Научная статья на тему 'Управление социально-экономическим развитием региона: стратегический вектор'

Управление социально-экономическим развитием региона: стратегический вектор Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
6827
471
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / STRATEGIC MANAGEMENT / SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF REGION / DEVELOPMENT STRATEGY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Меньщикова Вера Ивановна

В статье раскрываются особенности современной парадигмы управления социально-экономи-ческим развитием региона, сущность стратегического управления социально-экономическим развитием региона и его категории. Представлены основные этапы и принципы стратегического управления социально-экономическим развитием региона, а также выявлены основные особенности организации стратегического управления социально-экономическим развитием региона в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Меньщикова Вера Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF REGION: STRATEGIC VECTOR

In article features of modern paradigm of management of social and economic development of region, essence of strategic management of social and economic development of region and its category are revealed. The basic stages and principles of strategic management are presented by social and economic development of region, and also the basic features of the organization of strategic management by social and economic development of region in Russia are revealed.

Текст научной работы на тему «Управление социально-экономическим развитием региона: стратегический вектор»

УДК 332.1

УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА: СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ВЕКТОР

© Вера Ивановна Меньщикова

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры политической экономии и мирового глобального хозяйства, начальник отдела организации работы ученых советов университета, e-mail: menshikova@list.ru

В статье раскрываются особенности современной парадигмы управления социально-экономическим развитием региона, сущность стратегического управления социально-экономическим развитием региона и его категории. Представлены основные этапы и принципы стратегического управления социально-экономическим развитием региона, а также выявлены основные особенности организации стратегического управления социально-экономическим развитием региона в России.

Ключевые слова: стратегическое управление; социально-экономическое развитие региона; стратегия развития.

Как известно, в современной России сохраняются источники кризиса регионов, вызванные несовершенством бюджетного федерализма. Пока еще у каждого региона остается возможность получить дополнительные средства не столько за счет вовлечения внутренних резервов роста, сколько за счет перераспределения федеральных бюджетных средств. При этом вступают в силу механизмы как прямого лоббирования в верхних эшелонах власти, так и перераспределения ресурсов за счет несовершенства того или иного законодательства, прежде всего налогового. Существенными факторами, определяющими социально-экономическое развитие российских регионов, должны стать четко сформулированные принципы бюджетно-

го федерализма и зафиксированные правила перераспределения централизованных ресурсов, которые послужат стимулом для поиска внутрирегиональных резервов развития. В условиях, когда перераспределение ресурсов между регионами будет стабильным и упорядоченным, особенно актуальными становятся вопросы управления социально-экономическим развитием регионов. Поэтому вполне очевидна необходимость выработки концепции управления развитием на основе новых научных идей, подходов, механизмов, методов, учитывающих изменение содержания и структуры общественного развития.

Особенностью современной парадигмы управления социально-экономическим развитием региона является то, что, во-первых,

управление становится стратегическим, а во-вторых, экономическое развитие территории и эффективное управление этим процессом становятся задачами не только управленческой подсистемы региона, но и общественных групп населения.

Рассмотрение региона как сложно формализуемой социально-экономической системы, функционирующей на принципах адаптации и самоорганизации, управление которой зависит не только от оптимальной внутренней структуры, но и от того, насколько четко она сможет адаптироваться к своему факторному внешнему окружению, позволит сформулировать и обосновать новые алгоритмы и инструменты стратегического управления региональным социальноэкономическим развитием.

Основываясь на анализе зарубежных и отечественных источников, можно определить стратегическое управление социальноэкономическим развитием региона как управленческую деятельность, направленную на достижение поставленных стратегических целей в условиях нестабильной, конкурентной, рыночной среды, включающую диагностический анализ социально-экономического состояния региона, определение факторов управляющих воздействий и целевых факторов региона, планирование стратегии развития, реализацию выбранной страте -гии и мониторинг результатов.

В целом, стратегическое управление (стратегический менеджмент) - управленческая деятельность, направленная на достижение поставленных целей в условиях нестабильной, конкурентной, рыночной среды, включающая диагностический анализ состояния региона, стратегическое планирование и реализацию выбранной стратегии [1].

