Научная статья на тему 'Принципы разработки музыкальных мотивов и фраз для задачи развития и разрешений, неустойчивых к устойчивым звукам'

Принципы разработки музыкальных мотивов и фраз для задачи развития и разрешений, неустойчивых к устойчивым звукам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and Education
Область наук
Ключевые слова
лад / фразировка / устойчивые и неустойчивые звуки / развития и разрешения / тональность / мажор и минор / мотив / фраза

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дониёр Ризокулович Муртазоев

Одновременное или последовательное сочетание 2 звуков называется интервал. Все диссонирующие и неустойчивые интервалы требуют разрешения. Разрешение интервалов происходит по ладовому тяготению 2 способами: если в интервале оба звука неустойчивые то при разрешении они переходят в ближайшие устойчивые звуки. Если в неустойчивом интервале один звук неустойчивый то при разрешении устойчивый звук остаётся на месте, а неустойчивый переходит в ближайший устойчивый звук. Под фразировкой понимают характер, манеру игры или пения какого-либо исполнителя. Фразировка членение музыкальной ткани на фразы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принципы разработки музыкальных мотивов и фраз для задачи развития и разрешений, неустойчивых к устойчивым звукам»

Принципы разработки музыкальных мотивов и фраз для задачи развития и разрешений, неустойчивых к

устойчивым звукам

Дониёр Ризокулович Муртазоев Навоийский государственный педагогический институт

Аннотация: Одновременное или последовательное сочетание 2 звуков называется - интервал. Все диссонирующие и неустойчивые интервалы требуют разрешения. Разрешение интервалов происходит по ладовому тяготению 2 способами: если в интервале оба звука неустойчивые - то при разрешении они переходят в ближайшие устойчивые звуки. Если в неустойчивом интервале один звук неустойчивый - то при разрешении устойчивый звук остаётся на месте, а неустойчивый переходит в ближайший устойчивый звук. Под фразировкой понимают характер, манеру игры или пения какого-либо исполнителя. Фразировка - членение музыкальной ткани на фразы.

Ключевые слова: лад, фразировка, устойчивые и неустойчивые звуки, развития и разрешения, тональность, мажор и минор, мотив, фраза

Principles for the development of musical motifs and phrases for the task of developing and resolving sounds that are

unstable to stable sounds

Doniyor Rizoqulovich Murtazoyev Navoi State Pedagogical Institute

Abstract: A simultaneous or sequential combination of 2 sounds is called an interval. All dissonant and unstable intervals require resolution. The resolution of intervals occurs according to modal gravitation in 2 ways: if both sounds are unstable in the interval, then when they are resolved, they turn into the next stable sounds. If in an unstable interval one sound is unstable, then when resolved, the stable sound remains in place, and the unstable one passes into the nearest stable sound. Phrasing is understood as the character, manner of playing or singing of a performer. Phrasing is the division of musical fabric into phrases.

Keywords: mode, phrasing, stable and unstable sounds, developments and resolutions, tonality, major and minor, motive, phrase

Лад - система взаимоотношения устойчивых и неустойчивых звуков, тяготеющих к тонике. Тональность - это высота лада, определяемая тоникой. Тональность получает название от тоники и наименования лада. Одноименные тональности - это тональности с одинаковыми тониками, но разными ладами, звуковым составом и ключевыми знаками параллельные тональности - это тональности с одинаковыми ключевыми знаками и звуковым составом, но разными ладами и тониками.

Хроматическая гамма - это гамма, построенная по полутонам. Хроматическая гамма строится в мажоре и миноре. В мажоре - при движении вверх ступени повышаются, хроматически не изменяются III и VI ст. При движении вниз ступени понижаются, хроматически не изменяются I и V ст. В миноре - при движении вверх и вниз хроматически не изменяются I и V ст.

