Научная статья на тему 'О формировании системы политико-правовых знаний у государственных и муниципальных служащих Крыма и Севастополя'

О формировании системы политико-правовых знаний у государственных и муниципальных служащих Крыма и Севастополя Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
180
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ СЛУЖАЩИЕ КРЫМА И СЕВАСТОПОЛЯ / STATE AND MUNICIPAL OFFICIALS OF THE CRIMEA AND SEVASTOPOL / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / RUSSIAN FEDERATION LAWS / КОРРУПЦИОННЫЕ РИСКИ / RISKS OF CORRUPTION / ЭКСТРЕМИЗМ / EXTREMISM / ТЕРРОРИЗМ / TERRORISM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Понеделков Александр Васильевич, Воронцов Сергей Алексеевич, Халилов Руслан Решатович

В статье рассмотрены практические аспекты реализации программы переподготовки государственных и муниципальных служащих Крыма и Севастополя по основам государственного и муниципального управления, построению и деятельности судебной системы Российской Федерации, организации противодействия коррупции. Высказаны предложения по развитию данного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Понеделков Александр Васильевич, Воронцов Сергей Алексеевич, Халилов Руслан Решатович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE FORMATION OF POLITICAL AND LEGAL KNOWLEDGE OF STATE AND MUNICIPAL EMPLOYEES CRIMEA AND SEVASTOPOL

The article deals with the practical aspects of implementing the program of retraining of state and municipal employees Crimea and Sevastopol on the basics of state and municipal management, construction and operation of the judicial system of the Russian Federation, an organization fighting corruption. Suggestions for the development of this process.

Текст научной работы на тему «О формировании системы политико-правовых знаний у государственных и муниципальных служащих Крыма и Севастополя»

УДК 32

О ФОРМИРОВАНИИ СИСТЕМЫ ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ У ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ КРЫМА И СЕВАСТОПОЛЯ

Понеделков заслуженный деятель науки РФ, доктор политических наук, профессор, Александр заведующий кафедрой политологии и этнополитики, Васильевич Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54). E-mail: ponedelkov@uriu.ranepa.ru Воронцов доктор юридических наук, профессор кафедры процессуального права, Сергей Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии Алексеевич народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54). E-mail: raven_serg@mail.ru Халилов магистр политологии, руководитель компании ООО «Карадениз Лоджистик». Руслан (353900, Россия, г. Новороссийск, ул. Губернского, 30, оф. 33). Решатович E-mail: ruslant@inbox.ru

Аннотация

В статье рассмотрены практические аспекты реализации программы переподготовки государственных и муниципальных служащих Крыма и Севастополя по основам государственного и муниципального управления, построению и деятельности судебной системы Российской Федерации, организации противодействия коррупции. Высказаны предложения по развитию данного процесса.

Ключевые слова: государственные и муниципальные служащие Крыма и Севастополя, законодательство Российской Федерации, коррупционные риски, экстремизм, терроризм

С момента добровольного вхождения Крыма в состав России прошло более года. Надежды министра иностранных дел Украины Павла Климкина, заявившего немецкому изданию Rheinische Post, что «жители Крыма могут сами захотеть вернуться в состав Украины, ведь экономическая и политическая ситуация на полуострове ухудшилась» [1], явно не оправдались. В новых субъектах России прошли выборы в органы власти, соответствующие российским и международным нормам, принята Конституция Республики Крым, в преамбуле которой подтверждается историческое единство народов Крыма с народами России, утверждаются права и свободы человека, гражданский мир и согласие, заявляется о стремлении обеспечить благополучие и процветание Республики, которая признается частью Российской Федерации. Указанными положениями определяется вектор дальнейшего развития Республики Крым в составе Российской Федерации» [2].

Политическим руководством и населением новых российских субъектов при поддержке буквально всех регионов России реализованы первоочередные меры по обеспечению жизнедеятельности промышленного и сельскохозяйственного комплекса полуострова, решены в первом приближении проблемы электро- и водоснабжения, безопасности и правопорядка. Организована паромная переправа и железнодорожное сообщение, повышена пропускная способность симферопольского аэропорта.

