политические основы повышения эффективности деятельности: монография. Уфа : УЮИ МВД РФ, 2012. С. 61-65, 69, 137, 143.
4. Например, см. об этом : Амиров А. Р., Михайлов В. И., Андреев Н. Д. Основы управления и делопроизводства в организациях : учебное пособие. Уфа : УЮИ МВД РФ, 2010. С. 27-31; Голиков В. Д., Михайлов В. И. Менеджмент в органах внутренних дел : монография. Уфа : УЮИ МВД РФ, 2003. С. 25-31.
© Михайлов В. И.
УДК 351.74
С. Ю. КОВТУНОВА, преподаватель кафедры экономических дисциплин Уфимского юридического института МВД России, кандидат юридических наук
ПРЕДЛОЖЕНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЛУЧШЕНИЮ УСЛОВИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА С ОРГАНАМИ
ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В РОССИИ
Аннотация. В статье рассмотрены социально-экономические условия, способствующие конструктивному взаимодействию хозяйствующего субъекта с органами внутренних дел в системе противодействия теневым экономическим явлениям.
Ключевые слова и словосочетания: конструктивное взаимодействие, прямые выгоды, прямые издержки, содействие, органы внутренних дел, хозяйствующий субъект.
Существующие в настоящее время социально-экономические реалии отрицательно сказываются на конструктивном взаимодействии хозяйствующего субъекта с органами внутренних дел. Хозяйствующий субъект если и оказывает содействие правоохранительным органам, то только по факту правонарушений, в которых сам оказывается в роли «жертвы», когда ущерб носит характер значительного и прямого, а также когда исчерпаны собственные ресурсы в проведении самостоятельных следственных и прочих защитных мероприятий.
Возникает своеобразный замкнутый круг из последовательной цепочки факторов, детерминирующих друг друга: хозяйствующий субъект не оказывает содействие органам внутренних дел, потому что те неэффективны, а органы внутренних дел работают неэффективно, потому что хозяйствующий субъект не оказывают им содействия.
Правоохранительные органы не могут без поддержки граждан, вести эффективную борьбу с массовым распространением теневых экономических отношений [1]. В этой связи необходимо формировать условия, в которых взаимодействие организаций и органов внутренних дел будет носить характер активного содействия. В целом, тесное и результативное взаимодействие хозяйствующего субъекта и органов внутренних дел в системе противодействия теневой экономике возможно только при сформированном в обществе негативном отношении к данному явлению. Однако негативное отношение к теневой экономике у рядовых граждан должно иметь не только пассивный (отказ от личного участия в теневых отношениях), но и активный характер (отказ от молчаливого попустительства фактов теневой деятельности других субъектов). И здесь задача государства видится в создании условий (экономических
<ч
<ч а а
и и
ч
и «
а
о «
и
¥ а -с
а £
о
^
0 «
и
1
£
а «
<ч
<ч а а
и и
и «
а
о
^
0 «
и
¥ а -с а
1
о
^
0 «
и
1 «
а «
стимулов) для активизации взаимодействия хозяйствующего субъекта с органами внутренних дел.
Целью данной статьи является освещение мер и предложений, направленных на формирование социально-экономических условий, способствующих конструктивному взаимодействию хозяйствующего субъекта с органами внутренних дел в системе противодействия теневым экономическим явлениям.
Полагаем, что все меры, способствующие конструктивному взаимодействию, можно разделить на общие и специальные.
Общие меры должны быть направлены на:
1. Формирование негативного отношения хозяйствующего субъекта к теневой экономике (осуждающего отношения к тем видам хозяйственной деятельности, которые связаны с нарушением закона).
В рамках реализации данного направления большое значение должно быть уделено оценке эффективности действующих норм и правил, регламентирующих хозяйственную деятельность, - оценке действующих ставок налогообложения, запретных и ограничительных мер для законного ведения бизнеса, оценке затратности преодоления административных барьеров и т. п.
Здесь важно, чтобы запрещено было только то, что на самом деле деструктивно, общественно опасно, т. е. принцип «чем меньше ограничений, тем меньше и соблазна их нарушения [2]».
