Взаимное влияние тоники, субдоминанты и доминанты
Саидий Саид Болта-Зода НавГПИ
Аннотация: Мажорный и минорный лады имеют целый ряд устойчивых и неустойчивых ступеней (см. нижеследующий пример). Степень устойчивости ступеней различна, она определяется взаимоотношениями данной ступени с тоникой и остальными устоями. Наиболее устойчивые ступени - I, III, V, неустойчивые - II, IV, VI и особенно VII, так как ее от самой устойчивой ступени - тоники - отделяет в мажоре всего полтона (в миноре это расстояние составляет один тон, поэтому для усиления тяготения в тонику VII ступени она повышается на полтона). На каждой ступени лада можно построить какое-либо трезвучие, звуки которого являются звуками данного лада.
Ключевые слова: Мажорный и минорный лады, устойчивой ступени, побочные ступени лада, трезвучие, главные ступени.
Mutual influence of tonic, subdominant and dominant
Saidiy Said Bolta-Zoda NavSPI
Abstract: Major and minor modes have a number of stable and unstable steps (see the following example). The degree of stability of the steps is different, it is determined by the relationship of this step with the tonic and other foundations. The most stable steps are I, III, V, the unstable ones are II, IV, VI and especially VII, since it is separated from the most stable step - the tonic - in major by only half a tone (in minor this distance is one tone, therefore, to enhance gravity in tonic of the 7th degree, it rises by half a tone). At each step of the mode, you can build any triad, the sounds of which are the sounds of this mode.
Keywords: Major and minor scales, stable steps, side steps of the mode, triad, main steps.
В мажорном или минорном ладу есть три особые ступени - первая, четвёртая и пятая. Эти ступени считаются главными, и даже по-особому называются: первая называется тоникой, четвёртая - субдоминантой, а пятая - доминантой. В мажоре эти ступени сокращённо обозначаются большими, то есть заглавными буквами T, S и D. В миноре они записываются теми же буквами, только
строчными, маленькими: t, s и d. Например, в тональности До мажор такими главными ступенями будут являться звуки до (тоника), фа (субдоминанта) и соль (доминанта). в тональности ре минор тоникой будет звук ре, субдоминантой -звук соль, а доминантой - звук ля.
Мажорный и минорный лады имеют целый ряд устойчивых и неустойчивых ступеней (см. нижеследующий пример). Степень устойчивости ступеней различна, она определяется взаимоотношениями данной ступени с тоникой и остальными устоями. Наиболее устойчивые ступени - I, III, V, неустойчивые - II, IV, VI и особенно VII, так как ее от самой устойчивой ступени - тоники - отделяет в мажоре всего полтона (в миноре это расстояние составляет один тон, поэтому для усиления тяготения в тонику VII ступени она повышается на полтона). На каждой ступени лада можно построить какое-либо трезвучие, звуки которого являются звуками данного лада.
Трезвучия, построенные на I, IV и V ступенях, определяют характер лада и называются главными трезвучиями лада, а ступени, на которых они строятся, -главными ступенями. Главные ступени лада имеют еще одно обозначение: I ступень называется тоникой (Т), IV - субдоминантой (S), V - доминантой (D). Мажорную тонику обозначают заглавной буквой, минорную - строчной.
Каждый аккорд главных ступеней лада выполняет ту или иную роль (функцию) в организации гармонического движения:
Функция (гармоническая функция) тоники - создание максимальной устойчивости, ощущения законченности, покоя.
Функция доминанты прямо противоположна тонической - это максимальная неустойчивость, четко выраженное тяготение к тонике.
Субдоминанта занимает промежуточное положение: с одной стороны, она в сравнении с доминантой достаточно устойчива (благодаря наличию в ее составе звука тоники); с другой - подчиняется тонике как самой устойчивой функции.
Звуки в ладу делятся как бы на три команды или, если сказать по-другому, они делятся на три группы. Каждая команда звуков выполняет свою строго определённую функцию, то есть роль в процессе развития музыкального произведения. Тоника, субдоминанта и доминанта - «главари» или «капитаны» этих трёх команд. Всех участников каждой группы мы можем легко определить, если построим трезвучие на каждой из главных ступеней - первой, четвёртой или пятой.
