Научная статья на тему 'Мониторинг электорального поведения: проблемы измерения деловых качеств политика'

Мониторинг электорального поведения: проблемы измерения деловых качеств политика Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
206
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Коммуникология
ВАК
Ключевые слова
ЭЛЕКТОРАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ELECTORAL BEHAVIOR / ДЕЛОВЫЕ КАЧЕСТВА ПОЛИТИКА / THE QUALITY OF THE BUSINESS POLICY / ИМИДЖ ПОЛИТИКА / IMAGE POLICY / СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ / SOCIOLOGICAL DIMENSION / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ / POLITICAL PREFERENCES / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ / SOCIAL MONITORING / ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ ЭЛЕКТОРАТА / DIAGNOSTICS OF THE STATE OF THE ELECTORATE / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ПОЛИТИКА / PROFESSIONAL QUALITY POLICY / СЕГМЕНТИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЫНКА / SEGMENTATION OF THE POLITICAL MARKET / PROFESSIONAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шарков Феликс Изосимович

Систематический замер электорального поведения необходим для того, чтобы определять его состояние и динамику. Диагностика состояния электората, предшествующая мониторингу, должна определить приверженность политическим, идеологическим, экономическим, моральным, религиозным и другим взглядам. Речь идёт о выделении чётких групп из числа лиц, отдающих своё предпочтение совокупности качеств политического деятеля. Технологии и периодичность измерения политических предпочтений в процессе социологического мониторинга варьируются в зависимости от ситуации. Мониторингу электорального поведения должно предшествовать сегментирование электората. В качестве критериев выделения единиц анализа при изучении деловых качеств политика могут быть прямые и/или косвенные фиксируемые признаки, относящиеся к нему. Особенность качеств политических деятелей заключается в их владении методами системного подхода к анализу профессиональной деятельности, организации производственных коллективов, повышения продуктивности собственной деятельности, критериями оценки продуктивного и непродуктивного решения политических задач. Политическая и общественная зрелость, нравственная устойчивость, профессиональная компетентность являются теми качествами политика, которые следует систематически измерять. Системообразующим, интегральным показателем профессионализма политика является продуктивность (эффективность) использования его деловых качеств в специфической сфере политических отношений. Программа мониторинга поведения политических движений и партий реализуется в несколько этапов. На каждом этапе осуществляется сбор материалов, позволяющих сделать заключение по тому или иному предмету исследования. Анализ эмпирических показателей, логическое обобщение результатов исследования о политических партиях, движениях и их лидерах позволяет не только увидеть картину реального состояния политического объекта электората но и выработать реальные рекомендации по улучшению имиджа политической партии, которую представляет политик, существенно улучшить его деловые качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONITORING OF ELECTORAL BEHAVIOR: THE PROBLEMS OF MEASURING EFFICIENCY OF A POLITICIAN

A systematic measurement of electoral behavior is necessary in order to determine its condition and dynamics. Diagnostics of the state of the electorate before the monitoring must determine the commitment of political, ideological, economic, moral, religious and other views. We are talking about a clear allocation of groups from among persons who give the preference to the totality of the qualities of a politician. Technology and frequency of measurement of political preferences in the process of sociological monitoring vary depending on the situation. Monitoring of electoral behavior must be preceded by a segmentation of the electorate. As criteria for selection of units of analysis in the study of business skills, the policy may be direct and/or indirect fixed signs related to it. The peculiarity of the qualities of political leaders lies in their mastery of methods of system approach to the analysis of professional activities, the organization of production teams, increase productivity of own activities, evaluation criteria of productive and unproductive solutions to political problems. Political and social maturity, moral stability, professional competence these are qualities of the politician, which should be systematically measured. Backbone, an integral indicator of the professionalism policy is productivity (efficiency) of use of his business skills in a specific field of political relations. The program of monitoring the behavior of political movements and parties is implemented in several stages. At each step, materials are collected, which allows to make a conclusion on a particular subject of study. The analysis of empirical indicators, the logical generalization of the results of research on political parties, movements and their leaders allows us not only to see a picture of the real state of the political object the electorate but also to develop concrete recommendations to improve the image of the political party that the politician represents, to significantly improve his business skills

Текст научной работы на тему «Мониторинг электорального поведения: проблемы измерения деловых качеств политика»

■ ■ ■ МОНИТОРИНГ ЭЛЕКТОРАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ: ПРОБЛЕМЫ ИЗМЕРЕНИЯ ДЕЛОВЫХ КАЧЕСТВ ПОЛИТИКА

Автор: Шарков Ф.И.