Одновременно с решением этих важнейших задач был реализован комплекс мер по формированию корпуса государственных и муниципальных служащих Крыма и Севастополя. Необходимость данной работы вытекала из п. 10. ст. 7 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя». Опираясь на данную норму закона, сотрудники государственных органов, правоохранительных и силовых структур, замещающие должности в этих органах на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов,

получили преимущественное право на поступление на службу в органы федеральной службы безопасности, таможенные органы Российской Федерации и органы внутренних дел Российской Федерации, иные государственные органы, создаваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, при наличии у них гражданства Российской Федерации, а также при условии сдачи ими экзамена на знание законодательства Российской Федерации и их соответствия требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к сотрудникам указанных органов.

Осуществить переподготовку руководящего состава органов государственной власти и местного самоуправления Республики Крым и города федерального значения Севастополя в соответствии с поручением Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева и заместителя Председателя Правительства РФ Дмитрия Козака должна была Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, которая при активном содействии Министерства труда и социальной политики Российской Федерации активно развернула эту работу, начиная с последней декады марта 2014 г.

Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ была выбрана для решения данной задачи не случайно, ибо сегодня в Российской Федерации это ведущий вуз, основной специализацией которого является подготовка государственных и муниципальных служащих. Поставленная задача была достаточно сложной, так ка государственные служащие республики Крым более 20 лет действовали по законам унитарного государства Украины, которые существенно отличаются от законодательства России, являющейся федеративным государством.

Общее число служащих республики Крым и города федерального значения Севастополя, которые должны были пройти переподготовку, превышало 10 тысяч человек. Разумеется, переподготовить такое количество служащих по всему спектру российского законодательства за ограниченный период времени нереально. Поэтому на начальном этапе была поставлена задача реализовать программу профессиональной переподготовки «Основы государственного и муниципального управления и антикоррупционного законодательства Российской Федерации», рассчитанную на 18 часов. Служащие, участвующие в обучении, были включены в учебные группы, сформированные по объектно-территориальному принципу. Процесс обучения каждой группы занимал три дня с отрывом от работы. По окончании обучения и при условии успешной сдачи экзамена в форме тестирования каждый слушатель получил удостоверение о повышении квалификации, выданное Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Программа профессиональной переподготовки «Основы государственного и муниципального управления и антикоррупционного законодательства Российской Федерации» предусматривала усвоение государственными и муниципальными служащими Республики Крым и Севастополя основ конституционного строя Российской Федерации, прав, свобод и обязанностей человека и гражданина Российской Федерации, изучение федеративного устройства Российской Федерации, системы, структуры, принципов разграничения полномочий органов государственной власти и местного самоуправления Российской Федерации, правовых и организационных основ деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации, основ государственного и муниципального управления в Российской Федерации, территориальных основ местного самоуправления.

Слушателям были доведены принципы построения судебной системы РФ, основы организации и деятельности судебной власти, а также системы государственной гражданской, военной, правоохранительной и муниципальной службы Российской Федерации.

В ходе практических занятий были подробно исследованы вопросы законодательства о государственной гражданской, военной и муниципальной службе, в том числе понятие, виды, должности государственной и муниципальной службы Российской Федерации, порядок поступления и прохождения государственной и муниципальной службы в Российской Федерации, ограничения, запреты, гарантии при прохождении государственной и муниципальной службы, механизмы профессионального продвижения государственного и муниципального служащего в Российской Федерации.

Особое внимание было уделено изучению основ законодательства о противодействии коррупции. Внимание слушателей было сосредоточено на раскрытии понятия и природы коррупции, осознании ее общественной опасности, видах коррупции и причинах ее распространения.

В ходе практических занятий по данной теме слушателями были исследованы основные принципы противодействия коррупции, Национальная стратегия противодействия коррупции, вопросы международного сотрудничества в сфере противодействия коррупции, антикоррупционные стандарты, основные международные договоры РФ, федеральные законы РФ и указы Президента РФ, регламентирующие сотрудничество в данной сфере. Детальному изучению были подвергнуты Национальный план противодействия коррупции на 2014-2015 годы, вопросы предоставления государственными служащими сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также нормативно-правовое регулирование проблем, связанных с осуществлением проверок и деятельностью комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения служащего к совершению коррупционных правонарушений.

Рассмотрены коррупционные риски на государственной службе, виды правонарушений коррупционного характера в системе госслужбы, уголовно-правовые средства противодействия коррупции, роль ведомственных нормативных актов государственных органов по вопросам противодействия коррупции.

Слушатели ознакомлены с системой государственных органов Российской Федерации, осуществляющих противодействие коррупции, основными направлениями их деятельности, причинами и факторами, снижающими эффективность данной работы. При этом внимание слушателей было сосредоточено на роли и месте Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции в организации и координации данной деятельности.

