Влияние внутри тяготеющих звуков аккорда
Саидий Саид Болта-Зода НавГПИ
Аннотация: Созвучие или звуковой комплекс называется аккордом. Первые, третий и пятый звук аккорда определяет сложение мажорные или минорное. В аккорде единовременно или друг за другом по очереди должны звучать не меньше трёх звуков, потому что созвучия, в которых только два звука, называются по-другому - это интервалы. При терцовой структуре аккорды строятся из звуков, расположенных по терциям. Такой структурой обладают разные виды аккордов: трезвучия, септаккорды, нонаккорды вместе с их обращениями. Структуру аккордов образуют интервалы, из которых состоит данный аккорд (например, те же терции), а интервалы в свою очередь складываются из отдельных звуков, которые называются «тонами» аккорда. Главный звук аккорда является его основанием.
Ключевые слова: аккорд, звуковой комплекс, звуки аккорда, структура аккордов, терцовая и нетерцовая структура аккорда, тяготеющие звуки.
Influence within gravitating chord sounds
Saidiy Said Bolta-Zoda NavSPI
Abstract: Consonance or sound complex is called a chord. The first, third and fifth sound of a chord determines whether the addition is major or minor. In a chord, at least three sounds should sound at the same time or one after another in turn, because consonances in which there are only two sounds are called differently - these are intervals. With a third structure, chords are built from sounds arranged in thirds. Different types of chords have such a structure: triads, seventh chords, non-chords along with their inversions. The structure of chords is formed by the intervals that make up a given chord (for example, the same thirds), and the intervals, in turn, are made up of individual sounds, which are called "tones" of the chord. The main sound of a chord is its base.
Keywords: chord, sound complex, chord sounds, chord structure, terts and non-terts chord structure, gravitational sounds.
Аккорд - это созвучие, звуковой комплекс. В аккорде единовременно или друг за другом по очереди должны звучать не меньше трёх звуков, потому что созвучия, в которых только два звука, называются по-другому - это интервалы. И ещё, классическое определение аккорда гласит, что звуки аккорда либо уже расположены по терциям, либо их будет можно расположить по терциям при перестановке. Вот этот последний пункт, как раз, имеет непосредственное отношение к структуре аккорда.
Поскольку, современная гармония ушла далеко вперёд от норм, установленных музыкой композиторов-классиков, то вот это последнее замечания по поводу расположения по терциям звуков в аккорде не применимо к некоторым современным аккордам, так как их структура имеет в основе другой принцип построения аккорда. Появились такие созвучия, в которых может быть три звука или даже больше, но при всём желании, даже если очень постараться, их ну никак по терциям не расположишь, а только, например, по септимам или секундам.
Что из этого всего следует? Во-первых, из этого следует, что структура аккордов - это их строение, принцип, по которому расположены тоны (звуки) аккорда. Во-вторых, из выше сказанного также следует, что структура аккордов бывает двух видов: терцовая (классический вариант) и нетерцовая (в основном, характерна для музыки XX века, но встречалась и раньше). Правда, есть ещё так вид аккордов с так называемой усложнённой терцовой структурой - с заменёнными, пропущенными или добавочными тонами, но мы отдельно рассматривать этот подвид не будем.
При терцовой структуре аккорды строятся из звуков, расположенных по терциям. Такой структурой обладают разные виды аккордов: трезвучия, септаккорды, нонаккорды вместе с их обращениями.
Структуру аккордов образуют интервалы, из которых состоит данный аккорд (например, те же терции), а интервалы в свою очередь складываются из отдельных звуков, которые называются «тонами» аккорда. Главный звук аккорда является его основанием, остальные тоны будут называться так же, как называются и интервалы, которые эти тоны образуют с основанием - то есть терция, квинта, септима, нона и так далее.
Для того чтобы по структуре аккорда дать ему название. Скажем, если между основанием и самым верхним звуком аккорда образуется интервал септимы - то аккорд называется септаккордом, если нона - то нонаккордом, если ундецима - то, соответственно, ундецимаккордом. С помощью анализа структуры можно дать название и любым другим аккордам, например всем обращениям доминантсептаккорда.
Итак, в D7, в его основном виде, все звуки расположены по терциям и между основанием аккорда и его самым верхним тоном образуется интервал малой септимы, по причине чего мы и называем этот аккорд септаккордом. Однако, в обращениях D7 расположение тонов иное. Первое обращение данного септаккорда - квинт-секст аккорд. Название ему даётся по тому, как септима (верхний тон D7) и основной тон соотносятся с басом аккорда, какие интервалы при этом образуются. Основной тон в нашем примере - нота соль, си - терция, ре - квита, а фа - септима. Мы видим, что бас в данном случае - нота си, расстояние от ноты си до ноты фа, которая является септимой - квинта, а до ноты соль (основания аккорда) - секста. Вот и получается, что название аккорда складывается из названий двух интервалов - квинты и сексты: квинт-секст аккорд.
