Научная статья на тему 'Правовая и организационная основа коммуникации в сфере государственно-частного и муниципально-частного партнерства'

Правовая и организационная основа коммуникации в сфере государственно-частного и муниципально-частного партнерства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
187
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ И МУНИЦИПАЛЬНО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / PUBLIC PRIVATE AND MUNICIPAL-PRIVATE PARTNERSHIP / КОММУНИКАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО / COMMUNICATION AGENCY / КОММУНИКАЦИЯ / COMMUNICATION / КОНКУРСНАЯ КОМИССИЯ / COMPETITION COMMISSION / ПУБЛИЧНЫЙ ПАРТНЕР / СОГЛАШЕНИЕ / УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ОРГАН / THE AGREEMENT AUTHORIZED BODY / ЧАСТНЫЙ ПАРТНЕР / THE PRIVATE PARTNER / ЦЕНТР РАЗВИТИЯ / THE CENTRE OF DEVELOPMENT / A PUBLIC PARTNER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Аверин Александр Николаевич

В статье рассматривается правовая и организационная основа коммуникации в сфере государственно-частного и муниципально-частного партнерства, деятельность Министерства экономического развития, Торгово-промышленной палаты, Национального Центра государственно-частного партнерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Аверин Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовая и организационная основа коммуникации в сфере государственно-частного и муниципально-частного партнерства»

ПРАВОВАЯ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ОСНОВА КОММУНИКАЦИИ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО И МУНИЦИПАЛЬНО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА

Для цитирования: Аверин А.Н. Правовая и организационная основа коммуникации в сфере государственно-частного и муниципально-частного партнерства. // Коммуникология: электронный научный журнал. Том 3. №1, 2018. С. 32-40.

Автор: АВЕРИН А.Н.

Аверин Александр Николаевич - профессор, доктор философских наук, профессор Института права и национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Адрес: 119571, г. Москва, проспект Вернадского, д. 84. E-mail: averin@ranepa. ru.

Аннотация. В статье рассматривается правовая и организационная основа коммуникации в сфере государственно-частного и муниципально-частного партнерства, деятельность Министерства экономического развития, Торгово-промышленной палаты, Национального Центра государственно-частного партнерства.

Ключевые слова: государственно-частное и муниципально-частное партнерство, коммуникационное агентство, коммуникация, конкурсная комиссия, публичный партнер, соглашение, уполномоченный орган, частный партнер, центр развития.

Правовой основой коммуникации в сфере государственно-частного и муниципально-частного партнерства является Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [1]. Под государственно-частным и муниципально-частным партнерством понимается юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного и частного партнеров. Публичный и частный партнер выступают сторонами соглашения государственно-частного и муниципально-частного партнерства. В качестве публичного партнера может быть Российская Федерация, ее субъект, муниципальное образование. От их имени могут выступать соответственно федеральное Правительство, высший орган государственной власти субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования, уполномоченные ими федеральный, региональный орган исполнительной власти, орган местного самоуправления. Частным партнером является российское юридическое лицо. Одним из основных принципов определена открытость и доступность

информации государственно-частного и муниципально-частного партнерства, за исключением сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну. В зависимости от уровня публичного партнера обеспечение открытости и доступности информации о соглашении относится к полномочиям соответственно федерального и регионального органов исполнительной власти, главы муниципального образования.

Государственно-частное и муниципально-частное партнерство осуществляется на основании соглашения о партнерстве для привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества. Соглашение представляет собой заключенный не менее чем на три года гражданско-правовой договор между его сторонами. Коммуникация осуществляется на основе отношений, возникающих при подготовке проекта, заключении, исполнении и прекращении соглашения государственно-частного и муниципально-частного партнерства. Существуют этапы коммуникации -разработка предложения о реализации проекта; рассмотрение предложения уполномоченным органом; принятие решения о реализации проекта; определение частного партнера для реализации проекта; заключение соглашения государственно-частного и муниципально-частного партнерства. Инициаторами предложения о реализации проекта соглашения могут быть публичный и частный партнеры. Предложение должно содержать описание и обоснование актуальности; цели и задачи реализации; сведения о публичном партнере; проект соглашения; сроки реализации; оценку возможности получения дохода от реализации; прогнозируемый объем финансирования; описание рисков; сведения об эффективности и обоснование сравнительного преимущества проекта. Сравнительное преимущество означает преимущество в использовании средств бюджетов бюджетной системы, необходимые для реализации проекта, перед использованием средств, необходимых для реализации государственного и муниципального контракта. При этом цена, количество, объем, качество, иные характеристики товара, работы, услуги при реализации проекта должны быть равны аналогичным показателям при реализации государственного и муниципального контракта.

