УДК 338.45:69 С.В. Розова
ФГБОУВПО «ТвГТУ», ФГБОУ ВПО «МГСУ»
ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РЫНКОМ ДОСТУПНОГО ЖИЛЬЯ
Дан анализ известных ранее в науке об управлении принципов системности, комплексности, научности, демократического централизма и других, которые также применимы к системе управления. Впервые раскрыты принципы интеграции, социального партнерства, суб-сидиарности, принцип обеспечения необходимого разнообразия жилищных благ и упреждающего управления. Предназначена для широкого круга читателей, которых интересует проблема сочетания форм и методов управления рынком доступного жилья, механизмов развития и саморазвития, студентов, преподавателей.
Ключевые слова: принципы, формы, управление рынком доступного жилья, объект управления.
В теории управления существуют различные подходы к установлению и обоснованию принципов управления, предусматривающие различную степень их детализации — от описания одного-двух основополагающих принципов до их конкретизации в перечне из множества пунктов [1—3]. Вспомним здесь одного из основоположников научной теории управления А. Файоля [3], который утверждал, что количество принципов управления не ограничено. Полагаем, что следует избегать и той, и другой крайности и руководствоваться соображениями необходимости и достаточности.
Сформированный нами перечень принципов включает известные ранее в науке об управлении принципы системности, комплексности, научности, демократического централизма и другие, которые также применимы к системе управления рынком доступного жилья (РДЖ), однако в этом случае они приобретают новое содержание в связи с высокой социальной значимостью объекта управления. Перечень включает также новые принципы, впервые раскрытые в данной работе, — это принципы инте-
чения необходимо-ис. 1 представлена >авления РДЖ.
гра
го
сис
(Система основополагающих принципов формирования и функционирования мехаиизма системы! опроваения РДЖ
Впервые раскрытые и обоснованные в
Общепринятые в теории управления, но обоснованные с учетом специфики исследуемого объекта
Основополагающие принципы
Специфические принципы управления:
интеграция, субсидаарность, социальное партнерство обеспечение необходимого разнообразия жилищныи благ, упреждающее управление
Ж
и
Общие принципы управления:
научность, целенаправленность, системность, комплексность, адаптивность, оптимальность, эффективность, синергия, сопряженно сть и непрерывно сть, устойчивость и надежность, экологическая безопасность, прозрачность и демократичность, оптимизация степеней свободы, эстетическое и экономическое соответствие
Рис. 1. Система основополагающих принципов формирования и функционирования механизма системы управления РДЖ
Основополагающим принципом в рамках предлагаемого методического подхода к управлению рынком доступного жилья является принцип интеграции, предусматривающий необходимость гармоничного сочетания интересов, целей и потенциалов субъ-
ектов жилищных отношений (власти, бизнеса и населения), их целеобусловленной и целенаправленной совместной деятельности. Этот принцип основывается на рациональном с точки зрения непротиворечивости сочетании форм и методов управления и самоуправления, механизмов развития и саморазвития.
Принцип интеграции дополняется и развивается системой принципов, способствующих интеграции. Интеграционная парадигма управления подразумевает рациональное сочетание адаптационных и программно-целевых механизмов развития, обеспечивающих в целом эффект синергии. Интеграция направлена на объединение потенциала целенаправленного внешнего воздействия на объект управления и потенциала инициативного ресурса самоуправления, самоорганизации самого объекта. Идея самоуправления раскрепощает предпринимательский потенциал, при этом эффективная реализация этого потенциала возможна на основе осознания не только прав, но и обязанностей, их интегрированного восприятия (как единого целого), так как обязанности являются следствием прав.
С точки зрения интегрированного восприятия прав и обязанностей особую значимость приобретает принцип субсидиарности, который рассматривается нами двояко. Во-первых, он подразумевает солидарную ответственность участников жилищных отношений в процессе формирования благоприятных условий для реализации гражданами права на жилье. Иными словами, если жилищная проблема не решается, то в этом есть доля ответственности и государственных органов, не справляющихся со своими социальными функциями, и населения, избравшего руководителей такого государства, и бизнеса, который не обеспечивает необходимое количество и качество жилищных благ. Во-вторых, принцип субсидиарности наиболее точно отражает местный характер проблем развития жилищной сферы и означает, что проблемы должны решаться там, где они возникают, а «наверх» передаются только те полномочия, которые невозможно или неэффективно осуществлять «внизу».
