■ ■ ■ К истокам теории и практики социальной коммуникации в различных сферах современного общества1
Назарова Е.А.
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Аннотация. Социальная коммуникация сегодня является объектом пристального внимания множества специалистов в различных научных направлениях. Рассматриваемое в данной статье учебное пособие Аверина А.Н. содержит философский анализ социальной коммуникации, ее роль в проведении государственной социальной политики, противодействии коррупции, в сфере государственно-частного партнерства. Понимание сути и специфики социальной коммуникации помогает выстраиванию эффективных коммуникативных механизмов в решении множества проблем в различных сферах жизни современного общества.
Ключевые слова: социальная коммуникация, социальная коммуникация в местном самоуправлении, социальная коммуникация в управлении персоналом, социальная коммуникация в противодействии коррупции.
Для цитирования: Назарова Е.А. К истокам теории и практики социальной коммуникации в различных сферах современного общества. Рецензия на учебное пособие А. Н. Аверина «Социальная коммуникация». Коммуникология. Т. 5. № 2. С. 159-166 РО! 10.21453/2311-3065-2017-5-4-159-166
Сведения об авторе: Назарова Елена Александровна, доктор социологических наук, профессор кафедры общественных связей и медиаполитики отделения журналистики ИГСУ РАНХиГС. Е-таИ: [email protected]
Вышедшее в 2016 г. в издательстве «Проспект» учебное пособие известного ученого и педагога, доктора философских наук, профессора РАНХиГС при Президенте РФ А. Н. Аверина «Социальная коммуникация» заметно выделяется среди многих других учебных и научных публикаций. Во-первых, оно написано на высоком теоретическом уровне, ясным и доступным литературным языком на весьма актуальную тему, вокруг которой не утихают дискуссии в научно-экспертном сообществе, средствах массовой информации и коммуникации. Во-вторых, несомненным его достоинством является широкое использование современных федеральных законов, нормативных правовых актов и директивных документов, научной и учебной литературы, других информационно-аналитических материалов, что, на наш взгляд, способствует востребованности и практическому применению данного учебного пособия в обозримой перспективе.
1 Рецензия на учебное пособие Аверина А.Н. «Социальная коммуникация» / А. Н.Аверин. - Москва: Проспект, 2016.
Учебное пособие, объемом 128 страниц, состоит из введения, десяти глав. В первой главе дается развернутый философский анализ коммуникации. Следуя собственной логике рассмотрения социальной коммуникации как таковой, автор правомерно уделяет большое внимание теоретическим истокам этого явления. Исследуя коммуникацию прежде всего как философскую проблему, проф. А. Н. Аверин приходит к мысли, что содержание и сущность коммуникации наиболее полно раскрывается с помощью таких категорий, как «взаимодействие», «отражение» и «информация». Действительно, взаимодействие выступает основой отражения, в процессе которого появляется информация, передаваемая в коммуникации. Вместе с тем, при анализе коммуникации, - считает он, - можно использовать и другие философские категории, как бытие; материя; движение; пространство; время; сознание; знание; истина и т. д.
Разделяя точку зрения проф. Ф.И. Шаркова о трех интерпретациях понятия «коммуникация» - как средства связи любых объектов материального и духовного мира; общения, в процессе которого люди обмениваются информацией; передачи и массового обмена с целью воздействия на общество и его составные компоненты [Шарков: 66], автор склонен рассматривать коммуникацию в качестве всеобщего свойства бытия; его атрибута [Аверин: 6].
Во второй главе интересны суждения о месте социологии коммуникации и социологии массовых коммуникации в структуре социологического знания; вертикальной связи с общесоциологической теорией коммуникации; формирующейся науке коммуникологии, которая синтезирует в единое знание теорию коммуникации, теорию различных коммуникаций, науки и научные направления, изучающие различные коммуникации, теорию и практику коммуникативной деятельности в различных сферах общества с помощью различных средств и с различными субъектами [Шарков].
Тем самым, считает проф. А.Н. Аверин, существует тесная вертикальная связь между общесоциологической теорией, социологией коммуникации, социологией массовой коммуникации и конкретным эмпирическим социологическим исследованием, горизонтальная связь между социологией коммуникации, социологии массовой коммуникации и другими социологическими теориями. В то же время, замечает автор, остается открытым вопрос о том, существует ли социология коммуникации и социология массовой коммуникации в качестве взаимосвязанных, но относительно самостоятельных научных социологических дисциплин или они должны быть интегрированы в одну социологическую дисциплину. Нельзя не согласиться с его мнением о необходимости дальнейших научных исследований о связи социологии коммуникации и социологии массовых коммуникаций с коммуникологией [Аверин: 20].