При рассмотрении предложения о реализации проекта публичный партнер имеет право запросить у инициатора проекта дополнительные материалы и документы, проводить с ним переговоры. По результатам рассмотрения публичный партнер принимает одно из решений - о направлении предложения в уполномоченный орган для оценки эффективности и определения сравнительного преимущества или о невозможности реализации проекта. Публичный партнер направляет решение, оригинал протокола переговоров инициатору проекта.

К уполномоченным органам относятся федеральный и региональный орган исполнительной власти, орган местного самоуправления, которые уполномочены соответственно федеральным Правительством, высшим

исполнительным органом государственной власти региона, уставом муниципального образование на осуществление полномочий в сфере государственно-частного и муниципально-частного партнерства. Публичный партнер направляет предложение о реализации проекта соглашения в уполномоченный орган, который рассматривает его на предмет оценки эффективности и определения сравнительного преимущества проекта. Уполномоченный орган имеет право запрашивать у публичного партнера и инициатора проекта дополнительные материалы и документы, проводить переговоры с ними. По итогам рассмотрения он утверждает положительное или отрицательное заключение, направляет его и оригинал протокола переговоров публичному партнеру и инициатору проекта.

При положительном заключении уполномоченного органа публичный партнер направляет заключение в орган исполнительной власти, главе муниципального образования, уполномоченным на принятие решения о реализации проекта. В зависимости от уровня публичного партнера решение о реализации проекта принимает федеральное Правительство, высший исполнительный орган государственной власти региона, глава муниципального образования. В решении о реализации проекта утверждаются срок и порядок размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно -телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, сообщения о проведении открытого конкурса, при проведении закрытого конкурса - срок направления уведомления о его проведении и приглашения принять участие в нем.

Коммуникация осуществляется при обеспечении межведомственной координации деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти при реализации соглашения о государственно-частном партнерстве, обеспечении координации деятельности органов местного самоуправления при реализации проекта муниципально-частного партнерства.

Частный партнер для реализации проекта определяется при проведении конкурса на право заключения соглашения. Соглашение заключается по итогам открытого или закрытого конкурса. При проведении открытого конкурса заявки на участие в нем могут представлять любые лица, закрытого - только те, кому направлено приглашение принять участие в конкурсе в соответствии с решением о реализации проекта. При наличии двух и более публичных партнеров может проводиться совместный конкурс, по итогам которого публичный партнер заключает соглашение с победителем совместного конкурса или иным лицом, имеющим право на заключение такого соглашения. Соглашение о проведении совместного конкурса включает в себя информацию об организаторе, сторонах, условиях соглашения, заключаемого по итогам совместного конкурса. Для проведения конкурса публичный партнер создает конкурсную комиссию. В сфере коммуникации она выполняет следующие функции: размещает сообщение о проведении открытого конкурса; направляет лицам в соответствии с решением

о реализации проекта уведомление о проведении закрытого конкурса и приглашение принять участие в нем; размещает сообщение о внесении изменений в конкурсную документацию, направляет уведомление лицам в соответствии с решением о реализации проекта; в случае необходимости запрашивает и получает у соответствующих органов и организаций информацию для проверки достоверности сведений от лиц, представивших заявки на участие в конкурсе, участников конкурса. Конкурсная комиссия после подписания протокола предварительного отбора участников конкурса направляет им уведомление с предложением предоставить конкурсное предложение. Заявителю, не допущенному к участию в конкурсе, она направляет уведомление об отказе в допуске к участию в конкурсе с приложением копии протокола. Конкурсная комиссия определяет соответствие конкурсного предложения требованиям конкурсной документации. Она проводит оценку конкурсных предложений для определения победителя конкурса. Конкурсная комиссия принимает решение о соответствии или несоответствии конкурсного предложения требованиям конкурсной документации. Она обязана направить уведомление о результатах проведения конкурса заявителям, участникам конкурса. Уведомление может направляться в электронной форме. Публичный партнер направляет победителю конкурса экземпляр протокола о результатах конкурса, проект соглашения