Не менее важным среди специфических принципов системы управления РДЖ является принцип социального партнерства, обуславливающий необходимость формирования такой системы взаимоотношений органов власти, производителей и потребителей жилищных благ, которая бы обеспечивала выявление, согласование и реализацию их интересов в процессе разработки и претворения в жизнь стратегии развития жилищной сферы. Этот принцип полностью согласуется с задачами становления и развития местного самоуправления в России.
К специфическим принципам относится принцип обеспечения необходимого разнообразия жилищных благ и форм удовлетворения жилищных потребностей, основанный на учете особенностей образа жизни различных социальных групп населения, т.е. система управления РДЖ должна обеспечивать не унификацию жилищных потребностей, а возможности для их развития.
Не менее значим и принцип упреждающего управления, обеспечивающий заблаговременную готовность системы управления РДЖ к выполнению очередного цикла управления, предполагающую согласованное и целенаправленное функционирование всех элементов системы управления. Принцип упреждения должен основываться на прогнозировании (в ходе управления) поведения системы исходя из информации о ее текущем и прошлых состояниях, что позволит системе управления РДЖ реагировать не только на уже свершившиеся факты, но и на те, которые имеют тенденцию к осуществлению в будущем.
К общим принципам, известным в теории и практике управления, но обоснованным с учетом специфики жилищной сферы и особенностей рынка доступного жилья как объекта управления, мы относим принципы научности, целенаправленности, системности, комплексности, адаптивности, оптимальности, эффективности, синергии, сопряженности и непрерывности, устойчивости и надежности, экологической безопасности, прозрачности и демократичности, оптимизации числа степеней свободы, эстетического и экономического соответствия.
Принцип научности требует предварительной разработки, четких расчетов и обоснования проектов функционирования и развития жилищной сферы, основанных на современных научных достижениях и учете изменения объективных законов экономического развития. Особое внимание при этом должно уделяться влиянию проектов на качество жизни. В целом система управления РДЖ должна быть прогрессивной и соответствовать передовым зарубежным и отечественным аналогам.
Принцип целенаправленности функционирования и развития РДЖ, иначе говоря, принцип обусловленности функций управления РДЖ целями ее развития предусматривает определение тактических и стратегических целей системы и путей их достижения, разработку целенаправленных управленческих воздействий на систему. При этом взаимодействия различных звеньев системы должны быть согласованы с целями управления и синхронизированы во времени.
Принцип системности предполагает рассмотрение всех элементов, входящих в систему управления РДЖ, во взаимосвязи и взаимодействии друг с другом, организацию управления РДЖ как единым, целостным социально-экономическим образованием.
Принцип комплексности означает необходимость учета всех воздействующих на систему факторов, и внешних, и внутренних: экономических, социальных, технических, экологических.
Принцип адаптивности предусматривает возможность адекватного реагирования системы на изменение целей ее развития, вызванное существенными изменениями окружающей среды, и ее настройку на работу в новых условиях.
Принцип оптимальности предполагает разработку различных вариантов управления РДЖ и выбор наиболее рационального из них, соответствующего текущим экономическим условиям и социальным требованиям.
Принцип эффективности означает такую организацию управления РДЖ, которая обеспечит минимизацию затрат и максимизацию результатов, и экономических, и социальных.
Принцип синергии обеспечивает увеличение общего эффекта от функционирования системы управления РДЖ до величины большей, чем простая сумма эффектов, действующих независимо элементов этой системы.
Принцип сопряженности и непрерывности требует соблюдения технологических циклов, отсутствия перерывов и простоев в работе системы, сокращения времени документооборота за счет использования технических средств в управлении и т.п.
