Научная статья на тему 'Социологическое исследование форм и методов социального управления и социального регулирования'

Социологическое исследование форм и методов социального управления и социального регулирования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2459
249
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Коммуникология
ВАК
Ключевые слова
МЕХАНИЗМ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ / THE MECHANISM OF SOCIAL MANAGEMENT / МЕТОД СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ / METHOD OF SOCIAL CONTROL / ФОРМА СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ / FORM OF SOCIAL CONTROL / СОЦИАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / SOCIAL CONTROL / СОЦИЕТАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ / SOCIETAL SYSTEMS / МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Рушков Руслан Александрович

Механизм социального управления кроме совокупности закономерностей и принципов включает применяемые на их основе формы и методы социального управления. При широком рассмотрении природа форм и методов социального управления определяется их связью с людьми и задачами социального управления. Их посредством устанавливается алгоритм решения социальных целей и задач. Воздействие субъекта на объект управления осуществляется в конкретных условиях развития общества и жизнедеятельности объекта. Формы и методы этого воздействия выступают как конкретные средства социального управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A SOCIOLOGICAL STUDYOF THE FORMS AND METHODS OF SOCIAL CONTROL AND SOCIAL REGULATION

Mechanism of social control in addition to set of laws and principles also includes based on them forms and methods of social control. With broad consideration of the nature of the forms and methods of social management their use is determined by their relationship with people and the tasks of social control, algorithms for solving social goals and objectives. The influence of the subject of management on its objects is carried out in the particular conditions of society and the life of the object.

Текст научной работы на тему «Социологическое исследование форм и методов социального управления и социального регулирования»

■ ■ ■ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМ И МЕТОДОВ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Автор: РУШКОВ Р.А.

РУШКОВ Руслан Александрович - аспирант Института государственной службы и управления РАНХиГС.

Адрес: 115477, г. Москва, ул. Кантемировская, дом 29 кв. 100. Аннотация:

Механизм социального управления кроме совокупности закономерностей и принципов включает применяемые на их основе формы и методы социального управления. При широком рассмотрении природа форм и методов социального управления определяется их связью с людьми и задачами социального управления. Их посредством устанавливается алгоритм решения социальных целей и задач.

Воздействие субъекта на объект управления осуществляется в конкретных условиях развития общества и жизнедеятельности объекта. Формы и методы этого воздействия выступают как конкретные средства социального управления.

Ключевые слова:

Механизм социального управления., метод социального управления, форма социального управления, социальное регулирование, социетальные системы, методы социального управления.

Метод социального управления — способ или совокупность приемов, операций и процедур подготовки и принятия, организации контроля выполнения управленческих решений. Или иначе, метод управления можно представить в виде последовательности действий людей в процессе решения какой-либо управленческой проблемы (алгоритма управления), а форму управления — в виде структуры отношений, связей между людьми при совершении управленческих действий (рамок управленческих отношений). Любой метод функционирует в рамках определенной формы управленческой деятельности людей.

Форма социального управления является способом существования и выражения его содержания. Или иначе форма социального управления выступает как способ организации взаимодействия субъекта и объекта, отношений между людьми включенными в общий управленческий процесс. Разновидностью такой формы является социальное регулирование.

В обобщенном виде регулирование представляет собой систему мероприятий, обеспечивающих постоянство работы управляемой системы или ее величины или их изменение по требуемому закону. Профес-

сор Российской академии государственной службы при Президенте РФ В.В. Корченов пишет: «К сожалению, теоретико-методологические проблемы социального регулирования в последние годы в отечественной и зарубежной литературе практически не исследуются. Ни в одном из социологических словарей, монографий и учебников не рассматривается понятие «социальное регулирование». Из публикаций последних лет лишь в работе профессора Ф.И. Шаркова «Основы региональной социальной политики» отмечается, что для «незначительных корректировок в развитии социальное сферы применяется социальное регулирование, затрагивающее лишь отдельные компоненты социальной сферы или отдельные, не основные сферы жизнедеятельности, или же небольшое количество людей. Социальное регулирование является одним из составляющих элементов социального управления. По отношению к социальной сфере социальное регулирование применяется для корректировки последующего воздействия не нее, исходя из информации о реакции на осуществленное управляющее воздействие» [4].

В последующем в кратком словаре-справочнике «социальное государство профессор Ф.И. Шарков дал следующее определение понятия «социальное регулирование»: «Под социальным регулированием понимается организация и осуществление целенаправленных корректирующих воздействий на объект управления для достижения целей социального управления. Это воздействие осуществляется в определенной предметной сфере»...«Направление, сила, содержание действия, представляющего собой регулирование, определяются с учетом поставленных задач на основе новой информации об объекте управления, полученной через обратную связь» [3].

