УДК 37.016:74 DOI: 10.25730/VSU.7606.19.039
Проектирование индивидуальной образовательной деятельности обучающихся на занятиях по изобразительному искусству
в разновозрастной группе
М. В. Кротова
старший преподаватель кафедры дополнительного и технологического образования, Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского.
Россия, г. Ярославль. E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье раскрываются особенности технологии проектирования индивидуальной образовательной деятельности обучающихся на занятии по изобразительной деятельности в разновозрастной группе, главная из которых заключается в том, что объектами проектирования являются: разноуровневое содержание занятия, индивидуальная образовательная деятельность обучающихся, развитие образовательного взаимодействия детей разного возраста. Это обуславливает одновременное использование в образовательном процессе двух групп принципов: принципов проектирования индивидуальной образовательной деятельности обучающихся (прогнозирования, саморазвития, мотивационного обеспечения проектировочной деятельности, субъектной позиции ребенка, взаимодействия субъектов проектирования, технологичности, непрерывности и цикличности, рефлексивности) и принципов развития образовательного взаимодействия детей разного возраста (интеграции и дифференциации социальных интересов, вариативности выбора форм взаимодействия старших и младших детей в группе, динамичности и поливариативности ролевого участия обучающихся в социальных отношениях разновозрастной группы, референтности и нонконформизма в отношениях участников взаимодействия, саморазвития и самоорганизации жизнедеятельности разновозрастного объединения детей).
Проектирование занятия по изобразительному искусству в разновозрастной группе включает ряд этапов, в числе которых: планирование системы занятий; диагностика начальных условий; определение целей и задач; проектирование структуры отдельного занятия; проектирование педагогического сопровождения деятельности ребенка на занятии и сопровождения образовательного взаимодействия обучающихся разного возраста; подготовка к занятию в разновозрастной группе, его проведение и подведение итогов. Проектировочная деятельность учителя показана на примере проекта занятия изобразительному искусству в разновозрастной группе, проиллюстрированного его планом-схемой и технологической картой.
В заключении приведены результаты опытной работы в разновозрастных группах общеобразовательных школ и организаций дополнительного образования, сделаны выводы о состоянии исследуемой проблемы и путях ее развития.
Ключевые слова: индивидуализация образовательного процесса, технология проектирования образовательной деятельности обучающегося в разновозрастной группе, взаимодействия детей разного возраста на занятии, занятие по изобразительному искусству.
Современная концепция развития образования направлена на создание условий развития индивидуальности обучающегося, которая раскрывается через личностные образовательные интересы и потребности [6]. Целевая установка на индивидуализацию образования присутствует во всех основных нормативно-правовых документах. Одновременно перед образовательными организациями ставится задача создания условий для социализации обучающихся, формирования их коммуникативной компетентности.
Комплексное решение проблемы предполагает выявление методологических подходов, поиск организационно-методических условий, результативных методов, технологий, форм и средств организации индивидуальной образовательной деятельности обучающихся и рассматривается чаще всего на примере одновозрастных детских коллективов. Однако существует потребность изучения особенностей организации индивидуальной образовательной деятельности обучающихся в разновозрастных образовательных объединениях детей, которые сегодня широко распространены в общем, дополнительном и неформальном образовании [7].
Мы в своем исследовании опираемся на мнение Л. В. Байбородовой и понимаем под разновозрастной группой (далее РВГ) «...общность детей, отличающихся паспортным возрастом, уровнем физического и социального развития и объединенных на основе общего социального интереса или решения общей задачи» [18].
© Кротова М. В., 2019
При этом организацию обучающихся в разновозрастных группах мы рассматриваем как способ развития индивидуальности обучающихся, механизм личностного развития каждого ребенка в РВГ, условие для формирования коммуникативных умений школьников [8].
В разновозрастном детском коллективе возможна организация образовательного процесса, которая представляет собой неразрывное единство обучения, самообучения и взаимообучения, а также воспитания, самовоспитания и взаимовоспитания. Таким образом, в РВГ имеется возможность создания комплекса условий для самореализации ученика, его успешной социализации, что дает возможность решать задачи, поставленные перед современным образованием.
Педагогическая деятельность в разновозрастной группе требует от учителя специальных знаний и умений, так как индивидуальная образовательная деятельность обучающегося в РВГ имеет ряд специфических особенностей и обусловлена психологическими механизмами взаимодействия детей разного возраста (механизм подражания для младшего, механизм взросления для старшего возраста], которые определяют позицию обучающегося во взаимодействии «старший-младший» [13]. Данные механизмы определяют характер реализации функций разновозрастной группы: функции психологической защиты ребенка, социальной поддержки, стимулирующей, компенсаторной, функции самоорганизации, опережающего обучения, актуализации знаний, взаимообучения и взаимообогащения [18].
