Научная статья на тему 'Коммуникация субъектов и объектов государственной социальной политики на федеральном уровне'

Коммуникация субъектов и объектов государственной социальной политики на федеральном уровне Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
196
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Коммуникология
ВАК
Ключевые слова
ГЕНЕРАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ИНФОРМАЦИЯ / КОММУНИКАЦИЯ / ОБЪЕКТ / СОЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА / СОЦИАЛЬНАЯ УСЛУГА / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО / СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / СТАТИСТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ / СУБЪЕКТ / STATE SOCIAL POLICY / INFORMATION / COMMUNICATIONS / OBJECT / SOCIAL SERVICE / SOCIAL PARTNERSHIP / SOCIOLOGICAL STUDIES / STATISTICAL INFORMATION / SUBJECT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Аверин Александр Николаевич

Рассматривается двухсторонняя непосредственная и опосредованная коммуникация субъектов и объектов государственной социальной политики на федеральном уровне, роль эмпирических социологических исследований и социального партнёрства в этой коммуникации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATIONS OF SUBJECTS AND OBJECTS OF THE FEDERAL STATE SOCIAL POLICY

Examination of bilateral direct and indirect communications of subjects and objects of the federal state social policy, role of empirical sociological studies and social partnership in such communications

Текст научной работы на тему «Коммуникация субъектов и объектов государственной социальной политики на федеральном уровне»

КОММУНИКАЦИЯ И ИННОВАЦИИ: ПРАКТИКА И ТЕХНОЛОГИИ

■ ■ ■ КОММУНИКАЦИЯ СУБЪЕКТОВ И ОБЪЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ

Автор: АВЕРИН А.Н.

АВЕРИН Александр Николаевич - доктор философских наук, профессор, заместитель декана юридического факультета имени М.М. Сперанского Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской федерации (РАНХиГС). Адрес: 119571, г. Москва, проспект Вернадского, 84.

Тел., 8 (495) 956 - 06 - 29. E-mail: [email protected]

Аннотация: рассматривается двухсторонняя непосредственная и опосредованная коммуникация субъектов и объектов государственной социальной политики на федеральном уровне, роль эмпирических социологических исследований и социального партнёрства в этой коммуникации.

Ключевые слова: генеральное соглашение, государственная социальная политика, информация, коммуникация, объект, социальная программа, социальная услуга, социальное партнёрство, социологическое исследование, статистическая информация, субъект.

В литературе коммуникация рассматривается как процесс взаимодействия и способы общения, позволяющие создавать, передавать и принимать разнообразную информацию [1, С. 11, 465]. Государственная социальная политика связана с созданием, передачей и принятием информации. Она представляет собой деятельность субъектов по установлению, сохранению и изменению социального положения, удовлетворению социальных потребностей, согласованию социальных интересов, предоставлению социальных прав, гарантий и услуг, перераспределению ресурсов для повышения уровня и качества жизни, развитию социальной сферы, социальному развитию общества, решению социальных проблем. Основными её составными частями являются социально-трудовые отношения; пенсионное обеспечение; социальное обслуживание населения; социальное обеспечение населения; охрана семьи и детства; предоставление социальных услуг в социальной сфере; социальное страхование. Государственная социальная политика формируется и реализуется на федеральном и региональном уровне. Федеральный уровень представлен Российской Федерацией, региональный - её субъектами.

Государственную социальную политику осуществляют органы государственной власти, общественные объединения, организации, конкретные люди. Субъектами государственной социальной политики являются: глава государства - Президент, органы законодательной и исполнительной власти на федеральном и региональном уровне. На федеральном уровне к ним относятся Федеральное Собрание, состоящее из Государственной Думы и Совета Федерации, Правительство, министерства: труда и социальной защиты; здравоохранения; культуры; образования; спорта, входящие в социальный блок. В качестве субъектов государственной социальной политики выступают федеральные службы по надзору в сфере: здравоохранения; образования и

науки; труду и занятости; федеральные агентства: медико-биологическое; по туризму; делам молодёжи; федеральные фонды социального страхования: пенсионный; социального страхования; обязательного медицинского страхования.

