Научная статья на тему 'Роль элиты в формировании и реализации коммуникационной стратегии противодействия коррупции'

Роль элиты в формировании и реализации коммуникационной стратегии противодействия коррупции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
265
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Коммуникология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ / CIVIL SERVANT / ДОХОД / INCOME / ИНФОРМАЦИЯ / СВЕДЕНИЯ / INFORMATION / КОММУНИКАЦИЯ / COMMUNICATION / КОРРУПЦИЯ / CORRUPTION / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / ANTI-CORRUPTION / УВЕДОМЛЕНИЕ / NOTICE / ЭЛИТА / ELITE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Аверин Александр Николаевич, Понеделков Александр Васильевич, Магомедов Керем Османович

Рассматривается значение коммуникации в сфере противодействия кор-рупции и роль элиты в коммуникативных процессах. Особое внимание уделено рас-смотрению коммуникации как передачи и получения информации о доходах и расхо-дах государственных служащих, лиц, замещающих или занимающих государствен-ные должности, взаимосвязи информации о противодействии коррупции с инфор-мацией о легализации доходов, полученных преступным путём.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Аверин Александр Николаевич, Понеделков Александр Васильевич, Магомедов Керем Османович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of the elite in the formulation and implementation of the communication strategy of counteraction of corruption

The paper considers the importance of communication in the sphere of counteraction of corruption and the role of the elite in communicative processes. Special attention is paid to the consideration of communication as the transmission and receipt of information on the incomes and expenditures of civil servants, persons holding or occupying public office, the relationship of information on combating corruption with information about the legalization of income obtained by criminal means.

Текст научной работы на тему «Роль элиты в формировании и реализации коммуникационной стратегии противодействия коррупции»

■ ■ ■ Роль элиты в формировании и реализации коммуникационной стратегии противодействия коррупции

АВЕРИН А.Н, ПОНЕДЕЛКОВ А.В., МАГОМЕДОВ К.О.

АВЕРИН Александр Николаевич - профессор, доктор философских наук, профессор кафедры философии ИОН РАНХиГС. Москва, Российская Федерация. E-mail: anaverin1947@mail.ru

ПОНЕДЕЛКОВ Александр Васильевич - доктор политических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, заведующий лабораторией Южно-Российского института управления - филиала РАНХиГС.

Москва, Российская Федерация. E-mail: ponedelkov@uriu.ranepa.ru

МАГОМЕДОВ Керем Османович - доктор социологических наук, профессор кафедры управления персоналом ИГСУ РАНХиГС, руководитель социологической группы. Москва, Российская Федерация. E-mail: m-kerem@mail.ru

Аннотация: рассматривается значение коммуникации в сфере противодействия коррупции и роль элиты в коммуникативных процессах. Особое внимание уделено рассмотрению коммуникации как передачи и получения информации о доходах и расходах государственных служащих, лиц, замещающих или занимающих государственные должности, взаимосвязи информации о противодействии коррупции с информацией о легализации доходов, полученных преступным путём. Ключевые слова: государственный служащий, доход, информация, коммуникация, коррупция, противодействие коррупции, сведения, уведомление, элита.

Для цитирования: Аверин А.Н, Понеделков А.В., Магомедов К.О. Роль элиты в формировании и реализации коммуникационной стратегии противодействия коррупции // Коммуникология. Том 5. №2. С. 29-37 DOI 10/21453/2311-3065-2017-5-2-29-37

Коррупционные коммуникации как объект научного интереса

Феномен живучести коррупции изучают различные ученые. О.А. Жеухин в своей статье «Феномен коррупции в контексте элитологического дискурса» пишет: «Философов интересуют социокультурные основания коррупции в современной России и формы их проявлений. Историки озабочены исследованием опыта государственного и общественного противодействия коррупции в нашей стране. Социологов интересуют институциональные особенности коррупции, различные механизмы социального контроля коррупционных отношений и т.д. Экономистам важны исследования организационно-экономических механизмов коррупционных практик, понимание системы их управления, региональные аспекты проявления и т.д. Исследования юристов направлены на изучение административных процедур противодействия коррупции, организационно-правовых аспектов деятельности правоохранительных органов, особенностей методик