Учеными и практиками рассматриваются различные аспекты индивидуализации образовательного процесса, особенно проектирование индивидуальной образовательной деятельности обучающегося [1; 11; 12; 15; 16]. Анализ отечественного и зарубежного опыта показал, что в практике проектирование является одним из самых сложных процессов и представляет определенную проблему для педагогов [9; 10; 19; 20].
Проблемы проектирования образовательных процессов изучали такие представители педагогической науки, как Е. С. Заир-Бек [3], И. А. Колесникова [5], Г. Е. Муравьева [9], В. Е. Родионов [12], А. П. Тряпицына [14], О. Н. Хижнякова [15], В. В. Юдин [16], Н. О. Яковлева [17] и др. Однако единая трактовка термина «педагогическое проектирование» отсутствует: чаще всего его связывают с целеполаганием, планированием и организацией образовательного процесса.
Мы в своем опыте опираемся на разработки кафедры педагогических технологий ЯГПУ им. К. Д. Ушинского и рассматриваем проектирование как технологию педагогической деятельности [11].
Вопросы педагогического проектирования деятельности обучающихся на занятиях в од-новозрастных образовательных объединениях активно обсуждаются педагогической общественностью, в научно-методической литературе широко представлены результаты исследований и описание опыта педагогов-практиков. Научных работ, раскрывающих особенности проектирования индивидуальной образовательной деятельности обучающихся в разновозрастной группе, мы не обнаружили. Однако на основании результатов опросных методик, проведенных нами среди педагогов образовательных организаций, где по различным причинам формируются постоянные, временные или относительно постоянные разновозрастные группы, в которых одновременно обучаются дети по разным образовательным программам, можно сделать вывод о существовании проблемы проектирования индивидуальной образовательной деятельности обучающихся в РВГ и острой необходимости ее решения.
Мы попытались применить уже имеющиеся разработки по педагогическому проектированию в опыте организации занятий по изобразительному искусству, частично адаптируя и дополняя их, с учетом особенностей организации образовательной деятельности обучающихся в разновозрастной группе.
Результатом проектирования в образовании являются проекты как самого обучающегося (составленные с участием учителей, родителей и пр.], так и проекты педагогов, обеспечивающих сопровождение индивидуальной образовательной деятельности каждого ребенка в процессе реализации его индивидуальных образовательных проектов, в том числе и на занятии.
К образовательным проектам педагога, наряду с более объемными образовательными программами какого-либо курса или дисциплины, программами педагогического сопровождения индивидуальной образовательной деятельности обучающегося или совместной деятельности обучающихся, относятся и проекты уроков в средней школе, а также проекты занятий в дополнительном образовании.
Отметим, что занятия в разновозрастной группе имеют свои особенности, которые требуют от педагогов особых подходов при их проектировании. В отличие от урока в одновоз-растном образовательном объединении, на занятиях в РВГ объединяются дети разного возраста и разного уровня подготовленности, при этом каждый из них работает по своей собственной программе. В таких условиях невозможны жесткие организационные и временные рамки образовательного процесса, может меняться состав обучающих и т. д.
Основной отличительной особенностью проектирования занятия в разновозрастном образовательном объединении является то, что объектом проектировочной деятельности педагога является не только содержание занятия, организация и сопровождение образовательной деятельности обучающихся, но и развитие педагогически-целесообразного взаимодействия детей разного возраста [8]. Поэтому проектирование занятия в РВГ невозможно без учета двух следующих групп принципов: принципов проектирования индивидуальной образовательной деятельности обучающихся и принципов развития взаимодействия детей разного возраста.
Мы предлагаем технологию проектирования ИОД обучающихся применительно к разновозрастной группе. При этом, опираясь на мнение авторитетных ученых [11], мы в своей практике используем как общие принципы проектирования индивидуальной образовательной деятельности обучающихся (прогнозирования; саморазвития; принцип мотивационного обеспечения проектировочной деятельности; принцип субъектной позиции ребенка; взаимодействия субъектов проектирования; принцип непрерывности и цикличности; принципы технологичности и рефлексивности), так и специальные принципы, отражающие особенности организации образовательного взаимодействия обучающихся разного возраста, предложенные Л. В. Байбородовой [18]:
- принцип интеграции и дифференциации социальных интересов в разновозрастных группах;
- принцип вариативности выбора форм взаимодействия старших и младших;
- принцип динамичности и поливариативности ролевого участия обучающихся в социальных отношениях разновозрастной группы;
- принцип референтности и нонконформизма в отношениях участников взаимодействия;
- принцип саморазвития и самоорганизации жизнедеятельности разновозрастного образовательного объединения детей.