Негативное отношение к теневой экономике можно сформировать только, когда государство создаст условия для развития легальной экономи. Имеется в виду известная закономерность, характеризующая взаимодействие теневого рынка с официальным: «чем менее эффективен легальный рынок, тем более благоприятные условия складываются для теневого, со снижением эффективности официального рынка возрастает
поток товаров, проходящих через теневой рынок» [3].
2. Формирование позитивного отношения к оказанию содействия органам внутренних дел.
В данном направлении можно ориентироваться на удачный опыт западных стран, в которых пропаганда содействия правоохранительным органам проводится как через соответствующие законы [4], так и через средства массовой информации.
Положительное отношение к содействию органам внутренних дел может быть сформировано при условии, что есть положительное отношение к самим органам внутренних дел - это является одной из целей проводимых в настоящее время мероприятий по реформированию системы МВД России. Полиция полагается на население при получении информации, например, сообщений о преступлениях, а также на готовность граждан выступать в качестве свидетелей. Поскольку эффективность профессиональной деятельности полиции во многом зависит от населения, ей необходимо осознавать свою легитимность в его глазах [5].
Развитые западные страны уже давно приняли за основу управления правоохранительными органами концепцию «полиция на службе общества». Данный подход предполагает, что главными субъектами безопасности являются сами граждане и хозяйствующий субъект, от действий которых зависит правопорядок. То есть не граждане оказывают содействие полиции, а полиция оказывает им помощь. Так, в Великобритании функция полиции на современном этапе развития общества была определена как содействие в обеспечении безопасного и справедливого общества, в котором права и ответственность индивидуумов, семей и общин соответствующим образом сбалансированы. Целями полиции при этом являются содействие безопасности и снижение количества беспорядков; снижение уровня
преступности и тяжести преступлений; содействие осуществлению правосудия таким образом, чтобы поддерживать доверие населения к закону [6]. Аналогичный путь на концептуальном уровне должен быть принят и Россией. Описанный подход не означает отношение государства к правопорядку и безопасности граждан и организаций по принципу «спасение утопающих - дело рук самих утопающих», а лишь подчеркивает, что помощь со стороны органов внутренних дел может быть оказана лишь в том случае, когда нуждающийся в ней (реально или потенциально) субъект открыт для ее принятия и содействия полиции. Результатом укрепления отношений с населением становится улучшение доступа к информации, что, в сущности, является жизненно важным условием качественной работы полиции во всех ее аспектах.
Многое в решении данной проблемы зависит от самих органов внутренних дел, от компетенции каждого отдельного сотрудника, вступающего во взаимодействие с представителями хозяйствующего субъекта. Итогом каждого обращения в органы внутренних дел должно быть повышение субъективного представления обратившегося о своей безопасности и защищенности. Реалии же пока свидетельствуют об обратном: по данным ОИД МВД России, среди тех, кто в течение последнего года обращался за помощью в органы внутренних дел, доля негативно оценивающих изменение уровня безопасности больше (52 %), чем среди тех, кто не прибегал к помощи органов внутренних дел (46 %) [7].
Полагаем, что для того, чтобы действия правоохранительных органов были общественно одобряемы, им следует концентрировать свои усилия на наиболее осуждаемых видах теневой экономики, минимизируя действия против тех, которые считаются в обществе относительно допустимыми.