В завершение рассмотрены основные аспекты организации правового и антикоррупционного просвещения государственных служащих как в учреждениях и организациях, так и в процессе самоподготовки.

Занятия проводились в виде лекций и семинаров, широко использовались презентации и видеоматериалы, специально подготовленные Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации и Министерством труда и социальной политики Российской Федерации. Каждый слушатель получил так называемые «раздаточные материалы», содержащие учебно-методические разработки, выдержки из нормативно-правовых актов Российской Федерации и ключевых международных договоров, схемы и таблицы, отражающие в наглядной форме материалы, предусмотренные учебной программой.

Оценивая результаты проведенной работы по профессиональной переподготовке государственных служащих Республики Крым и города федерального значения Севастополя, следует отметить практически 100%-ную явку слушателей на занятия, высокую активность на семинарах, значительное число вопросов, задаваемых слушателями, показывающее их искреннюю заинтересованность в получении знаний о российском законодательстве, государственной и муниципальной службе, а также веру в будущее, связанное с Россией, и надежду на получение работы и достойной заработной платы. При этом слушателям разъяснялось, что полученное ими свидетельство о прохождении переподготовки не гарантирует автоматическое переназначение на должности государственной или муниципальной службы. Оно лишь формирует условия для подобного решения, которое будет принимать кадровая служба конкретного органа государственной или муниципальной службы.

Анализ вопросов, поступивших от государственных и муниципальных служащих Республики Крым, принявших участие в программе «Основы государственного и муниципального управления и антикоррупционного законодательства Российской Федерации», позволяет выделить ряд направлений, наиболее заинтересовавших слушателей:

1. Вопросы государственного устройства Российской Федерации, в частности организация власти на уровне федерации, субъекта федерации.

2. Вопросы гражданства Российской Федерации и механизм освобождения от гражданства Украины. Наличие гражданства Украины волнует крымчан и потому, что в случае пересечения границы Украины, по их мнению, возможны некие репрессивные действия со стороны украинских правоохранительных органов в силу того, что против собственного желания они формально по украинским законам остаются гражданами данной страны.

3. Требования в части ограничений, запретов, прав и обязанностей государственных и муниципальных служащих, в частности: механизмы поступления на службу, освобождения от службы, характеристика запретов и ограничений, социальные гарантии. Особую озабоченность слушателей вызывают вопросы, касающиеся наличия у них счетов и собственности на Украине, которые они при всем своем желании самостоятельно решить не могут. Много вопросов задавалось о том, что указывать в декларациях о доходах лицам, имеющим счета в украинских банках, какова перспектива возврата денег. Крымчан как порядочных людей интересует, как платить по кредитам, взятым в украинских банках, если отделения этих банков ликвидированы.

4. Вопросы, связанные с переводом в российские вузы детей, обучавшихся в вузах Украины, для продолжения образования. Слушателей интересует механизм решения этой проблемы, ибо, по их словам, с одной стороны, украинские вузы создают затруднения при попытке забрать документы, с другой, на Юго-Востоке Украины отделения вузов разгромлены, документы сожжены. Часть вопросов касалась возможности перехода лиц, обучающихся в украинских вузах по направлениям украинской прокуратуры, таможенной службы, милиции и органов бывшей в Крыму власти, в аналогичные российские вузы.

5. В числе вопросов, касающихся антикоррупционного законодательства Российской Федерации, слушателей интересовало, как будет осуществляться ротация государственных и муниципальных служащих, предусмотренная российским законодательством, не будут ли заменены местные коррупционеры на таких же из других российских регионов, как не допустить прохождения в новые органы государственной и муниципальной власти Республики Крым и Севастополя коррупционеров, действовавших при прежней власти [3].

Преподаватели РАНХиГС, ответственные работники Управления Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции и Генпрокуратуры России, участвовавшие в реализации рассматриваемого проекта, зафиксировали и дали компетентные ответы на вопросы, заданные слушателями в процессе переподготовки, а также на вопросы, поступившие и поступающие по электронной почте, сообщенной слушателям. По нашему мнению, это будет способствовать непрерывности процесса вхождения крымских государственных и муниципальных служащих в правовое пространство Российской Федерации, а также создаст основу для предупреждения правонарушений, которые могут быть совершены вследствие недостаточного знания российского законодательства.