В ходе опытной работы мы убедились, что индивидуальная образовательная деятельность обучающегося в РВГ на занятии будет успешной, если будут выполнены следующие требования:
- создание избыточной образовательной среды, широкого спектра ситуаций выбора, которые помогут детям разнообразить способы освоения учебного материала на занятии;
- применение различных вариантов организации групповых видов образовательной работы обучающихся разного возраста [10];
- использование на занятии субъектно-ориентированных технологий, общий алгоритм которых включает такие этапы, как самодиагностика, самоанализ, самоопределение, самореализация, самооценка, самоутверждение [2; 4], и средств стимулирования самостоятельности ученика, развития его мотивации;
- поддержка индивидуальности ребенка, его автономности в определении собственной образовательной цели и задач на конкретном занятии;
- стимулирование самоанализа, рефлексии и самооценки обучающегося;
- создание ситуации успеха.
Для нас важно, что при реализации на занятии субъектно-ориентированной технологии педагог может находиться в разных позициях, что зависит от сформированности личностных качеств, уровня субъектности и опыта детей. Так, во взаимодействии с ребенком, выполняющим роль старшего в группе, педагог находится преимущественно в тьюторской позиции.
В процессе подготовки занятий в РВГ мы в своей практике последовательно придерживаемся следующих этапов проектирования.
1. Диагностика состояния образовательной деятельности проводится в начале учебного года с целью уточнения всех исходных обстоятельств: уровня подготовки и возможностей обучающихся разного возраста, индивидуальных образовательных запросов и интересов детей, их мотивации. Диагностику возможностей, склонностей, интересов, потребностей детей, их жизненных и профессиональных планов мы проводим с учетом возраста обу-
чающихся. Так, например, направленность, склонности и способности детей 7-11 лет мы выявляем при помощи методики «Карта интересов» А. И. Савенкова, ученикам 12-16 лет мы предлагаем тест Р. Амтхауэра, «Опросник профессиональной готовности» Л. Н. Кабардовой.
Для определения «заказа» родителей на образование своих детей мы обычно проводим индивидуальные беседы. Результаты диагностики оформляются в таблицах, анализируются педагогами и другими специалистами, при необходимости обсуждаются на психолого-педагогическом консилиуме.
2. Планирование системы занятий включает изучение требований Федеральных государственных образовательных стандартов к изучению конкретной учебной дисциплины или предметной области, примерной программы по предмету, требований к результатам освоения данной программы по годам обучения. При этом мы выделяем основные образовательные, воспитательные цели и задачи и цели развития обучающихся, которые должны быть реализованы в процессе освоения школьниками данной предметной программы.
3. Определение целей и задач занятия в РВГ. Прояснив стратегические цели и задачи образовательной деятельности обучающихся в начале освоения курса, тактические и оперативные образовательные цели и задачи образовательной деятельности мы определяем непосредственно перед занятиями тематического блока и каждым конкретным занятием. Отметим, что в разновозрастной группе мы определяем как общие, для старших и младших учеников цели и задачи занятия, так и конкретно для каждой возрастной группы, при этом учитываются образовательный, воспитательный и развивающий аспекты, логическая взаимосвязь и преемственность занятий, сменяющих друг друга в учебном плане, как для старших, так и для младших детей.
4. Проектирование структуры занятия в РВГ предполагает определение общего и раздельного для старших и младших образовательного материала и видов деятельности на занятии, при необходимости, и материала для индивидуальной работы отдельных учеников. Кроме того, учитель подбирает как оптимальные методы, приемы, организационные формы работы детей разного возраста на занятии, так и виды их образовательного взаимодействия.
5. Проектирование педагогического сопровождения индивидуальной образовательной деятельности ребенка на занятии в РВГ и сопровождения совместной деятельности обучающихся старших и младших. В зависимости от запланированных на занятии результатов образовательной деятельности старших, младших детей, учеников с особыми образовательными потребностями, учитель выбирает и соответствующую тактику сопровождения такой деятельности. Для этого используются различные методы, которые в совокупности обеспечивают воплощение основной идеи сопровождения - развитие тех или иных качеств каждого ученика, усвоение им знаний, формирование у него умений и навыков. Реализовать такую задачу можно только, если педагог владеет технологией организации образовательного взаимодействия детей разного возраста, когда часть функций учителя исполняют ученики, занимающие статусно-ролевую позицию старшего (учителя, консультанта и т. д.). Педагогически обоснованное взаимодействие старших и младших на занятии будет успешным, если учитель заранее подготовит своих помощников и будет «скрыто» сопровождать их деятельность на занятии. Особое внимание на занятиях в РВГ мы уделяем и технологиям, связанным с самостоятельной познавательной деятельностью школьников, с их самооценкой, рефлексией собственных достижений, так же ненавязчиво сопровождаемой учителем, который в данном случае находится преимущественно в тьюторской позиции.