ШАРКОВ Феликс Изосимович - заместитель декана факультета журналистики, заведующий кафедрой общественных связей и медиаполитики Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС), доктор социологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ Адрес: 119571, г Москва, проспект Вернадского, 84. Тел./факс: +7(499) 956-05-01. Е-таН: sharkov_felix@mail.ru

Аннотация: систематический замер электорального поведения необходим для того, чтобы определять его состояние и динамику. Диагностика состояния электората, предшествующая мониторингу, должна определить приверженность политическим, идеологическим, экономическим, моральным, религиозным и другим взглядам. Речь идёт о выделении чётких групп из числа лиц, отдающих своё предпочтение совокупности качеств политического деятеля. Технологии и периодичность измерения политических предпочтений в процессе социологического мониторинга варьируются в зависимости от ситуации. Мониторингу электорального поведения должно предшествовать сегментирование электората. В качестве критериев выделения единиц анализа при изучении деловых качеств политика могут быть прямые и/или косвенные фиксируемые признаки, относящиеся к нему. Особенность качеств политических деятелей заключается в их владении методами системного подхода к анализу профессиональной деятельности, организации производственных коллективов, повышения продуктивности собственной деятельности, критериями оценки продуктивного и непродуктивного решения политических задач. Политическая и общественная зрелость, нравственная устойчивость, профессиональная компетентность - являются теми качествами политика, которые следует систематически измерять. Системообразующим, интегральным показателем профессионализма политика является продуктивность (эффективность) использования его деловых качеств в специфической сфере политических отношений. Программа мониторинга поведения политических движений и партий реализуется в несколько этапов. На каждом этапе осуществляется сбор материалов, позволяющих сделать заключение по тому или иному предмету исследования. Анализ эмпирических показателей, логическое обобщение результатов исследования о политических партиях, движениях и их лидерах позволяет не только увидеть картину реального состояния политического объекта - электората - но и выработать реальные рекомендации по улучшению имиджа политической партии, которую представляет политик, существенно улучшить его деловые качества.

Ключевые слова: электоральное поведение, деловые качества политика, имидж политика, социологическое измерение, политические предпочтения, социологический мониторинг, диагностика состояния электората, профессионализм деятельности, профессиональные качества политика, сегментирование политического рынка.

Электоральное поведение - это способ выражения своего отношения к политическим событиям, акциям, партиям, объединениям. Оно определяется опросным методом. В каждом конкретном случае отношение определяется с помощью своего собственного инструментария. Для увеличения надёжности замера электорального поведения применяются дополнительные методы, данные которых сопоставляются с данными, полученными основным методом. К этим методам относятся наблюдение, экспертная оценка и такая разновидность опроса, как фокус-группа. И электоральные предпочтения, и электоральное поведение должны замеряться систематически, иначе эти замеры не будут раскрывать динамику электорального процесса.

Политические предпочтения граждан по степени устойчивости можно условно разделить на три группы:

- «твёрдый» электорат - приверженцы какой-либо партии, уверенные в своих предпочтениях;

- «колеблющийся» электорат. Этот тип также делят на тех, кто колеблется в течение длительного периода, и тех, кто колеблется в течение короткого периода (в зависимости от цели исследования возможно разделение и по другим критериям);

- полностью индифферентные.

Технологии измерения политических предпочтений в процессе социологического мониторинга варьируются в зависимости от политической ситуации. Сроки замеров уточняются во время кампании. Например, в начале значимых избирательных кампаний (за полгода до выборов) замеры, как правило, осуществляются через один-два месяца, в середине - через полмесяца или месяц, в заключительной стадии - один раз в неделю, а в последнюю неделю - каждый день. При этом, социологи, работающие на политическом поле должны быть политически нейтральны. Если какая-либо социологическая организация должна подобрать группу для политического мониторинга, то нужно выбирать для этого не политизированных людей.

