Научная статья на тему 'О практике введения государственных и муниципальных служащих Республики Крым в правовое пространство России'

О практике введения государственных и муниципальных служащих Республики Крым в правовое пространство России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
114
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КРЫМ / CRIMEA / СЕВАСТОПОЛЬ / SEVASTOPOL / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ СЛУЖАЩИЕ / STATE AND MUNICIPAL EMPLOYEES / АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION / ПРОГРАММА ПЕРЕПОДГОТОВКИ / TRAINING PROGRAM / ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ / FUNDAMENTALS OF STATE AND MUNICIPAL GOVERNANCE AND ANTI-CORRUPTION LEGISLATION / НЕПРЕРЫВНОСТЬ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ / THE CONTINUITY OF THE LEARNING PROCESS / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Воронцов Сергей Алексеевич

В статье исследуются проблемы, связанные с разработкой и реализацией практических мер по введению государственных и муниципальных служащих Республики Крым в правовое пространство Российской Федерации. Рассматриваются основные направления программы переподготовки служащих по основам государственного и муниципального управления, судебной системы и антикоррупционного законодательства России. Высказывается предложение об обеспечении непрерывного процесса вовлечения крымских государственных и муниципальных служащих в правовое пространство Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Воронцов Сергей Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT PRACTICE OF INTRODUCTION OF THE PUBLIC AND MUNICIPAL SERVANTS OF THE REPUBLIC OF CRIMEA TO LEGAL SPACE OF RUSSIA

This article examines the problems associated with the development and implementation of practical measures for the introduction of state and municipal officials of the Republic of Crimea in the legal space of the Russian Federation. Discusses the main directions of the program of retraining employees on the basics of state and municipal management, the basics of the judicial system and anti-corruption legislation of the Russian Federation. Analyzed the range of questions asked by the audience, there is a proposal to ensure continuous involvement of the Crimean state and municipal employees in the legal space of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «О практике введения государственных и муниципальных служащих Республики Крым в правовое пространство России»

войны, в скандинавском праве были решены гораздо раньше. Достаточно упомянуть уравнение в правах мужа и жены, детей, рожденных вне брака, и законнорожденных. В то же время в публично-правовой сфере, уголовном праве и процессе, налоговом праве, праве собственности на недвижимость, то есть в областях, где различные национальные традиции имеют большое значение, такая кооперация выражена слабее [1, с. 278-279].

Отличительной чертой Скандинавских государств традиционно является более значимая роль судебной практики, чем в континентальной Европе. Как мы уже отмечали, нормативно-правовые акты этих стран выступают основными источниками права. В Скандинавии суды обладают значительной свободой в толковании правовых предписаний. Вместе с тем они формально не могут создавать нормы права, и в этом состоит их отличие от стран англосаксонской право-

вой семьи. Другими словами, понятие прецедента в Скандинавских странах в классическом его понимании не существует.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что правовые системы Скандинавских стран являются особой разновидностью романо-германской правовой семьи, так как в них широко используются ее понятия и юридическая техника. Вместе с тем право Скандинавских стран имеет много общего и с англосаксонской правовой семьей.

Литература

1. Саидов А. Х. Сравнительное правоведение. М., 2009.

2. Рассказов Л. П., Упоров И. В., Карнаушен-ко Л. В. История государства и права зарубежных стран: курс лекций. Краснодар, 2004.

С. А. Воронцов

О ПРАКТИКЕ ВВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ В ПРАВОВОЕ ПРОСТРАНСТВО РОССИИ

В статье исследуются проблемы, связанные с разработкой и реализацией практических мер по введению государственных и муниципальных служащих Республики Крым в правовое пространство Российской Федерации. Рассматриваются основные направления программы переподготовки служащих по основам государственного и муниципального управления, судебной системы и антикоррупционного законодательства России. Высказывается предложение об обеспечении непрерывного процесса вовлечения крымских государственных и муниципальных служащих в правовое пространство Российской Федерации.

