Научная статья на тему 'К вопросу о формировании у студентов компетенции саморазвития'

К вопросу о формировании у студентов компетенции саморазвития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
кредитная система / самостоятельная работа студента / компетенция саморазвития. / credit system / students' independent work / self-development competency

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Г.М. Чумбалова, З.К. Кокенова

В статье автор предлагает для рассмотрения свой опыт формирования компетенции саморазвития на занятиях русского языка в КазНМУ имени С.Д.Асфендиярова. Работа над темами СРС даёт возможность студентам почувствовать свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения, позволяет получать новые знания и умения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE STUDENTS' SELF-DEVELOPMENT COMPETENCY

In this article, the author proposes to consider her experience of forming self-development competency at the Russian language lessons at S.D.Asfendiyarov KazNMU. Working on SSW topics enables students to feel their intellectual consistency. This makes productive learning process itself, and helps to get new knowledge and skills.

Текст научной работы на тему «К вопросу о формировании у студентов компетенции саморазвития»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Ю. Д. Артамонова, А. Л. Демчук, Е. В. Караваева. «Совместные образовательные программы вузов: состояние, проблемы, перспективы. - М.: Издательство КДУ., 2011. - 56 с.

2 Болингер З., Мюнк Д. Различные взгляды: представление о компетенции в Германии, Великобритании и Франции - одно понятие, три трактовки. //Повышение квалификации: журнал об основах, практике и тенденциях. 19 (2008). -№1. - С. 36-39.

3 ГилленЮ., Кауфхольд М. Анализ компетенций - критическая рефлексия понятия и возможности измерения. //Педагогика профессионального и экономического образования. - 101 (2005). - №3. - С. 364-378.

4 Г.О.Устенова. Совершенствование образовательных программ с привлечением социальных партнеров и работодателей на фармацевтическом факультета КазНМУ. Управление качеством высшего профессионального образования в условиях внедрения ФГОС, материалы 111-ей межрегиональной конференции с международным участием. - Екатеринбург: 2013. - С.144-148.

Г.О. УСТЕНОВА, У.М. ДАТХАЕВ, З.Б. САКИПОВА ЖОО СЕР1КТЕСПКТЕР1МЕН Б1РЛЕСКЕН Б1Л1М БАF,ДАРЛАМАЛАРЫН 0НДЕУ ПРИНЦИПТЕР1

Туйш: ЖОО - ньщ бiрлескен бЫм багдарламалары университеттеп бар лицензиялар мен аккредитациялардын салалары мен багыттарына ;арай курастырылып жузеге асады. БЫм алушылардын, устаздардын, гылыми ;ызметкерлердщ жэне ЖОО экiмшiлiк ;ызметкерлершщ жэне ЖОО - сержтестжтершщ бiрлескен багдарламасыньщ академиялы; мобильдiлiгi ^аза;станнын зандылыгына, ^Р БЕМ нормативтiк - ку;ык;ты; кужаттарына, ЖОО зандылыгына жэне шет елдер арасында курастырылган келiсiм - шарттардын талаптарына сэйкес iске асады.Бiрлескен бiлiм багдарламасынньщ аясында бiлiм алу ;ажетплт туган жагдайда заманауи а;паратты; технологиялар жэне дистанционды бiлiм алу эдiстерiн ;олдана отырып жузеге асыруга болады.

Тушвд сездер: бiрлескен бiлiм багдарламалары, академиялы; утк;ырлык;, жумыс берушiлер, кузыреттЫк.

G.O. USTENOVA, U.M. DATKHAEV, Z.B. SAKIPOVA PRINCIPLES FOR THE DEVELOPMENT OF JOINT EDUCATIONAL PROGRAMS WITH PARTNER UNIVERSITIES

Resume: Joint educational programs of the university are developed and implemented in areas and specialties for which the university has a license and accreditation.

Joint programs provided academic mobility of students, teachers, researchers and administrative staff of the university and partner institutions in accordance with the requirements of Kazakhstan legislation, legal documents MES of RK, university Charter and norms of international treaties. If necessary training through a joint educational program can be carried out with the help of modern information technology and distance learning methods. Keywords: Joint educational programs, academic mobility, employers, competence.

