Научная статья на тему 'Систематизация принципов стратегического управления предприятиями'

Систематизация принципов стратегического управления предприятиями Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
372
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мажигова Л. М., Мисаков В. С., Гоова Р. Х.

Важнейшими составляющими элементами стратегического управления хозяйствующими субъектами являются первоосновы или принципы его организации, учет которых представляется целесообразным при определении направлений его развития. Принцип основное, исходное положение теории, правило деятельности организации в какой-либо сфере или правило поведения личности. Число принципов управления как показало изучение трудов ведущих ученых, может быть неограниченно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Систематизация принципов стратегического управления предприятиями»

rn

необходимо сохранить целостность системы, поскольку иначе адаптация конкретной экономической системы теряет смысл. Тогда условно ситуации, в которых приходится действовать хозяйствующему субъекту, можно разделить на положительные, нейтральные, негативные. Поэтому формирование механизмов адаптационного управления возможно только при наличии экономического потенциала, соответствующего уровню негативного воздействия на него, что должно учитываться при разработке стратегических планов при решении экономических проблем устойчивого развития хозяйствующего субъекта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кныш М.И. Стратегическое планирование инвестиционной деятельности. СПб.: Изд. Дом «Бизнес-Пресса», 1998.

2. Филина В.Н. Транспортная стратегия России: основные принципы и приоритеты направления развития инфрастуктуры // Проблемы прогнозирования. 2005. № 2.

3. Чарыев Р.Р. О некоторых экономических особенностях транспорта и формировании госу-

_о дарственных целевых программ его развития // Транспорт: наука, техника, управление.

О 2006. № 12.

(□

J

а -

z

МАЖИГОВА Л.М., МИСАКОВ В.С., ГООВА Р.Х.

| СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО

I- УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ

N-

й Важнейшими составляющими элементами стратегического управления хозяйствующими субъектами являются первоосновы или принципы его организации, учет которых представляется целесообразным при определении направлений его развития. R Принцип - основное, исходное положение теории, правило деятельности организации в t= какой-либо сфере или правило поведения личности.

££ Число принципов управления как показало изучение трудов ведущих ученых, может ф

О

быть неограниченно. Всякое правило, всякое административное средство, повышающее эф-I фективность стратегического управления занимает свое место в системе принципов. о Чем точнее и обоснованнее выбраны принципы управления экономикой, тем выше ве-° роятность достижения положительных результатов её развития. Поэтому формулирование ф системы принципов управления является важнейшим условием эффективности стратегичес-^ кого управления. Различные стороны человеческой деятельности в зависимости от их осо-

^ бенностей основываются на специфических, свойственных только им принципах функцио-< нирования.

£ Поскольку стратегическое управление является сравнительно многосложной экономи-о ческой категорией, то оно также должно основываться на сообразных ему принципах орга-о низации. Изучение различных взглядов, отраженных в экономической литературе, показывает на их разнообразие. Например, А.Н. Люкшинов называет такие принципы управления, излагая их в следующей последовательности: о 1. Единство направления. У предприятия, действующего в динамичных условиях внешней среды, должны быть единые цели, интересы и принципы управления. £ 2. Научность. Применение достижений системного и ситуационного подходов, науки о ф человеческом поведении к управлению и формированию предприятия способствует

^ достижению его целей.

^ 3. Выделение доминанты развития. Необходимы определение перспективы, которая от-ю крывается перед предприятием с точки зрения роста прибыли, стабильности и техно-

| логии, и выделение на этой основе стратегических зон хозяйствования и стратегичес-

£ ких хозяйственных центров.

9 4. Стратегическая зона хозяйствования (СЗХ) - отдельный сегмент окружения, на кото-^ рый предприятие имеет (или хочет получить) выход.

5. Стратегический хозяйственный центр (СХЦ) - внутриорганизационная единица, отвечающая за выработку стратегических позиций предприятия в одной или нескольких зонах хозяйствования.

6. Экономическая эффективность. При разработке и реализации стратегии предприятия необходимо учитывать имеющиеся ресурсы и обеспечить превышение результатов над затратами в плановом периоде.

7. Подчинение личных интересов общим. Интересы одного работника или группы работников не должны превалировать над интересами предприятия.

