Научная статья на тему 'Деятельность овд по противодействию теневым явлениям в природно-ресурсном комплексе СЗФО России'

Деятельность овд по противодействию теневым явлениям в природно-ресурсном комплексе СЗФО России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
239
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРИРОДНО-РЕСУРСНЫЙ КОМПЛЕКС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рзаев Игорь Мехрабович

В статье рассматривается структура теневой экономики в природно-ресурсном комплексе. Дана характеристика основным стратегическим направлениям противодействия теневой экономике. Определен экономический эффект от деятельности органов внутренних дел по противодействию экономическим преступлениям в данной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The activities of the Internal Affairs Department directed to combating the shadow phenomena in the nature-and-resource complex of the NWFD of Russia

The paper examines the structure of the shadow economy in the sphere of natural resources. The characteristic of the basic strategic directions to combat the shadow economy. Identified economic benefits of the activities of bodies of internal Affairs for combating economic crimes in this sphere.

Текст научной работы на тему «Деятельность овд по противодействию теневым явлениям в природно-ресурсном комплексе СЗФО России»

деятельность овд по противодействию теневым явлениям в природно-ресурсном комплексе сзфо россии

_Аннотация

В статье рассматривается структура теневой экономики в природно-ресур-сном комплексе. Дана характеристика основным стратегическим направлениям противодействия теневой экономике. Определен экономический эффект от деятельности органов внутренних дел по противодействию экономическим преступлениям в данной сфере.

Ключевые слова: органы внутренних дел, теневая экономика, экономи-_ческая безопасность, природно-ресурсный комплекс

Обеспечение экономической безопасности (ЭБ) страны сопряжено с противодействием различным угрозам и опасностям. Часть этих угроз являются общими для всей страны в целом, другие же, напротив, характерны только для отдельных регионов, обусловлены спецификой географических, экономических, демографических, политических и прочих факторов. Также существует и третья категория угроз, которые, с одной стороны, представляют опасность для экономической системы страны, в целом, а, с другой, - обладают специфическими региональными особенностями, без научного анализа которых невозможно создание эффективной системы противодействия таким угрозам. К последней группе, бесспорно, относятся теневые явления в при-родно-ресурсном комплексе (ПРК), региональные особенности которых обусловлены наличием различных видов природных ресурсов и многообразием способов их экономического использования.

Теневая экономика в ПРК

Кроме того, анализ научных исследований по проблемам ЭБ страны, регионов показывает, что угрозы также можно условно разделить на два блока: пер-

Рзаев

Игорь Мехрабович

адъюнкт, Санкт-Петербургский университет МВД России igorrzaev@yandex.ru

вый включает угрозы, опасность которых общепри-знана; второй же, напротив, включает факторы и явления, само отнесение которых к категории угроз носит дискуссионный характер. Теневая экономика, безусловно, относится к разряду явлений, деструктивный эффект от которых позволяет отнести ее к категории угроз абсолютным большинством авторов, что подчеркивает опасность данного явления и важность деятельности органов внутренних дел (ОВД) по противодействию экономическим правонарушениям. При этом последствия распространения теневой экономики в ПРК деструктивны не только для экономики, но и несут вред для экологии в стране и регионах.

В целом, актуальность научных разработок проблем теневой экономики в ПРК обусловлена следующими факторами:

1. Сохраняющаяся сырьевая зависимость экономики России предопределяет необходимость обеспечения защищенности природных ресурсов страны и их эффективного использования, как главного источника национального богатства. При этом важно понимать, что природные ресурсы не безграничны, их использование должно быть направлено на удовлетворение законных интересов личности, общества и государства, а не частных интересов отдельных теневых природопользователей и коррумпированных чиновников.

2. Устойчивость значительных масштабов теневой экономики в России, в том числе и в ПРК, уже на протяжении более десятилетия свидетельствует о недостаточности прилагаемых усилий по противодействию данному явлению со стороны государства и его правоохранительной системы [1].

