Научная статья на тему 'Особенности эффекта системы тяготения аккордов в музыке'

Особенности эффекта системы тяготения аккордов в музыке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and Education
Область наук
Ключевые слова
тяготения аккордов / соединение звуков / расстояние между звуками / созвучие / аккорды музыки

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саидий Саид Болта-Зода

Аккорд это созвучие нескольких звуков (от трёх и более), которые находятся по отношению друг к другу на определённом расстоянии, то есть по каким-то интервалам. Созвучие это звуки, которые сосуществуют вместе. Простейшим созвучием является интервал, более сложные типы созвучий это разнообразные аккорды. Термин «созвучие» можно сравнить со словом «созвездие». В созвездиях несколько звёзд расположены на различном расстоянии друг от друга. Если их соединить, то можно получить очертания фигур животных или мифологических героев. Подобное же и в музыке, соединение звуков даёт созвучия тех или иных аккордов. Единственным важным условием является наличие не менее трех таких звуков для согласования, что позволяет нам отличить аккорд от собственно интервала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности эффекта системы тяготения аккордов в музыке»

Особенности эффекта системы тяготения аккордов в

музыке

Саидий Саид Болта-Зода НавГПИ

Аннотация: Аккорд - это созвучие нескольких звуков (от трёх и более), которые находятся по отношению друг к другу на определённом расстоянии, то есть по каким-то интервалам. Созвучие - это звуки, которые сосуществуют вместе. Простейшим созвучием является интервал, более сложные типы созвучий - это разнообразные аккорды. Термин «созвучие» можно сравнить со словом «созвездие». В созвездиях несколько звёзд расположены на различном расстоянии друг от друга. Если их соединить, то можно получить очертания фигур животных или мифологических героев. Подобное же и в музыке, соединение звуков даёт созвучия тех или иных аккордов. Единственным важным условием является наличие не менее трех таких звуков для согласования, что позволяет нам отличить аккорд от собственно интервала.

Ключевые слова: тяготения аккордов, соединение звуков, расстояние между звуками, созвучие, аккорды музыки.

Features of the effect of the system of gravitation of chords in

music

Saidiy Said Bolta-Zoda NavSPI

Abstract: A chord is a consonance of several sounds (from three or more), which are located at a certain distance in relation to each other, that is, at some intervals. Consonance is sounds that coexist together. The simplest consonance is the interval, more complex types of consonances are various chords. The term "consonance" can be compared with the word "constellation". In the constellations, several stars are located at different distances from each other. If you connect them, you can get the outlines of figures of animals or mythological heroes. Similar in music, the combination of sounds gives consonances of certain chords. The only important condition is the presence of at least three such sounds for agreement, which allows us to distinguish a chord from an interval proper.

Keywords: gravity of chords, connection of sounds, distance between sounds, consonance, chords of music.

Аккорд в музыке это - любой гармонический набор тонов/частот, состоящий из нескольких нот (также называемых "тонами"), которые звучат так, как будто звучат одновременно. Для многих практических и теоретических целей арпеджио и ломаные аккорды (в которых ноты аккорда звучат одна за другой, а не одновременно) или последовательности тонов аккорда также могут рассматриваться как аккорды в правильном музыкальном контексте. Одновременное сочетание трёх и более музыкальных звуков разной высоты, воспринимаемое слухом как целостный элемент звуковысотной вертикали. Применительно к музыке барокко и классико-романтического периода данный термин используется главным образом по отношению к созвучиям терцовой структуры. В музыке XX-XXI веков «аккордами» часто называют любые вертикальные созвучия кроме соноров.

Понятие аккорда в современной музыке является знаковым и процесс обучения теории музыки и гармонии, а также любая практическая деятельность невозможны без понимания принципов того, что такое аккорд, как он устроен и какую роль играет в современной музыке.

Понятия аккорда является, возможно, одним из самых популярных в музыке, так как даже немузыкантам известно. Несмотря на это, мало кто из начинающих музыкантов правильно понимает теоретические аспекты образования аккордов и может логично и внятно объяснить сущность этого явления мелодического языка.

Для понимания исторических аспектов появления понятия аккорд важно знать одну деталь. Само определение аккорда начало использоваться в качестве термина относительно недавно: в XVIII веке, когда зародилась наука гармония. До этого для обозначения явления использовали разные термины.

Название происходит от позднелатинского слова согласовывать и подразумевает согласование нескольких звуков между собой. При этом изначально этот термин применялся только к консонирующим созвучиям, то есть такому сочетанию звуков, которое звучит приятно на слух. Таким образом, если выделить первичную основу определения, то получится, что аккорд это -созвучие, то есть одновременное звучание звуков, которые согласуются между собой.