Публичный партнер, органы и юридические лица, выступающие на его стороне, осуществляют контроль за исполнением соглашения. Их представители не имеют право разглашать сведения, имеющие конфиденциальный характер, являющиеся коммерческой и государственной тайной.

Значительную роль в коммуникационных процессах в сфере государственно-частного и муниципально-частного партнерства выполняют официальные сайты публичного партнера, уполномоченного органа, Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Публичный партнер размещает на своем официальном сайте решение о направлении предложения о реализации проекта на рассмотрение в уполномоченный орган для оценки эффективности и определения сравнительного преимущества проекта; предложение о реализации проекта; протоколы переговоров; решение о реализации проекта в целях принятия заявлений о намерении участвовать в конкурсе на право заключения соглашения; сообщение о заключении соглашения; акт о результатах контроля за исполнением соглашения. Если у муниципального образования отсутствует официальный сайт, то тогда акт размещается на официальном сайте субъекта Российской Федерации. Акт не размещается в Интернете, если сведения об объекте соглашения составляют государственную тайну, объект имеет стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства.

Уполномоченный орган по итогам рассмотрения предложения о реализации проекта размещает на своем официальном сайте решение;

предложение о реализации проекта; протокол переговоров, за исключением сведений, составляющих государственную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну. На официальном сайте уполномоченного органа должна размещаться полная, актуальная и достоверная информация о проекте; решение о его реализации; реестр соглашений; результаты мониторинга реализации соглашения; отчеты о результатах проверок исполнения частным партнером обязательств по соглашению; конкурсная документация и информация о порядке проведения конкурсных процедур; иная информация, подлежащая размещению.

На официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, размещается решение о реализации проекта; сообщение о проведении конкурса; его результатах с указанием победителя конкурса и участника, конкурсное предложение которого содержат лучшие условия, следующие после условий предложенных победителем; решение об объявлении конкурса несостоявшимся; протокол рассмотрения и оценки конкурсных предложений; конкурсная документация с приложением содержания запроса без указания его заявителя о проведении открытого конкурса; разъяснение положений конкурсной документации; о внесении изменений в конкурсную документацию.

Организационной основой государственно-частного партнерства является Министерство экономического развития Российской Федерации, негосударственные некоммерческие организации - Торгово-промышленная палата Российской Федерации, Ассоциация участников государственно-частного партнерства «Центр развития государственно-частного партнерства». В структуре Министерства экономического развития создан Департамент инвестиционной политики и развития частно-государственного партнерства [2]. Департамент выполняет функции по обеспечению выработки государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственно-частного партнерства, разработке предложений по совершенствованию и расширению форм государственно-частного партнерства в инвестиционной сфере. Он осуществляет подготовку, отбор и мониторинг проектов, реализуемых на основе механизмов государственно-частного партнерства; готовит заключения о соответствии инвестиционных, комплексных инвестиционных и концессионных проектов, имеющих общегосударственное значение и осуществляемых на условиях государственно-частного партнерства, целям социально-экономического развития Российской Федерации и государственного инвестирования на среднесрочную перспективу, отраслевым стратегиям развития, утвержденным Правительством.

При Министерстве экономического развития Российской Федерации функционирует совещательный и координационный орган - Координационный совет по государственно-частному партнерству [3]. Совет создан для обеспечения эффективного взаимодействия федеральных и региональных органов исполнительной власти, субъектов предпринимательской деятельности,

общественных и научных организаций в целях повышения эффективности реализации проектов государственно-частного партнерства, упрощения процедуры доступа к его инструментам, совершенствования законодательства, регулирующее их функционирование. Координационный совет обсуждает с представителями органов исполнительной власти, муниципальных образований, экспертным сообществом предложения по совершенствованию государственно-частного партнерства, разрабатывает предложения и рекомендации по применению его механизмов. Рекомендации совета могут учитываться федеральными и региональными органами исполнительной власти, муниципальными образованиями при принятии решений, направленных на развитие механизмов государственно-частного партнерства.