3. Сфера природных ресурсов и их использования является одной из наиболее пораженных криминальным бизнесом и коррупцией. Практические подразделения ОВД, деятельность которых связана с противодействием теневым явлениям в ПРК, испытывают потребность в новых действенных научно-обоснованных организационных и экономических инструментах, направленных на детеневизацию и декриминализацию ПРК страны с учетом его региональных особенностей.

Нами был проведен анализ современных подходов к определению феномена теневой экономики, кото-

.. .последствия_

распространения теневой экономики в ПРК деструктивны не только для экономики, но и несут вред для экологии в стране и регионах

.......аан

теневая экономика

сохраняющаяся

предопределяет необходимость

_обеспечения

защищенности

природных ресурсов

_страны и их

_эффективного

использования.

рый позволил ему сделать вывод о необходимости учета принципа соответствия принимаемого подхода целям деятельности субъекта противодействия теневой экономике. Данные соответствия представлены в таблице 1.

В соответствии с предлагаемым подходом, каждый из субъектов противодействия теневой экономике реализует задачи, которые в контексте их решения, ограничивают содержание теневой экономики для данного субъекта. Если для субъектов, ответственных за принятие норм права, при отнесении экономических отношений к разряду теневых (криминальных), главным критерием должна выступать деструктивность экономических отношений, то для органов статистики - неконтролируемость и латен-тность, а для органов внутренних дел - нелегальность относительно действующего законодательства. Предлагаемый принцип позволяет разрешить противоречия между существующими в науке подходами к пониманию теневой экономики, посредс-х адресного использования для нужд субъек-ов управления экономической системо

гекее

Структура и особенности теневых явлений в ПРК

Также нами была определена структура теневых явлений в ПРК СЗФО (табл. 2, рис. 1), при разработке которой:

- применен формально-правовой подход к пониманию теневой экономики, приемлемый для нужд органов внутренних дел;

- проведено разделение теневых явлений по субъектам, допускающим их, и видам природных ресурсов, при пользовании которыми допущено нарушение.

Анализ нарушений, выявленных подразделениями ЭБиПК в СЗФО России, законодательства, регламентирующего отношения в ПРК, отчетов о результатах контрольно-проверочной деятельности органов-субъектов контроля в сфере природопользования позволил нам определить особенности теневой экономики в ПРК:

1. Наличие природоохранного законодательства

- дополнительного административного барьера -является фактором появления теневой экономики в ПРК.

Таблица 1

Соответствие подходов к пониманию теневой экономики целям деятельности субъектов противодействия

Субъект противодействия теневой экономике Роль субъекта в противодействии теневой экономике Подход к отнесению экономических отношений к теневой экономике Критерий отнесения хозяйственной деятельности(вида,способа, формы ведения) к категории теневой экономики

Законодательные органы Разработка эффективного законодательства, регламентирующего хозяйственную деятельность. Определение и ограничение деструктивных экономических отношений. Определение ответственности за ведение теневой деятельности Криминологический Деструктивность по отношению к законным интересам личности, общества, государства

Органы государственной статистики Определение масштабов и структуры теневой экономики Учетно-статисти-ческий Скрытость от официального учета и статистики

Налоговые органы Выявление теневой экономической деятельности в части уклонения от уплаты налогов Учетно-статис-тический и правовой Скрытость объекта налогообложения от официального учета и нелегальность(несоответствие действующим нормам налогового права)

Правоохранительные органы (в т.ч. ОВД) Предупреждение, выявление, расследование, раскрытие экономических правонарушений, применение к нарушителям санкций Формально-правовой Нелегальность (несоответствие действующим нормам права и квалификация действующим законодательством как правонарушение)

2. Часть хозяйственной деятельности в ПРК связана с получением экономических ресурсов непосредственно из природы, что приводит к более высокой степени латентности теневой экономики в ПРК, вследствие того, что:

во-первых, зачастую отсутствует потерпевшая сторона, так как ущерб наносится окружающей среде, а не контрагентам;

во-вторых, ограничиваются возможности применения некоторых методов выявления теневой деятельности (встречная проверка, контрольное сличение).