В самом общем виде объектом социальной политики выступают люди, ради которых она осуществляется. Вместе с тем социальный статус людей в обществе неодинаков. Поэтому объекты государственной социальной политики следует дифференцировать. Основания для дифференциации могут быть различными. Одним из них является существование в социальной структуре общества социальных общностей, групп, слоев, категорий населения, которые выступают в качестве разных объектов социальной политики. Основанием также может выступать деление людей на трудоспособных и нетрудоспособных, бедных, малообеспеченных, обеспеченных, богатых и сверхбогатых людей, здоровых и больных людей, инвалидов. В то же время, для всех людей как объектов государственной социальной политики должны существовать единые принципы её реализации и минимальные социальные гарантии. Одновременно следует проводить дифференцированную адресную социальную политику с учетом возможностей государства и общества, уровня среднедушевого дохода и реальной нуждаемости людей.

Коммуникация субъекта и объекта государственной социальной политики осуществляется в процессе социального обслуживания как составной части социальной политики государства путём предоставления социальных услуг и информации о них [2]. Социальные услуги предоставляет поставщик - организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющий социальное обслуживание. Организация социального обслуживания может находиться в ведении федеральных органов исполнительной власти или в ведении субъекта Российской Федерации. Организацией социального обслуживания может быть негосударственная коммерческая и некоммерческая организация, в том числе социально ориентированная некоммерческая организация, предоставляющая социальные услуги. Получатель социальных услуг вначале обращается с заявлением в письменной или электронной форме в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации о рассмотрении вопроса о предоставлении ему социального обслуживания. После того, как его признают нуждающимся в социальном обслуживании, он осуществляет коммуникацию с поставщиком социальных услуг, заключая договор о предоставлении социальных услуг. Составляется индивидуальная программа, в которой указываются форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки, перечень предоставления социальных услуг. Дальнейшая коммуникация происходит в процессе непосредственного социального обслуживания. Должна соблюдаться конфиденциальность информации о получателе социальных услуг. В социальном обслуживании существуют информационные системы, которые осуществляют сбор, хранение, обработку и предоставление информации о поставщиках (реестр поставщиков социальных услуг) и получателях (реестр получателей социальных услуг) социальных услуг. В реестры входит информация, предоставляемая поставщиками социальных услуг. Она используется для проведения мониторинга социального обслуживания, осуществления государственного контроля (надзора) в социальном обслуживании.

Коммуникация субъектов и объектов государственной социальной политики предполагает информационную открытость. Происходит передача информации от субъекта к объекту. Информация о государственной социальной политике содержится в нормативных правовых актах - кодексах, федеральных законах, указах и распоряжениях Президента, постановлениях и распоряжениях Правительства, нормативных

правовых актах министерств социального блока. Они публикуются в Собрании законодательства Российской Федерации, Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, Российской и Парламентской газетах, размещаются в информационно-правовом портале «Гарант», на сайте компании «Консультант Плюс». Нормативные правовые акты, другие документы и информация о государственной социальной политике, в формировании и реализации которой участвуют Президент, Государственная Дума и Совет Федерации, Правительство, министерства социального блока, размещаются на их официальных сайтах на сервере органов государственной власти Российской Федерации, официальном интернет-портале правовой информации в государственной системе правовой информации. На портале государственных программ размещены государственные программы, предназначенные для достижения нового качества жизни. Среди них находятся государственные программы: социальная поддержка граждан; доступная среда на 2011-2015 годы; содействие занятости населения; обеспечение качественным жильём и услугами жилищно-коммунального комплекса населения России; развитие здравоохранения; образования; культуры и туризма; физической культуры и спорта. Министерства социального блока размещают на своих сайтах информацию о социальной политике государства и развитии социальной сферы, отрасли которой они регулируют. Так, например, на сайте Министерства труда и социальной защиты размещается информация по основным направлениям его деятельности в области трудовых отношений, занятости населения, социальной защиты, пенсионного обеспечения. Министерство осуществляет функции по выработке, реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в этих сферах. На сайте размещается информация об оплате, условиях и охране труда, социальном партнёрстве и трудовых отношениях, занятости и безработице, трудовой миграции, демографии, уровне жизни и доходах, социальной защите и социальном обслуживании населения, социальном страховании, оказании протезно-ортопедической помощи, реабилитации инвалидов, проведении медико-социальной экспертизы, пенсионном обеспечении.

