Vestnik KazNMU №4-2018
РАЗДЕЛ 3. ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ CHAPTER 3. INNOVATIVE TEACHING METHODS
УДК 615.1(474-1)+615.1(574):378.14
2Г.О. Устенова, ХЕ.Н. Кирилова
Санкт-Петербургский государственный химико-фармацевтический университет,
Санкт-Петербург, Россия 2 Казахский Национальный медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова
Алматы, Казахстан
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗРАБОТКИ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ФАРМАЦИЯ» САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ХИМИКО-ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА И НАЦИОНАЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Создание вузами совместных образовательных программ - направление интеграции образования в рамках программ, учебных планов, силллабусов и других учебно-методических материалов. Цель программы -формирование условий для фундаментальной, научно-исследовательской и практической направленности подготовки специалистов, основанных на международных стандартах, отечественных традициях высшего фармацевтического образования и обеспечивающих конкурентоспособность выпускников СПХФА и АО НМУ на международном рынке труда.
Совместная образовательная программа будет утверждена в соответствии с современными требованиями, которая позволит в ближайшем будущем выпускать специалистов в области фармации и России, и Казахстана. Данная программа будет способствовать расширению академической мобильности студентов, прохождению практики на базах фармацевтического профиля Казахстана и России.
Ключевые слова: совместная образовательная программа, вузы-партнеры, академи-ческая мобильность, практика, транскрипт к диплому, рынок труда, нормативные документы, учебные планы, каталог элективных дисциплин
Введение. Создание вузами совместных образовательных программ - направление интеграции образования в рамках программ, учебных планов, силллабусов и других учебно-методических материалов. Дело в том, что современные темпы развития производства и возросший темп внедрения инновационных разработок, а также их разнообразие однозначно требуют от системы образования, во-первых, гораздо более высоких темпов включения новых идей и технологий в образование, во-вторых, диверсификации (разнообразия) образовательного процесса. Инновационные технологии в образовании в разных странах обуславливают необходимость диверсификации подготовки кадров и являются объективной основой создания совместных программ.
Мотивация создания совместных
образовательных программ сходна в вузах мира и заключается в следующем:
♦ Совместные программы являются признанным инструментом повышения конкурентоспособности вузов и, как следствие, национальных/региональных систем образования.
♦ В условиях развития процессов глобализации и интеграции на международной арене системы
высшего образования необходимо
осуществлять ее сопоставимость с системами высшего образования различных стран. Сравнительный анализ позволит разработать совместные образовательные программы, одним из положительных эффектов которых является совершенствование образовательных программ путем обмена инновационными технологиями обучения.
♦ В вузах появляется возможность выхода на образовательные рынки других стран, популяризации российского и казахстанского высшего образования за рубежом, а также создания единого евразийского рынка труда, что является важным моментом для трудоустройства будущих выпускников и тем самым — для мотивации их выбора. Образовательные программы считаются совместными, если они отвечают следующим характеристикам:
♦ программы разрабатываются и утверждаются совместно вузами-партнерами;
♦ студенты из каждого вуза проходят часть обучения в других вузах;
♦ сроки обучения и сданные экзамены в вузах-партнерах признаются полностью и автоматически;
Вестник Ка^ЖМУ №4-2018
♦преподаватели каждого вуза также преподают и в других вузах, совместно разрабатывают учебные планы и создают совместные комиссии по экзаменам;
♦после завершения полной программы студенты получают официальные сертификаты или транскрипты (приложения) к дипломам, присуждаемые в вузах по месту обучения в рамках академической мобильности. Совместная образовательная программа — программа, осуществляемая двумя или более вузами в следующих формах:
♦ аккредитованные и гармонизированные программы (признание одним вузом эквивалентности программы другого вуза собственной образовательной программе);
♦ франчайзинговые программы (передача одним университетом другому права реализации своей образовательной программы при сохранении за собой права контроля качества подготовки);
♦программы двойных и совместных дипломов (согласование учебных планов и программ, методов обучения и оценки знаний студентов, взаимное признание результатов обучения в вузах-партнерах, выдача совместного диплома или транскрипта (приложения) к дипломам, присуждаемого в вузах по месту обучения в рамках академической мобильности). Из-за юридических трудностей в признании совместных степеней в практике сотрудничества стали более четко разграничивать вопросы, связанные собственно с самими совместными программами, и — присвоения дипломов по завершении этих программ. Так, в университетской практике наряду с присуждением совместного диплома, когда от лица стран — участниц программы выдается один диплом, широкое распространение получило присуждение двух дипломов. При этом один из них представляет собой признаваемую всеми национальную степень, другой — иногда только сертификат, подписанный всеми участниками
университетского партнерства и поэтому не имеющий юридического признания на национальном уровне. Для устранения подобных проблем необходимо внести изменения в национальные законодательства. Самым сложным вопросом для распространения совместных или двойных дипломов является необходимость расширения базы их финансирования. Такие программы являются более затратными по сравнению с обычными, что обусловлено, в первую очередь,
необходимостью финансирования
международной мобильности и механизмов управления программами. Распространена практика, когда эти более высокие затраты покрываются самими участниками сети или даже студентами. Первый способ может снижать заинтересованность университетов в таких программах. Второй — приводит к усугублению неравенства среди студентов, которым такие программы будут доступны в различной степени.