Для проведения мониторинга электорального поведения нужно обязательно проводить сегментирование электората. При изучении мнения членов какой-либо партии или объединения (по любому поводу) вначале необходимо определить выборочную совокупность (как правило, по поимённым спискам). В остальных случаях исследование проводиться обычным путём, по специальным признаком определяется принадлежность к какой-либо партии и/или предпочтения электората. Критериями выделения единиц анализа при изучении политического рынка могут быть прямые и/или косвенные фиксируемые признаки, относящиеся к выделяемому объекту. Упоминания о политических деятелях или партиях фиксируются как негативные, нейтральные и позитивные. Негативные подразделяются на: негативную информацию об объекте; не-

гативную по контексту информацию; информацию, содержащую преднамеренно формируемый отрицательный контент.

Диагностика состояния электората должна определить приверженность политическим, идеологическим, экономическим, моральным, религиозным и другим взглядам. Речь идёт о выделении чётких групп из числа лиц, отдающих своё предпочтение совокупности качеств политического деятеля или партии (движения). Партии, движения, политические деятели, предлагая свой политический товар потенциальным избирателям, занимают тот или иной сегмент политического рынка. При определении оснований для сегментирования важно учитывать не только принятые ими роли, но и фактическое их исполнение. Одним словом, качество политического товара, которым в данном случае являются политические деятели или партии (то есть имидж), зависит и от набора установок и содержания ролей, которую исполняет политический деятель (партия), и от умения играть эти роли.

В отечественной социологии и политологии до конца 80-х годов особой необходимости проведения измерения предпочтений электората не было, поскольку подавляющее большинство избирателей голосовало за кандидатуры, представленные партийными организациями. Статистика электоральной активности показывала результаты, приближающиеся к 100%. Впервые проведенные альтернативные выборы народных депутатов СССР в 1989 году дали всплеск реальной электоральной активности. Выборы в республиканские и местные органы власти в 1990 году дали очередной толчок реальным электоральным процессам.

К выборам в Государственную Думу 1995 года и Президента России в 1996 году социологические центры и службы накопили определенный опыт исследований, исследовательская проблематика стала более фундаментальной. Стали проводиться систематические замеры состояний и поведения политических партий, движений, деятелей. Появился целый ряд работ, в которых достаточно глубоко проанализирована проблематика систематического научно обоснованного замера состояния объекта исследования. Мониторинги отношения населения к политическим партиям и движениям стали проводиться системно.

Одним из основных этапов формирования представления о конкретном политике является «...обратная связь и ответ - перевод умственных представлений в суждения и решения о реальном мире» [7]. Поскольку объектом акмеологии служит профессионализм деятельности (управленческой, педагогической, медицинской, спортивной, военной и т.д.) зрелых людей, немаловажно при измерении отношения к политикам, руководствоваться ее разработками. Предмет акмеологии - объективные и субъективные факторы, содействующие или препятствующие достижению вершин профессионализма, а также закономерности в оптимизации процесса повышения профессионализма специали-

стов. Такой подход является достаточно плодотворным для исследования электорального поведения, выражающего отношение к профессиональной деятельности политика. Деркач А.А. и Кузьмина Н.В. к объективным факторам оценки профессиональной деятельности относят качество полученного воспитания и образования, к субъективным - талант, способности человека, его умение эффективно решать профессиональные задачи [8].

По определению Кузьминой Н.В. профессионализм деятельности -это качественная характеристика субъекта деятельности, основным критерием которой является мера владения специалистом современным содержанием и современными средствами решения профессиональных задач. В работах Кузьминой Н.В. подробно анализируется проблема измерения эффективности деятельности. Исходя из того, что коллективы и отдельные личности ориентируются на результаты, профессионально грамотным можно считать такие измерения, которые обеспечивают валидность и репрезентативность.

