УДК: 378.144/.146:378.148
Г.О. УСТЕНОВА, У.М. ДАТХАЕВ, З.Б. САКИПОВА Казахский Национальный медицинский университет им. С.Д.Асфендиярова
ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ СОВМЕСТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
С ВУЗАМИ - ПАРТНЕРАМИ
Совместные образовательные программы вуза создаются и реализуются по направлениям и специальностям, по которым у университета имеется лицензия и аккредитация. Предусмотренная совместными программами академическая мобильность учащихся, преподавателей, научных сотрудников и административного персонала вуза и вузов-партнеров осуществляется в соответствии с требованиями казахстанского законодательства, нормативно-правовыми документами МОН РК, Уставом вуза и нормами международных договоров. В случае необходимости обучение в рамках совместной образовательной программы может осуществляться с помощью современных информационных технологии и методов дистанционного обучения.
Ключевые слова: совместные образовательные программы, академическая мобильность, работодатели, компетенции
Совместная образовательная программа - это образовательная программа, разработанная и реализуемая двумя (или более) вузами-партнерами (казахстанскими или казахстанским и зарубежным), предполагающая присвоение выпускникам, успешно освоившим программу, совместных (двойных или более) степеней (квалификаций) двух (или более) вузов с выдачей соответствующих документов о высшем образовании (дипломов, сертификатов). Совместные образовательные программы вуза могут реализовываться в следующих формах:
- программы совместных и двойных (или более) степеней, предполагающие согласование учебных планов и программ, методов обучения и оценки знаний обучающихся, взаимное признание результатов обучения в вузах-партнерах, наличие общих структур управления программой, выдачу совместного (или отдельного друг от друга) диплома;
- аккредитованные и валидированные программы, предполагающие взаимное признание вузом и другими вузами-партнерами эквивалентности реализуемых образовательных программ с возможной выдачей собственного диплома об образовании выпускникам вуза-партнера;
- франчайзинговые программы, предполагающие передачу одним вузом другому права реализации своей образовательной программы, при сохранении права контроля качества реализации образовательной программы (например, прием экзаменов, выдача дипломов).
Совместные образовательные программы вуза создаются и реализуются по направлениям и специальностям, по которым у университета имеется лицензия и аккредитация. По завершении совместной образовательной программы обучающиеся получают национальные документы об окончании высшего образования, принятые в вузах - партнерах. К разработке образовательных программ привлекаются работодатели
- представители организаций фармацевтического профиля, которые способствуют формированию ключевых компетенций обучающихся в соответствии с требованиями современного фармацевтического рынка. Предусмотренная совместными программами академическая мобильность учащихся, преподавателей, научных сотрудников и административного персонала вуза и вузов-партнеров осуществляется в соответствии с требованиями казахстанского законодательства,
нормативно-правовыми документами МОН РК, Уставом вуза и нормами международных договоров РК. Совместные образовательные программы вуза могут финансироваться за счет:
- бюджетных средств;
- внебюджетных средств вуза;
- внебюджетных средств структурных подразделений Университета;
- фондов (программы) поддержки и развития высшего и послевузовского образования;
- средств вузов-партнеров по программе;
- средств государственных и частных фондов, иных спонсорских средств, получение которых Университетом не противоречит действующему законодательству;
- личных средств обучающихся по совместной программе.
Контроль качества обучения по совместной образовательной программе осуществляется:
- представителями вуза совместно с представителями вузов-партнеров;
- внешними экспертами (по решению руководства программы).
В случае необходимости обучение в рамках совместной образовательной программы может осуществляться с помощью современных информационных технологии и методов дистанционного обучения. Мотивация создания совместных образовательных программсходна во многих вузах мира. Совместные программы являются признанным инструментомповышения конкурентоспособности вузов и, как следствие, национальных/региональных систем образования.
В условиях усиления процессов глобализации и интеграциина международной арене во всех сферах общественной жизниразвитие системы высшего образования также необходимоосуществлять в направлении обеспечения ее сопоставимости(в области применяемых механизмов, критериев и стандартов) с зарубежными системами высшего образования.
