Гладкова С.Б. Банковская тайна: «камень преткновения» взаимодействия правоохранительных.
УДК 336.71.078.3 С.Б. Гладкова*
Банковская тайна: «камень преткновения» взаимодействия правоохранительных органов с кредитными организациями?
В статье рассмотрена банковская тайна, которая является основным «камнем преткновения» для поддержания конфиденциальности банковского бизнеса и эффективной деятельности правоохранительных органов. Определены основные проблемы взаимодействия правоохранительных органов с кредитными организациями в контексте противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (ПОД/ФТ). Обозначены виды взаимодействия, приведена статистика преступлений в области ПОД/ФТ и отмечены отрицательными последствиями взаимодействия, снижающие уровень экономической безопасности кредитной организации.
Ключевые слова: банковская тайна, правоохранительные органы, кредитная организация, ПОД/ФТ.
S.B. Gladkova*. Banking secrecy: «stumbling block» interaction of law enforcement cooperation with credit institutions? The article deals with banking secrecy, which is the main «stumbling block» to maintain the confidentiality of the banking business, and effective law enforcement. The main problems of law enforcement cooperation with credit institutions in the context of combating money laundering. Designated types of interaction, the statistics of crime in the area of AML / CFT and marked negative effects of interactions that reduce the level of economic security of the credit institution.
Keywords: bank secrecy law enforcement agencies, the credit institution, the AML/CFT.
На фоне динамичного развития законодательства, направленного на регулирование отношений по поводу банковской тайны (в первую очередь, Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»), увеличивается количество органов, получающих доступ к информации о банковском счете, операциях на банковском счете, банковском вкладе [3; 4]. Происходит очередное размывание института банковской тайны, что требует еще большего внимания к данной теме и определяет её актуальность. В условиях современного нормативного регулирования отечественного банковского бизнеса кредитным организациям достаточно сложно соблюдать конфиденциальность своих деловых отношений с клиентами, включая состояние их счетов. Банковская тайна является профессиональной и коммерческой тайной кредитного дела. Банк в качестве инсайдера не должен извлекать выгоду из информации, полученной из деловых отношений, как того требуют обязанности доверительности, не должен передавать её или сообщать об этом другим [9].
Несколько лет тому назад, когда перед Президентом В.В. Путиным поставили вопрос по поводу банковской тайны, он абсолютно искренне задал обратный вопрос: «А банковская тайна есть?». Понятно, что он пошутил, но его шутка недалека от истины в том смысле, что институт банковской тайны уже давно не является священным, причем не только в России, но и в экономически развитых государствах, например, в таких, как Швейцария. На протяжении последних нескольких лет в ст. 26 ФЗ «О банках и банковской деятельности» вносилось большое количество изменений, которые существенно размыли перечень субъектов и ситуаций, когда банковская тайна должна раскрываться. Очередная попытка внесения изменений в указанную статью на данный момент проводится по инициативе правоохранительных органов, поскольку имеющиеся ограничения не позволяют эффективно вести следствие. Сегодня полномочия правоохранительных органов на получение информации относятся к банковской тайне, такую информацию могут получать только следственные органы, и только с согласия руководителя следственного органа.
Поэтому именно правоохранительные органы предполагают расширить перечень ситуаций, когда они получают информацию, относящуюся к банковской тайне, причем если сегодня закон говорит о том, что такая информация может быть получена только в рамках установленного уголовного дела, то ОВД предполагают, что такие полномочия будут предоставлены им на стадии до возбуждения уголовного дела при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.
Эта проблема на самом деле носит очень серьезный, глубокий характер в силу того обстоятельства, что, к сожалению, уровень коррупции в России действительно высок, а если говорить об уровне коррупции в правоохранительной системе, то и там уровень не ниже. Очевидно, что как только расширится перечень ситуаций предоставления информации, относящейся к банковской тайне,
* Гладкова, Светлана Борисовна, доцент кафедры финансово-хозяйственной деятельности. Санкт-Петербургский университет МВД России. Кандидат экономических наук. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел. (812) 495-25-66. E-mail: gladkovas@rambler.ru.
* Gladkova, Svetlana Borisovna, assistant professor of logistics ATS, St. Petersburg University of the Ministry of Interior, Candidate of Economics. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. Tel. (812) 495-25-66. E-mail: gladkovas@rambler.ru.
© Гладкова С.Б., 2015
Экономика, финансы, менеджмент
недобросовестными сотрудниками правоохранительных органов эта информация будет использоваться совсем не в тех целях, ради которых она этим органам предоставлялась.