Необходимо отметить, что развитие совместных программ российских и зарубежных вузов тормозится несовершенством правовой базы как в области образования, так и миграционного законодательства, вопросов пребывания иностранных граждан на территории РФ или других стран. Результаты и их обсуждение. В апреле 2018 г. начата разработка совместной образовательной программы между Санкт-Петербургским государственным химико-фармацевтическим университетом и Национальным медицинским университетом по специальности «Фармация». Реализация данной программы для студентов СПХФУ возможна в рамках сетевой формы обучения (Закон об образовании РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.), для студентов КазНМУ- в рамках ГОСО - Приказ № 661 от 29.07.2016 года «О внесении изменений и дополнений в приказ МЗСР РК от 31 июля 2015 года № 647 (Приложение 5-1) «Об утверждении государственных общеобязательных
стандартов и типовых профессиональных учебных программ по медицинским и фармацевтическим специальностям». Цель программы: Формирование условий для фундаментальной, научно-
исследовательской и практической
направленности подготовки специалистов, основанных на международных стандартах, отечественных традициях высшего
фармацевтического образования и
обеспечивающих конкурентоспособность
выпускников СПХФА и НМУ на международном рынке труда.
Для достижения цели предстоит решить следующие задачи:
* кадровое обеспечение подготовки бакалавриата;
* учебно-методическое и информационное обеспечение учебного процесса;
* материально-техническое обеспечение учебного процесса.
ФЫмлк КаяГПЖи №4-2018
Таблица 1- Сравнительный анализ учебных планов ВУЗов-партнеров по ключевым параметрам
№ Наименование КазНМУ СПХФУ
пп ЗЕТ Час|нед. ЗЕТ Час|нед.
1 Объем основной образовательной программы 191 8655/288 300 10800/260
2 Количество недель обучения(без каникул) 30 220
3 Объем аудиторной нагрузки 161 4830 138 4983
4 Объем самостоятельной работы студента/контроль учебного процесса 161 2415 97/22 3509/760
5 Количество экзаменов/зачетов (диф.зачетов) 56/12 26/66
6 Количество курсовых проектов/ работ - 5
7 Физическая культура 8 240 2 400
8 Объем базовой части ОП 61 2745 218 7848
9 Объем вариативной части ОП в том числе: 93 4185 39 1404
обязательный вузовский компонент 85 3825 27 972
курсы по выбору обучающегося 15 675 12 432
10 Цикл гуманитарных и экономических дисциплин 28 1260 43 1552
11 Цикл математических и естественнонаучных дисциплин (базовых дисциплин) 90 4050 81 2916
12 Цикл профессиональных дисциплин 43 1935 104 3744
13 Учебная практика 6 90 12 432
14 Производственная практика, практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности 6 450 28 1008
16 ИГА 3 315 3 108
17 Количество дисциплин ОП/ без вариантов выбора элективных курсов 61/56 67/57
18 Количество кредитов ОП без ДВО 161 7245 300 10800
Сравнительный анализ образовательных программ:
Рисунок 1 - Перезачет кредитов предполагается на основании системы ЕСТS
Ъыипшши ЭСа^ТбМЩ 4-2018 ^ 1
Переводные коэффициенты:
- 1,5 - для ООД, дополнительных видов обучения, элективных дисциплин, практики;
- 1,65 - для базовых дисциплин, не являющихся пререквизитами;
- 1,8 - для базовых дисциплин, являющихся пререквизитами и профилирующих дисциплин.
