УДК 379.8
Д.В. Шамсутдинова, Р.И.Турханова
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ: НАУЧНЫЙ ДИСКУРС
В статье раскрываются проблемы методологии социально-культурной деятельности в условиях системного видения различных взаимосвязей; применены различные виды трактовки социально -культурного анализа; используются семантические значения понятий социально-культурной деятельности с целью изменения поля социально-культурного поиска в сторону новых проблем; анализируются приоритетные системы взаимосвязей методологического направления в условиях культурологического анализа социально-культурных процессов; выявлены ключевые проблемы организации досуга молодежи; обозначен контент реализации свободного времени личности на основе принципа добровольности; раскрыты системы реализации культуротворческого принципа; в статье развиваются идеи относительно новых культурных систем, влияющих на вовлечение молодежи в культурно-досуговую сферу; раскрывается понятие научного дискурса на примере установления методологических взаимозависимостей социально-культурного прогнозирования возможного решения проблем на основе социального разграничения понятий социально-культурной сферы и сферы творчества.
Ключевые слова: социально-культурная деятельность, социально-культурная сфера, методология, научный дискурс, социально-культурное развитие личности.
Dilbar V. Shamsutdinova, Raihana I. Turkhanova SOCIO-CULTURAL ACTIVITY IN THE SYSTEM OF METHODOLOGICAL RELATIONSHIPS: SCIENTIFIC DISCOURSE.
Abstract: The article reveals the problems of the methodology of socio-cultural activities in the context of a systemic vision of various interrelations; various types of interpretation of socio-cultural analysis are applied; the semantic meanings of the concepts of socio-cultural activities are used in order to change the field of socio-cultural search in the direction of new problems; the priority systems of interrelations of the methodological direction in the conditions of the culturological analysis of socio-cultural processes are analyzed; the key problems in the organization of leisure activities for youth are identified; the content of the implementation of free time of the individual based on the principle of voluntariness is marked; the system of implementation of cultural principle is disclosed; the article develops ideas about new cultural systems that affect the involvement of youth in the cultural and leisure sector; the concept of scientific discourse is revealed on the example of establishing the methodological interdependencies of socio-cultural forecasting of a possible solution of problems based on the social distinction between the concepts of the socio-cultural sphere and the sphere of creativity.
Key words: socio-cultural activities, socio-cultural sphere, methodology, scientific discourse, socio-cultural development of the individual.
Социально-культурная деятельность имеет новые направления реализации своих основных институтов и социальных структур, различных культурных каналов, социально-культурных объектов, культурно-досуговых учреждений. В первую очередь, это касается важных культурных направлений самореализации молодежи, которой требуется социально-культурная форма поддержки ее интересов и потребностей. С этих позиций развивается сегодня методология социально-культурной деятельности, имея важнейший ресурс для обновления различных направлений работы с молодежью, а также связывая воедино весь комплекс культурно-исторических задач на современном этапе.
Культуротворческий принцип является ключевым в организации свободного времени личности, так как позволяет использовать различные стратегии и тактики досугового развития личности в условиях многофункциональной системы социокультурного образования. Данный принцип реализуется на основе включения в культурно-досуговые планы и программы различных культурных ведомств и учреждений основополагающих направлений реализации творческой деятельности человека, имеющей приоритетные источники формирования новых культурных навыков, способствующих гармоничному культурному саморазвитию.
Методология социально-культурной деятельности направлена на реализацию научного знания в системе культурологического и социально-культурного анализа в условиях важнейших задач современного развития общества. Важным является использование закономерностей и связей научной и опытно-практической сферы социально-культурной деятельности, а также проявление новейшего информационного контента, позволяющего молодежи усваивать научные знания в условиях трансформации общественных и культурных процессов. С этих позиций, противоречия социально-культурной деятельности как науки, имеют различные источники возникновения на основе проблемных и проблемно-творческих вопросов, задающих направление в системе культурного анализа фактов и событий, происходящих в культурной и социальной сферах. Важными культурными проблемами являются - анализ противоречий социально-культурной сферы, выявление закономерностей развития социально-культурных процессов, использование принципов и функций социально-культурной деятельности, определяющей взаимосвязи между синтезом возникновения новых технологий и решений в социально-культурной сфере.