Ключевые слова: Крым, Севастополь, государственные и муниципальные служащие, законодательство, программа переподготовки, основы государственного и муниципального управления, антикоррупционное законодательство, непрерывность процесса обучения.

Более полугода прошло с момента добровольного вхождения Крыма в состав Российской Федерации. Время опровергло десятки наукообразных теорий и прогнозов о том, что Крым не выживет вне состава Украины. Политическим руководством и жителями новых субъектов Российской Федерации при поддержке буквально всех регионов России реализованы первоочередные задачи по обеспечению жизнедеятельности промышленного и сельскохозяйственного комплекса полуострова, решены проблемы электро- и водоснабжения, безопасности и правопорядка. Организована паромная переправа, железнодорожное и автосообщение.

Одновременно с решением этих важнейших задач был проведен комплекс мероприятий по формированию корпуса государственных и муниципальных служащих Крыма и Севастополя. Необходимость в данной работе вытекала из п. 10 ст. 7 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя». Согласно указанной норме закона сотрудники органов безопасности, таможни и милиции Республики Крым, сотрудники иных го-

сударственных органов, замещающие должности в указанных органах на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов имеют преимущественное право на поступление на службу в органы федеральной службы безопасности, таможенные органы и органы внутренних дел Российской Федерации, иные государственные органы, создаваемые в соответствии с отечественным законодательством на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, при наличии у них гражданства Российской Федерации, а также при условии сдачи ими экзамена на знание законодательства России и их соответствия требованиям, предъявляемым законодательством к сотрудникам указанных органов.

Переобучение руководящего состава органов государственной власти и местного самоуправления Республики Крым и Севастополя в соответствии с поручением Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева и заместителя Председателя Правительства РФ Дмитрия Козака было поручено Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, которая при содействии Министерства труда и социальной политики Российской Федерации активно проводит эту работу с последней декады марта текущего года.

Следует отметить, что Российская академия народного хозяйства и государственной службы была выбрана для решения данной задачи не случайно, так как сегодня в Российской Федерации это ведущий вуз, основной специализацией которого является подготовка государственных и муниципальных служащих.

Сложность поставленной задачи определялась тем, что государственные служащие Республики Крым более 20 лет действовали по законам унитарного государства Украина, которые существенно отличаются от законодательства России, являющейся федерацией.

Общее число служащих Республики Крым и города федерального значения Севастополя превышает 10 тысяч человек, и, конечно же, переподготовить такое количество специалистов по всему спектру российского законодательства за ограниченный период времени нереально. Поэтому на начальном этапе были организованы курсы профессиональной переподготовки по «Основам государственного и муниципального управления и антикоррупционного законодательства Российской Федерации», рассчитанные на 18 часов. Служащие, проходившие обучение, были распределены на учебные группы по объ-ектово-территориальному принципу. Процесс

обучения каждой группы занимал 3 дня с отрывом от работы. При условии успешной сдачи экзамена, проводившегося в форме тестирования, каждый слушатель получил удостоверение о повышении квалификации, выданное Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Данная программа предусматривала изучение государственными и муниципальными служащими основ конституционного строя Российской Федерации, прав, свобод и обязанностей человека и гражданина России, федеративного устройство, системы, структуры, принципов разграничения полномочий органов государственной власти и местного самоуправления, правовых и организационных основ деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, основ государственного и муниципального управления в Российской Федерации, территориальных основ местного самоуправления.

Слушатели познакомились с принципами судебной системы России, основой организации и деятельности судебной власти, а также системы государственной гражданской, военной, правоохранительной и муниципальной службы Российской Федерации.

В ходе практических занятий были подробно исследованы вопросы законодательства о государственной гражданской, военной и муниципальной службе, в том числе: понятие, виды, должности, порядок поступления и прохождения государственной и муниципальной службы в Российской Федерации, ограничения, запреты, гарантии при прохождении государственной и муниципальной службы, механизмы профессионального продвижения государственного и муниципального служащего в России.

Особое внимание было уделено изучению основ законодательства о противодействии коррупции, раскрытию понятия и природы коррупции, ее общественной опасности, видам и причинам.

