Психофизиологические показатели
Память 402,5 417,5 192,5 -0,20 0,839
Внимание 338,0 482,0 128,0 -1,95 0,049
КРВП 403,0 417,0 193,0 -0,19 0,850
КРВП 394,5 425,5 184,5 -0,42 0,675
ДР 365,5 454,5 155,5 -1,20 0,229
ЭУ 420,0 400,0 190,0 0,27 0,787
ЛИТЕРАТУРА
1. Халикова З. В. Оценка и коррекция модифицируемых факторов риска хронических неинфекционных заболеваний у сотрудников правоохранительных органов, имеющих соматические заболевания : автореф. дис. ... к.м.н., Уфа, 2010. 22 с.
2. Биккинина Г. М. Обоснование алгоритма экспертизы профессиональной пригодности и медико-психологическая коррекция сотрудников экстремальных профессий : автореф. дис. ... д.м.н., М., 2012. 48 с.
<ч
<ч а а
и и
ч
а §
I
а
I
«
а
0 «
и
¥ а -с а
1
о
^
0 «
и
1
£
а «
§
и
© Исхаков Э. Р. © Цепилова О. А. © Прокопенко И. В. © Науширванов О. Р.
УДК 330.101.541+351.74
В. И. МИХАЙЛОВ, доцент кафедры управления в органах внутренних дел Уфимского юридического института МВД России, кандидат социологических наук, доцент
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Аннотация. В статье рассматриваются основные принципы управления в органах внутренних дел, среди которых важнейшими являются принцип законности, общественное доверие и поддержка граждан.
Ключевые слова и словосочетания: профессиональная деформация, принципы управления, общественное мнение, принципы «неформального» управления.
Особенности служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел (ОВД) требуют во многих случаях весьма значительных затрат
времени, физического напряжения и усиленных эмоциональных нагрузок и перегрузок, сокращения своего свободного времени, отдачи всех физических
сил и способностей. Более того, от каждого члена коллектива нужны подчас смелость, мужество, самопожертвование, способность и готовность пойти на риск и пожертвовать своим здоровьем и даже жизнью для выполнения служебного долга. Это в свою очередь требует от всего коллектива большой сплоченности, а от каждого его члена - готовности к взаимовыручке и взаимопомощи. Кроме того необходимо отметить, что субкультура преступной среды, с которой по роду своих обязанностей связаны сотрудники, может отрицательно влиять на служебный коллектив ОВД. В результате такого воздействия у некоторых сотрудников происходят изменения (профессиональная деформация) отдельных качеств личности, которые чаще всего проявляются у сотрудников в таких формах, как: злоупотребление, превышение власти; устойчивое предвзятое отношение к традициям и обычаям преступного мира; нравственная распущенность; утрата чувствительности к человеческой беде, чести, самолюбию; болезненная подозрительность и излишняя недоверчивость к людям; правовой ригоризм - убежденность в необходимости значительного ужесточения наказания, в недостатке предоставленных сотруднику прав; потеря веры в возможность успешной борьбы с преступностью; стереотипизация способов решения служебно-оперативных задач; сужение круга интересов, сопротивляемость нововведениям.
Решение вышеперечисленных проблем зависит не только от сотрудников ОВД, но и во многом от руководителей подразделений полиции, так как организация трудовых действий, решение служебных задач невозможны без организаторов, управленцев, координирующих и направляющих эти действия на достижение конкретных целей. По сути дела речь идет об объективной необходимости управления для обеспечения единства совместно работающих людей, для координации их трудовых
усилий, для обеспечения непрерывности, ритмичности трудовых процессов на основе принципов управления.
