№3-2015
O.JA. SULEIMENOVA, A.A. SADYKOVA
THE ROLE OF USING INNOVATIVE AND PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN TEACHING FOREIGN LANGUAGE
Resume: This article discusses three types of teaching technologies, namely: traditional, innovative and informative. Particular attention is paid to informative technology, which involves the use of computers and other technical means of teaching in the educational process. Application of informative and computer technologies in teaching foreign language meets the modern tendencies of educational technology training. The use of new communication technologies in teaching foreign language teaching as a professionally-oriented language is one of the innovations in improving the students' knowledge. Innovation - is not only the introduction of new innovative methods, but also the ability to use them in the traditional educational process.
Keywords: innovation, teaching process, informative technology, pedagogics, traditional forms and methods, telecommunications, teleconference, electronic libraries, the Internet, science and technology.
ВНЕДРЕНИЕ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ С САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ХИМИКО-ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ АКАДЕМИЕЙ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ТЕХНОЛОГОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА
Г.О. УСТЕНОВА, М.А. АБИРОВА, У.М. ДАТХАЕВ, З.Б.САКИПОВА, К.Б. ТЕМИРБАЕВА
Казахский Национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова, модуль «Фармацевт-технолог»
УДК: 615.4.:661.12-37.014.1 (470+571)
В настоящее время одним из важнейших требований современной фармацевтической отрасли является высокий уровень квалификации персонала фармацевтической промышленности. Отрасль остро испытывает недостаток в специалистах для фармацевтической промышленности - от технологов производственных участков до руководителей производства, в соответствии с правилами GMP. Для гармонизации образовательных программ ведущих университетов реализуется двудипломное обучение, позволяющее выдавать дипломы двух вузов-партнеров.
Ключевые слова: профессиональные знания, квалифицированный специалист, двудипломное обучение, совместная основная образовательная программа.
Введение.
В содержании совместных основных образовательных программ (СООП) ВУЗов-партнеров должны отражаться современные достижения в области здравоохранения и фармации, фармацевтических наук и менеджмента в фармации и технологии. Выбор различных образовательных технологий, форм и методов обучения должен быть обусловлен характером планируемых образовательных программ и спецификой содержания дисциплин с учетом (требований) потребностей работодателей[1]. Совместная основная образовательная программа (СООП) подготовки выпускника по направлению подготовки 18.03.01 -Химическая технология и 07.48.00 - Технология фармацевтического производства, реализуемая Санкт-Петербургской государственной химико-фармацевтической академией (далее - СПХФА) и Казахским Национальным медицинским университетом им. С.Д. Асфендиярова (далее -КазНМУ), представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную высшими учебными заведениями с учетом требований рынка труда. СООП составлена на основе Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 января 2011 г. № 38, а также Постановления Правительства «Государственный общеобязательный стандарт высшего образования» № 1080. СООП регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации
образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению подготовки и включает в себя: учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей
образовательной технологии..
Актуальность: Двудипломное образование является важным инструментом вхождения казахстанского образования в международное пространство. Это направление отвечает стратегическим интересам развития вуза с точки зрения повышения качества образования, научных исследований, конкурентоспособности
университета в мировом образовательном пространстве и соответствует основным принципам и положениям Болонского процесса. Решение данного вопроса является актуальным и своевременным для медицинского и фармацевтического образования [2].
Главной целью данной статьи является формирование условий для фундаментальности и практической направленности подготовки специалистов, основанных на международных стандартах, отечественных традициях высшего фармацевтического образования и обеспечивающих конкурентоспособность выпускников СПХФА и КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова на международном рынке труда; для реализации непрерывного образования,
№3-2015
максимально ориентированного на потребности личности, общества и государства.
Для достижения цели предстоит решить следующие задачи:
• кадровое обеспечение подготовки бакалавриата;
• учебно-методическое и информационное обеспечение учебного процесса;
• материально-техническое обеспечение учебного процесса.
Объектом исследования являются: документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации СООП бакалавриата по направлению подготовки 18.03.01 -Химическая технология и 07.48.00 - Технология фармацевтического производства.
Таблица 1 - Сравнительный анализ учебных планов ВУЗов-партнеров по ключевым параметрам
№ НАИМЕНОВАНИЕ КазНМУ СПХФА
пп ЗЕТ Час|нед. ЗЕТ Час | не д.