Интервал - одновременное или последовательное сочетание 2 звуков называется - интервал (с латинского «расстояние»). Если звуки интервала взяты одновременно - это гармонический интервал, если последовательно -мелодический интервал. Интервал определяется 2 величинами: тоновой и ступеневой. Тоновая величина- показывает количество тонов в интервале и обозначается словами - малая, большая, чистая, увеличенная, уменьшённая. Ступеневая величина- показывает количество ступеней в интервале. К чистым интервалам относятся: прима, кварта, квинта, октава. К малым и большим интервалам относятся: секунда, терция, секста, септима. Нижний звук интервала - основание, верхний - вершина. Интервал, взятый от основания к вершине, называется - восходящим, а от вершины к основанию - 1 нисходящим. Интервалы, образованные в пределах октавы, называются - простые, а шире октавы - составными. Всего 8 простых интервалов: прима- содержит 1 ступень, повторяющуюся дважды. Если в приме 0 тонов, то она - чистая (ч1). Секунда -содержит 2 ступени. Если секунда содержит У тона - то она малая (м2), если 1 тон - большая (62) Терция- содержит 3 ступени. В малой терции - 1 У тона (м3), в большой - 2 тона (б3). Кварта- содержит 4 ступени. Если в кварте 2 У тона -она чистая (ч4), если 2 тона - уменьшённая (ум4), если 3 тона - увеличенная (ув4). Квинта- содержит 5 ступеней. Если в квинте 3 У тона - она чистая (ч5), если 3 тона - уменьшённая (ум5), если 4 тона - увеличенная (ув5). Секста-со держит 6 ступеней. Если в сексте 4 тона - она малая (м6), если 4 У тона - она большая (б6) Септима- содержит 7 ступеней. Если в септиме 5 тонов - она малая (м7), если 5 У - большая (б7). Октава - содержит 8 ступеней. Если в октаве 6 тонов - то она чистая (ч8). Интервалы, образованные на ступенях натурального мажора и минора, называются - диатоническими, а на ступенях гармонического мажора и минора - характерными. Все диатонические интервалы делятся на - консонирующие и диссонирующие. Консонирующие

ISSN 2181-0842 / IMPACT FACTOR 4.182 426 LME^^Sl

HHTepBanbi - 3Bynar MarKo, 3ByKH KaK 6m cnHBaroTca gpyr c gpyroM. KoHcoHupyrornue HHTepBanbi genaTca Ha: BectMa coBepmeHHbifi KoHcoHaHc - h1, h8. CoBepmeHHbifi KoHcoHaHc - h4, h5. HecoBepmeHHbifi KoHcoHaHc - m3, 63, m6, 66. ^uccoHupyrornue HHTepBanbi- 3Bynar pe3Ko. K hhm oTHocaTca - m2, 62, m7, 67. tphtohm (yB4, yM5).

Bce HHTepBanbi b nagy genaTca Ha ycToÖHHBbie h HeycToÖHHBbie. YcToÖHHBbie HHTepBanbi - этo Te, y KoTopbix o6a 3ByKa ycToÖHHBbi, T.e. BxogaT b cocTaB TOHunecKoro Tpe3Bynua. Bce ycToÖHHBbie HHTepBanbi - KoHcoHupyrornue. HeycToÖHHBbie HHTepBanbi - этo Te, b KoTopbix ogHH unu o6a 3ByKa aBnaroTca HeycToÖHHBbiMH, T.e. He BxogaT b cocTaB ToHHHecKoro Tpe3Bynua. HeycToÖHHBbie HHTepBanbi MoryT 6biTb - KoHBoupyrornuMH h guccoHupyrornuMH. Bce guccoHupyrornue h HeycToÖHHBbie HHTepBanbi Tpe6yroT pa3pemeHua. Pa3pemeHue HHTepBanoB npoucxoguT no nagoBoMy TaroTeHuro 2 cnoco6aMH: ecnu b HHTepBane o6a 3ByKa HeycToÖHHBbie - to npu pa3pemeHHH ohh nepexogaT b 6nH^aHmue ycToÖHHBbie 3ByKH. Ecnu b HeycToÖHHBoM HHTepBane ogHH 3ByK HeycToÖHHBbiH - to npu pa3pemeHHH ycToÖHHBbiH 3ByK ocTaeTca Ha MecTe, a HeycToÖHHBbiH nepexoguT b 6nH^afimHH ycToÖHHBbiH 3ByK. 3ByKH yBenuneHHbix HHTepBanoB npu pa3pemeHHH pacxogaTca, a yMeHbmeHHbix - cxogaTca.