УДК 4Р : 378.147-322

Г.М. ЧУМБАЛОВА, З.К КОКЕНОВА Кафедра русского языка КазНМУ имени С.Д.Асфендиярова

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ У СТУДЕНТОВ КОМПЕТЕНЦИИ САМОРАЗВИТИЯ

В статье автор предлагает для рассмотрения свой опыт формирования компетенции саморазвития на занятиях русского языка в КазНМУ имени С.ДАсфендиярова. Работа над темами СРС даёт возможность студентам почувствовать свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения, позволяет получать новые знания и умения.

Ключевые слова: кредитная система, самостоятельная работа студента, компетенция саморазвития.

Успешность социально-экономического развития страны определяется образованием ее граждан. В настоящее время стремительно возрастающий поток информации обусловливает необходимость постоянного профессионального саморазвития и самосовершенствования любого специалиста. Идея о необходимости перманентного образования, приращения и обновления его профессиональных знаний не нова, однако в эпоху информационного общества она получает новое звучание и становится важным условием полноценного существования человека [1].

Одной из задач перехода к кредитной системе обучения является необходимость усиления самостоятельной работы студентов. Понятие «самостоятельная работа» вмещает в себя глубокое содержание. В современной трактовке оно характеризуется всеми признаками деятельности в учебно-познавательном процессе. Это не только специфическая форма обучения студентов, но и средство включения их в самостоятельную познавательную деятельность в ВУЗе в целом [2]. Поэтому методика её организации и проведения требует особого внимания.

Самостоятельную работу студентов можно подразделить на две большие формы: это самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя во время запланированных аудиторных учебных занятий (СРСП) и

самостоятельная работа студентов (СРС) во внеаудиторное время. Самостоятельная работа студента во внеаудиторное время - это работа, которую студент готовит совершенно самостоятельно без помощи преподавателя. Для её подготовки студент снабжается заданиями и рекомендациями по их выполнению. В течение первого семестра студенты первого курса КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова выполняют четыре самостоятельные работы по русскому языку. На кафедре русского языка разработаны тематический план СРС и задания к ним. Курс русского языка в медицинском вузе предусматривает выполнение самостоятельной работы, связанной с анализом текстов, словарной работой, активизацией в речи терминологической лексики. Сроки сдачи СРС -последнее занятие по выбранной лексической теме. Формы СРС определяются теми задачами, которые ставит перед студентами преподаватель. Для выполнения СРС студент имеет возможность выбрать одну из указанных тем: написать эссе «Здоровый образ жизни» или «Экология в Казахстане», подготовить доклад «Права и свободы человека в Республике Казахстан» или «Средства связи и их роль в жизни современного человека», подготовить презентацию на одну из тем: «КазНМУ им.С.Д.Асфендиярова», «Культура и традиции казахского народа», «Искусство и праздники в жизни человека».

С большой ответственностью приступают студенты к написанию эссе о здоровом образе жизни. В эссе подчёркивается, что здоровый образ жизни помогает нам выполнять наши цели и задачи, успешно реализовывать свои планы, справляться с трудностями, а если придется, то и с колоссальными перегрузками - так считают будущие врачи. Крепкое здоровье, поддерживаемое и укрепляемое самим человеком, позволит ему прожить долгую и полную радостей жизнь. В эссе говорится о том, как правильно относиться к своему организму и поддерживать его в тонусе. Эти советы в определенной мере подойдут каждому сознательному человеку, решившему стать на тропу оздоровления и привести свою жизнь в порядок. В эссе есть ссылки на полезные материалы, которые рассказывают о правильном питании, пользе овощей и фруктов, а также о важности физкультуры и спорта. Эссе на тему «Экология в Казахстане» описывают негативные воздействия химических и