Первой тенденцией проблемы эффективного развития института банковской тайны в России является противоречие ряда законодательных актов в данной отрасли. Банковская тайна в гражданском праве вытекает из согласованной банком и клиентом защиты доверительности и конфиденциальности. Однако в гражданском праве этот принцип действует лишь в той мере, в какой кредитный институт не обязан предоставлять информацию в соответствии с законами более высокого ранга. Как правило, это тот случай, когда в уголовном процессе органы правосудия требуют от банков информацию о подследственных. В этом случае уголовное право отменяет гражданское право [5; 6].
Известно, что защита банковской тайны в Швейцарии более строга и масштабна, чем в других промышленно развитых странах, поэтому интересно обсудить проблемы банковской тайны именно на примере Швейцарии. Условия, при которых швейцарскую банковскую тайну можно отменить, весьма ограниченны.
Различие между швейцарским законодательством о банковской тайне и немецким, с одной стороны, а также американским правом, с другой стороны, состоит в том, что в Швейцарии интерес соблюдения тайны клиентов приоритетен перед фискальным интересом налоговых ведомств, в то время как в Германии фискальный интерес доминирует над интересом сохранения тайны клиентов. Однако различие в трактовке законов Швейцарией и другими странами - и это важно подчеркнуть - не связано с приоритетностью банковской тайны в отношении уголовно-правовых интересов в уголовном процессе. И швейцарская банковская тайна применима лишь в той мере, в какой отсутствуют уголовно наказуемые действия и необходимость уголовного преследования.
Вторая тенденция, которая может превратиться в проблему банковской тайны, - это рост количества «грязных денег» в мире, что приводит к попыткам превращения «грязных денег» в «чистые» путем их «отмывания». Под «отмыванием денег» понимается обмен или транспортировка ценностей, имеющих криминальное происхождение, в целях сокрытия этого источника и расчета на то, что преступник избежит правовых последствий этого преступления.
Пока «отмывание денег» не считалось преступной деятельностью, оно не могло обосновывать отмену банковской тайны. Однако в связи с тем, что банковская тайна распространялась и на колоссальные суммы наличных денег, зарабатываемых на производстве наркотиков и «отмываемых» при их переводе на банковские счета, доказательство наличия «грязных денег» было затруднено. Для отмены банковской тайны в отношении «отмывания денег» потребовалась ее криминализация, поскольку банковскую тайну можно отменить только в случае уголовно наказуемых деяний.
Поскольку финансово-кредитный сектор экономики в современной России имеет самое динамичное развитие, именно в нем всё чаще встречаются различного рода правонарушения и преступления. Несовершенное финансовое законодательство создает различного рода лазейки и провалы в нормотворческой деятельности, а также не успевает живо реагировать на те или иные тенденции, чем успешно и пользуются мошенники. В свою очередь, правоохранительные органы принципиально не могут сами по себе, без поддержки граждан, бизнес-структур, других государственных органов законодательной, исполнительной и судебной власти вести эффективную борьбу с массовым распространением теневых явлений в кредитном секторе. В научной литературе вопросам взаимодействия правоохранительных органов с субъектами бизнеса, тем более с кредитными организациями, внимания уделяется немного. Данный аспект можно рассматривать с различных сторон, во-первых, с экономико-правовой стороны такого взаимодействия, проводя детальный анализ законодательного регулирования, регламентирующего взаимодействие кредитных организаций и правоохранительных органов. Во-вторых, почти все авторы рассматривают в качестве взаимодействия только один из его возможных видов - содействие, что существенно сужает область изучаемой проблемы [7].
Именно информационные ресурсы для достижения конкретной цели - выявления, расследования, раскрытия конкретного правонарушения, розыска отдельных лиц являются предметом взаимодействия правоохранительных органов и кредитных организаций, и в нашем случае этой информацией зачастую является банковская тайна.
Наиболее распространенными преступлениями в сфере банковского бизнеса, на взгляд автора, являются следующие:
- незаконная банковская деятельность (обналичка, легализация доходов преступных сообществ, перевод денежных ресурсов в оффшоры, фиктивное банкротство и др.);
- незаконное получение кредита;
- мошенничества с пластиковыми картами;
- сбыт поддельных денежных знаков и ценных бумаг и др.
Особого внимания заслуживают преступления, связанные с легализацией доходов, полученных преступным путём, и финансированием терроризма. Кредитные организации в данном аспекте рассматриваются как субъекты, участвующие в системе противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем (далее - ПОД/ФТ), и их деятельность регламентируется действующими актами и нормативными документами Российской Федерации в области ПОД/ ФТ; нормативными актами Банка России, Федеральной службы по финансовому мониторингу и Федеральной службы по финансовым рынкам, а также внутренними нормативными документах кредитной организации [3; 4].