KpoMe npocTbix HHTepBanoB, b My3biKe npuMeHaroTca TaK«:e HHTepBanbi mupe oKTaBb. TaKue HHTepBanbi Ha3biBaroTca cocTaBHbiMH. Ohh o6pa3yroTca nyTeM npu6aBneHHa oKTaBbi k npocTbiM HHTepBanaM. TaKHM o6pa3oM, nonynaroTca Te ^e HHTepBanbi, ho y^e nepe3 oKTaBy:

HoHa - 9 cTyneHeö, ceKyHga nepe3 oKTaBy.

EbBaeT: Manaa HoHa (m9) - cogep^HT 9 cTyneHeö h 6,5 tohob, 6onbmaa HoHa (69) - cogep^HT 9 cTyneHeö h 7 tohob.

,Цeцнмa- 10 cTyneHeö, тepцнa nepe3 oKTaBy. EbiBaeT: Manaa geцнмa (m10) -cogep^HT 10 cTyneHeö h 7,5 tohob, 6onbmaa квapтgeцнмa (610) - cogep^HT 10 cTyneHeö h 8 tohob.

Унgeцнмa - 11 cTyneHeö, KBapTa nepe3 oKTaBy. ^ucTaa yнgeцнмa (h11) coctoht H3 11 cTyneHeö h 8,5 tohob.

,Цyogeцнмa- 12 cTyneHeö, KBHHTa nepe3 oKTaBy. ^ucTaa gyogeцнмa (h12) coctoht H3 12 cTyneHeö h 9,5 tohob.

Тepцgeцнмa- 13 cTyneHeö, ceKcTa nepe3 oKTaBy. EbiBaeT: Manaa тepцgeцнмa (m13) - cogep^HT 13 cTyneHeö h 10 tohob, 6ontmaa тepцgeцнмa (613) - cogep^HT 13 cTyneHeö h 10,5 tohob.

Kвapтgeцнмa- 14 cTyneHeö, cenTHMa nepe3 oKTaBy.

EbiBaeT: Manaa квapтgeцнмa (m14) - cogep^HT 14 cTyneHeö h 11 tohob, 6ontmaa квapтgeцнмa (614) - cogep^HT 14 cTyneHeö h 11,5 tohob. Kвннтgeцнмa-

15 ступеней, октава через октаву. Чистая квинтдецима (ч15) состоит из 15 ступеней и 12 тонов.

Октавное перемещение звуков интервала вверх или вниз называется -обращением интервалов. Обращение интервала можно получить 2 способами: перенести основание (нижний звук) интервала на октаву вверх и сделать его вершиной интервала.

4 перенести вершину (верхний звук) интервала на октаву вниз и сделать его основанием интервала. При перемещении получается новый интервал, который в сумме с предыдущим составляет чистую октаву.

Вот так и прима обращается в октаву, секунда - в септиму, терция - в сексту, кварта - в квинту, квинта - в кварту, секста - в терцию, септима - в секунду, октава - в приму.

Каждая пара интервалов является взаимообратимой. Сумма ступеней взаимообратимых интервалов равна 9, а сумма тонов равна 6. При обращении интервалов чистые обращаются в чистые, малые - в большие, большие - в малые, увеличенные - в уменьшённые, уменьшённые - в увеличенные. Все консонирующие интервалы обращаются в консонирующие, а диссонирующие -в диссонирующие.

ч1 - ч8; ч5 - ч4; м2 - б7; м6 - б3; б2 - м7; б6 - м3; м3 - б6; м7 - б2; б3 - м6; б7 - м2; ч4 - ч5; ч8 - ч1.

Тритоны - это интервалы, в которых три тона. К ним относятся - ув.4 и ум.5. ув.4 = 4 ст. + 3 тона. ум.5 = 5 ст. + 3 тона. Тритоны строятся натуральном и гармоническом мажоре и натуральном и гармоническом миноре.