Эффективность форм и методов социального управления можно повысить за счет оказания своевременного управленческого регулирующего воздействия на объект с целью приведения его в желательное для управленца состояние. Саму же эффективность можно определить на основе проведенных социологических исследований. При этом необходимо определить, насколько обеспечен оптимальный состав и содержание приемов, операций и процедур в ходе управленческой деятельности. Кроме того, нужно выявить реально действующий порядок взаимодействия людей, которые максимально удовлетворяют интересы сторон управленческих отношений и соответствуют цели и задачам социального управления.

С помощью социологических методов определяется также эффективность социально-управленческих решений, профессиональная и организационно-управленческая обоснованность принимаемых решений (или принятых и реализованных ранее) и максимальный учет интересов субъекта (ов) и объекта (ов) управления, а также общественных интересов. Углубление демократической природы социального управления, осуществляемого на федеральном уровне (уровне всего обще-

ства), требует применения соответствующих форм и методов социального управления.

В ходе подготовки социологических исследований форм и методов социального управления необходимо провести их классификацию. В соответствии с этапами управленческого процесса можно выделить циклы подготовки, принятия решения, организации и контроля выполнения управленческих решений, в зависимости от характера управленческого воздействия — по влиянию на сознание, волю и интересы людей. Формы и методы управленческого воздействия можно разделить на прямые и косвенные, а по масштабу применения — на общие (методы тестов, интервью и др.) и специальные (организации и оплаты труда и т.д.). Общие формы и методы должны уточняться применительно к специфическим характеристикам области применения, а специальные формы строятся в зависимости от особенностей деятельности людей, на которых они направлены, и используют содержание, отдельные элементы той или иной сферы деятельности. В каждом конкретном случае характер воздействия форм и методов должен отвечать целям и задачам, этапу и характеру управленческого процесса. В процессе управленческой деятельности используется соответствующая комбинация форм и методов, обеспечивающая комплексность воздействия.

Формы и методы, применяемые в процессе социального управления должны соответствовать содержанию каждого из этапов. При исследовании управленческого процесса на каком-либо из этапов (например, этапах предварительного анализа, подготовки решений, их выполнения) применяются один социологический метод или сочетание нескольких. Например, при изучении этапа выработки управленческого решения, независимо от содержания целей и задач, важно обратить внимание на проведение глубокого и всестороннего анализа существующих проблем, поиск различных путей их разработки. С профессиональной социологической точки зрения, подготовка решения требует глубоких специальных знаний, выявление и согласование интересов различных социальных групп и личностей, всестороннего охвата проблем, определение оптимальных способов их решения.

1) На этапе предварительного анализа для сбора информации о состоянии субъектов управленческих отношений применяются широко описанные в литературе классические социологические методы опроса (анкетирование, интервью, фокус-группа), наблюдения, экспертных оценок (метод Дельфи), анализа документов, содержание которых нет необходимости раскрывать подробно в данной главе книги. Остановимся лишь на особенностях их применения в социальном управлении и наименее разработанных разновидностях указанных методов.

Опрос в социальном управлении. Поскольку социология управления изучает социальные аспекты управленческого процесса и органы управления как социальные системы в изучении этих проблем наибо-

лее часто используется метод опроса. Опрос как письменный (анкетирование), так и устный (интервью) проводится в анонимной форме, т.е. не фиксируется имя респондента. Анонимность позволяет увеличить достоверность получаемой информации об объекте управления. Опросы, проводимые с целью получения информации об объекте управления и об управленческом процессе в целом, проводятся обычно при личном контакте с респондентом. Они могут производиться в формализованном виде с помощью предлагаемой респонденту анкеты. Помощь исследователя может оказываться лишь по процедуре заполнения и в правильном понимании содержания вопросов. Опрос с целью исследования и разработки системы учета интересов, мнений, предложений людей и особенностей ситуации чаще всего проводится в виде неформализованного интервью, позволяющего собрать дополнительную информацию по проблемам, выясняемым в ходе самого опроса.

При опросе сравнительно небольшой адресной аудитории можно использовать метод почтовой рассылки по адресам респондентов. Наибольшую сложность представляет проблема возвращения анкет, что резко смещает структуру выборочной совокупности от требуемой. Для увеличения возвращаемости анкет в конверт вкладывают различные мелкие сувениры (календари, лотерейные билеты и пр.).

Для получения предварительных оперативных данных о состоянии объекта социального управления используется телефонный опрос - разновидность опроса, осуществляемого с помощью телефонной связи. Наибольшая сложность применения данного метода сбора данных заключается в возможностях обеспечения репрезентативности выборки. Выборочная совокупность формируется лишь из числа представителей общественности имеющей стационарный телефонный номер. Обобщая данные, очень важно сопоставить значимые для данного исследования параметры генеральной совокупности с соответствующими параметрами выборочной совокупности. Чаще всего эти параметры при телефонном опросе не будут совпадать, т.к. в условиях дефицита телефонных номеров и средств у населения, телефонными номерами оказывается оснащенной наиболее состоятельная и влиятельная часть населения.