Одним из признаков профессионально грамотной деятельности является владение специалистом по электоральным технологиям диагностическими методиками выявления факторов, способствующих повышению продуктивности деятельности. Наличие знаний и навыков владения опросными и психодиагностическими методами является одним из основных критериев профессионализма деятельности по анализу социальной напряженности, возникающей в различных социальных средах, включая электоральную.

Изучая сущностную характеристику профессионализма человека, Бо-далев А.А. писал: «Когда имеется в виду высокий профессионализм человека, то с ним связываются не только яркое развитие способностей, но и глубокие и широкие знания в той области деятельности, в которой этот профессионализм проявляется, а также нестандартное владение умениями, которые необходимы для успешного выполнения этой деятельности. Конечно, настоящий профессионализм всегда сопрягается с сильной и устойчивой мотивационно-эмоциональной заряженно-стью на осуществление именно данной деятельности и на достижение в ней уникального, неординарного результата» [9]. Бодалев А.А. далее указывает, что условием достижения высокого профессионализма является «превращение общечеловеческих ценностей в его собственные ценности» [9, с. 6].

Профессиональные качества политика, прежде всего высокого уровня, рассматриваются как проявление качеств личности, необходимых ей для достижения вершин в профессиональной деятельности. По мнению Деркача А.А. они включают следующие свойства: - интеллектуальные; нравственные; эмоциональные; волевые; организаторские. К деловым качествам специалиста относятся: организаторские умения; це-

леустремленность; творческая активность; коммуникативность; предприимчивость [8, с. 169-197].

Особенность технологий подготовки политических деятелей заключается в их направленности на обучение специалистов методам системного подхода к анализу профессиональной деятельности, критериям оценки продуктивного и непродуктивного решения производственных задач, методам организации производственных коллективов, повышения продуктивности собственной деятельности.

Как отмечает Деркач А.А., «изучение результативности собственного труда возможно лишь с опорой на аппарат измерения, которым может пользоваться практик. Основной метод - сравнительное измерение продуктивных, малопродуктивных, непродуктивных действий» [8]. В трудах Кузьминой Н.В. [8, с. 197-199] предлагается анализировать профессиональную деятельность специалиста в зависимости от уровня ее продуктивности. Выделяются следующие уровни: продуктивная, малопродуктивная, непродуктивная деятельность.

Несколько другой подход предлагается в работе Анисимова О.С. и Деркача А.А. «Основы общей и управленческой акмеологии», в которой выделяются следующие уровни профессиональной деятельности:

«1. Становление деятельности. При анализе этого уровня авторы различают жизнедеятельность, действия и операцию. «Общий переход от жизнедеятельности к действиям и операциям обеспечивает вычленение из жизнедеятельности систем операции, которые, в силу их выклю-ченности из логики жизнедеятельности, ситуационности, индивидуали-зированности, превращаются в пригодные для социо-культурного использования» [10, с.65].

2. Успешное выполнение фиксированной нормы. Отмечается, что на этом уровне исполнитель приобретает свободу перехода от выполнения одного задания к выполнению другого.

3. Выполнение фиксированной нормы с адекватной рефлексией. На этом уровне рефлексия хода деятельности «обеспечивает надежность получения нужного результата» [10, с.68].

4. Рефлексивное сопровождение действия с фиксацией проблемы и тактической коррекции нормы. «При появлении ситуации, в которой простое корректировочное действие становится затруднительным, деятель выявляет ту часть задачи, которую можно оставить, и дополняет остаток тем, что позволяет адаптировать действия к ситуации» [8, с. 169-197].

5. Участие в решении проблем, поставленных и снятых за счет внешнего участия. На этом уровне возможно решение задач, поставленных организатором совместной деятельности.

6. Самостоятельная постановка и решение проблем. На этом уровне развивается способность «к самостоятельной проблематизации... за счет интуитивного озарения».

7. Полная рефлексивная самоорганизация. Это уровень развития самостоятельной профессиональной деятельности.

8. Системообразование в профессиональной деятельности. По мнению авторов данных положений «рефлексивная саморегуляция является интегральным механизмом, придающим целостность практическому звену профессиональной деятельности» [10, с. 69].