Стратегический подход к управлению социально-экономическим развитием региона можно определить как совокупность программ, принципов, методов и приемов, при помощи которых руководство планирует развитие определенной социально-экономической системы на среднесрочную или долговременную перспективу [2]. Стратегическое управление является своего рода «управленческой парадигмой», под которой понимается система взглядов, обосновывающих идеи научных результатов ряда крупных ученых и определяющих стержень

мышления основной массы исследователей и менеджеров-практиков.

Суть стратегического управления социально-экономическим развитием региона состоит в определенном отходе от управленческого рационализма, от начального убеждения, что устойчивое социально-экономическое развитие региональной системы определяется, прежде всего, рациональной организацией за счет выявления внутренних резервов, повышением эффективности использования всех видов ресурсов. Главные предпосылки успешной деятельности любой социально-экономической системы отыскиваются не только внутри, а и вне ее, т. е. успех связывается с тем, насколько удачно система приспосабливается и адаптируется к внешнему окружению - научно-техническому, экономическому, социальному, политическому и т. п.

Сущность стратегического управления социально-экономическим развитием региона наиболее полно раскрывается через совокупность основных категорий стратегического менеджмента (управления).

1. Разделы стратегического менеджмента -включают основные теоретические составляющие стратегического управления социально-экономическим развитием региона: основы стратегического менеджмента, стратегическое планирование и управление реализацией стратегии.

2. Методология исследования - совокупность общих и специальных методов исследования, применяемых в стратегическом менеджменте социально-экономическим развитием региона: системный анализ, STEP- и SWOT-анализы, целевое управление и др.

3. Этапы стратегического управления -составные элементы процесса исследования, разработки и реализации стратегии, начиная с диагностического анализа, формирования разделов стратегического плана по макроподсистемам и кончая управлением изменениями в регионе.

4. Макроподсистемы - крупные составные части региона, объединяющие взаимосвязанные отрасли экономики.

5. Стадии жизненного цикла региона отражают основные этапы социально-экономического развития региона: зарождение, рост, зрелость и упадок. Их выделение нельзя пу-

тать со стадиями жизненного цикла продукции и услуг.

6. Виды стратегий развития - виды обобщающих моделей поведения организации на ближайшую перспективу. В теории стратегического управления известно более 20 типовых стратегий, которые можно объединить в несколько групп: эталонные, функциональные, отраслевые и др.

7. Положение на национальном рынке -позиции региона.

Большое значение в стратегическом управлении имеют пять составляющих:

1) умение смоделировать ситуацию (выявление проблемы управления) позволяет установить долгосрочные направления социально-экономического развития региона и указывает на намерение региона занять определенные позиции на национальном рынке. Поиск обоснованных ответов на вопросы «Каково наше видение будущего развития региона? Что мы намерены сделать и чего добиться?» заставляет руководителей региона определять направления развития на 5-25 лет вперед;

2) умение выявить необходимые изменения, сформулировать цели заключается в идентификации направлений социальноэкономического развития региона. Идеальным является тот случай, когда установленные руководством задачи включают достижение долгосрочных целей. Долгосрочные цели показывают руководству, что необходимо делать, чтобы регион занял такое положение, которое позволило бы ему хорошо работать в течение длительного времени. Краткосрочные цели связаны с результатами, которые руководство намерено получить в ближайшее время;

3) умение разработать стратегию изменений (выбор базовых стратегий) подразумевает решение главной управленческой проблемы: как достичь необходимых результатов с учетом положения региона и его перспектив. Цели - это «результаты», а стратегия - «средство» их достижения. Стратегия -это образ действий, которому должны следовать руководители для достижения генеральных целей. Разработка стратегии начинается с анализа внутреннего и внешнего положения региона. Только после того, как руководители получат результаты внешней и внутренней среды существования, они будут го-

товы к разработке обоснованной стратегии достижения финансовых и стратегических результатов. Неправильные результаты анализа или их отсутствие значительно повышают риск того, что будут предприняты непродуманные действия, имеющие долговременные последствия;

4) умение использовать различные спо-

собы воздействия (реализация стратегии) состоит в том, чтобы запустить стратегию и получить необходимые социально-экономические результаты в планируемое время. Чтобы правильно установить, что должно быть сделано для внедрения и умелой реализации стратегии, а также получения хороших результатов, требуется высокая квалификация. Реализация стратегии - это в основном практическая административная задача,

включающая в себя следующие аспекты:

- совершенствование структуры управления социально-экономическим развитием региона, способного успешно использовать стратегию;

