Научная статья на тему 'Систематизация принципов стратегического управления предприятиями'

Систематизация принципов стратегического управления предприятиями Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4121
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПРИНЦИПЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мамбетова Ф. М.

В статье рассмотрены некоторые подходы к систематизации принципов стратегического управления предприятиями

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мамбетова Ф. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Систематизация принципов стратегического управления предприятиями»

МАМБЕТОВА Ф.М.

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ

Мамбетова Ф.М., Кабардино-Балкарский научно-исследовательский институт сельского хозяйства РАСХН, кандидат экономических наук, экономист, 360022, Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ул. Мечникова, 130 "А"

В статье рассмотрены некоторые подходы к систематизации принципов стратегического управления предприятиями

Ключевые слова: стратегическое управление, принципы Коды классификатора JEL: L 22, L 52

Важнейшими составляющими элементами стратегического управления хозяйствующими субъектами являются первоосновы или принципы его организации, учет которых представляется целесообразным при определении направлений его развития.

Принцип - основное, исходное положение теории, правило деятельности организации в какой-либо сфере или правило поведения личности. ГО Число принципов управления как показало изучение трудов ведущих ученых, может быть неограни-¡5 ченно. Всякое правило, всякое административное средство, повышающее эффективность стратегического О управления занимает свое место в системе принципов.

^Г Чем точнее и обоснованнее выбраны принципы управления экономикой, тем выше вероятность дости-

П

а

г

жения положительных результатов ее развития. Поэтому формулирование системы принципов управления является важнейшим условием эффективности стратегического управления. Различные стороны человеческой деятельности в зависимости от их особенностей основываются на специфических, свойственных

ГО только им принципах функционирования [1].

^ Поскольку стратегическое управление является сравнительно многосложной экономической катего-

I- рией, то оно также должно основываться на сообразных ему принципах организации. Изучение различных

00 взглядов, отраженных в экономической литературе, показывает на их разнообразие. Например, А.Н. Люк-

О шинов называет такие принципы управления, излагая их в следующей последовательности [2]:

СУ 1. Единство направления. У предприятия, действующего в динамичных условиях внешней среды, долж-

<0 ны быть единые цели, интересы и принципы управления.

о 2. Научность. Применение достижений системного и ситуационного подходов, науки о человеческом

ф поведении к управлению и формированию предприятия способствует достижению его целей.

^ 3. Выделение доминанты развития. Необходимы определение перспективы, которая открывается пе-

о. ред предприятием с точки зрения роста прибыли, стабильности и технологии, и выделение на этой

и основе стратегических зон хозяйствования и стратегических хозяйственных центров.

4. Стратегическая зона хозяйствования (СЗХ) - отдельный сегмент окружения, на который предпри-

о ятие имеет (или хочет получить) выход.

0 5. Стратегический хозяйственный центр (СХЦ) - внутриорганизационная единица, отвечающая за вы-

1 работку стратегических позиций предприятия в одной или нескольких зонах хозяйствования.

6. Экономическая эффективность. При разработке и реализации стратегии предприятия необходимо учи-

££ тывать имеющиеся ресурсы и обеспечить превышение результатов над затратами в плановом периоде.

5 7. Подчинение личных интересов общим. Интересы одного работника или группы работников не

> должны превалировать над интересами предприятия.

о 8. Правильная пропорция между централизацией и децентрализацией. Соответствующая степень цен-

о трализации может варьировать в зависимости от конкретных условий. Поэтому возникает проблема

9 определения правильной пропорции между централизацией и децентрализацией, которая обеспе-

о чить реализацию целей предприятия, оптимальное использование существующего потенциала и

£2 восприимчивость к требованиям внешней среды.

о 9. Мотивации персонала. Для реализации намеченных планов управляющим необходимо организовать

^ их выполнение, т.е. управлять подчиненными, побуждая их к действиям. Правильная мотивация работников повышает их целеустремленность и эффективность работы всего коллектива, обеспечива-

о ет удовлетворение от ее выполнения.

ЕЕ 10. Разделение труда. Цель разделения труда - выполнение работы, большей по объему и лучшей по

Ч качеству при тех же усилиях. Это достигается путем сокращения числа целей, на которые должны

¡3 быть направлены внимание и усилия.

® 11. Текущие программы и бюджеты ориентируют оперативные подразделения организации в их пов-

| седневной работе на обеспечение текущей рентабельности, тогда как стратегические программы и

о бюджеты закладывают основы будущей рентабельности.

о 12. Корпоративная культура. Это единая система ценностей, норм и правил деятельности, которыми

О должны руководствоваться все работники предприятия.

