Научная статья на тему 'Взаимодействие ОВД с Федеральной службой по финансовому мониторингу в сфере противодействия легализации (отмыванию) денежных средств в рамках Евразийского экономического союза'

Взаимодействие ОВД с Федеральной службой по финансовому мониторингу в сфере противодействия легализации (отмыванию) денежных средств в рамках Евразийского экономического союза Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
959
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
легализация денежных средств / информационное взаимодействие / органы внутренних дел / Федеральная служба по финансовому мониторингу / legalization of money / information exchange / law-enforcement bodies / Federal Service for Financial Monitoring

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алексей Аркадьевич Крылов

Рассматривается чрезвычайно актуальный аспект проблемы противодействия легализации денежных средств, связанный с низкой эффективностью использования органами внутренних дел информации, поступающей из подразделений Федеральной службы по финансовому мониторингу. Подроюно анализируются полномочия Федеральной службы по финансовому мониторингу, формы взаимодействия органов внутренних дел с этой организацией. Делается вывод о том, что сегодня все формальные условия созданы для эффективного взаимодействия правоохранительных органов России и других стран Евразийского экономического союза с Федеральной службой по финансовому мониторингу

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Алексей Аркадьевич Крылов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interaction of Department of Internal Affairs with Federal Service for Financial Monitoring in the sphere of counteraction of legalization (washing) of money within the Eurasian economic union (EAES)

In article extremely actual aspect of a problem of counteraction of legalization of money connected with low efficiency of use by law-enforcement bodies of information arriving from divisions of Federal Service for Financial Monitoring is affected. The author in detail stops on powers of Federal Service for Financial Monitoring, on forms of interaction of law-enforcement bodies with this organization. In article the conclusion that today all formal conditions are created for effective interaction of law enforcement agencies of Russia and other countries of the Euroasian economic union with Federal Service for Financial Monitoring is drawn

Текст научной работы на тему «Взаимодействие ОВД с Федеральной службой по финансовому мониторингу в сфере противодействия легализации (отмыванию) денежных средств в рамках Евразийского экономического союза»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 33 ББК 65

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОВД С ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ В РАМКАХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

АЛЕКСЕЙ АРКАДЬЕВИЧ КРЫЛОВ,

главный научный сотрудник ФГКУ «ВНИИ МВД России», Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», института проблем безопасности, доктор экономических наук, профессор Научная специальность 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством (экономические науки)

E-mail: aakrylov@mai.ru

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматривается чрезвычайно актуальный аспект проблемы противодействия легализации денежных средств, связанный с низкой эффективностью использования органами внутренних дел информации, поступающей из подразделений Федеральной службы по финансовому мониторингу. Подроюно анализируются полномочия Федеральной службы по финансовому мониторингу, формы взаимодействия органов внутренних дел с этой организацией. Делается вывод о том, что сегодня все формальные условия созданы для эффективного взаимодействия правоохранительных органов России и других стран Евразийского экономического союза с Федеральной службой по финансовому мониторингу.

Ключевые слова: легализация денежных средств, информационное взаимодействие, органы внутренних дел, Федеральная служба по финансовому мониторингу.

Annotation. In article extremely actual aspect of a problem of counteraction of legalization of money connected with low efficiency of use by law-enforcement bodies of information arriving from divisions of Federal Service for Financial Monitoring is affected. The author in detail stops on powers of Federal Service for Financial Monitoring, on forms of interaction of law-enforcement bodies with this organization. In article the conclusion that today all formal conditions are created for effective interaction of law enforcement agencies of Russia and other countries of the Euroasian economic union with Federal Service for Financial Monitoring is drawn.

Keywords: legalization of money, information exchange, law-enforcement bodies, Federal Service for Financial Monitoring.