Communicology.2017.VoL5. No.2. Р. 29-37

http://www. communicology.us

предварительного расследования коррупционных преступлений, особенности коррупционных практик в отраслевом разрезе (коррупция в сфере образования, здравоохранения и т.д.) многих других аспектов коррупционной деятельности и механизмов ее предотвращения. Политологи, как правило, исследуют различные аспекты политических механизмов противодействия коррупции, их эволюцию. Им важно понять особенности субъектов, стратегий и механизмов этой деятельности, роль СМИ и гражданского общества в системе антикоррупционной политики. Кроме этого, у политологов, юристов, историков, социологов и экономистов имеются исследования различных аспектов международного опыта реализации антикоррупционной политики» [1, с. 767-768].

Коммуникации элиты играют двоякую роль. С одной стороны, именно благодаря коммуникациям с нужными структурами и нужными людьми коррупционеры достигают своих целей. С другой стороны, именно в коммуникации некоррумпированной части элиты обнаруживаются и пресекаются многие коррупционные схемы и действия.

В.А. Лоскутов раскрывает и другую сторону коррупционных коммуникаций: «С помощью коррупции и администрирования, с одной стороны, было обеспеченно достаточно эффективное («стабильное») функционирование власти как способа управления несвободой общества. Но, с другой стороны, они запустили в действие такие механизмы деформации власти, которые существенным образом ограничили и трансформировали уже достигнутые и освоенные ею в процессе демократического транзита формальные и декларативные свободы. Постсоветский термидор убедительно подтвердил тот факт, что чем изощреннее и многообразнее становятся методы коррупционного и административного управления несвободой общества, тем меньше степеней свободы остается не только у общества, но и у власти» [3, с. 386].

Не случайно крупные международные структуры пытаются разрабатывать теоретические основы, раскрывающие как генезис коррупции как феномена современности, так и нацеленные на противодействие как международным, так и локальным коррупционным моделям коммуникации. Доктор Хизер Маркетт, директор программы лидерства в области развития (DLP) и управления и Центр социального ресурса развития (GSDRC) (Департамент Международного развития, Университет Бирмингема) в своей заметке представленной Комитету содействия развитию Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) - Organization for Economic Cooperation and Development (OECD) - делает попытку сформулировать эффективные рекомендации для использования на политическом уровне, чтобы объяснить ресурсы, затраченные на работы по противодействию коррупции в парламентах, и средства налогоплательщиков в странах ОЭСР. В этой записке говорится, что в документе отражаются вопросы коммуникационной стратегии, рассчитанной на разные аудитории в странах ОЭСР. В настоящем документе представлены ключевые моменты, которые не-

обходимо учитывать при подготовке коммуникационного плана по борьбе с коррупцией и его структурировании.

Коррупция представляет собой злоупотребление служебным положением, дачу и получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп, незаконное использование должностного положения вопреки законным интересам общества и государства; совершение таких деяний от имени или в интересах юридического лица1. Коррупция осуществляется для получения выгоды в виде денег, ценностей, имущества, услуг имущественного характера, имущественных прав для себя или для третьих лиц, незаконное предоставление такой выгоды другими людьми. Политико-административной элите необходимо противодействовать коррупции. Под противодействием коррупции понимается деятельность федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и людей в пределах их полномочий по профилактике коррупции, борьбе с ней, минимизации и ликвидации последствий коррупционных правонарушений. Профилактика коррупции связана с предупреждением, выявлением и последующим устранением причин коррупции, борьба с коррупцией - с выявлением, предупреждением, пресечением, раскрытием и расследованием коррупционных правонарушений.