Каждое музыкальное произведение (повторяем, речь идет только о тональной музыке) включает, как правило, все перечисленные функции.
При подборе сопровождения надо определить тональность мелодии (если мелодия записана одноголосно) либо выбрать удобную для себя самостоятельно, если мелодия подобрана по слуху. После этого следует найти возможные
изменения тональности (модуляции), новые тоники и самые моменты перехода в них и возвращения в старую, исходную тональность. После этого полезно построить трезвучия главных ступеней всех тональностей, используемых в данной мелодии, чтобы при подборе долго не искать нужные клавиши. Когда вся предварительная работа будет завершена, можно приступать непосредственно к подбору.
Каждая мелодия содержит звуки, относящиеся к той или иной функции. Поэтому естественно, что звуки мелодии укажут, какая функция в данный момент наиболее уместна. При этом не следует подбирать аккорд к каждому звуку мелодии - как правило, в мелодиях (особенно в песенных) какая-либо одна функция очерчивается целым рядом звуков.
Тоника - это первая ступень мажорного или минорного лада, самый устойчивый его звук, который, как магнит, притягивает к себе все остальные ступени. Надо сказать, что «все остальные ступени» тоже ведут себя довольно-таки интересно. Как известно, в мажорной и минорной гамме всего по 7 ступеней, которые во имя общей гармонии должны как-то между собой «ладить». Этому помогает разделение на: во-первых, устойчивые и неустойчивые ступени; во-вторых, главные и побочные ступени.
Устойчивые ступени лада - это первая, третья и пятая (I, III, V), а неустойчивые - вторая, четвёртая, шестая и седьмая (II, IV, VI, VII).
Неустойчивые ступени всегда стремятся разрешиться в устойчивые. Например, в первую ступень «хотят» перейти седьмая и вторая ступени, в третью
- вторая и четвёртая, а в пятую - четвёртая и шестая.
Каждая ступенька в ладу выполняет какую-то определённую функцию (роль) и по-своему называется. Например, доминанта, субдоминанта, вводный тон и т.д. В связи с этим, естественно, возникают вопросы: а что такое доминанта, и что такое субдоминанта?
Доминанта - это пятая ступень лада, субдоминанта - четвёртая. Тоника (I), субдоминанта (IV) и доминанта (V) - это главные ступени лада. Почему именно эти ступени называются главными? Да потому что именно на этих ступеньках строятся трезвучия, которые лучше всего характеризуют данный лад. В мажоре
- они мажорные, в миноре - минорные.
Конечно, есть и другая причина, по которой названные ступени выделяются среди всех остальных. Она связана с некоторыми акустическими закономерностями. Но мы в подробности физики сейчас вдаваться не будем. Достаточно знать, что именно на I, IV и V ступенях строятся трезвучия-идентификаторы лада (то есть трезвучия обнаруживающие, или определяющие лад - мажорный он или минорный).
Функции каждой из главных ступеней очень интересны, они тесно связаны с логикой музыкального развития. Так, тоника в музыке является главным устоем, носителем равновесия, признаком завершённости, появляется в моменты покоя, а также, являясь первой ступенью, определяет собственно тональность, то есть высотное положение лада. Субдоминанта - это всегда уход, уклонение от тоники, момент развития, движение к большей неустойчивости. Доминанта выражает крайнюю степень неустойчивости и стремится разрешиться в тонику. Да, кстати, чуть не забыл. Тоника, доминанта и субдоминанта во всяких цифровках обозначаются латинскими буквами: T, D и S соответственно. Если тональность мажорная, то эти буковки пишутся большими (T, S, D), ну а если тональность минорная, тогда - маленькими (t, s, d). Помимо главных ладовых ступеней есть ещё и побочные - это медианты и вводные тоны. Медианты - это промежуточные ступени (серединные). Медиантой называется III (третья) ступень, которая является промежуточной на пути, от тоники к, доминате. Есть ещё и субмедианта - это VI (шестая) ступень, промежуточное звено на пути, от, тонике, к субдоминанте. Вводные ступени - это те, которые окружают тонику, то есть седьмая (VII) и вторая (II). Давайте теперь соберём все ступеньки вместе и посмотрим, что из этого всего выйдет. А получается красивая симметричная картинка-схема, которая просто замечательно демонстрирует функции всех ступенек в ладе.
