Научная статья на тему 'Развитие теории и практики массовой информации в России в рамках междисциплинарного научного направления "Коммуникология"'

Развитие теории и практики массовой информации в России в рамках междисциплинарного научного направления "Коммуникология" Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
200
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / INFORMATION / КОММУНИКОЛОГИЯ / COMMUNICOLOGY / АНАЛИТИКА / ANALYTICS / СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМА-ЦИОЛОГИЯ / SOCIAL INFORMATICS / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИН-ФОРМАЦИИ / MASS MEDIA / ПЕЧАТНЫЕ И ЭЛЕКТРОННЫЕ МАСС-МЕДИА / PRINT AND ELECTRONIC MASS MEDIA / ЖУРНАЛИСТСКИЕ ЖАНРЫ / JOURNALISTIC GENRES / ТЕОРИЯ ИН-ФОРМАЦИИ / INFORMATION THEORY / ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / STATE AND MUNICIPAL ADMINISTRATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Захарова Вера Игоревна

Мир вступил в новую эпоху эпоху информационного общества, в котором информация играет одну из «ведущих скрипок», являясь не только основным богатством нации, учреждения, человека, глобальным ресурсом научно-технического прогресса и развития всего человечества, но, и важнейшей ценностью, главной движущей силой развития социально-экономических, политических, духовных и иных отношений. Использование информации в управлении придает ей принципиально новое качество, влияя на все сферы жизнедеятельности человека, позволяет органам государственной власти и органам местного самоуправления подняться на новый уровень выработки и принятия управленческих решений. По мнению авторов учебника, перед Россией стоит важнейшая стратегическая задача выработать эффективную государственную информационную политику, способствующую государственному строительству в Российской Федерации. Без знания основных методов диагностики, прогноза и моделирования массовых и специализированных информационных событий и процессов выработка и корректировка основных принципов государственной информационной политики не представляется возможной. В современной науке возникла необходимость разработки новых научных направлений коммуникологии (основатель Ф.И. Шарков), социальной информациологии (основатель В.Д. Попов), информационной аналитики (основатель В.В. Силкин), изучающих и формирующих основные принципы и методы коммуникологии, социальной информациологии и информационно-аналитической деятельности. Анализ мировых тенденций позволяет заключить, что в новом тысячелетии информация станет магистральной силой новой цивилизации, источником ее постоянного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Development of Theory and Practice of Mass Information in Russia within the Framework of the Interdisciplinary Scientific Field of Communicology

The world has entered a new epoch the era of the information society, in which information plays one of the “leading violins”, being not only the main wealth of a nation, institution, person, a global resource of scientific and technological progress and 1 Book review: Sharkov F.I., Silkin V.V. Communicology: Theory and Practice of Mass Information / F.I. Sharkov, V.V. Silkin. M.: Dashkov&Co. 2017. 197Коммуникология. 2017.Том 5.№ 5. С.188-197development of all mankind, but also the most important value, the main the driving force behind the development of socio-economic, political, spiritual and other relations. The use of information in administration and management gives them a fundamentally new quality affecting all spheres of human life, allows the state authorities and local governments to rise to a new level of development and adoption of administrative decisions. According to the authors of the textbook, Russia faces the most important strategic task to develop an effective state information policy that promotes the formation of public bodies in Russia. Without knowledge of the basic methods of diagnosis, forecasting and modeling of mass and specialized information events and processes, it is not possible to elaborate and adjust the basic principles of state information policy. In modern science, the need to develop new scientific fields has emerged: communicology (F.I. Sharkov), social information science (V.D. Popov), information analysts (V.V. Silkin), studying and forming the basic principles and methods communicology, social informatics and information and analytical activities. Analysis of world trends allows us to conclude that in the new millennium information will become the main force of the new civilization and the principal source of its constant development

Текст научной работы на тему «Развитие теории и практики массовой информации в России в рамках междисциплинарного научного направления "Коммуникология"»

■ ■ ■ Развитие теории и практики массовой информации в России в рамках междисциплинарного научного направления «Коммуникология»1

Захарова В.И.