На практике очень важно определять факторы, способствующие повышению эффективности функционирования как федеральной, так и региональной элиты. Они просматриваются при ранжировании экспертами факторов, составляющих управленческую эффективность элит. Индикаторы измерения были заложены в соответствующий вопрос, заданный экспертам в 2016 г, и в 2013 г.: «Отметьте, пожалуйста, факторы, снижающие эффективность действий представителей региональной политико-административной элиты» (таб. 1).

Таблица 1. Факторы, снижающие эффективность функционирования региональной политической элиты

№ п/п Варианты ответов % ответов

2016 г. 2013 г.

1 Коррупция 64,1 57,5

2 Бюрократизация органов власти 51,5 35,8

3 Отрыв власти от народа 50,5 47,5

4 Низкий профессионализм служащих, исполнителей 33,0 28,5

5 Слабая финансовая и материальная база 22,3 27,8

6 Отсутствие должной информационной поддержки 20,4 8,5

1 Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008, № 52, ст. 6228; 2016, № 7, ст. 912; № 27 (часть I), ст. 4169.

Соттитсо1оду.2017.Ш.5. N0.2. Р. 29-37

ЬПр://итм. соттитсо/оду.ив

Противодействие коррупции: вопросы регулирования и поведение элит

Одним из основных принципов противодействия коррупции является комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых и специальных мер. К основным направлениям деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции относится обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления; обеспечение независимости средств массовой информации. Правоохранительные и другие государственные органы, органы местного самоуправления и их должностные лица обязаны информировать подразделения кадровых служб соответствующих органов по профилактике коррупционных и других правонарушений о ставших им известными фактах несоблюдения элитой, государственным и муниципальным служащим ограничений и запретов, неисполнения обязанностей, установленных для противодействия коррупции. Они могут давать такую информацию должностным лицам кадровых служб органов, ответственных за работу по профилактике коррупционных и других правонарушений. Российское государство сотрудничает в области противодействия коррупции с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, с международными организациями в целях обмена информацией по вопросам противодействия коррупции.

Большое значение в области противодействия коррупции придаётся межэлитным коммуникациям. «Прежде всего, оценивая значимость межэлитных взаимодействий, можно указать на сужение в рамках современной российской политической практики уровня значимости взаимодействий с интеллектуальными элитами и элитами культуры. Эксперты подчеркивают необходимость расширения спектра этих взаимодействий. Об этом свидетельствуют ответы на вопрос: «Не могли бы Вы коротко охарактеризовать роль других элит (интеллектуальной, информационной, меритократии и др.), кроме административно-политических и бизнес-элит, в социально-политическом процессе современной России?» (таб. 2)» [1].

Таблица 2. Роль элит в социально-политическом процессе современной России

№ п/п Варианты ответов % ответов

1 Положительная 2,9

2 Скорее положительная 57,3

3 Скорее отрицательная 16,5

4 Отрицательная 4,9

5 Затрудняюсь ответить 13,6

В оценках экспертов преобладает позиция одобрения в оценке роли межэлитных коммуникаций. Эксперты также полагают, что требует значимой поддержки и ряд других коммуницирующих структур и лидеров, которые заинтересованы в разрешении кризисных ситуаций.

Немаловажное значение в повышении доверия к элитам, занимающим высокое положение в обществе, является открытость в передаче и получении информации о доходах и расходах людей, замещающих или занимающих государственные и муниципальные должности. Эти люди относятся соответственно к государственной и муниципальной элите. Непредставление сведений, представление заведомо недостоверных и неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, является основанием для освобождения от замещаемой государственной и муниципальной должности, увольнения с должности государственной и муниципальной службы. Это требование относится к представлению заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги, супруга и несовершеннолетних детей. Сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, размещаются в сети интернет на официальных сайтах федеральных и региональных государственных органов, органов местного самоуправления. Информация размещается на официальных сайтах Центрального банка, государственных корпораций, фондов социального страхования. На них размещается информация об источниках получения средств, за счёт которых совершена сделка по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций)1. Сведения о доходах и расходах предоставляются для опубликования средствам массовой информации. Представители элиты, государственные и муниципальные служащие обязаны уведомлять представителя нанимателя, работодателя, органы прокуратуры, другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо людей в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

