УДК 316.334.3
РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
(на примере Саратовской области)
Е. Е. Немерюк, О. Г. Антонова
Немерюк Евгения Евгеньевна, доктор социологических наук, профессор кафедры социологии коммуникаций и управления на базе администрации Энгельсского муниципального района, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г Чернышевского, evgeniya_nemeryuk@ mail.ru
Антонова Ольга Геннадьевна, доктор социологических наук, профессор кафедры истории, теории и прикладной социологии, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, ogantonova@rambler.ru
В статье рассматриваются состояние и специфика реализации социальной политики на примере Саратовской области. Обращается внимание на то, что социальная политика, основными целями которой являются обеспечение благополучия и всестороннее развитие граждан и общества в целом, выступает одним из ключевых направлений деятельности как государственных органов власти, так и органов местного самоуправления и реализуется через государственные решения, социальные мероприятия и программы.
Ключевые слова: социальная политика, социальная помощь, социальная защита, социальная поддержка, прожиточный минимум, льготы.
Social Policy Implementation at the Regional Level (The Study of Saratov Region)
E. E. Nemeryuk, O. G. Antonova
Evgeniya E. Nemeryuk, https://orcid.org/0000-0002-0866-2661, Saratov State University, 83, Astrakhanskaya Str., Saratov, 410012, Russia, evgeniya_nemeryuk@mail.ru
Olga G. Antonova, https://orcid.org/0000-0003-1360-1684, Saratov State University, 83, Astrakhanskaya Str., Saratov, 410012, Russia, ogantonova@rambler.ru
The article examines the state and specifics of the implementation of social policy by studying Saratov region. Social policy, aiming mainly at ensuring well-being and all-round development of individuals and society, as a whole, presents itself as one of the key activity directions of both the state administration and local governments. This policy is implemented by state-made decisions, social events and programs. Keywords: social policy, social assistance, social protection, social support, subsistence minimum, benefits.
DOI: https://doi.org/10.18500/1818-9601 -2018-18-4-403-408
В условиях реформирования российского общества важнейшим направлением деятельности государства, общественных объединений и организаций является осуществление социальной по-
литики по разрешению социостратификационных противоречий, повышению эффективности политической и экономической системы, ее отдельных звеньев, реализации социальной защиты наименее обеспеченных слоев населения, оказанию им помощи и поддержки. Наличие целого ряда относительно самостоятельных субъектов и носителей социальной политики не только расширяет гамму социальных услуг на основе их взаимодополнения, но и обеспечивает большую гибкость и мобильность социальной политики, позволяет более оперативно реагировать на изменение социально-экономической ситуации в стране.
Основная задача государства в сфере социальной политики - адресная помощь самым малоимущим гражданам, их финансовая поддержка. В каждом регионе Российской Федерации власти принимают определенные меры, чтобы помочь наиболее нуждающейся категории населения. Социальная политика и соцзащита Саратовской области также имеют свои региональные особенности.
Для оценки уровня жизни населения и оказания адресной социальной помощи малоимущим гражданам в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» применяется величина прожиточного минимума в субъектах Российской Федерации. В четвертом квартале 2017 г. прожиточный минимум на душу населения в Саратовской области уменьшился на 528 руб. и составил 8222 руб. При этом прожиточный минимум трудоспособного населения снизился за квартал на 568 руб., составив 8834 руб., пенсионеров - 6793 (минус 413 руб.), детей - 8424 (минус 579 руб.)1.
Для реализации социальной политики на территории Саратовской области функционирует сеть учреждений, включающая в себя 95 учреждений: 4 территориальных органа областного министерства социального развития, 4 управления социальной поддержки населения, 22 стационарных учреждения для престарелых и инвалидов, 15 учреждений реабилитации и социальной адаптации инвалидов, 7 центров социальной помощи семье и детям «Семья», 4 комплексных центра социального обслуживания населения, 3 социально-реабилитационных центра для несовершеннолетних, 35 центров социальной защиты населения, центр социально-трудовой реабилитации для лиц без определенного места жительства.
