Научная статья на тему 'Совершенствование и реализация совместной образовательной программы для подготовки технологов фармацевтического производства'

Совершенствование и реализация совместной образовательной программы для подготовки технологов фармацевтического производства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
215
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональные компетенции / квалифицированный специалист / совместная образовательная программа / типовой учебный план / кәсіптік білім / білікті маман / бірлескен оқу бағдарламас / типтік оқулық жоспар

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е Н. Кириллова, Г О. Устенова

В настоящее время одним из важнейших требований современной фармацевтической отрасли является высокий уровень квалификации персонала фармацевтической промышленности. Отрасль остро испытывает недостаток в специалистах для фармацевтической промышленности – от технологов производственных участков до руководителей производства, в соответствии с правилами GMP. Для гармонизации образовательных программ ведущих университетов реализуется академическая мобильность, позволяющая выдавать транскрипты к дипломам двух вузов-партнеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Е Н. Кириллова, Г О. Устенова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ФАРМАЦЕВТИКАЛЫҚ ӨНДІРІС ТЕХНОЛОГТАРДЫ ДАЙЫНДАУ ҮШІН БІРЛЕСКЕН ОҚУ – БАҒДАРЛАМАСЫН ЖЕТІЛДІРУ ЖӘНЕ ІСКЕ АСЫРУ

Қазіргі таңдағы заманауи фармацевтиканың маңызды талаптарының бірі – фармацевтикалық өнеркәсіптердегі технологтардың білімі, квалификациясының жоғарылығы. Бұл сала фармацевтикалық өнеркәсіптегі мамандарға мұқтаждығы өте жоғары: өндіріс орнында жұмыс өтілі және білімі жоғары деңгейдегі, GMP талаптарына сай сертификатталған өндірістік бөлімше технологтары, өндіріс жетекшісі, бөлім басшысы, өндіріс директоры. Жетекші университеттердің оқу бағдарламасының гармонизациясы үшін қосдипломды оқыту іске асуда

Текст научной работы на тему «Совершенствование и реализация совместной образовательной программы для подготовки технологов фармацевтического производства»

ЭДЕБИЕТТЕР Т1З1М1

1 Жушсбек Э. «Кдзак;-орыс» элшбш ме элде «орыс-к;азак;» элiпбиi ме?: http://mtdi.kz/

2 «Алматы ацшамы». -2010. - №135 (4226).

3 С.Кулманов Аударманын, 93eKTi мэселелерi. - Алматы: Palitra-Press, 2015. - 296 б.

4 Тарасов Э., Жак;сылык;ов А., Мусалы Л., Адаева Е. Аударма теориясы. - Алматы: Кдзак; Университет^ 2013. - 132 б.

З.А. Абдуллина, Т.Ц. Зайсанбаев, Б.Н. Канленова

Казахский Национальный медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова, Кафедра казахского языка и профессионального казахского языка

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПЕРЕВОДА В ОБУЧЕНИИ КАЗАХСКОГО ЯЗЫКА

Резюме: В статье З.А.Абдуллиной, ТД.Зайсанбаева и Б.Н.Канленовой, название которой «Использование метода перевода в обучении казахского языка» говорится о переводе, как один из способов обучения казахского языка в русскоязычной аудитории. Авторы статьи всесторонне рассматривают как применять способ перевода на практических занятиях при обучении казахского языка. Знание слов-терминов, которые относятся к будущей профессии обучающихся можно проверить с помощью тестовых заданий. Авторы указывают несколько видов таких тестовых заданий. А также авторы приводят конкретные факты того, как нужно особо обратить внимание на синтаксическую структуру и особенности каждого языка.

Ключевые слова: словосочетания, текст, тестовые задания, перевод, способ перевода, языковая особенность.