Значительное место в предоставлении информации субъектам и объектам государственной социальной политики принадлежит Федеральной службе государственной статистики. На её сайте размещается официальная статистическая информация о реализации социальной политики государства. Статистическая информация также публикуется в её изданиях - статистических сборниках и бюллетенях. Среди них следует назвать статистические сборники - Российский статистический ежегодник; Россия в цифрах; Россия. Статистический справочник; Социальное положение и уровень жизни в России; Труд и занятость в России; статистические бюллетени - Обследование населения по проблемам занятости; Просроченная задолженность по заработной плате; Реализация мер социальной поддержки отдельных категорий граждан. Федеральная служба государственной статистики проводит статистический мониторинг бедности. Мониторинг проводится для получения характеристик уровня и профиля бедности, тенденций изменения положения малоимущего (бедного) населения в целом по стране и в регионах. Данные статистического мониторинга публикуются в статистическом бюллетене «Социально-экономические индикаторы бедности».

Коммуникация субъектов и объектов государственной социальной политики предполагает получение информации от её объектов федеральными органами законодательной и исполнительной власти. Она осуществляется путём обращений и информационных за-

просов граждан в эти органы. Ведётся приём граждан, рассматриваются их письменные и электронные обращения и запросы по государственной социальной политике. В коммуникации субъектов и объектов государственной социальной политики используются данные эмпирических социологических исследований. Исследования по актуальным проблемам государственной социальной политики проводят Автономная некоммерческая организация Аналитический Центр Юрия Левады, Всероссийский центр изучения общественного мнения, Фонд «Общественное мнение». Так, Всероссийский центр изучения общественного мнения провёл 12-13 октября 2013 г. эмпирическое социологическое исследование о преобразованиях в пенсионной системе [3]. Опрошено 1600 человек в 130 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках. 60% опрошенных респондентов ответили, что следят за изменениями, происходящими в пенсионной системе. 17% респондентов отслеживали изменения постоянно, 43% - время от времени. 39% респондентов отметили отсутствие интереса к этой теме. 66% респондентов указали, что пенсионные отчисления должны быть обязательными. 48% считает, что государство должно позаботиться о пенсионных накоплениях, поскольку люди зачастую слишком поздно начинают задумываться о пенсии. 18% респондентов отмечают, что только работник и работодатель должны решать вопрос о том, каким образом делать пенсионные отчисления и как ими управлять. 24% респондентов полагают, что должна быть добровольность в решении вопроса о накоплениях на пенсию - делать накопления или нет. По-видимому, при принятии решения об осуществлении пенсионной реформы соответствующим федеральным органам государственной власти следует принимать во внимание такого рода эмпирическую социологическую информацию. Такая информация может быть полезной людям, собирающимся получать в будущем пенсию.