В коммуникационных процессах в сфере государственно-частного партнерства участвует Торгово-промышленная палата Российской Федерации, в которой создан Комитет по государственно-частному партнерству [4]. Комитет организует диалог между предпринимателями, деловым и научным сообществом, торгово-промышленными палатами, федеральными и региональными органами государственной власти для содействия созданию благоприятных условий развития государственно-частного партнерства в различных сферах предпринимательства. В области коммуникации задачей комитета является распространение передового отечественного и зарубежного опыта в развитии государственно-частного партнерства, функцией - организация и участие в работе конференций, семинаров, конгрессов, симпозиумов по проблемам государственно-частного партнерства в стране и за рубежом, взаимодействие с деловыми иностранными и общественными кругами.

Значительное место в коммуникационных процессах занимает Ассоциация участников государственно-частного партнерства «Национальный Центр развития государственно-частного партнерства» [5]. Деятельность центра направлена на реализацию мероприятий по формированию условий для создания, развития и модернизации транспортной, коммунальной, социальной, энергетической, информационной, промышленной, сельскохозяйственной инфраструктуры с использованием механизмов государственно-частного партнерства, на стимулирование их применения в социально значимых проектах.

Для обеспечения актуальной информацией о развитии механизмов государственно-частного партнерства и проектах, реализуемых на его основе в субъектах Российской Федерации, в рамках информационного сотрудничества Национального Центра развития государственно-частного партнерства и Министерства экономического развития создан официальный ресурс -платформа поддержки инфраструктурных проектов «РОСИНФРА» [6]. Платформа дает возможность поиска потенциальных партнеров для реализации проектов, содержит информационную базу проектов, размещает актуальные аналитические материалы, объявленные конкурсы на право заключения соглашений, рейтинг регионов по уровню развития о государственно-частном партнерстве. Уровень развития государственно-частного и муниципально-

частного партнерства в регионах различный. Он определяется на основе оценки значений составляющих его показателей: развитие институциональной среды; нормативно-правовое обеспечение; опыт реализации проектов государственно-частного партнерства. В 2016 - 2017 годы на первом месте была Москва (90,1%), последнем 85-ом Республика Северная Осетия-Алания (1,5%) [7].

Национальный Центр государственно-частного партнерства совместно с Торгово-промышленной палатой, Деловой Россией и Агентством стратегических инициатив проводит инфраструктурный конгресс «Российская неделя ГЧП» [8]. В его работе принимают участие представители органов федеральной и региональной власти, средств массовой информации, руководители инфраструктурных компаний, финансовых институтов, малого и среднего бизнеса, ведущие российские и зарубежные эксперты. По итогам конгресса направляется в Правительство резолюция, содержащая предложения участников конгресса. Официальным изданием Российской недели ГЧП и площадкой публикации ежегодного рейтинга регионов по государственно-частному партнерству является информационно-аналитический журнал - ГЧП Журнал, который выходит при поддержке Национального Центра государственно-частного партнерства и Торгово-промышленной палаты [9].

Для повышения информационной открытости проектов и участников государственно-частного партнерства создано коммуникационное агентство «ГЧП-ИНФО» [10]. Задачами агентства для бизнеса являются: вывод новых участников на рынок государственно-частного партнерства; экспертное и информационное сопровождение проектов; построение коммуникаций между частными партнерами и государственными заказчиками; региональное развитие компаний для дальнейшей реализации проектов; позиционирование зарубежных компаний на российском рынке. К задачам агентства по отношению к государству относится: экспертное и информационное сопровождение проектов, реализуемых региональными и муниципальными органами власти; информационная поддержка и продвижение реализации государственных программ; сопровождение и экспертиза законодательных и инвестиционных инициатив; позиционирование субъектов Российской Федерации на федеральном уровне и за рубежом; привлечение частных инвесторов в региональные инфраструктурные проекты. Агентство организует форумы, конференции, круглые столы, рабочие группы по тематике развития инфраструктуры и государственно-частного партнерства.

