References
1. Bauman Z. Tekuchaya sovremennost'. Sankt-Peterburg: Piter, 2008.
2. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ. Available at: http://minobrnauki.rf
3. Galiullina 'E.R. Organizacionno-pedagogicheskij potencial kul'turno-dosugovoj deyatel'nosti v razvitii kreativnosti dizajnerov. Social'no-kul'turnaya deyatel'nost': vektory issledovatel'skih iprakticheskih perspektiv: materialy Mezhdunarodnoj 'elektronnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 18 maya, Kazan', 2018.
4. Shamsutdinova D.V., Turhanova R.I. Sociaíno-kul'turnaya i kul'turno-dosugovaya deyatel'nost' kak samostoyatel'naya oblast' obschestvennoj praktiki. Vestnik KazGUKI. 2012; № 3-1.
5. Tunik E.E. Diagnostika kreativnosti. Test Torrensa. Metodicheskoe rukovodstvo. Sankt-Peterburg: Imaton, 1998.
6. Bono 'E. Ser'eznoe tvorcheskoe myshlenie. Perevod s anglijskogo D.Ya. Onackoj - Minsk: OOO «Popurri», 2005.
7. Shelestova E.S. Tehnologiya formirovaniya kreativnosti studentov-dizajnerov v processe professional'noj podgotovki. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2015.
Статья поступила в редакцию 05.12.19
УДК 371.72 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10132
Zharkova A.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Cultural and Leisure Activities, Moscow State Institute of Culture (Moscow, Russia),
E-mail: [email protected]
FUNCTIONS ARE THE MOST IMPORTANT STRUCTURAL COMPONENT OF THE THEORY OF SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITY. The article is considered as the most important structural component of the theory of social and cultural activity. The theory of socio-cultural activity is designed to study the patterns of activities of institutions of socio-cultural and cultural-leisure type, their relationship with society. In the article the author considers the system-forming nature of the functions of social and cultural activities as an integral system, where each structural component has its own specifics, despite the common goals. The system of social and cultural activity is science, theory, technology, practice and educational complex. Systematic functions of social and cultural activities from the standpoint of the theory to ensure the integrity of the theory and social practice.
Key words: functions of social and cultural activity, theory of social and cultural activity.
А.А. Жаркова, д-р пед. наук, проф., Московский государственный институт культуры, г. Москва, E-mail: [email protected]
ФУНКЦИИ - ВАЖНЕЙШИЙ СТРУКТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья посвящена функциям как важнейшему структурному компоненту теории социально-культурной деятельности. Теория социально-культурной деятельности предназначена изучать закономерности деятельности учреждений социально-культурного и культурно-досугового типа, их взаимосвязь с социумом. В статье автор рассматривает системообразующий характер функций социально-культурной деятельности как целостную систему, где каждый структурный компонент имеет свою специфику, несмотря на общность целей. Системность социально-культурной деятельности - это наука, теория, технология, практика и образовательный комплекс. Системность функций социально-культурной деятельности обеспечивает целостность теории и общественной практики.
Ключевые слова: функции социально-культурной деятельности, теория социально-культурной деятельности.
Современная теория социально-культурной деятельности представляет собой сложный понятийно-категориальный аппарат одной из ведущих специальностей педагогической науки.
Теория социально-культурной деятельности носит интеграционный характер, опираясь на общую педагогику и впитывая все другие специальности.
В то же время теория социально-культурной деятельности предназначена изучать закономерности деятельности учреждений социально-культурного и культурно-досугового типов, их взаимосвязь с социумом, ибо они и предназначены для реализации социального заказа населения в условиях свободного времени.
По Библеру В.С., теория представляет собой форму, которая находится вне трудовой деятельности.
В структуре всех теорий социально-культурной деятельности функции становятся одним из ведущих элементов.
В перспективе функции будут влиять на развитие теорий и одновременно видоизменяются вместе с теорией социально-культурной деятельности.
В теории социально-культурной деятельности функции рассматривались многими учеными.
По Л.М. Столович, «функция» предполагает наличие системы и ее составляющих компонентов, проявляющих активность. Эта позиция заслуживает внимания.
Однако в теории социально-культурной деятельности есть родовые функции, на которых базировались культурно-просветительная работа и культурно-до-суговая деятельность. Этот период базовых функций наиболее последовательно раскрыл В.М. Рябков [1].