Полагаем, что процесс переподготовки руководящего состава органов государственной власти и местного самоуправления Республики Крым и города федерального значения Севастополя по основам российского законодательства должен быть последовательным и непрерывным. Этот процесс может быть продолжен в форме обучения в магистратуре Южно-Российского института управления - филиала РАНХиГС в Ростове-на-Дону, а также по программам Центра повышения квалификации этого института.

Учитывая агрессивную антироссийскую политику, проводимую нынешней властью Украины, целесообразно в приоритетном порядке провести переподготовку государственных и муниципальных служащих Крыма и Севастополя по основам российского законодательства, регламентирующим противодействие экстремизму и терроризму, обеспечению национальной безопасности Российской Федерации.

Литература

1. Что скрывается за обещаниями Киева вернуть Тавриду «всеми политическими средствами».

Доступ: http://svpressa.ru/politic/article/104051 Дата обращения: 20.04.2015.

2. В Крыму утвердили конституцию. 11 апреля 2014. Доступ: http://crimea.kz/100096-V-Krymu-utverdili-

Konstituciyu.html Дата обращения: 20.04.2015.

3. Воронцов С.А. О практике введения государственных и муниципальных служащих республики Крым

в правовое пространство России // Философия права. 2014. № 6 (67). С. 75-78.

Ponedelkov Alexander Vasilyevich, Honored Worker of Science, Doctor of Political Science, Professor, Head of the Chair of politology and ethnopolitics, the South-Russian Institute of Management - branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (70/54, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: ponedelkov@uriu.ranepa.ru

Vorontsov Sergey Alekseevich, doctor of jurisprudence, Professor, the South-Russian Institute of Management -branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (70/54, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: raven_serg@mail.ru

Khalilov Ruslan Reshatovich, Master of Political Science, head of the company "Karadeniz logistic" (office 33, 30, Gubernskogo St., Novorossiysk, 353900, Russian Federation). E-mail: ruslant@inbox.ru ON THE FORMATION OF POLITICAL AND LEGAL KNOWLEDGE OF STATE AND MUNICIPAL EMPLOYEES CRIMEA AND SEVASTOPOL

Abstract

The article deals with the practical aspects of implementing the program of retraining of state and municipal employees Crimea and Sevastopol on the basics of state and municipal management, construction and operation of the judicial system of the Russian Federation, an organization fighting corruption. Suggestions for the development of this process. Keywords: state and municipal officials of the Crimea and Sevastopol, the Russian Federation laws, the risks of corruption, extremism, terrorism

References

1. Chto skryvaetsja za obeshhanijami Kieva vernut' Tavridu «vsemi politicheskimi sredstvami». Dostup: http://svpressa.ru/politic/article/104051 Data obrashhenija: 20.04.2015.

2. V Krymu utverdili konstituciju. 11 aprelja 2014. Dostup: http://crimea.kz/100096-V-Krymu-utverdili-Konstituciyu.html Data obrashhenija: 20.04.2015.

3. Voroncov S.A. O praktike vvedenija gosudarstvennyh i municipal'nyh sluzhashhih respubliki Krym v pravovoe

prostranstvo Rossii // Filosofija prava. 2014. № 6 (67). S. 75-78.

УДК 331:35.08

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КАДРОВОГО СОСТАВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ КАК ЭЛЕМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Нужнова кандидат политических наук, доцент кафедры государственного и муниципального Светлана управления, Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии Львовна народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54). E-mail: s_nuzhnova@mail.ru Даценко магистрант факультета политологии, Южно-Российский институт управления -Кирилл филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы Алексеевич при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54). E-mail:79198763366@yandex.ru

Аннотация

Статья посвящена совершенствованию кадрового состава государственной службы путем включения эффективных кадровых технологий в систему гражданской службы в рамках Плана выполнения мероприятий по внедрению в 2012-2016 годах новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы как способ привлечения, воспитания и сохранения на службе высококвалифицированных кадров. Именно от кадрового обеспечения, профессионализма и компетентности кадров зависит качественное обеспечение национальной безопасности по всем направлениям.

Ключевые слова: кадровые технологии, методический инструментарий Минтруда РФ, отбор, квалификационные требования, испытательный срок, наставничество, кадровый резерв.

Национальная безопасность - понятие многогранное, включающее в себя целый ряд составляющих, реализация которых в целом направлена на защищенность «личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, что позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойное качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.