Экспертный опрос 2016 г. показал устойчивость в преобладании ряда стереотипных представлений, прежде всего, о политической и бизнес-элите. И общественное, и экспертное мнение по-прежнему низко оценивают именно элитный капитал современного правящего слоя. Хотя отдают должное тем качествам, благодаря которым этот слой позиционируется как элитный: агрессия, политическая амбициозность, нацеленность на власть и карьеру, избегание следования общенациональным интересам и чаяниям населения, способность к манипуляции людьми и т.п. Это действительно комплекс качеств, без которых вряд ли возможна победа в политической борьбе. Однако отмечается все большее стремление действующей элиты обособиться и сохранить властные позиции и полученные коммерческие преференции, и все меньше - в ориентации на решение общегосударственных проблем, проблем национальной безопасности. Можно

1 Федеральный закон от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012, № 50, ст. 6953; 2014. № 52 (часть I) ст. 7542; 2015, № 45, ст. 6204.

Соттитсо1оду.2017.Ш.5. ^.2. Р. 29-37

ЬПр://итм. соттитсо/оду.ив

говорить о фиксации вполне выраженных системных симптомах олигархизации элиты, склонности ко внедемократическим средствам продвижения во власть [1].

Коррупция связана с легализацией доходов, полученных преступным путём. Федеральный орган исполнительной власти, принимающий меры по противодействию легализации доходов, обязан предоставлять руководителям, должностным лицам федеральных государственных органов, высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации, Председателю Центрального банка по их запросам имеющуюся у него информацию1. Федеральные органы государственной власти, осуществляющие деятельность, связанную с противодействием легализации доходов, полученных преступным путем, сотрудничают с компетентными органами иностранных государств на стадии сбора информации. Уполномоченный орган и иные органы государственной власти предоставляют соответствующую информацию компетентным органам иностранных государств по их запросам или по собственной инициативе в порядке и на основаниях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации или на основе принципа взаимности. Передача компетентным органам иностранного государства информации, связанной с выявлением, изъятием и конфискацией доходов, полученных преступным путем, осуществляется, если она не наносит ущерба интересам национальной безопасности российского государства и может позволить компетентным органам этого государства начать расследование или сформулировать запрос. Осуществляется информирование компетентных органов иностранных государств о запрете отдельным категориям людей открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами российской территории, владеть и пользоваться иностранными финансовыми инструментами

Определены категории граждан, которые указывают сведения о принадлежащем им, их супругам и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, об источниках получения средств, за счёт которых приобретено имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами российской территории. Они указывают сведения о своих, а также супруг, супругов и несовершеннолетних детей счетах, вкладах, наличных денежных средствах и ценностях в иностранных банках, расположенных за пределами российской территории, и иностранных финансовых инструментах2. Информацию представляют право-

1 Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001, № 33, ст. 3418; 2015, № 27, ст. 4001; 2016, № 1, ст. 44; № 28, ст. 4558.

2 Федеральный закон от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013, № 19, ст. 2306; 2014, № 52 (часть I), ст. 7542; 2015, № 45, ст. 6204; № 48 (часть I), ст. 6720.

охранительные, другие государственные органы, Центральный банк, органы местного самоуправления, их должностные лица. Информацию могут представить кредитные и другие российские организации, работники подразделений по профилактике коррупционных и других правонарушений, иностранные банки и международные организации; постоянно действующие руководящие органы политических партий и зарегистрированных в соответствии с законом общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями; Общественная палата Российской Федерации; общероссийские средства массовой информации.

Определён порядок размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера отдельных категорий людей и членов их семей на официальных сайтах федеральных и региональных государственных органов, организаций, предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования1. Размещаются и предоставляются для опубликования перечень принадлежащих объектов недвижимого имущества с указанием вида, площади и страны расположения, в том числе несовершеннолетним детям; перечень принадлежащих транспортных средств с указанием вида и марки; информация о декларированном годовом доходе представителя элиты, государственного и муниципального служащего, супруги, супруга. Размещаются также сведения об источниках получения средств, за счёт которых совершены сделки по приобретению земельного участка, объекта недвижимого имущества, транспортного средства, ценных бумаг, долей участия, паёв в уставных (складочных) капиталах организаций. При этом общая сумма таких сделок должна превышать их общий доход за три последних года, предшествующих отчетному периоду.

