Научная статья на тему 'Принципы социального управления'

Принципы социального управления Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
7036
877
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ / ОБЪЕКТЫ И СУБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ / SOCIAL MANAGEMENT / SOCIAL MANAGEMENT PRINCIPLES / OBJECTS AND SUBJECTS OF SOCIAL CONTROL

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Минаева Ольга Владимировна

В статье рассмотрены принципы социального управления, определяющие общие правила, характер и основные направления управленческой деятельности, анализируются различные виды принципов и их роль в социальном управлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Principles of social management

The author considers the principles of social control, defining the general rules, the nature and main directions of administrative activity, analyzes the different types of principles and their role in social management.

Текст научной работы на тему «Принципы социального управления»

Принципы социального управления

О.В.Минаева

В статье рассмотрены принципы социального управления, определяющие общие правила, характер и основные направления управленческой деятельности, анализируются различные виды принципов и их роль в социальном управлении.

Ключевые слова: социальное управление, принципы социального управления, объекты и субъекты социального управления

Для цитирования: Вестник МИЭП. 2016. № 2 (23). С. 15-24.

Принципы (от лат. princeps — первый, главный, основной) как исходные основополагающие требования и правила выражают необходимые основания деятельности, которыми руководствуются субъекты социального управления (органы управления, самоуправления и руководящие кадры). Они опираются на социальные законы и закономерности, действующие в социальной сфере.

Принципы придают социальному управлению системность, обеспечивают единство различных видов управленческой деятельности, взаимную их согласованность и общую направленность на реализацию поставленных целей и задач. На основе принципов социального управления организуется процесс управления — упорядоченная система действий по осуществлению управленческих функций, выбору методов и приемов управленческого воздействия.

Таким образом, принципы обусловливают характер и направления, содержание и организацию, правила и методику социального управления. Содержание принципов многогранно и представляет практический интерес для изучения.

Появление понятия «принципы управления» восходит ко времени возникновения «школы научного менеджмента» в экономической сфере в начале ХХ в., основателями которой были Ф.Тейлор, А.Файоль, Г.Эмерсон и Г.Форд. В научном подходе к управлению они уделяли большое внимание научной организации труда, которая предусматривала соблюдение ряда общих принципов: научности, оптимальности (эконо-

Минаева Ольга Владимировна — кандидат педагогических наук, доцент, заместитель проректора по научной и научно-исследовательской работе Международного института экономики и права. Адрес для корреспонденции: nauka_miep@mail.ru.

мичности, эффективности, рациональности), плановости, комплексности, нормативности, заинтересованности, ответственности и др. Кроме того, А.Файоль первым сформулировал принципы администрирования, которые применимы, по его мнению, к любым видам и сферам управления. Имеются в виду: разделение труда, власть и авторитет, дисциплина, единство распорядительства (командования), порядок, равенство, единство руководства, подчинение индивидуальных интересов общим, централизация, вознаграждение, устойчивость (постоянство) должностей персонала, инициатива, корпоративный дух (единение персонала), иерархия. Многие из этих принципов трансформировались и работают в системе социального управления. Таким образом, классики научного управления заложили теоретическую базу современного понимания социального управления как единства науки, искусства и технологии.

Социальное управление, как и любая другая целенаправленная деятельность, строится на основе некоторых исходных положений, в концентрированном виде выражающих главные требования к его содержанию, организации, направлениям и методике. Такие общие, основополагающие требования выражены в принципах.

В социальном управлении различают общие, функциональные (специальные) и частные принципы. Общие принципы относятся ко всей системе социального управления, специальные — лишь к ее отдельным функциям и сферам, а частные — только к тем или иным управленческим действиям или процедурам. Следует заметить, что такое разделение принципов носит условный характер и при определенных обстоятельствах может измениться. Рассмотрим содержание некоторых принципов, относящихся в целом к системе социального

Система принципов социального управления

Виды принципов Наименование принципов

Общие

(методологические)

Объективности, научности, системности, комплексности, оптимальности, централизма, субординации, законности и др.