Задача проектирования педагогического сопровождения индивидуальной образовательной деятельности - определить, какая форма сопровождения образовательной деятельности и взаимодействия учеников на занятии в разновозрастной группе наиболее полно способствует намеченной цели. Каждая из форм предполагает различный уровень сопровождения как индивидуальной деятельности детей, так и взаимодействия всех участников образовательного процесса.
6. Подготовка к проведению занятия в разновозрастной группе, кроме традиционных составляющих, предполагают обсуждение проекта занятия со старшими учениками, которым учитель передает некоторые педагогические функции, с последующим внесением коррективов и уточнением первоначального варианта проекта занятия [10].
7. Проведение занятия предполагает создание условий для успешной реализации индивидуальной образовательной деятельности каждого обучающегося в разновозрастном образовательном объединении с учетом использования образовательных возможностей разно-
возрастной группы. Обязательна фиксация результатов индивидуальной образовательной деятельности обучающихся на занятии в РВГ.
8. Подведение итогов занятия предусматривает анализ результатов реализации целей и задач, поставленных в начале занятия как для группы в целом, возрастных подгрупп, так и индивидуальных для каждого ребенка в разновозрастном объединении с последующей рефлексией и целеполаганием на следующее учебное занятие.
Рассмотрим проектировочную деятельность учителя на примере авторской разработки занятия по изобразительному искусству в РВГ, объединяющей учеников 5-7 классов.
В начале учебного года мы анализируем программы по годам обучения, которые осваивают дети разного возраста в рамках реализации предметной программы по изобразительному искусству (в нашем случае программа «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б. М. Неменского]. При этом мы выявляем так называемые «сквозные» темы, повторяющиеся каждый год обучения на новом уровне сложности, общие для всех возрастов цели и задачи. Следует отметить, что для данного учебного предмета такая повторяемость свойственна в большей степени, чем другим дисциплинам. С учетом общих и частных для всех возрастных категорий тем, целей, задач, формируемых универсальных учебных действий мы составляем календарно-тематическое планирование по предмету для разновозрастной группы. Далее следует проектирование непосредственно самих занятий.
В таблице 1 схематично представим результаты проектирования занятия в разновозрастной группе.
Таблица 1
План-конспект занятия по изобразительному искусству в разновозрастном образовательном объединении обучающихся _(5-7 классы)_
Общая тема занятия: «Цвет, фактура и текстура как средство создания художественного образа в изобразительном искусстве»
Название темы по программе по годам обучения
5 класс Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства
6 класс Язык и смысл изобразительного искусства: выразительные средства художественного произведения
7 класс Роль и значение фактуры и текстуры материала в дизайн-композиции
Общие цели и задачи - формирование умений использования выразительных возможностей фактуры и текстуры материалов для создания определенного художественного образа; - развитие умений выявлять зрительную и смысловую организацию художественного произведения, использовать декоративность как средство выразительности творческой работы; - развитие зрительской культуры обучающихся
Предполагаемые результаты для всех возрастных групп Знают: - основные правила безопасной работы с разнофактурными материалами, клеящими составами и режущими инструментами; - особенности использования фактуры и текстуры в качестве средств образной выразительности художественного произведения. Умеют: - использовать технологические приемы работы с разнофактурными материалами; - характеризовать выразительные свойства выбранных материалов разной фактуры и текстуры. Владеют: - способами анализа поставленной творческой задачи; - способами планирования и организации самостоятельной работы над творческим заданием; - практическими навыками использования цвета, фактуры и текстуры материалов как средством смысловой и композиционной организации художественной композиции
Единый содержательный блок Основные понятия темы - цвет, фактура, текстура; - средство создания художественного образа; - эмоциональная составляющая художественного образа; - смысловое содержание творческого замысла.