Опрос путем списочного припоминания (англ. roster recall) — интервью, осуществляемое в ходе поквартирного обхода, в процессе которого интервьюер использует список программ, которые демонстрировались накануне по телевидению или радио. Опрашиваемый отвечает на вопросы об этих программах и предоставляет определенные демографические сведения.

Для постановки и реализации целей социального управления процессами более высокого порядка осуществляется сбор информации от более или менее широких слоев населения проводится опрос общественного мнения. Изучение конъюнктуры рынка и рекламы, вопросов образования и культуры, мнений избирателей и др. попадают под опросы об-

щественного мнения. Первый опрос избирателей проводился редакциями газет в Америке накануне президентских выборов 1824 г В России публиковались отдельные анкеты в периодических и зданиях в 1885 г (Д. М. Шаховский), 1887 г (А. С. Пругавин), 1889 г (Н. А. Рубакин). Сегодня О.о.м. широко и постоянно применяются в большинстве стран мира, особенно в период выборных кампаний. Мощным средством формирования и одновременно изучения общественного мнения являются СМИ. Для установления более определенной корреляции между этими показателями нужны экспериментальные проверки как теоретических положений, так и эмпирических наблюдений, но при этом необходимо учитывать роль такой социологической доминанты, как социальная ситуация. В этих условиях особенно возрастает ответственность СМК, которые в своем арсенале имеют самые разнообразные коммуникативные средства, способные воздействовать на массовую аудиторию в положительном и негативном планах.

Для изучения такого важного компонента управленческой деятельности в социологии управления как внутригрупповое регулирование и социальная самоорганизация используется метод фокус-групп. Фокус-группа (англ. focus-group) - избранная по определенным признакам аудитория для изучения реакции на ту или иную информацию (управленческие действия, передачи, вопросы). Метод сбора информации с помощью специально подобранной аудитории — количественно-качественный метод сбора информации. Впервые методика был применена Р. Мертоном и П. Лазарсфель-дом для анализа одного из самых влиятельных СМИ того периода (ноябрь 1941 года) — оценке эффективности работы радио. В США возник термин «фокусированное интервью». Основные методики впервые были разработаны с целью выяснения действенности военной пропаганды союзников в годы Второй мировой войны. В 1943 году Мертон применял этот метод для анализа эффективности фильмов по обучению в армии. Однако, по его мнению, «во многих фокус-групповых исследованиях, набирающих все большую популярность в маркетинговых исследованиях, количественные и качественные традиции не соединяются». Р. Мертон фокус-группу определял как собранных в одно место людей для совместного разбора ситуации, в которой каждый из участников побывал. Впоследствии он стал базовым методом качественного исследования.

Метод сегодня стал широко применяться в маркетинговых исследованиях. В связях с общественностью и в рекламе используется для выявления симпатий/антипатий к телевизионным передачам, определения популярности каналов, передач, ведущих, для апробирования рекламных материалов (сюжетов), при проведении политических выборных кампаний. Данная методика используется и в социально-психологических исследованиях. Сегодня он преимущественно применяется для сбора качественной информации, получаемой от определенного количества малых групп, сформированных по определенным правилам.

В определенных случаях метод позволяет превращать качественную информацию в количественные показатели. Для массовых опросов метод применяется реже. В одних случаях массовую информацию можно собрать с помощью формирования большого количества фокус-групп, дающих в количественном выражению большой массив данных. Однако метод фокус-группы вызывает целый ряд вопросов по той причине, что с одной стороны он связан с традицией неформализованных разновидностей опроса, а другой - массовых опросов. Более эффективно применение сравнительно небольшого числа фокус-групп и для сбора информации, которая может стать массовой путем ее распространения через СМИ. Респонденты в процессе интеракции могут также формировать собственные результаты, оценивающие массовые явления. Или иначе, этим методом можно оценивать также и массовые явления и получать массовую информацию.

Фокус-группы заняли свое место среди других групповых методов, сохраняя при этом свои отличия от них. В отличие от номинальных методов в них используется принцип групповой динамики, т. е. участники фокус- групп взаимодействуют между собой как в реальной ситуации и это влияет на формирование их выводов.

Фокус-группы имеют общие черты с глубинным интервью, однако они более масштабны и одновременно имеют дело не с одним человеком, а с небольшой группой людей (как правило, от 6 до 8). Глубинное интервью также использует динамику, однако наличие субординации между интервьюером и респондентом не позволяет в отличие от фокус-групп использовать саму динамику в качестве источника информации.