Целенаправленности, основного звена, плановости, единоначалия, обратной связи (контроля), мотивации, демократизма и др.

Функциональные (специальные)

Частные (процедурные)

Концентрации усилий, инициативы, дифференцированного подхода, адресности, конкретности, индивидуального подхода и др.

управления, в частности, к его основным сферам, функциям и процедурам (таблица).

Общие принципы определяют единую теоретическую и практическую основу социального управления. Так, принцип научности предполагает широкую опору на положения управленческой теории, выводы и рекомендации комплекса общественных, гуманитарных и естественных научных дисциплин и определяет необходимость внедрения достижений научно-технического прогресса (например, новых информационных технологий) в сферу управления.

Принцип объективности содержит требование учета закономерностей развития и особенностей состояния объекта управления в процессе реализации целей, его всестороннего изучения и анализа, реальной оценки происходящего и преодоления субъективизма (преувеличение личных оценок, мнений, желаний), волюнтаризма (игнорирование объективных условий, реальных возможностей, принятие произвольных решений) в осуществлении управленческих функций. Верификация управленческой информации (процедура установления соответствия истине) — важнейшее условие реализации принципа объективности в социальном управлении.

Принцип системности выражает необходимость объединения на основе общей цели всех видов и компонентов управленческой деятельности в единое целое [5]. Он предполагает тесную взаимосвязь усилий различных органов социального управления в рамках одной направленности действий. Целостность, согласованность, единство управленческих действий придают им новое качество — системность, которая превосходит возможности и усилия отдельно взятых управленческих звеньев. Управленческий процесс, таким образом, приобретает системный характер. Принцип системности нацеливает на всестороннее изучение и решение проблем управления, выявление их взаимосвязи с другими сферами жизнедеятельности, единство основных видов и функций управления. Принцип требует использования в практике социального управления комплекса разнообразных форм, методов и средств, оказывающих системное влияние на управляемые объекты.

Принцип комплексности выдвигает требования полноты и всесторонности охвата того или иного процесса, явления, которые выступают в качестве объектов социального управления. Как правило, они имеют сложную природу и структуру, поэтому для оказания эффективного управленческого воздействия на них необходимо учитывать все аспекты данных явлений: социально-политические, экономические, военно-технические, морально-психологические, духовные и т.д. Только ком-

плексный учет и охват управленческим влиянием всех сторон социальных явлений и отношений может дать наилучший результат.

Важнейшим принципом социального управления является принцип оптимальности. Он предполагает формирование такой системы управления, которая, с одной стороны, наилучшим образом соответствовала бы целям и задачам управления, с другой — обеспечивала максимальную эффективность функционирования, а с третьей — позволяла добиваться результатов на основе сочетания экстремальных показателей. Например, при минимуме усилий получать максимально возможный результат; лучшее решение принимать при дефиците времени и ресурсов; при небольших затратах на управление добиваться предельной производительности в деятельности; решать проблемы на основе не количественных, а качественных показателей; при худших условиях получать лучшие показатели и т.д. Из принципа оптимизации вытекают требования рационализации, экономичности, производительности, интенсивности, предъявляемые к организации и осуществлению социального управления.

Принцип централизма предписывает обеспечить, с одной стороны, вертикальную, иерархическую структуру управления («сверху вниз»), подчиненную единым целям, организации и руководству, а с другой — рациональную, с точки зрения экономии сил и средств, концентрацию основных функций социального управления в верхнем эшелоне (центре) политического руководства страны.

Принцип законности, являясь конституционным принципом политической системы общества и государственного строя, определяет базовые нормы управленческих взаимоотношений. Юридическую базу социального управления составляют комплекс федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, регламентирующих поведение различных должностных лиц.

