Научная статья на тему 'Перспективы антикоррупционной политики в современной России'

Перспективы антикоррупционной политики в современной России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2454
379
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ / CORRUPTION / ANTI-CORRUPTION / STATE ANTI-CORRUPTION POLICY / ANTI-CORRUPTION EDUCATION / ANTI-CORRUPTION PREPARATION OF STATE AND MUNICIPAL EMPLOYEES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шорохов Вячеслав Евгеньевич

Несмотря на возрастающий интерес и актуальность проблемы антикоррупционной подготовки и переподготовки государственных и муниципальных служащих как превентивной меры противодействия этому явлению в органах государственной власти и местного самоуправления, в отечественной науке остается недостаточно изученными некоторые основополагающие направления. Например, необходимость и специфика создания выделенных подразделений в составе вузов, осуществляющих такой вид подготовки для указанной категории на постоянной основе. В научной статье анализируются перспективные направления современной государственной антикоррупционной политики в России. Рассматриваются существующие проблемы и обосновывается необходимость внедрения антикоррупционного образования для полноценной подготовки государственных и муниципальных служащих. Подчеркивается актуальность разработки методических и методологических основ подготовки данной категории и приводится ряд рекомендаций по совершенствованию существующей системы. Безусловно, рассмотренный перечень направлений государственной антикоррупционной политики далеко не исчерпывающий, так как каждое приведенное направление требует последовательной и детальной научной разработки, что предполагает перспективы дальнейших исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS OF ANTI-CORRUPTION POLICY IN CONTEMPORARY RUSSIA

Despite the growing interest and urgency of the problem of anti-corruption training and retraining of state and municipal employees, as a preventive measure of counteraction to this phenomenon in government bodies and local self-government, certain basic directions remain insufficiently studied in domestic science. For example, the need and specificity of the establishment of dedicated units within the universities that carry out this type of training for this category on an ongoing basis. The scientific article analyses perspective directions of the modern state anti-corruption policy in Russia. The author considered the existing problems and justified the necessity of introducing anti-corruption education for the full training of state and municipal employees. Also, the author emphasised the urgency of the development of methodological and methodological bases for the preparation of this category and gave some recommendations are for improving the existing system. Undoubtedly, the list of directions of state anti-corruption policy is far from exhaustive, since each of these directions requires consistent and detailed scientific development, which implies the prospects for further research.

Текст научной работы на тему «Перспективы антикоррупционной политики в современной России»

DOI: 10. 26794/2226-7867-2019-9-1-66-70 УДК 323(045)

перспективы антикоррупционной политики в современной россии

Шорохов Вячеслав Евгеньевич,

аспирант факультета государственного и муниципального управления Сибирского института

управления - филиала РАНХиГС, Новосибирск, Россия

v-shorohov@list.ru

Аннотация. Несмотря на возрастающий интерес и актуальность проблемы антикоррупционной подготовки и переподготовки государственных и муниципальных служащих как превентивной меры противодействия этому явлению в органах государственной власти и местного самоуправления, в отечественной науке остается недостаточно изученными некоторые основополагающие направления. Например, необходимость и специфика создания выделенных подразделений в составе вузов, осуществляющих такой вид подготовки для указанной категории на постоянной основе. В научной статье анализируются перспективные направления современной государственной антикоррупционной политики в России. Рассматриваются существующие проблемы и обосновывается необходимость внедрения антикоррупционного образования для полноценной подготовки государственных и муниципальных служащих. Подчеркивается актуальность разработки методических и методологических основ подготовки данной категории и приводится ряд рекомендаций по совершенствованию существующей системы. Безусловно, рассмотренный перечень направлений государственной антикоррупционной политики далеко не исчерпывающий, так как каждое приведенное направление требует последовательной и детальной научной разработки, что предполагает перспективы дальнейших исследований.

Ключевые слова: коррупция; противодействие коррупции; государственная антикоррупционная политика; антикоррупционное образование; антикоррупционная подготовка государственных и муниципальных служащих

prospects of anti-corruption policy

in contemporary russia

Vyacheslav E. Shorokhov,

Postgraduate student of the Faculty of State and Municipal Management of the Siberian Institute

of Management - RANHiGS branch, Novosibirsk, Russia

v-shorohov@list.ru

Abstract. Despite the growing interest and urgency of the problem of anti-corruption training and retraining of state and municipal employees, as a preventive measure of counteraction to this phenomenon in government bodies and local self-government, certain basic directions remain insufficiently studied in domestic science. For example, the need and specificity of the establishment of dedicated units within the universities that carry out this type of training for this category on an ongoing basis. The scientific article analyses perspective directions of the modern state anti-corruption policy in Russia. The author considered the existing problems and justified the necessity of introducing anti-corruption education for the full training of state and municipal employees. Also, the author emphasised the urgency of the development of methodological and methodological bases for the preparation of this category and gave some recommendations are for improving the existing system. Undoubtedly, the list of directions of state anti-corruption policy is far from exhaustive, since each of these directions requires consistent and detailed scientific development, which implies the prospects for further research. Keywords: corruption; anti-corruption; state anti-corruption policy; anti-corruption education; anti-corruption preparation of state and municipal employees