Формированию положительного отношения бизнеса к органам внутрен-
них дел может способствовать оказание значимых для каждого хозяйствующего субъекта профилактических мер, заключающихся в создании и передаче хозяйствующему субъекту информации о потенциальных и реальных опасностях и угрозах. Такая информация может носить как общий характер [8] (касающаяся всех субъектов на определенной территории), так и индивидуальный (направляемая конкретному хозяйствующему субъекту). На вооружение можно взять опыт деятельности органов внутренних дел в СССР. Так, в начале 70-х годов в органах внутренних дел оперативные службы стали активно использовать экономико-правовой анализ в предупреждении экономических правонарушений. В тот период в подразделениях аппаратов по борьбе с хищениями социалистической собственности (БХСС) были созданы группы оперативно-экономического анализа, которые, анализируя различные экономические показатели деятельности предприятий, информировали оперативных ра- ^ ботников о возможных правонарушени- ^ ях на тех или иных объектах народного
хозяйства. А в конце 70-х годов в струк- §
о
туре Министерства внутренних дел да- ^
же было создано специальное подразде- ^
ление - Центральная научно- ВД
исследовательская лаборатория по эко- ^
номико-правовому анализу (ЦНИЛ), §
задача которой сводилась к отраслевому |
и межотраслевому анализу причин и |
условий, способствующих экономиче- §
ским правонарушениям [9]. Получаемая § данными подразделениями информация
передавалась руководителям предпри- у
ятий и позволяла реально предупредить ц
экономические правонарушения. Пола- Ц
гаем, что проведение подобных меро- §
приятий также будет способствовать |
конструктивному взаимодействию хо- |
зяйствующего субъекта с органами ^^
внутренних дел, так как в данном слу- «
чае органы внутренних дел будут вос- «
приниматься бизнесом как реальный |
помощник, действия которого способ- ^
<ч
<ч а а
и
и ^
и «
а
0 «
и
¥ а -с а
1
о
^
0 «
и
1
£
а «
ствуют законным интересам хозяйствующего субъекта и укреплению их экономической безопасности.
Специальные меры по созданию благоприятных условий для конструктивного взаимодействия хозяйствующего субъекта с органами внутренних дел в рамках данной работы мы предлагаем разделить на:
1. Меры, направленные на создание благоприятных условий непосредственно для содействия хозяйствующего субъекта органам внутренних дел в рамках системы борьбы с теневыми экономическими явлениями.
2. Меры, направленные на создание неблагоприятных условий для бездействия и противодействия хозяйствующего субъекта органам внутренних дел в рамках системы борьбы с теневыми экономическими явлениями [10].
В рамках первого блока мероприятия должны быть направлены на повышение экономической безопасности хозяйствующего субъекта, оказывающего содействие, а следовательно, их можно разделить на три взаимосвязанных блока:
1. Повышение прямых выгод от оказания содействия органам внутренних дел.
Здесь возможны следующие мероприятия:
увеличение размеров денежного вознаграждения за содействие органам внутренних дел [11] - в качестве источника покрытия данных сумм могут выступать суммы возмещенного, предотвращенного ущерба от нарушений, в раскрытии которых была оказана помощь, суммы штрафных санкций в адрес нарушителей, средства хозяйствующего субъекта, чьи интересы затрагивает правонарушение и его раскрытие;
предоставление налоговых льгот для хозяйствующего субъекта, оказывающего активное содействие органам внутренних дел или налоговым органам
в выявлении фактов налоговых и экономических правонарушений;
снижение контрольной и другой административной нагрузки на хозяйствующий субъект, оказывающий активное содействие органам внутренних дел;
более широкое использование института «сделки с правосудием», однако, здесь необходимо обязательно сделать следующее уточнение: неприменение санкций в адрес хозяйствующего субъекта-нарушителя, оказывающего содействие органам внутренних дел допустимо при условии экономического характера совершенного им правонарушения, отсутствия «рецидива» и полного возмещения ущерба от него [12].
2. Снижение прямых издержек, связанных с содействием органам внутренних дел.
Для снижения прямых издержек предлагается:
ввести компенсацию нарушителем расходов хозяйствующего субъекта, связанных с содействием органам внутренних дел;
использовать ресурсоэкономич-ные формы содействия (например, ограничить в процессе взаимодействия отвлечение сотрудников хозяйствующего субъекта от трудовой деятельности). В частности предлагается:
- распространить практику приема заявлений от граждан через Интернет, так, в качестве эффективного инструмента, позволяющего одновременно снизить издержки, связанные с взаимодействием с органами внутренних дел, и минимизировать риск противоправных действий со стороны субъекта, информация о котором предоставляется в органы внутренних дел, можно выделить созданные на сайтах отделов по борьбе с экономическими преступлениями страницы, на которых каждый имеет возможность посредством Интернета в анонимной форме оставить сообщение о правонарушении;
- распространить в уголовное
судопроизводство практику отдельных судебных поручений, позволяющих освободить свидетеля или потерпевшего от расходов, связанных с проездом на судебное заседание вне места их проживания (такой институт хорошо зарекомендовал себя в гражданском производстве [13]).