9. Системообразование в рефлексивном звене профессиональной деятельности. Главным содержанием этого этапа является образование системы рефлексивной мыследеятельности, построение концепции деятельности, развитие критичности, становление мировоззрения.

По мнению автора статьи, важность такого подхода заключается в описании и анализе этапов становления профессионализма. В исследовании Зазыкина В.Г. были выделены инварианты профессионализма - «в первую очередь, это высокий уровень саморегуляции, антиципации, устойчивая образная сфера и умение принимать решения». Автором подчеркивается, что «в то же время существуют инварианты, отражающие специфику и содержание конкретного вида деятельности» [11, с. 45].

Применительно к сфере политики следует выделить базовые критерии и показатели результативности политической деятельности. С одной стороны это качества, присущие любой профессиональной деятельности: мера сформированности в личности готовности профессионально решать поставленные перед ним задачи, исходя из гражданской позиции, ответственности за качество решений, умения перестраивать свою деятельность в соответствии со складывающимися внутренними и внешними условиями.

По мнению Кузьминой Н.В., в этих показателях синтезируется политическая и общественная зрелость, их нравственная устойчивость и профессиональная компетентность [12, с. 9-48]. Основные критерии профессионализма деятельности, выделенные ею, подразделяются на экс-терасистемные и интерасистемные. Следует выделить две группы показателей продуктивности деятельности профессионала. Одна группа показателей позволяет объективно проанализировать и оценить продуктивность деятельности профессионала с позиции последующей системы, включающей в себя предыдущую систему отношений и связей. Вторая же направлена на ориентацию анализа и самоанализа на конечный результат профессиональной деятельности.

Системообразующим, интегральным показателем профессионализма политика является продуктивность (эффективность) использования его деловых качеств в специфической сфере политических отношений. Это в свою очередь предполагает выбор наиболее адекватного предмету исследования метода, точное и надежное его применение, проведение анализа данных, характеризующих профессиональные качества политика.

Повышению профессионализма в политической деятельности способствует умение строить продуктивные отношения в политико-управленческой деятельности:

- личностно-духовные, характеризующие ценностные ориентации на культуру управленческого труда;

- психолого-педагогические, в основе которых лежит индивидуализация управленческого труда, активизация самосовершенствования;

- социально-психологические, ориентирующие на обеспечение благоприятного климата в организации;

- материальные, в содержание которых входят эстетические и бытовые условия труда;

- социально-демографические, раскрывающие влияние возраста, пола, семейного положения на формирование продуктивных отношений в управленческой деятельности [11, с. 23].

Как уже отмечалось, наиболее значимые объективные качества политика включают такие из них, как коммуникабельность, толерантность, манеры, психологические особенности, способность вырабатывать и генерировать социальные идеи и др. Немаловажно обращать внимание и на внешние показатели имиджа политика. Реальный имидж - это представление о том или ином кандидате, которое сложилось у электората, субъективный имидж - представление о самом себе (или собственное представление о том, каким его видят избиратели). Политик, влияя на электорат тем или иным способом, моделирует желаемый имидж.

Кроме того, электорат при оценке того или иного политика, претендующего на ту или иную должность, ориентируется на его политические предпочтения. Наиболее распространённым основанием сегментирования политического рынка и структуры лидерских качеств является приверженность «левым» или «правым». Чаще всего, под «левыми» подразумевают сторонников социально-ориентированного государства, защищающего интересы трудящихся, неимущих слоёв населения, а под «правыми» - приверженцев либеральной экономики, существенно сокращающей вмешательство государства в экономику страны и предоставляющей большую свободу собственникам. Шкала «левые-правые» используется также и для измерения степени приверженности национализму. Крайне правые по этой шкале - нацисты, средние позиции (между крайней левой позицией и центром) занимают националисты. Крайне левые (космополиты) в отличие от левых по этой шкале интернационалистов сегодня проявляют себя в большей степени в теории, чем на практике.

Сегментирование политического рынка выделяет группы по политическим симпатиям, однако, не каждый политический деятель сможет занять позицию в предполагаемом сегменте. Конкурентное позиционирование (занятие позиции) может потребовать корректировки имиджа

политического деятеля, включая его внешность, манеры, способы ком-муницирования.

