Научная статья на тему 'Принципы разработки индивидуальной образовательной траектории на занятиях изобразительным искусством в дополнительном образовании младших школьников'

Принципы разработки индивидуальной образовательной траектории на занятиях изобразительным искусством в дополнительном образовании младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
15
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дополнительное образование / изобразительное искусство / индивидуальный подход / индивидуальные образовательные траектории / адаптивная программа обучения / additional education / fine arts / an individual approach / individual educational trajectories / an adaptive curriculum

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никишова Наталья Александровна

Статья посвящена особенностям разработки индивидуальной образовательной траектории на занятиях изобразительным искусством в системе дополнительного образования. Особое внимание в статье уделено роли дополнительного образования в современном образовательном пространстве, а также особенностям занятий изобразительной деятельностью в дополнительном образовании детей. В статье обозначена актуальность применения индивидуальных образовательных траекторий на занятиях изобразительным искусством, рассмотрены главные принципы индивидуального подхода, основные этапы построения и особенности проектирования индивидуальных образовательных траекторий для разных видов изобразительной деятельности. Особое внимание уделено учету возрастных особенностей учащихся как ключевому принципу разработки эффективных методик работы на занятиях изобразительным искусством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никишова Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Principles of developing an individual educational trajectory in the lessons of fine arts in additional education of junior schoolchildren

The article deals with the peculiarities of developing an individual educational trajectory in the visual arts classes in the system of additional education. Particular attention in the article is paid to the role of additional education in the modern educational space, as well as to the peculiarities of visual activities in the additional education of children. The article outlines the relevance of the use of individual educational trajectories in the visual arts classes, discusses the main principles of an individual approach, the main stages of construction and design features of individual educational trajectories for different types of fine arts. Particular attention is paid to considering the age characteristics of students as a key principle in the development of effective methods of work in the visual arts classes.

Текст научной работы на тему «Принципы разработки индивидуальной образовательной траектории на занятиях изобразительным искусством в дополнительном образовании младших школьников»

УДК 37.04-053 DOI: 10.31862/2218-8711-2023-5-190-198

ББК 74.268.51

ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ

ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

PRINCIPLES OF DEVELOPING AN INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORY IN THE LESSONS OF FINE ARTS IN ADDITIONAL EDUCATION OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN

Никишова Наталья Александровна

Старший преподаватель кафедры живописи художественно-графического факультета Института изящных искусств, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»

E-mail: na.nikishova@mpgu.su

Nikishova Natalia A.

Senior Lecturer at the Department of painting, The Art and Graphic Faculty, Institute of Fine Arts, Moscow Pedagogical State University E-mail: na.nikishova@mpgu.su

Аннотация. Статья посвящена особенностям разработки индивидуальной образовательной траектории на занятиях изобразительным искусством в системе дополнительного образования. Особое внимание в статье уделено роли дополнительного образования в современном образовательном пространстве, а также особенностям занятий изобразительной деятельностью в дополнительном образовании детей. В статье обозначена актуальность применения индивидуальных образовательных траекторий на занятиях изобразительным искусством, рассмотрены главные принципы

Abstract. The article deals with the peculiarities of developing an individual educational trajectory in the visual arts classes in the system of additional education. Particular attention in the article is paid to the role of additional education in the modern educational space, as well as to the peculiarities of visual activities in the additional education of children. The article outlines the relevance of the use of individual educational trajectories in the visual arts classes, discusses the main principles of an

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Никишова Н. А., 2023

индивидуального подхода, основные этапы построения и особенности проектирования индивидуальных образовательных траекторий для разных видов изобразительной деятельности. Особое внимание уделено учету возрастных особенностей учащихся как ключевому принципу разработки эффективных методик работы на занятиях изобразительным искусством.

individual approach, the main stages of construction and design features of individual educational trajectories for different types of fine arts. Particular attention is paid to considering the age characteristics of students as a key principle in the development of effective methods of work in the visual arts classes.

Ключевые слова: дополнительное образование, изобразительное искусство, индивидуальный подход, индивидуальные образовательные траектории, адаптивная программа обучения.

Keywords: additional education, fine arts, an individual approach, individual educational trajectories, an adaptive curriculum.

Для цитирования: Никишова Н. А. Принципы разработки индивидуальной образовательной траектории на занятиях изобразительным искусством в дополнительном образовании младших школьников // Проблемы современного образования. 2023. № 5. С. 190-198. DOI: 10.31862/2218-8711-2023-5-190-198.