Разработкой функций социально-культурной деятельности занимаются Киселева Т. Г и Красильников Ю.Д., которые считают, что «функции выполняют и роль своеобразного критерия при оценке социально-культурных процессов эффективности работы досуговых объединений и центров, их социально-преобразующего воздействия на личность» [2, с. 95].
На наш взгляд, такое понимание функций социально-культурной деятельности находится вне осознания государством, обществом, учеными и специалистами их полноценного влияния на воспитательное воздействие педагогического процесса в учреждениях социально-культурного типа.
Как мы уже отмечали, функции социально-культурной деятельности трансформируются в зависимости от государственной культурной политики как сово-
купности научных и практических положений, раскрывающих ее сущность в конкретных исторических условиях.
Поскольку социально-культурная деятельность - это способ фундаментального, доступного постижения мира, открытого для сознания каждого, можно определить основные и второстепенные функции на сегодняшний день. На наш взгляд, функция - это направление социально-культурной деятельности.
Воспитательная функция социально-культурной деятельности как была основной, так и остается, она определяет специфику остальных функций.
Воспитательное воздействие - это не автономное состояние, этой функции, ее педагогически регулирующий и оценочно-показательный механизм, определяющий направление воспитания: патриотическое, нравственное, эстетическое и др. Здесь важно подчеркнуть эмоциональное воздействие на сознание и поведение личности.
И конечно, важен угол зрения, точка зрения, позиция субъектов данного процесса в учреждениях социально-культурного типа.
Функция познания никогда не утрачивала своего значения независимо от повышения влияния средств массовой информации, Интернета, ибо учреждения социально-культурного типа.
Культура как высшее человеческое достижение, созданное человеком в процессе его исторического развития, - это и продуктивное, и плодотворное творческое начало, выражение творческого характера миропознания и человека.
Функция социально-культурной деятельности позволяет всесторонне изучить человека в процессах создания и освоения реальности в совершенствовании образа жизни.
В общем, познавательная функция социально-культурной деятельности -это особая система знаний, фундаментально познающая человека, раскрывая его природный, социальный, культурный и интеллектуальный потенциал.
Поэтому познавательная функция социально-культурной деятельности наряду с воспитательной является составляющей всех других функций, поскольку основывается на педагогических закономерностях.
В учреждениях социально-культурного типа воспитание и познание осуществляется посредством овладения знаниями умениями и навыками организации и проведения массовых и групповых программ в постоянно действующих коллективах художественной самодеятельности, клубах по интересам, любительских объединениях, где участники проводят все свое свободное время. Здесь воспитывается их потребность в творчестве, мотивация к активной социальной
жизни, культурному поведению, самореализации и социализации, несмотря на то, что существует и специальная социальная функция, которая предусматривает деятельность учреждений социально-культурного типа в социуме, т.е. непосредственно в местах проживания людей с тем, чтобы лучше знать их проблемы и силами волонтеров оказывать им реальную помощь.
Приоритет культуры в решении других государственных задач определяется деятельностью специалистов и активистов учреждений социально-культурного типа с позиций критерия культуры. Культурная функция консолидирует все общественные институты, направляет их на целесообразные преобразования.
Отсюда вытекает практико-преобразовательная функция социально-культурной деятельности, которая опиралась на передовой опыт всех коллективов учреждений социально-культурного типа, оказывающих интеллектуально-эмоциональное влияние на развитие, воспитание, формирование личности.
Об этом свидетельствует деятельность, нацеленная на жизненную ситуацию, особенно связанную с природными и климатическими катаклизмами.
Конечно, выбирая собственный курс на культуру и искусство, они изначально не мотивированны в этом направлении, но их психологическая устойчивость становится таковой, что в учреждениях социально-культурного типа для позиционирования их деятельности все это способствует улучшению социальной деятельности.
Для этого процесса логичным является появление критериев, показателей, оценок, которые обеспечивали изучение и оценку состояния реальной и потенциальной аудитории учреждений социально-культурного типа, результатов целенаправленной деятельности, для чего необходима диагностическая функция научно обоснованного приобщения к процессам социально-культурной деятельности.
Одной из важнейших функций социально-культурной деятельности является общение.
В педагогической науке общение понимается как сложный феномен развития контактов между субъектами учреждения социально-культурного типа в процессе совместной деятельности. В процессе общения происходит обмен информацией, выработка единой точки зрения и, конечно, вершиной является этап взаимопонимания.
В условиях учреждения социально-культурной деятельности общение происходит в деловой или межличностной атмосфере. Здесь личность является членом коллектива, общается, как правило, с теми, кто близок по жизненным ценностям.