Тритоны диссонирующие интервалы и требуют разрешения: ув.4 разрешается в сторону расширения (в б6); ум.5 - в сторону сужения (в м3).

Характерные интервалы это - интервалы, которые встречаются только в гармонических видах мажора и минора. К ним относятся: ув2 и ум7, ув5 и ум4. Характерные интервалы - диссонирующие и требуют разрешения. Увеличенные интервалы разрешаются в сторону расширения. Уменьшённые - в сторону сужения. ув2 = 2 ст. + 1,5 тона. ум7 = 7 ст. + 4,5 тона.

Под фразировкой понимают характер, манеру игры или пения какого-либо исполнителя. Правильная фразировка - одно из важнейших умений музыканта. Неотъемлемой частью искусства правильной фразировки является верное употребление музыкальных штрихов - легато, стаккато и др.

Фразировка - членение музыкальной ткани на фразы. Термин «фразировка», как и термин артикуляция, заимствован из языкознания. Фразировка относится к области музыкальной формы, поэтому, в отличие от артикуляции, она, как правило, в каждом случае единична, определяясь логикой развития музыкальной мысли. Реализация фразировки осуществляется в

ISSN 2181-0842 / IMPACT FACTOR 4.182 428 LME^^Sl

прoцecce живoгo ^шл^ния. Рaздeлeнныe цeзyрoй интeрвaлы те вocпринимaютcя кaк вырaзитeльныe элeмeнты, мэтому иx нaзывaют мeртвыми интeрвaлaми. Нeрeдкo фрaзы рaздeляютcя и пayзoй, coвпaдaющeй c цeзyрoй и yглyбляющeй ee. При фрaзирoвки фoрмирyютcя прocтeйшиe тавыки интoнирoвaния мeлoдичecкoй фрaзы.

Глaвнaя и кoнeчнaя цeль при изyчeнии любoгo мyзыкaльнoгo прoизвeдeния - этo дocтижeниe пoнимaния зaмыcлa кoмпoзитoрa и пeрeдaчa eгo yчaщимcя нa xoрoшeм иcпoлнитeльcкoм yрoвнe, т.e. грaмoтнo, ocмыcлeннo, тexничecки cвoбoднo, мyзыкaльнo, эмoциoнaльнo и вырaзитeльнo.

Мoтивoм нaзывaeтcя caмый мeлкий элeмeнт фoрмы c oтнocитeльнo яcным мyзыкaльным coпрoвoждeниeм, yмeщaющимcя oбычнo в oднoм-двyx тaктax и грyппирyющимиcя вoкрyг одльшй мeтричecкoй дoли.

Грaнь мeждy чacтями мyзыкaльнoгo прoизвeдeния или oтдeльными ere пocтрoeниями нaзывaeтcя цeзyрoй. no cвoeмy знaчeнию цeзyры близки к зтатам прeпинaния в cлoвecнoй рeчи. Кaждaя фрaзa зaкaнчивaeтcя нeбoльшoй ocтaнoвкoй. Мoмeнт рaздeлeния фрaз нaзывaeтcя цeзyрoй. no cвoeмy знaчeнию цeзyры в музы^ близки к знaкaм прeпинaния в cлoвecнoй рeчи. Oни oтдeляют музык^ь^^ пocтрoeния друг oт дрyгa и пoмoгaют яcнee вocпринимaть музыку.

Использованная литература

1. Саидий Саид Болта - зода. Абдурауф Фитрат и метод учения. // Некоторые проблемы образовательной реформы и ее совершенствования. Научный сборник 1 (1), 235-237

2. Саидий Саид Болта - зода. О Ногоре и Дойре Чолгу. Журнал. Глаз мастерства. 1 (1), 60-63

3. Саидий Саид Болта - зода. Музыкально-историческое наследие Центральной Азии. Педагогическое мастерство 4 (4), 80-84

4. Саидий Саид Болта - зода. Зороастрийское и буддийское музыкальное искусство.//Дж. Мозидан садо 19 (3-4), 28-29.