8. Правильная пропорция между централизацией и децентрализацией. Соответствующая степень централизации может варьировать в зависимости от конкретных условий. Поэтому возникает проблема определения правильной пропорции между централизацией и децентрализацией, которая обеспечить реализацию целей предприятия, оптимальное использование существующего потенциала и восприимчивость к требованиям внешней среды. ^

9. Мотивации персонала. Для реализации намеченных планов управляющим необхо- .о димо организовать их выполнение, т.е. управлять подчиненными, побуждая их к о

действиям. Правильная мотивация работников повышает их целеустремленность и -р эффективность работы всего коллектива, обеспечивает удовлетворение от ее выполнения. ?

10. Разделение труда. Цель разделения труда - выполнение работы, большей по объему ^ и лучшей по качеству при тех же усилиях. Это достигается путем сокращения числа Ш целей, на которые должны быть направлены внимание и усилия. ^

11. Текущие программы и бюджеты ориентируют оперативные подразделения организа- I-

ции в их повседневной работе на обеспечение текущей рентабельности, тогда как стра тегические программы и бюджеты закладывают основы будущей рентабельности. □ 12. Корпоративная культура. Это единая система ценностей, норм и правил деятельности,

которыми должны руководствоваться все работники предприятия. Таким образом, в этом случае выделены 12 принципов. Анализ содержательной части каждого из них позволяет иметь такую точку зрения, что не все из перечисленных понятий о можно отнести к принципам. Так, четвертый, пятый, одиннадцатый и двенадцатый скорее | можно считать особенностями и условиями организации производственно-экономической о

N □

Ш

О

деятельности. ш B.C. Петрухин среди принципов стратегического управления выделяет следующие: 1. ^ Принцип единства политического и хозяйственного руководства - сочетание политической, q идеологической, психологической и хозяйственной работы. 2. Принцип демократического о централизма - использование централизованного государственного руководства и инициати- ^ вы на местах. 3. Принцип производственной специализации и территориального построения i хозяйственных органов - максимальное приближение органов управления к производству. а 4. Принцип единоначалия - это сочетание единоначалия с активным участием коллектива и с общественным контролем за деятельностью администрации. 5. Принцип материальной заин- о тересованности, когда работники и коллективы организаций заинтересовываются в развитии ^ производства материально и морально в соответствии с законом распределения по труду. о К сожалению, критически оценивая приведенные первоосновы управления, B.C. Перву- о хин не приводит концентрированного укрупненного состава принципов. £ Б.А. Райзберг и Р.А. Фатхутдинов принципами стратегического управления считают: 1. о Принцип воспроизводства системы жизнеобеспечения. 2. Принцип правовой регламентации ^ управления. 3. Принцип социальной ориентации экономики. 4. Принцип научной обосно- | ванности системы управления. 5. Системный подход к управлению. 6. Принцип ориентации ^ экономики на инновационный путь развития. 7. Принцип сохранения собственных сырьевых ресурсов. 8. Принцип ранжирования объектов управления по их важности. 9. Принцип § единства теории и практики управления. 10. Принцип сохранения и развития конкурентных ф преимуществ объекта управления. 11. Принцип специализации, универсализации и центра- | лизации управления. 12. Принцип организованности управленческих процессов. 13. При- о нцип рационального сочетания форм управления. 14. Принцип сопоставимости вариантов 9 управленческих решений при их выборе. ^

Однако, несмотря на авторитетность и широкое и общественное признание ученых, вряд ли можно использовать перечисленные принципы при формировании стратегического управления, так как многие из них являются условиями эффективного управления, например, сопоставимость вариантов управленческих решений при их выборе и другие.

Изучение труда, подготовленного В.И. Кноррингом, свидетельствует о том, что им определено 12 первооснов управления: принцип объективности и универсальности; принцип правовой защищенности управленческого решения; принцип оптимизации и управления; принцип делегирования полномочий; принцип соответствия; принцип автоматического замещения отсутствующего; принцип первого руководителя; принцип одноразового ввода информации; принцип новых задач; принцип повышения квалификации и др.

Этот ряд принципов также имеет отдельные недостатки в части их дублирования. Так, например, принцип делегирования полномочий и принцип автоматического замещения отсутствующего мог бы быть объединен в один, поскольку делегирование прав позволяет осу-^ ществлять в нужном случае и замещение.

л Некоторые авторы, соглашаясь с А. Файолем, выдвигают свой свод принципов, ссылаясь о на то, что хотя по прошествии большого периода времени они претерпели некоторое измену нение, но в целом они верны. По их мнению, любое правило может стать принципом, т.е.