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; Государственный университет управления, Москва, Российская Федерация.

Аннотация. Мир вступил в новую эпоху - эпоху информационного общества, в котором информация играет одну из «ведущих скрипок», являясь не только основным богатством нации, учреждения, человека, глобальным ресурсом научно-технического прогресса и развития всего человечества, но, и важнейшей ценностью, главной движущей силой развития социально-экономических, политических, духовных и иных отношений. Использование информации в управлении придает ей принципиально новое качество, влияя на все сферы жизнедеятельности человека, позволяет органам государственной власти и органам местного самоуправления подняться на новый уровень выработки и принятия управленческих решений. По мнению авторов учебника, перед Россией стоит важнейшая стратегическая задача - выработать эффективную государственную информационную политику, способствующую государственному строительству в Российской Федерации. Без знания основных методов диагностики, прогноза и моделирования массовых и специализированных информационных событий и процессов выработка и корректировка основных принципов государственной информационной политики не представляется возможной. В современной науке возникла необходимость разработки новых научных направлений - ком-муникологии (основатель Ф.И. Шарков), социальной информациологии (основатель В.Д. Попов), информационной аналитики (основатель В.В. Силкин), изучающих и формирующих основные принципы и методы коммуникологии, социальной информациологии и информационно-аналитической деятельности. Анализ мировых тенденций позволяет заключить, что в новом тысячелетии информация станет магистральной силой новой цивилизации, источником ее постоянного развития.

Ключевые слова: информация, коммуникология, аналитика, социальная информа-циология, информационно-коммуникационные технологии, средства массовой информации, печатные и электронные масс-медиа, журналистские жанры, теория информации, государственное и муниципальное управление

Дляцитирования: Захарова В.И. Развитие теории и практики массовой информации в России в рамках междисциплинарного научного направления «Коммуникология». Коммуникология. Том 5. № 5. С. DOI 10.21453/2311-3065-2017-5-5-188-197

Сведения об авторе: Захарова Вера Игоревна, кандидат социологических наук, Ph.D., доцент Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, доцент Государственного университета управления, член-корреспондент

1 Рецензия на учебник: Шарков Ф.И, Силкин В.В. Коммуникология: теория и практика массовой информации / Ф.И. Шарков, В.В. Силкин. М.: Дашков и К, 2017.

Российской академии естественных наук, Вице-президент Международной академии коммуникологии. E-mail: [email protected].

Статья поступила в редакцию: 09.09.2017. Принята к печати: 16.10.2017.

Развитие теории и практики массовой информации в рамках науки

«Коммуникология»

Вышедший в 2017 году в Издательско-торговой корпорации «Дашков и Ко» учебник «гуру» современной теории и практики массовой информации Ф.И. Шаркова и В.В. Силкина «Коммуникология: теория и практика массовой информации является одним из российских бестселлеров коммуникативной направленности. Сфера исследования в учебнике весь широка и разнообразна, затронуты наиважнейшие аспекты применения информации и средств коммуникации, которые стали главной ценностью современного общества. Учебник написан простым, доступным для понимания и усвоения материала языком, насыщен различными примерами, доказывающими парадигму авторов о революционном преобразовании средств коммуникации и превращении СМИ в мощный стимул для потребления и оценки информации, развития информационно-коммуникационных технологий.

Большой интерес представляет рассуждение авторов о возвращении человечества к всеобщим интерактивным коммуникациям (уже на глобальном уровне посредством Интернета), чрезвычайной интенсификацией электронных коммуникаций, виртуализацией социального пространства Интернета и возникновением виртуального сообщества, которое формируется не просто с целью обмена информацией, а для «проживания» (организации жизнедеятельности) в новом типе электронно-виртуальной организации.