- разработку финансового плана, направляющего ресурсы в важнейшие для стратегического успеха региона сферы;

- проведение поддерживающей стратегии и политики и введение практики постоянного совершенствования;

- создание соответствующей мотивации для граждан региона, которая стимулировала бы энергичное достижение поставленных целей;

- увязывание системы вознаграждения с результатами достижения поставленных целей;

- создание такой культуры управления и делового климата, которые способствовали бы успешной реализации стратегии;

- создание такой внутренней системы поддержки, которая позволяла бы персоналу отраслей экономики эффективно выполнять свою стратегическую функцию;

- введение системы внутреннего лидерства, необходимой для управления продвижением стратегии вперед и постоянного улучшения ее реализации;

5) умение вносить коррективы в стратегию (управление изменениями). Управление изменениями обусловлено появлением новых обстоятельств и необходимостью проведения корректирующих действий. Могут потребоваться изменения долгосрочных направлений

развития, сужение или расширение управленческого видения будущего курса отраслей экономики и сфер деятельности. Критерии могут быть завышены или занижены в зависимости от накопленного опыта и будущих перспектив. Стратегия может трансформироваться вследствие корректировки долгосрочных направлений развития, установления новых целей или изменения условий внешней среды.

Поиск путей более успешной реализации стратегии также является непрерывным процессом. Одни стратегические задачи решаются легко, другие никак не поддаются решению. Реализация стратегии возможна при совместном воздействии всей совокупности управленческих решений и множества поэтапных действий, выполняемых различными целевыми группами и отдельными лицами. Пересмотр финансовых планов, изменение политики, реорганизация, кадровые изменения, совершенствование учебного процесса, культурные мероприятия - все эти и другие действия являются типичными управленческими инструментами, исполь-

зуемыми для реализации стратегии развития региона.

Основные этапы стратегического управления социально-экономическим развитием региона представим на рис. 1.

Рассмотрение региона как сложной социально-экономической системы позволяет применить методологию исследования системного анализа, со всеми вытекающими из этого последствиями: наличие большого количества сложных взаимосвязанных причинно-следственных связей между факторами, рассматриваемыми в описании сложной системы, результат действия которых не всегда очевиден при принятии решений, необходимость исследования систем в условиях неопределенности, неоднозначности.

Системный подход - это концепция управления, при которой различные объекты рассматриваются как открытые системы, взаимодействующие с окружающей средой. Определив общие принципы управления в любых системах, можно попытаться определить, как должна быть организована система, чтобы она работала наиболее эффективно.

Рис. 1. Основные этапы стратегического управления социально-экономическим развитием региона

Этот подход к исследованию проблем управления от общего к частному, от абстрактного к конкретному получил название организационного, или системного. Такой подход обеспечивает возможность изучения большого количества альтернативных вариантов, анализа ограничений и последствий принимаемых решений.

Фактическое применение в практике современного стратегического управления регионом системного подхода реализуется в следующих его модификациях: системнокомплексный подход, системно-программный подход, системно-мультипликационный подход, системно-нормативный подход, системно-динамический подход [3].'

Развернутое определение системного подхода включает также обязательность изучения и практического использования следующих его аспектов:

1) системно-элементного, или системнокомплексного, состоящего в выявлении элементов, составляющих данную систему. Во всех социальных системах можно обнаружить вещные компоненты (средства производства и предметы потребления), процессы (экономические, социальные, политические, духовные и т. д.) и идеи - научно осознанные интересы людей и их общностей;

2) системно-структурного, заключающегося в выяснении внутренних связей и зависимостей между элементами данной системы и позволяющего получить представление о внутренней организации (строении) исследуемого объекта;

3) системно-функционального, предполагающего выявление функций, для выполнения которых созданы и существуют соответствующие объекты;

4) системно-целевого, означающего необходимость научного определения целей исследования, их взаимной увязки между собой;

5) системно-ресурсного, заключающегося в тщательном выявлении ресурсов, требующихся для решения той или иной проблемы;

6) системно-интеграционного, состоящего в определении совокупности качественных свойств системы, обеспечивающих ее целостность и особенность;

7) системно-коммуникационного, означающего необходимость выявления внешних

связей данного объекта с другими, т. е. его связей с окружающей средой;

8) системно-исторического, позволяющего выяснить условия времени возникновения исследуемого объекта, пройденные им этапы, современное состояние, а также возможные перспективы развития.