изменением условий изменяются и принципы управления. ? В этом своде рассматриваются следующие принципы: разделение труда; власть; дисцип-^ лина; единство распорядительства (командования); единство руководства; подчинение час-Ш тных интересов общественным; вознаграждение; централизация; иерархия; порядок; спра-| ведливость; постоянство состава и персонала; инициатива; единение персонала. I- Эти и другие системы принципов управления, предложенные и обоснованные учеными ^ в различные периоды времени, являются важной теоретической основной выбора и система-□ тизации первооснов при формировании стратегического управления. ^ Проведенный анализ взглядов и точек зрения позволил сделать собственные выводы по данному вопросу исследования. В рамках этого предложены следующие принципы:

Законодательно-правовое регулирование должно основываться на полном соблюдении о международных и государственных нормативных актов, регламентирующих различные про-| цессы по всех сферах экономики, снижение субъективизма в управлении.

0 Непрерывность разработки стратегии управления, охватывающий по следующие периост ды и исключающий прошедший этап развития. При этом срок, на который разрабатывается

1 стратегия управления, должен оставаться одинаковым.

о Принцип целенаправленность стратегии управления, предусматривающий реализацию о главной цели - развитие предприятия.

^ В управлении проблема цели является центральной, она определяет и регулирует действия и является основным законом, сложным алгоритмом поведения, подчиняющим себе все £1 стороны управляющего воздействия. Функционирование любой системы, включая и челове-< ческую деятельность, будет эффективной, если в причинно-следственную связь между эле-о ментами ее структуры будет включена в качестве важнейшего звена обоснованная, соответс-ф твующая условиям и возможностям, четко сформулированная цель.

о Обновляемостъ стратегии с целью решения новых задач на каждый временной период о и адаптивность ее к требованиям рыночной среды, использование современных, социально ¡2 ориентированных форм и методов управления.

0 Социальная направленность стратегического управления, предусматривающая социаль-^ ную защищенность, обеспеченность и эффективное использование знаний и опыта персонала | фирмы. Конечной целью функционирования и развития экономики должно быть повышение ^ благосостояния населения и качества жизни, гармоничное развитие личности, раскрытие человеческих возможностей.

1 Системность стратегического управления предусматривает использование системного ф подхода, который предполагает рассмотрение любого экономического объекта как системы, | совокупности взаимосвязанных элементов, имеющей связь с внешней средой. Этот подход о дает возможность учесть все необходимые взаимосвязи и взаимодействия в системах управ-9 ления, позволяет при постановке целей всесторонне взвешивать факторы и направлять меха-^ низмы управления на достижение глобальных приоритетных целей.

Оптимальность управления, предполагающая экономное расходование всех ресурсов, принятие быстрых эффективных управленческих решений, упорядоченность взаимоотношений, исключение дублирования функций, конфликтных ситуаций и противоречий. Оптимизация управления позволяет совершенствовать структуру управляемого объекта и повышает его функциональные возможности, обеспечивает устранение внутрисистемных негативных процессов, улучшает функционирование и результативность управляемой системы.

Принцип делегирования полномочий и равномерного их распределения состоит в передаче руководителем части возложенных на него полномочий, прав и ответственности своим компетентным сотрудникам. Главная практическая ценность принципа состоит в том, что руководитель освобождает свое время от менее сложных повседневных дел, рутинных операций и может сконцентрировать свои усилия на решении задач более сложного управленческого уровня. Это обеспечивает соблюдение нормы управляемости, повышение квалификации сотрудников, способствует мотивации их труда, проявлению инициативы и самостоятельности.

Соответствие уровня знаний и сложности выполняемых работ позволяет устанавливать сбалансированность знаний, навыков, умений, возможностей и интересов работников.

Выполняемая работа должна соответствовать интеллектуальным и физическим возможностям исполнителя. Принцип соответствия необходимо применять каждому руководителю при подборе и расстановке управленческих кадров и, в первую очередь, при оценке своих собственных возможностей, своего соответствия выполняемой работе. Четко применять принцип соответствия рекомендовал еще великий древнегреческий философ Сократ. Он учил, что главная задача и основное свидетельство искусства любого общественного деятеля - умение дать человеку работу по его способностям и добиться выполнения порученного задания.

Принцип «переподготовки и постоянное обновление знаний» - определять соответствие работника занимаемой должности является одной из самых сложных творческих задач. Необходим опыт и умение отделить профессиональные деловые качества от внешней формы. Если человеку с хорошим образованием поручить выполнять рутинную канцелярскую работу, то значительная часть его знаний пропадет без пользы, а сам сотрудник будет стараться сменить место работы ради более интересной должности. Поэтому важно вовремя поддержать робкого, помочь ему или умерить непомерные амбиции излишне самоуверенного.