Кроме того, в своем учебнике авторы затронули весьма важную тему, которая практически не исследуется на рынке интеллектуальных и научных услуг, в частности, коммуникации, ставящих целью обмен научной информацией, т. е. научные коммуникации. Причем в процессе освоения знаний познаваемость на чувственном, мыслительном, эмпирическом и теоретическом уровне у сторон общения может очень существенно отличаться. Одни в большей мере воспринимают знания, информацию, полученные посредством восприятия, представления, т. е. то, что познается неотделимыми от субъекта, объективированными механизмами. Другие лучше воспринимают и, соответственно, доверяют больше текстовой информации или сведениям, полученным посредством вещей, находящихся вне индивида, но несущих в себе социально-культурный смысл. Те и другие, так или иначе, вынуждены делать определенные допущения, дающие возможность рассматривать познавательный результат как знание, выражающее реальное, истинное положение вещей. Эмпиризм в сочетании с определенными допущениями о реальности и ее свойствах дает возможность предположить, что полученная и осознанная информация о познаваемом объекте является не плодом психического переживания субъекта, а отражает некоторые объективно существующие сущности [Шарков, Силкин: 6-7].

Рассмотрение сущности, структуры и содержания информации

В первой главе «Информация и коммуникация в современном мире» исследуются: сущность, структура и содержание информации; информационное взаимодействие власти и общества; социальная информация и информационная политика государства; современная трактовка понятий и моделей развития массовой информации и коммуникации. В частности, авторы проводят параллель между понятиями «информации» и «данные», например, в общем плане «данные» - форма представления информации для обработки автоматическими устройствами или человеком [Шафрин: 201]. «Данные» в самом простом понимании представляют собой набор утверждений, фактов, цифр, взаимосвязанных между собой. Авторское видение информации сводится к определению «информации», как совокупности систематизированных сведений о людях, организациях, фактах, событиях, системах, явлениях и процессах, независимо от формы их представления, объективно необходимых для устойчивого функционирования социального организма [Шарков, Силкин: 9]. Потоки информации, циркулирующие в обществе, обслуживают различные социальные образования (социальные институты, организации, группы и др.). Специализированная информация имеет конкретного адресата. Такая информация фиксируется или отражается в системе норм и требований.

Массовая же информация универсальна по своему содержанию, ее адресат представляет собой систему «с открытыми границами». Или иначе массовая информация является видом социальной информации, которым пользуется большая по величине масса людей как на этапе ее производства, как и на этапах распространения и потребления. Массовая информация универсальна и по типам и уровню, и по исследуемым системам, и по видам знаков, и по тематике.

В связи с этим, авторы делают акцент на наиболее актуальной проблеме раскрытия связи в системе «человек - информация - коммуникация». Они справедливо полагают, что только во и взаимосвязи этих трех компонентов возможно углубление коммуникативных связей, расширение форм и типов их организации. Именно информация, благодаря массовым коммуникациям, становится всеобщей и выводит человека в мир глобального сообщества, обеспечивая интенсификацию функционирования отмеченной системы. Массовая коммуникация как вид социальной коммуникации представляет собой процесс распространения массовой информации. Это и процесс общения в больших общностях, и взаимодействие большого количества сторон, в процессе которого происходит интенсивный обмен огромным количеством информации. Последнее представляет собой массовую коммуникацию, опосредованную техническими средствами, позволяющими адресовать информацию одновременно большому количеству потребителей

Информация как инструмент осознания процессов и явлений

Информация, как единственный инструмент осознания процессов и явлений, становится глобальным национальным ресурсом научно-технического прогрес-

са и развития всего человечества. При этом информация является не только порождением отдельного человека, группы или различных сообществ людей, но и всего человечества.

Без формирования информатизированного информационного общества невозможно становление развитого современного государства. Решение глобальных проблем прямо зависит от умелого использования информации, основанной на новейших технологических достижениях. Информация как глобальная ценность содействует освоению и преобразованию окружающего человека мира, содействует ему в социально-культурном творчестве.