Все остальные уточнения данного понятия зависят от стиля и эпохи. Единственным важным условием является наличие не менее трех таких звуков для согласования, что позволяет нам отличить аккорд от собственно интервала. Далее само понятие согласованность можно трактовать очень широко, в результате чего аккорды разделяются на консонансные и дисонансные, что уже вызывает некую нестабильность в определении аккорда, так как диссонантность, по сути, есть несогласованность.

Для более тонкого понимания явления одновременного звучания тонов в музыке используются еще несколько определений.

1) Созвучие - название любого совместного звучания тонов от двух и до бесконечности;

2) Сочетание - это соединение аккорда и неаккордовых звуков

3) Вертикаль - одновременное звучание всех голосов в данный момент времени.

В связи с большими различиями в трактовке понятия аккорда выделим несколько групп:

Первая - классические терцовые аккорды Вторая - псевдотерцовые Третья - квартовые и квинтовые аккорды; Четвертая - произвольные аккорды (трихорды и т.д).

Первый вид аккордов это терцовые аккорды, то есть созвучия, основа которых это расстояние через ступень (малая и большая, а также уменьшенные и увеличенные терции).

Здесь существует всего 5 типов аккордов, большая часть из них именуется по интервалу между крайними звуками.

3 звука - трезвучия;

4 звука - септаккорды и секстаккорды или аккорды с секстой;

5 звуков - нонаккорд и секстнонаккорды;

6 звуков - ундецимаккорд;

7 звуков - терцдецимаккорд.

Внутри каждой группы мы можем выделить различные подгруппы аккордов, которые определяются типом терций. Здесь можно провести аналогию с интервалами. По количеству ступеней мы называем интервал, например, терцией, а по качеству уже делим ее на малую и большую. Также по количеству звуков, которые расположены по терциям мы называем аккорд например трезвучием, а затем смотрим на слагаемые этого трезвучия. Что дает нам: б3+б3 - увеличенное трезвучие; м3+м3 - уменьшенное; б3+м3 - мажорное; м3+б3 минорное.

Других вариантов трезвучий быть не может.

Аккорды в музыке - это как минимум три звука разной высоты, звучащих одновременно и выстроенных по терциям (согласно классическому определению). В 20 веке музыкальный язык стал очень сложным и сейчас аккордом считается любое одновременное сочетание трёх и более звуков. Таких аккордов очень много, но скорей всего, на первых этапах они вам не

понадобятся. Для начала необходимо свободно ориентироваться в базовых аккордах.

Если построить три звука по терциям, получится трезвучие. В зависимости от расстояния между звуками, мы можем получить несколько видов трезвучий:

Мажорное: большая терция + малая терция;

Минорное: малая терция + большая терция;

Увеличенное: большая терция + большая терция;

Уменьшённое: малая терция + малая терция.

Мы можем расположить звуки трезвучий в любом порядке и получить ещё несколько аккордов. Проще всего понять это через обращение.

Возьмите нижний звук любого трезвучия и перенесите его на октаву вверх. Получится ещё один вид трезвучия. Первое обращение называется секстаккорд -между крайними звуками аккорда интервал секста. Второе обращение квартсекстаккорд - в составе интервала кварта и секста.

Всю это справочную информацию невредно лишний раз проговорить, особенно если вы пока не твёрдо ориентируетесь в теории музыки. Нередко даже окончив музыкальную школу, мы путаемся в этих базовых вещах. Обращения, интервальное строение аккорда, названия аккордов - всё это на самом деле действительно простые вещи, которые можно освоить за короткое время.

Именно на основе трезвучий строятся другие, более богатые по звучанию аккорды.

Если к трезвучию добавить терцию, мы получим септаккорд. В таком аккорде четыре звука и располагаются они по терциям:

Большой мажорный: мажорное трезвучие + большая терция;

Большой минорный: минорное трезвучие + большая терция;

Малый мажорный: мажорное трезвучие + малая терция;

Малый минорный: минорное трезвучие + малая терция;

Уменьшённый: уменьшённое трезвучие + малая терция;

Малый с уменьшённой квинтой: уменьшённое трезвучие + большая терция;

Большой увеличенный: увеличенное трезвучие + малая терция.

Использованная литература

1. Саидий, Саид Болта-Зода. Оценка характеристик волнообразных голосов в хоровом пении. Science and Edukatific journal 3 (3), 865 - 871

2. Саидий, Саид Болта-Зода. Некоторые аспекты формирования и развития музыкального воздействий с ее последствиями на развитии ребёнка. Science and education. Scientific Journal ISSN 3 (12), 2181-0842

3. Саидий, Саид Болта-Зода. Интерактивные методы формирования музыкальных знаний детей в дошкольных организациях на основе современных методик. Science and Education Scientific journal 3, 851-857

4. Саидий, Саид Болта-Зода. Методы и приёмы развития исполнительской техники учащихся на уроках инструментального исполнительства. Science and education. Scientific Journal 3 (3), 897-903