Cite as: Nikishova N. A. Principles of developing an individual educational trajectory in the lessons of fine arts in additional education of junior schoolchildren. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2023, No. 5, pp. 190-198. DOI: 10.31862/2218-8711-2023-5-190-198.

Дополнительное образование детей сейчас является неотъемлемой частью современного образовательного пространства. Развитие системы дополнительного образования происходит в тесной связи с социально-экономической ситуацией в стране. В последние годы в законодательство был внесен ряд важных изменений, направленных на повышение качества образования и расширение доступа к дополнительному образованию для различных категорий граждан [1; 2]. Большое внимание в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» уделяется индивидуализации обучения, возможности обучаться по индивидуальным планам, выбирать факультативные и элективные курсы [1, с. 34].

В современном информационном мире занятия изобразительным искусством были и остаются востребованными, поскольку этот вид деятельности помогает развивать творческий потенциал, воображение, внимательность. Кроме того, занятия изобразительным искусством даже в условиях развития информационных технологий не теряют своей актуальности. С общим доступом к информации и всеобщей цифровизации рисунок и живопись могут стать инструментом для развития и поддержания человеческого контакта, для выражения эмоций и обмена опытом.

Занятия по изобразительному искусству в учреждениях дополнительного образования имеют свои особенности, которые необходимо учитывать при их проведении. Вот некоторые из них:

1. Разнообразие возрастных групп. В учреждениях дополнительного образования занимаются дети разных возрастов, от младших до подростков. Это означает, что занятия нужно адаптировать под каждую возрастную группу, учитывая их особенности и потребности.

2. Индивидуальный подход. В группе всегда есть дети разных уровней подготовки и с разными темпами обучения. Преподаватель должен уметь ориентироваться на каждого ученика, учитывая его индивидуальные особенности.

3. Развитие творческих способностей и фантазии. Главной задачей занятий по изобразительному искусству является развитие творческих способностей и навыков изобразительной деятельности. Поэтому на занятиях важно стимулировать детей на самостоятельные поиски, а не просто повторять готовые примеры.

4. Организация учебного процесса. Занятия по изобразительному искусству в учреждениях дополнительного образования могут проводиться как по авторским программам, так и в рамках традиционных учебных программ. В любом случае важно организовать процесс таким образом, чтобы учебная программа способствовала достижению определенных в каждой возрастной группе знаний, умений и навыков.

5. Взаимодействие с родителями. Занятия по изобразительному искусству являются важным элементом развития ребенка, поэтому необходимо участвовать в организации взаимодействия между родителями и педагогами. Это позволит родителям получать информацию о том, как их ребенок развивается, а также быть более вовлеченными в процесс обучения.

Изобразительное искусство помогает детям развивать мелкую моторику, фантазию, позволяет им выражать свои эмоции и чувства через образы, подобранные ими самостоятельно. Однако каждый ребенок в этом случае уникален. Его увлечения, жизненные ориентиры и предпочтения могут сильно отличаться от отношения его сверстников. На занятиях изобразительным искусством учитывать эти отличительные особенности каждого ученика и найти более эффективный подход к обучению и развитию каждого ребенка помогает применение индивидуальных образовательных траекторий.

Одним из важных направлений развития учреждений дополнительного образования является переход к личностно-ориентированному обучению, ключевым инструментом которого является реализация индивидуальных образовательных траекторий. Индивидуальная образовательная траектория (далее - ИОТ) - это план обучения, который учитывает все индивидуальные особенности ученика: его возраст, уровень знаний, интересы, навыки и способности. Такой подход позволяет преподавателю создать оптимальные условия для саморазвития ребенка и максимального проявления его творческого потенциала.

Среди исследователей, внесших значительный вклад в разработку ИОТ, можно выделить следующих. С точки зрения проблемно-рефлексивного и деятельностного подходов ИОТ представлены в работах Р. С. Вайсмана, В. В. Давыдовой, И. А. Зимней, И. С. Кона, В. Д. Шадрикова. Среди исследователей существует несколько трактовок понятия ИОТ. Так, И. С. Якиманская рассматривала ИОТ как задачу личностно ориентированной

школы - выявление структуры развивающейся личности каждого ученика, определение его направления развития, соответствующей целям и ценностям личностно ориентированного обучения [3]. С точки зрения А. В. Хуторского и Т. И. Шамовой ИОТ рассматривается как персональный путь реализации личностного потенциала учащегося в образовании [4; 5].