3. Субъектами теневой деятельности в ПРК являются: - чиновники государственных органов, регулирующих отношения в сфере природопользования, кото-

...природные ресурсы

не безграничны,_

их использование

должно быть_

направлено на_

удовлетворение_

законных интересов личности, общества и государства...

1

теневаяэкономика

Виды теневых явлений в природно-ресурсном комплексе СЗФО России

Субъ- Вид теневой Форма проявления теневой экономики в зависимости от вида природных ресурсов:

ект деятель- Земельные Лесные ресурсы Полезные ископае- Водные ресурсы Ресурсы животного мира

ности ресурсы мые

Чинов- Коррупцион- Регистрация заведомо Незаконное предоставле- Незаконная выдача ли- Незаконное предостав- Незаконная выдача доку-

ники ная деятель- незаконных сделок, ние в аренду участков леса цензий или искажение ление водных объектов ментов

орга- ность искажение данных или выдача лесорубочного данных в них, сокрытие в пользование, лимитов на право пользования

нов кадастрового учета билета, нарушение поряд- нарушений недрополь- водопользования или их объектами животного мира,

гос. (перевод земли из ка отвода лесосек, неза- зователей завышение, искажение водными биоресурсами

регу- одной категории в конный перевод лесных данных договора водополь- (охотохозяйственные согла-

лиро- другую, искажение земель в нелесные, либо зования (об объекте, грани- шения, лицензия, договор

вания стоимости, качествен- перевод лесных земель в цах объекта, виде, сроках о закреплении долей квот

при- ных и количественных более низкие категории водопользования и размере добычи (вылова) водных

родо- характеристик), хище- без проведения эколо- платы за водопользование), биоресурсов), искажение их

поль- ние денежных средств, гической экспертизы, сокрытие нарушений водо- данных (завышение квот,

зова- поступающих от неотражение в договорах пользователей искажение данных гос.

ния землепользователей, размеров арендной пла- экологической эксперти-

сокрытие нарушений ты, сроков освоения и зы), сокрытие нарушений

землепользователей объемов лесовосстанови- пользователями объектами

и др. тельных работ, сокрытие животного мира

нарушений лесопользо-

вателей

Незаконное получение права на пользование природными ресурсами

Хо- Осуществле- Самовольное занятие Самовольное занятие Использование недр Самовольный захват вод- Пользование объектами

зяйс- ние деятель- земельных участков лесных участков и их без лицензии, по ли- ных объектов, самоволь- животного мира и водными

твую- ности без (в т.ч. рейдерские использование, осущест- цензии, полученной ное водопользование и биоресурсами без доку-

щие необходимо- захваты земельных вление рубок или лесоза- незаконно, нарушение самовольное производство ментов на право данного

субъ- го разреше- участков), их нецеле- готовок без разрешения, лицензионных условий гидротехнических работ пользования, либо с их

екты ния или с вое использование с незаконнополученным (осуществление непре- (без договора водопользо- нарушением (подмена поль-

05 §

Си §

Ж

К §

1 2 3 4 5 6 7

нарушением установленных разрешением условий разрешением, с нарушением условий разрешения (по объему, виду или объекту рубки/заготовки, подмена субъекта лесопользования) дусмотренных лицензией видов пользования недрами; добыча полезных ископаемых сверх установленного в лицензии объема или срока, за пределами предоставленного отвода, возведение каких-либо строений без разрешения на участках земель, где залегают полезные ископаемые) вания), нарушение условий договора водопользования (в части субъекта пользования, водного объекта, его границ, видов и условий использования, объема допустимого забора (изъятия) водных ресурсов, срока действия договора водопользования) строительство либо реконструкция объектов, могущих вызвать изменения водного режима, без разрешения водохозяйственных органов зователя, нарушение вида, объекта, границ, квот, срока и условий пользования)