Исключительно полезная и актуальная (может быть, конечно, не для тех, кто прямо первый день в музыке, но тем, кто второй день, такие знания иметь уже необходимо). Если что непонятно - спрашивайте, не стесняйтесь. Вопрос можно написать прямо в комментариях. Напоминаю, что сегодня вы узнали о том, что такое тоника, что такое субдоминанта и доминанта, разобрали устойчивые и неустойчивые ступени. В конце, пожалуй, подчеркну, что главные ступени и устойчивые ступени - это не одно и то же! Главные ступеньки - это I (T), IV (S) и V (D), а устойчивые - это I, III и V ступени.
Если мы для примера построим нужные нам трезвучия в До мажоре, то получим следующее: трезвучие от тоники - до, ми, соль; трезвучие от субдоминанты - фа, ля, до; трезвучие от доминанты - соль, си, ре. Теперь посмотрим, какие конкретно ступени вошли в каждую из команд.
Так, в тоническую «команду» или, правильнее, в тоническую группу входят первая, третья и пятая ступень. Возможно, вы помните, что эти ступени также называются устойчивыми ступенями и вместе составляют тоническое трезвучие. В субдоминантовой группе или в команде субдоминанты оказались такие ступени: четвёртая, шестая и первая. Это трезвучие будет называться субдоминантовым. Кстати, возможно вы заметили, что первая ступень входит сразу в две команды - в тоническую (она там главарь) и в субдоминантовую.
Этому не стоит удивляться, просто данная ступень является бифункциональной (двойственной), то есть может по очереди играть то одну роль, то другую, в зависимости от того, в каком окружении она находится.
В доминантовую группу мы включим пятую, седьмую и вторую ступени. Трезвучие этой команды также называется доминантовым. И в нём тоже есть бифункциональная ступень - пятая, то есть сама доминанта, которая может как работать в своей группе, так и помогать тонике, в зависимости от того, что ей предпишет композитор. Трезвучия на главных ступенях, которые мы с вами построили, называются главными трезвучиями лада. В них есть все звуки тональности. А ещё одна интересная их особенность заключается в том, что в мажорных тональностях главные трезвучия - большие, то есть мажорные; в минорных тональностях они малые, то есть минорные. Таким образом, главные трезвучия не только концентрируют в себе основные силы тональности, но ещё и прекрасно характеризуют её лад - мажорный или минорный.
Использованная литература
1. Саидий, Саид Болта-Зода. Оценка характеристик волнообразных голосов в хоровом пении. Science and Edukatific journal 3 (3), 865 - 871
2. Саидий, Саид Болта-Зода. Некоторые аспекты формирования и развития музыкального воздействий с ее последствиями на развитии ребёнка. Science and education. Scientific Journal ISSN 3 (12), 2181-0842
3. Саидий, Саид Болта-Зода. Интерактивные методы формирования музыкальных знаний детей в дошкольных организациях на основе современных методик. Science and Education Scientific journal 3, 851-857
4. Саидий, Саид Болта-Зода. Методы и приёмы развития исполнительской техники учащихся на уроках инструментального исполнительства. Science and education. Scientific Journal 3 (3), 897-903
5. Саидий, Саид Болта-Зода. Музыка как дискурс управления многоголосной музыки. Science and Education 3 (3), 845-850
6. Саидий, Саид Болта-Зода. Национальные инструменты Узбекистана. История музыкальных инструментов: дутар и уд. Science and Education 3 (3), 858864
7. Саидий, Саид Болта-Зода. Вокально-хоровые песни, обработка народных песен и развития мастерства учащихся. Science and education. Scientific Journal 3 (4), 1200-1205
8. Саидий, Саид Болта-Зода. Методика развития творчества педагогов в академическом классе эстрадной ударной техники концерт-спектакль. Science and education. Scientific Journal 3 (4), 930-936