Индивидуальные образовательные траектории для занятий изобразительной деятельностью в системе дополнительного образования детей особенно актуальны и могут отличаться от ИОТ в других областях обучения в следующих аспектах.

1. Разработка адаптивной программы. Адаптивная программа должна быть ориентирована на задания с различными уровнями сложности и нацелена на достижение конкретных целей занятия. Важным аспектом адаптивной программы по изобразительному искусству является постоянный мониторинг прогресса знаний учебных действий. Это позволяет определить их сильные и слабые стороны и корректировать программу в соответствии с их индивидуальными потребностями.

2. Личный опыт ребенка (витагенное обучение). Изобразительная деятельность для младшего школьного возраста должна быть связана с личным опытом ребенка, его интересами и потребностями.

3. Разработка модулей и разноуровневых заданий. Процесс реализации индивидуального подхода может потребовать создания персонализированных заданий, которые направлены либо на восполнение недостающих знаний, либо на усложнение задач занятия.

4. Эмоциональная составляющая. Изобразительная деятельность может быть связана с эмоциональной составляющей, такой как самовыражение, творческое мышление и экспрессия. Личностно-ориентированное обучение должно учитывать эти сферы и создавать условия для эмоционального и творческого развития ребенка.

5. Оценка и рефлексия. Оценка результатов занятий изобразительной деятельности может быть более индивидуально направленной, так как стандартные критерии оценки могут быть неодинаково применимы для различных областей изобразительного искусства. В этой связи необходимо учитывать индивидуальный подход при оценке результатов обучения.

Актуальность использования ИОТ при обучении изобразительному искусству младших школьников особенно очевидна в том, что дает детям глубокое и подробное понимание самого процесса деятельности и включает в себя последовательность интеллектуальных усилий, направленных на решение специфических задач. Часто у маленьких детей возникает желание создавать свое уникальное искусство, которое помогло бы им выражать свои мысли, чувства и идеи. Для достижения этой цели на занятиях необходимо использовать ИОТ.

Для обеспечения оптимальных условий обучения важно знать и учитывать возрастные особенности детей. У детей младшего школьного возраста изобразительная деятельность играет важнейшую роль в их развитии. Интерес к рисованию возрастает

к началу школьного обучения, когда дети развивают свои навыки и умения. На данном этапе развития жизни психологические особенности детей, оказывающие влияние на их изобразительную деятельность, могут быть представлены следующим образом:

1. Фантазия и креативность. Дети младшего школьного возраста относятся к возрастной группе, в которой характерно развитие фантазии и креативности. Они очень активно воспринимают мир вокруг, у них богатое воображение. В результате этого дети придумывают свои сюжеты и мотивы для их изображения, опираясь на приобретенный им жизненный опыт.

2. Эмоциональность. Дети младшего школьного возраста открыты к новым впечатлениям и событиям. Рисование для них - это возможность выразить свои эмоции и чувства, что важно для их психологического развития.

3. Неустойчивость концентрации внимания. У детей этого возраста часто бывают проблемы с концентрацией внимания. Они быстро устают от длительного и однообразного занятия и теряют интерес к нему. Чтобы избежать этого, педагог должен стремиться к тому, чтобы занятия были интересными и разнообразными.

4. Сенсомоторная интеграция. Развитие моторики и зрительно-пространственного восприятия является ключевой задачей в данном возрасте. Дети учатся ориентироваться в пространстве и овладевают навыками рисования, что помогает улучшать как крупную, так и мелкую моторику рук.

5. Умение критически мыслить. Дети начинают приобретать умение анализировать и оценивать свой труд, распознавать свои ошибки и находить способы их исправления.

Понимание психологических особенностей изобразительной деятельности детей определенной возрастной категории важно для разработки эффективных методик работы на занятиях ИЗО. Кроме того, знание возрастных особенностей поможет педагогам создавать адаптивные образовательные программы, соразмерные потребностям детей всех возрастных групп.

В контексте индивидуального подхода педагог сможет настраивать процесс обучения, подходящий к индивидуальным потребностям детей. В определенном темпе и ритме будет учитывать стадии и специфику личностных достижений. На основе индивидуального планирования педагог подберет инструкцию, которая будет учитывать индивидуальные потребности и интересы ребенка.