биологических загрязнений, влияние звуков, погоды, питания на здоровье человека. Работая над эссе по указанной теме, студенты приходят к выводу о том, что «наше здоровье зависит не только от внешних причин, но и от «внутренних». Здоров тот, кто хочет быть здоровым. У природы есть «лекарства» от любых болезней. У каждого из нас (за редким исключением) есть реальная возможность дожить, как минимум, до 100 лет. Главное - поверить в свои силы и научиться чувствовать и понимать свой организм. Это совсем не сложно. И ещё: должна быть цель. Это важно: если знаешь «зачем», то всегда найдёшь «как». Следует помнить, считают будущие

врачи, что сохранение здоровья - это труд, а его восстановление - тяжёлый труд. Интересен доклад о правах и свободах в Республике Казахстан. В докладе утверждается, что политические знания и культура нужны сегодня любому человеку, независимо от его профессиональной принадлежности, поскольку, живя в обществе, он неизбежно должен взаимодействовать с другими людьми и государством. Без обладания такими знаниями личность рискует стать разменной монетой в политической игре, превратиться в объект манипулирования и порабощения со стороны более активных в политическом отношении сил. Массовая политическая грамотность граждан необходима и всему обществу, ибо предохраняет его от деспотизма и тирании, от антигуманных и экономически неэффективных форм государственной и общественной организации. Поэтому сознательное формирование политической культуры как искусства совместного цивилизованного проживания людей в государстве - забота всего современного общества, важное условие его благополучия. Демократическое политическое образование помогает гражданину правильно оценить соответствующий общественный строй, осознать свои место и роль в государстве, права и обязанности. Главная его цель - научить человека адекватно ориентироваться в сложном и противоречивом современном мире, представлять и защищать свои интересы, уважая интересы и права других людей, коллективно решать общие проблемы.

В докладе «Средства связи и их роль в жизни современного человека» утверждается мысль о том, что современные процессы коммуникации стали формой выражения культуры. Стремление понимать других и быть понятым окружающими - одна из древнейших мотиваций поведения человека. Многовековую историю человеческого общества характеризует поступательный процесс

совершенствования форм и методов сбора, обработки и передачи информации о вселенной, а также средств и возможностей воспринимать и понимать мысли других. Эволюционируя, человечество научилось адекватно усваивать информацию о мире природы и техники, об общественных отношениях. Как отдельная личность, так и общество в целом жизненно заинтересованы не столько в увеличении объема получаемой информации, сколько в повышении эффективности ее передачи и обработки, в расширении возможностей повседневного использования информации. Коммуникация стала мощным фактором развития человеческого общества, активно влияющим на все стороны жизни людей, в том числе и на естественную эволюцию биосферы и космоса.

Особенно интересны СРС - презентации: «КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова», «Культура и традиции казахского народа», «Искусство и праздники в жизни человека». Студенты знают, что сценарий презентации состоит из перечисления всех основных событий и этапов мероприятия в последовательном порядке. При непосредственном проведении презентации ведущий должен придерживаться именно этого регламента. Сама презентация не должна быть навязчивой, а проходить в стиле импровизации. При этом сам текст должен быть подготовлен заранее и тщательно отрепетирован и проверен на восприятие в аудитории. Так, в презентации «КазНМУ им.

С.Д.Асфендиярова» сообщается о том, что постановлением Президиума КазЦИКа от 10 декабря 1930 года Совнаркому КазССР было поручено «обеспечить открытие медицинского института не позднее февраля 1931 года».

Из презентации студенты узнают о том, что при университете действуют Музей истории КазНМУ им. С. Д. Асфендиярова, Республиканская научно-медицинская библиотека, научный журнал «Вестник КазНМУ», газета «Шипагер», узнают о деятельности всех ректоров университета, знакомятся с его известными выпускниками. Интересны презентации на темы: «Культура и традиции казахского народа», «Искусство и праздники в жизни человека». Богатейшая культура казахского народа сохранила множество традиций и обычаев, которые передаются из поколения в поколение на протяжении многих веков. Другой отличительной чертой казахского народа являлось и является гостеприимство. Обычаев и традиций, связанных с гостеприимством, у казахов очень много. В презентации рассказывается и о других традициях казахов. Вместе с тем отмечается, что в современном Казахстане многие обычаи потеряли свою актуальность, ввиду изменения ритма и уклада жизни, а также под влиянием исторических факторов. Презентация свидетельствует о живом интересе молодого поколения к истории своего народа.

