РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА В СОВРЕМЕННЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ
Хецелиус В.Е.
ООО "ОАК-Центр комплексирования", Москва, Российская Федерация
Аннотация: В статье рассматриваются проблематика механизмов социальных медиа в современных политических процессах. Обнаружено, что на сегодняшний день социальные медиа играют большую роль и в формировании имиджа политических лидеров как неотъемлемой части политического процесса. Было определено понятие «социальных медиа», а также выявлено, что на сегодняшний день многочисленные интернет-сообщества являются по-настоящему максимально благоприятными условиями для проявления политической активности различных уровней. Была проанализирована активность мэра Москвы Сергея Собянина в современных социальных медиа на примере его аккаунтов в таких социальных сетях, как Инстаграм и Фейсбук.
Ключевые слова: социальные медиа, социальные сети, политический процесс, политические технологии, влияние, имидж, политический лидер, политические цели.
Для цитирования: Хецелиус В.Е. Роль социальных медиа в современных политических процессах // Коммуникология: электронный научный журнал. 2019. Том 4. № 1. С. 73
Сведения об авторе: Хецелиус Валерия Евгеньевна, помощник управляющего директора ООО "ОАК-Центр комплексирования". 109542, г. Москва, Рязанский пр., 68, к.1. E-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию: 28.02. 2019. Принята к печати: 24.03.2019.
Повышение роли информации в глобальном мире
В современном глобализирующемся мире трудно переоценить роль информации, значение которой возрастает с каждым годом почти во всех сферах человеческой жизни, и политика не является исключением [Кравченко; Чугров].
Если говорить о глубоких корнях попыток анализа политического процесса, они восходят ко II веку до нашей эры, когда греческий историк и философ Полибий в своей работе «Всеобщая история» сформулировал понятие «цикл политической жизни», который осуществляется в ходе последовательной смены шести форм государства: от монархии до охлократии. Иными словами, государство переживает многоступенчатый переход от становления к вершине процветания и постепенного упадка [Шарков, 2012].
Быстрый рост роли информации, методов и скорости ее передачи привел к тому, что коммуникация во всех ее проявлениях сегодня
охватывает все сферы социальной реальности и по-новому организует социальные отношения. С созданием всемирной компьютерной сети Интернет человечество практически вступило в фазу формирования единой глобальной информационно-коммуникационной среды. Методы генерации и передачи информации, которые до недавнего времени были доступны лишь немногим специалистам в области компьютерных технологий, уже превратились в информационное поле социально-экономического, политического и культурного развития всего общества, позволяющее обеспечить необходимая информация для всех, от частных лиц до крупных корпораций [Шарков, 2016].
Понятие «социальные медиа» появилось сравнительно недавно. Это связано, прежде всего, с появлением ряда новых информационных технологий, таких как новостные агрегаторы RSS (информация из различных источников, представленная в формате RSS, может быть собрана, обработана и представлена пользователю в удобной форме с помощью специальных программ-агрегаторов или онлайн-сервисов), геолокационные сервисы, мобильные технологии и т. д. Кроме того, развитие социальных сетей было тесно связано с формированием и интеграцией в современные социальные процессы интернет-ресурсов нового формата (в частности, онлайн-социальные сети, видео и фотохостинг). Основная цель всех этих изменений состояла в том, чтобы облегчить обмен и передачу информации между пользователями по сравнению с технологиями предыдущего поколения (традиционные медиа и статичные (без обратной связи) интернет-сайты) [Межкультурное взаимодействие...].
Стоит обозначить: в Интернете как в реальном механизме неформальной социальной коммуникации общение в рамках сети осуществляется без условностей, принятых в «реальном» социуме.
В 2008 г. на конференции «Потенциальное влияние инструментов социальных сетей на борьбу с терроризмом и правительственными репрессиями, на примере Facebook» (г. Нью-Йорк, США) появляется термин «дипломатия Facebook» как особенный вид дипломатической деятельности, связанный с потенциалом «мягкой силы» [Пипченко].
Роль социальных медиа в формировании имиджа политических лидеров
Более того, на сегодняшний день социальные медиа играют большую роль и в формировании имиджа политических лидеров как неотъемлемой части политического процесса. В течение последних нескольких лет ключевым инструментом формирования имиджа политических лидеров стали именно ресурсы сети Интернет, что обуславливается как динамичным развитием сети, так и стабильный прирост пользователей на территории России.