3. Снижение рисков наступления неблагоприятных последствий от содействия органам внутренних дел для экономической безопасности хозяйствующего субъекта.
В рамках данного направления для снижения рисков возмездных действий со стороны субъекта, по факту правонарушения которого оказывается помощь органам внутренних дел, предлагаются следующие меры:
- закрепить в законодательстве в качестве основания применения мер защиты лиц, оказывающих содействие, а также их близких родственников или близких лиц не только реальную, но и потенциальную угрозу их безопасности;
- включить в систему защитных мер ограничения на места работы, проживания и передвижения лиц, совершивших преступления, на встречи с жертвами и свидетелями, давшими изобличающие виновных показания (в соответствии с международной практикой такой запрет устанавливается при условно-досрочном освобождении осужденных от отбывания наказания и замене наказания более мягким, при условном осуждении, при постановлении обвинительного приговора с освобождением от наказания или без назначения такового, при применении наказаний, не связанных с лишением свободы);
- в перечень защищаемых объектов включить имущество юридических лиц, принадлежащих субъектам [14], оказавшим содействие;
- предусмотреть меры экономического характера для поддержки лиц, вынужденных изменить место ведения бизнеса в рамках мероприятий государ-
ственной защиты лиц, оказавших содействие правоохранительным органам;
- максимальное использование форм и методов негласного взаимодействия;
- борьба с коррупцией [15].
для снижения рисков потерь от разглашения коммерческой тайны организации, оказывающей содействие, предлагается:
- ужесточение санкций (введение уголовной ответственности) за распространение сотрудниками органов внутренних дел информации, относимой к коммерческой тайне, которая получена ими в ходе взаимодействия с хозяйствующим субъектом;
- заключение двусторонних соглашений между органами внутренних дел и хозяйствующим субъектом о конфиденциальности при работе со сведениями хозяйствующего субъекта, составляющими коммерческую тайну;
для снижения рисков потерь от неисполнения обязательств субъекта-нарушителя перед хозяйствующим субъектом, оказывающим содействие органам внутренних дел, в случае применения к нему санкций за нарушение предлагается:
- включить в состав сумм возмещаемого нарушителем ущерба, суммы неисполненных обязательств перед организацией, оказавшей содействие, которые имелись у нарушителя на момент назначения санкций.
В рамках второго блока мероприятия должны быть направлены на снижение экономической безопасности хозяйствующего субъекта, выбравшего деструктивные виды взаимодействия. Их можно разделить на 2 взаимосвязанных блока:
1. Увеличение прямых издержек, связанных с отказом от содействия органам внутренних дел.
В рамках данного направления предлагается:
увеличение размера санкций за отказ от содействия органам внутрен-
<ч
<ч а а
и и
ч
и «
а
о «
и
¥ а -с
а £
о
^
0 «
и
1
£
а «
них дел, за дачу ложных показаний, за уничтожение данных, позволяющих выявить или раскрыть правонарушение;
увеличение административной нагрузки (отмена налоговых льгот, увеличение количества контрольных процедур и т. д., запрет или ограничение на осуществление деятельности и т. п.) для хозяйствующего субъекта, отказавшегося от содействия правоохранительным органам.
2. Увеличение рисков наступления неблагоприятных последствий от выбора хозяйствующим субъектом бездействия или противодействия органам внутренних дел для его экономической безопасности.