В творческих коллективах царит атмосфера открытого общения. Участников объединяет потребность в творчестве, интерес к общему делу и стремление добиться общего результата. На основе произвольной регуляции осуществляется процесс межнационального общения в соответствии с общей задачей, стоящей перед коллективом в данной ситуации.
В общении ситуация развивает способность собеседника ввести диалог, удовлетворяет свою высшую потребность - в оптимизме, личной мотивации. Потребность исходит из признания ценности дела, которому члены творческого коллектива отдают свою душу, все свободное время.
Посетители учреждения социально-культурного типа общаются в зависимости от того пространства и времени, которое им позволяет социально-культурная программа. Конечно, в сценарии и режиссуре каждой социально-культурной программы должно быть пространство-время для общения.
Напомним мысль М.С. Кагана, о том, что «...передать другому свои ценности можно лишь в процессе духовного общения, то есть такого поведения, которое основано на отношении к другому не как к ученику, незнайке, нуждающемуся в получении знания, а как к равному себе субъекту» [3; с. 34].
Эта идея М.С. Кагана является руководством к действию при анализе социальной функции общения с посетителями учреждения социально-культурного типа. Только четкое понимание специфики общения с постоянными участниками творческих коллективов и теми, кто приходит на конкретную массовую форму программы социально-культурной деятельности, во многом определяет избирательность их отношения к духовным ценностям, характеризует жизненную позицию каждого.
Выявление сущности социальной функции общения связано с категорией понимания. Следовательно, от понимающих объектов зависит смысловая нагрузка процесса.
Понимание - процесс создания субъектами смысла, обусловленного конкретной системой знаний. Субъекты, наделяя друг друга смыслом по собственному усмотрению, на основе своего внутреннего мира, образа мысли, руководствуясь идеалами, целями, мотивами деятельности, ценностными ориентациями, приходят к согласию: «Смысла также нет вне понимания, как понимание есть всегда усвоение некоторого смысла» [4, с. 82].
Значит, смыслы порождаются самим пониманием.
На процесс производства смыслов решающее воздействие оказывает репертуар творческих коллективов и процесс создания данных культурных образцов. В ходе общения посетителей на процесс понимания педагогическое воздействие оказывает смысловое наполнение социально-культурной программы.
Наиболее общим признаком, содержащимся в вышеперечисленных социальных функциях, на теорию социально-культурной деятельности оказывает функция развития творческих способностей.
Она связана с деятельностью сознания предназначенного для многообразия характеристик смысла, раскрытия содержания программы, спектакля, эстрадного номера и т.д., разброс огромен. Всегда надо рассматривать разные грани смысла, его проявления в разных условиях.
В любой деятельности или любом посещении учреждения социально-культурного типа человек стремится понять смысл своих действий и быть реализованным. Конечно, поиски смысла во многом будут определяться целью, которую перед собой ставит человек, находясь в предлагаемых жизненных ситуациях.
Функция развития творческих способностей выполняет свое предназначение через смыслотворчество и жизнетворчество. Процесс смыслообразования в учреждениях социально-культурного типа определяется как процесс творческий.
Смыслотворчество, по Д.А. Леонтьеву, есть процесс поиска смысла, противоречия смыслов, индукция смысла, переход в жизнетворчество и рождение смысловых ориентаций.
Взаимосвязь смысла жизни и творческой деятельности отмечена такими крупнейшими учеными, как Л.С. Выготским [5, с. 68], который определяет творчество как сознание нового, Я.А. Пономаревым, рассматривающим творчество как механизм продуктивного развития [6, с. 153].
В свободное время большинство населения испытывает на себе разнообразные воздействия учреждений социально-культурного типа. И все воздействия носят творческий, созидающий характер.
Следующая функция социально-культурной деятельности, которая обеспечивает разработку научно обоснованных целей и путей их реализации и интегрирует социальное многообразие, отражающее ценностно-смысловые взаимосвязи социального и культурного в целостной системе человек - общность -общество, - образовательная функция.
Сегодня образовательная функция реализуется во всех учреждениях социально-культурного типа и наиболее ярко проявляется в вузах культуры, где происходит формирование и повышение профессионального мастерства педагогического состава. Вузовской педагогической деятельностью со студентами и магистрантами занимаются аспиранты, ассистенты-стажеры, работодатели из учреждений социально-культурного типа.