Окончание табл. 1
Содержание темы 1. Выразительные средства композиции: цвет (теплая и холодная гамма, контраст], текстура и фактура поделочных материалов (тепло, холод, контраст]. 2. Значение знания законов гармонизации композиции для профессиональной деятельности художника, дизайнера. 3. Значение формирования зрительской культуры для современного человека
Возрастные группы 5 класс 6 класс 7 класс
Задачи для учеников по классам Овладение практическими навыками использования цвета и фактуры материалов как средством ритмической организации декоративной композиции Развитие умения самостоятельно подбирать и использовать материалы различного цвета, фактуры и текстуры для создания определенного настроения в композиции на заданную тему Овладение практическими навыками решения с помощью фактуры и текстуры художественно-эмоциональных задач дизайн-проектирования
Содержание практической работы Создание коллективного панно в технике коллажа из разной по текстуре и фактуре бумаги «Цветы школе» Пейзаж-настроение в технике аппликации из материалов разной фактуры и текстуры Упражнения на формальной основе по созданию художественного образа средствами фактуры и текстуры
Совместная деятельность старших и младших
В начале занятия Целеполагание. Изучение теоретической части новой темы, распределение ролей и зон ответственности на занятии
В ходе занятия При необходимости младший может обратиться за помощью к старшему, старшие могут проконсультировать младшего по решению возникшей у последнего проблеме, скорректировать неверные действия друг друга
В конце занятия Старшие помогают младшим при монтаже коллективного панно, все вместе обсуждают готовые работы, анализируют степень достижения поставленных в начале занятия целей и задач. Рефлексия
Организационно-методические рекомендации Продолжительность занятия 90 минут (при программе, рассчитанной на 36 уч. часа, занятия ИЗО проводятся 1 раз в 2 недели]. На этапе подготовки занятия привлекаются старшие ученики, принимающие участие в объяснении младшим нового материала или исполняющие на занятии роль консультантов. После занятия ученики, выполнявшие на занятии роль старшего (помощник учителя, консультант] анализируют свою деятельность на занятии в этом качестве, отмечают, что получилось и что необходимо изменить или скорректировать в будущем
Следующий этап проектирования - разработка технологической карты занятия (см. таблицу 2] - поможет учителю установить возможные временные рамки освоения темы обучающимися разного возраста, уточнить наиболее целесообразные, с педагогической точки зрения, способы взаимодействия старших и младших в процессе совместной деятельности на занятии.
Таблица 2
Технологическая карта занятия по теме: «Цвет, фактура и текстура как средство создания художественного образа в изобразительном искусстве»_
Этапы занятия Время (мин.] Деятельность педагога Деятельность воспитанников
младшего возраста старшего возраста
1. Организационный 5 Обозначает проблематику, наводящими вопросами подводит детей к самостоятельной формулировке. Предлагает детям поразмышлять, чем для них будет полезно данное занятие Слушают, отвечают на наводящие вопросы учителя, задают вопросы При необходимости помогают младшим отвечать на вопросы учителя
Сообща формулируют общие для всех цели и задачи изучения темы
На примере старших пытаются осознать значимость изучения данной темы лично для них Формулируют индивидуальные цели и задачи освоения образовательного материала, с учетом предыдущего опыта, образовательных и профессиональных планов
Окончание табл. 2
Этапы занятия Время (мин.) Деятельность педагога Деятельность воспитанников
младшего возраста страшего возраста
2. Информационно-мо-тивационный 20 Опосредованно помогает старшим объяснять тему младшим. Организует первичное закрепление нового материала младшими в микрогруппах. Знакомит старших с новым для них материалом. Мотивирует на выполнение задания Слушают объяснение нового материала старшими, составляют представление об услышанном, задают вопросы, уточняют отдельные моменты. Выполняют задание на закрепление нового материала в микрогруппах (подбирают рабочий материал, сортируют образцы фактур и текстур] Знакомят младших с основными понятиями темы, раскрывают ее содержание, иллюстрируют свой рассказ компьютерной презентацией и своими работами, выполненными на данную тему в предыдущих классах. Повторяют и актуализируют ранее изученный материал. Анализируют новую информацию по теме, полученную от учителя. Обдумывают задание, подбирают материалы
3.Технологический 45 Организует работу детей с индивидуальными заданиями. При необходимости проводит работу с обучающимися, испытывающими трудности в выполнении задания, учениками с особыми образовательными потребностями, одаренными детьми Обдумывают возможные варианты решения поставленной задачи. При необходимости обращаются за советом к учителю или к старшим-консультантам Выполняют индивидуальное задание в материале. Присматривают за правильностью выполнения задания младшими, указывают на возможные ошибки, при необходимости, помогают их исправить. Утверждают композицию коллективного панно «Цветы школе» к монтажу
Оформляют выполненные на занятии индивидуальные работы Осуществляют монтаж коллективного панно
4. Рефлексивно-аналитический 10 Организует процесс рефлексии обучающихся: для младших в игровой форме, старшим предлагает составить синквейны Анализируют свою деятельность на занятии. Высказываются на предмет полезности для них изученной на занятии темы. Обсуждают работы, выполненные на занятии. Анализируют и оценивают деятельность своих партнеров по микрогруппе. Высказывают свое мнение об успешности состоявшегося взаимодействия между участниками РВГ (в том числе старшими и младшими] во время совместной работы.
Участвуют в рефлексии в игровой форме: «Солнышко» (лучевая диаграмма], «Цветопись» А. Н. Лутошкина, «Символическая оценка» (карточки с изображениями] и пр. Составляют синквейны на темы, связанные с ключевыми понятиями «Художественный образ», «настроение» «композиция», «цвет», «фактура», «текстура», др.
5. Подведение итогов 10 Предлагает ученикам оценить работы друг друга. Желающим предоставляет домашние задания по выбору Участвуют в целеполагании на следующее занятие. Желающие обсуждают возможное участие в проектировании и организации следующего занятия
Итого: 90 мин. (сдвоенные занятия 2х45 мин.]