2Z7

Таким образом, в этом случае выделены 12 принципов. Анализ содержательной части каждого из них позволяет иметь такую точку зрения, что не все из перечисленных понятий можно отнести к принципам. Так, четвертый, пятый, одиннадцатый и двенадцатый скорее можно считать особенностями и условиями организации производственно-экономической деятельности.

B.C. Петрухин среди принципов стратегического управления выделяет следующие [4]:

1. Принцип единства политического и хозяйственного руководства - сочетание политической, идеологической, психологической и хозяйственной работы.

2. Принцип демократического централизма - использование централизованного государственного руководства и инициативы на местах.

3. Принцип производственной специализации и территориального построения хозяйственных органов - максимальное приближение органов управления к производству.

4. Принцип единоначалия - это сочетание единоначалия с активным участием коллектива и общественным контролем за деятельностью администрации.

5. Принцип материальной заинтересованности, когда работники и коллективы организаций заинтересовываются в развитии производства материально и морально в соответствии с законом распределения по труду.

К сожалению, критически оценивая приведенные первоосновы управления, B.C. Петрухин не приводит концентрированного укрупненного состава принципов.

Б.А. Райзберг и Р.А. Фатхутдинов принципами стратегического управления считают [5]:

1. Принцип воспроизводства системы жизнеобеспечения.

2. Принцип правовой регламентации управления.

П

3. Принцип социальной ориентации экономики.

4. Принцип научной обоснованности системы управления. ^

5. Системный подход к управлению. щ

6. Принцип ориентации экономики на инновационный путь развития.

7. Принцип сохранения собственных сырьевых ресурсов. ^

8. Принцип ранжирования объектов управления по их важности. И

9. Принцип единства теории и практики управления. Ш

10. Принцип сохранения и развития конкурентных преимуществ объекта управления. ]>

11. Принцип специализации, универсализации и централизации управления. °

12. Принцип организованности управленческих процессов. щ

13. Принцип рационального сочетания форм управления. □

14. Принцип сопоставимости вариантов управленческих решений при их выборе. О Однако, несмотря на авторитетность и широкое и общественное признание ученых, вряд ли можно ис- .

пользовать перечисленные принципы при формировании стратегического управления, так как многие из ^

них являются условиями эффективного управления, например, сопоставимость вариантов управленческих £

решений при их выборе и другие. ^

Изучение труда, подготовленного В.И. Кноррингом, свидетельствует о том, что им определено 12 первооснов управления: принцип объективности и универсальности; принцип правовой защищенности управлен- $

ческого решения; принцип оптимизации и управления; принцип делегирования полномочий; принцип соот- х

ветствия; принцип автоматического замещения отсутствующего; принцип первого руководителя; принцип ^

одноразового ввода информации; принцип новых задач; принцип повышения квалификации и др. о

Этот ряд принципов также имеет отдельные недостатки в части их дублирования. Так, например, принцип делегирования полномочий и принцип автоматического замещения отсутствующего мог бы быть $ объединен в один, поскольку делегирование прав позволяет осуществлять в нужном случае и замещение. о Некоторые авторы, соглашаясь с А. Файолем, выдвигают свой свод принципов, ссылаясь на то, что хотя о по прошествии большого периода времени они претерпели некоторое изменение, но в целом они верны. ^ По их мнению, любое правило может стать принципом, т. е. изменением условий изменяются и принципы ^ управления. ¡5 В этом своде рассматриваются следующие принципы: разделение труда; власть; дисциплина; единство о распорядительства (командования); единство руководства; подчинение частных интересов обществен- о ным; вознаграждение; централизация; иерархия; порядок; справедливость; постоянство состава и персо- о нала; инициатива; единение персонала [3, 4]. о Эти и другие системы принципов управления, предложенные и обоснованные учеными в различные оь периоды времени, являются важной теоретической основной выбора и систематизации первооснов при Ц формировании стратегического управления [2, 5]. Е Проведенный анализ взглядов и точек зрения позволил сделать собственные выводы по данному воп- ф росу исследования. В рамках этого предложены следующие принципы:

Законодательно-правовое регулирование должно основываться на полном соблюдении международ- §

ных и государственных нормативных актов, регламентирующих различные процессы по всех сферах эко- ф

номики, снижение субъективизма в управлении. Е

Непрерывность разработки стратегии управления, охватывающий по следующие периоды и исклю- о

чающий прошедший этап развития. При этом срок, на который разрабатывается стратегия управления, §

должен оставаться одинаковым. ^

Принцип целенаправленность стратегии управления, предусматривающий реализацию главной цели -развитие предприятия.