Осуществление деятельности с уклонением от уплаты налогов и иных платежей, установленных для приро-допользова-телей Неполная или несвоевременная уплата:

платежей за землю, за размещение отходов производства и потребления, земельного налога арендной платы и платы по договору купли-прода-жи лесных насаждений разовых и регулярных платежей за пользование недрами, налога на добычу полезных ископаемых платежей за пользование водой, водного налога сбора за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов

о >

Ьо О

Оо

Эколого-деструк-тивная хозяйственная деятельность

Нерациональное использование с/х земель, использование их способами, приводящими к порче земель, невыполнение мероприятий по предотвращению процессов, ухудшающих состояние почв

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Невыполнение лесовос-становительных работ, уничтожение (повреждение) плодородного слоя лесных почв, деревьев до степени прекращения роста при лесозаготовке и иных работах

Нарушение правил охраны и использования недр, в т.ч. пользование месторождениями и участками земель, приводящее к необоснованным потерям запасов полезных ископаемых (выборочная добыча), порче месторождения, состояние, не пригодное для их дальнейшего использования

Ведение хозяйственной деятельности с нарушением водного законодательства, приводящая к загрязнению вод и загрязнению морской среды вследствие (в т.ч. сточными водами, отходами производства и потребления, нефтепродуктами, ядохимикатами и др.), уничтожение или повреждение водохозяйственных сооружений или устройств

Ведение хозяйственной деятельности с нарушением правил охраны водных биологических ресурсов, правил охоты и сохранения охотничьих ресурсов (уничтожение охотничьих ресурсов, разрушение, нарушение или уничтожение мест их обитания, уничтожение водных биоресурсов, уменьшения рыбопродуктивности водного объекта, ухудшения условий обитания и воспроизводства водных биоресурсов)

% правонарушении в общей структуре правонарушений в ПРК СЗФО

21,4%

58,36%

4,35%

5,35%

10,54%

Рис. Структура правонарушений в ПРК СЗФО России в 2012 г.

рые используют служебное положение для получения незаконной выгоды посредством: оказания услуг по предоставлению хозяйствующим субъектам документов на право пользования природными

_сфера природных

_ресурсов

и их использования

_является одной

_из наиболее

_пораженных

бизнесом

и коррупцией

гексе

ресурсами без соблюдения установленных процедур; искажения данных в разрешительных документах и документах учета природных ресурсов, влекущего необоснованное занижение размеров платежей природопользователей или завышение размеров природных ресурсов, доступ к которым получает хозяйствующий субъект; сокрытия выявленных у природопользователей нарушений; хищений денежных средств, поступающих от хозяйствующих субъектов-природопользователей; - хозяйствующие субъекты-природопользовате-ли, которые: используют коррупционные отношения с чиновниками для получения незаконных выгод (получение права пользования природными ресурсами, занижение размера платежей, завышение размеров природных ресурсов, на доступ к которым получено разрешение, избежание или занижение размера санкций за выявленные нарушения); осуществляют природопользование без разрешительных документов, либо шением условий, содержащихся в них; уклоняются от уплаты налогов и иных платежей, установленных для природопользователей; ведут экологодеструктивную хозяйственную деятельность; осуществляют незаконный вывоз природных ресурсов за рубеж.

4. Характер ущерба от ведения теневой деятельности в ПРК: экономический (недополученные бюджетом налоговые поступления, неэффективное использование ресурсов, снижение экономического потенциала ПРК, затраты на противодействие теневой экономике, затраты на восстановление объектов окружающей среды), экологический (загрязнение окружающей среды, видовое и количественное сокращение природных ресурсов), организационный (формирование у субъектов управления экономикой искаженной информации об экономических отношениях в ПРК, деформация управленческих решений субъектов управления в пользу интересов субъектов теневой экономики). Такая характеристика структуры и особенностей теневой экономики ПРК должна способствовать более точному определению и адресному использованию инструментов противодействия данной угрозе экономической безопасности страны и регионов.