В процедуре проведения фокус-групп используются и элементы наблюдения, что придает этому методу некоторое сходство с этим методом. Скорее всего речь можно вести о схожести с лабораторным наблюдением, поскольку поведение участников в фокус-группах не полностью свободно.

Наблюдение - в широком смысле - способ познания мира. Наблюдение способ получения информации о внешнем мире. В социологических, маркетинговых исследованиях под наблюдением понимается метод сбора первичной информации посредством систематического непосредственного визуального и слухового восприятия и регистрации значимых с точки зрения целей и задач исследования социальных процессов, явлений, ситуаций, фактов, подвергающихся контролю и проверке. Непосредственное наблюдение дает более достоверные данные о действиях людей в определенных социальных ситуациях, дает возможность получать дополнительные сведения об объекте управления.

Контент-анализ - технология получения выводов путем анализа содержания текста. Позволяет выявить скрытое содержание коммуникации посредством количественного и качественного анализа текста (газеты, журналы и т.д.) и сопоставить его с результатами обычного логико-аналитического анализа (выход на скрытые мотивы коммуникаторов, со-

циальные характеристики коммуниканта, тенденции коммуникационного процесса). В социологических исследованиях форм и методов социального управления метод используется для анализа различных текстов газет, радио, телевидения, лекций, писем, протоколов собраний, постановлений органов управления, служебных документов, текстов неформализованного интервью. Неколичественный контент-анализ фиксирует лишь наличие или отсутствие конкретного элемента содержания, при этом количественные показатели не используются. Количественный же анализ ставит задачу получения количественный структуры содержания текста. Единицей анализа может быть: понятие (термин, знак), тема, характер, сообщение, суждение, ситуация, управленческое действие.

Метод анализа социальных сетей. В британской (Дж. Барнз, Э. Ботт, К. Митчел) и американской социальной антропологии при изучении управленческой ситуации и процессов коммуникации в различных социальных группах широкое распространение получил метод анализа социальных сетей. Анализ социальных сетей направлен на рассмотрение социальных взаимодействий и видов коммуникации, связей различной интенсивности и плотности. В соответствии с требованиями позитивистской методологии они изучают объективно наблюдаемых форм поведения, в качестве которых признаются процессы социальной коммуникации. Использование такого подхода в социологии в определенной мере было связано с традицией социометрии Морено, которая у сторонников анализа социальных сетей приобретает структуралистскую и бихевиористскую окраску в силу того, что в расчет не принимаются субъективно-психологические факторы, подчеркивается обусловленность человеческого поведения структурными образованиями, возникающими в ходе коммуникации.

Метод тестирования. Тест — это кратковременное стандартизированное испытание, направленное на получение за короткий срок наиболее существенной информации о признаках конкретного объекта. Для определения свойств социального объекта, по отношению к которому совершаются управленческие действия проводится групповое тестирование. Например, можно определить уровень сплоченности групп и коллективов, особенности психологического климата в коллективе, силы управленческого воздействия группы на ее членов и др. Особо активно используется тестирование в управлении персоналом.

На основе собранной информации производится социологический анализ на всех стадиях управленческого цикла: изучения социальной ситуации, выбора вариантов управленческих решений, планирования и программирования организационных мероприятий по реализации и контролю исполнения принятых решений. Он дает возможность обеспечивать необходимой информацией управленческие процессы всех уровней организации общества. Комплексный социологический анализ управленческой системы представляет собой всестороннее и це-

лостное изучение конкретной социальной ситуации или объекта, опирающееся на алгоритмизированные технологии, специально разработанные для решения циклически повторяющихся аналитических управленческих задач. Прикладные социологические исследования в сфере социального управления чаще всего преследуют цели поиска типового варианта анализа и решения проблем, связанных с регулированием социальных процессов, их диагностикой прогнозированием, планированием, изучением эффективности профессиональной деятельности.

2) На этапе подготовки управленческого решения выполнение указанных требований требует применения различных методов социологического и социально-психологического исследования. Одними из широко применяемых методов являются методы генерирования идей.

• Методы генерирования идей:

Брейнсторминг—метод мозговой атаки (мозгового штурма) дает возможность определять значимость основных факторов, проблем и сформулировать концепции их решения. Если в дельфийском методе участники разобщены территориально, а исследователь не направляет групповые процессы, а лишь обобщает их мнение, то в методе мозговой атаки в отличите от фокус-группы обращается внимание на выработку взаимоприемлемого решения в определенной проблемной ситуации. Это общий метод, применяемый в коллективной форме (участники собираются в одном месте). Модератор — организатор групповой работы — организует обсуждение проблем, предъявляя процедурные требования к участникам. Группа участников подбирается, исходя из требования обеспечения ее представительности какой-либо социальной системе (организации). Например, при выработке моделей управленческих решений, принимаемых на современных крупных высокотехнологичных производственных предприятиях, ее участниками должны быть менеджеры различного уровня из подобных предприятий, независимых друг от друга. Обеспечение состязательности при обсуждении — одно из главных требований к использованию метода мозговой атаки.