Проблема коррупции является серьезным препятствием реализации поддержки государственной власти со стороны гражданского общества. Процессы борьбы с коррупцией и реформирования системы государственного управления и государственной службы неотделимы, имеют множество точек соприкосновения (совершенствование законодательства, развитие государственного и общественного контроля, гласности, развитие институтов административной и профессиональной этики и др.), в том числе и в сфере подготовки антикоррупционно-устойчивых кадров государственной и муниципальной службы.

В законодательстве ряда субъектов России антикоррупционное образование прямо закреплено в качестве одного из инструментов профилактики коррупции (Республика Татарстан, Удмурдская, Чувашская Республики, Калужская, Новгородская, Мурманская области и др.) [1].

В региональных нормативных правовых актах антикоррупционное образование понимается как целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, основанного на дополнительных общеобразовательных и профессиональных образовательных программах, реализуемых в образовательных учреждениях среднего общего и высшего образования для решения задач формирования антикоррупционного мировоззрения, повышения уровня правосознания и правовой культуры, а также подготовки и переподготовки специалистов соответствующей квалификации.

Формируя систему эффективной антикоррупционной подготовки государственных и муниципальных служащих, необходимо учитывать опыт зарубежных государств в данной сфере. В первую очередь положительный опыт преобразования в сфере государственного управления в странах, добившихся успехов в исследуемой области, опирался на социальные факторы.

Антикоррупционная подготовка служащих рассматривается за рубежом как деятельность по предупреждению преступных коррупционных проявлений, направленная на уменьшение, устранение, недопущение или нейтрализацию факторов, ее вызывающих [2]. Особенности

выбора методов антикоррупционной подготовки государственных служащих в зарубежных странах уникальны и зависят не только от экономических и социально-политических условий, но и обычаев, традиций отдельных государств, территориальных и национальных особенностей, роли религии в регулировании общественных процессов. Крупные государства с федеративным устройством, как правило, особое внимание уделяют общему просвещению населения, повышению уровня антикоррупционного образования сотрудников правоохранительных органов и муниципальных органов власти. Государства с небольшой численностью населения сосредотачивают усилия на повышении антикоррупционной подготовки федеральных органов [3].

Формируя систему эффективной антикоррупционной подготовки государственных и муниципальных служащих, необходимо учитывать опыт зарубежных государств в данной сфере. В первую очередь положительный опыт преобразования в сфере государственного управления в странах, добившихся успехов в исследуемой области, опирался на социальные факторы.

Анализ всех приемов, методов и способов антикоррупционной подготовки государственных и муниципальных служащих и прочих категорий граждан в зарубежных странах позволяет выделить различные ее методы: классические лекции, курсы, тренинги, проведение презентаций и конференций, конкурсов, обширная просветительская деятельность (изготовление печатных материалов, аудио- и видеофильмов тематической направленности); эффективные формы практического обучения: заполнение опросников, выполнение интерактивных и ролевых заданий, обсуждение кейсов, исполнение реальных практических заданий в рамках практики и стажировки в специализированных органах по

борьбе с коррупцией; методы научной работы: теоретические исследования, групповые и пленарные дискуссии. В развитых странах особое внимание в государственной антикоррупционной политике уделяется довузовской антикоррупционной подготовке, причем на этапах как средней, так и начальной школы, а также общественной пропаганде, что, по мнению автора, является целесообразным реализовать системно и в России [4].

Приоритетными направлениями финансирования системы подготовки государственных и муниципальных служащих должны стать обеспечение введения обязательных учебных программ по предотвращению коррупции и противодействия ей для учащихся по направлениям подготовки, связанным с государственной и муниципальной службой.

Проблема отсутствия нормативного закрепления понятия антикоррупционной подготовки государственных и муниципальных служащих в российском законодательстве является основополагающей в исследуемой области, поскольку обуславливает ограничение возможности комплексного формирования антикоррупционного правосознания на всех уровнях публичной власти [5, 6].