Для успешного использования информации в различных отраслях знаний необходимо проводить исследования проблем неоднозначности восприятия информации, инерции массового сознания; разрабатывать социотехнические модели информационной сферы. Следует обратить внимание, что информационная сфера должна включать в себя различные системы:

- современную коммуникационную информационную инфраструктуру на основе каналов связи различной природы (кабельные радиорелейные, спутниковые и пр.);

- распределительную иерархическую компьютерную сеть, входящую в информационное пространство Интернет и объединяющую информационные системы федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и фирм;

- систему национальных информационных ресурсов, построенную по технологии Интранет, других информационных систем и включающую регистры, кадастры, банки данных федерального и регионального уровней;

- комплексную систему информационной безопасности, охватывающую остальные компоненты системы и предотвращающую угрозы разрушения системы, несанкционированного доступа к данным распространения общественно опасной информации.

Совершенно справедливо характеризует проблему информации Ж.Т. Тощен-ко, как «наиболее уязвимую точку совершенствования стиля работы управленцев». Но не всегда информация доходит до потребителя в первоначальном варианте, что в принципе, считает Ж.Т Тощенко, «в той или иной мере присуще любому устройству.» Однако, говоря в связи с этим о роли информации в функционировании социального настроения, он подчеркивает: «замалчивание («открытой информации»), а еще хуже ее искажение может серьезно подорвать политические, экономические устои государства, лишить веры людей [Тощенко, Харченко: 140].

В управленческом процессе получение качественно новой информации, ее хранение, поиск уже созданной, адекватное понимание и актуальное ее использование становится трудным делом, требующим времени, сил и средств, создания специальных структур, применения новейшей техники и технологии. Работа с информацией превращается в обширное и массовое занятие государственных служащих, а сама информация выступает основным источником интенси-

фикации и гармонизации государственного управления. Вместе с тем она как средство управления выступает своеобразным коррелятором ее организованности и служит его основой.

Информатизация деятельности органов государственной власти, использование новейших гуманитарных информационных технологий и высокоскоростных телекоммуникационных сетей связи являются эффективным средством взаимодействия власти и общества. Такая технологическая реорганизация позволит государственной власти преодолевать временные и пространственные барьеры при осуществлении своих функций и предоставлять людям социально и экономически значимые информацию и услуги [Шарков, Силкин: 18].

Массовая информация и массовое сознание

Говоря о массовой информации, авторы полагают, что главный признак массовой информации - то, что ею оперировали или оперируют массы. Данная характеристика и в самом деле очень существенна. Но определяющей она не является, ибо не отражает тех причинных свойств массовой информации, из-за которых, собственно, она и может выполнять свое предназначение. В отличие от разных видов специализированной информации, массовая - общезначима, т.е. несет в себе сведения, которые в той или иной степени касаются всех. Кроме того, она общедоступна, поскольку распространяется по открытым каналам коммуникаций и фиксируется либо в естественном языке, либо в таких искусственных, которыми владеют массы (от простейшего «языка» светофора до весьма сложных языков искусства и науки). Соответственно, массовая информация - эта та часть социальной информации, которая предназначена для всех социальных групп и, в силу этого, является общезначимой и общедоступной.

Однако согласятся с таким выводом далеко не все. Дело в том, что инвариантность (общезначимость) массового сознания относительна. Ведь компоненты его не содержатся в структуре сознания личности изолированно, в чистом виде. Они сосуществуют с компонентами национального, классового, профессионального и прочих разновидностей специализированного, группового сознания, кроме того, не даются человеку готовыми. Формирование их в нормальных условиях осуществляется в виде напряженных духовных исканий, сопровождающих становление личности и выступающих одной из сторон ее социализации. Так заявляют о себе особенности человека, общества, социальной формы движения - те, что в итоге оборачиваются для нас возникновением таких общечеловеческих ценностей, как демократия, плюрализм взглядов и мнений, творческий поиск. Проявляется общая закономерность: развитие как разрешение противоречий на уровне социальной формы движения связано с выбором, т.е. осознанием альтернатив, которые обозначаются при принятии решений, и предпочтением одной из них в любой социально значимой ситуации. В данном случае такой социально значимой ситуацией оказывается процесс формирования и воспроизведения в новых поколениях массового сознания - ключевого участка в механизмах общественной саморегуляции [Шарков, Силкин: 13-15].