В Администрации Президента создано Управление Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции2. В сфере коммуникации Управление обеспечивает реализацию работниками Администрации обязанности уведомлять её руководство, органы прокуратуры, Следственный комитет, другие федеральные государственные органы обо всех случаях обращения к ним каких-либо людей в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений; оказывает её работникам консультативной и методической помощи по вопросам, связанным с уведомлением этих органов о фактах совершения коррупционных правонарушений, непредставления сведений, представления недостоверных и неполных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обя-

1 Указ Президента Российской Федерации от 8 июля 2013 года № 613 «Вопросы противодействия коррупции» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013, № 28, ст. 3813; № 49, ст. 6399; 2014, № 26, ст. 3518; 2015, № 29 (часть II), ст. 4477.

2 Указ Президента Российской Федерации от 3 декабря 2013 года № 878 «Об Управлении Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013, № 49 (часть VII), ст. 6399; 2015, № 52 (часть I), ст. 7588.

Communicology.2017.Vol.5. No.2. Р. 29-37

http://www. communicology.us

зательствах имущественного характера; осуществляет приём, анализ и хранение сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Управление осуществляет проверку достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых лицами, замещающими государственные должности; полномочия, по которым влечёт за собой обязанность представлять такие сведения, гражданами, претендующими на замещение должностей; рассматривает обращения граждан и организаций по вопросам противодействия коррупции. Функциями Управления являются: обеспечение подготовки сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных людьми, замещающими государственные должности и должности федеральной государственной гражданской службы в Администрации Президента, для размещения на её официальном сайте; обеспечение предоставления общероссийским средствам массовой информации для опубликования в связи с их запросами данных сведений.

Подводя итоги, следует отметить, что для противодействия коррупции созданы определённые правовые и организационные предпосылки. Вместе с тем ситуация такова, что коррупция, несмотря на борьбу с ней, существует в значительных масштабах на всех уровнях управления.

Источники

1. Элитология и стратегии развития современной России: материалы Второго Всероссийского элитологического конгресса с международным участием 21-22 октября 2016 г., Ростов-на-Дону, ред.-изд. гр.: А.Ю. Шутов (руков.), О.В.Локота, С .Г., Еремеев, А.В. Понедел-ков, О.Ф., Шабров, А.В. Буров и др. Том 1. - Ростов н/Д. 2016. C. 18-19.

2. DCD/DAC/GOVNET(2014)1 DAC Network on Governance. GOVNET Meeting, 3 November 2014. ANTI-CORRUPTION COMMUNICATIONS NOTE OF THE ANTI-CORRUPTION TASK TEAM. URL: http://www.oecd.org/officialdocuments/publicdisplaydocumentpdf/?cote=DCD/DAC/ GOVNET(2014)1&docLanguage=En

3. Лоскутов В. А. Постсовеский термидор: начало, конец и то, что между ними. // Элито-логия и стратегии развития современной России: материалы Второго Всероссийского эли-тологического конгресса с международным участием 21-22 октября 2016 г., Ростов-на-Дону, ред.-изд. гр.: А.Ю. Шутов (руков.), О.В.Локота, С .Г., Еремеев, А.В. Понеделков, О.Ф., Шабров, А.В. Буров и др. Том 1. - Ростов н/Д. 2016.

■ ■ ■ The role of the elite in the formulation and implementation of the communication strategy of counteraction of corruption

Averin A.N., Ponedelkov A.V, Magomedov K.O.