Обращают на себя внимание третья, четвертая и пятая главы, в которых раскрываются особенности социальной коммуникации в проведении государственной социальной политики, осуществлении местного самоуправления, в противодействии коррупции в государственных и муниципальных органах управления. Проф. А. Н. Аверин логично представляет государственную социальную
политику как деятельность государства по установлению, сохранению и изменению социального положения, удовлетворения социальных потребностей, согласованию интересов, предоставлению социальных прав, гарантий и услуг, перераспределению ресурсов для достижения и поддержания благополучия, повышению уровня и качества жизни, решению социальных проблем [Аверин: 22].
Проведение такой политики предусматривает социальную коммуникацию между ее субъектами и объектами, где объектами выступают люди, объединенные в социальные общности, группы, слои, а субъектами - органы законодательной и исполнительной власти федерального и регионального уровня. В свою очередь, такая коммуникация субъектов и объектов государственной политики предполагает информационную открытость, передачу информации от субъекта к объекту [Аверин: 23] и наоборот - получение информации от ее объектов федеральными и региональными органами государственной власти.
Несомненно, прав автор, отмечая, что социальная коммуникация имеет большое значение в формировании и реализации государственной социальной политики, как для ее субъектов, так и объектов. В качестве основной базы правового обеспечения социальной коммуникации при реализации государственной социальной политики служат федеральные законы, которые определяют принципы информационного взаимодействия, полномочия органов государственной власти, права и обязанности субъектов социальной политики в области социальной коммуникации [Аверин: 43].
Свои особенности имеет практика осуществления социальной коммуникации в системе местного самоуправления, где в качестве субъектов участвуют люди, замещающие муниципальные должности, и муниципальные служащие. Действующее федеральное законодательство в качестве основного принципа муниципальной службы определяет доступность информации о деятельности муниципальных служащих, на которых распространяется право получения в установленном порядке информации и материалов для исполнения должностных обязанностей [Аверин: 51].
Еще одна из особенностей социальной коммуникации в местном самоуправлении состоит в том, что государственные и муниципальные служащие трудятся в сфере повышенной коррупциогенности, поскольку зачастую не исключает возможности злоупотребления служебным положением, полномочиями. Весомый вклад в правовое обеспечение социальной коммуникации в противодействии коррупции, автор учебного пособия проф. А. Н. Аверин связывает вполне естественно с реализацией действующего федерального законодательства, в котором одним из основных принципов определено комплексное использование различного вида мер, среди которых выделяется обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных и региональных органов власти, органов местного самоуправления, также обеспечение независимости средств массовой информации.
Особенно большое значение в области противодействия коррупции, считает автор рецензируемого учебного пособия, придается социальной коммуникации
как передаче и получении информации о доходах и расходах людей, замещающих или занимающих должности, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами, непредставление, которой является основанием для освобождением чиновника от занимаемой должности. В свою очередь государственный и муниципальный служащий обязан уведомлять компетентные органы обо всех случаях обращения к нему в целях склонения его коррупции к совершению коррупционных правонарушений, что гарантирует ему защиту со стороны государства [Аверин: 58].
Конкретным примером правового обеспечения социальной коммуникации являются положения действующего федерального законодательства о запрете отдельным категориям должностных лиц открывать и иметь счета (вклады), денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами РФ, и обязанностей их указывать сведения о принадлежащем им и членам их семей имущества за пределами страны. Думается, что проф. А. Н. Аверин правомерно отводит значительное внимание профилактике коррупции, подробному комментарию положения национальной стратегии противодействия коррупции, принятой в апреле 2010 г., функциям в сфере социальной коммуникации, выполняемых Управлением Президента РФ по вопросам противодействия коррупции [Аверин: 62-64], роли средств массовой информации в объективном освещении положения дел в области противодействия коррупции, подключению к этим вопросам официальных сайтов федеральных государственных органов и иных организаций, созданных на основании федеральных законов.
Проблематика касающаяся специфики социальной коммуникации в системе государственно-частного и муниципально-частного партнерства (соответственно ГЧП и МЧП), а также социального партнерства в сфере труда - одна из важнейших для современной России и прямо вытекает из предыдущих глав данного учебного пособия, освещающих практику задействования социальной коммуникации в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в проведении социальной политики, развитии местного самоуправления и противодействии коррупции.
Действительно, в последнее время разработке политики модернизации органами власти федерального и регионального уровня, а также местного самоуправления уделяется особое значение. Это объясняется изменением ключевых подходов на основе ресурсов проектного метода. В рецензируемом учебном пособии одним из таких ключевых ресурсов рассматриваются ГЧП и МЧП, которые предполагается сформировать между органами власти регионов и местного самоуправления и собственниками предприятия, расположенных на их территории.