Научно-обоснованное развитие требует осмысленного подхода к решению проблем, существующих в регионе. Долгосрочный план развития любой территориальной социально-экономической системы оформляется в виде стратегии развития, т. е. совокупности принципиальных направлений долгосрочного развития. Одной из главных задач стратегии является решение проблем региона как системы. Поэтому цели и определяемые ими пути развития должны быть ориентированы на решение выявленных проблем развития. Исходя из этого, стратегия регионального развития позволяет обеспечить единство решений, ориентируя их на повышение эффективности работы системы в целом. Именно стратегия социально-экономического развития региона является одним из важнейших документов, подтверждающих наличие стратегического управления или его отдельных элементов.

Традиционно стратегия понималась лишь как результат планирования, как нечто зафиксированное и устоявшееся. В последнее время среди специалистов стало преобладать новое понимание стратегии как соединения рационально выработанной стратегии и случайной, т. н. чрезвычайной, стратегии. Последняя определяется в первую очередь шаблонами, моделями в потоке решений и действий, она является результатом взаимодействия плановых и незапланированных действий.

Стратегия социально-экономического развития региона базируется на теории программно-целевого управления и предусматривает постановку стратегических (глобальных) и тактических (локальных) целей, а также критериев их достижения - количественных показателей, определяющих меру или состав оценки достижения цели по сравнению с другими возможными вариантами (альтернативами) развития региона. Использование программно-целевого метода при реализации стратегии создает существенные предпосылки для достижения намеченных

стратегических целей с наименьшими затратами, преодоления ведомственных барьеров, объединения интересов предприятий и организаций различных форм собственности, хозяйствующих субъектов, органов власти и управления, населения для решения проблем социально-экономического развития региона.

Успешные социально-экономические

системы всегда готовы свободно манипулировать своими ресурсами, используя их по-новому, внедряя инновации и, как следствие, решительно перестраивая свою структуру. У таких социально-экономических систем есть как механизм внутренней рефлексии, так и механизм самоопределения во внешнем окружении, ориентирующие их стратегические установки скорее на развитие, чем на рост и конкуренцию.

И. Ансофф выделяет следующие виды стратегического управления, используемые в зависимости от степени нестабильности внешней среды [4]:

1) управление на основе экстраполяции (долгосрочное планирование), применяющееся в условиях сравнительно невысокой степени нестабильности;

2) управление на основе прогнозирования изменений (стратегическое планирование, выбор стратегических позиций), применяющееся при средних значениях степени нестабильности;

3) управление на основе гибких экспертных решений (ранжирование стратегических задач, управление по слабым сигналам, управление в условиях стратегических неожиданностей, когнитивная структуризация), применяющихся для условий существенной нестабильности внешней среды.

Данный список может быть дополнен еще одним типом стратегического управления, основанным на интеграции экспертных методов и аналитического инструментария и заключающимся в адаптации социально-экономической системы к внешним воздействиям. Использование этого типа стратегического управления наиболее эффективно на региональном уровне, когда высока степень нестабильности внешней среды и в процессе реализации стратегии велика вероятность появления отклонений от запланированных результатов. В рамках региона имеется определенное множество траекторий развития и

соответствующее ему множество допустимых, в смысле существующих ограничений, решений.

Речь идет о достаточно большом количестве альтернатив управленческих воздействий и возможных траекторий движения социально-экономической системы.

При малых возмущениях внешней среды региональная система остается в рамках своей прежней траектории развития. Стратегическое управление регионом на основе адаптации к внешним воздействиям в этом случае заключается в принятии мер, способствующих возвращению системы на ее траекторию развития и занятию лучшей позиции на этой траектории. В случае сильного возмущения внешней среды система вынуждена менять всю траекторию развития. На этот раз стратегическое управление на основе адаптации к внешним воздействиям заключается в создании условий, помогающих системе правильно выбрать новую траекторию, перейти на нее с минимальными усилиями и потерями, занять на ней лучшую позицию.

Формирование системы стратегического управления развитием региона - сложный процесс, осуществление которого требует реализации определенных принципов, главными из которых предлагаем считать принципы целенаправленности, социальности, комплексности, системности, адаптивности, эффективности, профессионализма. В целом принципы представлены в табл. 1.