Терц-кварт аккорд - откуда берётся его название? Бас аккорда в данном примере - нота ре, всё остальное называется по-прежнему. Расстояние от ре до фа (септимы) - терция, интервал от ре до соль (основание) - кварта. Теперь всё понятно. Теперь разберёмся с секунд аккордом. Итак, басовой нотой в данном случае становится сама госпожа септима - нота фа. От фа до фа - прима, а интервал от ноты фа до основания соль - секунда. Точное название аккорда должно было бы произносить как прим-секунд аккорд. В этом названии первый корень почему-то опускается, по-видимому, для удобства, а может быть и потому что между септимой и септимой интервала не образуется - повторения ноты фа ведь нет.
Аккорды нетерцевой структурой квартовые, квинтовые созвучия или так называемые «секундовые гроздья», попробуйте-ка их звуки расположить по терциям. Я вам просто покажу примеры таких аккордов, а вы уж сами решайте -обычные они или не обычные.
Видов структур аккордов мы назвали два: терцовая структура (характерна для трезвучий, септаккордов с их обращениями) и нетерцовая структура (характерна для секундовых гроздьев, кластеров, квинтовых, квартовых и других аккордов). Проанализировав структуру аккорда, можно дать ему чёткое и точное название.
Понятие аккорда в современной музыке является знаковым и процесс обучения теории музыки и гармонии, а также любая практическая деятельность невозможны без понимания принципов того, что такое аккорд, как он устроен и какую роль играет в современной музыке.
Понятия аккорда является, возможно, одним из самых популярных в музыке. Несмотря на это, мало кто из начинающих музыкантов правильно понимает теоретические аспекты образования аккордов и может логично и внятно объяснить сущность этого явления мелодического языка.
WWW.OPENSCIENCE.UZ / ISSN 2181-0842 585 LMIü^ei
Для понимания исторических аспектов появления понятия аккорд важно знать одну деталь. Само определение аккорда начало использоваться в качестве термина относительно недавно: в XVIII веке, когда зародилась наука гармония. До этого для обозначения явления использовали разные термины.
Название происходит от позднелатинского слова согласовывать и подразумевает согласование нескольких звуков между собой. При этом изначально этот термин применялся только к консонирующим созвучиям, то есть такому сочетанию звуков, которое звучит приятно на слух. Таким образом, если выделить первичную основу определения, то получится, что аккорд это -созвучие, то есть одновременное звучание звуков, которые согласуются между собой.
Все остальные уточнения данного понятия зависят от стиля и эпохи. Единственным важным условием является наличие не менее трех таких звуков для согласования, что позволяет нам отличить аккорд от собственно интервала. Далее само понятие согласованность можно трактовать очень широко, в результате чего аккорды разделяются на консонансные и дисонансные, что уже вызывает некую нестабильность в определении аккорда, так как диссонантность, по сути, есть несогласованность.
Для более тонкого понимания явления одновременного звучания тонов в музыке используются еще несколько определений.
1) Созвучие - название любого совместного звучания тонов от двух и до бесконечности
2) Сочетание - это соединение аккорда и неаккордовых звуков
3) Вертикаль - одновременное звучание всех голосов в данный момент времени.
В связи с большими различиями в трактовке понятия аккорда выделим несколько групп:
Первая - классические терцовые аккорды;
Вторая - псевдотерцовые;
Третья - квартовые и квинтовые аккорды;
Четвертая - произвольные аккорды (трихорды и т.д).
Первый вид аккордов это терцовые аккорды, то есть созвучия, основа которых это расстояние через ступень (малая и большая, а также уменьшенные и увеличенные терции).
Здесь существует всего 5 типов аккордов, большая часть из них именуется по интервалу между крайними звуками.
3 звука - трезвучия;
4 звука - септаккорды и секстаккорды или аккорды с секстой;
5 звуков - нонаккорд и секстнонаккорды;
WWW.OPENSCIENCE.UZ / ISSN 2181-0842 586 LMIü^ei
6 звуков - ундецимаккорд;
7 звуков - терцдецимаккорд.
Внутри каждой группы мы можем выделить различные подгруппы аккордов, которые определяются типом терций. Здесь можно провести аналогию с интервалами. По количеству ступеней мы называем интервал, например, терцией, а по качеству уже делим ее на малую и большую. Также по количеству звуков, которые расположены по терциям мы называем аккорд например трезвучием, а затем смотрим на слагаемые этого трезвучия. Что дает нам: 63+63 - увеличенное трезвучие м3+м3 - уменьшенное б3+м3 - мажорное м3+б3 минорное
Других вариантов трезвучий быть не может.
В классической музыке трезвучия обозначаются с помощью цифр 5 и 3, то есть квинта и терция и дополнительных букв, а в современной буквено-цифровой системе с помощью латинских букв и терминов.