Говоря о социальных сетях, следует отметить, что именно они являются максимально эффективными информационными площадками для развития имиджа политического лидера, а также для установления крепкой коммуникации с электоратом [Лукъянцев; Шарков, 2014].
Можно также говорить и о том, что интернет-сообщества являются по-настоящему максимально благоприятными условиями для проявления политической активности различных уровней [Чижов].
Политические лидеры федерального уровня используют различные интернет-площадки для взаимодействия с общественностью. С другой стороны, политики регионального уровня выбирают для своего присутствия в Интернете 1 -2 сервиса.
Тем не менее, формирование имиджа в рамках интернет-сообществе для политика любого уровня является важным аспектом, поэтому политикам необходимо найти добросовестных специалистов, которые будут вести аккаунты в социальных сетях, контактируя с подписчиками и посетителями онлайн.
Влияние социальных сетей на политические процессы
На примере рассмотрения активности мэра г. Москвы Сергея Собянина можно рассмотреть механизмы влияния социальных медиа в рамках современных политических процессов.
Мэр Москвы Сергей Собянин является политиком федерального уровня, так как является главой города федерального значения. Данный политический деятель имеет личные страницы в следующих социальных сетях, а именно:
• «Вконтакте» (https://vk.com/mossobyanin);
• «Твиттере» (https://twitter.com/mossobyanin);
• «Фейсбуке» (https://www.facebook.com/blogsobyanin/);
• «Инстаграме» (https://www.instagram.com/mossobyanin/).
Следует отметить, что в данных социальных сетях Сергей Собянин
информирует о новостях столицы, начиная от ситуации со строительством метро и заканчивая информацией о грядущих погодных условиях. Данные аспекты особенно характерны для страниц Собянина во «Вконтакте» и в «Твиттере». Например, в числе записей от 26 января 2019 г. появился такой пост «Сегодняшний и ближайшие дни будут серьезным испытанием для города. Перепад температур - до плюсовых значений. Сильные снегопады накроют Москву. Коммунальные службы будут работать в усиленном режиме» [Официальный.].
С другой стороны, аккаунт мэра столицы на «Фейсбук» является информационным источником относительно обновления официального сайта мэра Москвы (mos.ru). Здесь записи появляются реже, чем в рассмотренных выше социальных сетях.
В сети «Инстаграм» Сергей Собянин представляет иллюстрацию к постам из социальных сетей «Вконтакте» и «Твиттер», так как данный сервис непосредственно предназначен для размещения фотографий с небольшими комментариями.
Более того, в «Инстаграме» мэр столицы также демонстрирует выражение собственного личного мнения. Например, он выражал поздравления сборной России по биатлону при победе в эстафете [Официальный...].
Выводы
Социальные медиа и их влияние на внутреннюю и внешнюю политику государства нельзя оценивать однозначно позитивно, существует список реальных угроз, с которыми может столкнуться политическая власть любой страны мира, а именно:
• использование социальных сетей для продвижения не только идей мира и безопасности, но и для объединения людей с экстремистскими взглядами (мобилизация и организация этнических конфликтов или террористических актов);
• соблюдение требований безопасности защиты персональных данных в социальных сетях не идеально, несмотря на встроенную возможность защитить свой профиль от «нежелательных гостей»;
• нарушение авторских прав на контент, размещаемый в социальных сетях (не ограничиваясь распространением аудио и видео информации);
• распространение информации в социальных сетях и создание групп интересов позволяют распространять мгновенные сообщения, дискредитирующие политическую власть государства, или наоборот, поддерживают решительные шаги правительства (сложно предсказать «силу» обратной связи);
• «вмешательство» во внутренние дела государства со стороны неправительственных организаций или отдельных лиц.
Источники
Кравченко С.А. (2016). Социология. Социальная диагностика жизни: учебник и практикум для академического бакалавриата / С.А.Кравченко. М.: Юрайт, 296 с.
Лукъянцев А.С. (2014). Влияние социальных сетей на имидж политических лидеров // Научные исследования и разработки молодых ученых. № 2. С. 71-74.
Межкультурное взаимодействие в полиэтничной молодежной среде: социологический подход / Под ред. Н.П. Нарбута, Д.Г. Подвойского. Коллективная монография. М.: ЗАО «Экон-информ», 2012.