В рамках данного направления предлагается:
оповещение жертв правонарушения об отказе от содействия хозяйствующего субъекта по данному правонарушению;
ввести законодательные ограни-^ чения на процедуры самостоятельных ^ следственных мероприятий, проводи-^ мых хозяйствующим субъектом по фак-^ там выявленных ими правонарушений. § Также следует учитывать, что
| при формировании более благоприят-^ ных условий для содействующих субъ-с^ ектов одновременно будут ухудшаться ^ условия для бездействия и противодей-Ц ствия. Это будет проявляться в форме: Л' неформального осуждения уча-
| стниками рынка субъектов, неспособст-Ц вующих безопасности экономической ® системы от угроз правонарушений, и | последующих от них санкций за данное у поведение (отказ от сотрудничества, уста-^ новление более высоких цен и т. д. [16]); Ц увеличение альтернативных из-
§ держек не оказывающего содействия § субъекта в виде недополученных выгод ? от содействия, которые с учетом реализации наших предложений должны ^ стать более высокими. « Мероприятия для стимулирова-
§ ния содействия:
заключение двусторонних соглашений между органами внутренних дел и хозяйствующим субъектом о взаимодействии;
законодательное закрепление обязанности оказания содействия органам внутренних дел с конкретизацией поводов такого содействия, его содержания, а также ответственности за отказ от него;
стимулирование конкуренции, что приведет к усилению конкурентной борьбы, увеличению численности взаимных конкурентов, а следовательно, и субъектов, потенциально заинтересованных в оказании содействия органам внутренних дел в случае выявления фактов противоправных действий со стороны конкурентов.
Положительные результаты от предлагаемых нами мероприятий должны позволить повысить эффективность конструктивного взаимодействия хозяйствующего субъекта с органами внутренних дел в рамках системы противодействия теневым экономическим явлениям и эффективность самой системы противодействия теневой экономике. Результаты повышения эффективности данной системы будут проявляться в снижении субъектов теневого сектора экономики, что выступает самостоятельным фактором, повышающим вероятность содействия хозяйствующего субъекта органам внутренних дел. То есть мы вновь можем наблюдать замкнутый круг причин и следствий, с той лишь разницей, что результат в этот раз будет положительный - снижение числа правонарушений, повышение уровня экономической безопасности страны.
Подводя итоги, следует заметить, что взаимодействие организаций с органами внутренних дел носит разносторонний характер и заинтересованность в нем имеется, как у организаций, чьи законные (иногда, впрочем, и незаконные) интересы защищают органы внутренних дел, так и у органов внутренних дел,
деятельность которых базируется на информации и других ресурсах, предоставляемых хозяйствующему субъекту и получаемых от него. И именно взаимное удовлетворение законных интересов
каждой из сторон лежит в основе обеспечения конструктивного характера взаимодействия, обеспечивающего достижение цели противодействия теневым экономическим явлениям.
•к it it
ЛИТЕРАТУРА
<N
1. Как справедливо отметил известный исследователь деятельности полиции А. Оссе, «государство ограничено в своей способности вмешиваться в те или иные конфликты, а также влиять на негосударственные субъекты ... Более того, обеспечение общественной безопасности требует сотрудничества всех задействованных в этом процессе сторон, в том числе гражданского общества» (Оссе А. Принципы деятельности полиции : методическое пособие по правам человека / пер. с англ.: Н. Ишевской, М. Кузнецовой, О. Шарп. Амстердам, 2006).
2. Послание Президента РФ Д. А. Медведева Федеральному Собранию РФ. 2009.
3. Грачев А. В. Организационно-экономические инструменты противодействия криминализации общества (на примере органов внутренних дел) : автореф. дисс. ... к.э.н. СПб., 2007.
4. Например, британский закон о раскрытии сведений, представляющих большую важность для общества, или закон Сарбейнза-Оксли в США, предоставляющий сотрудникам возможность анонимно докладывать обо всех подозрительных случаях на своем предприятии, а также защищающий их от ответных действий работодателя.
5. Marenin Ed. Policing change, changing the police 1996.Р. 7.
6. Оссе А. Принципы деятельности полиции : методическое пособие по правам человека / пер. с англ.: Н. Ишевской, М. Кузнецовой, О. Шарп. Амстердам, 2006.
