Научная статья на тему 'Актуальные проблемы правового обеспечения накопления конфиденциальной информации о гражданах в области социальной защиты и обязательного социального страхования'

Актуальные проблемы правового обеспечения накопления конфиденциальной информации о гражданах в области социальной защиты и обязательного социального страхования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
528
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО / ИНФОРМАЦИЯ / НАКОПЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ / ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ / LAW / INFORMATION / PERSONAL HEALTH INFORMATION / THE ACCUMULATION OF INFORMATION / PERSONAL DATA / MEDICAL CONFIDENTIALITY / SOCIAL AND HEALTH MONITORING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рыжов Роман Сергеевич

Статья посвящена административно-информационным отношениям в области социальной защиты граждан и обязательного социального страховании; порядку осуществления мониторинга: социально-гигиенического, в социально-трудовой сфере в целях сбора конфиденциальной информации о гражданах в указанных сферах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Actual problems of legal support accumulation of confidential information about individuals in the medical field and the system of social and health monitoring

The article analyzes the storage of personal health information healthcare providers, to establish liability for breach of medical confidentiality by disclosing personal information

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы правового обеспечения накопления конфиденциальной информации о гражданах в области социальной защиты и обязательного социального страхования»

7. УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС, ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.09)

7.1. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАКОПЛЕНИЯ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ О ГРАЖДАНАХ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ И ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

Рыжов Роман Сергеевич, к.ю.н. Должность:

Заведующий кафедрой «Гражданских и уголовноправовых дисциплин» Место работы: ФГБОУ ВПО «Московский Государственный Университет Технологий и Управления им. К. Г. Разумовского» филиал в г. Волоколамск МО. E-mail: syper1979r@yandex.ru Аннотация: Статья посвящена административноинформационным отношениям в области социальной защиты граждан и обязательного социального страховании; порядку осуществления мониторинга: социально-гигиенического, в социально-трудовой сфере в целях сбора конфиденциальной информации о гражданах в указанных сферах.

Ключевые слова: право, информация, накопление информации, персональные данные, социальная защита, обязательное социальное страхование.

ACTUAL PROBLEMS OF LEGAL SUPPORT ACCUMULATION OF CONFIDENTIAL INFORMATION ABOUT INDIVIDUALS IN THE MEDICAL FIELD AND THE SYSTEM OF SOCIAL AND HEALTH MONITORING

Ryzhov Roman Sergeevich, PhD at law. Position: head of civil and criminal law disciplines chair. Place of employment: Moscow state university of Technologies and Management named after K.G.Razumovskiy, Volokolamsk branch. E-mail: syper1979r@yandex.ru Annotation: The article analyzes the storage of personal health information healthcare providers, to establish liability for breach of medical confidentiality by disclosing personal information.

Keywords: law, information, personal health

information, the accumulation of information, personal data, medical confidentiality, social and health monitoring.

Социальная защита граждан является системной задачей современного развитого государства. В нашей стране "социальность" государства вытекает из положений ст. 7 Конституции Российской Федерации, согласно которым "Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека".

По мнению В.Е. Чиркина, задачи по предоставлению социальных услуг населению в какой-то мере государство выполняло всегда1. Развивая эту мысль, Н.В. Пу-тило полагает, что "действительно, если рассматривать в качестве одной из причин возникновения государства

1 Чиркин В.Е. Государство социального капитализма (перспектива для России?)//Государство и право. 2005. № 5.

потребность общества в институте, способном решать "общие дела", то следует признать, что деятельность государства по строительству дорог, установлению связи между различными частями страны, ликвидации последствий природных и иных катаклизмов - это деятельность, имеющая выраженную социальную направленность"2.

В современных условиях особую социальную направленность имеют образование, медицинские услуги и социальное обеспечение. В условиях постиндустриального общества социальные услуги государства важны не только для беднейших слоев населения, но для большей части общества. Цель этих услуг - содействие, а иногда и непосредственное обеспечение человеку достойной жизни и свободного развития.

Формирование законодательства, обеспечивающего современные стандарты социального обслуживания определенных групп населения в России началось еще в советский период. Здесь можно отметить Закон СССР "Об основных началах социальной защищенности инвалидов в СССР"3. Данный акт был построен по схеме распространения определенного набора привилегий для гражданина, в установленном порядке признанного инвалидом, а также обязанности органов государства обеспечивать набор этих привилегий и создание определенных условий, способствующих обеспечивать инвалидам большую свободу в передвижении, ориентации, общении и возможности осуществлять трудовую деятельность.