В качестве основных нормативных актов,
регулирующих предоставление льгот на территории Саратовской области, необходимо указать следующие: Закон Саратовской области «Об установлении ежемесячной компенсации расходов по уплате взноса на капитальный ремонт отдельным категориям граждан, проживающих в Саратовской области» от 24 декабря 2015 г. № 178-ЗСО; Закон Саратовской области «Об установлении порядка и условий компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих в Саратовской области» от 24 сентября 2015 г. № 111-ЗСО; Закон Саратовской области «Об установлении дополнительной меры социальной поддержки инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, по оплате жилого помещения в Саратовской области» от 24 сентября 2015 г. № 108-ЗСО; Закон Саратовской области «О мерах социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» от 2 июля 2009 г. № 85-ЗСО; Закон «О региональном материнском (семейном) капитале в Саратовской области» от 28 декабря 2011 г. № 212-ЗСО; Постановление Правительства Саратовской области «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 19 января 2005 г. № 20-П (с изм. на 25 декабря 2017 г.); Закон Саратовской области «Об установлении дополнительной меры социальной поддержки участников Великой Отечественной войны, инвалидов Великой Отечественной войны и инвалидов боевых действий, а также приравненных к ним граждан, проживающих в Саратовской области» от 24 сентября 2015 г. № 105-ЗСО 2
Социальная защита Саратовской области предлагает людям с ограниченными возможностями воспользоваться следующими видами соцподдержки: выплаты для улучшения размера жилого помещения; ежемесячная компенсация расходов на оплату коммунальных услуг; длительность рабочей недели не более 35 часов; бесплатное медицинское обслуживание; услуга соцтакси для поездок по городу; первоочередное трудоустройство; обеспечение средствами реабилитации; право на бесплатное обучение.
Люди с ограниченными возможностями получают право на социальную пенсию, размер которой устанавливается на региональном уровне. Работающие инвалиды имеют право на один месяц оплачиваемого отпуска и два месяца неоплачиваемого. Устанавливаются квоты по приему на работу лиц с ограниченными возможностями. В регионе действуют две организации, оказывающие помощь в реабилитации лиц с ограниченными возможностями жителям Саратовской области: ГАОУ «Центр по обучению и реабилитации инвалидов»; ГАУ СО «Центр адаптации и реабилитации инвалидов». Порядок представления льгот и гарантий для инвалидов
регулируют Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 29.07.2018), Закон Саратовской области «Об установлении квоты для приема на работу инвалидов» от 28.02.2005 № 20-ЗСО (с изм. на 02.03.2017) .
Такие категории граждан, как участники Великой Отечественной войны, ветераны труда и военной службы, участники боевых действий и локальных вооруженных конфликтов, работники тыла, получают статус ветерана.
Ветераны имеют право на ряд льгот: возмещение расходов на протезирование зубов в государственных клиниках; бесплатное и внеочередное обслуживание в медучреждениях области; первоочередное право на вступление в жилищные кооперативы и садоводческие товарищества; оплата тарифов услуг ЖКХ в половинном размере; приоритетное право при оформлении в интернаты для престарелых.
Ветераны труда ежемесячно получают выплату 400 руб., а труженики тыла - 500 руб. Ветераны боевых действий имеют возможность улучшить свои жилищные условия за счет государства. Порядок представления льгот и гарантий для ветеранов регулируют Федеральный закон «О ветеранах» от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ (с изм. и доп. от 29 июля 2018 г.), Закон Саратовской области «О ветеранах труда Саратовской области» от 9 ноября 2007 г. № 241-ЗСО.
В отношении пенсионеров депутаты Саратовской областной думы решили повысить прожиточный минимум. На 2018 г. его величина составила 7990 руб. Эта цифра сформировалась, исходя из роста потребительских цен на продукты питания (103,6%), непродовольственные товары (103,9%) и услуги (104,5%). По сравнению с 2017 г. прожиточный минимум вырос на 3,75% (290 руб.) (в среднем по России на 2,2%, с 8540 до 8726 руб.). Неработающим пенсионерам осуществляется доплата, чтобы «дотянуть» до суммы в 7990 руб.3
Размер средней пенсии для жителей Саратовской области в 2018 г. составляет 13 096,64 руб., размер социальной пенсии - 7863 руб. Размеры выплат повышаются только для тех пенсионеров, которые трудовую деятельность не осуществляют. Страховые пенсии, а также фиксированная выплата к ней увеличились с января 2018 г.