Принцип целенаправленности предполагает обоснование в стратегии стратегических целей и приоритетов социально-экономического развития региона. Этот принцип реализуется уже самой разработкой концепции, ядро которой составляют, во-первых, комплекс стратегических целей социально-экономического развития региона, во-вторых, стратегический выбор региона, включающий перечень приоритетных функций (отраслей и видов деятельности), намечаемых к реализации в стратегической перспективе.

Следование принципу социальности означает, что при формировании стратегических целей социально-экономического развития региона, механизмов их реализации во главу угла должны быть положены интересы населения, приоритетное решение проблем повышения качества жизни.

Таблица 1

Принципы формирования системы стратегического управления регионом

Принцип Сущность принципа

1. Целенаправленности Обоснование стратегических целей и приоритетов социально-экономического развития

2. Социальности Учет интересов населения, приоритетное решение проблем повышения качества жизни

3. Комплексности Рассмотрение приоритетных функций региона в контексте совокупности прогнозных характеристик и факторов развития

4. Системности Определение стратегических целей развития региона и механизмов их реализации с учетом взаимосвязей, характеризующих взаимозависимость его развития с другими регионами и страной

5. Адаптивности Формирование стратегии регионального развития с учетом изменений внешней среды, которые могут обусловить корректировку целей, приоритетов и механизмов их реализации

6. Эффективности Доказательство оптимальности предлагаемого набора целей экономического развития, функций, определенных в качестве приоритетных

7. Профессионализма Методическая и информационная база, подготовка специалистов

Соблюдение требований принципа комплексности означает рассмотрение приоритетных функций, реализуемых управлением данного региона, в контексте всей совокупности прогнозных социально-экономических характеристик и факторов развития территориального образования.

Принцип системности тесно связан с принципом комплексности; определение

стратегических целей социально-экономического развития региона и механизмов их реализации должно осуществляться с учетом взаимосвязей, характеризующих взаимозависимость его развития с другими регионами и муниципальными образованиями, страной в целом.

Следование требованиям принципа адаптивности означает, что формирование стратегии социально-экономического развития региона необходимо осуществлять с учетом возможных изменений внешней среды, которые могут обусловить корректировку целей, приоритетов и механизмов их реализации. Такая корректировка должна проводиться с минимальными политическими, социальными и экономическими издержками.

Соблюдение принципа эффективности при формировании стратегической концепции социально-экономического развития региона означает необходимость доказательства, что именно предлагаемый набор целей социально-экономического развития, функций, определенных в качестве приоритетных, намеченные пути их реализации обеспечат достижение требуемого качества жизни на-

селения с наименьшими финансовыми затратами и социальными издержками.

Реализация принципа профессионализма при формировании стратегии обеспечивается специальной подготовкой участников работ, созданием необходимой методической и информационной базы, привлечением к разработке специалистов из системы управления региона.

Следует отметить, что стратегическое управление социально-экономическим развитием региона может осуществляться с помощью широкого спектра разнообразных стратегий, программ, конкретных действий и одноразовых управленческих решений, посредством которых региональная (местная) администрация стремится стимулировать развитие экономики региона или города, создавать новые рабочие места, увеличивать налоговую базу, расширять возможности для определенных видов экономической активности, в которых заинтересовано местное сообщество.

Не умаляя значения функции обслуживания местной администрации, можно с уверенностью сказать, что функция социальноэкономического развития становится в современных условиях все более значимой. Особое значение приобретает она в переходный период, когда к традиционным вопросам социально-экономического развития присоединяются вопросы формирования и развития рыночной инфраструктуры и преодоления кризисных явлений, сопровождающих переход экономики из одного состояния в другое.

Целенаправленные действия региональной администрации по социально-экономическому развитию региона - обязательная и, можно сказать, центральная функция органов власти региона, позволяющая решать проблемы кризиса и драматических структурных изменений. Выход из кризиса может оказаться болезненным, если экономические процессы будут пущены на самотек, и в то же время он может быть более гладким, если региональная администрация будет активно воздействовать на процессы экономического развития, используя имеющиеся местные преимущества и формируя новые. К сожалению, региональные органы управления чаще действуют как «пожарная команда», а не как заботливый родитель, думающий о будущем своего ребенка. Стратегические вопросы социально-экономического развития регионов отодвигаются на задний план, что недопустимо, особенно в условиях кризиса, который поразил большинство российских регионов.