Методология социально-культурной деятельности базируется на решении важнейших научных проблем - выявление различных аспектов функционирования деятельности культурно-досуговых учреждений, использование закономерностей развития личности в социокультурной среде, реализация различных направлений социально-культурного творчества в условиях постановки шоу и квестов, применение арт-технологий в новом коммерческом сегменте, реализация системно-культурного контента, базирующегося на разно-вариативных культурно-досуговых программах, имеющих авторские сценарно-постановочные решения. Актуальным становится применение культурного анализа к новым историческим фактам, определяющим направление культуры и общества в их цивилизационном, экономическом развитии.
Научный дискурс - это культурное и научное обоснование важнейших социально-культурных задач, связанных с реализацией проблемы творчества в условиях креативного поля информационного общества. Так, Ю.А. Бессонова, О.В. Степанченко отмечают, что «в современной науке понятие «дискурс» включает в себя следующие семантические компоненты: речь, слово, текст, рассуждение. Ценность научного дискурса определяется его ключевыми концептами (исследование, знание, истина]» [1; с. 64, 66.]. Важнейшими направлениями научного дискурса, как области научного знания, являются его конкретность, стилизованность, научная терминология, установление методологических взаимосвязей.
Рассмотрим первую методологическую взаимосвязь в условиях развития социально -культурной деятельности - это взаимосвязь принципов и методов, соответствующих основным законам исторического и культурного развития общества. А.Д. Жарков пришел к выводу, «что в теории социально-культурной деятельности понятие принцип отражает устоявшиеся и проверенные практикой общественные ориентиры, закономерные связи, взаимосвязи и взаимозависимости в виде теоретического обобщения. Принципы социально-культурной деятельности включают философские, политические, нравственные установки общества, которые отражают коренные устои его образа жизни» [2; с. 63].
Социальная сфера обусловлена взаимосвязью применения принципов и методов подборки содержания культурно-досуговых программ, которые связаны с закономерностями и результатами социокультурного процесса и определяются уровнем социально-культурного образования специалиста социально-культурной деятельности. Применяемые методы, используемые в профессиональной социально-культурной сфере сегодня, зависят от уровня подготовки специалиста социально-культурной деятельности и его квалификации, направленной на самореализацию творческих интересов участников. Данные методы должны быть адекватны социально-культурным нормам и правилам работы с населением при организации досуга и свободного времени, на основе реализации устойчивых компонентов культурно-досуговых программ, имеющих социально-культурные задачи, соответствующие классическим принципам. В связи с этим, обозначим социальные закономерности протекающих процессов в условиях методологии социально-культурной деятельности, которые имеют, на наш взгляд, новые инновационные аспекты:
- применение интегративных методик работы с людьми различного возраста в условиях социально-изменяемого пространства;
- развитие новых методов информационного воздействия на личность в условиях реализации арт - технологий;
- совершенствование планетарного мышления личности на основе расширения межкультурных связей;
- применение альтернативных социокультурных программ, направленных на формирование культурного потенциала личности в условиях творческого позиционирования своих талантов;
- использование системы грантов и конкурсов с целью выявления и поддержки талантливой молодежи;
- внедрение новых межнациональных форм сотрудничества в условиях форумов и конвентов, ставящих своей задачей привлечение инвестиционных средств в различные культурные проекты.
Вторая методологическая взаимосвязь в социально-культурной деятельности связана с реализацией различных направлений социально-культурного творчества и закономерностей использования критериальной эффективности социально-культурного процесса. Критериальная эффективность социально-культурного процесса опирается на критерии и законы деятельностного, мотивационного, ценностно-ориентационного и поведенческого ресурсов, имеющих целью развивать изучаемый процесс в разных направлениях. Важно отметить тот факт, что критериями эффективности протекания социально-культурной деятельности являются:
- исторические факторы;
- религиозные и моральные устои общества, определяющие нравственность и духовность социально-культурной сферы;
- человеческие ресурсные системы;
- нормативное, правовое обеспечение;
- культурное использование памятников архитектуры, других объектов;
- развитие туризма, дизайна;
- развитие социокультурного пространства на основе постановки инновационных культурно-досуговых программ и проектов, имеющих целью пропаганду новых ценностей.
Социально-культурный проект сегодня имеет особую ценность, так как позволяет интегративно соединять знания, умения и опыт, подсказывающий личности наиболее успешную траекторию развития в общественном пространстве. Современное социально-культурное творчество реализует важнейшие системы социального развития личности в условиях применения различных видов искусства и творческой деятельности. Талантливая молодежь сегодня поет, танцует, выступает с различными номерами в условиях внедрения инновационных творческих площадок, имеющих новые формы и методы организации. В частности, это касается, культурно-массовых мероприятий для молодежи, имеющих успех в различных направлениях творчества - шоу, квесты, акции, флэшмобы, форумы, проекты, конкурсы, фестивали, мастер-классы, презентации, выставки, встречи.