Таким образом, программа мониторинга поведения политических движений и партий реализуется в несколько этапов. В первую очередь отрабатывается методика и принципы организации проекта, которые включают в себя разработку и экспериментальную проверку научной, предметной структуры, организационных принципов и методического инструментария. На каждом этапе осуществляется сбор материалов, позволяющих сделать заключение (промежуточное или окончательное) по тому или иному предмету исследования. Вначале производится сегментирование электората по социально-демографическим показателям, по их политическим предпочтениям. Далее уточняются методы сбора данных о политическом пространстве, об электорате. Разрабатываются и/или уточняются критерии оценки (измерения). Методический инструментарий мониторинга политических движений и лидеров включает в себя постоянный блок, который на каждом этапе дополняется новыми блоками, включающими в себя индикаторы, позволяющими дополнить информационную базу исследования новыми данными. При этом если новые индикаторы не были апробированы ранее, то рекомендуется провести пилотажное исследование для отработки скорректированного инструментария.

Каждый очередной этап завершается корректировкой методики, принципов, инструментария исследования, если промежуточные результаты требуют этого. Обобщение эмпирических данных позволяет перейти к заключительному этапу решения научных задач, ставящих задачу логического обобщения данных о политических партиях, движениях и их лидеров применительно к предмету исследования в намеченные промежутки времени.

Список литературы

1. Девятко И.Ф. Диагностическая процедура в социологии: Очерк истории и теории. М.: ИС РАН, 1993. - 175 с.

2. Диагностика и прогнозирование социальных процессов. Белгород: Бел. ГТАСМ, 1999. 145 с.

3. Шарков Ф.И. Диагностика - технология информационного обеспечения социального управления. М.: Издательство РАГС, 2005. - 20. с.

4. Шарков Ф.И. Социологический мониторинг и диагностика в системе социального управления: учебно-методический комплекс / Ф.И. Шарков. - М.: Изд-во РАГС, 2011. - 36 с.

5. ПоповН.П. Избиратели США и России: ожидания от выборов// Коммуниколо-гия. Том 4. №1. 2016. С. 76-86.

6. W. Sengerger. Sviluppo locale in uneconomia globale // «III Pounte», 1993, № 6. -P. 704-726.

7. Имидж лидера. - М., 1994. - 264 с.

8. ДеркачА.А., КузьминаН.В. Акмеология сегодня и завтра. //Акмеология. 1994, №1.

9. БодалевА.А. Акмеология как учебная и научная дисциплина. М., 1993.

10. Анисимов О.С., Деркач А.А. Основы общей и управленческой акмеологии. -М., 1995.

11. Зазыкин В.Г. Психолого-акмеологические основы деятельности специалистов в особых условиях: Автореф. дисс. ... докт. Психол. Наук. М., 1994.

12. Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического исследования. Л., 1982.

■ ■ ■ MONITORING OF ELECTORAL BEHAVIOR: THE PROBLEMS OF MEASURING EFFICIENCY OF A POLITICIAN

Author: SHARKOV F. I.

SHARKOV Felix Izosimovich - Deputy Dean of the faculty of journalism, head of Department of public relations and media policy of the Institute of state service and management of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA), doctor of sociological Sciences, Professor, honored scientist of the Russian Federation.

Address: 84, Prospect Vernadskogo, 119571, Moscow, Russian Federation. Tel/Fax: +7(499) 956-05-01. E-mail: sharkov_felix@mail.ru