Принятый в 1995 г. Федеральный закон "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации"4 сформулировал правовой фундамент для создания системы социальных служб, предоставляющих социальные услуги более широкому слою населения, чем инвалиды - гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Представляет интерес дефиниция, определяющая данное понятие в тексте Закона

- ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.

Выявление наличия у гражданина такой ситуации подразумевает довольно широкое информационное обеспечение соответствующих органов государства о положении отдельных граждан и постоянный мониторинг социальной среды со стороны этих органов.

Подтверждение необходимости данной деятельности можно усмотреть в наличии среди принципов социального обслуживания, определенные ст. 5 данного Закона, таких как адресность и конфиденциальность.

По мнению Н.С. Кошелева, принцип адресности заключается в использовании дифференцированного подхода специалиста социальной службы, который действует в соответствии с особенностями индивиду-

2 Путило Н.В. К вопросу о природе социальных услуг//Журнал российского права. 2006. № 4.

3 Ведомости СНД и ВС СССР. 1990. № 51. Ст. 1115.

4 СЗ РФ. 1995. № 50. Ст. 4872.

альности клиента и его трудной жизненной ситуации5. По мнению Ю.К. Тереховой адресность - это принцип, означающий конкретную направленность социальной помощи определенной категории пожилых людей и инвалидов; лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию; малообеспеченных граждан и пр.)6.

Нам кажется, что второе из суждений ближе к истине. С точки зрения задачи информационного обеспечения данной деятельности адресность - это прежде всего направление необходимой социальной помощи тому лицу, которое в ней действительно нуждается.

Следовательно, реализация принципа адресности заключается в последовательности следующих административных действий:

а) выявлении лиц, потенциально нуждающихся в определенном виде социальной помощи;

б) установлении среди них конкретных лиц, которым такая помощь действительно может быть предоставлена;

в) предоставлении помощи;

г) осуществлении контроля за фактом и качеством предоставления помощи в соответствии со стандартами.

Социальная помощь является затратной статьей бюджетной деятельности государства. Ее объем зависит от мощи экономики, ориентированности власти на реализацию социальной направленности в деятельности государства и многих других факторов. В целом можно сказать, что социальная помощь может вобрать в себя любые денежные средства, которые только способен выдержать бюджет. И многие экономические кризисы общегосударственного и даже континентального масштаба возникали по причине взятия на себя отдельными государствами излишних социальных обязательств. Именно поэтому накопление и оценка достоверности информации об адресатах социальной помощи является одной из важнейших задач системы административно-информационных отношений в данной сфере.

Принцип конфиденциальности является корреспондирующим к принципу адресности и является одним из условий его практической реализации.

В Законе об основах социального обеспечения его содержание определяется как недопустимость разглашения сотрудниками социальных учреждений каких-либо сведений о лицах, находящихся в данных учреждениях и услугах, им оказываемых.

По нашему мнению, данная формулировка является слишком узкой, так как затрагивает эти отношения только применительно к гражданам, находящимся в социальных учреждениях. Социальные услуги, исходя из определения сложной жизненной ситуации, может получать значительно большее число граждан, а само социальное обслуживание представляет собой оказание социально-бытовых, социально-медицинских, психоло-го-педагогических, социально-правовых услуг, материальную помощь, проведение социальной адаптации и реабилитации. Оно может затронуть, например, молодых граждан, которым была оказана временная психологическая помощь и которые впоследствии не пожелают, чтобы эта информация стала общедоступной или доступной заинтересованным лицам. Аналогичная ситуация может коснуться и граждан пожилого возраста, по тем или иным причинам не желающих афишировать

5 Кошелев Н.С. Комментарий к Федеральному закону "Об основах социального обслуживания населения". М. 2008. С. 13.

6 Терехова Ю.К. Комментарий к Федеральному закону "Об ос-

новах социального обслуживания населения". М. 2006. С. 11.

факт оказания им социальной помощи, помимо той, которую оказывает семья.