Результаты работы (в НОУ «Гуманитарный колледж», МОУДО ЦАТ «Перспектива» и в других образовательных учреждениях] подтверждают, что использование в организации образовательного процесса на занятии в РВГ педагогического проектирования индивидуальной и совместной деятельности школьников разного возраста, с активным вовлечением в проектировочную деятельность всех участников образовательного процесса, способствует как повышению качества образования в целом, так и успешной самореализации обучающихся в разновозрастной группе.
Так, к концу первого полугодия обучения в РВГ у школьников повысилась удовлетворенность взаимоотношениями со старшими и младшими товарищами на 59,5% в сравнении с
тем же показателем в первые недели учебы в разновозрастном классе. В ходе рефлексии обучающиеся отмечают, что совместная деятельность старших и младших в РВГ позволяет им проявить себя, повысить свой авторитет и самооценку, попробовать себя в роли организатора, консультанта, эксперта, научить чему-либо других. Большинство обучающихся (63% младших и 56% старших] выразили пожелания, чтобы совместная работа учеников разного возраста на занятии проводилась чаще.
Показатели уровня обученности и качества знаний по осваиваемой образовательной программе и у старших, и у младших, обучающихся в условиях разновозрастной группы, обнаружили положительную динамику.
Развитие мотивации к обучению обеспечило рост творческой активности обучающихся, что в нашем случае проявилось в участии во внеучебных мероприятиях, коллективных творческих делах, всевозможных выставках и конкурсах, в которых ученики стали занимать большее количество призовых мест. В сравнении с началом обучения в РВГ на втором году учебного года на 34% увеличилось количество детей, посещающих кружки по изобразительному искусству, на 40% - выбравших занятия по дизайну в качестве внеурочной учебной деятельности.
Данные факты свидетельствуют о формировании субъектной позиции детей, расширении спектра их интересов, становлении социально значимой направленности личности обучающихся в разновозрастной группе.
Таким образом, результаты работы подтверждают эффективность педагогического проектирования индивидуальной образовательной деятельности обучающихся на занятиях в РВГ. В качестве перспективных направлений изучения данной проблематики могут быть предприняты исследования, направленные на изучение условий поддержки индивидуальных маршрутов обучающихся на занятиях в разновозрастной группе.
Список литературы
1. Байбородова Л. В. Ключевые идеи субъектно-ориентированной технологии индивидуализации образовательного процесса в педагогическом вузе / Л. В. Байбородова, В. Н. Белкина, М. В. Груздев, Т. Н. Гущина // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2018. Т. 8. № 5. С. 7-21. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1805.01.
2. Байбородова Л. В. Этапы организации групповой работы в учебном коллективе / Л. В. Байбородова, С. В. Данданова / / Ярославский педагогический вестник. Ярославль : РИО ЯГПУ, 2016. № 6. С. 74-82.
3. Заир-Бек Е. С. Основы педагогического проектирования / Е. С. Заир-Бек. СПб. : Просвещение, 1995. 324 с.
4. Индивидуализация образовательного процесса: из опыта работы Вощажниковской средней общеобразовательной школы : методическое пособие / под ред. Л. В. Байбородовой. Ярославль : Канцлер, 2018.106 с.
5. Колесникова И. А. Педагогическое проектирование : учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И. А. Колесникова, М. П. Горчакова-Сибирская ; под ред. И. А. Колесниковой. М. : Академия, 2005. 288 с.
6. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. URL: http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf.
7. Кротова М. В. Особенности образовательной деятельности обучающихся в разновозрастных группах / М. В. Кротова // Ярославский педагогический вестник. Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2017. № 3. С. 42-48.
8. Кротова М. В. Педагогическое сопровождение индивидуальной образовательной деятельности обучающегося в РВГ / М. В. Кротова // Актуальные проблемы современных педагогических исследований : сб. науч. ст. СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 2016. С. 285-290.
9. Муравьева Г. Е. Проектирование образовательного процесса в школе : автореф. дис. ... доктора пед. наук / Г. Е. Муравьева. Ярославль, 2003. 39 с.
10. Павлова И. С. Обучение в разновозрастных группах учащихся сельской малочисленной школы : дис... канд. пед наук / И. С. Павлова. Ярославль, 2007. 268 с.
11. Педагогические технологии : в 3 ч. Ч. 3. Проектирование и программирование : учебник и практикум для академического бакалавриата / Л. В. Байбородова [и др.] ; под ред. Л. В. Байбородовой. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Юрайт, 2018. 219 с.
12. Родионов В. Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование : учеб. пособие / В. Е. Родионов. СПб. : Изд.- полигр. центр СПбГТУ. 2006. 140 с.