Коммуникация субъектов и объектов государственной социальной политики осуществляется не только непосредственно, но и опосредовано через представителей государства, работодателей и работников, являющихся субъектами социального партнёрства. Социальное партнерство представляет собой систему взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленную на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений [4]. Оно осуществляется на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом, территориальном и локальном уровнях. На федеральном уровне социального партнерства устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации; региональном - в субъекте Российской Федерации; отраслевом - в отрасли (отраслях); территориальном в муниципальном образовании. На межрегиональном уровне два и более субъекта Российской Федерации могут заключать межрегиональное соглашение для установления основ регулирования отношений в сфере труда. Если на вышеназванных уровнях социального партнерства устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда, то на локальном уровне устанавливаются обязательства работников и работодателя в данной сфере. На федеральном, межрегиональном, региональном и отраслевом уровне социальное партнерство в сфере труда осуществляется в виде трипартизма, поскольку участвуют представители трёх сторон - работников, работодателей и государства. На территориальном уровне в качестве одной из сторон выступают представители органов местного самоуправления. На локальном уровне социальное партнерство осуществ-

ляется в виде бипартизма, так как участвуют представители двух сторон - работников и работодателей. Основными средствами осуществления социального партнерства являются соглашения и коллективные договоры. В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения. Генеральное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне. Заключено Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2014-2016 годы [5]. В соглашении приняты обязательства в области экономической политики, заработной платы, доходов и уровня жизни населения, развития рынка труда и содействия занятости населения, социального страхования, социальной защиты, развития отраслей социальной сферы, условий и охраны труда, промышленной и экологической безопасности, социально-экономических проблем развития регионов, развития социального партнерства и координации действий сторон соглашения.

Подводя итоги, следует отметить, что непосредственная и опосредованная коммуникация имеет большое значение в формировании и реализации государственной социальной политики, как для её субъектов, так и объектов.

Список литературы

1. Шарков Ф.И. Коммуникология: основы теории коммуникации. М., 2013; Шарков Ф.И. Политическая коммуникация в современном информационном обществе//Ро№Воок. 2012. № 2. С. 121-130.

2. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. № 52. Часть

1. Ст. 7007.

3. Пенсия - дело государственное. ВЦИОМ. Пресс-выпуск № 2495. 20 января 2014. Интернет ресурс: // http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=114680.

4. Трудовой кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации.

2002. № 1. Ст. 3; 2013 № 52. Часть 2. Ст. 6986.

5. Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2014 - 2016 годы // Российская газета. 2013. 30 декабря.

■ ■ ■ COMMUNICATIONS OF SUBJECTS AND OBJECTS OF THE FEDERAL STATE SOCIAL POLICY

Author: AVERIN A.N.

AVERIN Alexander Nikolayevich, Doctor of Philosophy, Professor, Deputy dean of M.M. Speransky Department of Law, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA).

Address: Prospect Vernadskogo, 84, Moscow, Russian Federation,119571.

Phone: +7 (495) 956 - 06 - 29. E-mail: [email protected]

1ЗЗ

KOMMyHMKOflOrMfl - COMMUNICOLOGY

Annotation. Examination of bilateral direct and indirect communications of subjects and objects of the federal state social policy, role of empirical sociological studies and social partnership in such communications.

Keywords: state social policy, information, communications, object, social service, social partnership, sociological studies, statistical information, subject.

1. Sharkov F.I. Science of communications: principles of communications theory. M., 2013; Sharkov F.I.Politicheskaya kommunikasiya v sovremennom informasionnom obchestve// PolitBook. 2012. № 2. Pp. 121-130. [Political communication in today's information society / / PolitBook. 2012. № 2. Pp. 121-130].

2. Federal Law “Principles of social service of the citizens of the Russian Federation” dated December 28, 2013 № 442-FZ // Legislation Bulletin of the Russian Federation, 2013, № 52, part 1, article 7007.

3. Pension is a matter of national importance. VCIOM Digest No 2495, January 20, 2014. Available: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=114680

4. Labor Code of the Russian Federation // Legislation Bulletin of the Russian Federation. 2002, № 1,article 3; 2013, №52, part 2, article 6986.

5. General agreement among Russian trade union associations, Russian employer associations and Government of the Russian Federation for the period of 2014-2016 // Rossiyskaya Gazeta, December 30, 2013.

References

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.