Свое дальнейшее развитие административноинформационные отношения в области социальной защиты граждан получило в нормах ст. 6.4 Федерального закона "О государственной социальной помощи". Данная норма регулирует отношения по ведению Пенсионным фондом РФ Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи. Информация, подлежащая включению в него, содержит целый набор персональных данных гражданина, а именно: фамилию, имя, отчество, пол, дату рождения, реквизиты документов, удостоверяющих личность и подтверждающих статус гражданина как адресата государственной социальной помощи, а также иные сведения. Порядок ведения Федерального регистра в настоящее время определен приказом Минздрав-соцразвития России от 16.11.2004 № 1957.

Наполнение Федерального регистра необходимыми сведениями осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые передают в Пенсионный фонд необходимую информацию на основании соглашений о проведении совместных мероприятий по обмену информацией. При этом стороны таких соглашений обязаны обеспечить конфиденциальность переданной информации.

Полученная информация проходит сверку с базой данных Пенсионного фонда и после устранения возникших расхождений составляется акт приема-передачи сведений. После подписания такого акта информация признается официальной.

В Федеральном регистре выделяется специальный сегмент, куда заносятся сведения о гражданах специальной категории, то есть о лицах, проходящих военную или приравненную к ней службу в следующих федеральных органах исполнительной власти: МВД России, Минобороны России, ФСБ России, ФСО России, СВР России, ФСИН России, МЧС России. В этом случае формирование, ведение и обеспечение достоверности сегмента регистра осуществляется указанными федеральными органами исполнительной власти (каждый из них формирует и ведет свою отраслевую часть Федерального регистра).

Граждане, отнесенные к специальной категории по вопросам предоставления им государственной социальной помощи, обращаются в свои административные ведомства, за исключением сотрудников МВД России и МЧС России, которые могут самостоятельно обращаться в территориальные органы Пенсионного фонда. В данном случае они не подлежат учету в специальных ведомственных сегментах. Здесь мы видим практическую реализацию защиты сведений, составляющих государственную тайну, и одновременно учет реалий, так как сотрудники органов внутренних дел и сотрудники МЧС России распределены по всей территории страны и решение вопроса о предоставлении им льгот в централизованном порядке весьма затруднительно.

Помимо указанного, для присвоения кода получателя ежемесячной денежной выплаты гражданин специальной категории вправе обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда с заявлением о регистрации в качестве застрахованного лица и документом, удостоверяющим личность, без предъявления документов, раскрывающих его ведомственную принадлежность, служебное положение и право на социальную помощь.

7 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2004. № 52.

В целях предотвращения фактов дублирования информации о получателях ежемесячной денежной выплаты производится сверка данных, содержащихся в сегменте регистра, ведение которого осуществляет соответствующий федеральный орган исполнительной власти, в котором законодательством предусмотрена военная или приравненная к ней служба, и в Федеральном регистре лиц, имеющих право на государственную социальную помощь, ведение которого осуществляет Пенсионный фонд.

Вышеуказанные положения установлены приказом Минздравсоцразвития России от 20.12.2004 № 3178.

Данная система учета и накопления информации является неким компромиссным решением, связанным, с одной стороны, с дополнительными гарантиями по защите сведений, составляющих государственную тайну (информация о кадровом составе органов внешней разведки, контрразведки и органов государственной охраны составляет государственную тайну)9, и неотъемлемым правом гражданина на получение государственной социальной помощи, с другой стороны. Компромисс заключается в том, что регистрация таких лиц в органах социальной защиты производится на основании неполных данных.

Наличие указанного порядка также косвенно свидетельствует о том, что государство пока не в состоянии обеспечить защиту баз данных, содержащих социальную информацию, на уровне, гарантирующем исключение утечки из них тех или иных сведений.

Следующей федеральной информационной системой, в рамках которой осуществляется накопление информации социального характера, является обязательное социальное страхование. В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 11 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования"10 страховщики обязаны осуществлять ведение единого учета застрахованных лиц и страхователей, поступления и расходования средств обязательного социального страхования на основе единых (универсальных) идентификационных знаков, осуществлять в целях обязательного социального страхования информационное взаимодействие и взаимную сверку достоверности сведений, представленных для ведения персонифицированного учета застрахованных лиц, путем заключения соответствующих соглашений.