13. Старостина Е. Н. Организация деятельности разновозрастного пионерского отряда в школе : дис. ... канд. пед. наук / Е. Н. Старостина. Ленинград, 1990. 194 с.
14. Современная школа: опыт модернизации : книга для учителя / О. В. Акулова, С. А. Писарева, Е. В Пискунова, А. П. Тряпицына ; под общ. ред. А. П. Тряпицыной. СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. 290 с.
15. Хижнякова О. Н. Педагогическое проектирование учебной деятельности младших школьников в условиях развивающего обучения : дис. ... канд. пед. наук / О. Н. Хижнякова. Владикавказ, 2009. 187 с.
16. Юдин В. В. Технологическое проектирование педагогического процесса : автореф. дис. ... доктора пед. наук / В. В. Юдин. М., 2009. 43 с.
17. Яковлева Н. О. Педагогическое проектирование : учеб.-практ. пособие / Н. О. Яковлева. Челябинск : Изд-во ЧГПУ, 2001. 124 с.
18. Baiborodova L. Learning in Mixed-aged Groups of Schoolchildren//European Journal of Contemporary Education. 2013. Vol. (5). No. 3. P. 132-144.
19. Innovative Learning Strategies For Modern Pedagogy. URL: https://www.teachthought.com/the-fu-ture-of-learning (дата обращения: 15.03.2019).
20. Смесената група в детската градина - проблеми, предизвикателства, перспективи / П. Буюк-лиев, Й. Балтаджиева, Е. Георгиева [и др.]. Бургас : Димант, 2001. 143 с.
Design of individual educational activities of students studying at lessons of fine arts in a different age group
M. V. Krotova
senior lecturer of the Department of additional and technological education, Yaroslavl State Pedagogical University n. a. K. D. Ushinsky. Russia, Yaroslavl. E-mail: [email protected]
Abstract. The article reveals the features of the design technology of individual educational activities of students studying at lessons of fine arts in a different age group, the main of which is that the objects of design are: multi-level content of classes, individual educational activities of students, development of educational interaction of children of different ages. This causes the simultaneous use of two groups of principles in the educational process: the principles of designing individual educational activities of students (forecasting, self-development, motivational support of design activities, the subject position of the child, the interaction of design subjects, technology, continuity and cyclicality, reflexivity) and the principles of development of educational interaction of children of different ages (integration and differentiation of social interests, variability of the choice of forms of interaction between older and younger children in the group, dynamic and multivariative role participation of students in social relations of different age groups, reference and nonconformity in the relations of participants of interaction, self-development and self-organization of life activities of different age groups of children).
Designing art activities at various age group includes a number of stages, including: system planning activities; diagnostics of initial conditions; determination of goals and objectives; designing the structure of individual sessions; designing pedagogical support of the activities of the child and support of educational interaction of students of different age; training to engage in various age group, its conduct and results. Designing activity of the teacher is shown on the example of the project of occupation to fine arts in different age group, illustrated by its plan-scheme and the technological map.
In conclusion, the results of experimental work in different age groups of secondary schools and organizations of additional education, conclusions about the state of the problem and the ways of its development.
Keywords: individualization of the educational process, technology of designing educational activities of students in different age groups, interaction of children of different ages in the classroom, lesson in fine arts.
References
1. Baiborodova L. V. Klyuchevye idei sub'ektno-orientirovannoj tekhnologii individualizacii obrazovatel'nogo processa v pedagogicheskom vuze [Key ideas of subject-oriented technology of individualization of educational process in pedagogical higher education institution] / L. V. Baiborodova, V. N. Belkina, M. V. Gruzdev, T. N. Gush-china // Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - Herald of Novosibirsk State Pedagogical University. 2018. Vol. 8. No. 5. Pp. 7-21. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1805.01.
2. Baiborodova L. V. Etapy organizacii gruppovoj raboty v uchebnom kollektive [Organization stages of group work in school environment] / L. V. Baiborodova, S. V. Zandanova // Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik - Yaroslavl Pedagogical Herald. Yaroslavl. RIO YaSPU. 2016. No. 6. Pp. 74-82.
3. Zair-Bek E. S. Osnovy pedagogicheskogo proektirovaniya [Fundamentals of pedagogical design] / E. S. Zair-Bek. SPb. Prosveshchenie. 1995. 324 p.
4. Individualizaciya obrazovatel'nogo processa: iz opyta raboty Voshchazhnikovskoj srednej obshcheobra-zovatel'noj shkoly : metodicheskoe posobie - Individualization of the educational process: from the experience of Voshchazhnikovskaya secondary school : a methodical guide / ed. L. V. Bayborodova. Yaroslavl. Kanzler. 2018. 106 p.
5. Kolesnikova I. A. Pedagogicheskoe proektirovanie : ucheb. posobie dlya vyssh. ucheb. zavedenij [Pedagogical design : tutorial for higher scholls] / I. A. Kolesnikova, M. P. Gorchakova-Sibirskaya; edited by I. A. Kolesnikova. M. Akademiya. 2005. 288 p.