Официальный Инстаграм-аккаунт мэра Москвы Сергея Собянина. URL: https://www.instagram.com/p/BslNouVAs2I/
Официальный Твиттер-аккаунт мэра Москвы Сергея Собянина. URL: https://twitter.com/MosSobyanin/status/1089097039420497920
Пипченко Н. А.(2014). Социальные медиа в современных политических процессах // Сравнительная политика. №4 (16-17). С. 60-62
Чижов Д.В. (2016). Формирование имиджа российских политических партий в сети Интернет // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. № 1. С. 313-338.
Чугров С.В. (2019). Современная политическая наука. Методология / [Т.А.Алексеева и др.]; отв. ред. О.В.Гаман-Голутвина, А.И.Никитин. 2-е изд., испр. и доп. М.: Аспект Пресс. 776 с.
Шарков Ф.И. (2016). Мониторинг электорального поведения: проблемы измерения деловых качеств политика. Коммуникология. Том 4. №4. С. 67-76.
Шарков Ф.И. (2012). Политическая коммуникация в современном информационном обществе// PolitBook.. № 2. С. 121-130.
Шарков Ф.И. (2014). Управление политическими коммуникациями путем сегментации политического рынка и позиционирования политических субъектов// Коммуникология. Том 2. №1. С.119-128.
Chugrov S.V. (1994). Political Tendencies in Russian Regions // Slavic Review, vol. 54, no. 3 (Fall) 1994 (in co-authorship with D. Slider and V. Gimpelson).
THE ROLE OF NEW MEDIA IN THE POLITICAL PROCESS Valeria E. Khetselius Abstract.
The article deals with the problems of social media mechanisms in modern political processes. It has been found that today social media also plays a large role in shaping the image of political leaders as an integral part of the political process. The concept of "social media" was defined, and it was also revealed that today numerous Internet communities are truly favorable conditions for the manifestation of political activity at various levels. The activity of Moscow Mayor Sergey Sobyanin in modern social media was analyzed using the example of his accounts on such social networks as Instagram and Facebook.
Keywords: social media, social networks, political process, political technologies, influence, image, political leader, political goals.
For citation: Khetselius V.E. The role of new media in the political process. In: Communicology: The Online Scientific Journal. 2019. Volume 4. No. 1. P.73
Information about the author: Khetselius Valeria Evgenevna, assistant managing Director of LLC "UAC-integration Center". 109542, Moscow, Ryazanskiy PR., 68, K. 1. E-mail: [email protected]
Received: 28.02. 2019. Accepted: 24.03.2009.
References
Chizhov D. V. (2016). Formation of the image of Russian political parties in the Internet // public opinion Monitoring: Economic and social changes. No. 1. P. 313-338. (In Rus.).
Chugrov S. V. (2019). Modern political science. Methodology / [T. A. Alekseeva et al.]; resp. edited by O. V. Gaman-Golutvina, A. I. Nikitin. 2-e Izd., Rev. and DOP. M.: Aspect Press. 776 p. (In Rus.).
Chugrov S. V. (1994). Political Trends in Russian Regions // Slavic Review, vol. 54, No. 3 (Fall) (in co-authorship with D. Slider and V. Gimpelson). (In Rus.).
Intercultural interaction in a multiethnic youth environment: sociological approach / Ed.P. Narbut, D. G. Podvoysky. Collective monograph. Moscow: JSC "Econ-inform", 2012. (In Rus.).
Kravchenko S. A. (2016). Sociology. Social diagnostics of life: textbook and workshop for academic undergraduate / S. A. Kravchenko. M.: Yurayt. 296 p. (In Rus.).
Lukyantsev A. S. (2014). The Influence of social networks on the image of political leaders // Research and development of young scientists. No. 2. P. 71-74. (In Rus.).
Pipchenko Natalia (2014). Social media in modern political processes // Comparative politics. №4 (16-17). P. 60-62. (In Rus.).
Sharkov F. I. (2014). Management of political communications by segmentation of the political market and positioning of political subjects// Communicology. Volume 2. No. 1. P. 119-128. (In Rus.).
Sharkov F. I. (2016). Monitoring of electoral behavior: problems of measuring business qualities of a politician. Communicology. Volume 4. No. 4. P. 67-76. (In Rus.).
Sharkov F. I. (2012). Political communication in the modern information society// PolitBook. No. 2. P. 121-130. (In Rus.).
The official Instagram account of the mayor of Moscow Sergey Sobyanin. URL: https://www.instagram.com/p/BslNouVAs2I/ (In Rus.).
The official Twitter account of the mayor of Moscow Sergey Sobyanin. URL: https://twitter.com/MosSobyanin/status/1089097039420497920 (In Rus.).