Гладкова С.Б. Банковская тайна: «камень преткновения» взаимодействия правоохранительных...
За более чем тринадцать лет своего существования национальная система ПОД/ФТ заметно эволюционировала. Неотъемлемой составляющей этого процесса является развитие процедур внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ самим банковским сообществом.
В Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 г. подчеркнута необходимость повышения эффективности работы банковской системы в области ПОД/ ФТ и участия ЦБ РФ в деятельности по следующим направлениям:
- изменение требований к определению перечня операций, подлежащих обязательному контролю, совершенствование механизма риск-ориентированного подхода при идентификации клиентов;
- конкретизация и дополнение оснований, по которым кредитные организации вправе отказаться от заключения договора банковского счета (вклада) и выполнения поручения клиента о проведении операции, а также право отказываться от исполнения договора банковского счета (вклада) по усмотрению кредитной организации;
- расширение и уточнение полномочий надзорных органов по контролю за соблюдением организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, отдельных требований законодательства РФ в сфере ПОД/ФТ [10; 11; 12].
С одной стороны, коммерческие банки становятся все более прозрачными, а с другой стороны, ужесточающиеся с каждым годом контрольные и надзорные функции со стороны различных органов заставляют их все плотнее «прикрываться» банковской тайной.
Рассмотрим основные виды взаимодействия правоохранительных органов и кредитных организаций в области ПОД/ФТ (табл. 1).
Таблица 1
Виды взаимодействия правоохранительных органов и кредитных организаций
в области ПОД/ФТ
Классификационный признак Вид взаимодействия Характеристики взаимодействия
По направленности действий коммерческого банка относительно действий правоохранительных органов Содействие Оказание помощи правоохранительным органам
Бездействие Неоказание помощи правоохранительным органам
Противодействие Создание препятствий для деятельности правоохранительных органов
По отношению к цели противодействия отмыванию денег, полученных преступным путем Конструктивное Цель, преследуемая коммерческими банками и правоохранительными органами, вступающими во взаимодействие, заключается в выявлении, расследовании, раскрытии правонарушений или в оказании помощи
Деструктивное Цель, преследуемая коммерческими банками и правоохранительными органами, вступающими во взаимодействие, заключается в сокрытии правонарушения, создании условий для препятствия его расследования
Оказание содействия правоохранительным органам ведет к снижению уровня экономической безопасности кредитной организации, сопровождающемуся определенными отрицательными последствиями, к которым можно отнести:
- возможное применение санкций за нарушения законодательства в области ПОД/ФТ при выявлении в ходе взаимодействия ОВД правонарушений у банка;
- санкции со стороны нарушителей (клиентов, партнеров и т.п.) по факту правонарушения. Под санкциями понимаются как непосредственное действие, направленное на причинение ущерба содействующей организации, её имуществу или персоналу, так и отказ от сотрудничества;
- потеря партнера по бизнесу (инвестора, учредителя, дочерней компании, клиента, поставщика) в случае, если таковым является экономический субъект, раскрыть правонарушение которого помогает организация;
- потери от неисполнения обязательств перед клиентами и партнерами нарушителем, оказавшим содействие правоохранительным органам в случае применения санкций за правонарушение;
- потеря клиентской базы вследствие формирования у коммерческого банка образа «доносчика», «информатора полиции» и т.п.;
- возникновение дополнительных издержек, связанных с соблюдением всех процедур взаимодействия (временные, материальные издержки и др.);
- возможная передача информации, содержащей банковскую тайну, конкурентам, налоговым органам или третьим лицам [7; 13].
Такого рода причины и толкают коммерческие банки к различного рода сокрытию информации о своих клиентах и партнерах, а также ведению непрозрачного бизнеса, что, безусловно, затрудняет работу правоохранительных органов по расследованию, выявлению и раскрытию финансовых преступлений, в т.ч. в области ПОД/ФТ. Обязательным условием эффективного взаимодействия является повышение значения деловой репутации кредитных организаций, что необходимо
Экономика, финансы, менеджмент
для успешного развития бизнеса как на внутреннем российском банковском рынке, так и на международном кредитном рынке.