За последнее десятилетие в России существенно изменился формат массово-информационных отношений. Во-первых, российские масс-медиа стали настоящим средством политической коммуникации между властью и обществом. Однако сегодня эта информационно-коммуникативная ось существует в условиях, когда у граждан нет ощущения, что они являются равноправными участниками информационных отношений и на самом деле могут влиять на политику государства. Во-вторых, благодаря новейшим подходам к организации информационных потоков регионального и международного значения медиа-холдинги (мощные российские СМИ) начали формировать собственную корпоративную культуру, создавая четкие концепции редакционной политики, профессиональных стандартов, этических кодексов и тому подобное. Вышеупомянутые документы, как правило, предназначены для внутреннего пользования, но имеют целью, прежде всего, формализовать отношения журналистских коллективов с властными структурами [Захарова: 183].

Принципы и методы информационно-аналитической деятельности

Во второй главе учебника акцентируется внимание читателей на новом научном направлении - информационной аналитике, в основе которой заложены основные принципы и методы информационно-аналитической деятельности, включающей в себя не только мониторинг СМИ, но и процесс осмысления происходящего в информационной сфере общества, прогноз и моделирование информационных отношений, событий и технологий. В концепции данной работы следует обратить внимание, что значимый вклад в становление и развитие информационной аналитики внесла методология глобального моделирования, разработанная в исследованиях Римского клуба, а также деятельность Института системного анализа, в котором была реализована российская модель американской корпорации «Рэнд». В России информационная аналитика получила старт только в конце ХХ века, на рубеже третьего тысячелетия такие деятели в области образования как Н.А. Следняева, Г.Ф. Гордукалова, А.Н. Райков, В.А. Мин-кин и т.д. довольно подробно исследовали новое научное направление и заложили дальнейший вектор для его изучения. Как отмечают авторы учебника, информационная аналитика призвана анализировать информацию, потенциально способную стать массовой (воздействующей на массовое сознание). Анализ потенциально актуальной и реально значимой для социума информации можно рассматривать как цель и суть информационной аналитики. При этом, авторы выделяют основные субъекты информационной аналитики, которым для успешного функционирования необходимо в совершенстве владеть методологической базой исследования информационных процессов и социальных систем, в которых эти процессы развиваются; это: все виды государственной службы, частные корпорации, фирмы, организации, крупные политические партии и общественные объединения, СМИ, средства массовой коммуникации [Шарков, Сил-кин: 75-79]. Авторы подробно описывают структуру, систему, функции, алгоритм,

виды информационно-аналитической деятельности; детально останавливаются на процессе информационного моделирования с точки зрения аналитики, который направлен на построение моделей информационных событий, процессов, отношений, систем, технологий, а также на выработку оптимальных моделей поведения заказчика по отношению к средствам массовой информации и коммуникации. Кроме того, освещая вопросы информационно-аналитической деятельности, авторы останавливаются на базовых терминах и сути понятий - информационные события, процессы, явления, технологии, общества, отношения и т.д. Небезынтересна позиция авторов по новым технологиям выборов в органы государственной власти, например, «спин-терапия», представляющая собой методики информационного управления событием и «черный пиар», в конце ХХ века, ставший самым прибыльным информационным бизнесом. Также с того временного периода стали популярны в нашей стране такие инновационные технологии, как «телекиллерство», «политическая казнь», «информационная война» и т.д.

Небезосновательно авторов учебника беспокоит проблема информационной безопасности. В условиях лавинообразного роста потоков информации возрастает и вероятность снижения устойчивости и надежности информационных систем и степени обеспеченности их информационной безопасности. Обеспечение информационной безопасности предполагает противостояние негативному воздействию на индивидуальное и общественное сознание и психику людей, а также на компьютерные сети и другие источники информации.