AVERIN Alexander Nikolaevich, Professor, doctor of philosophical Sciences, Professor of philosophy at the ION Ranepa. Moscow, Russian Federation. E-mail: anaverin1947@mail.ru

PONEDELKOV Alexander Vasilievich, doctor of political Sciences, Professor, honored scientist of Russia, head of laboratory of the South-Russian Institute of management - branch of Ranepa. Moscow, Russian Federation. E-mail: ponedelkov@uriu.ranepa.ru

MAGOMEDOV Kerem Osmanovich - doctor of sociology, Professor of the Department of personnel management IIPAM, Ranepa), Director of the sociological group. Moscow, Russian Federation. E-mail: m-kerem@mail.ru

Abstract: the paper considers the importance of communication in the sphere of counteraction of corruption and the role of the elite in communicative processes. Special attention is paid to the consideration of communication as the transmission and receipt of information on the incomes and expenditures of civil servants, persons holding or occupying public office, the relationship of information on combating corruption with information about the legalization of income obtained by criminal means.

Keywords: civil servant, income, information, communication, corruption, anti-corruption, information, notice, elite.

For citation: Averin A.N., Ponedelkov A.V, Magomedov K.O. The role of the elite in the formulation and implementation of the communication strategy of counteraction of corruption. Communicology. Volume 5. No. 2. Pp. 29-37 DOI 10.21453/2311-3065-20175-2-29-37

References

1. Jelitologija i strategii razvitija sovremennoj Rossii: materialy Vtorogo Vserossijskogo jelitologicheskogo kongressa s mezhdunarodnym uchastiem 21-22 oktjabrja 2016 g., Rostov-na-Donu, red.-izd. gr.: A.Ju. Shutov (rukov.), O.V.Lokota, S .G., Eremeev, A.V. Ponedelkov, O.F., Shabrov, A.V. Burov i dr. Tom 1. - Rostov n/D.: Izd-vo JuRIU RANHiGS. 2016. C.18-19. [Elitology and development strategy of modern Russia: materials of the Second all-Russian litologicheskogo Congress with international participation, 21-22 October 2016, Rostov-on-don, ed.-ed. gr.: A. Y Shutov (Exec.), O. V. Lakota With .G., Eremeev, A.V. Ponedelkova, O. F., chabrov, A. V. Burov, etc. Vol. 1. - Rostov n/D: Izd-vo of Rankhigs URI. 2016. P. 18-19]. (In Russ.)].

2. DCD/DAC/GOVNET(2014)1 DAC Network on Governance. GOVNET Meeting, November 3rd, 2014. ANTI-CORRUPTION COMMUNICATIONS NOTE OF THE ANTI-CORRUPTION TASK TEAM. URL: http://www.oecd.org/officialdocuments/publicdisplaydocumentpdf/?cote=DCD/DAC/ GOVNET(2014)1&docLanguage=En

3. Loskutov V. A. POSTSOVETSKIJ TERMIDOR: NAChALO, KONEC I TO, ChTO MEZhDU NIMI// Jelitologija i strategii razvitija sovremennoj Rossii: materialy Vtorogo Vserossijskogo jelitologicheskogo kongressa s mezhdunarodnym uchastiem 21-22 oktjabrja 2016 g., Rostov-na-Donu, red.-izd. gr.: A.Ju. Shutov (rukov.), O.V.Lokota, S .G., Eremeev, A.V. Ponedelkov, O.F., Shabrov, A.V. Burov i dr. Tom 1. - Rostov n/D.: Izd-vo JuRIU RANHiGS. 2016. C.18-19. [Loskutov V. A. POST-SOVIET THERMIDOR: THE BEGINNING, THE END AND WHAT is BETWEEN THEM // Elitology and development strategy of modern Russia: materials of the Second all-Russian Elitology Congress with international participation, 21-22 October 2016, Rostov-on-don, ed.-ed. gr.: A. Y Shutov (Exec.), O. V. Lakota With .G., Eremeev, A.V. Ponedelkova, O. F., chabrov, A. V. Burov, etc. Vol. 1. - Rostov n/D: Izd-vo of Rankhigs URI. 2016. P. 18-19]. (In Russ.)].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.