Научная статья на тему 'Моделирование политических коммуникаций на основе диагностики и мониторинга'

Моделирование политических коммуникаций на основе диагностики и мониторинга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
318
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Коммуникология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ / MODELING POLITICAL PROCESSES / ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОММУНИКАЦИИ / POLITICAL COMMUNICATION / ДИАГНОСТИКА / DIAGNOSIS / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / ПОЛИТИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ / POLICY MONITORING / СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ / SOCIAL CONTROL / СОЦИАЛЬНАЯ САНКЦИЯ / SOCIAL SANCTION / СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ / SOCIAL NORMS / DIAGNOSIS POLITICAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ружков Руслан Александрович

Моделирование в настоящее время широко используется в политических коммуникациях. В социальном управлении применяются социально-математические модели политических систем и процессов, электорального поведения и др. Механизмом приведения в действие разработанных моделей является социальное нормирование, социальное планирование, социальное проектирование, разработка и реализация конкретных мер по решению социальных проблем. Моделирование системы управления на уровне конкретных политических организаций представляет собой создание социотехнических схем и конструкций, раскрывающих взаимосвязи политической структуры, политических процессов и отношений с системами и элементами управления. Модель социологической диагностики политических систем и процессов включает в себя познавательные, проектировочные, организационные, технологические, исследовательские компоненты. Мониторинг политических процессов можно проводить с применением комплекса социологических, психологических, статистических, математических и других методов. При изучении общественно-политической системы политический мониторинг оказывается направленным на изучение политической сферы. Модель мониторинга предполагает включения в нее прогностической составляющей в виде составления тенденций (вариантов) развития политического объекта в будущем. Предвидение последствий внедрения данной программы, реформы, плана и их отражения на судьбах людей, удовлетворении их потребностей и интересов одна из целей проводимых мониторингов на базе сформированных моделей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELING OF POLITICAL COMMUNICATIONS ON THE BASIS OF DIAGNOSTICS AND MONITORING

Modeling is now widely used in political communications. In social management of applied socio-mathematical models of political systems and electoral behavior, etc. Mechanism for the actuation of the developed models is social regulation, social planning, social planning, development and implementation of specific measures to address social problems. Modeling of the control system at the level of specific political organizations is the establishment of social engineering schemes and designs that reveal the relationship of political patterns, political processes and relationships with systems and controls. The sociological model of diagnostics of political system and process includes cognitive, design, organizational, technological, and research components. Monitoring of political processes can be conducted with use of the complex sociological, psychological, statistical, mathematical and other methods. When studying the socio-political system of political monitoring is aimed at studying the political sphere. The model monitoring requires the inclusion of a predictive component in the form of trends (variants) the development of a political object in the future. Predicting the consequences of implementing this programme, the reform plan and their reflection on the lives of people, their needs and interests one of the goals of monitoring on the basis of the generated models

Текст научной работы на тему «Моделирование политических коммуникаций на основе диагностики и мониторинга»

■ ■ ■ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ НА ОСНОВЕ ДИАГНОСТИКИ И МОНИТОРИНГА

Автор: РУЖКОВ Р.А.

РУЖКОВ Руслан Александрович - аспирант Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС). Адрес: 115477, г Москва, ул. Кантемировская, дом 29 кв. 100. Тел.: +7(906)700-10-01

Аннотация. Моделирование в настоящее время широко используется в политических коммуникациях. В социальном управлении применяются социально-математические модели политических систем и процессов, электорального поведения и др. Механизмом приведения в действие разработанных моделей является социальное нормирование, социальное планирование, социальное проектирование, разработка и реализация конкретных мер по решению социальных проблем.

Моделирование системы управления на уровне конкретных политических организаций представляет собой создание социотехнических схем и конструкций, раскрывающих взаимосвязи политической структуры, политических процессов и отношений с системами и элементами управления. Модель социологической диагностики политических систем и процессов включает в себя познавательные, проектировочные, организационные, технологические, исследовательские компоненты.