5. Саидий Саид Болта - зода. Метод обучения Фитрата. Журнал. Мысль 1 (1), 123-124

6. Саидий Саид Болта - зода. Степи Самара и Анд во времена Амира Темура. Журнал АРТ 3 (4), стр. 28 - 34

7. Саидий Саид Болта - зода. Инструменты периода Тимуридов. Журнал. Мозидан садо 4 (24), 26-27

8. Саидий Саид Болта - зода. Чудо Востока. Газета управления среднего специального, профессионального образования Навоийской области. 3 (46), 12

9. Саидий Саид Болта - зода. Сахибкирон Амир Темур и военная музыка периода Темури. Академия наук Республики Узбекистан. 1 (1), 122-127

10. Саидий Саид Болта - зода. Психологические характеристики музыкальных звуков. Узбекистан 2 (2), 76-82

11. Саидий Саид Болта - зода. Этимология национального чолгулар. Тафаккур 2 (2), 39-42

12. Саидий Саид Болта - зода. Звуки музыки. (Психологическая интонация и приемы драматургии в музыкальном исполнении). Образование 12 (2), 39-42

13. Саидий Саид Болта - зода. Зарб-уль-Кадим. для здорового поколения. 3 (3), 56-61

14. Саидий Саид Болта - зода. стили музыкального исполнения в «подчиненных движениях высшей нервной деятельности» в связи с конкретными дисциплинами. «Психолого-педагогические проблемы ориентации молодежи в профессию» 5...

15. К.Б. Холиков. Проблема бытия традиционной музыки Узбекистана. Science and Education 3 (5), 1570-1576

16. К.Б. Холиков. Диезли мажор ва минор тоналлигини аниклашнинг оптимал усуллари. Science and Education 3 (9), 416-421.

17. К.Б. Холиков. Место творческой составляющей личности преподавателя музыки и её роль в обучении детей общеобразовательной школе. Science and education 3 (8), 145-150

18. К.Б. Холиков. Отличие музыкальной культуры от музыкального искусства в контексте эстетика. Science and Education 3 (5), 1562-1569.

19. К.Б. Холиков. Пение по нотам с сопровождением и без него по классу сольфеджио в высщех учебных заведениях. Science and Education 3 (5), 13261331.

20. К.Б. Холиков. Значение эстетического образования и воспитания в общеобразовательной школе. Science and Education 3 (5), 1549-1555

21. К.Б. Холиков. Содержание и сущность государственных требований к развитию детей младшего и дошкольного возраста Республики Узбекистан. Science and Education 3 (2), 1215-1220.

22. К.Б. Холиков. Проектирование состава хорового коллектива с применением школьных учеников в условиях Узбекистана. Scientific progress. 2 (№ 3), pp. 1094-1100.

23. К.Б. Холиков. Методика обучения прослушке детей в садике. Science and Education 3 (2), 1096-1104.

24. К.Б. Холиков. Виды деятельности, используемые на уроках музыки в дошкольных организациях. Science and Education 3 (2), 1201-1207

25. К.Б. Холиков. Цели и задачи музыкального воспитания детей в детском саду. Science and Education 3 (2), 1221-1226

26. К.Б. Холиков. Взаимосвязь музыкального развития, между воспитанием и обучением детей дошкольного образования. Science and Education 3 (2), 1227-1232.

27. К.Б. Холиков. Направляющие основы методики для педагогов и студентов музыкально эстетическая развития детей в садике. Science and Education 3 (2), 1233-1239.

28. К.Б. Холиков. Звукообразование, вокально-хоровые навыки, дикция— совокупность правильного пения. Science and Education 3 (2), 1175-1180.

29. К.Б. Холиков. Педагогический процесс формирования в ДОО. Важность музыкального образования. Science and Education 3 (2), 1105-1111.

30. К.Б. Холиков. Компетенция и компетентностный подход в обучении детей дошкольного возраста. Science and Education 3 (2), 1208-1214.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.