По мнению экспертов, сложившаяся ныне институциональная среда осуществления ГЧП представляет собой достаточно новый уровень взаимодействия государства и частного бизнеса [Крекотнев: 169-170], и его освещение в учебном пособии для студентов бакалавров, специалистов, магистров, изучающих проблемы социальной коммуникации: свидетельствует о глубокой разработанности этой темы проф. А. Н. Авериным. Приведенные им конкретные показатели уровня
развития ГЧП в разрезе регионов России, квалифицированный анализ участия в коммуникационных процессах Центра развития государственно-частного партнерства, Минэкономразвития РФ и Торгово-промышленной палаты РФ (с.71-74), являются подтверждением сказанному выше. При этом, как следует из материалов этой главы социальная коммуникация на самом деле реально выполняет важную роль при разработке предложения о заключении соглашения и реализации проекта ГЧП и МЧП.
Еще одним из наиболее сложных направлений развития политики модернизации автор учебного пособия «Социальная коммуникация» проф. А. Н. Аверин обоснованно считает решение проблемы занятости населения, пересекающейся с проблемой трудовой миграции на региональном и местном уровнях, налаживание эффективной социальной коммуникации в системе социального партнерства в сфере труда. Социальная коммуникация в данном случае осуществляется между сторонами социального партнерства, в качестве которых выступают работники и работодатели в лице уполномоченных представителей. Автор подробно разбирает задачи и права постоянно действующей Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, методике заключения трехстороннего соглашения, отдельно останавливаясь на характеристике существующих форм социального партнерства [Аверин: 77-79].
Восьмая, девятая и десятая главы посвящены проблемам социальной коммуникации в целом ряде важных сфер современного общества. Вряд ли кто из экспертов усомнится в актуальности налаживания социальной коммуникации в научных организациях, особенно в связи с неоднозначными экспериментами по упорядочению деятельности Российской академии наук России в целом. Приведенные автором данные о численности и качественном составе ученых и профессорско-преподавательского состава выглядит впечатляюще. Автор подвергает глубокому анализу состояние государственной системы научно-технической информации, основные свойства научной информации, дает собственное видение остающегося дискуссионным вопросом о разграничении понятий «научное знание» и «научная информация», нередко употребляемых как равнозначные понятия [Аверин: 83-86].
Небезынтересна авторская интерпретация научной коммуникации, её форм и видов, особенностей осуществления. Несомненную методологическую и практическую ценность представляют положения этой главы учебного пособия, касающиеся системы социальной коммуникации, сопровождающей процесс подготовки и защиты кандидатской диссертации Отмечая, что социальной коммуникации принадлежит значительное место в развитии науки, автор фиксирует такие, остающиеся неустранимыми в процессе научной коммуникации недостатки, как наличие избыточного производства научной информации, передача недостоверной, непроверенной, устаревшей информации, плагиат, низкое качество части кандидатских и докторских диссертаций [Аверин: 91-93].
Другой важной сферой современного российского общества, привлекающей повышенное внимание широкой общественности, является социальная комму-
никация в религиозных организациях. Заслуживает уважения новаторская авторская попытка, в целом, удавшаяся, исследовать сущность, структуру, формы деятельности, специфику и направления социальной коммуникации внутри религиозных организаций. Подробно рассмотрена практика взаимодействия религиозных организаций с государством и обществом, его формы и направления [Аверин: 94, 102-103]. Учитывая, что учебное пособие А. Н. Аверина адресовано студенческой молодёжи, полагаем, что материал, касающийся религиозного устройства общества, будет весьма полезен и с точки зрения расширения кругозора молодого поколения россиян, привития ему уважения к традициям и обычаям разных народов [Бондырева; Назаров], большей веротерпимости. И было бы логично рассмотреть в рамках учебного пособия такой весьма востребованный в современном обществе аспект коммуникативного взаимодействия - межкультурные и этнокультурные коммуникации.
Ещё одной из важных сфер, играющей ключевую роль в жизнедеятельности государства и общества, является создание и функционирование современной эффективной системы работы с кадрами различного уровня. В этой связи глава рассматриваемого учебного пособия «Социальная коммуникация «, посвященная социальной коммуникации в управлении персоналом в организации, является весьма актуальной и познавательной. Корректно определив субъект управления персоналом в организации (её собственники, руководители и службы управления персоналом) и объект (работники - физические лица, вступившие в трудовые отношения с работодателем), автор исследует структуру и категории персонала, направления в его управлении, специфику социальной коммуникации субъектов и объектов управления персоналом, роли должностной инструкции и карты компетенции в формулировании требований к работнику [Аверин: 108-110].
Представляется немаловажным алгоритм вхождения нового работника в коллектив, в частности, его адаптацию, рассматриваемую как приспособление к требованиям организации, взаимную социальную коммуникацию субъектов и объектов управления персоналом [Аверин: 113-114].