Список функций, влияющих на развитие теории социально-культурной деятельности, можно продолжить.
Это функции, связанные с анимационной деятельностью; отдыха и развлечений; рекреационной и т.д.
Функции, связанные с анимационной деятельностью, представляют целый блок нового направления в социально-культурной деятельности.
Функция связи с общественностью предусматривает создание условий в учреждениях социально-культурного и культурно-досугового типов для позиционирования их деятельности, а также использование научных разработок и рекомендаций ученых, способствующих улучшению предпринимательской и коммерческой деятельности.
Диагностическая функция обеспечивает изучение и оценку состояния реальной и потенциальной аудитории учреждений социально-культурного и куль-турно-досугового типа, результатов целенаправленной деятельности и встречного движения участников социально-культурного процесса.
Прогностическая функция - научно обоснованное предвидение мотива-ционных потребностей будущего, тенденций процессов социально-культурной деятельности, составление прогнозов о возможном совершенствовании практики, определение перспектив ее развития в связи с социальными изменениями в стране.
Проектная функция социально-культурной деятельности обеспечивает разработку научно обоснованных целей и путей совершенствования практики деятельности всей инфраструктуры; она позволяет осуществлять проектирование на локальном, региональном и федеральном уровнях.
На основе этой функции интегрируется социальное многообразие культурных проектов, которое входит в понятие «социально-культурная деятельность», наиболее полно и адекватно отражающее ценностно-смысловые взаимосвязи социального и культурного в целостной системе человек - общность - общество - человечество.
Сегодня для рассмотрения функций теории социально-культурной деятельности необходимы новые исследования.
Системообразующий характер функций социально-культурной деятельности позволяет рассматривать их как целостную систему, где каждый структурный компонент имеет свою специфику, несмотря на общность целей.
Функции социально-культурной деятельности несут в себе сущностное свойство, где элементы могут лишь замыкать системность. Системность социально-культурной деятельности - это наука, теория, технология, практика и образовательный комплекс. Системность функций социально-культурной деятельности с позиций теории способна обеспечить целостность теории и общественной практики.
Библиографический список
1. Рябков В.М. Функции культурно-просветительной и социально-культурной деятельности: их анализ в педагогической литературе (вторая половина ХХ - начало XXI века. Вестник МГУКИ. Москва: МГУКИ, № 1.
2. Киселева Т.Г, Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: учебник. Москва: МГУКИ, 2004.
3. Каган М.С. Мир общения. Проблема межсубъектных отношений. Москва: Политиздат, 1988.
4. Гусев С.О., Тульчинский ГЛ. Проблема понимания в философии. Москва, 1985.
5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Москва, 1967.
6. Пономарев Я.А. Психология творческого мышления. Москва, 1960.
References
1. Ryabkov V.M. Funkcii kul'turno-prosvetitel'noj i social'no-kul'turnoj deyatel'nosti: ih analiz v pedagogicheskoj literature (vtoraya polovina XX - nachalo XXI veka. Vestnik MGUKI. Moskva: MGUKI, № 1.
2. Kiseleva T.G., Krasil'nikov Yu.D. Social'no-kul'turnaya deyatel'nost': uchebnik. Moskva: MGUKI, 2004.
3. Kagan M.S. Mir obscheniya. Problema mezhsub'ektnyh otnoshenij. Moskva: Politizdat, 1988.
4. Gusev S.O., Tul'chinskij G.L. Problema ponimaniya v filosofii. Moskva, 1985.
5. Vygotskij L.S. Voobrazhenie i tvorchestvo v detskom vozraste. Moskva, 1967.
6. Ponomarev Ya.A. Psihologiya tvorcheskogo myshleniya. Moskva, 1960.
Статья поступила в редакцию 05.12.19
УДК 371.72 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10133
Zharkova A.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Cultural and Leisure Activities, Moscow State Institute of Culture (Moscow, Russia),
E-mail: [email protected]
PRINCIPLES ARE THE MOST IMPORTANT STRUCTURAL COMPONENT OF THE THEORY OF SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITY. The article is dedicated to functions as the most important structural component of the theory of social and cultural activity. The author of the article considers principles of social and cultural activity as regularities reflecting real dependencies and connections between pedagogical phenomena, which is the foundation for further development of the theory. The principles of social and cultural activity are in dynamics. Both the reflection of the development of life, the change in the nature of social relations, the achievements of science and pedagogical practice, and the principles will follow this process accordingly. The principles of social and cultural activity are based on the fundamental theory of psychology and pedagogy, which are reflected in recognition of the dynamics of inter-functional connections of consciousness. This theory forms the essential basis of personality structure.