Процесс формирования ИОТ включает в себя несколько этапов:

Iэтап. Оценка начального уровня знаний ребенка. Проведение диагностики начального уровня знаний, умений и навыков ребенка, что позволит определить, какие навыки уже есть, а где необходима поддержка и помощь.

IIэтап. Составление программы обучения. Планирование индивидуальных или групповых заданий для детей, учитывая их возраст, уровень подготовки, способности и интересы.

III этап. Разработка индивидуальных задач. Задачи должны быть не только соответствующими возрасту и уровню подготовки, но и интересными, и творческими.

IV этап. Приемы и методы обучения. Использование различных приемов обучения, техник и материалов, чтобы помочь детям максимально разнообразить изобразительную деятельность.

V этап. Индивидуальная помощь. Готовность педагога помочь каждому ребенку обучаться на своем уровне.

VIэтап. Оценка, контроль обучения и рефлексия. Внимание за прогрессом каждого ученика, проверять его работы, давать обратную связь и помогать ему идти вперед.

Важным элементом личностно-ориентированного обучения является соответствие учебной программы психологическим и возрастным особенностям детей. В то же время подобный подход содействует закреплению и углублению знаний ребенка в изобразительной деятельности, а также развитию его творческих способностей.

Индивидуальный подход на занятиях ИЗО, осуществляемый с помощью ИОТ, -это методика, которая позволяет учителю рисования построить обучение таким образом, чтобы каждый ученик мог успешно справляться с задачами, которые ставит перед ним учитель. Основные принципы индивидуального подхода на занятиях рисования с натуры включают следующие составляющие:

• Учет индивидуальных особенностей каждого ученика, связанных с его индивидуальными способностями, уровнем подготовки, предпочтениями и интересами в области изобразительного искусства.

• Определение цели обучения каждого ученика. В зависимости от целей обучения каждый ученик может получать уникальные задачи, чтобы лучше направить свой потенциал.

• Организация работы на занятии таким образом, чтобы ученик мог получить максимальную помощь от учителя, получить индивидуальное консультирование и подробную обратную связь по выполненной работе.

• Включение в процесс обучения различных педагогических приемов и методов, которые помогают ученику освоить техники рисования с натуры и развить свои творческие способности.

• Применение различных материалов и инструментов, которые помогают ученику развить технические навыки и ощущения материала.

В процессе занятий изобразительным искусством можно использовать разные методики работы в русле индивидуального подхода, которые позволяют более эффективно раскрыть творческий потенциал ребенка. Например, на занятии тематическим рисованием после предварительной беседы можно предложить ребенку создать свою картину на тему, которая затронет его воображение. Для этого занятия можно подготовить ряд тем, касающихся ближайших праздничных дат, знаменательных событий в жизни страны, знаменитых людях.

Предварительная беседа с показом репродукций русских художников поможет активизировать его жизненный опыт, что в свою очередь способствует повышению мотивации, привлечению внимания детей к новому материалу и улучшению когнитивных навыков в процессе обучения. Важно понимать, что те цели и задачи

обучения, которые ставит педагог на конкретное занятие, должны быть направлены на получение ребенком определенных знаний, умений и навыков. В связи с этим перед началом практической деятельности детям предлагается визуальный ряд репродукций великих мастеров, а также детских рисунков, наглядного показа педагога. Беседа, в ходе которой у каждого ребенка складывается своя собственная картина на основе жизненного опыта, способствует обращению к интересам ребенка и раскрытию темы. Во время беседы учитель может задавать вопросы, чтобы ученики размышляли о произведениях искусства, которые они изучают, либо о событии или предметах, которое они будут изображать, и анализировали их.

Тематическое рисование служит основой для нравственного воспитания школьников наряду с декоративным рисованием. В. С. Кузин отмечает, что декоративное рисование открывает широкие возможности воспитания любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре. Стремление увидеть прекрасное в объектах действительности и передать это в декоративно-переработанных формах будет способствовать получению истинного удовольствия от работы кистью, акварелью или гуашью и, самое главное, прививать навыки аккуратности и развивать мелкую моторику рук [6].

Рисование с натуры является одним из основных видов деятельности в обучении изобразительному искусству, поскольку на этом занятии дети знакомятся с правилами рисования, конструктивного строения предметов, элементарных законов линейной и воздушной перспективы, светотени, композиции, цветовой гармонии, расширяет их представления о многообразии предметов, явлений действительности, несет в себе ярко выраженную познавательную направленность [6]. При использовании индивидуального подхода на занятиях рисования с натуры, например натюрморта, важно учитывать несколько факторов:

1. Стимулирование интереса ребенка к изображаемым предметам.