В последние годы наблюдается снижение эффективности деятельности ОВД в сфере противодействия легализации (отмыванию) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Исследования показали, что одной из причин это является низкая эффективность использования ОВД информации, поступающей из подразделений Федеральной службы по финансовому мониторингу [7]. Аналогичная ситуация складывается и в других странах ЕАЭС. Между тем, все формальные условия для эффективного взаимодействия ОВД и Росфинмониторинга давно созданы [1]. Правовой основой такого взаимодействия являются ФЗ от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (ред. от 21 декабря 2013 г.) «Об оперативно-разыскной деятельности» (далее — Закон Об ОРД) и УПК России, а также целый ряд других нормативно-правовых актов, в которых определяются полномочия и порядок деятельности Росфинмониторинга [6]. Так, Инструкцией по организации информационного взаимодей-

ствия в сфере противодействия легализации (отмыванию) денежных средств и иного имущества, полученных преступным путем, утвержденной совместным Приказом Генпрокуратуры России № 309, МВД России № 566, ФСБ России № 378, ФСКН России № 318, ФТС России № 1460, Следственного комитета при прокуратуре РФ № 43, Росфинмониторинга № 207 от 5 августа 2010 г. (далее —Инструкция), определяются основания, условия, порядок, содержание, задачи, формы, сроки и субъекты информационного взаимодействия между Росфинмониторингом и правоохранительными органами, в том числе и ОВД [3].

В настоящее время Генпрокуратурой России подготовлены новые проекты Инструкции по организации информационного взаимодействия в сфере противодействия легализации (отмыванию) денежных средств и иного имущества, полученных преступным путем, а также приказа к ней (взамен действующей). Эти документы учитывают особенности социальной и экономической среды, в которой

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

сегодня приходится работать правоохранительным органам [2].

Сегодня Росфинмониторинг наделен следующими полномочиями:

♦ контроль за выполнением юридическими и физическими лицами законодательства о противодействии легализации;

♦ сбор, обработка и анализ информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом;

♦ проверка информации (в том числе получает дополнительную информацию) об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, получает информацию о движении средств по счетам (вкладам) клиентов кредитных организаций, осуществляет контроль за операциями (сделками) с денежными средствами или иным имуществом;

♦ выявление признаков легализации;

♦ получение по запросам от федеральных органов государственной власти информации по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, за исключением информации о частной жизни граждан;

♦ взаимодействие и осуществление информационного обмена с компетентными органами иностранных государств, в том числе и со странами ЕАЭС1;

♦ направление в правоохранительные органы информации об операциях (сделках), связанных с легализацией;

♦ предоставление информации по запросам правоохранительных органов об операциях (сделках), связанных с легализацией;

♦ создание единой информационной системы в установленной сфере деятельности;

♦ формирование и ведение федеральной базы данных, а также обеспечение методологического единства и согласованного функционирования информационных систем в установленной сфере деятельности;

♦ обеспечение соответствующего режима хранения и защиты, полученной в процессе своей деятельности информации, составляющей государственную, служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну, тайну связи, и иной конфиденциальной информации.

Известно, что отмывание денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, есть совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом в целях придания правомерного вида владению, поль-

зованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом на любую сумму. Такие операции, совершенные на сумму, превышающую 1,5 млн руб., признаются совершенными в крупном размере, а свыше 6 млн руб. — в особо крупном размере. По данным Следственного департамента МВД России в структуре предикатных преступлений, предшествующих легализации денежных средств и иного имущества, преобладают незаконный оборот наркотиков — 43,8%, различные виды мошенничества — 21,8%, незаконное предпринимательство — 2,1%, присвоение и растрата — 2,3%.

Основная задача Росфинмониторинга — аккумулировать и обрабатывать сведения, предоставляемые организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом: банками и иными кредитными организациями, адвокатами, нотариусами, лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг (включая индивидуальных предпринимателей). Для этого Росфинмониторинг имеет разветвленную сеть территориальных органов [5].

В соответствии с п. 5 и 7 указанной выше Инструкции запросы в Росфинмониторинг направляются сопроводительным письмом, подписанным руководителем ОВД соответствующего уровня. Этой инструкцией определены также формы информационного взаимодействия между правоохранительными органами и Росфинмониторингом. Согласно п. 8 такими формами являются:

♦ взаимное предоставление информации, необходимой для установления связи операций (сделок) с легализацией денежных средств и иного имущества, а также с предикатными преступлениями в виде письменных запросов и ответов на них либо инициативное предоставление такой информации;

♦ исполнение запросов органов Росфинмонито-ринга о предоставлении информации, содержащейся в базах данных правоохранительных органов, в порядке, определяемом правоохранительными органами по согласованию с Росфинмониторингом;