В демократическом обществе правовой режим создает благоприятные условия для осуществления социального управления, устанавливает порядок взаимодействия государственных органов и служб и органов социального управления, способствует формированию и поддержанию правового поля в интересах управленческой деятельности среди субъектов управления.

Функциональные (специальные) принципы развивают общие принципы и обеспечивают, как правило, реализацию основных функций и формирование организационных основ социального управления.

Цели как предполагаемый итоговый результат и задачи как проблемы, требующие разрешения на пути к цели, выступают важным систе-

мообразующим фактором в управлении. Поэтому принцип целенаправленности требует подчинения всей системы социального управления главным целям и задачам, стоящим перед ней.

Цели управления могут пониматься как соответствующие потребностям организации нормативные высказывания или описания желаемых результатов. Цель предполагает наличие вытекающих из нее задач. Таким образом, цели всегда представляют собой идеальное предвосхищение результатов, получаемых на основе решения каких-либо задач, обусловленных конкретными проблемами и направленных на поиск путей их разрешения. В практике социального управления под проблемами понимаются проявления различных противоречий (взаимодействие противоположностей). Часто это связано с несоответствием между потребностями социальной практики и возможностями их удовлетворения. Поэтому принцип целенаправленности требует не только согласования целей, содержания и организации социального управления, но и определения его основных направлений, промежуточных задач и выбора целесообразных вариантов управленческих решений.

Принцип основного звена определяет правила выбора основного объекта социального управления. Согласно этому принципу в некоторой совокупности проблем, задач, людей или подразделений, выступающих объектами социального управления в каждый конкретный момент времени и с учетом складывающейся обстановки, необходимо отдавать приоритет главным, ключевым, т.к. они составляют основу регулируемой системы или проблемного поля. Оказывая на них непосредственное управленческое воздействие, можно рассчитывать на управленческий эффект и в отношении других компонентов системы или проблем.

Реализация требований рассматриваемого принципа позволяет субъектам социального управления не только определить объект приложения управленческих усилий, но и установить последовательность управленческих операций, сформировать алгоритм и программу их реализации. Все это облегчает выработку и принятие управленческих решений, документальное их оформление в виде приказов и планов.

В практике социального управления трудно переоценить значение принципа обратной связи (контроля). Он позволяет органам социального управления и систематически оценивать, прогнозировать и регулировать состояние объектов управленческого воздействия в соответствии с поставленными целями и задачами. Именно на основании принципа обратной связи осуществляются руководство и координация, различные виды контроля, оценивается эффективность и в конечном итоге осуществляется вся управленческая деятельность.

Принцип мотивации предусматривает в практике социального управления систему мер, направленных на формирование сознательного, заинтересованного отношения к выполнению стоящих задач или своих служебных обязанностей на основе разнообразных форм морального и материального стимулирования, включая поощрения и наказания. Мотивация будет тем более эффективной, чем тщательнее и точнее будут продуманы меры побуждения подчинённых к целенаправленной деятельности с учетом их потребностей, интересов и индивидуальных особенностей.

Принцип демократизма особенно важен для мотивационной сферы социального управления. Он предполагает широкое привлечение субъектов управления к выработке управленческих решений, затрагивающих их интересы. Главные требования принципа — выявление, изучение и учет общественного мнения при выработке важных управленческих решений.

Вместе с тем в коллективах имеют место известные ограничения демократических начал, связанные с реализацией конституционных прав граждан.

Особую группу составляют частные (процедурные) принципы социального управления — наиболее многочисленные и специализированные, ибо они определяют правила и требования к разнообразным управленческим действиям и процедурам. Для примера рассмотрим те из них, которые чаще других применяются на практике.

Принцип концентрации усилий связан с объективной закономерностью, характерной для управленческой практики, — решение любых проблем и задач обусловлено ограниченными возможностями сил, средств и ресурсов (людских, материальных, финансовых, технических, временных) и вытекающей отсюда необходимостью их рационального использования.