Мониторинг политических процессов можно проводить с применением комплекса социологических, психологических, статистических, математических и других методов. При изучении общественно-политической системы политический мониторинг оказывается направленным на изучение политической сферы. Модель мониторинга предполагает включения в нее прогностической составляющей в виде составления тенденций (вариантов) развития политического объекта в будущем. Предвидение последствий внедрения данной программы, реформы, плана и их отражения на судьбах людей, удовлетворении их потребностей и интересов — одна из целей проводимых мониторингов на базе сформированных моделей.

Ключевые слова: моделирование политических процессов, политические коммуникации, диагностика, политическая диагностика, политический мониторинг, социальный контроль, социальная санкция, социальные нормы.

Одним из элементов управления политическими коммуникациями является социальный контроль. Социальный контроль может быть обеспечен посредством общественной оценки, наложения социальных санкций, воздействия общественного мнения, а также путем принуждения соблюдения сформировавшихся традиций, ценностей, норм и др. Нормы

КОММУНИКОЛОГИЯ - COMMUNICOLOGY

(от лат. norma — образец, правило) — предписание того, как надо вести себя тем или иным людям или группам в тех или иных ситуациях. Социальные нормы — это некие выработанные различными сообществами стандарты поведения, действия и поведения людей. Социальные нормы выступают регулятором социальных отношений и воздействуют на людей через разрешительный механизм (наличие определенных прав), предписывающий (возложенные обществом или социальным окружением обязанности), запретительный (осуждение обществом и социальным окружением недопустимых вариантов поведения).

Санкции (от лат. sanctio — строжайшее постановление) — средства поощрения и наказания, стимулирующие людей соблюдать нормы. Социальная санкция — оперативное средство социального контроля, социальные последствия действия в рамках требований социальных ролей. Социология наряду с правовыми санкциями рассматривает социальную основу экономических, моральных, религиозных и других санкций. Социальные санкции играют как роль поощрения за действия, желательные обществу или организации, так и наказания за нежелательные действия (порицания). Внутренние ценности в социологии выражаются специальным термином — ценностные ориентации

Моделирование системы управления на уровне конкретных политических организаций представляет собой создание социотехнических схем и конструкций, раскрывающих взаимосвязи политической структуры, политических процессов и отношений с системами и элементами управления. При конструировании таких моделей руководителю в целях повышения эффективности управления необходимо, прежде всего, сформулировать цели, а также четко выделить структуры, которые должны будут реализовывать эти цели.

В предварительной (промежуточной) модели выделяются лишь горизонтальные связи, характеризующие расстановку конкретных руководителей во главе отдельных политических организационных подразделений. На следующем этапе детализации модели уже в нее включаются также организационно-технические компоненты, способствующие реализации выделенных функций. Такая модель управления может сформирована на уровне крупных политических систем, например, партий, имеющих разветвленную региональную структуру.

На стадии диагностики объекта производится социологический анализ и оценка состояния объекта, в результате чего всесторонне выявляются проблемы, требующие управленческого воздействия на объект.

Модель социологической диагностики политических систем и процессов включает в себя познавательные, проектировочные, организационные, технологические, исследовательские компоненты.

Теоретическая модель социологической диагностики включает гностическую, организационную, проектно-технологическую подсистемы.

Выявленные таким образом данные о природе объекта создают необходимую базу для последующей диагностики ее состояния.

Процедуры моделирования в политическом управлении:

1) на стадии диагностики состояния управляемого объекта

Модель социологической диагностики, как стадии социального управления, будет успешно функционировать при четкой реализации следующих процедур: правильное определение целей и разработка научно-обоснованной программы; выбор всего требуемого набора методов, соответствующих исследовательской проблематике; грамотный анализ информационного массива; проведение управленческих процедур по оптимизации функционирования объекта управления.

В задачи социальной диагностики (диагностики социального объекта, осуществляемого с помощью как социологических, так и всех других возможных методов), входит не только фиксация имеющихся отклонений от нормы, но и определение путей, средств возвращения объекта к оптимальному состоянию. В качестве критериев социальной диагностики, осуществляемой в виде модели изучаемого объекта, выступают социальные нормативы и стандарты — значения показателей, определенных какими-либо социальными регламентами и выражающие систему типических требований, предъявляемых социальными субъектами к исследуемому и управляемому объекту. Среди них можно выделить:

• нормативы естественнонаучного обоснования (нормы питания, экологического состояния среды и т.п.);

• нормы, регулирующие трудовые, бытовые и иные отношения людей; нормативы потребления, оплаты труда и т.п.).