Abstract: a systematic measurement of electoral behavior is necessary in order to determine its condition and dynamics. Diagnostics of the state of the electorate before the monitoring must determine the commitment of political, ideological, economic, moral, religious and other views. We are talking about a clear allocation of groups from among persons who give the preference to the totality of the qualities of a politician. Technology and frequency of measurement of political preferences in the process of sociological monitoring vary depending on the situation. Monitoring of electoral behavior must be preceded by a segmentation of the electorate. As criteria for selection of units of analysis in the study of business skills, the policy may be direct and/or indirect fixed signs related to it. The peculiarity of the qualities of political leaders lies in their mastery of methods of system approach to the analysis of professional activities, the organization of production teams, increase productivity of own activities, evaluation criteria of productive and unproductive solutions to political problems. Political and social maturity, moral stability, professional competence - these are qualities of the politician, which should be systematically measured. Backbone, an integral indicator of the professionalism policy is productivity (efficiency) of use of his business skills in a specific field of political relations. The program of monitoring the behavior of political movements and parties is implemented in several stages. At each step, materials are collected, which allows to make a conclusion on a particular subject of study. The analysis of empirical indicators, the logical generalization of the results of research on political parties, movements and their leaders allows us not only to see a picture of the real state of the political object

kommyhmkoflornq - communicology

- the electorate - but also to develop concrete recommendations to improve the image of the political party that the politician represents, to significantly improve his business skills.

Keywords: electoral behavior, the quality of the business policy, image policy, sociological dimension, political preferences, social monitoring, diagnostics of the state of the electorate, professional activities, professional quality policy, segmentation of the political market.

References

1. Devyatko I.F. Diagnosticheskaya protsedura v sotsiologii: Ocherk istorii i teorii. M.: IS RAN, 1993. - 175 s. [Devyatko I. F. a Diagnostic procedure in sociology: history and theory. M.: IP ran, 1993. - 175 p].

2. Diagnostika i prognozirovanie sotsial'nykh protsessov. Belgorod: Bel. GTASM, 1999. - 145 s. [Diagnostics and forecasting of social processes. Belgorod: White. GTSM, 1999. - 145 C].

3. Sharkov F.I. Diagnostika - tekhnologiya informatsionnogo obespecheniya sotsial'nogo upravleniya. M.: Izdatel'stvo RAGS, 2005. - 20 s. [Sharkov F. I. Diagnostics -technology of information support of social control. M.: rags Publishing house, 2005. -20 p].

4. Sharkov F.I. Sotsiologicheskij monitoring i diagnostika v sisteme sotsial'nogo upravleniya: uchebno-metodicheskij kompleks / F.I. SHarkov. - M.: Izd-vo RAGS, 2011. -36 s. [Sharkov F. I. Sociological monitoring and diagnostics in the system of social management: the uchebno-methodical complex / F. I. Sharkov. - M.: Publishing house rags, 2011. - 36 p].

5. PopovN.P. Izbirateli SSHA i Rossii: ozhidaniya ot vyborov// Kommunikologiya. Tom 4. №1. 2016. S. 76-86. [Popov N. P. The voters of the USA and Russia: expectations from the election// Communicology. Volume 4. No. 1. 2016. P. 76-86].

6. W. Sengerger. Sviluppo locale in uneconomia globale // "Ill Pounte", 1993, № 6. P. 704-726.

7. Imidzh lidera. M., 1994. 264 s. [The image of a leader. M., 1994. 264 p].

8. DerkachA.A., Kuz'minaN.V. Akmeologiya segodnya i zavtra. //Akmeologiya. 1994, №1. [Derkach A. A., Kuz'mina N. In. Psychology today and tomorrow. //Acmeology. 1994, No. 1].

9. BodalevA.A. Akmeologiya kak uchebnaya i nauchnaya disciplina. - M.: Luch, 1993. [Bodalev A. A. Acmeology as an academic and scientific discipline. - M.: Luch, 1993].

10. AnisimovO.S., DerkachA.A. Osnovy obshchej i upravlencheskoj akmeologii. - M., 1995. [Anisimov O. S., Derkach A. A. basics of General management and acmeology. -M., 1995].

11. Zazykin V.G. Psihologo-akmeologicheskie osnovy deyatel'nosti specialistov v osobyh usloviyah: Avtoref. diss. ... dokt. Psihol. Nauk. M., 1994. [Zazykin V. G. Psycho-acmeological bases of activity of specialists in the special conditions: author. Diss. ... doctor. The course of studies. Sciences. M., 1994].

12. Kuz'mina N.V. Metody sistemnogo pedagogicheskogo issledovaniya. L., 1982. [Kuzmina N. In. Methods of system pedagogical research. L., 1982].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.