В управлении проблема цели является центральной, она определяет и регулирует действия и является основным законом, сложным алгоритмом поведения, подчиняющим себе все стороны управляющего воздействия. Функционирование любой системы, включая и человеческую деятельность, будет эффективной, если в причинно-следственную связь между элементами ее структуры будет включена в качестве важнейшего звена обоснованная, соответствующая условиям и возможностям, четко сформулированная цель.

Обновляемостъ стратегии с целью решения новых задач на каждый временной период и адаптивность ее к требованиям рыночной среды, использование современных, социально ориентированных форм и методов управления.

Социальная направленность стратегического управления, предусматривающая социальную защищенность, обеспеченность и эффективное использование знаний и опыта персонала фирмы. Конечной целью функционирования и развития экономики должно быть повышение благосостояния населения и качества жизни, гармоничное развитие личности, раскрытие человеческих возможностей.

Системность стратегического управления предусматривает использование системного подхода, который предполагает рассмотрение любого экономического объекта как системы, совокупности взаимосвязанных элементов, имеющей связь с внешней средой. Этот подход дает возможность учесть все необходимые взаимосвязи и взаимодействия в системах управления, позволяет при постановке целей всесторонне взвешивать факторы и направлять механизмы управления на достижение глобальных приоритетных целей.

Оптимальность управления, предполагающая экономное расходование всех ресурсов, принятие быс-П трых эффективных управленческих решений, упорядоченность взаимоотношений, исключение дублиро-Л) вания функций, конфликтных ситуаций и противоречий. Оптимизация управления позволяет совершенс-0 твовать структуру управляемого объекта и повышает его функциональные возможности, обеспечивает

-р устранение внутрисистемных негативных процессов, улучшает функционирование и результативность управляемой системы.

^ Принцип делегирования полномочий и равномерного их распределения состоит в передаче руководи-

Й телем части возложенных на него полномочий, прав и ответственности своим компетентным сотрудникам.

Ш Главная практическая ценность принципа состоит в том, что руководитель освобождает свое время от ме-

2 нее сложных повседневных дел, рутинных операций и может сконцентрировать свои усилия на решении

° задач более сложного управленческого уровня. Это обеспечивает соблюдение нормы управляемости, по-

□ вышение квалификации сотрудников, способствует мотивации их труда, проявлению инициативы и само-

□ стоятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^ Соответствие уровня знаний и сложности выполняемых работ позволяет устанавливать сбалансиро-

ф ванность знаний, навыков, умений, возможностей и интересов работников.

0 Выполняемая работа должна соответствовать интеллектуальным и физическим возможностям испол-ф нителя. Принцип соответствия необходимо применять каждому руководителю при подборе и расстановке ё управленческих кадров и, в первую очередь, при оценке своих собственных возможностей, своего соот-о. ветствия выполняемой работе. Четко применять принцип соответствия рекомендовал еще великий древка негреческий философ Сократ. Он учил, что главная задача и основное свидетельство искусства любого

1 общественного деятеля - умение дать человеку работу по его способностям и добиться выполнения пору-о ченного задания.

0 Принцип «переподготовки и постоянное обновление знаний» - определять соответствие работника

1 занимаемой должности является одной из самых сложных творческих задач. Необходим опыт и умение со отделить профессиональные деловые качества от внешней формы. Если человеку с хорошим образованием ем поручить выполнять рутинную канцелярскую работу, то значительная часть его знаний пропадет без о пользы, а сам сотрудник будет стараться сменить место работы ради более интересной должности. Поэтому

важно вовремя поддержать робкого, помочь ему или умерить непомерные амбиции излишне самоуверено ного [5].

о Обязательность переподготовки и постоянного обновления знаний персонала, обеспечивающая реали-

о зацию стратегических задач с минимальными потерями. Характерной чертой любого общества, стремяще-

о гося к процветанию, является повышенное внимание к системе образования -от начального до повышения

о квалификации дипломированных специалистов. Этот принцип управления настоятельно требует обяза-

0 тельного повышения квалификации всех сотрудников, занятых на предприятиях, независимо от занима-^ емой должности. Рыночная экономика современной России предъявляет серьезные требования к повы-

1 шению квалификации руководителей предприятий. В первую очередь это относится к тем, кто принимает ^ стратегические управленческие решения, кто несет ответственность за развитие предприятия, за постою янное обновление продукции и реализацию новых технологических и организационных решений. Однако

многочисленные исследования показывают, что после окончания вуза ежегодно теряется в среднем около

^ 20% знаний, научнотехнический прогресс обрекает большинство специалистов на отставание по основ-

си ным направлениям своих профессиональных знаний. Поэтому рекомендуется повышать свои знания спе-

| циалистам всех уровней иерархии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.