В моделях социальной диагностики нормативы играют роль неких эталонов сравнения с реально существующими показателями и их оценки. Технология построения модели диагностики управленческой ситуации в политических системах предполагает конструирование системы эталонных (нормативных) показателей и сравнение их с реальными показателями. В последующем эти данные используются при принятии управленческих решений по устранению возникших противоречий и их профилактики. В технологическом плане модель социальной диагностики строится с учетом соблюдения научно-обоснованных алгоритмов реализации различных этапов.

В случае невозможности нормативного выделения оценочных критериев используется метод экспертной оценки. На первом этапе эксперты знакомятся с предоставленным объектом (политической организацией или политическим лидером), далее разрабатываются и согласовываются цели и критерии диагностики, методы количественной оценки. В конце этапа систематизируется состав диагностируемых ситуаций. На втором этапе производится измерение и анализ результатов. И, наконец, на заключительном этапе формулируются оценочные заключения

и выводы, вырабатываются меры по приведению политического объекта к оптимальному состоянию.

Качество проведения этапа диагностики зависит от социально-политических, научных, организационных и материально-технических условий. Социально-политические условия заключаются в наличии общественной потребности в проведения данной диагностики и возможностей ее проведения, а также от уровня подготовленности соответствующих специалистов в органах власти и управления. Научные условия включают в себя степень теоретической разработанности методологии и методики исследования данного вида объекта. Организационные условия — это наличие эффективной структуры, призванной проводить диагностику, наличие в ней персонала требуемого уровня квалификации, а также организация опросной сети, должного контроля за надежностью получаемой информации и др. Наличие соответствующих материально- технических условий означает соответствие финансовой и технической базы потребностям обеспечения работы на этапах тиражирования материала, приемов результатов опроса интервьюеров, ввод и обработку информации, оформление конечного результата.

Универсальной технологией диагностики управляемого социального объекта является ситуативно-нормативный подход, с помощью которого выявляются отклонения объекта от требуемого состояния.

Анализ, проведенный на основе модели управляемого объекта, позволяет объективно оценить ситуацию, опираясь не только на здравый смысл и интуицию, но, главным образом, на научно-обоснованные данные. Сопоставление показателей в различные интервалы времени дает возможность определить направление (вектор) протекающего социально-политического процесса. Результаты проведенной диагностики кладутся в основу программы мониторингового исследования, и учитываются при разработке показателей объекта, по которым осуществляется "слежение" за изменением объекта.

2) На стадии организации мониторинга управляемой системы осуществляется поиск, группировка и комплексная обработка индикаторов с целью оперативной оценки и прогнозирования возможных состояний управляемого объекта и его уровней, выработки корректирующе-упреждающих мер управленческого воздействия. Мониторинг политических процессов можно проводить с применением комплекса социологических психологических, статистических, математических и других методов.

При изучении общественно-политической системы политический мониторинг оказывается направленным на изучение политической сферы. На стадии мониторинга управляемого объекта построение модели политического управления включает в себя:

• определение состояния политической системы в конкретных промежутках времени и выявление на этой основе динамики и направленности его развития;

• определение взаимосвязей между наблюдаемыми политическими явлениями и появляющихся в ходе развития отклонений от их желательного состояния;

• прогнозная оценка развития исследуемых политических процессов;

• контроль направлений и интенсивности протекающих политических процессов.

Модель мониторинга предполагает включения в нее прогностической составляющей в виде составления тенденций (вариантов) развития политического объекта в будущем. Предвидение последствий внедрения данной программы, реформы, плана и их отражения на судьбах людей, удовлетворении их потребностей и интересов — одна из целей проводимых мониторингов на базе сформированных моделей. Прогностическая функция мониторинговых исследований опирается на определение цели моделирования.