Организуя обсуждение, модератор информирует участников только о теме, не раскрывая полностью обсуждаемую проблему, для того, чтобы добиться спонтанного обсуждения проблемы. К участникам выдвигается требование - при каждом коротком выступлении высказывается только одна идея. Во время обсуждения модератор не допускает споров, критики и сравнительных оценок. Основное внимание он обращает не столько на качество идей, сколько на их количество. Участникам рекомендуется выдвигать в очень сжатом виде и чужие идеи, и самые фантастические, на первый взгляд, невыполнимые. На этапе разбора проведенного мозгового штурма критика и оценка идей (но не ее авторов) проводится по степени их удовлетворения поставленным требованиям, возможности и сроков их реализации в различных сферах жизнедеятельности.

Метод синектики начинается с формулировки проблемы, далее проводится дискуссия в группе синектики, включающей специалистов разных профессий. На следующем этапе необычное превращается в привычное, разбирается проблема, предлагаются наводящие вопросы. От брейнсторминга метод отличается использованием приемов психологической настройки, активным применением аналогий, совмещением разнородных элементов.

Метод ассоциаций - активно использует семантические аналогии и вторичные смысловые оттенки. Основными источниками генерирования идей служат ассоциации, метафоры и случайно выбранные понятия.

Метод записной книжки. В записную книжку заносится формулировка проблемы, которую нужно решить и все известные факты, имеющие прямое или косвенное отношение к решению. Затем начинается размышление, поиск путей решения проблемы, каждый раз идея вносится в записную книжку. Изо дня в день растет количество записанных вариантов, которые анализируются по истечению месяца и составляется список самых привлекательных идей и предложений.

Метод креативного вопросника. Подбирается группа определенных категорий работников, им задается система разнообразных вопросов, ответы на которые позволяют упорядочить проблемные ситуации, детализировать их и тем самым упростить их решение.

Метод дискуссии. В практике социального управления в процессе подготовки управленческих решений приходится привлекать достаточно большой круг специалистов и других людей, так или иначе включенных в управленческий процесс. Для повышения эффективности решений, устранения субъективизма требуется организовать столкновение мнений специалистов. Таким методом совместной выработки управленческих решений является дискуссия. Она может быть успешно применена в тех случаях, когда к ее началу сложилось много разнообразных подходов к решению возникшей проблемы.

Метод предполагает постановку конкретной проблемы, открытое публичное обсуждение путей ее решения и выбора наиболее эффективного из них. Участники в свободной форме излагают свою позицию, предлагают различные подходы, обсуждают их преимущества и недостатки. Руководитель дискуссии управляет процедурой ее проведения. Для широкого общественного обсуждения проблем они выносятся на суд публики через средства массовой информации, обсуждаются в коллективах. Специально созданная комиссия или конкретный орган государственной власти делает обобщение итогов общественного обсуждения, освещает через печатные и электронные средства массовой информации ход обсуждения и его итоги.

• Методы исследования социальной коммуникации. Для исследования коммуникаций, организуемых в управленческом процессе, использу-

ются как общенаучные, так и специальные методы исследования. Общенаучные методы (диалектический, функциональный, структурный, генетический, системный и т.д.) устанавливают общую схему и взаимосвязь основных элементов любой социальной коммуникации. При помощи специальных методов анализируются конкретные виды, определенные уровни, различные аспекты тех или иных форм и средств социальной коммуникации. Для установления взаимозависимости различных показателей используются корреляционный, факторный, генетический и другие виды анализа.

Метод анализа конкретных ситуаций - глубокое и детальное рассмотрение реальной или имитированной ситуации. Это метод применяется для обучения специалистов по управлению с целью выработки у них умения принимать решения с использованием параметров реальной, практической ситуации из сферы производства, бизнеса, человеческих отношений, требующих как стандартных (типовых), так и инновационных решений.

Метод анализа кейсов. Участникам предлагаются типовые случаи из практики или схематическое обозначение каких-либо обстоятельств, которые требуется лаконично описать.

Метод разыгрывания ролей (ролевыхигр). Участникам предлагается конкретная ситуация, распределяются роли (активные роли и арбитры) и разыгрываются в лабораторных условиях (в аудитории), делается разбор проигранных ролей.

Метод психологического видеотренинга. Участники разыгрывают ситуацию, ведется запись видеокамерой, затем просматриваются фрагменты с разбором поведения участников, заново проигрываются фрагменты с учетов замечаний и записываются на видеопленку, повторно просматриваются фрагменты и анализируются изменения в ролевом поведении участников.