Конструирование информационно-коммуникативного пространства

Третья глава посвящена вопросам конструирования информационно-коммуникативного пространства. В условиях становления информационно-коммуникативной среды информационная культура призвана помочь сформировать новый тип мышления (тезаурус), для которого характерно восприятие информационно-коммуникативной среды как новой среды жизнедеятельности, а также новое отношение (габитус) к познанию с ориентацией на саморазвитие и самообучение; к общению, позволяющей свободно выходить и общаться в информационно-коммуникативное пространство; к деятельности, в основе которой лежит продуктивная переработка репродуктивно полученной информации, творческая самореализация.

В четвертой главе авторы очень подробно и профессионально излагают проблемы управленческой информации и анализируют ее роль в совершенствовании государственного и муниципального управления. Любая коммуникационная деятельность включает в себя перенос информационных единиц от одного участника коммуникацию к другому. В управленческой деятельности, информация, передаваемая от субъекта к объекту управления имеет специфический характер. В передаваемых сведениях при этом сосредоточены не просто единицы информации, приняв которые объект воспринимает их содержание и смысл.

Субъект управления вкладывает в них управленческую сущность. Здесь получение, переработка и использование информации имеет специфический, присущий именно этой деятельности характер. Она пронизывает весь процесс управления, все его стадии.

Многие авторы управленческую деятельность трактуют как переработку информации [Виноградова, Виноградов, Щербакова: 208]. Такой подход особенно присущ специалистам такой отрасли научного знания, как кибернетика.

Без наличия нужной для разрешения той или иной ситуации информации не предоставляется возможным выработать оптимальное управленческое решение, а, следовательно, осуществить требуемое управленческой действие. Информация является исходным элементом управленческой цепи: «информация - решение - действие», необходимой предпосылкой ее функционирования как организующего начала всякой осмысленной деятельности, в том числе и в системе государственного и муниципального госуправления. Таким образом, основой осуществления упорядочивающих воздействий на всех уровнях управленческого процесса является информационная связь. В наиболее общем виде управленческий процесс включает в себя учет, поиск, фиксацию, обработку, анализ, оценку, закрепление, распространение информации. На основании практического опыта, можно сделать вывод, что в государственном (муниципальном) управлении используется не вся имеющая в распоряжении соответствующих органов информация, а только та, которая непосредственно необходима для формирования и реализации данных управленческих действий, т.е. информация, используемая в государственном и муниципальном управлении представляет собой особый вид социальной информации, нацеленный на обслуживание процессов государственного регулирования и целенаправленное воздействие на конкретный объект в соответствии с поставленной целью. Практика показывает, что управленческих работников волнует проблема защиты информации, ее секретности и конфиденциальности. Они считают, что неуверенность в выборе правильного решения является одной из основных причин замедленной автоматизации информационного обеспечения государственного управления.

Выводы

В совместном учебнике авторы обращают внимание на новые информационные технологии в государственном региональном управлении, которые следует рассматривать как новые интеллектуальные средства, затрагивающие саму суть управления, основой которого становится коллективный труд, организованный в форме субъект-субъектных отношений. С помощью НИТ интегрируются субъектные качества участвующих в этом процессе людей и реализуются различные способы коммуникативной активности субъектов управления. По сути, ставится вопрос о смене традиционной нормативно ориентированной парадигмы управленческой деятельности, на когнитивную и символическую, представляющую собой коллективные формы сознания, проявляющегося в феномене организационных культур.

Теоретическую и практическую значимость представляет подход авторов к проблематике диагностики - технологии информационного обеспечения государственного и муниципального управления. Диагностика направлена на оценку состояния объекта, включенного в целенаправленную организационную деятельность с целью решить вопрос о необходимости изменения его состояния или режима работы.

Материал учебника достаточно полно, объективно и всесторонне раскрывает заявленную тему «Коммуникология: теория и практика массовой информации», учитывает новомодные веяния и тенденции развития массовой информации и коммуникации. Полагаю, что авторы намеренно не стали загромождать учебник более насыщенной и объемной информацией, в частности, по исследованию самого термина «коммуникология», становлению, развитию, понятию и смысла данного научного направления, а также более подробному анализу нормативной правовой базы, регламентирующей вопросы массовой информации и коммуникации (обозначив проблемы, требующие разрешения), что дает возможность читателям самим поучаствовать в экспертно-аналитической работе по заявленной теме.