В ходе практических занятий по данной теме слушатели познакомились с основными принципами противодействия коррупции, Национальной стратегией противодействия коррупции, рассмотрели вопросы международного сотрудничества в сфере противодействия коррупции, антикоррупционные стандарты, ряд международных договоров РФ, федеральных законов РФ и указов Президента РФ, регламентирующих сотрудничество в данной сфере. Детальному изучению были подвергнуты Национальный план противодействия коррупции на 2014-2015 годы, вопро-

сы предоставления государственными служащими сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также нормативно-правовое регулирование проблем, связанных с осуществлением проверок и деятельностью комиссии по соблюдения требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения служащего к совершению коррупционных правонарушений.

Рассмотрены основные риски, связанные с государственной службой, виды правонарушений коррупционного характера в системе госслужбы, уголовно-правовые средства противодействия коррупции, ведомственные нормативные акты государственных органов.

Слушатели познакомились с системой государственных органов Российской Федерации, осуществляющих противодействие коррупции, с направлениями их деятельности, причинами и факторами, снижающими эффективность данной работы. При этом подробно была проанализирована роль Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции в организации и координации данной деятельности.

В завершение рассмотрены основные аспекты организации правового и антикоррупционного просвещения государственных служащих как в учреждениях и организациях, так и в процессе самоподготовки.

Занятия проводились в виде лекций и семинаров, широко использовались презентации и видеоматериалы, специально подготовленные сотрудниками Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации и Министерства труда и социальной политики Российской Федерации. Каждый слушатель имел возможность использовать раздаточные материалы, содержащие учебно-методические разработки, выдержки из нормативно-правовых актов Российской Федерации и международных договоров, схемы и таблицы, наглядно отражающие материалы, предусмотренные учебной программой.

Оценивая результаты работы, проведенной в мае-июле 2014 года, по профессиональной переподготовке государственных и муниципальных служащих Республики Крым и города федерального значения Севастополя, следует отметить практически 100-процентную явку слушателей на занятия, высокую активность на семинарах, разнообразные вопросы слушателей, показывающих их искреннюю заинтересованность в получении знаний о российском законодательстве, государственной и муниципальной службе, а также

веру в будущее, связанное с Россией, и надежду на получение работы и достойной заработной платы. При этом слушателям разъяснялось, что полученное ими свидетельство о прохождении переподготовки не гарантирует автоматического переназначения на должности государственной или муниципальной службы. Оно лишь формирует условия для подобного решения, которое будет принимать кадровая служба конкретного государственного или муниципального органа.

Анализ вопросов, поступивших от государственных и муниципальных служащих Республики Крым, прошедших переподготовку по программе «Основы государственного и муниципального управления и антикоррупционного законодательства Российской Федерации», позволяет выделить ряд направлений, наиболее заинтересовавших слушателей:

1. Вопросы государственного устройства Российской Федерации, в частности, организация власти на уровне Федерации, субъекта Федерации.

2. Вопросы гражданства Российской Федерации и механизм освобождения от гражданства Украины. Многие слушатели выразили обеспокоенность в том, что принятие Госдумой РФ закона, ужесточающего ответственность за двойное гражданство, исключит возможность поступления их на российскую госслужбу. Получить четкий ответ на вопрос о том, как жителям Крыма, являющимся гражданами Российской Федерации, прекратить гражданство Украины, по словам значительного числа слушателей, они не могут. Наличие гражданства Украины волнует крымчан и потому, что в случае пересечения границы Украины, по их мнению, возможны некие репрессивные действия со стороны украинских правоохранительных органов в силу того, что против собственного желания они формально остаются гражданами данной страны.

3. Требования в части ограничений, запретов, прав и обязанностей государственных и муниципальных служащих, в частности механизмы поступления на службу, освобождения от службы, характеристика запретов и ограничений, социальные гарантии. Многие интересовались, что указывать в декларациях о доходах лицам, имеющим счета в украинских банках, какова перспектива возврата денег, как платить по кредитам, взятым в украинских банках, если отделения этих банков ликвидированы.