Принцип концентрации усилий предписывает руководителям (начальникам) на основе выявления основного звена сосредоточить ресурсы на главных направлениях деятельности, координировать (согласовывать) действия сил и средств по замыслу, месту и времени выполнения поставленных задач, а также сосредоточить все возможности системы социального управления на ключевых проблемах. Реализация требований данного принципа — основа эффективного социального управления.

Принцип инициативы направлен на поддержание у субъектов социального управления активности и творческого отношения к должностным обязанностям, без чего немыслима его эффективность. Инициатива (от франц. initiative — почин, предприимчивость, руководящая роль)

означает способность к самостоятельным активным действиям или предложение для рассмотрения и обсуждения. Следовательно, данный принцип ориентирует руководителей (начальников) на инициативное решение проблем, поиск нетрадиционных методов и средств, неординарных подходов в сфере социального управления.

С проявлением инициативы связана возможность оказания упреждающего управленческого воздействия на развитие морально-психологических тенденций и социальных процессов в коллективах.

Принцип конкретности — требование соответствия социального воздействия реальным, особым и конкретным свойствам его объекта. Так, в объектах социального управления необходимо учитывать такие характеристики, как реальные потребности и интересы, мотивы поведения, особенности отношений, тенденции их развития, взаимосвязь с другими объектами и явлениями и т.д. Важное значение для эффективности управления имеет учет особенностей и конкретных условий обстановки, в которых возникают и протекают управленческие взаимоотношения.

Принцип адресности выражает требования к организации процесса управления и реализации управленческого решения. Он предполагает персональную ответственность за порученное дело, целевую направленность управленческого процесса, закрепление за исполнителями определенных задач, субординацию во взаимоотношениях, приоритет общественных (групповых) целей перед личными и т.д.

Реализация на практике требований данного принципа ведет к повышению целенаправленности социального управления, делает его рациональным, противостоит неопределенности в отношениях начальников и подчиненных, уменьшает риск злоупотреблений предоставленной должностным лицам властью.

Среди процедурных принципов социального управления выделяется принцип дифференцированного подхода. Требования данного принципа относятся к выявлению особенностей объектов управления и выбору содержания, организации и форм реализации управляющих воздействий в зависимости от специфики видов деятельности.

Из указанного принципа вытекает другой — принцип индивидуального подхода в управленческой деятельности, предполагающий учет индивидуальных особенностей объектов управления, их должностного положения, уровня образования и профессиональной подготовки, служебного опыта, социального статуса и национально-психологических характеристик. Реализация требований принципа индивидуального подхода позволяет строить социальное управление с учетом индивидуальных потребностей личности, на основе сочетания и удовлетворения

как государственных, коллективных, так и личных интересов и потребностей, что в конечном итоге позволяет обеспечить его эффективность.

Поскольку управленческая деятельность по природе своей социальна, на нее могут распространяться также другие нормы общественных отношений — моральные, психологические и др. Так, совокупность моральных (нравственных) принципов, на основе которых строятся и регулируются взаимоотношения в сфере социального управления, называют управленческой этикой. С одной стороны, она отражает теоретические моральные ценности, идеи в области управленческого труда, а с другой — содержит нравственные нормы, выработанные социальной практикой и опытом многих руководителей и кадровых работников.

К основным принципам управленческой этики относятся, например, нормы честности и порядочности, профессионального долга, ответственности руководителей и подчиненных, за порученное дело, социальной справедливости, служебного такта и уважения к людям, чести и достоинства, приоритета общественных интересов над личными, патриотизма, личного примера и нравственной культуры.

В процессе взаимоотношений руководителей (начальников) и подчиненных имеет место немало и чисто психологических явлений, правила регулирования и оптимизации которых в интересах эффективности процессов социального управления в концентрированном виде выражаются в психологических принципах. Так, для обеспечения оптимальности руководства ученые рекомендуют применять такие психологические принципы, как минимизация, комплексность, внутренняя непротиворечивость воздействия.