Актуальность рассматриваемой темы подтверждает рост преступлений в сфере отмывания доходов, полученных преступным путем. По данным Главного информационно-аналитического центра МВД России, в 2013 г. зарегистрировано 582 преступления (в 2012 г. - 611). При этом количество преступлений, квалифицированных по ст. 174-1 УК РФ (Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем), по сравнению с предыдущим годом возросло на 7,5 % (с 346 до 372). Количество расследованных преступлений в анализируемый период увеличилось на 31,8 % (с 442 до 556). Однако данный рост также достигнут за счет преступных деяний, предусмотренных ст. 174-1 УК РФ, которых в истекшем году расследовано фактически в два раза больше, чем в предыдущем (358 в 2013 г. против 195 в 2012 г.).
Почти в три раза возросло количество расследованных преступлений, совершенных организованной группой или преступным сообществом (89 преступлений, в аналогичный период прошлого года, далее АППГ - 30). Доля преступлений анализируемой категории, уголовные дела о которых направлены в суд (от числа расследованных), в 2013 г. изменилась незначительно, составив 69 % (в АППГ - 67,5 %).
В структуре предикатных преступлений преобладают мошенничества - 230, незаконное предпринимательство - 31, присвоение и растрата - 8, незаконное получение кредита - 47, незаконный оборот наркотических средств - 158. В целом их доля составляет 81 % от общего количества.
Наиболее криминогенной с точки зрения легализации преступно нажитых доходов продолжает оставаться финансово-кредитная сфера: в ней совершено около 35 % преступлений.
По оконченным производством и приостановленным уголовным делам легализовано более 10 млрд. рублей, возмещено 3 млрд. 623 млн. рублей, что в 64 раза больше, чем в 2012 г.
Из представленной органами предварительного следствия МВД России информации следует, что в 2013 г. возбуждено 153 уголовных дела (АППГ - 185), находилось в производстве с учетом соединенных 279 (АППГ - 300). Таким образом, по данному показателю также наблюдается тенденция к снижению.
Вместе с тем негативные тенденции связаны с недопониманием руководителями органов следствия актуальности и важности борьбы с отмыванием преступных доходов, представляющих серьезную угрозу национальной безопасности, ослаблением контроля за деятельностью подчиненных, ненадлежащим уровнем взаимодействия с оперативными подразделениями и подразделениями Росфинмониторинга, отсутствием должной служебной и профессиональной подготовки сотрудников.
В 2013 г. следователями направлено 1234 запроса (АППГ - 950) в подразделения Росфинмониторинга, на которые получен 901 (АППГ - 757) ответ.
Среди проблем, усложняющих работу по взаимодействию с подразделениями Росфинмониторинга, остаются длительные сроки исполнения запросов, гриф материалов «для служебного пользования», невозможность представления Росфинмониторингом сведений о движении денежных средств по расчётным счетам юридических и физических лиц.
Подводя итог рассмотрению проблемы взаимодействия кредитных организаций и правоохранительных органов, необходимо отметить следующее: институт банковской тайны подвергается определённой девальвации, происходит либерализация доступа правоохранительных органов к получению банковской тайны и установление при этом достаточно жёсткой ответственности. Для кредитных организаций это весьма неоднозначная ситуация. С одной стороны, банки стремятся не быть «химчистками» по легализации преступных доходов, а с другой стороны, им надо вести успешно бизнес, привлекая новых клиентов и удерживая имеющихся.
Список литературы
1. Рекомендация БАГТ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fatf-gafi.com, свободный.
2. Базельские принципы «Основные принципы эффективного банковского надзора», принцип 18 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cbr.ru/analytics/prov.pdf, свободный.
3. О банках и банковской деятельности [Электронный ресурс]: федеральный закон Российской Федерации от 3 февраля 1996 года № 17-ФЗ (ред. от 29 декабря 2014 г. № 484-ФЗ). - Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный.
4. О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма [Электронный ресурс]: федеральный закон Российской Федерации от 7 августа 2001 года № 115 - ФЗ (в ред. от 31 декабря 2014 г. № 505-ФЗ). - Режим доступа: http://www. consultant.ru, свободный.
5. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон Российской Федерации от 01 июля 2011 года № 169-ФЗ (в ред. от 22 декабря 2014 г. № 431-ФЗ). - Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный.
6. Методология основных принципов эффективного банковского надзора [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bis.org/list/bcbs/tid_25/index.htm, свободный.
7. Грачев, А. В., Ковтунова, С. Ю. Экономические аспекты взаимодействия хозяйствующих субъектов и органов внутренних дел в рамках противодействия теневым экономическим явлениям : монография. - СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2011. - 86 с.
8. Шатен, П.-Л. Противодействие отмыванию денег и финансированию терроризма : практическое руководство для банковских специалистов. - М.: Альпина Паблишерз, 2011. - 316 с.
Долинко В.И. Влияние особых условий на организацию материально-технического обеспечения ОВД..