Вышедшим на заслуженный отдых по старости полагаются следующие привилегии: льготный проезд на городском общественном транспорте; освобождение от уплаты налога на имущество; льготы по земельному налогу; вычеты при покупке жилья. Помимо этого, родственники пенсионеров, занятые организацией похорон, получают право на компенсацию расходов.
В каждом регионе страны есть собственное правительство, наделенное функциями создавать и внедрять местные законодательные акты. Такая необходимость обусловлена тем, что все субъек-
ты Федерации имеют разные бюджеты и проблемы. Соответственно, и меры социального содействия, необходимые для поддержания пожилых людей и других льготных категорий граждан, будут различными. Кроме действующих федеральных законов и НПА, в отношении пенсионеров в Саратовской области предусмотрено несколько местных законодательные актов. Они регулируют предоставление материальной и социальной помощи пожилым людям.
Льготы пенсионерам в Саратовской области в 2018 г. можно условно разделить на несколько видов: во-первых, привилегии и послабления в сфере налогообложения - пенсионеры имеют право не платить некоторые обязательные налоговые сборы, получать налоговый вычет (для работающих), а также освобождение отдельных доходов от уплаты НДФЛ; во-вторых, адресная материальная и нематериальная помощь; в-третьих, медицинское обслуживание по льготным тарифам и получение бесплатных путевок в места лечения и отдыха; в-четвертых, помощь при установке или замене индивидуальных приборов учета в собственном жилье; и, наконец, в-пятых, льготы в сфере ЖКХ.
В 2018 г. для пенсионеров Саратовской области предусмотрены и другие виды льгот. Саратовские пенсионеры также могут бесплатно получать: медицинское обслуживание в установленных законодательством границах (регулярная диспансеризация и т. д.); социальную доплату к пенсии, если ее размер меньше установленного регионального минимума.
Кроме стандартных пенсионных привилегий, необходимо рассмотреть и те, которые предоставляются гражданам, перешагнувшим 80-летний рубеж: бесплатное медицинское и социальное обслуживание по месту жительства; предоставление муниципальной жилплощади, соответствующей всем санитарно-техническим нормам и требованиям безопасности (в случае, если пожилой человек проживает в аварийном жилье); предоставление продуктовых наборов, помощь социальных работников в приобретении продуктов, необходимых медикаментов, оплате коммунальных услуг, по дому; возможность привлечения помощника со стороны или из числа родственников за определенную плату из муниципального бюджета; помощь при проведении газификации частного дома, установке или замене газового счетчика.
С 1 декабря 2017 г. в Саратове был запущен совместный проект Союза пенсионеров России и Пенсионного фонда «Университет третьего возраста». Цель проекта - повышение качества жизни пенсионеров и активизация участия граждан старшего поколения в общественной жизни4.
Льготы гражданам, пострадавшим в результате аварии на ЧАЭС, устанавливает Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы
на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 № 1244-1 (ред. от 29.07.2018). Ежемесячная денежная выплата с 1 февраля 2017 г. составила 2022 руб. 94 коп. Выплата для граждан, ставших инвалидами в результате аварии, полагается 2527,06 руб. Пенсии чернобыльцам с инвалидностью 1-й и
2-й группы - 12 399,66 руб., при инвалидности
3-й группы - 6199,81 руб. Ежегодно размер перечислений повышается.
Основные льготы для чернобыльцев: возможность улучшить жилищные условия; 50%-ная компенсация на оплату коммунальных услуг; льготы по оплате подоходного и транспортного налога; обслуживание в аптеках вне очереди; предоставление мест в домах престарелых; трудоустройство без очереди при переезде на новое место жительство; скидка на приобретение топлива; ежемесячная компенсация инвалидам за вред, причиненный здоровью; выплаты по нетрудоспособности; компенсации за имущественные объекты и неудобства, связанные с переездом. Помимо этого, льготы предоставляются нетрудоспособным иждивенцам чернобыльцев. Все льготы можно получить после оформления удостоверения чернобыльца.