Источники

1. Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Собрание законодательства Российской Федерации. 2015. № 29 (ч. I), ст. 4350; 2016, № 27 (часть II), ст. 4293, 4294.

2. Департамент инвестиционной политики и развития частно -государственного партнерства. [Электронный ресурс]. http://economy.gov.ru.

3. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 19 мая 2014 года № 279 «О Координационном совете по государственно-частному партнерству при Минэкономразвития России». [Электронный ресурс]. http://economy.gov.ru.

4. Положение о Комитете Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по государственно-частному партнерству. [Электронный ресурс]. http://tpprf.ru/ru.

5. Устав Ассоциации участников государственно-частного партнерства «Национальный Центр развития государственно-частного партнерства». [Электронный ресурс]. http://pppcenter.ru.

6. Платформа «РОСИНФРА». [Электронный ресурс]. http://pppcenter.ru.

7. Рейтинг регионов России по уровню развития ГЧП за 2016-2017 год. [Электронный ресурс]. http: //www.pppi .ru/regions.

Инфраструктурный конгресс [Электронный ресурс]. http: //pppcenter.ru.

9. ГЧП. Журнал. [Электронный ресурс]. http://pppjournal.ru/ aboutj ournal.

10. Коммуникационное агентство «ГЧП-ИНФО» [Электронный ресурс]. http: //p3 info .ru/about.

THE LEGAL AND ORGANIZATIONAL FRAMEWORK FOR COMMUNICATION IN THE FIELD OF PUBLIC-PRIVATE AND MUNICIPAL-PRIVATE PARTNERSHIPS

For citation: Averin A.N. The Legal and Organizational Framework for Communication in the Field of Public-private and Municipal-private Partnerships. In: Communicology: The Online Scientific Journal. Vol. 3. No.1. 2018. P. 32-40.

Author: Averin A.N.

AVERIN Alexander N., professor, doctor of philosophical Sciences, professor of the Institute of Law and National Security of The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. Address: 119571, Moscow, Vernadsky av., 84. E-mail: averin@ranepa.ru

Abstract. The author discusses the legal and organizational framework for communication in the field of public-private and municipal-private partnership activities of the Ministry of economic development, the Chamber of Commerce, the National Centre for public-private partnerships.

Keywords: public private and municipal-private partnership, communication agency, communication, competition Commission, a public partner, the agreement authorized body, the private partner, the Centre of development.

References

1. Federal Law No. 224-FZ of July 13, 2015 "On Public-Private Partnership, Municipal-Private Partnership in the Russian Federation and Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation". Collection of legislation of the Russian Federation. 2015. No. 29 (Part I), art. 4350; 2016, No. 27 (Part II), art. 4293, 4294. (In Rus.).

2. Department of investment policy and development of public-private partnership. Access mode: http://economy.gov.ru. (In Rus.).

3. Order of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation of May 19, 2014 No. 279 "On the Coordinating Council for Public-Private Partnerships under the Ministry of Economic Development of Russia." Access mode: http://economy.gov.ru. (In Rus.).

4. Regulations on the Committee of the Chamber of Commerce and Industry of the Russian Federation on public-private partnership. Access mode: http://tpprf.ru/en. (In Rus.).

5. Charter of the Association of Public-Private Partnership Participants "National Center for Public-Private Partnership Development". Access mode: http://pppcenter.ru. (In Rus.).

6. Platform "Rosinfra". Access mode: http://pppcenter.ru. (In Rus.).

7. Rating of Russian regions by the level of PPP development for 2016-2017. Access mode: http://www.pppi.ru/regions. (In Rus.).

8. Infrastructural Congress. Access mode: http://pppcenter.ru. (In Rus.).

9. PPP. Journal. Access mode: http://pppjournal.ru/aboutjournal. (In Rus.).

10. Communication agency "PPP-INFO". Access mode: http://p3info.ru/about. (In Rus.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.