Источники

Виноградова З.И., Виноградов И.Е., Щербакова В.Е. (199B). Логика науки управления. М.: Мысль. 20B с.

Захарова В.И. (2014). Средства массовой информации как медиатор между властью и обществом // Коммуникология. Том B. № 6.

Тощенко Ж., Харченко С. (1996). Социальное настроение. М.: Академия, С. 140.

Шарков Ф.И., Силкин В.В. (2017). Коммуникология: теория и практика массовой информации: учебник. М.: Дашков и Ко.

Шафрин Ю.А. (1996). Основы компьютерной технологии. М.: ABF. С. 201.

ш ш ш The Development of Theory and Practice of Mass Information in Russia Within the Framework of the Interdisciplinary Scientific Field of Communicology1

Vera I. Zakharova

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA); State University of Management, Moscow, Russian Federation

Abstract. The world has entered a new epoch - the era of the information society, in which information plays one of the "leading violins", being not only the main wealth of a nation, institution, person, a global resource of scientific and technological progress and

1 Book review: Sharkov F.I., Silkin V.V. Communicology: Theory and Practice of Mass Information / F.I. Sharkov, V.V. Silkin. M.: Dashkov&Co. 2017.

development of all mankind, but also the most important value, the main the driving force behind the development of socio-economic, political, spiritual and other relations. The use of information in administration and management gives them a fundamentally new quality affecting all spheres of human life, allows the state authorities and local governments to rise to a new level of development and adoption of administrative decisions. According to the authors of the textbook, Russia faces the most important strategic task - to develop an effective state information policy that promotes the formation of public bodies in Russia. Without knowledge of the basic methods of diagnosis, forecasting and modeling of mass and specialized information events and processes, it is not possible to elaborate and adjust the basic principles of state information policy. In modern science, the need to develop new scientific fields has emerged: communicology (F.I. Sharkov), social information science (V.D. Popov), information analysts (V.V. Silkin), studying and forming the basic principles and methods communicology, social informatics and information and analytical activities. Analysis of world trends allows us to conclude that in the new millennium information will become the main force of the new civilization and the principal source of its constant development.

Keywords: information, communicology, analytics, social informatics, information and communication technologies, mass media, print and electronic mass media, journalistic genres, information theory, state and municipal administration

For citation: Zakharova V. I.. The Development of Theory and Practice of Mass Information in Russia within the Framework of the Interdisciplinary Scientific Field of Communicology. Communicology. Volume 5. No. 5. DOI 10.21453 / 2311-3065-2017-5-5-188-197

Inf. about author: Zakharova Vera Igorevna, Ph.D. (Soc.), associate professor at Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration; associate professor at State University of Management; corresponding member of the Russian Academy of Natural Sciences, Vice-President of the International Academy of Communicology. E-mail: [email protected].

Received: 09.09.2017. Accepted: 16.10.2017.

References

Vinogradova Z.I., Vinogradov I.E., Shcherbakova V.E. (1998). Logika nauki upravleniya [The logic of administrative science]. M.: Mysl, 208 p. (In Russ.).

Zakharova V.I. (2014). Sredstva massovoy informatsii kak mediator mezhdu vlast'yu i obshchestvom [Mass media as a mediator between power and society]. In: Communicology. Vol. 8. No. 6. (In Russ.).

Toshchenko Zh., Kharchenko S. (1996). Sotsial'noye nastroyeniye [Social mood]. M.: Academy. 140 p. (In Russ.).

Sharkov F.I., Silkin V.V. (2017). Kommunikologiya: teoriya i praktika massovoy informatsii: uchebnik [Communicology: Theory and Practice of Mass Information: textbook] / F.I. Sharkov, V.V. Silkin. Moscow: Dashkov & Co. (In Russ.).

Shafrin Yu.A. (1996). Osnovy komp'yuternoy tekhnologii [Fundamentals of computer technology]. M.: ABF. P. 201. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.