Постановление Правительства Саратовской области от 1 апреля 2010 г. № 104-п «О мерах социальной поддержки доноров, безвозмездно сдавших кровь и (или) ее компоненты» устанавливает следующие размеры единовременных денежных компенсационных выплат (вознаграждения): донорам после сдачи крови и ее компонентов - 230 руб. Донорам, сдающим кровь и ее компоненты более трех раз в год: донорам крови - в размере 25 руб. за 100 мл сданной крови; донорам плазмы - в размере 50 руб. за 100 мл сданной плазмы; донорам иммунной плазмы в размере 70 руб. за 100 мл сданной плазмы; донорам клеток крови - в размере 130 руб. за дозу.
Перечень льгот определяет Федеральный закон «О донорстве крови и ее компонентов» от 20.07.2012 № 125-ФЗ (ред. от 07.03.2018). За счет средств федерального бюджета положены следующие льготы донорам: дополнительные дни отдыха; ежегодные выплаты; санаторные путевки для граждан, сдавших кровь более двух максимальных доз в год. Можно получить звание «Почетный донор», если кровь сдать бесплатно более 40 раз.
Основные льготы для почетных доноров: бесплатное оздоровление в государственных лечебных учреждениях; ежегодный отдых в любое удобное время года; выплата компенсаций; выдача путевок в санатории.
Социальная помощь оказывается и жертвам политических репрессий. К жертвам политических репрессий относятся граждане, которые подверглись преследованиям по политическим мотивам и находились в местах лишения свободы. Порядок предоставления социальной помощи жертвам политических репрессий регу-
лируется Законом РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18.10.1991 № 1761-1 (ред. от 07.03.2018).
Жертвам политических репрессий предоставляется восемь основных видов льгот: денежная компенсация в размере 75 руб. за каждый день лишения свободы, но не более 10 тыс. руб. - наследники могут получить эту выплату, если пособие было начислено, но так и не было получено их родственниками по причине смерти; первоочередное предоставление путевок на санаторно-курортное лечение; бесплатное медицинское обслуживание; бесплатное предоставление автомобиля; льготный проезд; возмещение стоимости изъятого имущества; погребение за счет государства; в случае если имущество сохранилось, оно возвращается вместо предоставления денежной выплаты5.
Из бюджета Саратовской области в 20182020 гг. около 70% расходов будут направлять в социальную сферу. В 2018 г. на 21%, т. е. на 497,5 млн руб., выросли дотации местным бюджетам. Большую часть средств, которые шли на развитие национальной экономики, направили на дорожное хозяйство (64,6%). Объем дорожного фонда составил не меньше 6,5 млрд руб., в
2019 г. он увеличится до 7,4 млрд, а к 2020 достигнет 10 млрд руб. Общий объем доходов на 2018 г. запланирован в сумме 77,71 млрд руб., в 2019 г. -79,836 млрд руб., а в 2020 - 85,552 млрд руб. Расходная часть на 2018 г. составила 77,710 млрд руб., на 2019 г. планируется 78,654 млрд, на
2020 - 83,189 млрд6.
Согласно законопроекту о бюджете регионального Фонда ОМС, в 2018 г. доходы и расходы фонда составили 26,7 млрд руб., в 2019 г. составят 27,7 млрд руб., в 2020 г. - 28,8 млрд руб. Доходная часть бюджета фонда в 2018 г. по сравнению с 2017 г. выросла на 4,3 млрд руб., или на 19%.
Средства из бюджета фонда пойдут на повышение зарплаты медиков. С 1 января 2018 г. зарплата врачей выросла и составила 200% от среднерегиональной, представители среднего и младшего медперсонала получают 100% от средней зарплаты по региону.
Был одобрен проект закона о региональном материнском (семейном) капитале, в котором предлагается предусмотреть возможность использования выплат маткапитала для погашения ипотеки, оформленной не только на заявителя-женщину, но и на ее мужа7.
С 1 января 2018 г. за счет средств федерального бюджета введена новая ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка до достижения им возраста полутора лет. Право на нее имеют граждане Российской Федерации, родившие (усыновившие) первого ребенка после 31 декабря 2017 г. Новая мера социальной поддержки введена по инициативе Президента РФ и осуществляется в соответствии
с Федеральным законом «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» от 28 декабря
2017 г. № 418-ФЗ. Выплата является адресной. В
2018 г. в Саратовской области ею могут воспользоваться семьи, среднедушевой доход которых за последние 12 календарных месяцев не превышает 14 371,50 руб. Размер выплаты в области в 2018 г. составляет 9159 руб. в месяц. За назначением новой выплаты гражданам необходимо обращаться в органы социальной защиты населения по месту жительства или в многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ).