Использованная литература
1. Саидий, Саид Болта-Зода. Оценка характеристик волнообразных голосов в хоровом пении. Science and Edukatific journal 3 (3), 865 - 871
2. Саидий, Саид Болта-Зода. Некоторые аспекты формирования и развития музыкального воздействий с ее последствиями на развитии ребёнка. Science and education. Scientific Journal ISSN 3 (12), 2181-0842
3. Саидий, Саид Болта-Зода. Интерактивные методы формирования музыкальных знаний детей в дошкольных организациях на основе современных методик. Science and Education Scientific journal 3, 851-857
4. Саидий, Саид Болта-Зода. Методы и приёмы развития исполнительской техники учащихся на уроках инструментального исполнительства. Science and education. Scientific Journal 3 (3), 897-903
5. Саидий, Саид Болта-Зода. Музыка как дискурс управления многоголосной музыки. Science and Education 3 (3), 845-850
6. Саидий, Саид Болта-Зода. Национальные инструменты Узбекистана. История музыкальных инструментов: дутар и уд. Science and Education 3 (3), 858864
7. Саидий, Саид Болта-Зода. Вокально-хоровые песни, обработка народных песен и развития мастерства учащихся. Science and education. Scientific Journal 3 (4), 1200-1205
8. Саидий, Саид Болта-Зода. Методика развития творчества педагогов в академическом классе эстрадной ударной техники концерт-спектакль. Science and education. Scientific Journal 3 (4), 930-936
9. Саидий, Саид Болта-Зода. Интерактивные методы обучения творчеству русских композиторов классе фортепиано в детской музыкальной школы. Science and education. Scientific Journal 4 (4), 1605-1611
10. Саидий, Саид Болта-Зода. Продвижение новых принципов творческого фортепианного исполнительства в профильных школах искусств и культуры. Science and education. Scientific Journal 4 (3), 1612-1617
11. Саидий, Саид Болта-Зода. Интерактивная методика обучения жанрам, созданных на народные лады, учащимся музыкальных и художественных школ. Science and education. Scientific Journal 4 (7), 1618-1624
12. Саидий, Саид Болта-Зода. Интерпретация современных методов работы с малоуспеваемыми музыкантами. SCIENCE AND Science and education. Scientific Journal 3 (3), 1193-1199
13. Саидий, Саид Болта-Зода. Основы современного педагогического творчества по сфере хора. Дирижёр как оптимально управляющий голосом хора в музыкальном театре. Science and edukation scientific jurnal 3 (ISSN 2181-0842), 918
14. Саидий, Саид Болта-Зода. Методы и приёмы обучения игры на фортепиано. Science and edukation scientific jurnal 3 (3), 911
15. Саидий, Саид Болта-Зода. Способы обогащения уроков игры на фортепиано передовым зарубежным опытом. Sciense and edukation scientific journal 3 (ISSN 2181-0842), 904
16. Саидий, Саид Болта-Зода. Современные методы развития исполнительской техники учащихся на уроках инструментального исполнительства. Sciense and edukation scientific journal 3 (3), 891 - 898
17. Саидий, Саид Болта-Зода. Современные методы работы детьми с ограниченными возможностями обучения по музыке. Science and Edukatific journal 3 (ISSN 2181-0842), 879
18. Саидий, Саид Болта-Зода. Национальные инструменты Узбекистана. История музыкальных инструментов: дутар и уд. Science and Edukatific journal 3 (3), 858
19. Саидий, Саид Болта-Зода. Музыка как дискурс управления многоголосной музыки. Science and Edukatific journal 3 (ISSN 2181-0842), 845
20. Саидий, Саид Болта-Зода. Подготовка специалистов по прикладной музыке. Методы в преподавании музыкально-теоретических дисциплин на основе сольфеджирования макомов. Science and Education 3 (3), 924-929
21. Саидий, Саид Болта-Зода. Conseption of militariy musical instruments in the Temurid Era. Evropean Journal of Molekular & Clinikal Medicine 7 (7), 70027010
22. Саидий, Саид Болта-Зода. Влияние музыки на личность и психику ребёнка. Вестник интегративной психологии, 217-220
23. Саидий, Саид Болта-Зода. Вокально-хоровые песни, обработка народных песен и развития мастерства учащихся. Sciense and Edukation scientific journal 3 (VOLUME 3, ISSUE 3), 1200
24. Саидий, Саид Болта-Зода. Интерпритация современных методов работы с малоуспеваемыми музыкантами. Sciense and Edukation scientific journal 3 (VOLUME 3, ISSUE 3), 1193
25. Саидий, Саид Болта-Зода. The Peculiarity of Psychological Counseling and Motivation for Studying Music at the University. Procedia of Philosophical and Pedagogical Sciences ISSN 2795-546X 1 (1), 37-43
26. Саидий, Саид Болта-Зода. Основные направления и тенденции развития будущих учителей по направление музыки. Science and Education 3 (8), 204-210
27. Саидий, Саид Болта-Зода. Интерактивная методика обучения жанрам, созданных на народные лады, учащимся музыкальных и художественных школ. Science and Education 3 (4), 1618-1624
28. Саидий, Саид Болта-Зода. Основы управления музыкального диктанта по сольфеджио. Science and Education 3 (3), 825-830
29. Саидий, Саид Болта-Зода. Продвижение новых принципов творческого фортепианного исполнительства в профильных школах искусств и культуры. Science and Education 3 (4), 1612-1617
30. Саидий, Саид Болта-Зода. Технологии формирования и развития вокально-хорового мастерства учащихся через народные песни. Science and education. Scientific Journal 3, 831