1 С июня 2002 г. Росфинмониторинг является членом Группы «Эгмонт», объединяющей подразделения финансовой разведки 139 юрисдикций и предоставляющей своим членам возможность обмена информацией по специальному защищенному каналу связи. Более подробную информацию о деятельности Группы «Эгмонт», а также исчерпывающий список стран, в которых возможно осуществить финансовую разведку (в соответствии с международными договорами) и входящих в эту группу, можно найти на ее официальном сайте по адресу // URL: http://www.egmontg-roup. org ; http ://www.egmontgroup.org/memb ership/list-of-memb ers

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

♦ обеспечение доступа правоохранительных органов к Единой информационной системе, создаваемой Росфинмониторингом, в порядке, определяемом Росфинмониторингом по согласованию с правоохранительными органами;

♦ информирование Росфинмониторингом правоохранительных органов о выявленных фактах нарушений законодательства Российской Федерации, а также о причинах и условиях, им способствующих.

Сотрудники правоохранительных органов и Рос-финмониторинга, участвующие в информационном взаимодействии, обязаны обеспечивать конфиденциальность получаемой и предоставляемой информации. При этом данное требование не предполагает обязательного засекречивания предоставляемой информации и материалов, если они запрошены сотрудником ОВД в пределах его компетенции.

Согласно п. 11 и п. 12 указанной Инструкции, информационный обмен между Росфинмониторингом и правоохранительными органами может осуществляться как на стадии выявления фактов легализации денежных средств и иного имущества, а также предшествующих им предикатных преступлений, так и на стадии расследования данных преступлений.

Взаимодействие ОВД с Росфинмониторингом, как правило, осуществляется для решения следующих задач:

♦ проверка лиц на причастность к совершению преступлений, предусмотренных ст. 174 и 174.1 УК РФ;

♦ выявление признаков совершения предикатных преступлений посредством установления наличия (отсутствия) в базе данных Росфинмониторинга сведений о совершении лицами, проверяемыми на причастность к таким преступлениям, операций (сделок), имеющих признаки связи с легализацией денежных средств и иного имущества;

♦ информирование Росфинмониторинга о результатах рассмотрения материалов и расследования уголовных дел;

♦ направление уточняющих или проверочных запросов по вновь выявленным лицам, проверяемым на причастность к легализации денежных средств и иного имущества;

♦ для проведения дополнительного финансового анализа с использованием информационных ресурсов Росфинмониторинга и возможностей подразделений финансовой разведки (ПФР) иностранных государств (при обосновании в запросе такой необходимости).

Основаниями направления Росфинмониторингом в ОВД информации в инициативном порядке являются:

♦ отсутствие достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция либо сделка связаны с легализацией денежных средств и иного имущества, но при наличии сведений об операциях (сделках), имеющих запутанный или необычный характер, не имеющих очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;

♦ несоответствие операций (сделок) целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации;

♦ неоднократное совершение операций (сделок), характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля.

Материалы, подлежащие направлению в ОВД (как в инициативном порядке, так и по запросам) должны в обязательном порядке содержать Информационную справку, в которой необходимо излагать результаты анализа операций (сделок) проверяемых лиц на предмет связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, а также следующие сведения о:

♦ поводе для проведения финансового расследования: запрос правоохранительного органа, иное (в том числе инициативное расследование на основе анализа и оценки рисков); о характере и об источнике поступления в Росфинмониторинг (его территориальные органы) информации о финансовых операциях и других сделках с денежными средствами или иным имуществом;

♦ установочных данных, позволяющих идентифицировать юридических и физических лиц, совершающих (или совершавших) финансовые операции и другие сделки с денежными средствами или иным имуществом, возможно связанные с легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества, их представителей и (или) выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев;

♦ финансовых операциях (сделках), совершенных в рамках предикатных по отношению к легализации (отмыванию) денежных средств или иного имущества преступлений;

♦ периоде, общем количестве и суммах совершенных финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом с целью

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества;

♦ выявленной схеме легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества и признаках, свидетельствующих о том, что совершенные финансовые операции и другие сделки с денежными средствами или иным имуществом могут быть связаны с легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества;

♦ денежных средствах, ценностях и об ином имуществе (включая сведения о местонахождении имущества), полученных выше перечисленными лицами в результате совершения преступлений, предусмотренных ст. 174, 1741 УК РФ, связанных с ними предикатных преступлений, а также о доходах от этого имущества.