7. Аналитический обзор ОИД МВД России «Изучение общественного мнения об уровне безопасности личности и деятельности органов внутренних дел Российской Федерации», подготовленный в соответствии с приказом МВД России от 30 декабря 2007 года № 1246 «2 «О повышении эффективности изучения общественного мнения об уровне безопасности лич- а ности и деятельности органов внутренних дел Российской Федерации на основе использования 8 вневедомственных источников социологической информации». ^
8. Извещение организаций и граждан о фирмах, осуществляющих мошеннические fc^ действия, характере их деятельности, способах совершения преступлений, а также о разыски- ^ ваемых лицах, подозреваемых в совершении преступлений, информация из «Реестра дисквали- Q фицированных лиц» и т. п. §
9. Молдаванцев А. А. Участие органов внутренних дел в обеспечении экономической | безопасности предприятия : дис. ... к.э.н. М., 2004. 194с. §
10. Меры, направленные на формирование благоприятных условий для конструктивно- Ц го взаимодействия хозяйствующих субъектов с органами внутренних дел построены по прин- о ципу «кнута и пряника»: так, первый блок - «Меры, направленные на создание благоприятных § условий непосредственно для содействия хозяйствующими субъектами органам внутренних дел» выступает в качестве условного «пряника» и носит стимулирующий характер, а второй ^s блок - «Меры, направленные на создание неблагоприятных условий для бездействия и проти- а
водействия хозяйствующих субъектов органам внутренних дел» носит преимущественно ре- 2
прессивный характер и выступает в качестве условного «кнута». |
11. Имеются в виду не только суммы материального вознаграждения, объявляемые за ^ помощь в содействии по конкретным правонарушениям, но и суммы ежемесячного вознаграж- | дение за содействие органам внутренних дел на постоянной основе для привлечения к такому ^ сотрудничеству грамотных и компетентных лиц. ^
12. Интересным вариантом реализации «сделки с правосудием» для склонения субъек- Ц тов-нарушителей оказывать содействие следствию нам видится установление зависимости ве- §
личины снижения размера санкции за правонарушения от времени, прошедшего с момента совершения, выявления правонарушения, до момента извещения об этом органов внутренних дел.
13. Ст.ст. 62-63 ГПК РФ от 14.11.2002 № 138-Ф3 // Собрание законодательства РФ. 2002. № 46. Ст. 4532.
14. Или иным образом связанным с ними.
15. Мы не приводим конкретные антикоррупционные меры и методы, так как данная проблема должна и является предметом отдельных фундаментальных и прикладных научных трудов, однако включаем борьбу с коррупцией в данный блок, так этот инструмент направлен на снижение риска содействующего хозяйствующего субъекта возможного увеличением административной нагрузки на него, в случае наличия коррупционных связей нарушителя с органами власти.
16. Такое отрицательное последствие отказа от содействия возможно только в условиях положительного отношения к органам внутренних дел, к институту их информирования, к действующим законам, а также при условии отношения недопустимости противоправных действий.
© Ковтунова С. Ю.
УДК 378.1
ПРОСВЕЩЕНИЕ. ОБРАЗОВАНИЕ. ПЕДАГОГИКА
Н. В. ЕГОРЫШЕВА, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Уфимского юридического института МВД России, кандидат политических наук
<ч
<ч а а
и
и Д
В
О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК СОЦИАЛЬНОГО ЯВЛЕНИЯ В КУРСЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ПОЛИТОЛОГИЯ»
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы совершенствования методики преподавания учебной дисциплины «Политология». На примере подготовки, организации и проведения семинарских занятий по теме «Политическая культура как социальное явление» анализируются возможности различных форм и методик проведения занятий.
Ключевые слова и словосочетания: методика обучения, активные формы обучения, политическая культура, политические субкультуры, социокультурные условия, социальное явление.
о «
а
о «
и
¥ а -с
а £
о
^
0 «
и
1
£
а «
Современный этап развития методики преподавания политологии, обусловленный переходом на новые образовательные стандарты, характеризуется поиском новых эффективных методик обучения, в особенности, если дело касается таких сложных тем, как «Политическая культура как социальное явление».
Между тем важность этой темы обуславливается самой политической реальностью. Эффективность реформ, проводимых в государстве и в общест-
ве, в целом во многом зависит от социокультурных условий, в которых они проходят и которые в этом обществе сформировались. К этим условиям можно отнести ощущение населением своей исторически-национальной общности, наличие чувств патриотизма, уважения к закону, гражданской ответственности, высокий уровень общей и политической культуры, образованности и политической грамотности, развитость демократических традиций и приверженность им.