Под принципами управления понимаются основополагающие идеи, закономерности и правила поведения руководителей по осуществлению управленческих функций. Принципы субъективны по своей природе. Значение принципов состоит в том, что они служат основой практической реализации объективных законов и закономерностей в процессе жизнедеятельности социальных систем. В принципах социального управления выражены необходимые основания деятельности органов управления и самоуправления, руководящих кадров, самих трудящихся, т. е. субъектов управленческих отношений. Эти основания обуславливают формы и методы воздействия управляющих органов на социальные процессы, устойчивые связи и отношения компонентов системы управления, характерные черты стиля руководящих кадров, работников управленческого труда. Иными словами, принципы управле- ^ ния - это исходные основные правила, руководящие установки, формы дея- г^ тельности по упорядочению системы § социальных отношений, управлению ^ социальными ресурсами. ^
В свое время один из основопо- ВД ложников научной организации труда, ^ создатель «теории администрирования» § А. Файоль высказал мысль о том, что § количество принципов управления не- Ц ограниченно. И это верно, поскольку § всякое правило занимает свое место
о
среди принципов управления, во всяком случае на то время, пока практика под- у тверждает его эффективность. Напри- ц мер, А. Файоль весь процесс управления ^ разделял на пять основных функций, § которые мы до сих пор используем в | управлении организацией, в том числе | ОВД: это планирование, организация, ^ подбор (отбор) и расстановка кадре , * мотивация (руководство) и контроль. ц При этом он считал, что руководителям о
необходимо опираться на следующие принципы управления: разделение труда; авторитет и ответственность власти; дисциплина; единство руководства; единство распорядительства; подчинение частного интереса общему; вознаграждение за труд; баланс между централизацией и децентрализацией; координация деятельности руководителей одного уровня; порядок; справедливость; доброта и порядочность; устойчивость персонала; инициатива [1]. В связи с этим все принципы управления целесообразно сгруппировать в две группы - общие и частные.
В теории и практике социального управления выделяются следующие общие принципы: политический подход, объективность, комплексность и системность, демократический централизм и др.
Значение принципа политического подхода в управлении определяется многообразием интересов общества, его социальных целей. Сущность этого <ч подхода заключается, во-первых, в сов-^ падении общенародных интересов с интересами отдельной общности, коллектива и личности; во-вторых, в оценке а самих социальных явлений как объек-© тов управления через их социально-^ групповое содержание, что позволяет Й определять на основе методологии а стратегию и тактику развития системы ^ ОВД, пути решения практических за-| дач; в-третьих, он обращен к интересам § сотрудников ОВД, что требует объек-§ тивного подхода к управлению соци-| альными явлениями и процессами, учета закономерных тенденций их разви-2 тия.
1 Принцип объективности. Сущ-
2 ность управления сводится к тому, чтобы достичь соответствия действий субъекта управления требованиям объ-
§ екта управления, соответствия управ-^ ленческой деятельности объективным « законам его функционирования и разви-| тия. Строгое следование требованиям ^ объективных закономерностей, учет
имеющихся возможностей, действительного состояния социальных процессов составляют содержание важнейшего принципа управления - принципа объективности, который непосредственно проявляется в научной обоснованности и реалистичности задач социального управления. Сознательное использование социальных законов и самой науки управления - необходимый элемент в механизме их действия.
Управлять на базе принципа объективности означает опираться на достоверную, научно проанализированную информацию. Данный принцип позволяет управляющей системе использовать объективные законы для достижения целей управления. Он направлен против субъективизма и поспешных действий, не учитывающих реальные ситуации и противоречивые процессы. Управлять в соответствии с требованиями принципа объективности - значит создавать условия, которые обеспечивают широкий диапазон действия законов общественного развития. Включение всей полноты научного знания в практику социального управления в ОВД служит показателем зрелости субъективного фактора, сознательности, целеустремленности, организованности людей, повышения их роли в управлении.
Принцип комплексности и системности. Решение социальных задач требует учета особенностей развития социальной системы ОВД. Принцип системности предполагает не обычную координацию, например, между деятельностью различных подразделений на основе согласования планов, а связь планов в единую целевую программу, в которой они выступают как тесно взаимосвязанные и взаимозависимые элементы. Принцип комплексности в управлении состоит в том, что в каждом явлении надо учитывать все его аспекты: экономические, социальные, идеологические, психологические, организационные. Это как бы особая сторона
системности в управлении - не только организованная полнота и целостность, но и полнота охвата всех сторон явления.
Принцип демократического централизма. Сущность данного принципа состоит в сочетании, нерасторжимом единстве демократизма с централизмом. Демократизм по отношению к централизму выступает как способ его реализации. В этом качестве демократизм проявляет себя двояко. Во-первых, централизм демократический подразумевает свободную и всестороннюю включенность сотрудников ОВД в обсуждение, выработку и принятие управленческих решений на всех уровнях управления в системе ОВД. Во-вторых, демократизм есть специфический подход к содержанию и способу реализации управленческих решений, принимаемых вышестоящими субъектами управления.