В рамках ЕАЭС получение информации о подозрительных финансовых операциях и их инициаторах осуществляется также через подразделения Росфинмо-ниторинга. Оперативным сотрудникам следует помнить, что данная информация может быть использована исключительно в целях оперативной проверки или оперативного сопровождения по уголовному делу и в дальнейшем, без надлежащего оформления и без предварительного получения согласия соответствующего подразделения финансовой разведки иностранного государства, не может быть приобщена к материалам уголовного дела и использована в качестве доказательства.

Литература

1. Гладких В.И., Краюшкин А.А. Уголовно-правовые и криминологические меры предупреждения легализации преступных доходов: Моногр. М., 2011.

2. Гладких В.И., Селиванов А.И. Научно-методические подходы к исследованию феноменов отмывания преступных доходов и коррупции // Вестник Новосибирского государственного университета. 2015. Т. 11. Вып. 1. С. 97.

3. Инструкция по организации информационного взаимодействия в сфере противодействия легализации (отмыванию) денежных средств и иного имущества, полученных преступным путем. Утверждена совместным Приказом Генпрокуратуры России № 309, МВД России № 566, ФСБ России № 378, ФСКН России № 318, ФТС России № 1460, Следственного комитета при прокуратуре РФ № 43, Росфинмониторинга № 207 от 5 августа 2010 г.

4. Лювиненко А.Н. Приемы отмывания денег и легализации доходов // URL: http://www.ippnou.ru/ar-tide.php?idartide=001353

5. Приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 29 мая 2008 г. № 138 «О территориальных органах Федеральной службы по финансовому мониторингу» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2008. № 27.

6. ФЗ от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-разыскной деятельности» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2008. № 27.

7. Практика использования следователем информации, поступившей из подразделений Федеральной службы по финансовому мониторингу. Отчет о науч.-исслед. работе п. 2.4.3.1 плана НИР-2015 ФГКУ «ВНИИ МВД России».

References

1. Gladkikh V.I., Krayushkin A.A. Ugolovno-pravo-vye i kriminologicheskie mery preduprezhdeniya legalizat-sii prestupnykh dokhodov: Monogr. M., 2011.

2. Gladkikh V.I., SelivanovA.I. Nauchno-metodiche-skie podkhody k issledovaniyu fenomenov otmyvaniya prestupnykh dokhodov i korruptsii // Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo universiteta. 2015. T. 11. Vyp. 1. S. 97.

3. Instruktsiya po organizatsii informatsionnogo vzai-modeystviya v sfere protivodeystviya legalizatsii (otmyva-niyu) denezhnykh sredstv i inogo imushchestva, poluchen-nykh prestupnym putem. Utverzhdena sovmestnym Pri-kazom Genprokuratury Rossii № 309, MVD Rossii № 566, FSB Rossii № 378, FSKN Rossii № 318, FTS Rossii № 1460, Sledstvennogo komiteta pri prokurature RF № 43, Rosfinmonitoringa № 207 ot 5 avgusta 2010 g.

4. Litvinenko A.N. Priemy otmyvaniya deneg i legalizatsii dokhodov // URL: http://www.ippnou.ru/ar-ticle.php?idarticle=001353

5. Prikaz Federal'noy sluzhby po finansovomu mo-nitoringu ot 29 maya 2008 g. № 138 «O territorial'nykh organakh Federal'noy sluzhby po finansovomu monito-ringu» // Byulleten' normativnykh aktov federal'nykh or-ganov ispolnitel'noy vlasti. 2008. № 27.

6. FZ ot 12 avgusta 1995 g. № 144-FZ «Ob operativno-razysknoy deyatel'nosti» // Byulleten' normativnykh aktov federal'nykh organov ispolnitel'noy vlasti. 2008. № 27.

7. Praktika ispol'zovaniya sledovatelem informatsii, po-stupivshey iz podrazdeleniy Federal'noy sluzhby po finansovomu monitoringu. Otchet o nauch.-issled. rabote p. 2.4.3.1 plana NIR-2015 FGKU «VNII MVD Rossii».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.