Основными задачами социального страхования, как известно, являются обеспечение гарантированных государством выплат пособий по временной нетрудоспособности; беременности и родам; женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности; при рождении ребенка; по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; санаторно-курортное обслуживание работников и их детей; выплата социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг. В результате в информационной системе обязательного социального страхования накапливается значительное число информации о гражданах.

Однако в этой системе накапливается значительное число информации и о юридических лицах. Так, в частности, в соответствии с "Порядком регистрации в качестве страхователей юридических лиц по месту нахож-

8 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. № 4.

9 См.: п.п. 90, 91. 100 Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 30.11.1995 № 1203//СЗ РФ. 1995. № 49. Ст. 4775.

10 СЗ РФ. 1999. № 29. Ст. 3686.

дения обособленных подразделений и физических лиц в исполнительных органах Фонда социального страхования Российской Федерации", утвержденным постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 23.03.2004 № 2711 для целей регистрации юридические лица представляют копии следующих документов:

- свидетельства о государственной регистрации юридического лица;

- свидетельства о постановке юридического лица на учет в налоговом органе;

- уведомления о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения;

- документов, подтверждающих создание обособленного подразделения (устав юридического лица, содержащий сведения о данном обособленном подразделении; положение об обособленном подразделении; доверенности выданной юридическим лицом руководителю обособленного подразделения);

- извещения о регистрации в качестве страхователя юридического лица, выданного региональным отделением Фонда по месту его нахождения;

- информационное письмо Росстата, содержащее сведения о видах экономической деятельности, осуществляемой юридическим лицом по месту нахождения обособленного подразделения.

При регистрации самих юридических лиц органы государственной регистрации в обязательном порядке предоставляют Фонду социального страхования необходимые для него сведения.

Как видно из приведенных положений, органы социального страхования являются аккумуляторами значительного числа сведений о гражданах и юридических лицах, анализ которых применительно к конкретному субъекту может нарисовать довольно подробную картину его жизни или деятельности.

Некоторое промежуточное звено между информацией, связанной с социальной защитой граждан и информацией медицинского характера, касающейся особенностей состояния здоровья конкретного индивида, представляет собой система социальногигиенического мониторинга.

Наличие и функционирование данной системы предусмотрено положениями ст. 45 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"12 и осуществляется органами, уполномоченными в области государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Порядок осуществления данного комплекса мероприятий определен "Положением о проведении социально-гигиенического мониторинга", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.2006 № 6013.

Социально-гигиенический мониторинг представляет собой государственную систему наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания человека, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием на него факторов среды обитания человека для принятия мер по устранению вредного воздействия на население факторов среды обитания человека.

11 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2004. № 18.

12 СЗ РФ. 1999. № 14. Ст. 1650.

13 СЗ РФ. 2006. № 6. Ст. 713.

В целях ведения мониторинга используются данные осуществляемых федеральными органами исполнительной власти наблюдений:

а) за состоянием здоровья населения;

б) за факторами среды обитания человека, включая:

- биологические (вирусные, бактериальные, паразитные);

- социальные (структура и качество питания, безопасность пищевых продуктов, водоснабжение, условия быта, труда и отдыха) и др.

Проведение указанного мониторинга обеспечивает:

а) установление факторов, оказывающих вредное воздействие на человека, их оценку;

б) прогнозирование состояния здоровья населения и среды обитания человека;

в) определение неотложных и долгосрочных мероприятий по предупреждению и устранению вредных факторов среды обитания человека на здоровье населения;

г) разработку предложений для принятия решений в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

д) информирование органов публичной власти, организаций и населения о результатах, полученных при проведении мониторинга.

Как видно из приведенных положений, социальногигиеническим мониторингом охватываются существенные сферы общественных отношений, среди которых имеют место и чисто медицинские (например, распространение инфекций), но в большей мере социальные, связанные с дифференциацией доходов и вытекающих из нее проблем потребления качественных продуктов питания, условий быта, труда и отдыха.

Данная система накопления и анализа информации имеет весьма важное значение и для государства, и для граждан. Особенно важно ее накопление о городах, где на небольшой территории концентрируется значительное число людей и многие социальные факторы порождают острые проблемы. Указанная система является многоуровневой и интегрированной, начиная от районного звена и до общефедеральных банков данных.

