Научная статья на тему 'ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ'

ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
27
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ / ПСИХОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА / ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ / РАЗВИТИЕ / ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛЕЙ / УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ / ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / БЕЗОПАСНОСТЬ СТРАНЫ / ПСИХИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / МОЛОДЁЖЬ / ПОСЛЕДСТВИЯ / УПОТРЕБЛЕНИЕ / МЕТОД "СВЕРСТНИК-СВЕРСТНИКУ" / ОБЩЕЕ ДЕЛО / ДОБРОВОЛЕЦ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Рябовичева Е.В.

Работа посвящена разработке комплексной профилактической программы с целью решения актуальной проблемы, связанной с потреблением алкоголя, табака, никотиносодержащих и других наркотических и психотропных веществ среди несовершеннолетних и молодежи более старшего возраста, обучающихся ССУЗов и ВУЗов. Задача работы разработать и опробировать эффективность реализации комплексной программы профилактики употребления психоактивны веществ, с целью устойчивого личностного развития детей и подростков и формирования у них профилактических антиаддиктивных компетенций за счет системного профилактического вмешательства. Одним из успешных методов реализации профилактических программ, который широко рассматривается в программе - является метод «сверстник-сверстнику». Данный метод зарекомендовал себя как наиболее успешная практика, имеющая потенциал для развития и достижения эффективных результатов, так как субъектом профилактики являются сами подростки. Программа содержит не только превентивный компонент в направлении профилактики употребления психоактивных веществ, но и позволяет сформировать ценность здорового образа жизни через мотивацию к личностному росту и развитие положительных качеств характера подростка, при осуществлении системного, комплексного подхода. В основу программы профилактики вошли методические материалы Общероссийской общественной организации «Общее дело», созданные на основе научных исследований, в соответствии с основными требованиями и принципами ведения профилактической работы в направлении профилактики употребления психоактивных согласно российскому законодательству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Рябовичева Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES OF CREATION AND IMPLEMENTATION OF THE PROGRAM COMPREHENSIVE PREVENTION OF THE USE OF PSYCHOACTIVE SUBSTANCES IN THE ADOLESCENT ENVIRONMENT

The work is devoted to the development of a comprehensive preventive program in order to solve the urgent problem associated with the consumption of alcohol, tobacco, nicotine-containing and other narcotic and psychotropic substances among minors and older youth, students of colleges and universities. The task of the work is to develop and test the effectiveness of the implementation of a comprehensive program for the prevention of the use of psychoactive substances, with the aim of sustainable personal development of children and adolescents and the formation of preventive antiaddictive competencies through systemic preventive intervention. One of the successful methods of implementing preventive programs, which is widely considered in the program, is the peer-to-peer method. This method has proven to be the most successful practice with the potential for development and achieving effective results, since adolescents themselves are the subject of prevention. The program contains not only a preventive component in the direction of preventing the use of psychoactive substances, but also allows you to form the value of a healthy lifestyle through motivation for personal growth and the development of positive qualities of a teenager's character, while implementing a systematic, integrated approach. The basis of the prevention program includes methodological materials of the All-Russian Public Organization "Common Cause", created on the basis of scientific research, in accordance with the basic requirements and principles of preventive work in the direction of prevention of psychoactive use in accordance with Russian legislation.

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ»

Б01 10.46566/2412-9682_2022_90_220

Рябовичева Е.В. студент

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы

Россия, г. Уфа

ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

КОМПЛЕКСНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ

Аннотация: Работа посвящена разработке комплексной профилактической программы с целью решения актуальной проблемы, связанной с потреблением алкоголя, табака, никотиносодержащих и других наркотических и психотропных веществ среди несовершеннолетних и молодежи более старшего возраста, обучающихся ССУЗов и ВУЗов.

Задача работы разработать и опробировать эффективность реализации комплексной программы профилактики употребления психоактивны веществ, с целью устойчивого личностного развития детей и подростков и формирования у них профилактических антиаддиктивных компетенций за счет системного профилактического вмешательства.

Одним из успешных методов реализации профилактических программ, который широко рассматривается в программе - является метод «сверстник-сверстнику».