Практически любой объект имеет множественные взаимосвязи, что требует глубокого проникновения в сущность объекта. На стадии моделирования социального управления — социологического мониторинга (т.е. с помощью социологических методик и методов) требуется реализация различных мер. Эффективность функционирования модели, реализуемой на стадии мониторинга зависит от методологических факторов. Особенно это касается правильного выбора критериев, показателей и индикаторов и определения порогового значения исследуемых величин эффективности работы каждой из факторов:

Среди методологических факторов наибольшее влияние на результат оказывает правильный выбор индикаторов и определение порогового значения исследуемых величин. Во многих случаях, и особенно при использовании метода опроса, показателями (т.е. носителями информации, дающим уже более или менее законченное представление об объекте или о его компонентах) выступают мнения, оценки, другие суждения респондентов.

В моделируемой исследовательской системе на данном этапе необходимо вначале определить комплекс индикаторов, репрезентативно отражающих свойства объекта. Эти показатели должны как адекватно отражать свойства исследуемого объекта, так и иметь свойств сопоставимости и дополняемости. В том случае, когда с помощью индикаторов описываются свойства объектов, представляющих множество связанных между собой элементов, используется конструирование индексов, представляющих собой специфические конструкции, образованные путем комбинации индикаторов. Это особенно важно в таком случае, когда с помощью разрозненных индикаторов, на раскрывающих взаимообусловленные связи, невозможно измерить какой либо признак изучаемого объекта. Такой индекс, строится как отношение замеренных позитивных, нейтральных или отрицательных выборов к максимально возможному количеству выборов.

Организационные факторы проявляют в себя в зависимости от правильности и своевременности выполнения процедур методики проведения мониторинга, эффективности трудозатрат, правильности составления баланса и др.

Кадровые факторы влияют на эффективность работы модели социального управления на этапе мониторинга через возможности управленческого персонала использовать полученную мониторинговую информацию в управлении политическими процессами.

Информационно-методические факторы влияют отрицательно на функционирование мониторинга в том случае, если нарушаются процедуры сбора, накопления, анализа и применения информации.

Финансовые факторы, хотя здесь в соответствии с предметом изучения не рассматриваются подробно, являются одним из основных, обеспечивающих успешное функционирование социологического мониторинга, ибо любая процедура мониторинга на каждом из его этапов может быть нарушения по причине отсутствия или несвоевременного финансирования мониторинговой программы.

3) на стадии выработки системы управленческих действий, процедуры исполнения управленческих актов вначале в общем виде моделируются управленческие процедуры, а в ходе их реализации производятся уточнения на основе информации об эффективности их реализации через канал обратной связи.

Обобщение эмпирических данных позволяет приступить к завершению решения научных задач по интерпретации и логическому обобщению имеющихся сведений об объекте исследования.

Рассмотрим информационную модель, в которой раскрыта последовательность процедур (алгоритм) преобразований массивов информации в процессе анализа политических ситуаций и подготовки управленческих решений. В социотехнической системе модель включает блоки взаимоувязанных социальных и технических элементов системы. Эта модель включает в себя и процедуры преобразования информационных потоков, осуществляемые как на предыдущих стадиях, так и в процессе выполнения обобщающих процедур в данной стадии функционирования социально-управленческого механизма, применяемого в политических системах.

Первый социотехнический блок включает обобщение информации, собранной на предыдущих стадиях диагностики и мониторинга социального объекта, и построение этой основе базовой информационной модели. Эта интегральная модель соединяет усилия информационно-аналитических служб, осуществляющих на данной стадии дополнительные аналитические процедуры на основе специально разрабатываемых компьютерных программ.

Второй блок представляет из себя базовую социально-информационную модель управляемого объекта, построенную на основе эм-

пирических данных, полученных на всех предыдущих стадиях и этапах управленческого процесса. Моделирование этого блока осуществляется по научной методике, позволяющей воспроизвести наиболее существенные структурные элементы и функции моделируемого объекта.

Третий блок также строится на основе полученных ранее данных на стадиях диагностики и динамического измерения (мониторинга).Здесь приводятся меры по совершенствованию и развитию объект.