«Образовательные траектории по специальности «Фармация»
НМУ СПХФУ
Рисунок 2 - Образовательные траектории
Для прохождения практики студентов имеются договора с базами фармацевтического профиля: Национальным центром экспертизы
лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники, фирмами, аптеками, производствами, лабораториями, филиалом судебно-медицинской экспертизы, ботаническим садом и др.
Выводы:
> Проведен сравнительный анализ образовательных программ ВУЗ-ов партнеров;
> Разработан интегрированный учебный план по специальности «Фармация»;
> Составлен проект совместной образовательной программы по специальности
«Фармация» АО Национального медицинского университета и Санкт-Петербургского химико-фармацевтического университета. Заключение.
Таким образом, совместная образовательная программа будет утверждена в соответствии с современными требованиями, которая позволит в ближайшем будущем выпускать специалистов в области фармации и России, и Казахстана. Данная программа будет способствовать расширению академической мобильности студентов, прохождению практики на базах фармацевтического профиля Казахстана и России.
»«¡за
ФЫмлк КаяГПЖи №4-2018
Г.О. Устенова, Е.Н. Кирилова
ПЕТЕРБУРГ МЕМЛЕКЕТТ1К ХИМИЯЛЫК - ФАРМАЦЕВТИКАЛЫК УНИВЕРСИТЕТ МЕН ¥ЛТТЫК МЕДИЦИНАЛЫК УНИВЕРСИТЕТ1 «ФАРМАЦИЯ» МАМАНДЫFЫ БОЙЫНША Б1РЛЕС1П ЖАСАЛFАН
БОЛАШАFЫ БАР ОКУ БАFДАРЛАМАСЫН ЭЗ1РЛЕУ
ТYЙiн: Университеттердщ орта; бiлiм беру багдарламаларын ;уруы - оку багдарламаларын, о;у жоспарларын жэне бас;а да бiлiм беру материалдарыны; ше;бершде бiлiм берудi интеграциялау багытын бiлдiредi. Багдарламаньщ ма;саты - стандарт;а жэне жогаргы фармацевтикалы; бiлiм берудщ ултты; дэстYрлерiне негiзделген негiзгi бЫммен, гылыми зерттеу жэне тэжiрибелiк багытта мамандарды дайындауга жагдай жасалына отырып, халы;аралы; е;бек нарыгында СПХФА жэне Каз¥МУ тYлектерiнiн бэсекеге кабiлеттiлiгiн ;амтамасыз ету болып табылады. Бiрлескен бЫм беру багдарламалары жа;ын арада Ресей мен Каза;стандагы фармацевтика саласында мамандар даярлауга мYмкiндiк беретiн заманауи талаптарга сэйкес бекiтiледi. Бул багдарлама Каза;стан мен Ресейдiн базасында жYргiзiлген фармацевтикалы; профилi негiзiнде тэжiрибелiк саба;тар студенттердщ академиялы; ут;ырлыгын ке;ейтуге мYмкiндiк бередь
ТYЙiндi свздер: орта; бiлiм беру багдарламасы, эрiптес университеттер, академиялы; ут;ырлы;, тэжiрибе, диплом транскрипциясы, е;бек нарыгы, нормативтiк ;ужаттар, о;у жоспарлары, элективт пэндер каталогы.
G.O. Ustenova, E.N. Kirilova
PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF A JOINT EDUCATIONAL PROGRAM IN THE SPECIALTY "PHARMACY" OF THE ST. PETERSBURG STATE CHEMICAL - PHARMACEUTICS UNIVERSITY AND THE
NATIONAL MEDICAL UNIVERSITY
Resume: Universities joint educational programs is a direction of education integration within the confines of education programs, curricula, syllabus and other educational and methodical materials. The program is aimed to ensure graduates competitiveness of State Medical Academy and Kazakh National Medical University on the international labor market by combining international standards of higher pharmaceutical education and best national educational traditions providing the best conditions for fundamental, research and practical orientation of training. The joint educational program that will be approved in compliance with the modern requirements will help both Russia and Kazakhstan to graduate specialists in the field of pharmacy in the nearest future. This program will positively affect academic mobility of students bringing them new opportunities to gain practical experience at pharmaceutical bases in Kazakhstan and Russia.
Keywords: joint educational program, partner universities, academic mobility, practice, transcript to the diploma, labor market, regulatory documents, curricula, catalog of elective disciplines.