В презентации «Искусство и праздники в жизни человека» утверждается, что праздник в жизни человека существовал всегда. Праздников ждут, к ним готовятся, им радуются, их помнят. Само слово праздник выражает упразднение, свободу от будничных трудов, соединённую с весельем и радостью. Праздник не поддаётся никакому утилитарному осмыслению (как отдых, разрядка и пр.). Праздник как раз и освобождает от всякой утилитарности и практицизма; это временный выход в утопический мир. В праздник как бы "особая праздничная погода". В презентации рассматривается и такое понятие, как "воспитательное значение народных праздников» в жизни человека. В связи с тем, что степень адаптации и языковой сложности текстов разная, студентам для полного их понимания рекомендуется обращаться к толковым словарям и словарям иностранных слов. В соответствии с особенностями семестровых работ можно определить набор умений, необходимых для

их выполнения. Под умением, как известно, понимаются практические действия, которые обучаемый может совершить на основе полученных данных и которые, в свою очередь, в дальнейшем могут способствовать получению новых знаний (например, умение читать и правильно понимать текст на русском языке становится источником получения новых знаний из научных журналов на этом языке). В качестве таких базовых умений можно назвать следующие:

- определять смысловые вехи в тексте при подготовке доклада, устанавливать значения незнакомых слов с использованием толковых и терминологических словарей;

- вести в тексте самостоятельный поиск различного рода ориентиров;

- самостоятельно обрабатывать языковой материал;

- делать обобщения на основе наблюдаемых фактов;

- контролировать себя и производить самокоррекцию и др.

Указанные базовые умения студент может использовать при выполнении самостоятельной работы. При выполнении СРС студент также может использовать любые учебники по русскому языку. Для осуществления контроля над языковым оформлением СРС преподаватель определяет нормы, критерии оценки для того или иного вида работы. В том случае, если в СРС нарочито упрощенный синтаксис, бедный словарь, если она написана без соблюдения норм литературного языка, работа студента может быть не засчитана преподавателем.

Эффективность самостоятельной работы студента во многом зависит от её методической обеспеченности. Речь идёт, в первую очередь, об учебной литературе, пособиях, методических указаниях, а также о возможностях читального зала в смысле наличия необходимой литературы и доступа к интернету. В целом же самостоятельная работа студента, расширяя его кругозор, прививает стойкий интерес к чтению специальной и другой литературы на русском языке, формирует творческий подход к избранной профессии, является важным звеном в оптимизации процесса обучения в вузе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Бабина С.В. Формирование компетенции профессионального саморазвития студентов вуза: автореф. дис. ... канд. пед. - М., 2009. - 29 с.

2 Курмангалиева А.Ш., Кожамкулова Ж.Т. Методические рекомендации по разработке учебно-методических комплексов для преподавателей и студентов. - Алматы: МАБ, 2003. - 50 с.

Г.М. ЧУМБАЛОВА

ОРЫС Т1Л1 САБАЦТАРЫНДА СТУДЕНТТЕРДЩ 0ЗШ-0З1 ДАМЫТУ Ц¥ЗЫРЕТТЕР1Н ЦАЛЫПТАСТЫРУ МЭСЕЛЕС1

Тушн: Ма;алада автор С.Асфендияров атындагы К^аз¥МУ орыс тш саба;тарында eзiн-eзi дамыту кузыретш ;алыптастыру тэжiрибесiн ;арау ушш усынады. С9Ж та;ырыптары бойынша жумысы студенттерге eздерiнщ зияткерлiк ;алыптасуына MYMкiндiгiн бередi. Бул YДерiс о;ытуга утымды болады, Yйренушiлерге бшмнщ жаца iлiмi мен бiлiктiлiгiне ие болуга ы;палын тигiзедi.

ТYЙiндi свздер: «кредит ЖYЙесi», «студенттердщ eзiндiк жумысы», «eзiн-eзi дамыту к;узыретЬ>.