Минимизация управленческих воздействий направлена на предотвращение избыточности воздействий, порождающей организационные и психологические проблемы, снижающей эффективность управления людьми. Принцип минимизации предполагает выбор точного времени и места для небольших управленческих вмешательств, дающих максимальный эффект на основе учета закономерностей управленческого процесса.

Комплексность воздействия ориентирует руководителей на применение широкого круга психологических факторов, стимулов и средств, влияющих на всю совокупность возможных мотивов, побуждающих и регулирующих соответствующую деятельность индивидов.

Внутренняя непротиворечивость воздействия предполагает отсутствие в комплексе используемых для руководства стимулов и мер взаимоисключающих или противоречивых психологических эффектов, что может существенно снижать эффективность социального управления.

В заключение необходимо подчеркнуть, что большинство рассмотренных принципов действуют не сами по себе, а в упорядоченной совокупности, т.е. системно. Так, в некоторых теоретических работах, посвященных вопросам социального управления, не только выделяются принципы, на основании которых реализуются функции управления, но и подчеркивается их тесная взаимосвязь. Например, Г.Кунц и С.О'Доннел в книге «Принципы управления: анализ управленческих функций» [8] выделили 10 принципов в планировании, 15 — в организации, 10 — в мотивации и 14 — в контроле. Это, прежде всего, специальные принципы, которые нередко действуют одновременно и во взаимосвязи с общими принципами, дополняя, конкретизируя или уточняя их. Таким образом, возникают интегрированные принципы управленческой деятельности, сочетающие в себе несколько других принципов и регулирующие главные управленческие процессы.

В практике социального управления к ним можно отнести:

♦ принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении;

♦ принцип обоснованного распределения (расстановки) сил и адекватности их полномочий;

♦ принцип умелого сочетания единоначалия и коллегиальности в управлении;

♦ принцип единства прав, обязанностей и ответственности руководителей;

♦ принцип взаимосвязи мотивации и демократизации управления и др.

Очевидно, что даже краткое рассмотрение системы принципов свидетельствует об их важном практическом значении и выраженной регулятивной роли в практике социального управления.

Литература

1. Андреев С.С. Теория социального управления. Субъект и объект социального управления // Социально-гуманитарные знания. 2001. № 1. С. 80-96.

2. АнуфриевЕ.А. Понятие «социальное» и предмет социального управления // Проблемы социального управления. М., 1999.

3. Аверин Ю.П. Системы социального управления в обществе: модель социологического анализа: Автореф. дис. ... докт. социол. наук. М., 1997.

4. Базаров Т.Ю. Психология управления персоналом. М., 2015. 382 с.

5. Веснин В.Р. Менеджмент: учебник. М., 2011. 616 с.

6. Веснин В.Р. Управление человеческими ресурсами. Теория и практика. М., 2015. 688 с.

7. Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений: Учебник / Под ред. А.Я.Кибанова. М., 2015. 88 с.

8. Кунц Г., ОДониел С. Принципы управления: анализ управленческих функций. М., 1985.

9. Литвинов И.П. Стиль управленческой деятельности: теоретические аспекты, методы диагностики и оптимизации. М., Мари-Эл, 1998.

10. Файоль А., Эмерсон Г., Тейлор Ф., Форд Г. Управление — это наука и искусство. М., 1992.

Principles of social management

Minaeva Olga — Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Vice-rector for scientific and research work of the International Institute of Economics and Law Address for correspondence: nauka_miep@mail.ru

The author considers the principles of social control, defining the general rules, the nature and main directions of administrative activity, analyzes the different types of principles and their role in social management.

Key words: social management, social management principles, objects and subjects of social control

For citation: Herald of International Institute of Economics and Law. 2016. N 2 (23). P. 15-24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.