Принцип активного участия персонала в управлении. В системе социального управления данный принцип выступает как инструмент реализации прямой и обратной связи между субъектом и объектом управления. Сущность принципа - это обеспечение доступности обсуждения и компетентного участия сотрудников ОВД в принятии управленческих решений на основе широкой информированности, изучения и учета общественного мнения.
Принципы организации процесса управления. К ним, прежде всего, относится принцип основного звена. Данный принцип требует постоянного глубокого анализа действительного положения дел, выявления сложной системы связей и взаимодействия социальных явлений, предвидения качественных изменений и сдвигов в системе ОВД. При решении практических вопросов управления главное внимание должно сосредоточиваться на решении ключевых проблем деятельности ОВД. Здесь большое значение приобретает принцип проблемной ориентации, выступающий как конкретизация, как способ реализа-
ции принципа основного звена. Принцип проблемной ориентации позволяет выявлять характеристику проблем, соизмерять их по масштабу, глубине, неотразимости решения. Данный принцип дает возможность определить сильные и слабые звенья в управляемом объекте, чтобы можно было сконцентрировать усилия на преодолении последних, выявить основные направления деятельности в достижении поставленных целей, отделить ближайшие практические задачи от перспективных.
Важно отметить такой принцип управления, как: принцип конечно-целевой направленности управления (целенаправленности), сущность которого в том, что поставленная цель определяет способ и характер действий. Цель постоянно находится в центре внимания субъекта управления, и ее достижение служит мерилом качества и эффективности выполняемой управленческой работы. Именно цель является тем объединяющим началом, относительно которого рассматриваются функции и характер взаимодействия всех элементов системы социального управления, оцениваются их роль и задачи в процессе достижения цели; принцип адресности, сущность которого в том, что достижение цели управления строго связано с деятельностью конкретных исполнителей.
Все подсистемы управления, любые сферы деятельности создаются, функционируют и развиваются в соответствии не только с общими, специфическими и организационными, но и с частными принципами. Частных принципов много. Все они формулируются в виде правил или требований. Назовем некоторые из них: принципы формирования потоков информации; принципы хозяйственного расчёта; принципы организации заработной платы; принципы создания оперативно-служебных коллективов (добровольности, компетентности, профессионализма, оперативности и т. д.); принципы
<ч
<ч а а
и и
ч
и «
а
о «
и
¥ а -с
а £
о
^
0 «
и
1
£
а «
и
<ч
<ч а а
и и
и «
а
0 «
и
¥ а -с а
1
о
^
0 «
и
1
£
а «
формирования управленческих штатов и другие. Среди частных принципов могут быть и принципы «неформального» управления, основанные на обычаях, традициях, неформальных отношениях. Это могут быть всевозможные кодексы чести, правила поведения работников, требования к руководящим работникам, экономические, социальные, политические, правовые, бытовые и другие установки типа: «В нашем отделе не принято опаздывать на работу», «Не делай замечания подчиненному в присутствии третьего лица», «Задания подчиненному выдавай только в письменном виде», «Уходя, не оставляй документы на столе» и т. д.
Руководителям ОВД следует помнить о том, что деятельность полиции строится на основе общественного доверия и поддержки граждан [2]. В соответствии с данным правилом: во-первых полиция при осуществлении своей деятельности стремится обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку граждан; во-вторых система ОВД проводит постоянный мониторинг общественного мнения о деятельности полиции; в-третьих общественное мнение является одним из основных критериев официальной оценки деятельности полиции, определяемых федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. Так, по результатам социологических опросов, в последние годы просматривается снижение авторитета правоохранительного ведомства, которое объясняется многими фактора-
ми, но в большей степени опрашиваемые граждане неизменно обращают внимание, прежде всего, на уровень квалификации сотрудников и качество исполнения ими профессиональных обязанностей - от 30,5 % до 41 %. Притом, например, в Республики Башкортостан за последние годы просматривается достаточно высокий уровень доверия населения - в среднем порядка 55-60 %. Подавляющее большинство россиян (88 %) в той или иной степени полагают, что следует помогать полиции. По их мнению (44 % опрошенных), органы внутренних дел - это одна из наиболее эффективных структур по защите интересов граждан от преступных посягательств, деятельность которой должна осуществляться в точном соответствии с принципом законности [3].