Z.A.Abdullina, T.K.Zaisanbaev, B.N.Kanlenova

Asfendiyarov Kazakh National medical university, Department of Kazakh language and professional Kazakh language

USING OF TRANSLATION METHOD IN EDUCATION OF KAZAKH LANGUAGE

Resume: Article written by ZAAbdullina, T.K.Zaisanbaeva and B.N.Kanlenova named "Using of translation method in education of Kazakh language" talking about translating is that one of the way of learning Kazakh language in Russian talking auditory. Authors of article comprehensively consider how to use the way of translation on practical lessons during Kazakh learning lesson. Knowledge of words-terms, which relates to future job can be checked by tests. Authors point different types of tests. Also authors cite a specific facts that how important pay attention on syntax structure and advantages of each language.

Keywords:word combinations, text, test tasks, translation, translation method, language feature

УДК 615.15/.19:378.14

!Е.Н. Кириллова, 2Г.О. Устенова

1Санкт-Петербургская государственная химико-фармацевтическая академия 2 Казахский Национальный медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ТЕХНОЛОГОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА

В настоящее время одним из важнейших требований современной фармацевтической отрасли является высокий уровень квалификации персонала фармацевтической промышленности. Отрасль остро испытывает недостаток в специалистах для фармацевтической промышленности - от технологов производственных участков до руководителей производства, в соответствии с правилами GMP. Для гармонизации образовательных программ ведущих университетов реализуется академическая мобильность, позволяющая выдавать транскрипты к дипломам двух вузов-партнеров.

Ключевые слова: профессиональные компетенции, квалифицированный специалист, совместная образовательная программа, типовой учебный план.

Введение. Совместная образовательная программа (СОП) для технологов фармацевтического производства по направлению подготовки 18.03.01 Химическая технология, реализуемая Санкт-Петербургской государственной химико-

фармацевтической академией (далее - СПХФА) и по специальности 5В074800 «Технология

фармацевтического производства», реализуемая

Казахским национальным медицинским

университетом им. С.Д. Асфендиярова (далее -КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова), представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную высшими учебными заведениями с учетом требований рынка труда. СОП разработана на основе Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования

(ФГОС ВПО), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 января 2011 г. № 38, на основе рекомендованной примерной образовательной программы, а также на основе Государственного общеобязательного стандарта по специальности «Технология фармацевтического производства» Приказ № 425 МОН РК от 05.07. 2016 года и Положения о разработке и реализации СОП КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова, утвержденного на заседании Методического Совета № 5 от 30.06. 2014 года и ряда других нормативных документов. СОП регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению подготовки и включает в себя: учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

В содержании совместной образовательной программы ВУЗов-партнеров должны отражаться современные достижения в области здравоохранения, фармации и технологии фармацевтического производства. Выбор различных образовательных технологий, форм и методов

обучения должен быть обусловлен характером образовательной программы и спецификой содержания дисциплин с учетом (требований) потребностей работодателей (1). Цель исследования. Формирование условий для фундаментальности и практической направленности подготовки специалистов, основанных на международных стандартах, отечественных традициях высшего фармацевтического образования и обеспечивающих конкурентоспособность выпускников СПХФА и КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова на международном рынке труда. Для достижения цели предстоит решить следующие задачи:

• кадровое обеспечение подготовки бакалавриата;

• учебно-методическое и информационное обеспечение учебного процесса;

• материально-техническое обеспечение учебного процесса.

Материалы и методы. Материалы исследования являются: документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации СОП бакалавриата по направлению подготовки 18.03.01 - Химическая технология и 07.48.00 - Технология фармацевтического производства (2,3). Проведен сравнительный анализ ТУП двух ВУЗов, который отражен в нижеследующей таблице 1.

Таблица 1- Сравнительный анализ учебных планов ВУЗов-партнеров по ключевым парамет

№ Наименование КазНМУ СПХФА

пп ЗЕТ Час|не д. ЗЕТ Час|нед.