Т.Г. Кисилева, Ю.Д. Красильников пришли к выводу, что многие социально-культурные программы и проекты имеют общественную ценность на основе развития ценностей, смыслов, идей, знаковых систем, характерных для социальной общности. В процессуальном плане, культура, по мнению ученых, «есть деятельность в различных сферах бытия и сознания, представляющая собой специфически человеческий способ преобразования природных задатков и возможностей, единство опредмечивания (производства] и распредмечивания (потребления) — создания традиций, норм, их освоения, хранения, трансляции, превращения их во внутренние качества личности. [3; с. 59]. Сегодня важно подчеркнуть, что без знания закономерностей общественного развития, законов истории и культуры, невозможно объяснить причины и особенности протекания культурных и социальных процессов, обеспечивающих обществу поступательный период развития в условиях закономерных изменений сознания и социума, реформирования социальных систем и государственных структур, реструктуризации информационного поля и трансформации глобального мирового
пространства. Все эти изменения носят социально-культурный характер, определяющий совокупность общественных отношений, процедуры познания, регламентированную деятельность в условиях подборки методов организации досуга.
Культурные изменения в методологии социально-культурной деятельности базируются на использовании процессов инкультурации, социализации и индивидуализации личности в условиях освоения информационного пространства. Информационно-методические ресурсы сегодня зависят от информационно-управленческого и информационно-творческого направлений в контексте реализации различных функций социально-культурной сферы. Информационная система влияет на повышение качества различных видов общественной практики, межкультурный обмен, что сказывается на социально-культурном контенте многих культурных объектов. Важно отметить, что универсальность информационного пространства позволяет использовать закономерности творческого результата в новом уникальном формате, одновременно предоставляя респондентам возможность для многократного использования полученных систем творчества в условиях изменений культурного поля общества. Эффективность информационно-творческого ресурса зависит от культурных благ, предоставляемых обществом населению, и чем более востребованно данное направление, тем выше уровень ее информационной эффективности.
Одной из основных проблем, возникающих в условиях информационного общества, является проблема культурных инноваций, изучаемых в массовом порядке в условиях многомиллионной аудитории, что влияет на качество культурного процесса и связывает новые технологии с различными направлениями культуры и искусства. Информационно -методические ресурсы в данном контексте очень актуальны в условиях многократного и эффективного подтверждения значимости события на основе культурного и социального взаимодействия различных региональных и федеральных культурных институтов.
Следующей методологической взаимосвязью является взаимосвязь между закономерностями культурных процессов индивидуализации и социальных процессов организации досуга населения. Л.В. Королькова отмечает, что «педагогический аспект социально-культурной деятельности заключается в регулировании процессов социализации и индивидуализации человека, то есть в социальном воспитании и развитии, осуществляемых в формах досуговой деятельности и направленных на целенаправленное приобщение человека к богатствам культуры, формирование его ценностных ориентаций и «возвышение» духовных потребностей, а также стимулирование социальной активности, инициативы и самодеятельности человека в сфере досуга, повышение его досуговой квалификации, то есть умения рационально, содержательно и разнообразно организовать свое свободное время в целях поддержания физического и духовного здоровья и самосовершенствования» [4; с. 10].
Указанная взаимосвязь реализуется в следующих областях:
- педагогика досуга;
- социальная работа;
- социально-культурное творчество;
- художественная самодеятельность;
-волонтерство;
- культурно-досуговая деятельность;
- социально-культурное проектирование;
- организация свободного времени личности;
- социально-культурное программирование.
Методология социально-культурной деятельности - это общественно-научное направление, использующее закономерности научного дискурса в условиях установления детерминации социально-культурных процессов, выявления регуляторов социально-культурного взаимодействия, исследования законов функционирования социально-культурной сферы, использования закономерностей социально-культурных явлений. Научный дискурс в условиях социально-культурной деятельности, на наш взгляд, связан с использованием закономерностей социального и культурного развития личности на основе
социально-культурного разграничения важных тенденций развития общества и основных направлений реализации творчества в условиях социально-культурной сферы.