Данный метод зарекомендовал себя как наиболее успешная практика, имеющая потенциал для развития и достижения эффективных результатов, так как субъектом профилактики являются сами подростки.

Программа содержит не только превентивный компонент в направлении профилактики употребления психоактивных веществ, но и позволяет сформировать ценность здорового образа жизни через мотивацию к личностному росту и развитие положительных качеств характера подростка, при осуществлении системного, комплексного подхода.

В основу программы профилактики вошли методические материалы Общероссийской общественной организации «Общее дело», созданные на основе научных исследований, в соответствии с основными требованиями и принципами ведения профилактической работы в направлении профилактики употребления психоактивных согласно российскому законодательству.

Ключевые слова: аддиктивное поведение, программа профилактики, психоактивные вещества, личностный рост, развитие, достижение

целей, уверенность в себе, жизнестойкость, здоровый образ жизни, безопасность страны, психическое благополучие, молодёжь, последствия, употребление, метод «сверстник-сверстнику», общее дело, доброволец.

Ryabovicheva E. V.

student

Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla

Russia, Ufa

PRINCIPLES OF CREATION AND IMPLEMENTATION OF THE PROGRAM COMPREHENSIVE PREVENTION OF THE USE OF PSYCHOACTIVE SUBSTANCES IN THE ADOLESCENT

ENVIRONMENT

Annotation. The work is devoted to the development of a comprehensive preventive program in order to solve the urgent problem associated with the consumption of alcohol, tobacco, nicotine-containing and other narcotic and psychotropic substances among minors and older youth, students of colleges and universities. The task of the work is to develop and test the effectiveness of the implementation of a comprehensive program for the prevention of the use of psychoactive substances, with the aim of sustainable personal development of children and adolescents and the formation of preventive antiaddictive competencies through systemic preventive intervention.

One of the successful methods of implementing preventive programs, which is widely considered in the program, is the peer-to-peer method. This method has proven to be the most successful practice with the potential for development and achieving effective results, since adolescents themselves are the subject of prevention. The program contains not only a preventive component in the direction of preventing the use of psychoactive substances, but also allows you to form the value of a healthy lifestyle through motivation for personal growth and the development of positive qualities of a teenager's character, while implementing a systematic, integrated approach. The basis of the prevention program includes methodological materials of the All-Russian Public Organization "Common Cause", created on the basis of scientific research, in accordance with the basic requirements and principles of preventive work in the direction of prevention of psychoactive use in accordance with Russian legislation.

Keywords: Addictive behavior, prevention program, psychoactive substances, personal growth, development, achievement of goals, self-confidence, resilience, healthy lifestyle, country security, mental well-being, youth, consequences, use, peer-to-peer method, common cause, volunteer.

Негативное влияние потребления табачных, никотиносодержащих, алкогольных изделий и других наркотических средств и психотропных веществ (далее - психоактивные вещества), на здоровье людей и развитие всего общества в целом остаются одной из главных проблем, крайне актуальных для нашей страны.Несмотря на то, что на решение этих проблем направляется множество ресурсов и усилий, существенных изменений в развитии ситуации не происходит.

Как подтверждает практика, в системе образования на сегодняшний день отсутствует системный подход к профилактическому вмешательству среди участников образовательного процесса. Не происходит своевременного информирования обучающихся о пагубности употребления психоактивных веществ, о последствиях употребления, и не выделяется достаточного времени, для включения коррекционно-профилактических программ в организованный процесс воспитательной работы в качестве отдельной дисциплины.

Причинам употребления и профилактике в области предотвращения зависимого поведения в молодежной среде не уделяется должного внимания. В мировой практике предусмотрено обязательное профилактическое вмешательство на всех уровнях образования. Одно из направлений профилактической работы - это психологическое образование детей, подростков, родителей, учителей.

Исходя из вышеизложенного, актуальность исследования проблем, связанных с отсутствием своевременного эффективного профилактического вмешательства по предотвращению химической зависимости в общеобразовательной школе, с системным характером мер по охране психического здоровья обучаемых детей в России и странах СНГ, не вызывает никаких сомнений.