1 Объем основной образовательной программы 146(Доп. виды обуч.+ ИГА) 6570 240 8968

2 Количество недель обучения(без каникул) 30 180 36 170

3 Объем аудиторной нагрузки 129 2838 111 3993

4 Объем самостоятельной работы студента 129 2967 92 3312

5 Количество экзаменов/зачетов (диф.зачетов) 38/4 22/42

6 Количество курсовых проектов/ работ - 5/3

7 Физическая культура 8 240 2 400

8 Объем базовой части ОП 46 2070 122 4428

9 Объем вариативной части ОП в том числе: обязательный вузовский компонент курсы по выбору обучающегося 83 54 29 3735 2430 1305 92 68 24 3312 2448 864

10 Цикл гуманитарных и экономических дисциплин 28 1260 34 1224

11 Цикл математических и естественнонаучных дисциплин (базовых дисциплин) 69 3105 89 3204

12 Цикл профессиональных дисциплин 32 1440 91 3276

13 Учебная практика 2 30 6

14 Производственная практика 2 150 6

15 Преддипломная практика 4 300

16 ИГА и выполнение квалификационной работы 73- ИГА; 4-Пред-дипломная практика 12

17 Количество дисциплин ОП/ без вариантов выбора элективных курсов 35/100 4500 67/57

18 Количество кредитов ОП без ДВО 129 5805

Результаты исследования. В результате несоответствующих дисциплин, изучаемых только в

проведенного анализа был выявлен ряд одном вузе, для чего необходимо учесть данные

различия для составления ИУП обучающихся (таблица 2).

Таблица 2 - Компонент несоответствующих дисциплин по образовательной программе

КазНМУ ГСО РК - 2012 СПХФА ФГОС 3+ семестр

Культурология 2 1 Профессионально ориентированный русский язык 3 8-9

История России 4 1-2 Профессионально ориентированный иностранный язык 2 8-9

3-Э графика 1 2 Современная история Казахстана 2 3

Химическая технология 5 4-5 Информационно- 2 7

душистых веществ коммуникационные технологии

Лекарственные препараты с модифицированным высвобождением 2 5 Менеджмент 1 8

Численные методы 2 3 Фармацевтическая биотехнология 2 8

Химия биологически активных 2 6 Квалификация и

веществ валидация в фармацевтическом производстве

Основы биохимии 2 5

Системы управления химико-фармацевтическим 3 8

производством

Моделирование химико-фармацевтического 3 6

производства

Химические реакторы 3 6

Организация производства по ОМР 2 8

Безразмерные параметры в 4 3

химической технологии

Применение ЭВМ в 4 3

аналитической химии

Приложение линейной алгебры 2 2

для решения технологических

задач

Цифровые устройства 3 3-4

измерения, контроля и

управления

Физические основы теории 4 3

химической связи

Оптические методы в 3 3-4

физической химии

Метрологическое обеспечение 2 8

фармацевтического

производства

Современная система образования должна быть гибкой, соответствующей изменениям,

происходящим непосредственно на рынке труда. Ввиду этого образовательные программы необходимо постоянно корректировать в двух аспектах: в соответствии с требованиями рынка и с учетом предложений самих предприятий. Поэтому активное современное обучение должно быть направлено не на запоминание и воспроизведение, а на формирование умения «добывать знания» (4,5). Реализация совместной образовательной программы - это путь повышения качества высшего профессионального образования на международном уровне. Поэтому было целесообразно разрабатывать совместную образовательную программу на базе

накопленного опыта и традиций программ СОП бакалавров по направлению подготовки 18.03.01 «Химическая технология» (СПХФА) и 07.48.00 -«Технология фармацевтического производства» (КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова). Заключение. Таким образом, совместная образовательная программа будет утверждена в соответствии с современными требованиями, которая позволит в ближайшем будущем выпускать специалистов для фармацевтической

промышленности и России, и Казахстана. Данная программа будет способствовать расширению академической мобильности студентов,

прохождению практики на базах фармацевтического профиля.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Устенова Г.О., Абирова М.А., Темирбаева К.Б. Моделирование профессиональных компетенций для подготовки технологов фармацевтического производства // Вестник КазНМУ. - 2014. - №5. - С.160-161.

2 Устенова Г.О., Датхаев У.М., Сакипова З.Б. Принципы разработка совместных образовательных программ с вузами-партнерами // Вестник КазНМУ. - 2014. - №3(2). - С.179-183.

