ФАРМАЦЕВТИКА
ВНЕДРЕНИЕ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ С ЦЕЛЬЮ ИНТЕГРАЦИИ В МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО
Датхаев У.М., Устенова Г.О., Карлова Э.К., Саякова Г.М., Сергиенко Е.В.
Казахский национальный медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова,
фармацевтический факультет
Введенная в Казахстане кредитная технология обучения считается фундаментом новой образовательной модели ХХ1 века. Основными ее составляющими является широкое применение информационных технологий, академическая мобильность студентов и преподавателей и др. В текущем учебном году на фармацевтическом факультете в рамках эксперимента провели полный переход на кредитную технологию обучения, повышающую значение самообразования, предполагающая выбор студентом индивидуальной образовательной траектории и преподавателя, освоение ключевых профессиональных компетенций.
Ключевые слова: кредитная технология обучения, академическая мобильность, профессиональные компетенции, самообразование, индивидуальная образовательная траектория.
Система подготовки кадров в Республике Казахстан для фармацевтического сектора испытывает некоторые трудности, связанные с ее переходом на качественно новый уровень и изменением положения в мировом масштабе. Для подготовки специалистов, востребованных на фармацевтическом рынке, требуется качественное развитие системы подготовки фармацевтических кадров. Введенная в Казахстане кредитная технология обучения считается фундаментом новой образовательной модели ХХ1 века. Основными ее составляющими является широкое применение информационных технологий, академическая мобильность студентов и преподавателей, оптимизация учебного процесса путем внедрения активных методов обучения, материальное и моральное стимулирование преподавателей и студентов. По своему содержанию кредитная система обучения направлена на повышение уровня самообразования и творческого мышления студентов.
В современных условиях преподаватели должны развивать креативную методологию обучения с элементами творчества и интерактивности форм и методов проведения занятий. В результате такого обучения студент будет более самостоятелен в усвоении учебного материала, а преподаватель будет выступать в роли консультанта, координирующего образовательную траекторию студента. Следует подчеркнуть, что полное внедрение кредитной технологии обучения значительно облегчит перевод студентов в ВУЗы фармацевтического профиля Ближнего и Дальнего зарубежья в рамках интегрированных образовательных программ.
В текущем учебном году на фармацевтическом факультете в рамках эксперимента провели полный переход на кредитную технологию обучения, повышающую значение самообразования, предполагающая выбор студентом индивидуальной образовательной траектории и преподавателя, освоение ключевых профессиональных компетенций и т.д. Так, в целях обеспечения академической мобильности составлены договора о взаимном сотрудничестве с Национальным фармацевтическим университетом (г.Харьков), фармацевтическим факультетом Сибирского государственного медицинского университета (г. Томск).
Проведен сравнительный анализ типовых учебных программ по специальности «Фармация» ГОСО РК 2006 г. и образовательного стандарта Украины, в результате чего была установлена сходимость программ более чем на 30 %, в связи с чем возможна разработка международной совместной образовательной программы. В течение нескольких последних лет Национальный фармацевтический университет (НФаУ) является базой для прохождения практики студентов фармацевтического факультета КазНМУ им.С.Д.Асфендиярова. В этом году 9 студентов 3 курса посетят НФаУ в рамках выездных занятий по дисциплине «Основы технологии лекарств», что является началом возможного сотрудничества в плане развития двудипломного обучения. В настоящее время начата работа по составлению интегрированной образовательной программы по специальности «Фармация». В рамках академической мобильности планируется конкурс по обмену студентами между нашим ВУЗом и Синь-Цзяньским университетом, в котором участвуют студенты фармацевтического факультета. Также запланировано обучение магистрантов за рубежом (Украина, Россия, Польша и др.), обучающихся по специальности «Фармация» в течение нескольких месяцев в ВУЗах, с которыми имеются договора о взаимном сотрудничестве
В течение весеннего семестра были проведены открытые занятия всех преподавателей согласно графика с применением инновационных методов обучения на кафедрах организации, экономики фармации и технологии лекарственных форм; фармацевтической химии, фармакогнозии, токсикологической химии и ботаники; фармакологии. Можно отметить значительные успехи многих преподавателей, которые активно внедряют в учебный процесс новые методы обучения, разнообразные формы проведения самостоятельной работы студентов - решение кроссвордов, ребусов, составление глоссариев, проведение информационного поиска, решение комплексных задач, ролевые игры, дискуссии. Во время проведения занятий реализуется политика 3-х язычия, студенты русскоязычных групп готовят презентации на казахском, английском языках, широко практикуется работа в малых группах, демонстрируются видеоролики, почти все преподаватели применяют комбинирован-
ный опрос - письменный в виде тестирования и устный в виде разбора ситуационных задач или картированного контроля. На старших курсах необходимо внедрять такие формы, как решение кейс-стади, защита эссе, порт-фолио, дипломных работ и др.
