о конкретной целостности имеют не только познавательный аспект, но и затрагивают потребности и интересы отражающего их субъекта. Это значит, что взятые в их конкретной целостности, знания являются не только познавательными, но и эмоционально-волевыми [3, с. 24].

Благодаря этому развивается способность к гармонии в сознании. Гармония как принцип социально-культурной деятельности позволяет педагогически регулировать последовательное сочетание массовых, коллективных, групповых, индивидуальных форм социально-культурной деятельности. В каждом коллективе принцип гармонии имеет глубокое значение. Именно здесь, участвуя в предметной деятельности и общении, участник приобретает системное качество, характеризующее его со стороны гармонии включенности в общественную деятельность. Но прежде необходимо освоение коллективизма, овладение навыками коллективистических отношений.

Принцип социально-культурной деятельности развития самодеятельных начал в жизни общества требует целенаправленного педагогического процесса, в котором выражается отношение к общественной жизни, педагогического регулирования, поддержки полезных начинаний всех субъектов учреждений социально-культурного типа, поощрения их полезной инициативы, развития самостоятельности и творчества во всем. Самодеятельность и инициатива являются не только средством организации деятельности всех структур учреждения, но и обеспечивают успех педагогическому сообществу.

Принцип эстетизации социально-культурной деятельности позволяет развить у всех участников любого процесса высокий художественно-эстетический вкус, узнать на практике подлинную красоту ее идеалов, показать эстетическую картину человеческих отношений. Художественно-эстетический цикл вводит участников художественной самодеятельности в волшебный мир искусства, что позволяет проникнуть в таинства красоты человеческого тела, таинства сохранения и развития красоты. Сегодня важно утвердить красоту любого труда, деловых отношений познания, взаимопомощи, совместной деятельности.

В учреждениях социально-культурного типа задатки, заложенные в личности природой, могут быть развиты, преобразованы и превращены в самые разнообразные способности, позволяющие эффективно развивать интеллектуальные, эмоциональные, физические силы личности.

Отсюда вытекает принцип ведущей роли социально-культурной деятельности в развитии сущностных сил и дарований. Этот принцип требует от педагога постоянного внимания к общему развитию личности, а затем его склонностей и дарований, принцип сочетания различных видов деятельности - познавательной и рекреационной - для активизации и интеллектуально-волевых сил с побуждением интереса к делу. Становление социально значимой личности проходит только в условиях преодоления внешних и внутренних препятствий. Этому способствует ряд факторов: педагогическая поддержка; педагогическое сопровождение; волевой настрой; внутренняя сочетаемая система ценностных ориентаций.

Л.И. Анцыферова считает, что «...личность существует в процессе несовпадения с собой, в процессе выхода за свои пределы. Даже для того чтобы сохранить устойчивость определенных своих параметров, особо важных для ее существования именно как личности - жизненных целей, ценностей, принципов, морально-нравственных качеств, она должна в условиях быстро и многообразно меняющейся социальной действительности менять свои психологические качества» [4, с. 10].

Принцип сочетания увлечения и привлечения новизной дела, а также развитие внутреннего стремления к радости преодоления и самоутверждения позволяет преодолеть устойчивую систему противоречий, встречающихся в каждой жизненной ситуации.

Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей в социально-культурной деятельности является основополагающим. В учреждениях социально-культурного типа во всех коллективах художественной самодеятельности, клубах по интересам и любительских объединениях участниками являются представители всех возрастов и обоих полов. Поэтому здесь работают педагоги-энтузиасты, владеющие целостной индивидуальной культурой, призванные помочь любителям художественного творчества осмыслить свое место в обществе и самоутвердиться в своей индивидуальности. Именно учет возрастных и индивидуальных особенностей обеспечивает одновременное становление личности индивидуальности с качествами единичного, уникального, присущего человеку.

Следующий принцип последовательности и систематичности в социально-культурной деятельности обусловлен влиянием структурно-системного подхода в науке. В соответствии с этим предполагается материал, собранный для подготовки и проведения социально-культурных программ технологически, представить в сценарии и режиссерском замысле в четкой структуре каждого эпизода. Системность и последовательность необходимы и в предметной деятельности: на занятиях в коллективах художественной самодеятельности, клубах по интересам и любительских объединениях.

По сути, логика мышления есть основа творчества. Однако в самой природе социально-культурной деятельности заложены способы освоения мира, требующие наглядности. Поскольку каждый человек одновременно мыслит понятиями и художественными образами, то современная теория социально-культурной деятельности выводит наглядность на уровень самостоятельного мыслительного процесса. Знание этих психологических механизмов ориентирует педагога на использование наглядности не только как средства иллюстрации, но и на самостоятельное творчество с художественными образами.

Значение принципа доступности в социально-культурной деятельности велико и обусловлено характером любительской деятельности. Если это не будет

учитываться в повседневной деятельности, то будет отток людей из учреждений социально-культурного типа. Значит, надо индивидуально, просто и понятно, с большим уважением строить свои занятия, осуществлять подбор содержания обучения и воспитания.

Все проанализированные выше принципы как важнейшие структурные компоненты теории социально-культурной деятельности опираются на фундаментальную теорию психологии и педагогики, заключающуюся в признании динамики межфункциональных связей сознания. Эта теория составляет сущностную основу структуры личности.

Жаркова Л.С. считает, что «успех социально-культурной деятельности связан с ее органическим совпадением с потребностями участников. Мотивация жизненных ориентиров у участников социально-культурной деятельности может быть страстной, эмоционально насыщенной, способной стать примером для других» [5, с. 110].