Стратегические направления системы противодействия теневой экономике

Анализ научных разработок вопросов противодействия теневой экономике позволил нам выявить противоречия в терминологии и содержании предлагаемых различными авторами подходов. В подавляющем большинстве работ противодействие теневой экономике отождествляется с такими терминами, как «детеневизация», «декриминализация», «деактивация», «легализация», «ликвидация», «нейтрализация» [2, 5, 7]. Это приводит к неточному пониманию процессов, включаемых в систему противодействия теневой экономике, на теоретическом уровне, и к их недостаточной эффективности на практике.

Мы предлагаем дифференцировать указанные понятия на основе выделения их характеристик (цель, основной субъект, объект воздействия, инструменты и методы реализации, эффект для экономической системы, место и роль ОВД, эффект для ОВД от деятельности основного субъекта) и рассматривать их как стратегические направления системы противодействия теневой экономике (табл. 3). Управленческое решение о выборе рассмотренных стратегических направлений противодействия теневой экономике в качестве приоритетного должно приниматься на основе анализа ряда факторов (масштаб теневого сектора экономики; степень контролируемости и общественной опасности теневой экономической деятельности; основные причины ведения экономической деятельности в теневом секторе; наличие ресурсов для реализации стратегии) [3]. При этом отдельным вопросом является взаимодействие органов внутренних дел с бизнесом по организации противодействия теневой экономике [4].

Данные факторы, а также их значения для каждого из выделенного в работе стратегического направления противодействия, определены в таблице 4. Данная характеристика и дифференциация основных направлений противодействия теневой экономике может быть использована при разработке государственной (региональной) стратегии противодействия теневой экономике. При этом следует учитывать, что рассмотренные в работе стратегические направления противодействия теневой эко-

.каждый

из субъектов

теневой экономике_

реализует задачи, которые в контексте

содержание теневой экономики_

для данного

субъекта

_ПкЪ

теневаяэкономика

Таблица 3

Характеристика стратегических направлений противодействия теневой экономике ПРК

Стратегическое направление Характеристика

Цель Основные субъекты Объект воздействия

Нейтрализация Минимизация отрицательных последствий (ущерба) от теневой экономики Органы государственного регулирования экономики и правоохранительные органы Последствия (ущерб) от теневой экономики

Легализация Сокращение количества хозяйствующих субъектов, находящихся в теневом секторе Законодательные органы Законодательство, регулирующее хозяйственную деятельность

Детеневиза-ция Повышение транспарентности и контролируемости экономических отношений Органы финансового контроля и государственной статистики Неконтролируемая экономическая деятельность

Деактивация Снижение экономической активности субъектов теневой экономики Органы государственного регулирования экономики Издержки ведения легальной и теневой экономической деятельности

Декриминализация Ликвидация криминальной составляющей теневой экономики Правоохранительные органы Криминальная экономическая деятельность

Ликвидация Уничтожение(полное прекращение деятельности) субъектов теневой экономики Правоохранительные органы Субъекты теневой экономики

номике не взаимоисключающие, они могут и должны применяться одновременно для разных сфер распространения теневой экономики с учетом фактических значений вышеуказанных факторов. Противодействие теневой экономике, как одно из приоритетных направлений обеспечения экономической безопасности страны, реализуется государством посредством деятельности созданных и

Характеристика

Инструменты, методы Эффект для экономической системы Место, роль ОВД Эффект для ОВД от деятельности основных субъектов

Экономические(возмещение ущерба, изъятие из оборота нелегальной продукции и др.) Сокращение материального ущерба от теневой экономики Оценка и возмещение ущерба от экономических правонарушений

Правовые (либерализация законодательства, экономическая амнистия) Сокращение административных барьеров, законодательных ограничений для хозяйствующих субъектов Оказание содействия законодательным органам в нормотворческой деятельности Сокращение законодательно запрещенных видов деятельности (сферы деятельности ОВД)