Подобная сопоставимость создаст благоприятную базу для развития совместных образовательных программ, одним из положительных эффектов которых является обогащение существующих образовательных программ инновационными элементами программ других вузов. Посредством разработки совместных
образовательных программ вузам Республики
Казахстан предоставляется возможность выходить на образовательные рынки других стран (в том числе ближнего и дальнего зарубежья). Основные принципы разработки совместных образовательных программ:
- Обоснование востребованности новой программы на рынке;
- Партнерство;
- Правовая основа программы;
- Институциональная поддержка программы;
- Финансово-правовые вопросы сотрудничества;
- Вопросы организации работы;
- Выбор языка обучения;
- Разработкасодержания и методов обучения в рамках новой программы;
- Кадровое обеспечение разработки и реализации новой программы;
- Методическое и материально-техническое обеспечение разработки и реализации новой программы;
- Процедуры / критерииотбора и приема студентов / слушателей;
- Информационная политика;
- Устойчивостьи развитиеновой программы. Совместными образовательными программами считаются те программы, которые отвечают следующим характеристикам:
• программы создаются и одобряются совместно несколькимивузами;
• студенты из каждого вуза проходят часть обучения в другихвузах;
• сроки обучения студентов в участвующих вузах сравнимыпо длительности;
• сроки обучения и сданные экзамены в вузах-партнерах признаются полностью и автоматически;
• преподаватели каждого вуза также преподают и в других вузахсовместно разрабатывают учебные планы и создают совместные комиссии по зачислению и экзаменам;
• после завершения полной программы студенты либо получаютгосударственные степени каждого из участвующих вузов, либо степень, присуждаемую совместно (1).
В основе построения образовательных программ лежат компетенции (требуемые результаты обучения), которые позволяют обеспечить:
• четкое отличие программ одного уровня от программ других уровней;
• гибкость образовательных программ;
• измеримость достигнутых результатов обучения согласно заранее заданным критериям.
Процесс формулирования компетенций предполагает обязательный учет не только общественных потребностей, но и имеющихсяресурсов (в т. ч. временных, материальных и др.). Представители академического сообщества, трансформируют
профессиональную составляющую профиля профессии в результатыобучения, формы и методы обучения и оценки, адекватные требуемым компетенциям (2).
Структура совместных образовательных программ: Общая характеристика совместной
образовательной программы:
- Цели образовательной программы;
- Описание совместной программы по направлению подготовки;
- Ожидаемые профессии по совместной программе;
- Перспективы трудоустройства специалистов. Ожидаемые результаты обучения по совместной программе:
- Общепрофессиональные (теоретические знания, базовые практические навыки);
- Профильные и специальные (академические знания и навыки, практические навыки в области будущей профессиональной деятельности). Признание результатов обучения совместной программы:
- Требования к уровню поступающего на совместную образовательную программу;
- Порядок взаимозачета оценок и кредитов текущего периода обучения;
- Порядок проведения итоговой аттестации. Содержание совместной программы:
- Рабочий учебный план совместной программы (распределение модулей по годам бучения с учетом трудоемкости и порядка освоения);
- Каталог обязательных, элективных модулей;
- Программы практического модуля (производственной, педагогической,исследова-тельской практики);
- Академический календарь. Реализация совместной программы:
- Интеллектуальные ресурсы (ППС);
- Материальные ресурсы (материально-техническая база);
- Образовательные ресурсы (учебно-методическое обеспечение).
Обеспечение качества СОП (3).
Понятие «совместный диплом» в казахстанском законодательстве почти отсутствует. Проблема совместных дипломов до сих пор является неразрешенной с юридической точки зрения и в большинстве стран Европы. Но даже вопросыприложения к диплому европейского образца в РК не отрегулированы на общенациональном уровне.
Таким образом, вопрос разработки совместных образовательных программ, позволяющих внедрение двойных дипломов, является актуальным и требует своевременного решения в академическом сообществе ВУЗов РК и за рубежом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Ю. Д. Артамонова, А. Л. Демчук, Е. В. Караваева. «Совместные образовательные программы вузов: состояние, проблемы, перспективы. - М.: Издательство КДУ., 2011. - 56 с.
2 Болингер З., Мюнк Д. Различные взгляды: представление о компетенции в Германии, Великобритании и Франции - одно понятие, три трактовки. //Повышение квалификации: журнал об основах, практике и тенденциях. 19 (2008). -№1. - С. 36-39.