По данным на 3 апреля 2018 г., 644 женщины подали документы в органы социальной защиты населения для назначения ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, 618 женщинам данная денежная выплата уже назначена и выплачивается8.
18 января 2018 г. в Москве прошло Всероссийское совещание Совета отцов при Уполномоченном при Президенте РФ по правам ребенка. В настоящее время такие советы уже созданы во многих субъектах Российской Федерации. Мероприятие объединило инициативы более 60 регионов страны, презентовавших свой успешный опыт работы таких объединений. Саратовскую область представили глава Аткарского района, председатель Совета отцов Виктор Елин, председатель Саратовского регионального Совета отцов Николай Фетисов и председатель Совета отцов и дедов Озерного МО Аткарского района Виктор Собянин. Двое делегатов от региона - Виктор Елин и Николай Фетисов - были избраны в исполнительный комитет Совета отцов при Уполномоченном при Президенте РФ по правам ребенка.
Федеральный Совет отцов позволит объединить общие усилия для решения важных социально значимых вопросов по защите семейных ценностей, укреплению престижа отцовства, формированию у молодежи ответственного отношения к семье и детям. В нынешний год - Год добровольца (волонтера) - такая работа на общественных началах крайне актуальна9.
22-23 июня 2017 г. в Саратове на базе Саратовской государственной юридической академии прошел межрегиональный форум «Социальная защита, социальное обслуживание - XXI век. Новый вектор развития». Мероприятие, участие в котором приняли представители социальных служб пяти регионов России, а также руководители и специалисты соцучреждений Саратовской области, организовано министерством социального развития области с целью обмена опытом в реализации оказания социальных услуг населению. Были обсуждены вопросы организации работы по созданию Единой государственной информационной системы социального обеспечения (ЕГИССО), в которой будут собраны данные обо всех мерах социальной поддержки,
гарантиях, выплатах и компенсациях, которые государство предоставляет гражданам. Оператором этой системы является Пенсионный фонд России. Все остальные ведомства, в том числе Министерство социального развития Саратовской области - поставщики информации для этой базы.
Единая система создается с целью усовершенствовать учет прав граждан на социальное обеспечение, обеспечить оказание социальной помощи именно тем лицам, которые в ней нуждаются. ЕГИССО позволит оптимизировать предоставление отдельных мер социальной поддержки, учитывая уровень доходов и материального положения гражданина.
Одним из важных пунктов внедрения ЕГИС-СО является повышение уровня информированности граждан о своих правах на социальное обеспечение. Сейчас, чтобы получить различные льготы, гражданину необходимо обратиться с заявлением в соответствующий государственный орган. Но многие жители не знают, что им положены различные пособия. Введение ЕГИССО позволит гражданам через личный кабинет на портале госуслуг узнавать информацию об имеющихся у них правах на социальную выплату.
Информационная система будет содержать полную информацию о лице, имеющем право на меры социальной поддержки: ФИО, пол, дата рождения, место рождения, сведения о гражданстве, данные паспорта и свидетельства о рождении, адрес места жительства, СНИЛС, контактный телефон, сведения о периодах трудовой деятельности, сведения о сумме назначенной пенсии; сведения о мерах социальной защиты, осуществляемых за счет средств федерального бюджета; сведения о мерах социальной защиты, предоставляемых в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными нормативными правовыми актами за счет средств бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов; сведения об организациях, предоставляющих меры социальной защиты.
Постепенно к системе будут подключены уже существующие на федеральном и региональном уровне регистры и базы данных, а также внесены сведения обо всех нормативных актах, на основании которых оказывается социальная поддержка, обо всех организациях, которые осуществляют эту деятельность.
В разных регионах насчитывается от 70 до 400 различных мер социальной поддержки, которые предоставляются в натуральной и денежной форме и распределяются по десяткам и сотням категорий граждан. Только Пенсионный фонд, помимо выплаты пенсии, осуществляет выплаты порядка 40 видов федеральных пособий. Объединение регистров и баз данных ведомств, оказывающих гражданам меры социальной поддержки, созданных на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, позволит повысить
прозрачность системы социального обслуживания как для государства, так и для граждан.