9. Козловски, П. Этика банков : учебное пособие / пер. с нем. О.У. Ависа. - М.: Кнорус, 2014. - 272 с.
10. Гладкова, С. Б., Чорба, В. П. Организационные подходы к эффективному банковскому надзору обеспечения противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма // Экономика и предпринимательство. - 2014. - N° 1. - Ч. 2 - С. 754-748.
11. Гладкова, С. Б. Практические аспекты взаимодействия правоохранительных органов с кредитными организациями в обеспечении противодействия легализации преступных доходов // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 12. - Ч. 3. - С. 754-758.
12. Литвиненко, А. Н. Взаимодействие бизнеса и органов внутренних дел: проблема противодействия теневой экономике // Вопросы экономики и права. - 2011. - № 12. - С. 187-189.
13. Громов, И. А., Литвиненко, А. Н. Система экономической безопасности государства в компетенции Департамента экономической безопасности МВД России // Вопросы экономики и права. - 2010. - № 12. - С. 71-76.
УДК 34с333 В.И. Долинко*
Влияние особых условий на организацию материально-технического обеспечения ОВД МВД России
В статье речь идёт о влиянии особых условий на организацию материально-технического обеспечения ОВД МВД России.
Ключевые слова: МВД России, материально-техническое обеспечение, органы внутренних дел, особые условия, организация.
V.I. Dolin^*. The influence of the special conditions for the organization logistics the police Department of the MIA of Russia. In the article we are talking about the influence of special conditions for the organization of material and technical support of the police Department of the MIA of Russia.
Keywords: Ministry of internal Affairs of Russia, logistics, police, special conditions, organization.
Для раскрытия содержания деятельности материально-технического обеспечения (далее - МТО) органов внутренних дел (далее - ОВД) МВД России в особых условиях представляется важным исследовать эти своеобразные условия, определить исходные понятия, классифицировать их, выявить определяющие факторы, влияющие на содержание деятельности всей системы МТО в указанных условиях. Несмотря на острую необходимость, в научных исследованиях и специальной литературе нет единого мнения в отношении понятий «чрезвычайные обстоятельства» (далее - ЧО), «чрезвычайная ситуация» (далее - ЧС) и «особые условия» (далее - ОУ), которые в последнее время стали наиболее употребляемыми. Думается, это вызвано прежде всего отсутствием общего подхода к определению их содержания и предназначения в конкретный исторический момент. По нашему мнению, применительно к деятельности ОВД понятие ОУ более емко и включает в себя: 1) содержание (описание общей обстановки, несущей угрозу опасности для людей, природы, общественных ценностей); 2) форму их выражения (стихийные бедствия, техногенные аварии и катастрофы или социальные конфликты); 3) изменение в деятельности ОВД (создание временных организационных структур, привлечение дополнительных сил и средств, проведение специальных операций).
Мы разделяем мнение А.Ф. Майдыкова, считающего, что нельзя ограничиваться характеристикой обстановки, возникающей при природных техногенных явлениях, а необходимо включить в это понятие более широкий круг обстоятельств социального характера [5]. Такое понимание дает более точное представление об особых условиях, поэтому целесообразно взять его за исходное для раскрытия понятия «чрезвычайные обстоятельства». Особые условия - это обстановка, характеризующаяся повышенной по степени опасностью для жизни людей, деятельности предприятий, общественных организаций, органов власти и управления государства, сохранности среды обитания, материальных и культурных ценностей, сложившаяся в результате: опасных явлений в социальной сфере и природе; техногенных аварий и катастроф; других стихийных бедствий; проникновения или действия на территории государства диверсионно-разведывательных и террористических групп; десантов противника; угрозы применения противником ОМП; могущая повлечь введение чрезвычайного или военного положения и требующая от ОВД применения сил и средств в соответствии с задачами, возложенными на них законами и иными актами России. Понятие «чрезвычайные обстоятельства» определяются как «условия функционирования органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений, организаций, а также жизнедеятельности людей в период локализации
* Долинко, Василий Иванович, начальник редакционно-издательского отдела Академии управления МВД России. Адрес: Россия, 125171, Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8. Тел. 8 (905) 785-62-19. E-mail: doll 111111@rambler.ru.
* Dolinko, Vasily Ivanovich, head of the publishing department of the Academy of the Interior Ministry of Russia. Address: Russia, 125171, Moscow, Zoe and Alexander Kosmodemyanskiy str., 8. Tel. 8 (905) 785-62-19. E-mail: dol1111111@rambler.ru.
© Долинко В.И., 2015