5. Саидий, Саид Болта-Зода. Музыка как дискурс управления многоголосной музыки. Science and Education 3 (3), 845-850

6. Саидий, Саид Болта-Зода. Национальные инструменты Узбекистана. История музыкальных инструментов: дутар и уд. Science and Education 3 (3), 858864

7. Саидий, Саид Болта-Зода. Вокально-хоровые песни, обработка народных песен и развития мастерства учащихся. Science and education. Scientific Journal 3 (4), 1200-1205

8. Саидий, Саид Болта-Зода. Методика развития творчества педагогов в академическом классе эстрадной ударной техники концерт-спектакль. Science and education. Scientific Journal 3 (4), 930-936

9. Саидий, Саид Болта-Зода. Интерактивные методы обучения творчеству русских композиторов классе фортепиано в детской музыкальной школы. Science and education. Scientific Journal 4 (4), 1605-1611

10. Саидий, Саид Болта-Зода. Продвижение новых принципов творческого фортепианного исполнительства в профильных школах искусств и культуры. Science and education. Scientific Journal 4 (3), 1612-1617

11. Саидий, Саид Болта-Зода. Интерактивная методика обучения жанрам, созданных на народные лады, учащимся музыкальных и художественных школ. Science and education. Scientific Journal 4 (7), 1618-1624

12. Саидий, Саид Болта-Зода. Интерпретация современных методов работы с малоуспеваемыми музыкантами. SCIENCE AND Science and education. Scientific Journal 3 (3), 1193-1199

13. Саидий, Саид Болта-Зода. Основы современного педагогического творчества по сфере хора. Дирижёр как оптимально управляющий голосом хора в музыкальном театре. Science and edukation scientific jurnal 3 (ISSN 2181-0842), 918

14. Саидий, Саид Болта-Зода. Методы и приёмы обучения игры на фортепиано. Science and edukation scientific jurnal 3 (3), 911

15. Саидий, Саид Болта-Зода. Способы обогащения уроков игры на фортепиано передовым зарубежным опытом. Sciense and edukation scientific journal 3 (ISSN 2181-0842), 904

16. Саидий, Саид Болта-Зода. Современные методы развития исполнительской техники учащихся на уроках инструментального исполнительства. Sciense and edukation scientific journal 3 (3), 891 - 898

17. Саидий, Саид Болта-Зода. Современные методы работы детьми с ограниченными возможностями обучения по музыке. Science and Edukatific journal 3 (ISSN 2181-0842), 879

18. Саидий, Саид Болта-Зода. Национальные инструменты Узбекистана. История музыкальных инструментов: дутар и уд. Science and Edukatific journal 3 (3), 858

19. Саидий, Саид Болта-Зода. Музыка как дискурс управления многоголосной музыки. Science and Edukatific journal 3 (ISSN 2181-0842), 845

20. Саидий, Саид Болта-Зода. Подготовка специалистов по прикладной музыке. Методы в преподавании музыкально-теоретических дисциплин на основе сольфеджирования макомов. Science and Education 3 (3), 924-929

21. Саидий, Саид Болта-Зода. Conseption of militariy musical instruments in the Temurid Era. Evropean Journal of Molekular & Clinikal Medicine 7 (7), 70027010

22. Саидий, Саид Болта-Зода. Влияние музыки на личность и психику ребёнка. Вестник интегративной психологии, 217-220

23. Саидий, Саид Болта-Зода. Вокально-хоровые песни, обработка народных песен и развития мастерства учащихся. Sciense and Edukation scientific journal 3 (VOLUME 3, ISSUE 3), 1200

24. Саидий, Саид Болта-Зода. Интерпритация современных методов работы с малоуспеваемыми музыкантами. Sciense and Edukation scientific journal 3 (VOLUME 3, ISSUE 3), 1193

25. Саидий, Саид Болта-Зода. The Peculiarity of Psychological Counseling and Motivation for Studying Music at the University. Procedia of Philosophical and Pedagogical Sciences ISSN 2795-546X 1 (1), 37-43

26. Саидий, Саид Болта-Зода. Основные направления и тенденции развития будущих учителей по направление музыки. Science and Education 3 (8), 204-210

27. Саидий, Саид Болта-Зода. Интерактивная методика обучения жанрам, созданных на народные лады, учащимся музыкальных и художественных школ. Science and Education 3 (4), 1618-1624

28. Саидий, Саид Болта-Зода. Основы управления музыкального диктанта по сольфеджио. Science and Education 3 (3), 825-830

29. Саидий, Саид Болта-Зода. Продвижение новых принципов творческого фортепианного исполнительства в профильных школах искусств и культуры. Science and Education 3 (4), 1612-1617

30. Саидий, Саид Болта-Зода. Технологии формирования и развития вокально-хорового мастерства учащихся через народные песни. Science and education. Scientific Journal 3, 831

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.