Рассматривая существующие проблемы антикоррупционной подготовки государственных и муниципальных служащих, необходимо остановиться также на том, что ее эффективность возможна только при условии достаточности финансирования. Ежегодные бюджеты федерального и регионального уровня должны содержать предметные расходы на образовательные мероприятия профильных высших учебных заведений, реализацию соответствующих государственных и региональных программ, информационную поддержку.

Приоритетными направлениями финансирования системы подготовки государственных

и муниципальных служащих должны стать обеспечение введения обязательных учебных программ по предотвращению коррупции и противодействия ей для учащихся по направлениям подготовки, связанным с государственной и муниципальной службой (на всех этапах обучения), а также введение на базе профильных высших учебных заведений подразделений, занимающихся не только образовательной деятельностью (реализацией соответствующих учебных программ), но и научно-практическими вопросами противодействия коррупции. В данном направлении развития системы антикоррупционной подготовки служащих проявляется также важный для реализации государственной антикоррупционной политики аспект — федеральная и региональная поддержка учебных заведений.

Одновременно с развитием финансовой поддержки антикоррупционной подготовки государственных и муниципальных служащих следует решать проблемы сотрудничества учебных заведений с органами, осуществляющими практическую деятельность в данной сфере (организация практических занятий, стажировок, прохождения учебных и производственных практик студентов профильных учебных заведений, привлечение специалистов организаций, учреждений и органов власти, осуществляющих антикоррупционную деятельность, к антикоррупционному просвещению и т.д.).

В учебные программы дисциплин, преподаваемых по специальности «Государственное и муниципальное управление», и так или иначе связанных с антикоррупционной деятельностью, следует включать соответствующие разделы. В планы обучения по данной специальности, по различным формам обучения (в том числе дополнительной подготовки) необходимо ввести специальные курсы, отражающие специфику антикоррупционной деятельности в отдельных органах и организациях государственной и муниципальной службы.

Полноценная реализация антикоррупционной подготовки государственных и муниципальных служащих, включающая организацию и осуществление образования по различным формам, просвещение, научно-практическую деятельность и т.д., может быть осуществлена в рамках специально созданных подразделений в структуре высших учебных заведений.

Данные подразделения могут быть созданы в различных формах в зависимости от того, какие функции они исполняют и в каких направлениях ведут деятельность. Преимущественные направления деятельности выделенного структурного подразделения по антикоррупционной подготовке государственных и муниципальных служащих — учебно-практическая и учебно-научная. В его рамках должна осуществляться, прежде всего, вузовская подготовка будущих служащих (обучение, воспитание, просвещение, мотивация к практической и исследовательской работе), дополнительное профессиональное образование действующих служащих, повышение квалификации. Кроме того, подразделением могут предоставляться консультационные услуги, вестись научные и исследовательские работы и т.д.

Разрешение проблемы содержания учебных программ антикоррупционной направленности для государственных и муниципальных служащих возможно посредством включения в них материалов по выделенным ниже направлениям:

• общая антикоррупционная подготовка — получение теоретических знаний в исследуемой области и должных этико-ценностных ориентаций слушателей, а также формирование устойчивых внутренних ограничителей, препятствующих совершению коррупционных поступков;

• правовая подготовка — уяснение прав и обязанностей различных субъектов, деятельность которых непосредственно связана с противодействием коррупции и в большей степени ей подвержена, закрепление знаний законодательства как основания ответственности за коррупционные правонарушения и предупреждения возникновения соответствующих рисков;

• практическая подготовка — формирование и развитие практических навыков антикоррупционной деятельности обучающихся;

• управленческая подготовка — приобретение знаний и навыков организации антикоррупционной деятельности с учетом специфики отдельных государственных и муниципальных органов.

Следует обратить внимание и на содержательную часть подготовки государственных и муниципальных служащих в части подготовки и разработки нормативных правовых

актов, а также подзаконных актов, отвечающих требованиям антикоррупционной экспертизы. В данном случае речь идет о подготовке специалистов в сфере нормотворчества с учетом особенностей проведения антикоррупционной экспертизы, которые в дальнейшем будут формировать кадровый состав органов государственной власти и местного самоуправления [7].

Следует обратить внимание и на содержательную часть подготовки государственных и муниципальных служащих в части подготовки и разработки нормативных правовых актов, а также подзаконных актов, отвечающих требованиям антикоррупционной экспертизы.