Сформирован каталог элективных дисциплин на следующий учебный год. Изучение элективных дисциплин позволит приобрести компетенции, которые невозможно получить в полном объеме при изучении обязательных дисциплин. Определены 5 основных направлений подготовки по специальности «фармация»: фармацевт-менеджер, фармацевт-технолог, фармацевт-аналитик, фармацевт-фармакогност, фармацевт-токсиколог. Для каждого направления сформирован перечень дисциплин по выбору. Элективы, предлагаемые на 3, 4 курсах дают возможность освоению вопросов, не включенных в УМК дисциплины, но являются важным дополнением в формировании, развитии и профессиональном становлении личности.
Эдвайзерская работа на факультете проводится второй год. Первый год эдвайзеры проводили знакомство с элективами по потокам (русском, казахском) на каждом курсе. Студенты получали список и краткую аннотацию элективных курсов. Каждый студент мог самостоятельно изучить предоставленные материалы, и при необходимости обратиться к эдвайзеру за дополнительной информацией. В этом году предложена организация работы эдвайзеров в офис-регистраторе. Преподаватели каждой кафедры во время дежурства имеют возможность уделить студенту время больше, индивидуально. В течение дня студенты могут равномерно, в зависимости от время занятий, посетить офис-регистратор и решить вопрос о выборе электива. Предложенный вид работы и общения эдвайзеров со студентами позволяет видеть динамику выбора элективов. В течение года студенты имеют возможность в целом познакомиться с предлагаемыми элективами. В свою очередь, эдвайзеры имеют полное представление подхода студентов к выбору электива, могут откорректировать аннотацию, изменить название электива, дополнить новыми интересующими вопросами студентов.
Одной из отличительных особенностей полного перехода фармацевтического факультета на кредитную технологию обучения был выбор студентами преподавателей по всем дисциплинам с 1 по 4 курсы. Так, проведен сравнительный анализ анкет, в результате которого выявлен ряд преподавателей, рейтинг которых оказался наиболее высоким. В целях мотивации для таких преподавателей была назначена стимулирующая надбавка в зависимости от их рейтинга.
Кафедры фармацевтического факультета провели студенческие научные конференции:
- фармацевтической химии и фармакологии - с участием студентов других факультетов - стоматологического, общей медицины и др;
- организации, экономики фармации и технологии лекарственных форм с приглашением выпускников фармацевтического факультета, которые продолжили учебу в магистратуре ведущих ВУЗов Казахстана и Ближнего, Дальнего зарубежья. Выпускники поделились своими впечатлениями и достижениями в ВУЗах, где внедрена кредитная технология обучения, осветили преимущества и перспективы данной технологии.
В КазНМУ создан центр практических навыков, который должен помочь нашим студентам освоить необходимый перечень практических навыков, т.е. операциональных компетенций. Материально -техническая база данного центра будет совершенствоваться с каждым годом, планируется создание симуляционной аптеки и т.д. Для формирования практических навыков согласно ГОСО 2006 г., определен перечень дисциплин с 1 по 5 курс, поднавыков, способствующих овладению навыков выпускников фармацевтического факультета. Коллективом авторов было получено авторское свидетельство на проведение объективного структурированного практического экзамена (ОСПЭ) по специальности «Фармация» для студентов 5 курса.
На фармацевтическом факультете регулярно проводились встречи со студентами по реализации внедрения новых образовательных технологий в учебный процесс, а также для анкетирования с целью осуществления обратной связи с ними по вопросам выбора элективных дисциплин, преподавателей и т.д. Было проведено заседание КОП с приглашением работодателей по вопросам внедрения компетентностного подхода в учебный процесс фармацевтического факультета;
Проведен круглый стол с работодателями на тему «Стратегия развития фармации - партнерство науки, образования и практики». На заседании круглого стола состоялось обсуждение направлений развития фармацевтического образования на факультете, путей повышения качества подготовки фармацевтов, компетенций, необходимых выпускникам фармацевтического факультета, возможных видов содействия со стороны предприятий подготовке востребованных современных специалистов (проведение производственной практики, совершенствование образовательных программ, преподавание дисциплин по выбору).
Для актуализации обучения на факультете запланирован ряд мероприятий, в частности, проведение профессорских чтений с привлечением ведущих специалистов отрасли, дуо-лекций, которые проводят одновременно два специалиста: преподаватель факультета и приглашенный специалист из практического сектора.
В настоящее время начата работа по приглашению визитинг-лекторов из-за рубежа, которые могут выступить перед нашей аудиторией студентов и преподавателей с открытыми лекциями, с организацией мастер -классов по вопросам актуальной фармации и современных образовательных технологий. Так, планируется пригласить коллег с НФаУ( г.Харьков), СибГМУ (г. Томск), СПбГФА (г. Санкт-Петербург), ТашФармИ (г.Ташкент) и др.