Метод имитационных игр. Разновидность метода психологического тренинга, в которой имитируются некоторые правовые, хозяйственные, социально-психологические, административно-управленческие и другие механизмы, определяющие поведение людей и их взаимодействие с целью развития коммуникативных способностей обучаемых.

Метод деловых игр ставит задачу синтезирования признаков и основные характеристики методов анализа ситуаций и ролевых игр. П целевой направленности деловые игры подразделяются на: производственные, исследовательские, учебные, аттестационные, инновационные, организационно-деятельностные, рефлексивные, поисково-апробационные, дидактические. При проведении деловых игр комбинируются различные ее виды.

Метод деловой игры является комплексным методом, охватывающим все стадии подготовки и принятия управленческих решений. Он чаще всего применяется для разрешения сложных проблемных ситуаций. Органи-

зация в имитационной форме совместной деятельности по обсуждению и выработке решений представителями заинтересованных организаций и общественных формирований позволяет раскрыть реальные противоречия в данной проблемной ситуации, выявить их причины, создать условия для выработки оптимального управленческого решения. Для этого используется ряд организационных средств и принципов. В рассматриваемой деловой ситуации люди, занимающие конкретные ролевые позиции, в процессе групповой работы, приближенной к реальной модели функционирования какой либо управленческой системы, исполняют свои роли. Организаторы и специально выделенные эксперты по специальной методике фиксируют возникающие в имитационной модели противоречия, которые ложатся в основу выработки коллективного решения. Кроме того участники приобретают и закрепляют навыки в разрешении конкретных управленческих ситуаций. Таким образом, деловая игра как метод социального управления дает возможность в комплексе рассмотреть все этапы подготовки, принятия и реализации управленческих решений.

3) На этапе выработки системы управленческих действий, выполнения управленческих решений необходимо разделить уровни: по задачам и соответствующих им управленческим функциям; правам и обязанностям в рамках соответствующих субъектов социального управления; между органами управления различного ранга и статуса. При организации выполнения управленческих решений нужно описать порядок реализации всех управленческих задач, распределение функций, прав и обязанностей субъектов управления. Для разработки такой процедуры используются различные методы.

Метод голосования чаще всего применяется при обсуждении и принятии управленческих концепций. Предварительно до применения процедуры голосования определяются варианты концепций. Члены жюри (эксперты) по итогам голосования "за—против" разделяются на сторонников и противников предлагаемой для обсуждения концепции. Представители противоположных концепций поочередно приводят свои аргументы, которые фиксируются в специальной таблице. Каждому варианту присваиваются свои баллы. Итоги, в виде принятых вариантов могут дальше обсуждаться в созданных из числа членов жюри подгруппах. Этот метод применяется и для отбора и принятия крупных, значимых для всего общества решений.

Метод установления регламента относится к числу организационно-распорядительных методов управления. Он применяется в виде регламента выполнения управленческих решений и позволяет правильно распределить управленческие задачи между различными звеньями управления. В таком регламенте фиксируется кто, когда, в какой последовательности и в каких условиях решает управленческие задачи, и кто несет ответственность за их выполнение. Кроме того, регламент устанав-

ливает совокупность правил, определяющих структуру, функции и порядок деятельности субъектов управления. На основе регламента составляется структура аппарата управления.

Регламент может составляться и для решения конкретной управленческой задачи. Он включает в себя следующее содержание:

- организационная структура, состав органов управления;

- разграничение прав и обязанностей, полномочий различных органов управления;

- порядок взаимодействия и разрешения противоречий между органами управления;

- формы и методы управления, применяемые для решения различного типа проблем;

- процедуры принятия решений;

- порядок выбора или назначения руководителей всех уровней;

- порядок и формы отчетности руководителей всех рангов;

- меры ответственности руководителей и органов управления;

- система материальных и моральных стимулов и порядок их применения.

Регламентация управления позволяет осуществлять координацию при решении задач, интегрировать усилия всех заинтересованных субъектов управления, его форм и методов. Она является основой для формирования и развития управленческих отношений.

Организационно-распорядительный метод реализуется путем применения организационных форм и прямого централизованного воздействия на объект управления. Метод использует приказы, распоряжения, планы, инструкции, и т.д., а также организационные механизмы их реализации и контроля за исполнением. Административные формы и методы являются одной из разновидностей организационно-распорядительного метода. Они основаны на властных отношениях и мотивациях. Функционирование такой модели основано на подчинении закону, правопорядку, старшему должностному лицу. Организационно-распорядительный метод включает и социальные механизмы управления. Добровольное подчинение закону, правопорядку, исправное выполнение своих функций без вмешательств распорядителя несут в себе самоуправляемое начало, создают условия развитию социальных начал в управлении. Организационно-распорядительный метод функционально можно разделить на организационно-стабилизирующие, распорядительные, дисциплинарные.