3 Устенова Г.О., Датхаев У.М., Сакипова З.Б. Внедрение совместной образовательной программы с Санкт-Петербургской химико-фармацевтической академией для подготовки технологов фармацевтического производства // Вестник КазНМУ. - 2015. - №3. - С. 426-428.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 Батырбекова А.,Устенова Г.О. Современное состояние фармацевтической отрасли Казахстана // Здоровье семьи -Х1Х век, материалы XVIII Международной научной конференции 27 апреля. - Нетания: 2014. - С. 28-30.

5 Кириллова Е.Н., Устенова Г.О., Датхаев У.М., Сакипова З.Б. Гармонизация образовательных программ ГБОУ ВПО СПХФА МЗ РФ и КАЗНМУ им. С.Д. Асфендиярова МЗ РК по подготовке кадров для фармацевтической отрасли // Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Инновации в здоровье нации», Санкт-Петербург, 17 ноября 2014. - СПб.: Изд-во СПХФА, 2014. - С. 57-62.

1Е.Н. Кириллова, 2Г.О. Устенова

1Санкт-Петербург мемлекеттж химико-фармацевтикалыц академия 2 С.Ж. Асфендияров атындагы К,азац ¥лттыцмедицинауниверситетi

ФАРМАЦЕВТИКАЛЫК; 0НД1Р1С ТЕХНОЛОГТАРДЫ ДАЙЫНДАУ YШIН Б1РЛЕСКЕН ОЦУ - БАFДАРЛАМАСЫН ЖЕТ1ЛД1РУ ЖЭНЕ 1СКЕ АСЫРУ

Тушн: Ka3ipri тандагы заманауи фармацевтиканын, ман,ызды талаптарынын, 6ipi - фармацевтикалык; енеркэсштердеп технологтардын, бшм^ квалификациясынын, жогарылыгы. Бул сала фармацевтикалык енеркэсштеп мамандарга муктаждыгы ете жогары: ендiрiс орнында жумыс етш жэне 6rniMi жогары децгейдеп, GMP талаптарына сай сертификатталган ендiрiстiк белiмше технологтары, ендiрiс жетекшiсi, белiм басшысы, ендiрiс директоры. Жетекшi университеттердщ оку багдарламасынын, гармонизациясы Yшiн косдипломды о;ыту iске асуда

ТYЙiндi сездер: кэсiптiк бiлiм, бшкт маман, бiрлескен оку багдарламас, типтж окулык; жоспар.

1E.N. Kirillova, 2G.O. Ustenova

1 St. Petersburg State Chemical-Pharmaceutical Academy 2Asfendiyarov Kazakh National medical university

PERFECTION AND REALIZATION OF JOINT EDUCATIONAL PROGRAM FOR PREPARATION OF TECHNOLOGISTS OF PHARMACEUTICAL PRODUCTION

Resume: Currently one of the most important requirements of modern pharmaceutical industry is the high level qualification of the personnel of the pharmaceutical industry. Industry desperately lacks oh specialists in the pharmaceutical field - from engineers of production to the managers, in accordance with GMP rules. For harmonization of educational programs of leading universities is realized double diploma education which allows to issue diplomas of two universities-partners. . Keywords: professional competenses, skilled specialist, joint educational program, model curriculum.

УДК 614, 253, 52:37. 018, 46

У.А. Алтынбекова, М.А. Рамазанова, Б.С. Касиева, Б.К. Абдимуратова

Казахский Национальный медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова, кафедра политики и управления здравоохранением с курсом медицинского права и судебной медицины

НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К ОПТИМИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ АКАДЕМИЧЕСКИХ И ПРИКЛАДНЫХ

БАКАЛАВРОВ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА

В статье освещаются вопросы подготовки академического и прикладного бакалавров сестринского дела, направленные на расширение профессионального образования специалистов сестринского дела. Разграничение в подготовке прикладного и академического бакалавриата сестринского дела поможет определить уровень профессиональной подготовки медицинских сестер с высшим образованием и статус их практической деятельности в дальнейшем.

Ключевые слова: академический и прикладной бакалавриат, сестринское дело, образовательный процесс, система здравоохранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.