Министерство образования и науки РФ дает такое определение профилактики психоактивных веществ (ПАВ): «Профилактика употребления психоактивных веществ - комплекс социальных, образовательных, психологических и медицинских воздействий, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих распространению и употреблению ПАВ, на предупреждение развития и ликвидацию негативных личностных, социальных и медицинских последствий употребления ПАВ» "О Концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде" от 05.09.2011 N МД-1197/06.

Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-Ф3 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся", определяет воспитание как «деятельность, направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в

российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения и бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, к природе и окружающей среде».

Согласно Статье 12 П.2 данного ФЗ:

«Воспитание обучающихся при освоении ими основных образовательных программ должно осуществляться на основе включаемых в соответствующую образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых образовательными организациями».

Таким образом своевременные превентивные программы комплексной профилактики, развивающие антиаддиктивные профилактические личностные компетенции в виде их системной реализации в младшем школьном возрасте и коррекционно-профилактические программы для молодежи в более старшем возрасте, являются необходимым инструментом, который способен исправить положение при сложившейся ситуации с употреблением психоактивных веществ в молодежной среде - это позволит повысить уровень критического мышления, повысить уровень информированности о том, чем по сути являются эти вещества, о пагубности употребления психоактивных веществ и осознать необходимость полного отказа от употребления, посредством формирования понимания ценности здорового образа жизни.

Профилактику делят на три вида: первичная, вторичная, третичная. Рассматривая этот вопрос с целью предотвращения употребления молодежью алкоголя, табака, никотиносодержащей продукции, нас интересует прежде всего первичная. Первичная профилактика - это система мер для предупреждения возникновения и воздействия факторов риска развития зависимости и заболеваний.

В психолого-педагогической науке профилактика рассматривается в следующих аспектах:

1. Как особого рода деятельность комплексной группы специалистов, направленная на предупреждение возникновения интереса и желания употреблять психоактивные вещества у учащейся молодежи;

2. Как комплекс мер различного характера, имеющий своей целью формирование установок на здоровый образ жизни;

3. Как просветительская деятельность, в ходе которой дети и их родители знакомятся с негативным действием психоактивных веществ на организм и психику человека;

4. Как процесс целенаправленной работы с детьми по формированию стратегий высокофункционального поведения.

Причиной формирования аддиктивного поведения является не психоактивное вещество как таковое, а стремление к получению быстрого удовольствия, удовлетворению любопытства, получения статуса в референтной группе. То есть поиск легких и быстрых путей удовлетворения актуальной потребности с игнорированием последствий способа, которым эта потребность была удовлетворена. Это связано с неумением подростка удовлетворять эти потребности социально приемлемым, адаптивным способом, который требует больших знаний и навыков, но дает продуктивный результат. Поэтому развитие у подростков общечеловеческих ценностей позволяет сформировать полноценную самодостаточную личность.

Учитывая сложность и многофакторность проблемы аддиктивного поведения, профилактические мероприятия должны проводиться квалифицированными специалистами, способными выступать моделью здорового и адаптивного стиля жизни.

Выделен ряд принципов, на которых базируется профилактическая программа:

1. Рассмотрение первичной профилактики как профилактики начала экспериментирования с психоактивными веществами. Необходимость проведения профилактической работы со всеми детьми.

2. Учет множественности факторов риска, направленность на снижение внутренних факторов риска и развитие возможностей противостояния внешним негативным воздействиям.

3. Непрерывность профилактической работы (регулярная систематическая работа в течение нескольких лет).

4.Комплексность в осуществлении профилактического подхода: обучение навыкам, а не только предоставление информации

5. Учет возрастных особенностей (ориентация на ведущую деятельность).

6. Сочетание групповой и индивидуальной форм работы.

8. Учебно-воспитательные учреждения (школы и детские дошкольные учреждения) как база основной работы.

9. Вовлечение родителей в профилактическую работу.

10. Позитивная направленность (не «что убрать», а «что добавить», не «почему плохо употреблять», а «как хорошо жить без этого»).

11. Сотрудничество различных ведомств в осуществлении профилактики.

Одной из важных мер по профилактике незаконного потребления наркотиков, согласно Указа Президента Российской Федерации «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года», является активное

привлечение добровольцев к участию в реализации антинаркотической политики, а также привлечение институтов гражданского общества, включая общественные и некоммерческие организации, к решению задач, предусмотренных Стратегией.