4. Получение крымскими детьми высшего образования в российских вузах, механизм перевода студентов из украинских образовательных учреждений в российские. Часть вопросов касалась возможности перехода лиц, обучающихся в украинских вузах по направлениям украинской

прокуратуры, таможенной службы, милиции и органов бывшей в Крыму власти, в аналогичные российские вузы.

5. С точки зрения антикоррупционного законодательства Российской Федерации слушателей интересовало, как будет осуществляться ротация государственных и муниципальных служащих, предусмотренная российским законодательством: не будут ли заменены местные коррупционеры на таких же из других российских регионов? Как не допустить прохождения в новые органы государственной и муниципальной власти Республики Крым и Севастополя коррупционеров, действовавших при прежней власти?

Практически всех слушателей интересовал вопрос: как будет регулироваться федеральным центром рост цен в Крыму?

Преподаватели РАНХиГС, участвовавшие в реализации рассматриваемого проекта, дали компетентные ответы на все вопросы слушателей, а также на вопросы, поступившие по электронной почте. По нашему мнению, реализация данных

мер будет способствовать непрерывности процесса вхождения крымских государственных и муниципальных служащих в правовое пространство Российской Федерации, а также создаст основу для предупреждения правонарушений, которые могут быть совершены вследствие недостаточного знания российского законодательства.

Полагаем, что процесс переподготовки руководящего состава органов государственной власти и местного самоуправления Республики Крым и города федерального значения Севастополя по основам российского законодательства должен быть последовательным и непрерывным. Учитывая агрессивную антироссийскую политику, проводимую нынешней властью Украины, целесообразно в приоритетном порядке организовать переподготовку государственных и муниципальных служащих Крыма и Севастополя по основам российского законодательства, регламентирующего противодействие экстремизму и терроризму, обеспечение национальной безопасности Российской Федерации.

В. В. Макеев, М. К. Кумышева

ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕТРОСПЕКТИВА СТАНОВЛЕНИЯ ИНСТИТУТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЫ В РОССИИ

В предлагаемой статье исследуется история организационно-правового становления специальных органов государственной охраны высших лиц Российской империи. На фактологическом материале показан процесс формирования системы государственной охраны, охарактеризованы формы и методы работы специальных подразделений, дана их классификация и структура.

Ключевые слова: государственная охрана, специальная охрана, специальная служба охраны, императорская охрана.

Процесс формирования специальных охранных органов и учреждений имеет достаточно длительную историю. Уместно заметить, что исторический опыт функционирования системы государственной охраны весьма ценен для понимания особенностей современной отечественной службы охраны.

Первые письменные источники, содержащие сведения о великокняжеской и царской охране в Российском государстве, относятся к периоду правления Ивана IV (Грозного) [ 1].

В XVII веке охрана царя представляла собой достаточно эффективную систему, способную реагировать на любое обострение общественно-политической ситуации: Смутное время, завершившееся в 1613 году воцарением Михаила Федоровича Романова; крупные народные волнения («Соляной» бунт 1648 года, «Медный» бунт 1662 года, восстание под предводительством С. Т. Разина в 1670-1671 годы), пришедшиеся на царствование Алексея Михайловича [2; 3].

В XVII столетии при государе в качестве телохранителей находились 200 человек. Интересно, что охранные функции были возложены также на придворных. Например, в ночное время возле царских покоев дежурил спальничий с одним или двумя царедворцами. В соседней комнате находилось еще 6 телохранителей, а около 40 были рассредоточены по всему дворцу.

Превращение России в империю, изменение статуса главы государства потребовало реформирования всех сфер государственной деятельности. Естественно, изменения произошли и в системе организации охраны. Стрелецкое войско, расформированное после подавления восстания 1698 года, сменили первые гвардейские полки -Преображенский и Семеновский, созданные Петром I в конце XVII века из «потешных» полков, на которые была возложена функция охраны постоянных и временных резиденций императора.

В 1724 году Петр I создал особое охранное

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.