1 Объем основной образовательной программы 154(Доп. виды обуч.+ ИГА) 6930 240 8968
2 Количество недель обучения(без каникул) 120 170
3 Объем аудиторной нагрузки 63 2838 111 3993
4 Объем самостоятельной работы студента 66 2967 92 3312
5 Количество экзаменов/зачетов (диф.зачетов) 37/3 22/42
6 Количество курсовых проектов/ работ - 5/3
7 Физическая культура 8 800 2 400
8 Объем базовой части ООП 58 2610 122 4428
9 Объем вариативной части ООП в том числе: обязательный вузовский компонент 71 51 3195 2295 92 68 3312 2448
курсы по выбору обучающегося 20 900 24 864
10 Цикл гуманитарных и экономических дисциплин 33 1485 34 1224
11 Цикл математических и естественнонаучных дисциплин (базовых дисциплин) 64 2880 89 3204
12 Цикл профессиональных дисциплин 32 1440 91 3276
13 Учебная практика 2 30 6
14 Производственная практика 4 300 6
15 ИГА и выполнение квалификационной работы 113- ИГА; 8-Пред-диплом-ная прак-тика 735 12
16 Количество дисциплин ООП/ без вариантов выбора элективных курсов 129 39/10 67/57
Исходя из вышеизложенного, современная система образования должна быть гибкой, соответствующей изменениям, происходящим непосредственно на рынке труда. Ввиду этого образовательные программы необходимо постоянно корректировать в двух аспектах: в соответствии с требованиями рынка и с учетом предложений самих предприятий. Поэтому активное современное обучение должно быть направлено не на запоминание и воспроизведение, а на формирование умения «добывать знания».
Одновременно работодатели далеко не всегда довольны качеством подготовки в системах высшего профессионального образования и часто считают, что выпускники не соответствуют современным требованиям развития промышленности и социальной сферы страны. В этой связи постоянно обсуждается вопрос, кто же нужен рынку труда и как обучить такого специалиста [3]. В качестве ответа предлагается подготовка высококвалифицированных кадров по двудипломным образовательным программам.
Реализация двудипломных образовательных программ - это вполне вероятный путь повышения качества высшего профессионального образования на международном уровне. Поэтому было целесообразно разрабатывать совместную образовательную программу на базе накопленного опыта и традиций программ СООП бакалавров по направлению подготовки 18.03.01 «Химическая технология» (СПХФА) и 07.48.00 - «Технология фармацевтического производства» (КазНМУ).
Таким образом, совместная образовательная программа будет утверждена в соответствии с современными требованиями, которая позволит в ближайшем будущем выпускать специалистов для фармацевтической промышленности и России, и Казахстана. Данная программа будет способствовать расширению академической мобильности студентов, прохождению практику на базах фармацевтического профиля, получению двойных дипломов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Безрукова Т.Л. Создание научно-образовательных центров и их роль в повышении эффективности образовательной деятельности и научных исследований/ Т.Л. Безрукова, А.Н.Борисов, С.С.Кириллова//» ФЭС: Финансы.Экономика.- 2011.- №9. -С.7-11.
2 Нефедова Л.В., Нефедова М.И. Реализация совместных образовательных программ как механизм гарантии качества образования. - М.: 2012. - 269 с.
3 Кириллова Е.Н., Устенова Г.О., Датхаев У.М., Сакипова З.Б. Гармонизация образовательных программ ГБОУ ВПО СПХФА Минздрава России и КАЗНМУ им. С.Д. Асфендиярова МЗ РК по подготовке кадров для фармацевтической отрасли. Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Инновации в здоровье нации», Санкт-Петербург, 17 ноября 2014 г. - СПб.: Изд-во СПХФА, 2014. - С. 57-62.
№3-2015
Г.О. УСТЕНОВА, М.А. АБИРОВА, КБ. ТЕМИРБАЕВА
С.Ж. Асфендияров атындагы Цазац ¥лттъщ Медицина Университетi «Фармацевт-технолог» модулi
ФАРМАЦЕВТИКАЛЬЩ 0НД1Р1СТЕГ1 ТЕХНОЛОГТАРДЫ ДАЙЫНДАУ УШ1Н САНКТ-ПЕТЕРБУРГТЩ МЕМЛЕКЕТТ1К ХИМИКО-ФАРМАЦЕВТИКАЛЬЩ АКАДЕМИЯСЫМЕН Б1РЛЕСКЕН ОКУ - БАFДАРЛАМАСЫН ЕНГ1ЗУ
ТYЙiн: К^рп тацдагы заманауи фармацевтиканыц мацызды талаптарыныц 6ipi -фармацевтикалык 0неркэсiптердегi технологтардыц бiлiмi, квалификациясыныц жогарылыгы. Бул сала фармацевтикалык 0неркэсштеп мамандарга муктаждыгы 0те жогары: 0ндiрiс орнында жумыс 0тiлi жэне бiлiмi жогары децгейдегi, GMP талаптарына сай сертификатталган 0ндiрiстiк б0лiмше технологтары, 0ндiрiс жетекшга, б0лiм басшысы, 0ндiрiс директоры. Жетекшi университеттердiц оку багдарламасыныц гармонизациясы ушш косдипломды окыту iске асуда
ТYЙiндi свздер: кэсiптiк бiлiм, бiлiктi маман, косдипломды окыту, бiрлескен негiзгi оку багдарламасы.