9. Саидий, Саид Болта-Зода. Интерактивные методы обучения творчеству русских композиторов классе фортепиано в детской музыкальной школы. Science and education. Scientific Journal 4 (4), 1605-1611
10. Саидий, Саид Болта-Зода. Продвижение новых принципов творческого фортепианного исполнительства в профильных школах искусств и культуры. Science and education. Scientific Journal 4 (3), 1612-1617
11. Саидий, Саид Болта-Зода. Интерактивная методика обучения жанрам, созданных на народные лады, учащимся музыкальных и художественных школ. Science and education. Scientific Journal 4 (7), 1618-1624
12. Саидий, Саид Болта-Зода. Интерпретация современных методов работы с малоуспеваемыми музыкантами. SCIENCE AND Science and education. Scientific Journal 3 (3), 1193-1199
13. Саидий, Саид Болта-Зода. Основы современного педагогического творчества по сфере хора. Дирижёр как оптимально управляющий голосом хора в музыкальном театре. Science and edukation scientific jurnal 3 (ISSN 2181-0842), 918
14. Саидий, Саид Болта-Зода. Методы и приёмы обучения игры на фортепиано. Science and edukation scientific jurnal 3 (3), 911
15. Саидий, Саид Болта-Зода. Способы обогащения уроков игры на фортепиано передовым зарубежным опытом. Sciense and edukation scientific journal 3 (ISSN 2181-0842), 904
16. Саидий, Саид Болта-Зода. Современные методы развития исполнительской техники учащихся на уроках инструментального исполнительства. Sciense and edukation scientific journal 3 (3), 891 - 898
17. Саидий, Саид Болта-Зода. Современные методы работы детьми с ограниченными возможностями обучения по музыке. Science and Edukatific journal 3 (ISSN 2181-0842), 879
18. Саидий, Саид Болта-Зода. Национальные инструменты Узбекистана. История музыкальных инструментов: дутар и уд. Science and Edukatific journal 3 (3), 858
19. Саидий, Саид Болта-Зода. Музыка как дискурс управления многоголосной музыки. Science and Edukatific journal 3 (ISSN 2181-0842), 845
20. Саидий, Саид Болта-Зода. Подготовка специалистов по прикладной музыке. Методы в преподавании музыкально-теоретических дисциплин на основе сольфеджирования макомов. Science and Education 3 (3), 924-929
21. Саидий, Саид Болта-Зода. Conseption of militariy musical instruments in the Temurid Era. Evropean Journal of Molekular & Clinikal Medicine 7 (7), 70027010
22. Саидий, Саид Болта-Зода. Влияние музыки на личность и психику ребёнка. Вестник интегративной психологии, 217-220
23. Саидий, Саид Болта-Зода. Вокально-хоровые песни, обработка народных песен и развития мастерства учащихся. Sciense and Edukation scientific journal 3 (VOLUME 3, ISSUE 3), 1200
24. Саидий, Саид Болта-Зода. Интерпритация современных методов работы с малоуспеваемыми музыкантами. Sciense and Edukation scientific journal 3 (VOLUME 3, ISSUE 3), 1193
25. Саидий, Саид Болта-Зода. The Peculiarity of Psychological Counseling and Motivation for Studying Music at the University. Procedia of Philosophical and Pedagogical Sciences ISSN 2795-546X 1 (1), 37-43
26. Саидий, Саид Болта-Зода. Основные направления и тенденции развития будущих учителей по направление музыки. Science and Education 3 (8), 204-210
27. Саидий, Саид Болта-Зода. Интерактивная методика обучения жанрам, созданных на народные лады, учащимся музыкальных и художественных школ. Science and Education 3 (4), 1618-1624
28. Саидий, Саид Болта-Зода. Основы управления музыкального диктанта по сольфеджио. Science and Education 3 (3), 825-830
29. Саидий, Саид Болта-Зода. Продвижение новых принципов творческого фортепианного исполнительства в профильных школах искусств и культуры. Science and Education 3 (4), 1612-1617
30. Саидий, Саид Болта-Зода. Технологии формирования и развития вокально-хорового мастерства учащихся через народные песни. Science and education. Scientific Journal 3, 831