Таким образом, принципы управления определяют требования к системе, структуре и организации процесса управления, то есть управление осуществляется посредством основных исходных положений и правил, которыми руководствуются управленцы всех уровней [4]. В процессе организации управленческой деятельности в органах внутренних дел необходимо учитывать то, что принципы устанавливают лишь общие границы управленческой целесообразности, предоставляя руководителю возможность широкого выбора путей и методов решения организационных, служебных, социальных и других проблем.
ЛИТЕРАТУРА
1. Например, см. об этом : Голиков В. Д. Менеджмент : учебное пособие. Уфа : УГАТУ, 2007, С. 68-71.
2. О полиции : федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ. М. : Издательство «Оме-га-Л», 2011. Статья 9.
3. Состояние правопорядка в Российской Федерации и основные результаты деятельности органов внутренних дел и внутренних войск в 2011 году : аналитические материалы. М. : МВД РФ, 2012. С. 8, 10; Янбухтин Р. М. Институт полиции: социально-
:: :: ::
политические основы повышения эффективности деятельности: монография. Уфа : УЮИ МВД РФ, 2012. С. 61-65, 69, 137, 143.
4. Например, см. об этом : Амиров А. Р., Михайлов В. И., Андреев Н. Д. Основы управления и делопроизводства в организациях : учебное пособие. Уфа : УЮИ МВД РФ, 2010. С. 27-31; Голиков В. Д., Михайлов В. И. Менеджмент в органах внутренних дел : монография. Уфа : УЮИ МВД РФ, 2003. С. 25-31.
© Михайлов В. И.
УДК 351.74
С. Ю. КОВТУНОВА, преподаватель кафедры экономических дисциплин Уфимского юридического института МВД России, кандидат юридических наук
ПРЕДЛОЖЕНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЛУЧШЕНИЮ УСЛОВИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА С ОРГАНАМИ
ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В РОССИИ
Аннотация. В статье рассмотрены социально-экономические условия, способствующие конструктивному взаимодействию хозяйствующего субъекта с органами внутренних дел в системе противодействия теневым экономическим явлениям.
Ключевые слова и словосочетания: конструктивное взаимодействие, прямые выгоды, прямые издержки, содействие, органы внутренних дел, хозяйствующий субъект.
Существующие в настоящее время социально-экономические реалии отрицательно сказываются на конструктивном взаимодействии хозяйствующего субъекта с органами внутренних дел. Хозяйствующий субъект если и оказывает содействие правоохранительным органам, то только по факту правонарушений, в которых сам оказывается в роли «жертвы», когда ущерб носит характер значительного и прямого, а также когда исчерпаны собственные ресурсы в проведении самостоятельных следственных и прочих защитных мероприятий.
Возникает своеобразный замкнутый круг из последовательной цепочки факторов, детерминирующих друг друга: хозяйствующий субъект не оказывает содействие органам внутренних дел, потому что те неэффективны, а органы внутренних дел работают неэффективно, потому что хозяйствующий субъект не оказывают им содействия.
Правоохранительные органы не могут без поддержки граждан, вести эффективную борьбу с массовым распространением теневых экономических отношений [1]. В этой связи необходимо формировать условия, в которых взаимодействие организаций и органов внутренних дел будет носить характер активного содействия. В целом, тесное и результативное взаимодействие хозяйствующего субъекта и органов внутренних дел в системе противодействия теневой экономике возможно только при сформированном в обществе негативном отношении к данному явлению. Однако негативное отношение к теневой экономике у рядовых граждан должно иметь не только пассивный (отказ от личного участия в теневых отношениях), но и активный характер (отказ от молчаливого попустительства фактов теневой деятельности других субъектов). И здесь задача государства видится в создании условий (экономических
<ч
<ч а а
и и
ч
и «
а
о «
и
¥ а -с
а £
о
^
0 «
и
1
£
а «