Нельзя не согласиться с автором, отмечающим многообразие социальной коммуникации в управлении персоналом, её существование не только между субъектами и объектами управления персоналом в организации, но и внутри их, а также с другими организациями, участвующими в этом процессе.
Таким образом, рассматривая социальную коммуникацию как процесс создания, передачи и приема социальной информации в обществе, проф. А. Н. Аверин в его рецензируемом учебном пособии «Социальная коммуникация «, в целом достиг поставленной цели: исследовать теоретико-методологические истоки социальной коммуникации, затем на примере важнейших сфер жизнедеятельности показать её практическое применение в современном обществе. На наш взгляд, можно не сомневаться, что данная работа будет продолжена автором, было бы логично дополнить в следующем издании содержание учебного пособия самостоятельными главами, исследующими, к примеру, этнокультурную коммуникацию, социальную коммуникацию в процессе миграции населения.
Достаточно полно и ёмко излагая свои взгляды на рассматриваемую тему, автор, думается, вполне осознанно не стал выделять в своей работе отдельной рубрикой традиционное заключение, тем самым, приглашая читателей к дискуссии, самостоятельному осмыслению и продолжению углублённого изучения этой актуальной и востребованной в обществе проблематики.
Источники
1. Аверин А.Н. 2016. Социальная коммуникация: учебное пособие. Москва; Проспект.
2. Бондырева С.К. 2007.Коммуникация: от диалога межличностного к диалогу межкультурному: уч. пособие/ Московский психолого-социальный институт. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК.
3. Крекотнев С. 2016. Проблемы совершенствования политики модернизации городов и регионов с моноспециализацией в современной России. Вестник Российской нации. № 3.
4. Назаров А. Д. 2014. Русский язык в современном информационном пространстве: этнокультурный аспект// Коммуникология. Том 4. №2.
5. Шарков Ф.И. 2014. Коммуникология. Основы теории коммуникации: учебник для вузов. М.; Дашков и К°.
■ ■ ■ To the origins of the theory and practice of social communication in various spheres of the modern society1
Helena A. Nazarova
Abstract. Today a lot of scientists and specialists pay attention to social communication in various scientific fields. In this article the author considers the tutorial study guide by Averin A. N. This study guide contains a philosophical analysis of social communication, its role in realization of state social policy, anti-corruption measures in public-private partnership. Understanding of the essence and specifics of social communication helps to make an effective communication mechanisms in solving problems in various spheres of life in modern society.
Keywords: social communication, social communication in local government, social communication in personnel management, social communication in the fight against corruption.
For citation: Helena A. Nazarova To the origins of the theory and practice of social communication in various spheres of the modern society. Communicology. Vol. 5. No. 4. P. 159-166 DO110.21453/2311-3065-2017-5-4 - 159-166
Inf. about author: Nazarova Elena Aleksandrovna, doctor of sociological Sciences, Professor of the Department of public relations and media policy, Institute of Public Administration and civil service, Ranepa. E-mail: [email protected]
1 Review of the manual A.N. Averina «Social Communication» / A. N Averin. Moscow: Prospect, 2016.
References:
1. Averin A.N. Social'naya kommunikaciya: uchebnoe posobie. Moskva; Prospekt, 2016. [Averin A.N. Social communication: a study guide. Moscow; Prospect, 2016]. (In Russ.).
2. Bondyreva S.K. Kommunikaciya: ot dialoga mezhlichnostnogo k dialogu mezhkul'turnomu: uch. posobie / Moskovskij psihologo-social'nyj institut. M.: MPSI; Voronezh: MODEHK, 2007. [Bondyreva S.K. Communication: from the dialogue of the interpersonal to the intercultural dialogue: a study guide / Moscow Psychological and Social Institute. Moscow: MPSI; Voronezh: MODEC, 2007]. (In Russ.).
3. Krekotnev S. Problemy sovershenstvovaniya politiki modernizacii gorodov i regionov s monospecializaciej v sovremennoj Rossii. Vestnik Rossijskoj nacii. 2016. № 3 [Krekotnev S. The problems of improving the modernization policy of modernization of cities and regions with monospecialization in modern Russia. Herald of the Russian nation. 2016. № 3.]. (In Russ.).
4. Nazarov A. D. Russkij yazyk v sovremennom informacionnom prostranstve: ehtnokul'turnyj aspekt// Kommunikologiya. 2014. Tom 4. №2 [Nazarov A. D Russian language in the modern information space: ethnocultural aspect // Kommunikologiya. 2014. Volume 4. №2]. (In Russ.).
5. Sharkov F.I. Kommunikologiya. Osnovy teorii kommunikacii: uchebnik dlya vuzov. M.; Dashkov i Ko. 2014 [Sharkov F.I. Communicology. Fundamentals of the theory of communication: a textbook for universities. M .; Dashkov and Co. 2014]. (In Russ.).