Следующей методологической взаимосвязью является взаимосвязь между культурным потенциалом личности и условиями ее развития на основе инновационных социально-культурных технологий, обеспечивающих вовлечение молодежи в культурно-досуговую деятельность в системе ее свободного времени. Важным направлением развития личности является комплекс социально-культурных мероприятий, имеющих основной задачей формирование социально-культурной активности личности на основе ее потребностей и интересов, талантов и способностей, влечений и желаний, так как данные личностные качества имеют новые системы воплощения в инновационных условиях. Культура общества сегодня связана со многими культурными массовыми событиями, несущими психологическую и социальную нагрузку, имеющими важные формы использования ресурсов мультимедиа и информационных коммуникаций. Социальное развитие человека сегодня обусловлено различными причинами, имеющими противоречивый характер, решение которых связано с использованием методологического инструментария социально-культурной деятельности. Методология социально-культурной сферы зависит от уровня и качества использования методических информационных ресурсов, различного рода научных концепций и теорий, которые развивают науку в разных направлениях - в направлении социально-культурного творчества и закономерностей его развития, в направлении духовно-нравственного совершенствования личности, повышения ее культурной грамотности, в направлении использования современных техногенных средств, влияющих на сценарно-режиссерские решения при организации культурно-досуговых программ, в направлении поиска новых массовых и индивидуальных приемов организации свободного времени молодежи.
Важными взаимосвязями также являются - взаимосвязь между культурным потенциалом общества и инновациями социально-культурного характера, между новыми коммерческими предложениями в социально-культурном сегменте и возможностями социально-культурной среды их реализации, между культурным потенциалом различных учебных заведений и системами социально-культурного образования, имеющими потенциал для возможности развития дополнительных профессиональных стратегий. Важно отметить тот факт, что современная социально-культурная сфера сегодня предлагает большой спектр услуг, начиная от фитнес - комплексов и заканчивая услугами аниматоров и коммерческих праздничных агентств, сочетая их с серьезными государственными культурными проектами, несущими совсем иные цели и задачи. Отсюда, появляется очень большое и разноречивое социально-культурное поле, которое формирует многовариативные направления социально-культурных потребностей личности, имеющие несовпадающие иногда, центральные звенья. С одной стороны, стремление к разнообразию удовольствий и развлечений в сфере досуга приводит к деградации молодежи, с другой стороны, социально-культурная деятельность обладает важнейшим педагогическим потенциалом, связанным с духовным и интеллектуальным развитием личности в условиях воспитательного, образовательного и адаптационного направлений. Поэтому, на наш взгляд, современная методология социально-культурной деятельности должна определяться следующими важными научными положениями:
- важно интегративно сочетать отдых и развитие молодежи в системе усвоения как новых, так и традиционных социокультурных ценностей;
- культурно-досуговая деятельность для молодежи не должна быть скучной и обязательной, она должна быть добровольной, но иметь ресурсы вовлечения в развитие, которое фундаментально затрагивают основы человеческого бытия;
- важно уметь выбрать оптимальный социально-культурный инструмент, способный заинтересовать молодежь в мероприятиях, имеющих социально-государственное значение, с целью воспитания граждан общества;
- необходимо разрабатывать теории и концепции, посвященные моделированию социально-культурных процессов, имеющих педагогический и релаксационный потенциал, взаимосвязанный в условиях культурного обогащения социально-культурной сферы новыми продуктами.
Можно отметить, что сегодня сфера социально-культурной деятельности переживает определенный взлет - обилие выставок самого разного направления, международные форумы в сфере культуры, презентации, мастер-классы и лекции известных деятелей культуры, делящихся своим богатым опытом, международные массовые культурные мероприятия, привлекающие туристов со всего мира способствуют глобализации и развитию мультикультурализма. Однако, определенные сферы, связанные с профессиональным и трудовым досугом, формируются очень тяжело, заменяясь корпоративной культурой, имеющей очень жесткие системы развития: обязательность для многих членов корпорации посещения культурных мероприятий приводит к ущемлению сферы творческого саморазвития человека в свободное время и лишает его возможности самому решать для себя, что ему важно в свободное время. Свободное время - это время, которое человек распределяет по своему усмотрению, ориентируясь на здоровье и физическое самочувствие в первую очередь, имея для себя свои личные перспективные цели, который несут для данного человека свой культурный смысл. Поэтому, важно подчеркивать главный постулат социально-культурного саморазвития личности - творческие занятия и досуг должны приносить удовлетворение, удовольствие и позитивные эмоции, именно этим досуг отличается от учебной деятельности, которая должна быть обязательна во всех проявлениях изучения учебной программы. На наш взгляд, сфера социально-культурного развития человека связана с благоприятными условиями, позволяющими личности развиваться во многих направлениях сразу, одновременно фиксируя для себя новые сферы для самореализации, что способствует культурному обогащению личности и развития ее интересов. Многие формы организации досуга молодежи ориентируются на игровые технологии, игровые командные системы, здорового образа жизни, спорта, так как эти направления способствуют творческому и физическому развитию человека, что очень важно именно в молодом возрасте.