Для обеспечения должного качества подготовки кадров необходимо тесное сотрудничество с будущими работодателями - предприятиями фармацевтического сектора. В настоящее время ведется работа по внесению предложений со стороны работодателей для нового ГОСО по специальности «фармация», в нем будут учтены предложения практического сектора. Необходимо подчеркнуть, что работодатели являются потребителями об-
разовательных услуг, и поэтому должны принимать активное участие в определении квалификационных требований к выпускникам фармацевтических вузов. Таким образом, внедрение кредитной технологии обучения в учебный процесс должно способствовать значительному повышению качества образования, подготовке выпускников, отвечающим всем требованиям современного фармацевтического рынка.
Халыкаралык бШм беретш кещстшке KipiryiH максатпен Yйренудi несие жуйесшщ eHrayi Датхаев У.М., Устенова Г.О., Карлова Э.К., Саякова Г.М., Сергиенко Е.В.
Казахстан бшм беру саласында енпзшген кредиттiк окыту жYЙесi ХХ1 гасыр жаца бiлiм беру Yлгiсiнiц iргетасы болып табылады. Кредиттiк окыту жYЙесiнiн негiзгi к¥рамдас бвлiктерi ретiнде акпараттык технологияны колдану, студенттер мен окытушылардын академиялык икемдiлiгiн т.с.с. атауга болады. Агымдагы оку жылында фармацевтикалык факультет эксперимент есебшде, вздiгiнен бiлiмiн жетiлдiрудiн мацызын квтеретiн, студентке окытушыны жэне жеке бiлiм алу траекториясын тандауга мYмкiндiк беретiн, негiзгi кэсiби к¥зыреттшктерш менгеруге ыкпал ететiн, кредиттiк окыту жYЙесiне толык квшiрiлдi.
ТYЙiндi сездер: кредиттiк окыту жYЙесi, академиялык икемдшк, кэсiби к¥зыреттшктер, вздiгiнен бiлiмiн жетiлдiру. Жеке бiлiм алу траекториясы.
Iintroduction of credit system of training for the purpose of integration into the international educational space
Dathaev U.M., Ustenova G. O, Karlova E.K., Sajakova G. M, Sergienko E.V.
Introduced in Kazakhstan credit education technology is the foundation of a new educational model ХХ1 century. Its main components are the wide application of information technology, academic mobility of students and teachers, etc. In the current academic year at the pharmaceutical faculty in the experiment had a complete shift in the credit technology of training that increases the value of self-education involves the selection of student individual educational trajectory and teachers, development of key professional competencies.
Key words: credit education technology, academic mobility, professional competencies, self education, individual educational trajectory.
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ ФАРМАКОГНОЗИЯ
Келимханова С.Е., Сатаева Л.Г.
Казахский национальный медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова, г. Алматы
Подготовка фармацевтических кадров в настоящее время строится на основе новой парадигмы. Новый образовательный стандарт требует от современного специалиста способности и готовности создать условия для определенной деятельности и выполнить эту работу согласно государственному стандарту и законодательству РК.
В связи с этим в процессе обучения студент должен научиться не только получать определенную сумму знаний и умений, но и превращать их в компетенцию, то есть в набор знаний, практических умений, способов деятельности, информационной осведомленности и психологической готовности к определенному кругу предметов и процессов, необходимых для качественной и продуктивной деятельности специалиста в своей области. Одной из главных задач обучения по дисциплине - фармакогнозия, является подготовка специалистов, компетентных в области контроля качества лекарственного растительного сырья, что в определенной степени требует некоторой перестройки учебно-методической работы. Основным фрагментом контроля качества лекарственных средств природного происхождения является фармакопейный анализ, по которому подготовка студентов должна проводиться особенно тщательно.
Для формирования компетенций по фармакопейному анализу лекарственных средств природного происхождения, нужно исходить из формулирования и анализа структуры вырабатываемой компетенции и определения алгоритма овладения ею. Это позволит произвести корректировку комплекса образовательных целей и задач, направленных на формирование соответствующих компетенций или их фрагментов. За основу выработки компетенций по фармакопейному анализу следует взять разделы, входящие в фармакопейные статьи (ФС) на лекарственное растительное сырье. Исходя из этого разделы фармакопейной статьи можно представить в виде отдельных компетенций и указать, на каких знаниях и умениях базируется та или иная компетенция.
Любая ФС на лекарственное растительное сырье начинается с раздела «Внешние признаки». Поэтому особенно важно научить студента не только правильно выполнять это испытание, но и уметь делать заключение по результатам определения внешних признаков с учетом их изменения, происходящих при хранении. Таким образом, знания, умения, способность дать оценку результатам испытания составляют компетенцию по определению качества лекарственного растительного сырья по данному показателю. При определении подлинности лекарственного растительного сырья согласно фармакопейной статьи используются различные виды анализа - макроскопический (описание внешних признаков), микроскопический (изучение анатомических диагностических признаков) и фитохимический (физико-химические характеристики (УФС, ГЖХ, ТСХ, БХ и наиболее характерные качественные химические реакции на определенные группы биологически активных веществ).