В рамках внедрения ЕГИССО предусмотрена стандартизация и унификация всех видов социальной поддержки, для чего Министерством труда и социальной защиты РФ создан Классификатор видов социальной поддержки и категорий лиц, которым она оказывается. В классификаторе будут учтены все категории льгот, как федеральных, так и региональных.
В настоящее время в регионе создана рабочая группа по внедрению ЕГИССО, которую возглавил заместитель председателя регионального правительства Иван Кузьмин. С 1 января 2018 г. ЕГИССО введена в эксплуатацию10.
Таким образом, процесс демократизации современного российского общества, становление социального государства, российской федеративной государственности, экономическая и, в особенности, известная политическая самостоятельность регионов создают качественно новые условия, с одной стороны, для оказания эффективного воздействия на разработку и реализацию государственной социальной политики на федеральном уровне, а с другой стороны, для разработки и реализации социальной политики самих регионов. Усиление адресности и установление критерия нуждаемости при оказании социальной помощи отвечает современным запросам общества и способствует реализации сбалансированной социальной политики. В Саратовской области наработан успешный опыт в сфере социальной защиты населения. Внедряются новые формы обслуживания пожилых людей, замещающие пребывание в стационарах. Появляются такие проекты, как «Университет третьего возраста». За последние годы удалось создать полноценную сеть учреждений по социальной и медицинской реабилитации инвалидов, которая позволяет сопровождать человека на всех этапах его жизни. При активном внедрении принципов адресности и нуждаемости возможно сохранение всего объема мер соцпод-держки.
Примечания
1 См.: В Саратовской области жить стало лучше и веселей. URL: http://pfo.svpressa.ru/economy/news/9791/ (дата обращения: 15.03.2018).
2 См.: Социальная защита и поддержка в Саратове и Саратовской области в 2018 году. URL: http://lgoty-vsem. ru/regiony/saratovskaya-oblast/socialnaya-pomoshch-v-saratove.html (дата обращения: 24.03.2018).
3 См.: Прожиточный минимум для пенсионеров в регионе увеличат до 7990 рублей // Общественное мнение. URL: https://om-saratov.ru/economy/18-october-2017-i54059-projitochnyi-minimum-dlya-p (дата обращения: 18.03.2018).
4 См.: Пенсионный фонд Российской Федерации. От-
деление по Саратовской области : [сайт]. URL: http:// www.pfrf.ru/branches/saratov/news~2017/06/23/138032 (дата обращения 05.04.2018).
5 См.: Социальная зашита и поддержка в Саратове и Саратовской области в 2018 году.
6 См.: 70% бюджета Саратовской области направят на социальную сферу. URL: http://www.4vsar.ru/news/96367. html (дата обращения: 23.03.2018).
7 См.: Заседание комитета облдумы по соцполитике провели за 15 минут. URL: http://saratov.bezformata. ru/listnews/zasedanie-komiteta-obldumi-po-sotcpolitike/ 62603172/ (дата обращения: 26.03.2018).
8 См.: Министерство социального развития Саратовской
области : [сайт]. URL: http://www.social.saratov.gov. ru/index.php?ELEMENT_ID=39199 (дата обращения: 05.04.2018).
9 См.: Саратовчан избрали в исполнительный комитет федерального Совета отцов // Правительство Саратовской области. Министерство социального развития : [сайт]. URL: http://www.social.saratov.gov.ru/news/social. php?ELEMENT_ID=38164&sphrase_id=170019 (дата обращения: 07.02.2018).
10 См.: Пенсионный фонд Российской Федерации. Отделение по Саратовской области : [сайт].
Образец для цитирования:
Немерюк Е. Е., Антонова О. Г. Реализация социальной политики на региональном уровне (на примере Саратовской области) // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2018. Т. 18, вып. 4. С. 403-408. DOI: https://doi. org/10.18500/1818-9601-2018-18-4-403-408
Cite this article as:
Nemeryuk E. E., Antonova O. G. Social Policy Implementation at the Regional Level (The Study of Saratov Region). Izv. Saratov Univ. N. S.), Ser. Sociology. Politology, 2018, vol. 18, iss. 4, рр. 403-408 (in Russian). DOI: https://doi.org/10.18500/1818-9601-2018-18-4-403-408.