Статистические, контрольные (методы выявления теневой деятельности и определения ее масштабов) Снижение степени иска-женности информации о состоянии экономической системы Выявление экономических правонарушений и оценка масштабов теневой деятельности Оказание содействия ОВД в выявлении хозяйствующих субъектов, совершающих экономические правонарушения

Правовые, экономические (методы стимулирования субъектов к ведению деятельности в легальном секторе) Повышение конкурентных преимуществ субъектов легального сектора экономики Оказание содействия субъектам легального сектора экономики, предупреждение и профилактика экономических правонарушений Сокращение количества хозяйствующих субъектов, совершающих экономические правонарушения

Контрольные, оперативно-розыскные, процессуальные, правовые Снижение общественной опасности теневой экономики Выявление, расследование, раскрытие экономических правонарушений, применение санкций к нарушителям уголовного законодательства

Контрольные, оперативно-розыскные, процессуальные, правовые Все вышеперечисленные эффекты Все вышеперечисленное

наделенных им соответствующими полномочиями специальных субъектов. К таким субъектам, в том числе, относятся подразделения ОВД. На основе анализа структуры выявленных экономических преступлений в сфере ПРК СЗФО России за 20062012 гг. в разрезе выявивших правоохранительных органов, нами сделан вывод о том, что подразделения ЭБиПК региональных ОВД МВД России являют-

Таблица 4

Факторы, определяющие управленческое решение о выборе стратегического направления противодействия теневой экономике

Условия, опреде- Стратегические направления

ляющие управлен- Нейтрали- Легализа- Детеневи- Деактива- Декрими- Ликвидация

ческое решение о выборе приоритет- зация ция зация ция нализа-ция

ного стратегическо-

го направления

Масштаб теневого Высокий Низкий Высокий Высокий Высокий Низкий

сектора

Общественная Низкая Отсутствует Низкая Низкая Высокая Высокая

опасность теневой

деятельности

Масштаб неконтро- Высокий Низкий Высокий Высокий Фактор Не имеет

лируемой теневой не имеет значения

деятельности определенного значения

Причины «ухода в Фактор не Высокие Фактор не Высокие Крими- Фактор не

тень» имеет опре- админист- имеет опре- издержки нальный имеет опре-

деленного ративные деленного ведения характер деленного

значения барьеры, несовершенство законодательства значения экономической деятельности легально теневой деятельности значения

Ресурсы государс- Незначи- Незначи- Незначитель- Незначи- Значи- Значитель-

тва для противо- тельные тель-ные ные тельные тельные ные

действия теневой

экономики

Эффективность Низкая Низкая Фактор не Фактор не Высокая Высокая

деятельности пра- имеет опре- имеет опре-

воохранительных деленного деленного

органов значения значения

_наличие природо-

_охранного

—законодательства -

_дополнительного

.административного

_барьера - является

фактором появления

_теневой экономики

_в ПРК

ся основным правоохранительным субъектом противодействия теневым явлениям в рассматриваемой сфере [6].

Признание противодействия правонарушениям в ПРК в качестве одного из приоритетных направлений деятельности подразделений ЭБиПК региональных ОВД МВД России подтверждает анализ их организационной структуры. Так, например, в УЭБиПК ГУ МВД России по г. СПб и ЛО создан Отдел по борьбе с преступлениями в сфере лесопромышленного комплекса, аграрно-промыш-

Таблица 5

Экономический эффект от деятельности ОВД по противодействию теневой экономике в ПРК СЗФО России в 2012 году

Показатель для 2012 года Сфера распространения теневых явлений:

В сфере лесозаготовок; обработки древесины; на целлюлозно-бумажном производстве В сфере сельского хозяйства, охоты и предоставление услуг в этих областях Незаконный оборот водных биологических ресурсов

СЗФО Санкт-Петербург СЗФО Санкт-Петербург СЗФО Санкт-Петербург

Возмещенный материальный ущерб от раскрытых преступлений, тыс. руб. 160560 11108 65526 15730 20892 16832