Четвертый блок строится из процедур прогностического анализа состояния объекта, ставящего задачу выработки научно-обоснованных суждений о возможных состояниях того или иного явления, процесса в будущие периоды развития и альтернативных путей и сроков достижения таких состояний. В одних случаях прогнозирование осуществляется путем экстраполяции наблюдаемых тенденций на будущие сроки развития объекта, в других — эти тенденции на основе имеющихся данных и большого практического опыта и теоретических знаний определяются экспертами, а в третьих — используются приемы и процедуры математической статистики и моделирования.

Список литературы

1. Шарков Ф.И. Диагностика — технология информационного обеспечения социального управления. М., 2005.

2. Шарков Ф.И. Социологический мониторинг и диагностика в системе социального управления. М., 1999.

3.Горшкова О.Ф. Современные проблемы теории политической коммуникации в эпоху формирования глобального информационно-коммуникативного пространства // Коммуникология. 2014. Том 8. №6. С. 91-100.

4.Захарова В.И. Соотношение правовых и этических норм в деятельности журналиста и специалиста по связям с общественностью. Российский и зарубежный опыт // Коммуникология. 2015. Том 3. №1. С. 101-127.

■ ■ ■ MODELING OF POLITICAL COMMUNICATIONS ON THE BASIS OF DIAGNOSTICS AND MONITORING

Author: RUZHKOV R. А.

RUZHKOV Ruslan Alexandrovich - postgraduate student of the Institute of public administration and management, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA). Address:115477, Moscow, Kantemirovskaya st, building 29 sq 100. Tel: +7(906)700-10-01.

Abstract. Modeling is now widely used in political communications. In social management of applied socio-mathematical models of political systems and

KOMMYHMKOflornq - communicology

processes, electoral behavior, etc. Mechanism for the actuation of the developed models is social regulation, social planning, social planning, development and implementation of specific measures to address social problems. Modeling of the control system at the level of specific political organizations is the establishment of social engineering schemes and designs that reveal the relationship of political patterns, political processes and relationships with systems and controls. The sociological model of diagnostics of political system and process includes cognitive, design, organizational, technological, and research components.

Monitoring of political processes can be conducted with use of the complex sociological, psychological, statistical, mathematical and other methods. When studying the socio-political system of political monitoring is aimed at studying the political sphere. The model monitoring requires the inclusion of a predictive component in the form of trends (variants) the development of a political object in the future. Predicting the consequences of implementing this programme, the reform plan and their reflection on the lives of people, their needs and interests — one of the goals of monitoring on the basis of the generated models.

Keywords: modeling political processes, political communication, diagnosis, diagnosis political, policy monitoring, social control, social sanction, social norms.

References

1. Sharkov F.I. Diagnostika — tehnologiya informatsionnogo obespecheniya sotsialnogo upravleniya. M.2005. [Sharkov F. I. Diagnosis technology of information support of social control. Moscow, 2005].

2. Sharkov F.I. Sotsiologicheskiy monitoring i diagnostika v sisteme sotsialnogo upravleniya. M., 1999. [Sharkov F. I. Sociological monitoring and diagnostics in the system of social control. Moscow, 1999].

3. Gorshkova O.F. Sovremennyie problemyi teorii politicheskoy kommunikatsii v epohu formirovaniya globalnogo informatsionno-kommunikativnogo prostranstva // Kommunikologiya. 2014. Tom 8. #6. S.91-100. [Gorshkova O. F. Modern problems of the theory of political communication in the era of global information and communication space. // Communicology. 2014. Volume 8. No. 6. P. 91-100].

4. Zaharova V.I. Sootnoshenie pravovyih i eticheskih norm v deyatelnosti zhurnalista i spetsialista po svyazyam s obschestvennostyu. Rossiyskiy i zarubezhnyiy opyit // Kommunikologiya. 2015. Tom 3. No.1. S.101-127. [Zakharova V. I. the Correlation between legal and ethical norms in the activities of the journalist and specialist in public relations. Russian and foreign experience // 2015. Volume 3. No. 1. P. 101-127].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.