3 ГилленЮ., Кауфхольд М. Анализ компетенций - критическая рефлексия понятия и возможности измерения. //Педагогика профессионального и экономического образования. - 101 (2005). - №3. - С. 364-378.
4 Г.О.Устенова. Совершенствование образовательных программ с привлечением социальных партнеров и работодателей на фармацевтическом факультета КазНМУ. Управление качеством высшего профессионального образования в условиях внедрения ФГОС, материалы 111-ей межрегиональной конференции с международным участием. - Екатеринбург: 2013. - С.144-148.
Г.О. УСТЕНОВА, У.М. ДАТХАЕВ, З.Б. САКИПОВА ЖОО СЕР1КТЕСПКТЕР1МЕН Б1РЛЕСКЕН Б1Л1М БАF,ДАРЛАМАЛАРЫН 0НДЕУ ПРИНЦИПТЕР1
Туйш: ЖОО - ньщ бiрлескен бЫм багдарламалары университеттеп бар лицензиялар мен аккредитациялардын салалары мен багыттарына ;арай курастырылып жузеге асады. БЫм алушылардын, устаздардын, гылыми ;ызметкерлердщ жэне ЖОО экiмшiлiк ;ызметкерлершщ жэне ЖОО - сержтестжтершщ бiрлескен багдарламасыньщ академиялы; мобильдiлiгi ^аза;станнын зандылыгына, ^Р БЕМ нормативтiк - ку;ык;ты; кужаттарына, ЖОО зандылыгына жэне шет елдер арасында курастырылган келiсiм - шарттардын талаптарына сэйкес iске асады.Бiрлескен бiлiм багдарламасынньщ аясында бiлiм алу ;ажетплт туган жагдайда заманауи а;паратты; технологиялар жэне дистанционды бiлiм алу эдiстерiн ;олдана отырып жузеге асыруга болады.
Тушвд сездер: бiрлескен бiлiм багдарламалары, академиялы; утк;ырлык;, жумыс берушiлер, кузыреттЫк.
G.O. USTENOVA, U.M. DATKHAEV, Z.B. SAKIPOVA PRINCIPLES FOR THE DEVELOPMENT OF JOINT EDUCATIONAL PROGRAMS WITH PARTNER UNIVERSITIES
Resume: Joint educational programs of the university are developed and implemented in areas and specialties for which the university has a license and accreditation.
Joint programs provided academic mobility of students, teachers, researchers and administrative staff of the university and partner institutions in accordance with the requirements of Kazakhstan legislation, legal documents MES of RK, university Charter and norms of international treaties. If necessary training through a joint educational program can be carried out with the help of modern information technology and distance learning methods. Keywords: Joint educational programs, academic mobility, employers, competence.
УДК 4Р : 378.147-322
Г.М. ЧУМБАЛОВА, З.К КОКЕНОВА Кафедра русского языка КазНМУ имени С.Д.Асфендиярова
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ У СТУДЕНТОВ КОМПЕТЕНЦИИ САМОРАЗВИТИЯ
В статье автор предлагает для рассмотрения свой опыт формирования компетенции саморазвития на занятиях русского языка в КазНМУ имени С.ДАсфендиярова. Работа над темами СРС даёт возможность студентам почувствовать свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения, позволяет получать новые знания и умения.
Ключевые слова: кредитная система, самостоятельная работа студента, компетенция саморазвития.
Успешность социально-экономического развития страны определяется образованием ее граждан. В настоящее время стремительно возрастающий поток информации обусловливает необходимость постоянного профессионального саморазвития и самосовершенствования любого специалиста. Идея о необходимости перманентного образования, приращения и обновления его профессиональных знаний не нова, однако в эпоху информационного общества она получает новое звучание и становится важным условием полноценного существования человека [1].
Одной из задач перехода к кредитной системе обучения является необходимость усиления самостоятельной работы студентов. Понятие «самостоятельная работа» вмещает в себя глубокое содержание. В современной трактовке оно характеризуется всеми признаками деятельности в учебно-познавательном процессе. Это не только специфическая форма обучения студентов, но и средство включения их в самостоятельную познавательную деятельность в ВУЗе в целом [2]. Поэтому методика её организации и проведения требует особого внимания.