Принцип устойчивости и надежности функционирования системы управления РДЖ и всех составляющих ее элементов предусматривает, в случае отклонения системы от заданной цели, применение специальных регуляторов, возвращающих систему на целенаправленный, эффективный путь развития. К таким рычагам можно отнести государственное и муниципальное регулирование (с учетом общественного мнения) по вопросам собственности, технической и тарифной политики, иным аспектам управления.
Принцип экологической безопасности означает соответствие целей функционирования и развития рынка доступного жилья современным экологическим требованиям.
Принцип прозрачности и демократичности управления — это обеспечение гласности и открытости процедуры управления, привлечение общественности к контролю за результатами функционирования всех элементов системы управления РДЖ, учет интересов и позиции населения при разработке и реализации различных проектов, обусловленные высокой социальной значимостью данной отрасли экономики.
Принцип оптимизации числа степеней свободы в принятии управленческих решений означает недопущение, с одной стороны, ущемления прав хозяйствующих субъектов, с другой стороны, бесконтрольности и анархии. При этом должно обеспечиваться иерархическое взаимодействие различных уровней управления, предусматривающее полноценный обмен информацией.
Принцип эстетического и экономического соответствия означает, что вновь строящееся жилье должно соответствовать архитектурному облику и стратегическим целям развития городской среды, учитывая при этом финансовые возможности насе-
ления и городского бюджета. Для соблюдения этого принципа необходима экспертиза проектов жилищного строительства, направленная на создание комфортных и надежных жилищ, органически вплетающихся в окружающую природную среду, экологически безопасных и в то же время экономичных с точки зрения их эксплуатации.
Рынку доступного жилья как сложной социально-экономической системе имманентно многообразие входящих в ее состав элементов: субъектов собственности, пользователей, взаимоотношений, самих жилищных благ, наконец. Это требует новых подходов к построению управленческих структур, основанных на системе принципов и методов организационного проектирования, отвечающих целям развития рынка доступного жилья. Широко распространенный ранее и применяемый до настоящего времени нормативный подход не предусматривает необходимого в новых условиях разнообразия, отличается гипертрофированным использованием типовых решений и блокировкой творческого потенциала управленцев. В динамично меняющихся условиях рыночных отношений содержание и состав функций управления не являются чем-то застывшим, нормируемым заранее и на много лет вперед, они так же, как и внешняя среда, динамичны. В этих условиях особую значимость приобретают цели и взаимосвязи различных элементов управления. Отсюда следует необходимость соблюдения принципа необходимого разнообразия организационных форм управления. Суть этого принципа вытекает из того, что обеспечить эффективное управление объектом, которому присуще разнообразие, может только система управления, которая сама обладает достаточным разнообразием. При этом число разнообразных форм управления не должно быть бесконечным, здесь следует руководствоваться необходимостью и достаточностью, т.е. число разнообразных элементов должно ограничиваться и по максимуму, и по минимуму
Организационное проектирование должно осуществляться на основе системного подхода, что отмечают многие авторы [1, 4—6]. Такой подход означает учет каждой управленческой задачи, которая влияет на полноту достижения целей, выявление и взаимоувязка соответствующих этим задачам функций, прав и обязанностей субъектов управления, координация деятельности всех элементов системы в связи с решением общих текущих задач и межфункциональных программ, обеспечение вертикальной и горизонтальной интеграции посредством оптимального для данных условий и данного времени соотношения централизации и децентрализации управления. Таким образом, важнейшим принципом организационного проектирования механизма является принцип системности.