Социально-нормативный метод в отличие от метода экономического стимулирования (не рассматриваемого в соответствии с предметом) основывается на способах достижения социальных целей через действие установившихся социальных норм и стандартов, повышение социальной зрелости общества и его структур. Стимулирование творческим подходом к деятельности, обоснованием сильной социальной за-

щищенности и чувства социальной сопричастности корпоративной культуре и др. также являются инструментами данного метода. Или иначе метод включает широкий спектр возможностей социального нормирования, социального регулирования, морального стимулирования и др. Методы социального нормирования упорядочивают социальные отношения между социальными группами, коллективами и отдельными работниками. Социально-политические методы предполагают привлечение работников к участию в социальном управлении.

Широко распространены такие конкретные виды социального нормирования как применение правил внутреннего распорядка, корпоративного этикета, форм морально-дисциплинарного воздействия. Социальное нормирование упорядочивают социальные отношения путем применения договоров, взаимных обязательств, систем отбора, распределения и удовлетворения социальных потребностей.

Социально-психологические методы управления прежде всего реализуются через действие мотиваций (внушение, убеждение, подражание, вовлечение, побуждение и др.).

4) На стадии включения механизма обратной связи, корректировки управленческих решений.

Метод разбора деловой корреспонденции (метод информационного лабиринта). Обучаемые получают папки с одинаковым набором документов, относящихся к деятельности конкретной организации. Слушатель разбирает корреспонденцию, адресует их соответствующему исполнителю, накладывает необходимые резолюции. Вторая часть задания заключается в определении из хаотического набора документов (писем, докладных записок, частных документов и пр. определить ситуацию на объекте, выявить ее слабые точки, сделать выводы и принять решение.

Метод анализа инцидентов. Разновидность анализа конкретных ситуаций, возникающих как следствие на управленческое воздействие (контрольного фактора) в котором осуществляется поиск информации самим участником анализа.

Для социологической оценки эффективности действия различных закономерностей и принципов социального управления применяются различные социологические методы и подходы. Эффективность социального управленческого решения определяется на основе оценки профессиональных и организационно-технических решений, позволивших достигнуть какого-либо результата при учете закономерностей и соблюдении принципов социального управления. При этом методы управленческого решения должны максимально охватывать и знания, и опыт, и умения людей, а также вовлекать всех заинтересованных субъектов в управленческий процесс.

Для социологической оценки управленческих решений могут применяться в различных ситуациях те или иные социологические мето-

ды сбора, анализа данных: опросы, наблюдение, экспертные оценки социальных объектов, диагностика, моделирование, проектирование методов и форм управленческих воздействий с последующим анализом проективных форм. Соблюдению принципов непрерывного и комплексного анализа соответствует социологический мониторинг, как действенный инструмент определения динамики социальных процессов. Соблюдение принципов целостности, единства, органической взаимосвязи при составлении показателей социологического мониторинга требует выделения главного системообразующего признака. Социологический мониторинг состояния объекта социального управления может проводиться с помощью любого из отмеченных методов при условии сохранения в периоде исследования одного и того же объекта и ее выборочной совокупности. Система показателей социологического мониторинга должна учитывать систему стандартных показателей, применяемых в государственной статистике, а также ведомственных информационных служб.

Объект управления довольно часто бывает представленным в виде сложной многоуровневой, открытой динамической социальной системы. Со временем ее компоненты находятся в изменившихся состояниях связей и отношений, качественных и количественных характеристик. Оцениваемые социологом социальные факты, раскрывающие закономерности и принципы социального управления обусловливаются в одних случаях социетальными (например, при рассмотрении социального управления на уровне общества в целом), а в других — местными, ситуативными фактами. Технологический алгоритм оценки эффективности использования закономерностей и принципов социального управления, проявляемых в процессе управления социетальными системами предполагает системное и последовательное изучение законов федерального и регионального уровней. При управлении сообществами местных уровней кроме этого необходим учет особенностей воздействия социальных норм и традиций на социальную ситуацию.

Все этапы управленческого цикла должны регулярно оцениваться с точки зрения эффективности их функционирования в данной конкретной ситуации. Для оценки эффективности использования принципов социального управления в практической деятельности на первом этапе необходимо собрать необходимую эмпирическую информацию, затем на ее основе формировать базовую социально-информационную модель управляемого объекта. Такое моделирование представляет собой вычленение наиболее существенных структурных элементов и функций объекта, вместе представляющих адекватный объекту прообраз, позволяющий рассматривать объект как совокупность взаимосвязанных компонентов, поддающихся измерению через систему параметров. В последующем эти параметры функционирования рассматрива-

ются с учетом отклонения от заданных нормативов или оценочных ориентиров. Этот этап социальной диагностики предполагает оценку причин, вызвавших отклонение.