Многочисленные исследования подтверждают, что саморазвитие регионов предполагает партнерство населения, власти и собственников. Часто это партнерство касается обычных функций регионального управления (функционирование учреждений образования, медицинского обслуживания, поддержание в нормальном состоянии дорог, жилого фонда и инженерной инфраструктуры по снабжению электроэнергией, водой и теплом). В то же время в вопросах стратегического характера, затрагивающих аспекты развития города или региона в целом, данное партнерство почти не просматривается. В этой обстановке требуется определенная политическая воля органов местной власти, чтобы взять на себя выполнение функций по активизации данного партнерства и усилению социально-экономического развития.

В современной России, как известно, многие регионы испытывают тяжелый кризис, связанный со структурными изменениями в народном хозяйстве в целом. Поэтому стратегическое управление социально-экономическим развитием региона необходимо выполнять с учетом следующих характерных особенностей [5]:

- регион рассматривается как сложная система, методологией исследования которой является системный анализ, со всеми вытекающими из этого последствиями: на-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

личие большого количества сложных взаимосвязанных причинно-следственных связей между факторами, рассматриваемыми в описании сложной системы, результат действия которых не всегда очевиден при принятии решений; необходимость исследования стохастических систем в условиях неопределенности, неоднозначности;

- регион - социальная система, поэтому в ней доминируют и учитываются природные и психологические (связанные с интересами людей и др.) факторы. При принятии решений необходимо учитывать долгосрочные интересы общества. Уровень развития региона призван, в первую очередь, обеспечивать условия воспроизводства человеческой жизни;

- регион - динамическая система. Необходимо изучать динамику развития системы, проводить анализ процессов роста, с учетом общего жизненного цикла региона и его частей (население, предприятия, жилой фонд и др.), адаптивной эволюции;

- регион является адаптивной саморегулирующей (самоуправляющей) системой. Управление идет через внутриорганизацион-ные процессы саморегулирования и основано на изменении законов и методов внутреннего управления;

- существует конфликт между целями стратегического, долгосрочного планирования и краткосрочными решениями; условием нормального развития в системе является поддержание экономического равновесия (баланса ресурсов в системе).

В процессе стратегического управления социально-экономическим развитием региона необходимо предусмотреть несколько сценариев реализации стратегии, которые применяются в зависимости от прогнозируемых изменений внешних условий в тех или иных границах, а также провести оценку вероятности и размера подобных изменений во внешней среде и, соответственно, предусмотреть возможные корректировки стратегии в процессе ее реализации в зависимости от того, какой сценарий реализуется в действительности. Принятая стратегия должна служить основой для разработки как долгосрочных, так и оперативных решений по управлению стратегическим социально-экономическим развитием региона.

Сегодня для регионов России наступает момент качественного изменения стратегий развития, требующих осуществления преобразований иного уровня. Речь идет о формировании новых региональных стратегий, интегрирующих в качественно новом масштабе в единый вектор развития мотивационные, экономические, организационно-административные и иные составляющие.

Проблемы разработки стратегии социально-экономического развития регионов носят масштабный характер. В перспективе возможно, что Россия, как и другие страны, будет одновременно внедрять макро-, микро-и координационную политику для решения различных проблем развития регионов. Осуществление микрополитики требует вмешательства в различные области экономики, требующие больших финансовых затрат, например, строительство крупной транспортной, коммуникационной и экономической инфраструктуры, формирование делового климата через инвестиции и мягкие меры, развитие человеческих ресурсов, материальное возрождение.

Существуют явные преимущества от внедрения систем регионального стратегического социально-экономического развития, которые включают как федеральный уровень, так и субъектов федерации. Общегосударственный уровень устанавливает общие принципы, дающие возможность решить проблемы регионов. Региональный уровень формирует детализированное рассмотрение своего собственного потенциала и проблем. Регионы также способны внести свои накопленные знания и навыки в области экономического развития. Механизм планирования и программного метода, который уже функционирует в России в виде целевых программ развития регионов, следует развивать и совершенствовать с учетом российских условий.