Одним из успешных методов реализации профилактических программ, который широко рассматривается в программе - является метод «сверстник-сверстнику».

Данный метод зарекомендовал себя как наиболее успешная практика, имеющая потенциал для развития и достижения эффективных результатов, так как субъектом профилактики являются сами подростки.

Основными и самыми существенными аргументами в пользу необходимости включения подростков в добровольческую деятельность для реализации ими программ по методу «сверстник - сверстнику» в образовательных организациях является отсутствие определенного уровня критического мышления, отсутствие возможности сделать разумный правильный выбор между огромным количеством информации, бесконтрольное, ненормированное пользование гаджетами и сетью интернет, что приводит к необратимым последствиям, когда подросток с еще не окрепшей психикой и в силу своего возраста склонный подражать, становится заложником навязываемых стереотипов, деструктивных моделей поведения, системы анти ценностей, чужеродной идеологии, что провоцирует возникновение аддиктивного поведения.

В рамках научного исследования была реализована комплексная программа профилактики употребления психоактивных веществ. Исследование проводилось среди студентов среднего профессионального образования, что говорит о том, что возраст испытуемых предполагает наличие уже имеющегося опыта употребления табачных, никотиносодержащих, алкогольных изделий.

Программа содержит не только превентивный компонент в направлении профилактики употребления психоактивных веществ, но и позволяет сформировать ценность здорового образа жизни через мотивацию к личностному росту и развитие положительных качеств характера подростка, при осуществлении системного, комплексного подхода.

Все материалы распределены по возрастным градациям, в определенной тематической последовательности, что безусловно облегчит работу специалистов при поиске методических материалов для организации воспитательной работы в рамках своей профессиональной деятельности.

В основу программы профилактики вошли методические материалы Общероссийской общественной организации «Общее дело», созданные на основе научных исследований, в соответствии с основными требованиями и принципами ведения профилактической работы в направлении

профилактики употребления психоактивных согласно российскому законодательству.

Метод «сверстник - сверстнику» удовлетворяет основным аспектам, благоприятствующим для передачи и усвоения полезной информации подростками.

Сверстники оказывают самое сильное влияние на формирование ценностей и жизненных установок, характера, поведения, привычек в подростковом возрасте. Подростки склонны обсуждать острые для них вопросы со своими сверстниками, а не со взрослыми.

Сверстники способствуют формированию личности подростков, демонстрируя свой положительный пример поведения.

Данные аспекты указывают на целесообразность и необходимость широкого применения данного метода и масштабирования полученного опыта среди специалистов.

Привлечение подростков к профилактике асоциальных явлений, аддиктивного поведения, продвижению здорового образа жизни по методу «сверстник-сверстнику», позволит одновременно решать несколько задач:

- увеличить охват профилактикой, что особенно важно при дефиците специалистов по профилактике употребления психоактивных веществ;

- способствовать формированию положительного отношения к ЗОЖ и отрицательного отношения к психоактивным веществам, как у самих добровольцев, так и у подростков, с которыми они взаимодействуют;

- способствовать развитию у волонтеров чувства самоуважения и уважения к окружающим;

- через общественно-полезную деятельность развить навыки, необходимые во взрослой жизни, в том числе в будущей профессиональной деятельности.

Целью реализации комплексной программы первичной профилактики употребления психоактивных веществ среди детей и подростков является развитие духовных, культурных и нравственных ценностей личности, адаптивых поведенческих стратегий для успешной психологической адаптации и социализации ребенка на различных этапах его взросления. Внедрение программ духовно-нравственного воспитания и профилактики употребления психоактивных веществ создает благоприятные условия для включения новых знаний в уже устоявшуюся систему ценностей подростка, формирует факторы защиты от вовлечения в деструктивные формы поведения, а также создаёт устойчивый психологический иммунитет к потреблению психоактивных веществ, ценностное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

Использованные источники: 1. Дивицина, Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками / Н. Ф. Дивицина. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 288 с.

2. Кулаков, С. А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков / С.А. Кулаков. - М.: Фолиум, 1996. - 70 с.

3. Концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде" от 05.09.2011 N МД-1197/06.

4. Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-Ф3 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся".

5. Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.