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Средний материальный ущерб от 1 преступления, тыс. руб. 1516 5540 10192 14939 3058 4213

1— ^ е т ти 2009 года -0,0004 -0,0015 -0,0009 -0,0455 -0,0055 -0,159

нл 2010 года -0,0003 -0,011 -0,0008 -0,0609 -0,04 -0,4048

С 2011 года -0,0004 -0,0087 -0,0004 -0,1212 -0,0313 -0,1349

* ° 2009 года 162 1 11 1 15 19

о. ^

1М ст п ят 2010 года 94 4 8 2 120 24

ех е ¡Г 1 2011 года 74 3 2 16 70 7

1 Б ы е т 2009 года 245849 1080 113357 13594 45404 80380

н щ ст нуо е у н ра н е 2010 года 143086 22181 77834 36390 366900 102320

от ал де дид ер ¡^ СБ [И >- 2011 года 111911 16290 16593 235371 215324 28415

Совокупный материальный ущерб (возмещенный и предотвращенный ОВД), тыс. руб. 661407 50660 273310 301085 648520 227948

_/^М

____зачастую

отсутствует потерпевшая

гексе

ленного комплекса, природопользования, водных биоресурсов и приоритетных национальных проектов. Считаем, что такое выделение данного направления в качестве самостоятельного обусловлено не только важностью противодействия экономической преступности на данном направлении, но и спецификой экономических правонарушений в ПРК.

Экономическое значение деятельности правоохранительного института

На основе анализа нормативных актов, регламентирующих деятельность ОВД, научных работ, посвященных исследованию вопросов участия ОВД в обеспечении экономической безопасности страны нами предлагается рассматривать экономическое значение деятельности данного правоохранительного института в узком и широком смыслах. В узком (традиционном) смысле, экономическое значение деятельности ОВД при обеспечении экономической безопасности ПРК региона состоит в возмещении обществу ущерба от экономических правонарушений. Оценить такое значение можно на основе данных о причиненном и возмещенном материальном ущербе от экономических преступлений, учет которого ведется ОВД. Однако такой подход не позволяет учесть превентивную (профилактическую) функцию ОВД. В этой связи, предлагается рассматривать экономический эффект от деятельности ОВД в широком смысле, оценивая не только показатель возмещенного материального ущерба, но и величину ущерба предотвращенного. Для оценки экономического эффекта от деятельности ОВД в широком смысле предлагается ввести К^г - коэффициент превенции, характеризующий величину снижения темпа роста совершенных правонарушений в текущем периоде за счет раскрытия преступлений в прошлых периодах. Расчет данного коэффициента предлагается осуществлять за 3 года предшествующих анализируемому периоду на основе методов экономико-статистического анализа. Для исключения влияния изменения размера санкции на количество предупрежденных преступлений предлагается проводить расчеты отдельно по сферам распространения теневых явлений.

"Ж- О

российское предпринимательство, № 20(242)/октябрь 2013

Нами произведен расчет коэффициентов превенции деятельности подразделений ЭБиПК ОВД в субъектах СЗФО России по преступлениям в ПРК, а также рассчитан общий экономический эффект от деятельности данных подразделений на основе по противодействию теневым явлениям в ПРК СЗФО России (табл. 5).

Учет предотвращенного материального ущерба при оценке эффективности деятельности ОВД по противодействию теневым явлениям в ПРК позволяет более объективно определить экономическое значение деятельности ОВД, а, следовательно, и целесообразность затрат общества, связанных с их функционированием. Однако даже такое широкое понимание экономического значения деятельности ОВД не отражает в полном объеме их реальной роли в ПРК, так как не учитывает потенциальные альтернативные издержки общества для поддержания правопорядка и безопасности в ПРК без ОВД.