Комплексные программы социально-экономического развития, которые составляют основу стратегического управления регионом и разрабатываются с целью достижения максимального взаимодействия, интеграционного сближения регионов, концентрации их ресурсов на решении общенациональных задач, на практике зачастую подменяют стратегическое управление социально-экономическим развитием региона, когда только их

наличие уже связывают с полным комплексом функций стратегического управления.

На уровне регионов программы решают вопросы приоритетного развития специализации, финансовой стабилизации, инфраструктуры и пр. Однако практика реализации программ показывает, что зачастую они не корреспондируются друг с другом, в них нет четкого выделения отраслевых и территориальных приоритетов, что приводит к распылению ограниченных финансовых ресурсов. Да и само финансирование программ осуществляется крайне недостаточно. Среди причин, вызывающих такие результаты, необходимо назвать главную - отсутствие детально разработанной и обоснованной стратегии социально-экономического развития регионов.

Анализ научной и специальной литературы в области стратегического управления социально-экономическим развитием региона позволил выявить основные особенности организации стратегического управления социально-экономическим развитием региона в России.

Так, согласно проведенному исследованию, основные недостатки организации стратегического управления социально-экономическим развитием российских регионов заключаются в следующем:

- отсутствие четкой и масштабной социальной ориентации (человек с его способностями, творческим потенциалом, условиями жизнедеятельности пока не стал главным субъектом и объектом концепций, планов и программ социально-экономического развития регионов России);

- стратегическое управление не встроено в существующую организационную структуру (создание отдельных подразделений, занимающихся стратегическим управлением, не может изменить всю систему функциональных связей в регионе и быстро поменять приоритеты в его деятельности);

- отсутствует единая нормативно-правовая база стратегического управления социально-экономическим развитием регионов (значительная часть ключевых норм рассредоточена в отдельных решениях и постановлениях, что приводит к их рассогласованию);

- недостаточное внимание уделяется методическим вопросам стратегического управления социально-экономическим развитием региона;

- мониторинг текущего состояния региона, как правило, не осуществляется; при этом стратегические объекты и показатели их состояния не определены; зачастую отсутствует мониторинг внешней социальноэкономической среды региона. В качестве основного метода анализа социально-экономического состояния региона региональными органами власти используется SWOT-анализ. Специальные методы анализа, такие как системный, экономический, экологический анализ и т. п. используются недостаточно.

Основные положительные тенденции в организации стратегического управления социально-экономическим развитием регионов, согласно проведенному исследованию, состоят в следующем:

в управлении развитием регионов используются отдельные элементы стратегического управления. Это означает, что начался переход от стратегического планирования к стратегическому управлению развитием регионов.

наметилась тенденция формирования системы плановых документов, в которой стратегический план и стратегия социальноэкономического развития начинают выполнять функцию главных, системообразующих плановых документов.

стратегическое управление социальноэкономическим развитием регионов все больше концентрирует внимание на ключевых, базовых направлениях развития.

Таким образом, при стратегическом управлении социально-экономическим развитием конкретного региона необходимо учитывать особенности организации стратегического управления социально-экономическим развитием регионов в России в целом.

1. Стратегическое управление: регион, город, предприятие / под ред. Д.С. Львова, А.Г. Гран-берга, А.П. Егоршина. М., 2004. С. 137-142.

2. Баранчеев В. Стратегический анализ: технология, инструменты, организация // Проблемы теории и практики управления. 1998. № 5. С. 85.

3. Блауберг И.В. Проблема целостности и системный подход. М., 1997. С. 189.

4. Ансофф И. Стратегическое управление. М., 1989. С. 202.

5. Аксенова М.А. Инструментарно-методический аппарат стратегического управления экономикой региона: кластерный подход // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2007. Вып. 5 (49). С. 232.

Поступила в редакцию 9.10.2010 г.

UDC 332.1

MANAGEMENT OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF REGION: STRATEGIC VECTOR Vera Ivanovna Menshchikova, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Candidate of Economics, Associate Professor, Associate Professor of Political Economy and World Global Economy Department, Head of Organization of Work of Academic Board of University Department, e-mail: menshikova@list.ru

In article features of modern paradigm of management of social and economic development of region, essence of strategic management of social and economic development of region and its category are revealed. The basic stages and principles of strategic management are presented by social and economic development of region, and also the basic features of the organization of strategic management by social and economic development of region in Russia are revealed.

Key words: strategic management; social and economic development of region; development strategy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.