6. Koncepciya dolgosrochnogo social'no-ekonomicheskogo razvitiya RF na period do 2020 g. - The concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period up to 2020. Available at: http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf.
7. Krotova M. V. Osobennosti obrazovatel'noj deyatel'nosti obuchayushchihsya v raznovozrastnyh gruppah [Features of educational activity of students in different age groups] / M. V. Krotova // Yaroslavskij pedagog-icheskij vestnik - Yaroslavl Pedagogical Herald. Yaroslavl. YaSPU. 2017. No. 3. Pp. 42-48.
8. Krotova M. V. Pedagogicheskoe soprovozhdenie individual'noj obrazovatel'noj deyatel'nosti obuchayush-chegosya v RVG [Pedagogical support of individual educational activity of the student in different age groups] / M. V. Krotova // Aktual'nye problemy sovremennyh pedagogicheskih issledovanij : sb. nauch. st. - Current issues of modern pedagogical researches : coll. scent. art. St. Petersburg. RSPU n. a. A. I. Herzen. 2016. Pp. 285-290.
9. Murav'eva G. E. Proektirovanie obrazovatel'nogo processa v shkole : avtoref. dis. ... doktora ped. nauk [Design of the educational process in the school : abstr. dis. ... Dr. of Ped. Sciences] / G. E. Murav'eva. Yaroslavl. 2003. 39 p.
10. Pavlova I. S. Obuchenie v raznovozrastnyh gruppah uchashchihsya sel'skoj malochislennoj shkoly: dis... kand. ped nauk [Training in different age groups of students of rural small schools: dis ... PhD of Ped. Sciences] / I. S. Pavlova. Yaroslavl. 2007. 268 p.
11. Pedagogicheskie tekhnologii: v 3 ch. Ch. 3. Proektirovanie i programmirovanie : uchebnik i praktikum dlya akademicheskogo bakalavriata - Pedagogical technologies : in 3 pts. Part 3. Design and programming: textbook and workshop for academic baccalaureate / L. V. Baiborodova [et al.]; edited by L. V. Baiborodova. 2nd ed., rew. and add. M. Yurayt. 2018. 219 p.
12. Rodionov V. E. Netradicionnoe pedagogicheskoe proektirovanie: ucheb. posobie [Unconventional pedagogical design : tutorial] / V. E. Rodionov. SPb. SPbSTU. 2006. 140 p.
13. Starostina E. N. Organizaciya deyatel'nosti raznovozrastnogo pionerskogo otryada v shkole : dis. ... kand. ped. nauk [The organization of activity of different-age pioneer group in school : dis. ... PhD of Ped. Sciences] / E. N. Starostina. Leningrad. 1990. 194 p.
14. Sovremennaya shkola: opyt modernizacii: kniga dlya uchitelya - Modern school: experience of modernization : a book for a teacher / O. V. Akulova, S. A. Pisareva, E. V. Piskunova, A. P. Tryapicyna; under the general ed. of A. P. Tryapicyna. SPb. RSPU n. a. A. I. Herzen. 2005. 290 p.
15. Hizhnyakova O. N. Pedagogicheskoe proektirovanie uchebnoj deyatel'nosti mladshih shkol'nikov v usloviyah razvivayushchego obucheniya : dis. ... kand. ped. nauk [Pedagogical design of educational activity of younger pupils in the conditions of developing training : dis. ... PhD of Ped. Sciences] / O. N. Hizhnyakova. Vladikavkaz. 2009. 187 p.
16. Yudin V. V. Tekhnologicheskoe proektirovanie pedagogicheskogo processa : avtoref. dis.... doktora ped. nauk [Technological design of pedagogical process : abstract. dis. ... Dr. of Ped. Sciences] / V. V. Yudin. M. 2009. 43 p.
17. Yakovleva N. O. Pedagogicheskoe proektirovanie : ucheb.-prakt. posobie [Pedagogical design : stud.-pract. tutorial] / N. O. Yakovleva. Chelyabinsk. Chelyabinsk State Pedagogical University. 2001. 124 p.
18. Baiborodova L. Learning in Mixed-aged Groups of Schoolchildren // European Journal of Contemporary Education. 2013. Vol. (5). No. 3. Pp. 132-144.
19. Innovative Learning Strategies For Modern Pedagogy. Available at: https://www.teachthought.com/ the-future-of-learning (date accessed: 15.03.2019).
20. Mixed group in kindergarten-problems, problems, outlook - Sesenta group in deskata garden - problems, predizvikatelstva, the progress and prospects / P. Buyukliev, Th. Baltadjiev, E. Georgiev [et al.]. Burgas. Dimant. 2001. 143 p.