2. Возможность выбора объектов композиции. Совместная работа по постановке натюрморта.

3. Обучение навыкам наблюдения, сравнения, нахождения сходств и различий между предметами в натюрморте.

4. Учет возрастных особенностей при определении уровня сложности постановки.

5. Непосредственное внимание со стороны педагога, при необходимости помощь посредством наглядного показа.

На занятии необходимо создать дружественную атмосферу и привлечь каждого ученика к общему делу, чтобы помочь им лучше понимать, как работать в команде. Младшие школьники еще не имеют достаточного опыта в рисовании, поэтому для того, чтобы их обучение было максимально продуктивным, педагогу необходимо учитывать особенности возрастной группы. Стимулирование интереса ребенка к изображаемым предметам происходит с помощью акцентирования внимания на красоте предметов, их очертаний, гармонии цветовых отношений, соразмерности и пропорциональности строения форм [7]. Также младшие школьники нуждаются

в обратной связи, которая позволит им понимать, что они делают правильно, а что необходимо улучшить. Внимание к детскому рисунку со стороны педагога также важно для детей.

В заключение следует подчеркнуть, что результатом применения ИОТ для младших школьников будет повышение интереса к занятиям, возможность раскрытия своего творческого потенциала и достижение высоких результатов в изображении различных сюжетов. Индивидуальная образовательная траектория в любом виде изобразительной деятельности, будь то тематическое или декоративное рисование или натурная постановка, является одним из важнейших способов развития творческих способностей учащихся.

Для разработки качественной ИОТ учителю необходимо иметь систему диагностики и оценки уровня знаний учеников, а также понимание индивидуальных особенностей каждого ребенка. Более того, индивидуальный подход позволяет детям более эффективно осваивать программу в целом, поддерживать увлечение рисованием и развивать интерес к искусству на всю жизнь.

Список литературы

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3 (последняя редакция). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/ (дата обращения 15.03.2023).

2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года. URL: http:// government.ru/news/45028/ (дата обращения: 15.03.2023).

3. Якиманская И. С. Основы личностно ориентированного образования. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011. 220 с.

4. Хуторской А. В. Методика личностно-ориентированного обучения. Версия 1.0. М.: Центр дистанционного образования «Эйдос», 2003. 522 Кб.

5. Управление профильным обучением на основе личностно-ориентированного подхода: учеб.-метод. пособие / Т. И. Шамова [и др.]. М.: Педагогический поиск, 2006. 160 с.

6. Кузин В. С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах: пособие для учителей. М.: Просвещение, 1979. 190 с.

7. Изобразительное искусство. 1-4 кл. Программа для общеобразовательных учреждений / В. С. Кузин [и др.]. 4-е изд., дораб. М.: Дрофа, 2011. 46 с.

References

1. Federatenyy zakon "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii" ot 29.12.2012 No. 273-FZ (poslednyaya redaktsiya). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/ (accessed: 15.03.2023).

2. Kontseptsiya razvitiya dopolnitelnogo obrazovaniya detey do 2030 goda. Available at: http://government.ru/news/45028/ (accessed: 15.03.2023).

3. Yakimanskaya I. S. Osnovy lichnostno orientirovannogo obrazovaniya. Moscow: Binom. Laboratoriya znaniy, 2011. 220 p.

4. Khutorskoy A. V. Metodika lichnostno-orientirovannogo obucheniya. Versiya 1.0. Moscow: Tsentr distantsionnogo obrazovaniya "Eydos", 2003. 522 Kb.

5. T. I. Shamova et al. Upravlenie profilnym obucheniem na osnove lichnostno-orientirovannogo podkhoda: ucheb.-metod. posobie. Moscow: Pedagogicheskiy poisk, 2006. 160 p.

6. Kuzin V. S. Metodika prepodavaniya izobrazitelnogo iskusstva v 1-3 klassakh: posobie dlya uchiteley. Moscow: Prosveshchenie, 1979. 190 p.

7. Kuzin V. S. et al. Izobrazitelnoe iskusstvo. 1-4 kl. Programma dlya obshcheobrazovatelnykh uchrezhdeniy. Moscow: Drofa, 2011. 46 p.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2023, № 5

Статья поступила в редакцию 08.04.2023 The article was received on 08.04.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.