Социально-гигиенический мониторинг, включая сбор и анализ сведений, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять государственный санитарноэпидемиологический надзор. К таковым в соответствии с Законом о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения относятся Федеральное медикобиологическое агентство (закрытые административнотерриториальные образования, объекты атомной, космической и оборонной промышленности и т.п.)14; Федеральная служба по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (внутриведомственный контроль), МВД России (внутриведомственный контроль); Главное управление специальный программ Президента Российской Федерации (внутриведомственный контроль); ФСБ России (внутриведомственный контроль); ФСИН России (внутриведомственный контроль).

Однако лишь сферой санитарно-эпидемиологического благополучия населения социальный мониторинг не

14 Положение о Федеральном медико-биологическом агентстве утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2005 № 206 (СЗ РФ. 2005. № 16. Ст. 1456).

исчерпывается. Переход к рыночной экономике и, как следствие, появление рынка труда и безработица, которые могут быть источником существенной социальной напряженности не только в отдельных местностях, но и в целых регионах, вызвало к необходимости построение системы общенационального мониторинга социально-трудовой сферы, определяемую как государственная система непрерывного наблюдения за фактическим положением дел в социально-трудовой сфере для своевременного выявления и системного анализа происходящих в ней изменений, предупреждения негативных тенденций, ведущих к формированию очагов социальной напряженности, а также для краткосрочного прогнозирования важнейших процессов в этой сфере.

Осуществление мониторинга социально-трудовой сферы является одним из инструментов разработки государственной социальной политики. Он проводится целым рядом федеральных органов исполнительной власти: Федеральной службой по труду и занятости, Федеральной службой государственной статистики, Федеральной миграционной службой, а также заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Основными задачами мониторинга социальнотрудовой сферы являются:

- непрерывное наблюдение за состоянием социальнотрудовой сферы и получение оперативной информации о ней;

- объединение информационных потоков, формируемых различными органами исполнительной власти, участвующими в мониторинге;

- своевременное выявление изменений, происходящих в социально-трудовой сфере, и факторов, их вызвавших;

- предупреждение негативных тенденций, ведущих к формированию и развитию очагов напряженности;

- осуществление краткосрочного прогнозирования развития важнейших процессов в социально-трудовой сфере;

- оценка эффективности и полноты реализации законов и других нормативных правовых актов по социально-трудовым вопросам.

Проведение мониторинга осуществляется не по отношению ко всем без исключения субъектам экономической деятельности и территориям, а по отношению к специально отобранным (базовым) предприятиям, учреждениям и организациям и регионам, а также к отобранным по социально-демографическим и профессиональным признакам группам населения15.

В качестве основных направлений мониторинга выделяются:

- доходы и уровень жизни населения;

- рынок рабочей силы, занятость и безработица;

- социально-трудовые процессы на предприятиях, в учреждениях и организациях;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- условия и охрана труда;

- социально-демографические и миграционные процессы.

В качестве информационной базы для мониторинга определены:

- данные государственной централизованной статистической отчетности и отраслевой статистической отчетности, предоставляемые участникам мониторинга на безвозмездной основе;

15 См.: Положение о Всероссийском мониторинге социальнотрудовой сферы, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 22.03.1995 № 291 (СЗ РФ. 1995. № 13. Ст. 1151).

- данные базовых предприятий, не учитываемые государственной статистикой и предоставляемые участникам мониторинга на договорной основе;

- данные выборочных единовременных обследований предприятий, учреждений, других организаций, регионов, отдельных групп населения, домашних хозяйств;

- данные специальных социологических опросов населения.

Сбор и первичная обработка информации в ходе ведения мониторинга осуществляются территориальными органами государственной статистики, ведомственными статистическими службами. Информация и полученные на основании ее анализа результаты поступают в банк данных автоматизированной информационной системы Федеральной службы государственной статистики и Федеральной службы по труду и занятости. По результатам мониторинга готовятся ежеквартальные и ежегодные доклады, представляемые Правительству Российской Федерации.

Помимо общенациональных систем мониторинга, охватывающих большие группы субъектов экономической деятельности и значительные слои населения, в настоящее время создан целый ряд локальных по субъектному составу систем. В качестве примера можно привести ежегодный мониторинг социальноэкономического и правового положения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Необходимость проведения такого мониторинга установлена ст. 29 Федерального закона "О статусе военнослужащих"16. Конкретный административный механизм его организации и проведения определен "Положением о проведении ежегодного мониторинга социально-экономического и правового положения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.1999 № 23217.