Вывод

Отметим основные положения, сформулированные нами в рамках статьи:

во-первых, нами предложен принцип соответствия подходов к пониманию теневой экономики и ее структуры целям деятельности субъектов противодействия данному феномену, который в отличие от существующих подходов позволяет динамично адаптировать содержание теневой экономики в зависимости от исследуемого субъекта и задач управления;

во-вторых, определены виды и особенности теневых явлений в природно-ресурсном комплексе в сфере пользования земельными, лесными, водными ресурсами, ресурсами недр и животного мира; в-третьих, дифференцированы основные направления противодействия теневой экономике в ПРК (декриминализация, детеневизация, деактивация, легализация, ликвидация, нейтрализация), дана их характеристика и определено место ОВД в каждом из них;

в-четвертых, произведен расчет коэффициентов превенции от деятельности подразделений ЭБиПК ОВД в СЗФО России по преступлениям в ПРК, а также рассчитан общий экономический

...характеристика

структуры_

и особенностей_

теневой экономики

ПРК должна_

способствовать более точному определению

и адресному_

использованию инструментов

противодействия_

данной угрозе____

...решение о выборе

_рассмотренных

_стратегических

_направлений

—противодействия теневой экономике

в качестве приоритетного

_должно приниматься

_на основе анализа ряда

_факторов...

¿ют

эффект от деятельности данных подразделений на основе по противодействию теневым явлениям в ПРК СЗФО.

Вместе с тем стоит отметить, что степень разработанности вопросов противодействия теневой экономике в ПРК с учетом региональных особенностей для Северо-Западного Федерального округа России (СЗФО) требует их дальнейшего исследования, как в плане развития теории, так и для удовлетворения современных потребностей практической деятельности ОВД.

Литература

1. Балян Э.В. Инструментарий нивелирования теневых экономиических отношений в сфере природопользования в России // Социально-экономические явления и процессы. - 2012. - №5.

2. Грачев А.В. Оценка криминализации экономики в системе угроз экономической безопасности регионов Северо-Западного федерального округа //

тник Калининградского юридического институ-сии. - 2010. - №2 (20). чев А.В., Бувайлик Т.А. Противодействие теневой экономике в системе обеспечения экономической безопасности // Вестник ИНЖЭКОНА. Серия Экономика. - 2009. - №7 (34).

4. Кондратьева Е.А. Теневые процессы, государство и коррупция // Российское предпринимательство. - 2013. - №12 (234). - с. 145-155. - http://www. creativeconomy.ru/articles/29068/.

5. Литвиненко А.Н. Взаимодействие бизнеса и органов внутренних дел: проблема противодействия теневой экономике // Вопросы экономики и права. Научно-информационный журнал. - 2011. - №12. -с. 187-189.

6. Мельников О.Н., Ларионов В.Г. Коррупция как фактор экономического сопротивления легальной экономике // Российское предпринимательство. - 2012. - №13 (211). - с. 4-11. - http://www.creativeconomy. га/аЛ^/2437б/.

7. Сергеева Г.А. Особенности теневых экономических отношений в сфере земельных ресурсов: проблемы оценки и противодействия // Социально-экономические явления и процессы. - 2012. - №11.

8. Фалинский И.Ю. и др. Организация деятельности подразделений ОВД по борьбе с экономическими

преступлениями и по налоговым преступлениям и документирование налоговых правонарушений (спецвыпуск), - М.: РИО АЭБ МВД России, 2007. 9. Филлипова Т.В. Разрушение коррупционных связей как основа деактивации воспроизводства теневой экономики // Российское предпринимательство. - 2009. - №10.

Igor M. Rzaev

Adjunct-professor, St. Petersburg University of Ministry of Internal Affairs of Russia

The activities of the Internal Affairs Department directed to combating the shadow phenomena in the nature-and-resource complex of the NWFD of Russia

_Abstract

The paper examines the structure of the shadow economy in the sphere of natural resources. The characteristic of the basic strategic directions to combat the shadow economy. Identified economic benefits of the activities of bodies of internal Affairs for combating economic crimes in this sphere.

Keywords: bodies of internal Affairs, the shadow economy, economic security, natural resource complex

_^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.