Следует подчеркнуть, что учреждения культуры - самые демократические институты в нашей стране. Поэтому все посетители, как постоянные участники творческих коллективов, так и посещающие разовые социаль-

Библиографический список

но-культурные программы, самостоятельно принимают все решения, что прочно оседает в их сознании, становится их убеждениями. Параллельно необходим и эмоциональный фон, сопровождающий изучение и усвоение материала, рекомендованного учреждениями социально-культурного типа.

По мнению А.Д. Жаркова, «развитие жизни, изменение характера общественных отношений, достижения науки и практики деятельности учреждений социально-культурного и культурно-досугового типа предполагают как исследование новых принципов, отвечающих требованиям современности, так и изменение существа уже сложившихся принципов» [6, с. 71].

Таким образом, принципы социально-культурной деятельности являются закономерностями, отражающими реальные зависимости и связи между педагогическими явлениями, что является фундаментом дальнейшего развития теории. Поскольку принципы социально-культурной деятельности находятся в динамике как отражение развития жизни, изменение характера общественных отношений, достижения науки и педагогической практики, то и принципы соответствующим образом будут следовать этому процессу.

1. Жарков А.Д. Теория, методика и организация социально-культурной деятельности. Москва: МГУКИ, 2012.

2. Леонтьев А.Н. Личность. Сознание. Деятельность. Москва, 1975.

3. Рубинштейн Л.С. Принципы и пути развития психологии. Москва, 1959.

4. Анцыферова Л.М. О динамическом подходе к психологическому изучению личности. Психологический журнал. 1981; № 2.

5. Жаркова Л.С. Мотивационное развитие личности в социально-культурном измерении: монография. Москва, 2015.

6. Жарков А.Д. Теоретико-методологические основы социально-культурной деятельности: монография. Москва: МГУКИ, 2013.

References

1. Zharkov A.D. Teoriya, metodika iorganizaciya social'no-kul'turnoj deyatel'nosti. Moskva: MGUKI, 2012.

2. Leont'ev A.N. Lichnost'. Soznanie. Deyatel'nost'. Moskva, 1975.

3. Rubinshtejn L.S. Principy i puti razvitiya psihologii. Moskva, 1959.

4. Ancyferova L.M. O dinamicheskom podhode k psihologicheskomu izucheniyu lichnosti. Psihologicheskij zhurnal. 1981; № 2.

5. Zharkova L.S. Motivacionnoe razvitie lichnosti v social'no-kul'turnom izmerenii: monografiya. Moskva, 2015.

6. Zharkov A.D. Teoretiko-metodologicheskie osnovy social'no-kul'turnoj deyatel'nosti: monografiya. Moskva: MGUKI, 2013.

Статья поступила в редакцию 05.12.19

УДК 373.1 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10134

Ivanov D.A., senior teacher, Siberian State Automobile and Highway University (Omsk, Russia), E-mail: [email protected]

ANALYSIS OF THE CONTENT AND STRUCTURE OF THE SECTION "MARTIAL ARTS" IN EXISTING PROGRAMS IN THE PHYSICAL CULTURE OF SCHOOLS. The article presents an analysis of modern educational programs in physical education, using in their content means of various types of martial arts. According to the provisions of the federal state educational standard, the development of self-defense techniques is included in the system of training students from the main educational school. In addition, the inclusion in physical education and sports complex "GTO" of the sambo test standard has updated the direction of developing software and methodological support for lessons in physical education with martial arts elements. The programs presented today reflect the various approaches and views of their authors. In this regard, the authors consider it necessary to conduct a comparative analysis of these works and assess the possibility of their use in the conditions of a physical education lesson in a school.

Key words: physical education programs, FGOS, fight, fight episodes.

Д.А. Иванов, ст. преп., Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет, г. Омск, E-mail: [email protected]

АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ И СТРУКТУРЫ РАЗДЕЛА «ЕДИНОБОРСТВА» В ДЕЙСТВУЮЩИХ ПРОГРАММАХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ

В статье представлен анализ современных образовательных программ по физической культуре, использующих в своем содержании средства различных видов единоборств. Согласно положениям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), освоение приемов самозащиты входит в систему подготовки учащихся, начиная с основной образовательной школы. Кроме того, включение в физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) зачётного норматива по самбо актуализировало направление разработки программно-методического обеспечения уроков по физической культуре с элементами единоборств. Представленные на сегодняшний день программы отражают различные подходы и взгляды их авторов. В этой связи мы считаем необходимым провести сравнительный анализ данных работ и дать оценку возможности их использования в условиях урока физической культуры общеобразовательной школы.

Ключевые слова: программы по физической культуре, ФГОС, поединок, эпизоды поединка.

Основой учебно-воспитательной деятельности в образовательных учреждениях являются программы, содержание которых описывает цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательной деятельности. Специалистами отмечается, что правильно разработанная программа по физической культуре становится системообразующим фактором, что позволяет ей перерасти в педагогическую систему [1], [2].

Содержание основных образовательных программ включает работу со школьниками по направлениям физкультурно-оздоровительной, спортивно-оздоровительной и прикладной деятельностей [3]. Последняя, в свою очередь, предлагает к освоению приемы самозащиты из атлетических единоборств, страховки и самостраховки. В соответствии с требованиями, изложенными в действующем

Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) к уровню подготовленности школьников-выпускников, в результате прохождения программы по физической культуре на базовом уровне ученик должен выполнять приемы защиты и самообороны, страховки и самостраховки. Описанное положение нашло свое продолжение в авторских программах по физической культуре с элементами различных единоборств.

Использование средств различных видов единоборств в программе физической культуры общеобразовательных школ нередко вызывает затруднения у учителей и руководства школ. Причины этого объясняются острой нехваткой специалистов, имеющих опыт и знания в данной области, кроме того, зачастую оборудование мест занятий специализированным инвентарем не отвечает тре-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.