G.O. USTENOVA, M.A. ABIROVA, K.B. TEMIRBAEVA
Asfendiyarov Kazakh National Medical University «Pharmasyst-tehnolog» module
IMPLEMENTATION OF JOINT EDUCATIONAL PROGRAM WITH ST.PETERSBURG CHEMICAL - PHARMACEUTICAL ACADEMY
TO TRAIN ENGINEERS PHARMACISTS OF PRODUCTION
Resume: Currently one of the most important requirements of modern pharmaceutical industry is the high level qualification of the personnel of the pharmaceutical industry. Industry desperately lacks oh specialists in the pharmaceutical field - from engineers of production to the managers, in accordance with GMP rules. For harmonization of educational programs of leading universities is realized double diploma education which allows to issue diplomas of two universities-partners. .
Keywords: professional knowledge, qualified specialist, double diploma education, joint main educational program.
КРЕДИТТ1К ОКЫТУ ЖУЙЕС1НДЕ СТУДЕНТТЩ 6З1НД1К Ж¥МЫСЫН ¥ЙЫМДАСТЫРУДЫН ТИ1МД1Л1Г1
К.С. БУРАХАНОВА, З.А. АБДУЛЛИНА
С.Ж. Асфендияров атындагы К,азац ¥лттыцмедицина университету цазац тiлi кафедрасы
УДК 4С(КАЗ) (038).001.5
Бул мацалада сабац берудiц жаца технологияларын мецгере отырып, эр тYрлi эдiстердi пайдаланып, бшм сапасын арттыру мэселеа царастырылган. Жаца эдiс-тэсiлдердiц ерекшелг - жеке тулганы цалыптастыру, вз бетiмен жумыс ктей алуда, шыгармашылыцца баулуда ерекше рол атцарады Ты сабацтары эстетикалыц, адамгершшк, ецбек жэне патриоттыц тэрбие беруде вте мацызды болгандыцтан, устаздан терец бiлiмдi, iзденушiлiктi, цажырлыцты талап етедi. вздж жумыс студенттiц вз ойын, циялын дамытып, свздiк цорын молайтып, вз бетiмен iзденуге, ецбектенуге дагдыландырады.
Tyttmdi свздер: кредиттiк технология, тiлдiц дамуы, сапа, жаца технология, уйымдастыру, шыгармашылыц, iзденiс
Сапалы уйымдастырылган 0зшдш жумыстар
студенттердщ Yлгерiмiн жаксартудыц бiрден-бiр кепШ. Сондыктан С9Ж тшмд жактарын карастырып, сапалы TYPДе уйымдастыру бYгiнгi щннщ талабы.
Макаланын, взектiлiгi: студенттерге казак тШнде кэсiби карым-катынасты мецгеру барысында 0здш оку эрекетiн калыптастыру, олардыц 03 бетiмен окып-жаттыгу жумыстарын дамыту - 0те мацызды мэселе. Зерттеу максаты: Медициналык жогары оку орындарында студенттерге казак тiлiн окытудыц негiзгi максаты студенттердщ с0Йлеу икемдiлiгi мен дагдыларын практикалык тургыдан мецгерте бiлу. Казак с0зшщ кудоетттгш, сырын сезiндiру, тш YЙренуге ынталандыру.
Зерттеу эдiстерi: уйымдастыру, шыгармашылык, iзденiс, корытынды жасау
К1р1спе. К^рп кезде бiздiц республикамызда бiлiм берудiц жаца ЖYЙесi жасалып, казакстандагы бiлiм беру ЖYЙесi элемдiк бiлiм беру кецесттне енуге багытталады. БYгiнгi тацда бШм беру ЖYЙесiнде болып
жаткан 0згерктерге байланысты студенттердiц таным-бiлiм белсендiлiгiн арттыру, жеке шыгармашылык кабiлетiн дамыту жумыстары ерекше мэнге ие болды. Жогары оку орындарында даярланатын мамандардыц бШмдШк белсендiлiгiн арттыруда 0з бетiнше орындайтын жумыс TYрлерiнiц орны ерекше.
Сапалы, элемдш стандартка сай бiлiм беру ец алдымен окыту эдiстемесiн кредиттш ЖYЙеде уйымдастырумен байланысты. Орыс аудиториясындагы студенттерге казак тiлiнде кэсiби карым-катынасты мецгеру барысында 0здiк оку эрекетш калыптастыру, олардыц 0з бетiмен окып-жаттыгу жумыстарын дамыту - 0те мацызды мэселе.
Студенттердщ 0з бетiмен жумысы - оку урдганщ курамдас б0лiгi. Сабак барысында толык игере алмаган материалдарды TYрлi эдiстер аркылы, ягни 0з безмен iстейтiн жумыс TYрлерi негiзiнде жан-жакты игередi. Ол Yшiн тапсырманыц тиянакты болуын кадагалай отырып, студенттердi уакытты тиiмдi пайдалануга YЙретуiмiз керек. Сонда гана жумыс 0з нэтижесiн бередъ