G.M. CHUMBALOVA FORMATION OF THE STUDENTS' SELF-DEVELOPMENT COMPETENCY

Resume: In this article, the author proposes to consider her experience of forming self-development competency at the Russian language lessons at S.D.Asfendiyarov KazNMU. Working on SSW topics enables students to feel their intellectual consistency. This makes productive learning process itself, and helps to get new knowledge and skills. Keywords: credit system, students' independent work, self-development competency.

УДК 615.471 : 616. 314 - 7

С.К. ШАРИПОВА

КазНМУ им.С.Д.Асфендиярова

АЛГОРИТМ ОПИСАНИЯ ОРТОДОНТИЧЕСКОГО УСТРОЙСТВА(КОНСТРУКЦИИ)

Стандартизация лечения в клинической практике ортодонтии и стандартизация в обучении студентов стоматологического факультета по теме «Лечение зубочелюстных аномалий ортодонтическими устройствами » мотивировала автора к разработке «Алгоритм описания ортодонтического устройства (конструкции)». Ключевые слова: алгоритм, ортодонтическое устройство, конструкция.

Актуальность: Разработка алгоритма необходима для стандартизации обучения студентов и стандартизации лечения пациентов с различными нозологическими формами заболеваний в клинике ортодонтии. Алгоритм состоит из разделов, которые необходимо заполнить при выборе конструкции ортодонтического устройства для лечения пациентов с зубочелюстно-лицевыми аномалиями. В статье представлен «Алгоритм описания ортодонтического устройства (конструкции)». Заполнение пунктов алгоритма при различных клинических ситуациях мотивирует обучающего прочитать, изучить материал по нескольким источникам литературы по теме: «Лечение зубочелюстных аномалий ортодонтическими устройствами » Цели и задачи: Мотивацией к ортодонтическому лечению является достижение эстетического оптимума. По пожеланию пациента, и исходя из диагностических данных, чтобы достигнуть оптимальный морфологический, эстетический и функциональный результат врач должен определить тактику ортодонтического лечения с применением метода лечения ортодонтическим устройством. При выполнении задачи обучения при разработке плана лечения в ортодонтической практике необходим выбор ортодонтического устройства по стандарту. Алгоритм описания ортодонтического устройства (конструкции)

Название ортодонтического устройства (ОУ) по автору. По конструкции (ОК).

Показания к изготовлению ортодонтического устройства (ОУ).

Опишите конструктивные элементы

ортодонтического устройства:

Фиксирующие части (элементы);

Элементы, за счёт которых осуществляется лечебный

эффект;

Дополнительные элементы, вспомогательные; Схема, рисунок, фото ОУ.

Проклассифицируйте ортодонтическоe устройство по объединённой классификации (Хорошилкиной -Малыгину, Миргазизову, Оспановой - Арсениной, Головко, Шариповой):

Область применения. По назначению. По принципу действия. По виду конструкции.

По конструкции соединительных элементов ОУ.

По способу фиксации.

По цели использования.

По основным направлениям перемещения.

По способу и месту действия.

По виду опоры.

По локализации опоры.

По источнику силы.

По характеру действия силы.

По величине силы.

По способу активации.

Инструменты и материалы, необходимые для изготовления ОУ.

Технологические процессы используемые при изготовлении ОУ.

Клиника - лабораторные этапы изготовления ОУ.

Режим пользования устройством ОУ,

Гигиена полости рта и гигиенический уход за

устройством,

Методы активации ОУ.

Методы коррекции ОУ.

Продолжительность пользования ортодонтическим устройством. Разработчик Клинический пример.

Алгоритм описания ортодонтического устройства (конструкции).

Название ортодонтического устройства (ОУ) по автору. По конструкции (ОК).

Аппарат Брюкля. Базисная пластинка на нижнюю челюсть, с вестибулярной дугой, двумя полукруглыми петлями в области клыков, наклонно -накусочной плоскостью в переднем отделе и кламмерами Шварца в области боковых зубов (боковых участков зубных дуг) . Показания к изготовлению.

Изготавливается для лечения мезиального прикуса ложного со смещением нижней челюсти вперёд, при ретрузии и нёбном положении верхних резцов в при-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.