Предлагаемая парадигма управления на основе интеграционного подхода предусматривает переход от узкой специализации к интеграции в содержании и характере самой управленческой деятельности, в стиле управления. Узкая специализация требует больших усилий по координации и регулированию, в результате чего растет число уровней управления, а отдельный работник не ощущает причастности к достижению общей цели. Поэтому необходимо соблюдение принципа целеобусловленной интеграции управленческой деятельности. Если для специализации типичен авторитарный стиль руководства, то для интеграции характерен координационный, демократический стиль управления. Руководитель в этом случае должен не приказывать своим подчиненным, а направлять их усилия, помогать раскрытию их творческого потенциала, формировать вокруг себя группу единомышленников. Взаимоотношения должны строиться на принципах взаимного доверия и взаимной ответственности. Принцип це-леобусловленной интеграции мы относим к важнейшим принципам организационного строительства. Он обеспечивает целостность и взаимосвязь различных элементов системы управления, является необходимым условием устойчивого функционирования системы и предпосылкой целенаправленной кооперированной деятельности.
Принятие обоснованных управленческих решений напрямую зависит от того, какой объем информации поступает и как она используется. Принцип информационной обеспеченности — важнейший принцип организации управления. В связи с этим необходимо внедрение и использование новых информационных технологий в управлении.
Ключевым принципом эффективной организации управления должно стать предвидение, основанное на упреждающей диагностике проблем, которые могут привести к отклонению системы от предписанного режима функционирования. Необходимыми условиями для использования принципа предвидения являются простота и ясность целей, возможность их оценки, достижимость целей, наличие необходимых взаимосвязей между элементами системы и их интеграция, привлечение работников к процессу управления через их непосредственную причастность к достижению целей. Важность предвидения отмечает Б.З. Мильнер, который утверждает, что если раньше важнейшим качеством руководителя была решительность, то теперь наиболее ценным качеством становится предвидение [1].
Парадигма управления, основанного на интеграции, создает предпосылки для
возникновения в структуре управления РДЖ организационных форм, отвечающих из-
ло _ 2 представ-
Модель взаимообусловленности организационных г
ле принципов и форм, образующих структуру управления образую-
щ] РДЖ
Рис. 2. Модель взаимообусловленности организационных принципов и форм, образующих структуру управления РДЖ
Библиографический список
1. Мильнер Б.З. Теория организаций. М. : Инфра-М, 1999.
2. КноррингВ.И. Искусство управления. М. : БЕК, 1997.
3. ФайольА. Общее и промышленное управление : пер. с фр. М., 1992.
4. Бондаренко Н.И. Долгосрочный прогноз и управление многоуровневыми социально-экономическими системами. Новгород : НГУ, 2000.
5. Черняк Ю.И. Системный анализ в управлении экономикой. М. : Экономика, 1975.
6. Щедровицкий Г.П. Принципы и общая схема методологической организации системно-структурных исследований и разработок // Системные исследования. Методологические проблемы : ежегодник. М., 1981.
7. Бир С. Кибернетика и управление производством. М. : Физматгиз, 1963.
8. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента : пер. с англ. М. : Дело,
1992.
9. Валдайцев С.В. Оценка бизнеса и инноваций. СПб. : ФИЛИНЪ, 1997. Поступила в редакцию в марте 2012 г.
Об авторе: Розова Светлана Викторовна — старший преподаватель кафедры экономики и управления производством, ФГБОУ ВПО «Тверской государственный технический университет» (ТвГТУ), 170023, г. Тверь, ул. М. Конева, д. 12, tgtu-eup@rambler.ru, аспирантка кафедры экономики и управления в строительстве, ФГБОУ ВПО «Московский государственный строительный университет» (МГСУ), 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26.
Для цитирования: Розова С.В. Принципы формирования механизма системы управления рынком доступного жилья // Вестник МГСУ. 2012. № 4. С. 214—219.
S.V. Rozova
PRINCIPLES OF FORMATION OF THE MECHANISM UNDERLYING THE SYSTEM OF MANAGEMENT OF THE MARKET OF AFFORDABLE HOUSING
The author analyzes the principles of management, including coherency, integration, scientific nature, democratic centralism, and others, that are also applicable to the system of management of the market of affordable housing. New principles, first disclosed in this paper, include the principles of integration, social partnership, subsidiarity, essential diversity of housing, and preemptive management. The list of specific principles includes, namely, the principle of essential diversity of housing, whereby the types of housing needs are based on the lifestyle of various social groups; therefore, the management system is to be based on diversified housing needs and methods of their satisfaction.