Равно как и мониторинг социально-трудовой сферы, данная система накопления информации о гражданах является государственной и осуществляется непрерывно. Ее основная цель - определение уровня социальной защищенности указанных категорий граждан в интересах предупреждения негативных тенденций, прогнозирования социальных последствий принимаемых решений и выработке предложений по совершенствованию законодательства в этой сфере.

Основными направлениями мониторинга являются:

- состояние денежного довольствия и пенсионного обеспечения, уровень среднедушевого дохода члена семьи;

- уровень продовольственного, вещевого, квартирноэксплуатационного и других видов материального обеспечения;

- медицинское обеспечение;

- реабилитация инвалидов и социальное обеспечение пожилых ветеранов;

- адресность предоставления льгот и социальных гарантий;

- реализация права на образование;

- обязательное личное государственное страхование.

Информационную базу мониторинга составляют:

- данные государственной статистической отчетности, предоставляемые Федеральной службой государственной статистики по запросу Федерального агентства по труду;

16 СЗ РФ. 1998. № 22. Ст. 2331.

17 СЗ РФ. 1999. № 10. Ст. 1246.

- данные федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, не учитываемые государственной статистикой;

- данные социологических обследований отдельных групп военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей и данные специальных социологических опросов указанных категорий граждан.

Анализ данной государственной системы накопления информации о гражданах показывает следующее:

- Правительство Российской Федерации изначально обеспечило ее независимость от административных ведомств, в которых предусмотрена военная служба (или предоставляются сведения, определяемые оператором системы), поручив гражданскому ведомству анализ и обобщение информации;

- учитывая социальную важность задачи получения объективной информации, данные официальной статистической отчетности перепроверяются путем специальных социологических обследований.

Все указанное свидетельствует о потребности Правительства Российской Федерации в получении достоверных сведений в отношении таких социально активных групп населения как военнослужащие и ветераны военной службы.

Список литературы:

Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 33. Ст. 1318.

Салагай О.О. Медицинская информация и некоторые вопросы права//Медицинское право. 2009. № 3.

СЗ РФ. 1997. № 41. стр. 8220-8235.

Блохин Н.Н. Деонтология в онкологии. М. 1977. Ведомости ВС СССР. 1969. № 52. Ст. 466.

Фатьянов А.А. Правовое обеспечение безопасности информации в Российской Федерации. М. 2001.

Петрухин И.Л. Личная жизнь. Пределы вмешательства, М.2004.

Literature list:

Bulletin of the DNS and the Armed Forces. 1993. № 33. Art. 1318.

Salagay O.O. Medical information and certain questions of law / / Medical Law. 2009. Number 3.

NW Russia. 1997. № 41. p. 8220-8235.

Blokhin N.N. Deontology in oncology. M. 1977.

Bulletin of the USSR Supreme court. 1969. № 52. Art. 466. Fatianov A.A. Legal security of information in the Russian Federation. M. 2001.

Petrukhin I.L. Personal life. The limits of intervention, M.2004.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью кандидата юридических наук Рыжова Романа Сергеевича на тему: "Актуальные проблемы правового обеспечения накопления конфиденциальной информации о гражданах в области социальной защиты и обязательного социального страхования"

Сферы государственных услуг, в особенности имеющих финансовую подоплеку, и охватывающих широкие слои населения страны, одними из первых стали переводиться на автоматизированные системы учета и контроля. Это, естественно, породило возможность неправомерного доступа к такой информации персонального характера, кражи баз данных и проявлению прочих негативных моментов.

Вторым аспектом данной проблемы является определение правовых пределов проникновения органов государства в частную жизнь граждан путем сбора и анализа их персональной информации.

Изучению правовых аспектов вышеуказанных проблем и посвящена представленная на рецензирование работа Р.С. Рыжова.

Содержащиеся в статье положения обладают необходимыми признаками научной новизны и теоретической значимости. В связи с указанным она может быть рекомендована для публикации в периодических научных изданиях, рецензируемых ВАК.

Научный консультант по диссертации Р.С. Рыжова:

Заведующий кафедрой

"Общая юриспруденция и правовые основы безопасности"

НИЯУ МИФИ

академик РАЕН, доктор юридических наук,// /fj -~/f /

профессор Jfтьянов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.