о

I—

ш

I— ^

о а ф

со ^

>

0

1 I Ф со

I—

О

а о

£ о

0

1_

0

1_

о

V

о

со О

I—

О

о

IX

Рис. 1. Научные принципы эффективного стратегического управления.

Обязательность переподготовки и постоянного обновления знаний персонала, обеспечивающая реализацию стратегических задач с минимальными потерями. Характерной чертой любого общества, стремящегося к процветанию, является повышенное внимание к системе образования - от начального до повышения квалификации дипломированных специалистов. Этот принцип управления настоятельно требует обязательного повышения квалификации всех сотрудников, занятых на предприятиях, независимо от занимаемой должности. Рыночная экономика современной России предъявляет серьезные требования к повышению квалификации руководителей предприятий. В первую очередь это относится к тем, кто при-

о

т

о

V

СО

нимает стратегические управленческие решения, кто несет ответственность за развитие предприятия, за постоянное обновление продукции и реализацию новых технологических и организационных решений. Однако многочисленные исследования показывают, что после окончания вуза ежегодно теряется в среднем около 20% знаний, научно-технический прогресс обрекает большинство специалистов на отставание по основным направлениям своих профессиональных знаний. Поэтому рекомендуется повышать свои знания специалистам всех уровней иерархии.

Возможны и другие более дифференцированные первоосновы стратегического управления, однако перечисленные и приведенные во взаимосвязи на рис. 1 очевидно являются общими для предприятий, фирм, кампаний, различных видов и организационно-правовых форм.

Ш МАКСИМОВ Р.С.

Л

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗЕРНОВОГО РЫНКА

ь о

X РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИ ВСТУПЛЕНИИ В ВТО

Ш

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рыночные преобразования в аграрной сфере экономики негативно отразились на развитии зернового производства и рынка зерна, что проявилось в значительном сокращении ^ посевных площадей, снижении урожайности и валового сбора зерновых культур, ухудше-Ь нии качества, снижении показателей экономической эффективности производства зерна, |\ стихийности формирования зернового рынка и резких колебаниях цен на зерно и хлебо-□ продукты.

[■ц Проблемы российского агропромышленного производства и низкая конкурентоспо-^ собность продукции отечественных производителей зерна обусловлены действием многих факторов экономического развития. Во-первых, в области государственного регулирования 2 очевидна неспособность государства осуществлять финансовую поддержку сельскохозяйственных производителей: их потребности систематически недофинансировались или под-££ вергались секвестированию. Если в России на 1 га сельскохозяйственных угодий приходится & 1 долл. дотаций, то в Канаде (сопоставимой с Россией по климатическим условиям) соответс-I твующий показатель в 100 раз выше.

о Во-вторых, серьезным препятствием для повышения конкурентоспособности зерна явля-° ется диспаритет цен на промышленные товары и сельскохозяйственную продукцию. ф В-третьих, существенное негативное влияние оказывают степень обеспеченности качес-£ твенными факторами производства и слабое взаимодействие сельскохозяйственного произ-^ водства с отраслями промышленности и сферы услуг. Улучшение технической оснащенности < АПК и развитие инфраструктуры в сельском хозяйстве являются основой повышения конку-£ рентоспособности зерна.

о В-четвертых, влияние внешнеторгового режима России на процесс ее присоединения к о ВТО. Прежде всего, это касается сложной процедуры оценки импортных товаров, а также «ре-§ гионализации некоторых мер [экономической] политики, таких как бюджетная поддержка, £ налогообложение и региональный контроль товаропотоков сельскохозяйственной продук-о ции, что в целом может вступать в конфликт с федеральной политикой, и в связи с чем членов ^ ВТО беспокоит, будет ли политика на уровне регионов соответствовать торговым соглашени-£ ям, [достигнутым] в ходе переговоров с федеральным правительством» [3]. ф Внешнеэкономическая либерализация способна преодолеть указанные негативные факторы в области конкурентоспособности. Выбор адекватных методов и инструментов госу-^ дарственного регулирования зернового рынка обусловлен подготовкой к процессу присоли единения к Всемирной торговой организации. Развитие переговорного процесса затруднено | в силу причин, вызванных отсутствием в России стратегии развития рынка сельскохозяйс-£ твенной продукции. Параллельно с процессом присоединения к ВТО происходит интеграция

9 нашей страны со странами СНГ, в перспективе позволяющая наладить кооперационные прост)

изводственные взаимосвязи в сельском хозяйстве на качественно новом уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.