В ходе проведенного исследования необходимости полноценной антикоррупционной подготовки государственных и муниципальных служащих как важнейшего направления государственной антикоррупционной политики получены следующие результаты:

• выделены ключевые проблемы антикоррупционной подготовки государственных и муниципальных служащих;

• рассмотрены этапы интеграции специального антикоррупционного образования в системе высшего профессионального образования государственных и муниципальных служащих;

• разрешение проблемы содержания учебных программ антикоррупционной направленности для государственных и муниципальных служащих предложено осуществить посредством включения в них материалов по четырем основным направлениям: общая антикоррупционная подготовка, правовая подготовка, практическая и управленческая подготовка;

• обоснована важность создания выделенных подразделений по антикоррупционной подготовке служащих в профильных вузах как необходимое направление государственной антикоррупционной политики.

Как подчеркивают некоторые исследователи, в последние годы Правительство России взяло строгий курс на деофшоризацию российской экономики [8, с. 179], что, на наш взгляд, также будет способствовать полноценному финансированию

развития государственной антикоррупционной политики по рассмотренным направлениям и созданию выверенной национальной системы антикоррупционной подготовки государственных и муниципальных служащих.

список источников

1. Бикеев И. И., Кабанов П. А. Антикоррупционное образование в России: состояние и перспективы. Вестник Волгоградского института бизнеса. Бизнес. Образование. Право. 2013;3(13):178-188.

2. Глухова А. А., Красикова О. Г., Шпилев Д. А. Об опыте предупреждения коррупции за рубежом на современном этапе. Актуальные проблемы экономики и права. 2015;(3):195-201.

3. Бутков А. В. Зарубежный опыт повышения уровня антикоррупционного правосознания граждан. Актуальные проблемы экономики и права. 2015;1(33): 225-232.

4. Шорохов В. Е., Савинов Л. В. Восприятие антикоррупционного опыта зарубежных стран как гарант прав человека в России. Сибирский международный. 2017;(19):170-173.

5. Шорохов В. Е. Правосознание как антикоррупционная категория. Государственная власть и местное самоуправление. 2018;(8):50-54.

6. Шорохов В. Е. Антикоррупционное правосознание в системе местного самоуправления. Муниципальная служба: правовые вопросы. 2018;(4):22-26.

7. Шорохов В. Е. Антикоррупционное образование государственных и муниципальных служащих. Филологические науки. Вопросы теории и практики. Ч. 2. 2016;12(66):207-209.

8. Мартынова А. А., Дегтярева О. С. Налоговая политика 2015-2017 гг. Деофшоризация российской экономики: обзор основных концепций. Проблемы антикризисного управления и экономического развития (ПАУЭР-2016): материалы III Междунар. науч.-практ. конф. (27-31 октября 2016 г.). — Новосибирск: Изд-во СГУПСа; 2017.

references

1. Bikeyev I. I., Kabanov P. A. Anticorruption education in Russia: state and prospects. Vestnik Volgogradskogo instituta biznesa. Biznes. Obrazovaniye. Pravo. 2013;3(13):178-188. (In Russ.).

2. Glukhova A. A., Krasikova O. G., Shpilev D. A. On the experience of preventing corruption abroad at the present stage. Aktual'nyye problemy ekonomiki i prava. 2015:(3):195-201. (In Russ.).

3. Butkov A. V. Foreign experience of increasing the level of anti-corruption legal consciousness of citizens. Aktual'nyye problemy ekonomiki i prava. 2015;1(33):225-232. (In Russ.).

4. Shorokhov V. E., Savinov L. V. Perception of anti-corruption experience of foreign countries as a guarantor of human rights in Russia. Sibirskiy mezhdunarodnyy. 2017;(19):170-173. (In Russ.).

5. Shorokhov V. E. Legal conscience as an anti-corruption category. Gosudarstvennaya vlast' i mestnoye samoupravleniye. 2018;(8):50-54. (In Russ.).

6. Shorokhov V. E. Anticorruption sense of justice in the system of local government. Munitsipal'naya sluzhba: pravovyye voprosy. 2018;(4):22-26. (In Russ.).

7. Shorokhov V. E. Anticorruption education of state and municipal employees. Filologicheskiye nauki. Voprosy teorii i praktiki. 2016;12(66), рart 2:207-209. (In Russ.).

8. Martynova A. A., Degtyareva O. S. The tax policy 2015-2017. De-offshoring of the Russian economy: A review of the main concepts. Problemy antikrizisnogo upravleniya i ekonomicheskogo razvitiya (PAUER-2016): Materialy III Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (27-31 oktyabrya 2016 g.). Novosibirsk: Publishing House of SSUEPS; 2017:178-182. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.