Эффективность применяемых принципов должна определяться в динамическом (мониторинговом) режиме в целях выявления тенденций изменения состояния объекта с выработкой рекомендаций по повышению эффективности управляемого процесса за счет оптимизации механизма учета сложившихся закономерностей и адекватного интегрированного использования утвердившихся принципов социального управления. На этапе социального проектирования дается оценка эффективности вырабатываемых решений, направленных на оптимизацию функционирования объекта. Данный этап завершается созданием наиболее эффективной объемно-информационной модели (проекта) с учетом прогностических оценок.

При оценке эффективности функционирования системы управления сопоставляются и оцениваются нормативные, идеальные и реальные показатели, выраженные количественной мерой. Разница между ними является основой для оценок и определения необходимых корректирующих управляющих воздействий на объект с целью повышения эффективности использования всех задействованных в управленческий процесс ресурсов.

Одним из наиболее часто используемых социологических методов оценки эффективности различных управленческих процедур и использования соответствующих ресурсов (в данном параграфе рассматривается лишь эффективность применения принципов и учета закономерностей) является опрос экспертов. Хорошо отработанная технология экспертных опросов предполагает комплексное использование свободного или формализованного интервью, анкеты с открытыми или полузакрытыми вопросами, экспертный анализ документов, метод «фокус-групп» и т.п. Данные экспертного опроса анализируются и используются в целях оптимизации как управленческих процедур, так и максимального повышения эффективности воздействия всех значимых факторов на всю систему социального управления.

Список литературы

1. Демшар Ф. Средства массовой коммуникации как механизм транспарентности при реализации государственной политики // Коммуникология. 2016. Том 4. №1. С. 13-28.

2. КаптеревА.И., Гришина Т.В., ОсетровЕ.Т. Интегральные критерии эффективности управления профессионализацией // Труд и социальные отношения. 2015. Том XXVI. №2 (128). С.3-22.

3. Шарков Ф.И. Социальное регулирование//Социальное государство. Краткий словарь-справочник. М., АТиСО, 2002. С.229.

4. Шарков Ф.И. Основы региональной социальной политики. М., , 2000. С. 12.

5. Шарков Ф.И. Социология социальных коммуникаций в контексте развития научного направления «Коммуникология» // Коммуникология. 2014.Том 7. №5. С. 15-26.

■ ■ ■ A SOCIOLOGICAL STUDY OF THE FORMS AND METHODS OF SOCIAL CONTROL AND SOCIAL REGULATION

Author: R. A. RUSHKOV

RUSHKOV Ruslan Aleksandrovich, postgraduate student of the Institute of public administration and management, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA).Address: 29, Kantemirovskaya, Apt. 100. 115477, Moscow, Russia.

Abstract: Mechanism of social control in addition to set of laws and principles also includes based on them forms and methods of social control. With broad consideration of the nature of the forms and methods of social management their use is determined by their relationship with people and the tasks of social control, algorithms for solving social goals and objectives. The influence of the subject of management on its objects is carried out in the particular conditions of society and the life of the object.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: the mechanism of social management, method of social control, form of social control, social control, societal systems.

References

1. Demshar F. Sredstva massovoj kommunikatsii kak mekhanizm transparentnosti pri realizatsii gosudarstvennoj politiki // Kommunikologiya. 2016. Tom 4. №1. S. 13-28. [Demsar F. mass media as a mechanism of transparency in the implementation of public policies // Kommunikologiya. 2016. Volume 4. №1. P. 13-28].

2. KapterevА.I., Grishina T.V., OsetrovE.T. Integral'nye kriterii effektivnosti upravleniya professionalizatsiej // Trud i sotsial'nye otnosheniya. 2015. Tom XXVI.№2 (128). S.3-22. [Kapterev, A.I., Grishina T.V., Osetrov E.T. Integral performance criteria of management of professionalization// Trud i sotsialnye otnosheniya. 2015. V.XXVI. №2 P.3-22].

3. Sharkov F.I. Sotsialnoe regulirovanie // Sotsialnoe gosudarstvo. Kratkiy slovar-spravochnik. M., ATiSO, 2002. S.229. [Sharkov F.I. Social regulation // Social state. Brief dictionary-guide. Moscow, 2002. P. 229].

4. Sharkov F.I. Osnovy regionalnoy sotsialnoy politiki. M., ATISO, 2000. S.12. [Sharkov F.I. The foundations of regional social policy. Moscow, 2000. P. 12].

5. Sharkov F.I. Sotsiologiya sotsial'nykh kommunikatsij v kontekste razvitiya nauchnogo napravleniya "Kommunikologiya" // Kommunikologiya. 2014.Tom 7. №5. S. 15-26. [Sharkov F. I. Sociology of social communications in the context of the development of the research field "Communicology". // Kommunikologiya. 2014.Volume 7. No. 5. Pp. 15-26].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.