The principle of preemptive management means pre-scheduled preparation of the management system to the next cycle of management challenges, against the background of a consistent and purposeful network of elements of the management system. The principle of pre-emption should be based on prediction of behavior-related patterns based on the information about the current and the past market conditions that allow the management system to respond not only to a fait accompli, but also to anything to be implemented in the future. The principle of environmental security means the operation of the market in accordance with to the present-day environmental standards.
The principle of transparency and democratic control is to ensure the transparency and openness of management procedures, public involvement in the monitoring of results of the operation of all control elements of the market, consideration of interests and attitudes of the population in development and implementation of various projects, given the high social importance of this sector of economy.
The principle of aesthetic and economic compliance means that any new housing under construction must comply with the architectural concept and strategic goals of the urban environment, although it must take account of the financial capacity of the population and the city budget. Compliance with this principle requires the audit of housing projects aimed at development of a comfortable and safe housing environment to be organically incorporated into the natural environment, to be environmentally friendly though economical in terms of its operation. The key principle of effective management should be based on projections. This principle may only be implemented if the following conditions are met: simplicity and clarity of purposes, assessability of results, achievability of goals, availability of interconnections between the system elements and their integration, involvement of workers into the management process through their direct involvement in the achievement of goals.
The target audience of the article represents any readers interested in the problem of combined forms and methods of management of the market of affordable housing, students and lecturers.
Key words: principles, forms of management, affordable housing market, object of control.
References
1. Mil'ner B.Z. Teoriya organizatsiy [Theory of Organizations]. Moscow, Infra-M Publ., 1999.
2. Knorring V.I. Iskusstvo upravleniya [Art of Management]. Moscow, Bek Publ., 1997.
3. Fayol' A. Obshchee ipromyshlennoe upravlenie [General and Industrial Management]. Moscow, 1992.
4. Bondarenko N.I. Dolgosrochnyy prognoz i upravlenie mnogourovnevymi sotsial'no-ekonomicheskimi sistemami [Long-term Projections and Management of Multi-level Social and Economic Systems]. Novgorod, NGU [Novgorod State University], 2000.
5. Chernyak Yu.I. Sistemnyy analiz v upravlenii ekonomikoy [Systemic Analysis in Economic Management]. Moscow, Ekonomika Publ., 1975.
6. Shchedrovitskiy G.P. Printsipy i obshchaya skhema metodologicheskoy organizatsii sistemno-strukturnykh issledovaniy i razrabotok [Principles and General Outline of Methodological Organization of Systemic and Structural Research and Development]. Sistemnye issledovaniya. Metodologicheskie prob-lemy. Ezhegodnik. [System Studies. Methodological Problems. Yearbook]. Moscow, 1981.
7. Bir S. Kibernetika i upravlenie proizvodstvom [Cybernetics and Production Management]. Moscow, Fizmatgiz Publ., 1963.
8. Meskon M.H., Albert M., Hedouri F. Osnovy menedzhmenta [Basics of Management]. Moscow, Delo Publ., 1992.
9. Valdaytsev S.V. Otsenka biznesa i innovatsiy [Assessment of Business and Innovations]. St. Petersburg, Filin Publ., 1997.
About the author: Rozova Svetlana Viktorovna — senior lecturer, Department of Economics and Production Management, Tver State Technical University (TvGTU), 12 Koneva St., Tver, 170023, Russian Federation; postgraduate student, Department of Economics and Management in the Construction Industry, Moscow State University of Civil Engineering (MSUCE), 26 Yaroslavskoe shosse, Moscow, 129337, Russian Federation; tgtu-eup@rambler.ru.
For citation: Rozova S.V. Printsipy formirovaniya mekhanizma sistemy upravleniya rynkom dostupnogo zhil'ya [Principles of Formation of The Mechanism Underlying the System of Management of the Market of Affordable Housing]. Vestnik MGSU [Proceedings of Moscow State University of Civil Engineering]. 2012, no. 4, pp. 214—219.