Key words: principles of social and cultural activity, theory of social and cultural activity.
А.А. Жаркова, д-р пед. наук, проф., Московский государственный институт культуры, г. Москва, E-mail: [email protected]
ПРИНЦИПЫ - ВАЖНЕЙШИЙ СТРУКТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья посвящена функциям как важнейшему структурному компоненту теории социально-культурной деятельности. Автор статьи рассматривает принципы социально-культурной деятельности как закономерности, отражающие реальные зависимости и связи между педагогическими явлениями, что является фундаментом дальнейшего развития теории. Принципы социально-культурной деятельности находятся в динамике. Как отражение развития жизни, изменение характера общественных отношений, достижения науки и педагогической практики, так и принципы соответствующим образом будут следовать этому процессу. Принципы социально-культурной деятельности опираются на фундаментальную теорию психологии и педагогики, заключающуюся в признании динамики межфункциональных связей сознания. Эта теория составляет сущностную основу структуры личности.
Ключевые слова: принципы социально-культурной деятельности, теория социально-культурной деятельности.
В современном состоянии теорию социально-культурной деятельности следует рассматривать как открытую систему.
А.Д. Жарков считает, что в «теории социально-культурной деятельности понятие «принцип» отражает устоявшиеся и проверенные практикой общественные ориентиры, закономерные связи, взаимосвязи и взаимозависимости в виде теоретического обобщения. Принципы социально-культурной деятельности включают философские, политические, нравственные установки общества, отражают коренные устои его образа жизни» [1, с. 63].
Важнейшим принципом системности социально-культурной деятельности является ее сущностная характеристика, соблюдение функций и закономерностей функционирования в условиях динамического изменения. Функциональные системы взаимодействия с системами принципов обеспечивают наиболее оптимальное движение всего инновационного комплекса функций и принципов в теории социально-культурной деятельности.
Функции и принципы в теории социально-культурной деятельности находятся постоянно взаимосвязанными, то есть в состоянии развития. В каждом историческом этапе это необходимое условие развития функций и принципов реализуется в актах подготовки и проведения социально-культурных программ и постоянной предметной деятельности в коллективах художественной самодеятельности, клубах по интересам и любительских объединениях.
В историческом контексте единство функций и принципов, построенных на общесистемном принципе преемственности, становится базовой предпосылкой развития теории социально-культурной деятельности.
Базисной схемой согласования функций и принципов является деятельность.
На фундаментальное значение деятельности в развитии, воспитании и формировании личности, где всегда возникают элементы нового в бесконечном разнообразии реальности, указывал А.Н. Леонтьев, обосновывая это тем, что «осуществленная деятельность богаче, истиннее, чем предваряющее ее сознание» [2; с. 129].
Это свидетельствует о том, что социально-культурная деятельность объективна, и стремление профессионалов и любителей, в ней участвующих, богаче, чем они думают, ибо выходит за пределы ее потенциала.
Безусловно, эффективность функций и принципов социально-культурной деятельности определяется атмосферой общества. Это значит, что общественное сознание характеризуется высокой позитивной перцепцией к инновационным изменениям.
Социально-культурная деятельность является специализированной областью общественной практики, поэтому в соответствии с функциями и принципами она становится реальным пространством-временем.
Обеспечивая внутрисистемное пространство-время, субъекты социально-культурной деятельности повышают сложившийся стереотип отношения практического проявления к функциям и принципам. В последнее время обращает на себя характер внесистемного отрицания направленности на социально-культурную деятельность. Ученые стали больше обращать внимание на мотивационные состояния постоянных участников коллективов и посетителей, что оказывает влияние на результативность социально-культурной деятельности.
Мотивация, как и сама социально-культурная деятельность, является сложной схемой, механизмом развития личности в учреждениях социально-культурного типа. Это особенно ценно понимать всем субъектам в процессе коллективных творческих дел, в технологиях социально-культурной деятельности. Каждое коллективное творческое дело - это проявление конкретной заботы о личности посредством ее участия во всех структурах учреждения социально-культурного типа для получения практической пользы.
Учреждения социально-культурной деятельности в рамках системной диагностики прилагают активные формы педагогического регулирования процессом формирования отношений людей в условиях досуга. В этой ситуации самостоятельность личности становится основой для всех видов деятельности.