Волонтерская деятельность сегодня остается по-прежнему, очень привлекательной сферой для молодых людей, так как позволяет накапливать универсальный опыт, а также развивать личные умения и навыки в различных формах деятельности. Опыт, полученный в условиях протекания волонтерских программ, приводит к умению решать различные государственные и общественные проблемы, общаться с людьми разного социального статуса, понимать новые направления социокультурной сферы, уметь разграничивать свое время и распределять его, находить новых друзей, уметь быть терпеливым, конфликто- и стрессоустойчивым, получать новые возможности для закрепления профессиональных знаний. Можно говорить об особом потенциале волонтерской деятельности, который направлен на решение социальных проблем, адаптации молодежи в обществе, развития культурного потенциала в условиях благотворительных акций, формирования социального мышления, имеющего гражданские и правовые приоритеты в решении различных ситуативных задач.
Художественно-творческая деятельность является особым компонентом социально-культурной деятельности, так как она базируется на возможностях профессиональной и самодеятельной сферы организации развития личности. Художественное развитие человека начинается с ранних лет и продолжается всю жизнь, позволяя личности испытывать высокие эстетические и художественные эмоции, закреплять навыки в каком-либо виде творчества, развивать творческое мышление. Важность художественно-творческого развития заключается в том, что оно дает возможность человеку обогащать эмоционально-нравственную сферу на протяжении всей жизни, формируя духовные и эстетические идеалы, накладывающие отпечаток на все виды жизнедеятельности - быт, профессию, личную жизнь, воспитание детей. Многие актеры, режиссеры проносят через всю свою жизнь высокие нравственные устои и идеалы, вдохновляющие последующие поколения на хорошие дела. Различные профессии художественно-творческого направления имеют неограниченные возможности влияния на психику и менталитет современных людей, изменяя их сознание к лучшему. Социально-культурная деятельность - это не просто сфера талантов и искусства, творчества и науки, это сфера, оказывающая колоссальное воздействие на умы, способности, менталитет многих поколений людей, определяя их судьбу. Отсюда, очень многие творческие судьбы людей привлекают внимание мировой общественности, очень много талантливых творческих личностей способствуют решению мировых проблем, являясь послами
миротворческих организаций, очень много известных актеров и певцов стремятся решать проблемы экономического и политического характера.
Итак, современная социально-культурная деятельность способна решать различные задачи социально-культурного реформирования общества на различном уровне. Дискурс в данном контексте позволяет обозначить цивилизационные и государственные векторы решения социально-культурных задач на современном этапе развития общества. Многие проблемы методологии социально-культурной деятельности опираются на системные факторы развития истории и культуры, социокультурного образования и воспитания.
Литература
1. Бессонова Ю.А., Степанченко О.В. Понятийно-терминологическая система социально-культурной деятельности: учебное пособие. - СПб.: Изд-во «Лань», 2017. - 160 с.
2. Жарков А.Д. Теория, методика и организация социально-культурной деятельности: учебник. -М.: МГУКИ, 2012 . - 456 с.
3. Кисилева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: учебник - М.: МГУКИ, 2004 - 539 с.
4. Методика социально-педагогической деятельности (Методика организации социально -культурной деятельности): учебно-методический комплекс по учебной дисциплине / сост. Л.В. Королькова. - Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова, 2018. - 75 с.
References
1. Bessonova Yu.A., Stepanchenko O.V. Ponyatijno-terminologicheskaya sistema social'no-kul'turnoj deyatel'nosti: uchebnoe posobie. - SPb.: Izd-vo «Lan'», 2017. - 160 s.
2. Zharkov A.D. Teoriya, metodika i organizaciya social'no-kul'turnoj deyatel'nosti: uchebnik. - M.: MGUKI, 2012 . - 456 s.
3. Kisileva T.G., Krasil'nikov Yu.D. Social'no-kul'turnaya deyatel'nost': Uchebnik - M.: MGUKI, 2004 - 539 s.
4. Metodika social'no-pedagogicheskoj deyatel'nosti (Metodika organizacii social'no-kul'turnoj deyatel'nosti): uchebno-metodicheskij kompleks po uchebnoj discipline / sost L.V. Korol'kova. - Vitebsk: VGU imeni P.M. Masherova, 2018. - 75 s.